LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 7
(всего 110)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

как к врагам, от которых необходимо защитить обыкновен
ного человека, т. е. прежде всего поднять в нем мужество и силу.
Мораль, следовательно, учила глубже всего ненавидеть и пре
зирать то, что составляет характернейшую особенность вла
стителей: их волю к власти. Эту мораль отменить, отверг
нуть, разложить — значило бы в обратном смысле ценить и
воспринимать этот столь ненавидимый инстинкт. Если бы
страдающий, угнетенный человек потерял веру в свое право
презирать волю к власти — он вступил бы в полосу самого
безнадежного отчаяния. Но это было бы только в том слу
чае, если б эта черта лежала в самом существе жизни, если
б выяснилось, что даже под личиной воли к морали скрыва
ется «воля к власти», что сама его ненависть и презрение
тоже особая «мощь воля». Угнетенный понял бы, что стоит
на одной почве со своим угнетателем и что перед ним у него
нет ни преимущества, ни прав на высшее положение.
Скорее наоборот! Жизнь не имеет иных ценностей,
кроме степени власти — если мы предположим, что сама
жизнь есть воля к власти. Мораль ограждала неудачников,
обездоленных от нигилизма, приписывая каждому беско
нечную ценность, метафизическую ценность, и указуя им
место в порядке, не совпадающем ни с мирской властью, ни
с иерархией рангов — она учила подчинению, смирению и
т. д. Если предположить, что вера в эту мораль погибнет, то не
удачники утратят свое утешение — и погибнут тоже.




nietzsche.pmd 57 22.12.2004, 0:06
Black
Гибель принимает здесь форму самообречения на гибель, в 58
виде инстинктивного подбора всего того, что должно губить.
Вот симптомы этого саморазрушения неудачников: самови
висекция, отравление, опьянение, романтика,— и прежде
всего — инстинктивное побуждение к поступкам, вызываю
щим смертельную вражду со стороны имеющих власть (как бы
воспитание себе самому палачей), воля к разрушению как воля
еще более глубоко заложенного инстинкта, инстинкта само
разрушения, устремления в «ничто».
Нигилизм — как симптом того, что неудачникам нет
больше утешения, что они уничтожают, чтобы быть унич
тоженными, что они, оторвавшись от морали, не имеют
больше основания «покоряться своей судьбе»,— что они ста
новятся на почву противоположного принципа и со своей
стороны также хотят власти, принуждая властвующих быть
их палачами. Это и есть европейская форма буддизма, осу
ществление «нет» после того, как всякое существование по
теряло свой «смысл».
«Нужда» между тем не возросла: наоборот! «Бог, мораль,
смирение» — служили средствами исцеления в самые страш
ные и бедственные времена — активный нигилизм высту
пает при сравнительно более благоприятно сложившихся
условиях. Уже самое преодоление морали предполагает до
вольно высокий уровень духовной культуры, а она в свою
очередь предполагает относительное благополучие. Изве
стная духовная усталость от продолжительной борьбы фи
лософских мнений, доведенная до безнадежнейшего скеп
тицизма по отношению к философии, указывает также от
нюдь не на низкий уровень этих нигилистов. Стоит только
вспомнить о той обстановке, в которой выступил Будда.
Учение о вечном возвращении должно было бы иметь неко
торые научные предпосылки (подобно тем, какие имело уче
ние Будды,— напр., понятие о причинности и т. д.).
Что же означает теперь — «неудачник»? Прежде всего
физиологическую неудачу,— а уже не политическую. Самый
нездоровый род людей в Европе (во всех сословиях) — по
чва для этого нигилизма: они воспримут веру в вечное воз
вращение как проклятие, и пораженный этим проклятием
человек не остановится ни перед какими действиями — по
лагая не пассивно сгинуть, но довести до гибели все, что в
такой степени бессмысленно и бесцельно — хотя в сущнос




nietzsche.pmd 58 22.12.2004, 0:06
Black
ти это только род судороги, слепого бешенства при созна
59
нии, что все уже было от вечности, все — вплоть до этой
самой минуты нигилизма и страсти разрушения. Ценность
европейский нигилизм




такого кризиса в том, что он очищает, что он сводит вместе
родственные элементы, которые взаимно губят друг дру
га, в том, что он людям противоположного образа мыслей
указывает на общие задачи; обнаруживая и среди них более
слабых и менее уверенных, он этим создает особую иерархию
сил с точки зрения здоровья: признавая повелевающих —
повелевающими, подчиняющихся — подчиняющимися. Ко
нечно оставляя в стороне все существующие общественные
группировки.
Кто же окажется при этом самыми сильными? Самые уме
ренные, те, кто не нуждаются в крайних догмах веры, те,
которые не только допускают добрую долю случайности,
бессмысленности, но и любят ее, те, кто умеют размышлять
о человеке, значительно ограничивая его ценность, но не
становясь однако от этого ни приниженными, ни слабыми;
наибоee богатые здоровьем, те, которые легче переносят
всякие невзгоды, и поэтому не слишком боятся невзгод —
люди, уверенные в своей силе и с сознательной гордостью оли
цетворяющие достигнутую человеком мощь.
Каковы были бы мысли такого человека о вечном воз
вращении?

56. [Периоды европейского нигилизма.]
Период неясности — всевозможные попытки сохранить
старое, не упуская вместе с тем нового.
Период ясности — окончательное уразумение, что старое
и новое в основе противоположны друг другу, ибо старые
ценности порождены нисходящей жизнью, а новые — вос
ходящей, что все старые идеалы суть идеалы враждебные
жизни (т. е. вызванные декадансом и сами обусловливаю
щие его, хотя и разряженные в пышный праздничный убор
морали). Мы понимаем старое и далеко не достаточно силь
ны для нового.
Период трех великих аффектов — презрения, сострадания
и разрушения.
Период катастрофы — распространение учения, кото
рое просеивает людей… побуждающего слабых, а также и
сильных к решимости.




nietzsche.pmd 59 22.12.2004, 0:06
Black
ii.



[а) Современное омрачение]

57. Друзья мои, нам туго приходилось, когда мы были мо
лоды — мы страдали от самой молодости, как от тяжелой бо
лезни. В этом виновато время, в которое мы заброшены —
время большого внутреннего упадка и распадения, которое
всеми своими слабостями и даже лучшей своей силой про
тивоборствует духу молодости. Распадение, следовательно,
неопределенность свойственны этому времени — нет ниче
го, что бы стояло на ногах крепко, с суровой верой в себя —
живут для завтрашнего дня, ибо послезавтра сомнительно.
Все на нашем пути скользко и опасно, и при этом лед, кото
рый нас еще держит, стал таким тонким; мы все чувствуем
грозящее нам дыхание оттепели — там, где мы еще ступаем,
скоро нельзя будет проходить никому!

58. Если это не столетие упадка и постепенно убывающей
жизненной силы, то, по меньшей мере — столетие необду
манных и произвольных попыток управления жизнью; и
весьма вероятно, что от чрезмерного числа неудачных опы
тов получится некоторое общее впечатление как бы упад
ка, а, быть может, и на самом деле — упадок.

59. К истории современного омрачения
Государственные кочевники (чиновники и т. д.): нет
«родины».
Падение семьи.
«Добрый человек» как симптом изнеможения.
Справедливость как воля к власти (воспитание).
Половая похотливость и невроз.
Черная музыка — куда девалась настоящая музыка?
Анархист.




nietzsche.pmd 60 22.12.2004, 0:06
Black
Презрение к людям, отвращение.
61
Глубочайшее различение: происходит ли творческий
характер от голода или переизбытка? Первый создает идеа
европейский нигилизм




лы романтики.— Северная неестественность. Потребность
в Alcoholica — «нужда» рабочего сословия.
Философский нигилизм.

60. Медленное выступление вперед и подъем средних и
низших состояний и сословий (в том числе низших форм
духа и тела), которое уже в значительной мере было подго
товлено Французской революцией, хотя и без революции
не замедлило бы проложить себе дорогу,— в целом приво
дит, к перевесу стада над всеми пастухами и вожатыми.
1) Омрачение духа (совместное существование стои
ческой и фривольной видимости счастья, свойственное бла
городным культурам, встречается все реже, многие стра
дания становятся заметными и заявляют о себе там, где
прежде их переносили и скрывали);
2) Моральное лицемерие (способ выдвинуться своей мо
ралью, но путем проявления стадных добродетелей: состра
дания, заботливости о других, умеренности, а не тех, кото
рые признаются и ценятся вне стадности);
3) Действительное сострадание и сорадование в больших
размерах (радость близкого общения с большим числом себе
подобных, свойственное всем стадным животным — «чув
ство общественности», «отечество»,— словом все; и это при
том, что не принимается в соображение индивид).

61. Наше время, с его стремлением как нибудь помочь нуж
дам, предупредить их и вообще своевременно устранить мо
гущие быть от них неприятные последствия, есть время бед
ных. Наши «богатые» — вот самые бедные! Коренная цель
всякого богатства забыта!

62. Критика современного человека: «человек добр», но толь
ко испорчен и соблазнен дурными установлениями (тира
нами и попами); разум как авторитет; история как преодо
ление ошибок; будущее как прогресс; христианское государ
ство («Господь сил»); христианское отношение полов (или
брак); царство «справедливости» (культа «человечества»):
«свобода».




nietzsche.pmd 61 22.12.2004, 0:06
Black
Романтическая поза современного человека: благород 62
ный человек (Байрон, Виктор Гюго, Жорж Санд); благород
ное негодование; освящение страстью (как подлинною «при
родою»); защита угнетенных и обездоленных как девиз ис
ториков и романистов; стоики долга; «самоотречение» как
искусство и познание; альтруизм как наиболее изолгавшая
ся форма эгоизма (утилитаризм), сентиментальный эгоизм.
Это все проистекает от восемнадцатого века. А вот что
мы от него не унаследовали, так это — l’insouciance1, веселость,
изящество, ясность ума; темп духа менялся; наслаждение ду
ховною ясностью и тонкостью уступило место наслаждению
красками, гармонией, массой, реальностью и т. д. Сенсуа
лизм в духовном. Словом — это восемнадцатый век Руссо.

63. В общем счете в нашем современном человечестве гу
манность достигла огромных размеров. То, что это обычно
не ощущается, может само по себе служить доказательством
справедливости сказанного: мы стали столь чувствительны
к мелким невзгодам, что проявляем несправедливость в оцен
ке достигнутого нами.
При этом не следует упускать из виду значительное вли
яние декаданса, как и то, что наш мир, если смотреть на него
декадентскими глазами, должен казаться плохим и жалким.
Но эти глаза во все времена видели одно и то же:
1) некоторую перевозбужденность даже морального
чувства;
2) ту долю озлобления и омрачения, которую песси
мизм привносит в суждения.
И то, и другое вместе дало перевес противоположному
представлению, а именно, что в нашей морали не все об
стоит благополучно.
Однако факт существования кредита, всей мировой
торговли, установления постоянных сношений,— во всем
этом выражается необычайно благосклонное доверие к чело
веку… Этому же способствует:
3) освобождение науки от моральных и религиозных
целей — весьма хороший признак, но в большинстве случа
ев ложно понимаемый.
Я пытаюсь на свой лад оправдать историю.

1
беспечность (фр.).




nietzsche.pmd 62 22.12.2004, 0:06
Black
64. Второй буддизм. Нигилистическая катастрофа, которая
63
кладет конец индийской культуре. — Предвестья ее: распро
странение сострадания. Духовное переутомление. Сведе
европейский нигилизм




ние проблем к вопросам удовольствия и неудовольствия.
Военное величие и слава, возбуждающие соответствующую
реакцию. Равным образом — национальные отграничения,
вызывающие некоторое обратное движение к сердечному
«братству». Невозможность для религии работать далее при
посредстве догматов и басен.
Этой буддийской культуре положит конец нигилисти
ческая катастрофа.

65. Всего глубже подорваны в наше время инстинкт и воля
традиции. Все установления, обязанные своим происхожде
нием этому инстинкту, противоречат вкусу современного
человека… Что бы ни делали и ни думали ныне, во всем пре
следуется в сущности только одна цель — с корнем вырвать
эту склонность к преданию, к преемственности. В тради
ции видят тяжкую неизбежность: ее изучают, признают (как
«наследственность»), но не хотят ее. Напряжение воли,
направленное на далекое грядущее, подбор условий и оце
нок, дающих власть наперед над сотнями лет — все это в выс
шей степени несовременно. Отсюда следует, что характер
нашей эпохи определяется дезорганизующими принципами.

66. «Будьте просты» — вот требование, которое, будучи об
ращенным к нам, сложным и непостижимым испытателям
утроб, является просто глупостью… Будьте естественны!
Хорошо, ну а если мы по существу «неестественны»?

67. В былое время средствами, имевшими своею целью со
здание, через длинный ряд поколений, однородных, устой
чивых существ, являлись: не подлежавшее отчуждению зе
мельное владение, уважение к старейшим (источник веры
в богов и героев как предков).
Теперь раздробление земельной собственности объясняет
ся противоположной тенденцией. Газета заменила ежед
невные молитвы. Железная дорога, телеграф. Централиза
ция огромной массы разнообразных интересов в одной ду
ше, которая при этих условиях должна отличаться большой
силой и способностью к превращениям.




nietzsche.pmd 63 22.12.2004, 0:06
Black
68. Почему все становится комедиантством. Современно 64
му человеку недостает верного инстинкта (результат дол
гой однообразной формы деятельности для каждого рода лю
дей); неспособность создать что либо совершенное есть пря
мое следствие того — отдельный человек не в силах навер
стать не данное ему школой.
Чем вызывается к жизни мораль, законодательство?
Глубоким инстинктивным чувством того, что лишь благода
ря автоматизму их действия возможно совершенство в жиз
ни и творчестве…
Но ныне мы достигли противоположной точки, хоте
ли и достигли ее, а именно — крайней сознательности, само
постижения человека и истории. Благодаря этому на прак
тике мы всего дальше от совершенства в своем бытии, де
лании, воле — самая наша жажда, наша воля к познанию есть
симптом безмерного декаданса. Мы стремимся к противо
положности того, чего хотят сильные расы, сильные натуры —
постижение есть конец…
Что наука возможна в том смысле, как она процветает
ныне, это — доказательство того, что все элементарные ин
стинкты — инстинкты самозащиты и самоограждения — более
не действуют в жизни. Мы больше не собираем, мы расто
чаем то, что накоплено нашими предками,— и это верно
даже в отношении того способа, каким мы познаем действи
тельность.

69. Нигилистическая черта:
а) в естественных науках («отсутствие смысла») — кауза
лизм, механизм. «Закономерность» — переходная ступень,
остаток старины;
b) равным образом — в политике: человек утратил веру
в свое право, невинность; царит лганье, служение минуте;
с) то же — и в народном хозяйстве: уничтожение рабства,
отсутствие искупающего сословия, оправдателя,— появле
ние и рост анархизма. «Воспитание»?
d) точно так же — в истории: фатализм, дарвинизм; пос
ледние попытки истолковать ее с помощью понятий разу
ма и божественности потерпели неудачу. Сентименталь
ность по отношению к прошлому — биография представля
ется чем то нестерпимым! (Феноменализм и здесь: харак
тер как маска; события нет);




nietzsche.pmd 64 22.12.2004, 0:06
Black
е) схожесть и в искусстве: романтика и реакция против
65
нее (отвращение к романтическим идеалам и лжи). После
дняя — моральна, как чувство большей правды, но пессими
европейский нигилизм




стична. Чистые «артисты» (равнодушны к содержанию).
(Психология исповедален и пуританская психология, две
формы психологической романтики; и ее противополож
ное предложение — отнестись к «человеку» чисто артисти
чески, но и тут еще нет решимости на установление обрат
ной оценки!).

70. Против учения о влиянии среды и внешних причин —
внутренняя сила бесконечно важнее; многое, что представ
ляется влиянием извне, в сущности есть только приспособ
ление этой внутренней силы к окружающему. Совершенно
тождественные среды могут получить прямо противопо
ложное толкование и быть использованы в противополож
ном смысле, фактов не существует. Гений не может быть
объяснен из подобных условий его появления.

71. «Современность», изображенная в образе питания и ус

<< Пред. стр.

страница 7
(всего 110)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign