LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 69
(всего 110)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

рядов: мир как круговорот, который бесконечное число раз
уже повторился и который ведет эту свою игру до бесконеч
ности.— Эта концепция не безусловно механистическая:
ибо если бы она была таковой, то обусловила бы не беско
нечное возвращение идентичных случаев, но финальное
состояние. Но поскольку мир его не достиг, мы должны счи
тать этот механизм несовершенной и промежуточной ги
потезой.

1067. Так знаете ли вы теперь, что есть «мир» для меня?
Показать вам его в моем зеркале? Вот этот мир: исполин си
лы, без начала и без конца, прочная, литая громада силы,
которая не становится ни больше, ни меньше, которая не
расходуется, не тратится, только превращается, оставаясь




nietzsche.pmd 557 22.12.2004, 0:07
Black
как целое величиной неизменной, хозяйство без расходов
и издержек, но и без прироста, без прихода, замкнутое в
«ничто» как в свою границу,— ничего растекающегося, ниче
го расточаемого, ничего бесконечно растяжимого,— но как
определенная сила, вложенная в определенное простран
ство, притом не в такое пространство, которое где либо
было бы «пустым»,— скорее как сила повсюду, как игра сил
и силовых волн, одновременно единое и многое, здесь взды
маясь и одновременно там опадая, море струящихся в себе
и перетекающих в себя сил, в вечной метаморфозе, в веч
ном откате, с неимоверными выплесками долголетних воз
вращений, в вечном приливе и отливе своих преображе
ний, из простейшего возносясь к многообразнейшему, из
тишайшего покоя, холода и застылости — к магме, неистов
ству, забвению и опровержению самого себя, а потом сно
ва возвращаясь из этой полноты к простому, из игры про
тиворечий — к радости согласия, самое себя утверждая в
этой равности своих путей и лет, самое себя благословляя
как то, что вечно должно возвращаться, как становление,
которое не знает пресыщаемости, устали и неохоты; — этот
мой дионисийский мир вечного само сотворения, вечного
само разрушения, этот таинственный мир двойного вожде
ления, это мое «по ту сторону добра и зла», без цели, если
цель не лежит в счастье круга, без воли, если только петля
возвращения к самому себе не имеет доброй воли,— хотите
знать имя этому миру? Решение всех ваших загадок? Свет и для
вас, о вы, потаеннейшие, сильнейшие, самые бесстрашные
и самые полуночные? Этот мир есть воля к могуществу и —
ничего кроме этого! И вы сами тоже суть та же воля к могуще
ству — и ничего кроме этого!




nietzsche.pmd 558 22.12.2004, 0:07
Black
заключительные
замечания
Елизавета Ферстер Ницше




nietzsche.pmd 559 22.12.2004, 0:07
Black
560




nietzsche.pmd 560 22.12.2004, 0:07
Black
561

Первую попытку связать свои основные философские воз
заключительные замечания




зрения в одно целое, в форме большого прозаического со
чинения, мой брат, по всем вероятиям, предпринял еще в
1882 году. По крайней мере в рукописях той эпохи мы на
ходим целый ряд разнообразных планов, содержащих ука
зания на это, как, например, следующий:

Грядущее
Пророчество

A. Самопреодоление морали.
B. Освобождение.
C. Середина и начало гибели.
D. Признаки полдня.
E. Добровольная смерть.

Впрочем, достаточно перечесть наброски в посмерт
ных работах, помещенных в V томе этого издания; из них
мы, к удивлению нашему, увидим, что одна из воспроизве
денных там записей, относящаяся к зиме 1881/82 года, со
держит значительную часть мыслей, положенных в осно
вание помещенной в этом томе «Воли к власти».
В особенности плодотворным затем оказалось в этом
отношении лето 1884 года, когда возникли несколько боль
ших планов и были разработаны несколько подробнее. Один
из этих планов гласит:

«Вечное возвращение»
Предсказание

Большое предисловие. Новая просветительная эпоха
— старая имела характер, соответствующий демократичес
кому стаду: уравнение всех. Новая желает указать путь вла
стным натурам — поскольку им (как и государству) позволе
но все, что стадному существу не дозволяется.
Первый отдел. Новая правдивость. (Новое освещение
вопроса об «истине и лжи» в живом).
Второй отдел. По ту сторону добра и зла. (Новое осве
щение вопроса о «добре и зле»).




nietzsche.pmd 561 22.12.2004, 0:07
Black
Третий отдел. Скрытые художники. (Новое освещение 562
вопроса об образующих и преобразующих силах).
Четвертый отдел. Самопреодоление человека. (Воспи
тание высших людей).
Пятый отдел. Молот и великий полдень. (Учение о веч
ном возвращении, как молот в руках самых могучих людей.)

В промежутке между приведенными планами в руко
писях попадаются самые разнообразные планы для заду
манной им колоссальной работы, но «Воля к власти», как
заглавие, мы находим впервые весной 1885 года, когда за
кончена была четвертая часть Заратустры.
По окончании «По ту сторону добра и зла», летом 1886
года, впервые перед братом с ясностью обрисовывается
весь план будущего произведения. Но об этом так подроб
но сказано в введении, что я могу ограничиться только ссыл
кой на него. Там же приведены соображения, по которым
мы сочли нужным положить в основание распорядка этого
издания план от 17 марта 1887 года, хотя имеются еще нали
цо планы и позднейшего времени. Упомянутый план от 17
марта 1887 года существует, впрочем, еще в двух поздней
ших обработках, из которых мы заимствовали очень полез
ные указания по отношению к распорядку работы. Из этих
обработок можно усмотреть, что самый план оставался в
силе до начала 1888 года.

Вторая обработка плана от 17 марта 1887 (лето 1887 г.)

ВОЛЯ К ВЛАСТИ
Опыт переоценки всех ценностей
Первая книга
Нигилизм (как вывод из бывших до сего времени в ходу
высших ценностей).
Вторая книга
Критика существующих высших ценностей (уразумение
того, что через них утверждало себя или отрицало).
Третья книга
Самопреодоление нигилизма (попытка сказать «да» всему
тому, что до сих пор отрицалось).
Четвертая книга
Преодолеватели и преодоленные. (Предсказание).




nietzsche.pmd 562 22.12.2004, 0:07
Black
Третья обработка (начало 1888 г.)
563

Первая книга
заключительные замечания




1. Нигилизм, продуманный до самого конца.
2. Культура, цивилизация, двусмысленность «совре
менного».
Вторая книга
3. Происхождение идеала.
4. Критика христианского идеала.
5. Как добродетель достигает победы.
6. Стадная мораль.
Третья книга
7. «Воля к истине».
8. Мораль как Цирцея философов.
9. Психология «Воли к власти».
Четвертая книга
10. «Вечное возвращение».
11. Великая политика.
12. Жизненные рецепты для нас.

План 17 марта 1887 года разрабатывался сначала в Ниц
це, а затем в Бадиа на Лаго Маджиоре. Оттуда мой брат пе
реехал в Цюрих, главным образом ради имевшейся в этом
городе библиотеки; но пребывание там, по видимому, не ока
залось столь плодотворным, как он того ожидал, ибо кор
ректуры пятой книги «Веселой Науки» и некоторые до
бавления к ней отнимали у него массу времени. Затем сле
довало с середины мая по 10 июня пребывание в Куре, дав
шее, как кажется, довольно обильные результаты. Собствен
но, он остановился там по необходимости, ввиду получен
ных из Энгадина известий, что там еще держится зимняя
погода и на перевале выпал новый снег. При переезде из
Кура в Сильс Мария он остановился на некоторое время в
долине Ленца и написал там введение к «Воли к власти».
Но вскоре, когда он уже был в Энгадине, он должен было
опять отложить свою работу в сторону и приняться за обра
ботку «Г енеалогии морали». Это, естественно, заняло почти
все его рабочее время за лето 1887 года. Петеру Гасту, кото
рый просматривал корректуры, он в ответ на его востор
женное письмо пишет по поводу двух первых рассуждений:
«В общем вещь выходит недурна: по тону моих рассуждений




nietzsche.pmd 563 22.12.2004, 0:07
Black
Вы можете заметить, что я имею сказать кое что большее, чем 564
они пока содержат».
В промежутках между корректурами «Генеалогии»,
осенью 1887 года, он опять с большим усердием работал за
своим главным произведением. Бесспорно, что он ощущал
при этом потребность в огромном материале; а библиоте
ка, которую он возил с собой, и те книги, которые сохраня
лись в Энгадине, далеко не могли удовлетворять его требо
ваниям. Поэтому в начале сентября 1887 года он почти ре
шил вместо Венеции отправиться в Германию, хотя это
решение и стоило ему немалых усилий. Он пишет 15 сен
тября Петеру Гасту о доводах за и против этого путеше
ствия: «Я, откровенно говоря, колебался между Венецией
и Лейпцигом: последний — в ученых целях, ибо мне прихо
дится по отношению к предстоящему теперь выполнению
главной задачи моей жизни еще многому поучиться, порас
спросить, почитать. Но на все это пошла бы не одна «осень»,
а целая зима в Германии, и, взвесив все, я прихожу к тому,
что мое здоровье решительно не позволяет мне в этом году
такого опасного эксперимента. Таким образом, мне остает
ся выбор между Венецией и Ниццей: и, смотря на дело так
же и со стороны моего душевного состояния, я прежде все
го нуждаюсь в глубоком одиночестве лицом к лицу с самим
собою более настоятельно, чем в пополнении моих знаний
и изысканиях для пяти тысяч различных проблем».
Итак, он остался в Венеции, где несколько недель про
вел с Гастом. Однако последний, насколько он помнит, не
замечал, чтобы Ницше был тогда чрезмерно завален рабо
той; очевидно, он употребил это время на отдых. Но как
только он в октябре вновь вернулся в Ниццу, он принялся с
крайним напряжением всех своих духовных и рабочих сил,
в каком то бурном порыве, за окончательную обработку
плана своего сочинения. Он пишет от 20 декабря 1887 года
Петеру Гасту: «Предприятие, в которое я ушел с головой,
представляет нечто огромное и ужасающее»,— и от 6 янва
ря 1888 года: «В заключение я не могу умолчать, что все это
последнее время было очень богато для меня синтетичес
кими воззрениями и прозрениями; мое мужество опять
возросло и с ним надежда сделать «невероятное» и довес
ти отличающую меня философскую чувствительность до
самых крайних пределов».




nietzsche.pmd 564 22.12.2004, 0:07
Black
В течение этой же зимы 1887/88 гг. он сделал и первую
565
попытку разместить свои наброски по рубрикам тогдашне
го своего плана. Специально в этих целях он составил не
заключительные замечания




большой указатель, в который включил триста семьдесят
два переномерованных отрывка, обозначив каждый из них
определенным словом или кратким изложением его содер
жания, а триста из них, кроме того, римскими цифрами от
I до IV, означавшими книгу по главному плану; семьдесят два
номера, помещавшихся в отдельной тетради, остались не
распределенными. Этот указатель представил для нас боль
шую ценность, хотя мы и не всегда могли сохранить распреде
ление по четырем книгам, так как богатый, относящийся к
другим планам, материал из более поздних и более ранних
времен требовал зачастую другого распорядка. Итак, в глав
ных и основных чертах, мы следовали плану от 17 марта
1887 года, но при распределении материала по отдельным
книгам принимали в соображение почти все планы, воспро
изведенные здесь, в этих заключительных замечаниях.
Во время пребывания брата весною 1888 года в Тури
не он чувствовал себя особенно хорошо и испытывал такую
охоту к работе, что сделал опыт нового распределения все
го подготовленного для главного его сочинения материала.
Он пишет об этом Брандесу: «Эти недели в Турине, где я
остаюсь еще до 5 июня, вышли у меня удачнее, чем какие
бы то ни было недели за много лет и прежде всего в фило
софском отношении. Я почти ежедневно на час или два до
стигал той степени энергии, которая давала мне возмож
ность обозревать сверху донизу всю мою концепцию в ее
целом: при этом проблемы во всем их огромном разнообра
зии являлись передо мной как бы в рельефе и в ясных очер
таниях. Для этого необходим максимум силы, на который я
у себя почти уже перестал рассчитывать. Уже много лет, как
все идет своим ходом, строишь свою философию, как бобр,
действуешь в силу необходимости и сам этого не знаешь; но
все это необходимо увидать так, как я это увидел теперь,
чтобы поверить этому». К этому времени, по всей вероят
ности, относятся следующие планы:

I. ВОЛЯ К ВЛАСТИ
Опыт переоценки всех ценностей
Часть первая: «Что имеет своим источником силу?»




nietzsche.pmd 565 22.12.2004, 0:07
Black
Часть вторая: «Что имеет своим источником слабость?» 566
Часть третья: «Где же наши корни?»
Часть четвертая: «Великий выбор».

II. ВОЛЯ К ВЛАСТИ
Опыт переоценки всех ценностей

I. Психология заблуждения
1. Смешение причины и следствия.
2. Смешение истины с тем, во что верит как в истину.
3. Смешение сознания с причинностью.
4. Смешение логики с принципом действительного.

II. Лживые ценности.
1. Мораль как ложь.
2. Религия как ложь.
3. Метафизика как ложь.
4. Современные идеи как ложь.

III. Критерий истины.
1. Воля к власти.
2. Симптоматология падения.
3. К физиологии искусства.
4. К физиологии политики.

IV. Борьба лживых и истинных ценностей
1. Необходимость двойного движения.
2. Полезность двойного движения.
3. Слабые.
4. Сильные.

О нижеследующем плане мы не знаем в точности, был
ли он составлен летом 1888 года в Турине или в Сильс Ма
рия. Я всегда бесконечно сожалела, что он остался невыпол
ненным, потому что он представлялся мне особенно ясным,
что устранило бы весьма многие недоразумения.

II. ВОЛЯ К ВЛАСТИ
Опыт переоценки всех ценностей

Мы гиперборейцы. Закладка фундамента проблемы.




nietzsche.pmd 566 22.12.2004, 0:07
Black
567
Первая книга: «Что есть истина?»
1. Психология заблуждения.
заключительные замечания




2. Ценность истины и заблуждения.
3. Воля к истине (находит свое оправдание лишь в ут
верждении ценности жизни).
Вторая книга: Происхождение ценностей.
1. Метафизики.
2. Homines religiosi1.
3. Добрые и исправители.
Третья книга: Борьба ценностей.
1. Мысли о христианстве.
2. К физиологии искусства.
3. К истории европейского нигилизма.
Развлечение для психологов.
Четвертая книга: Великий полдень.
1. Принцип жизни («распорядок рангов»).
2. Два пути.
3. Вечное возвращение.

К сожалению, мы имеем к этому плану лишь весьма
неполное распределение материала, так что представля
лось совершенно невозможным принять его в основание
распределения чрезвычайно обильного материала. Весьма

<< Пред. стр.

страница 69
(всего 110)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign