LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 68
(всего 110)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

часть осудительную, приговаривающую,— и ее то и имену
ет «Богом». С этой вершины радости, где человек целиком
и полностью ощущает себя обожествленной формой и само
оправданием природы,— и вниз до радости здоровых кре
стьян и здоровых полулюдей полуживотных: вот всю эту
неимоверно длинную световую и цветовую лесенку счастья
грек называл,— не без благодарного содрогания человека,
посвященного в тайну, не без крайней осторожности и бо
гобоязненного молчания,— божественным именем: Дионис.
— Что знают все нынешние современные люди, эти дети
ущербной, множественной, больной и чудаковатой матери,
о всеохватности греческого счастья, что могут они об этом
знать! А уж рабам «современных идей» — им то и подавно
откуда взять право на дионисийскую праздничность!
Во времена «расцвета» греческого тела и греческой ду
ши, а отнюдь не в пору болезненных излишеств и безумств
возник этот таинственнейший символ высшего из достиг
нутых доселе на Земле форм утверждения мира и преобра
жения сущего. Здесь было задано мерило, после которого все,
что ни вырастало, оказывалось слишком коротко, слишком
скудно, слишком тесно: стоит только выговорить слово «Ди
онис» перед лицом наших лучших вещей и имен, допустим,
Гете, или Бетховен, или Шекспир, или Рафаэль — и в Один
миг мы чувствует наши лучшие вещи, лучшие мгновения
наши — перед судом. Дионис — это судия! Вы меня поняли?
Нет сомнения в том, что греки все последние тайны о «судь




nietzsche.pmd 549 22.12.2004, 0:07
Black
бах души» и все, что они знали о воспитании и облагоражи 550
вании, а прежде всего о неколебимой иерархии рангов и
ценностном неравенстве человека человеку,— что все это
они пытались истолковать из своих дионисийских опытов:
именно здесь для всего греческого великая глубь и великое
безмолвие,— мы не знаем греков, покуда этот тайный подзем
ный доступ к ним все еще завален. Назойливое око ученого
никогда и ничего не разглядит в этих вещах, сколько бы
учености на эти раскопки ни было призвано; даже благо
родное рвение таких друзей древности, как Гете и Винкель
ман, как раз тут отдает чем то недозволенным, почти не
скромным. Ждать и готовиться; выжидать, когда пробьют
ся новые родники, в полном одиночестве готовить себя к
неведомым обликам и голосам; все чище отмывать душу от
ярмарочной пыли и шума нашего времени; все христианс
кое в себе преодолеть надхристианским, и не просто отри
нуть,— ибо христианское учение противопоставило себя
дионисийскому,— но снова открыть в себе юг, и раскинуть
над собой сияющее, яркое, таинственное небо юга; снова
обрести в себе, завоевать в себе южное здоровье и тайную
мощь души; шаг за шагом становиться просторней, надна
циональней, все более европейским, над европейским, все
более восходноземным, все более греческим,— ибо именно
греческое было первой великой связью и синтезом всего
восходноземного и именно потому — началом европейской
души, открытием нашего «нового мира»: кто живет под таки
ми императивами,— как знать, что такому человеку в один
прекрасный день может повстречаться? Быть может, как
раз он самый — новый день!

1052. Два типа: Дионис и распятый. Установить: типичный
религиозный человек — это форма декаданса? Великие но
ваторы — сплошь больные и эпилептики: но не упускаем ли
мы тут из виду еще один тип религиозного человека — язы
ческий? Разве не является языческий культ формой благода
рения и прославления жизни? Разве не должен был высший
его представитель являть собою апологию жизни и ее обо
жествление? Тип счастливо одаренного и восторженно пре
исполненного духа… Тип сознания, которое вбирает в себя
противоречия и зловещие загадки сущего — и высвобождает
ся от них?




nietzsche.pmd 550 22.12.2004, 0:07
Black
Сюда я ставлю греческого Диониса: религиозное про
551
славление жизни,— целостной, полной, не отрицаемой и не
уполовиненной жизни; типично для него: что половой акт
порода и взращивание




пробуждает глубины, тайны, благоговение.
Дионис против «распятого» — вот вам антитеза. Это не
различие относительно мученичества,— просто мучениче
ство здесь имеет иной смысл. Сама жизнь, вечное ее плодо
родие и возвращение обуславливает муку, разрушение, во
лю к уничтожению… в другом же случае страдание, сам «без
винно распятый» оказываются возражением жизни, фор
мулой ее осуждения. — Тут догадка: вся проблема — в смыс
ле страдания: либо это христианский смысл, либо смысл
трагический… В первом случае страдание должно стать пу
тем к вечному блаженству, в последнем же само бытие ока
зывается достаточно блаженным, чтобы быть оправданием
даже такого чудовищного страдания. — Трагический чело
век говорит «да» даже самому суровому страданию — он для
этого достаточно силен, полон, обожествлен. — Христиан
ский человек отрицает даже самый счастливый жребий на
земле: он достаточно слаб, беден, обездолен, чтобы стра
дать от жизни в любой ее форме… «Бог на кресте» — это
проклятье самой жизни, перст, приказующий от жизни от
решиться, избавиться; растерзанный на куски Дионис — это
обет во имя самой жизни, обещание ее: она будет вечно воз
рождаться и восставать из разрушения.




nietzsche.pmd 551 22.12.2004, 0:07
Black
552


iii.


1053. Моя философия несет в себе победоносную мысль,
о которую в конечном счете разобьется всякий иной спо
соб мышления. Это великая культивирующая мысль: расы,
не способные ее вынести, обречены; те же, которые вос
примут ее как величайшее благодеяние, избраны для гос
подства.

1054. Величайшая борьба: для нее потребно новое оружие.
Молот: призывать, торопить страшное решение, поста
вить Европу перед лицом последствий, «хочет» ли ее воля
погибели.
Не допускать засилия посредственности. Тогда уж луч
ше погибель!

1055. Пессимистическое мышление и его урок, что экста
тический нигилизм при некоторых обстоятельствах пря
мо таки необходим для философа — как могучий пресс и
молот, которым он крушит вырождающиеся, вымирающие
расы и сметает их с пути, чтобы проложить дорогу новому
строю жизни или чтобы внушить всему, что хочет вырож
дения и смерти, жажду конца.

1056. Хочу проповедовать мысль, которая многим даст
право себя перечеркнуть,— великую культивирующую мысль.

1057. Вечное возвращение. Книга пророчеств.
1. Представление учения, его теоретических предпо
сылок и следствий.
2. Доказательство учения.
3. Предположительные последствия того, что учение
обретет веру (оно все стронет со своих мест)
а) средства его вынести
б) средства его устранить
4. Его место в истории как середина.




nietzsche.pmd 552 22.12.2004, 0:07
Black
Время наивысшей опасности.
553
Основание олигархии, стоящей над народами и их ин
тересами: воспитание в духе всечеловеческой политики.
порода и взращивание




Противоположность иезуитству.

1058. Две великих (найденных немцами) философских
точки зрения:
— точка зрения становления, развития;
— и точка зрения ценностной значимости сущего (но спер
ва преодолеть жалкую форму немецкого пессимизма!);
— сведенные мною воедино решающим образом.
Все становится и возвращается вновь,— выскользнуть не
представляется возможным! — Если допустить, что мы мог
ли бы оценить ценностное значение, что из этого следует?
Мысль о вечном возвращении как избирательный принцип,
на службе силы (и варварства!!).
Мера зрелости человечества для этой мысли.

1059. 1. Мысль о вечном возвращении: ее предпосылки,
которые должны бы быть истинными, если истинна сама
мысль. Что из нее следует.
2. Как самая тяжелая мысль: ее предполагаемое воздей
ствие, если оно не будет предотвращено — то есть если не
будет произведена переоценка всех ценностей.
3. Средства эту мысль вынести: переоценка всех ценно
стей: радоваться впредь не известности, а неизвестности;
впредь не «причина и следствие», а непрестанность твор
чества; впредь не воля к самосохранению, но воля к могу
ществу и т.д., впредь не униженное «все только субъектив
но», но и «Это и наше творение!», будем же гордиться им!

1060. Чтобы мысль о возвращении вынести, необходимы:
свобода морали; — новые средства против самого факта боли
(боль, понятая как инструмент, как родительница радости
и охоты; нет суммирующего осознания неохоты, нерадости);
— наслаждение всеми видами неизвестности, попытки, со
блазна, искусительности, как противовес пресловутому без
ысходному фатализму; — устранение понятия необходимости;
устранение «воли»; — устранение «познания самого по себе».
Вершинное осознание человеком своей силы — как то, что со
здаст сверхчеловека.




nietzsche.pmd 553 22.12.2004, 0:07
Black
1061. Два самых радикальных способа мышления — меха 554
нистический и платоновский — сходятся в вечном возвраще
нии: оба как идеалы.

1062. Будь у мира цель — она бы уже была достигнута. Су
ществуй у этой цели некое непреднамеренное окончатель
ное состояние — оно бы тоже уже было достигнуто. Будь мир
вообще способен на некое закоснение и застывание, некое
«бытие», обладай он во всем своем становлении только Од
ним мигом этого самого «бытия» — опять таки всякому ста
новлению давно уже был бы положен конец, а так же вся
кому мышлению, всякому «духу». Факт «духа» как становле
ния доказывает, что мир не имеет цели, окончательного со
стояния и не способен на бытие.
Однако старая привычка помышлять всему происходя
щему цель, а миру — направляющего творческого бога, столь
сильна, что мыслителю трудно саму эту бесцельность мира
не помыслить себе опять таки как намерение. На эту улов
ку — что мир, таким образом, от своей цели уклоняется и даже
свое попадание в круговорот умеет искусственно предот
вратить — должны попасться все те, кто желает декретиро
вать миру способность вечной новизны, то есть приписать
конечной, определенной, постоянно и неизменно одинако
вой силе, каковая и есть «мир», чудесную способность к бес
конечному новообразованию его форм и положений.
Мир, пусть это уже и не бог, должен обладать боже
ственной творческой силой, способностью бесконечного
превращения; он должен произвольно возбранять себе об
ратное попадание в какую либо из своих старых форм; он
должен иметь не только намерение, но и средства обере
гать себя от всякого повторения; следовательно, он должен
в любой миг любое из своих движений контролировать на
предмет избежания целей, окончательных состояний и по
вторений — со всеми последствиями, вытекающими из по
добного непростительно безумного способа мышления, а
вернее, желания.
Это все еще старый религиозный способ мышления на
принципах желательности, своего рода тоска по вере, что
хоть в чем нибудь мир все таки должен походить на старо
го, любимого, бесконечного, безгранично творческого бо
женьку, та тоска Спинозы, что выражается в изречении




nietzsche.pmd 554 22.12.2004, 0:07
Black
«deus sive natura»1 (он то ощущал это даже как «natura sive
555
deus»2).
Каковы, однако, принцип и вера, посредством кото
порода и взращивание




рых определеннее всего можно сформулировать решаю
щий поворот, достигнутый ныне перевес научного духа над
духом религиозным, бого сочиняющим? Не гласит ли он:
мир как силу нельзя помыслить безгранично, ибо он не мо
жет быть так помышлен — мы запрещаем себе понятие бес
конечной силы как несовместимое с понятием «сила». Итак —
способности к вечной новизне у мира тоже нет.

1063. Принцип существования энергии требует вечного
возвращения.

1064. То, что состояние равновесия никогда не достигает
ся, доказывает, что оно невозможно. Но в неопределенном
пространстве оно должно быть достижимо. Равно как и в
шарообразном пространстве. Строение пространства дол
жно быть причиной вечного движения, наконец, всякого
«несовершенства».
Что «сила» и «покой», «пребывание равным себе» — про
тиворечат друг другу. Мера силы (как величина ее) — посто
янна, но сущность ее текуча.
«Безвременность» отвергнуть. В определенном момен
те силы задана абсолютная обусловленность нового распре
деления всех ее сил: она не может останавливаться. «Изме
нение» в самой сущности ее, а значит, и временность; чем,
однако, только еще раз понятийно устанавливается необхо
димость изменения.

1065. Некий император непрестанно напоминал себе о
бренности всех вещей, дабы не придавать им слишком боль
шой важности и сохранять спокойствие среди них. Мне же,
наоборот, кажется, что все вокруг неимоверно значимо и
ценно, чтобы быть столь быстротечным: я ищу вечности
для всего и вся: позволительно ли драгоценные благовония
и вина выливать в море? — Утешение мое в одном: все, что
было — вечно: море все выплеснет обратно.

1
бог или природа (лат.)
2
природа или бог (лат.)




nietzsche.pmd 555 22.12.2004, 0:07
Black
1066. Новая концепция мира. 556
1. Мир существует; он не есть нечто становящееся и
нечто преходящее. Или, вернее: он есть нечто становяще
еся и нечто преходящее, но он никогда не начинал стано
виться и никогда не переставал преходить — он сохраняется
и в том, и в другом… Он живет сам собою: его экскременты
— это его питание.
2. Гипотеза о сотворенном мире не должна заботить нас
ни одной секунды. Понятие «сотворить» сегодня абсолют
но неопределяемо и невоспроизводимо; это уже только сло
во, рудимент времен суеверия; а просто словом ничего не
объяснишь. Последние попытки дать концепцию мира, ко
торый начинается, предпринимались недавно и неоднократ
но при помощи логической процедуры — в большинстве слу
чаев, как нетрудно догадаться, не без теологической мыс
ли в подоплеке.
3. В последнее время неоднократно пытались в поня
тии «временная бесконечность мира», обращенном назад,
усмотреть противоречие: его даже находили — тою, прав
да, ценой, что голову путали с хвостом. Ничто не может по
мешать мне, ведя отсчет назад от этого вот мгновенья, ска
зать: «я при этом никогда не дойду до конца» — точно так же,
как если бы я с этого же мгновения начал отсчет вперед, в
бесконечность. Только если бы я хотел сделать ошибку,— а я
остерегусь ее делать,— и приравнял бы это вполне коррек
тное понятие regressus in infinitum1 к абсолютно невоспро
изводимому понятию бесконечного progressus2 до данного
мгновения, до сейчас, только если я положу себе направле
ние (вперед или назад) логически индифферентным, вот
тогда я вместо головы, то есть данного мгновения, получу
в руки хвост: но лучше предоставить это вам, милейший гос
подин Дюринг!..
4. На эту мысль я натолкнулся у предыдущих филосо
фов: всякий раз она, эта мысль, определялась другими задни
ми мыслями (по большей части теологическими, в пользу
creator spiritus3). Если бы мир вообще мог застыть, высох
нуть, вымереть, стать ничем, превратиться в ничто, или если

1
движение вспять до бесконечности (лат.)
2
движение вперед (лат.)
3
духа творца (лат.)




nietzsche.pmd 556 22.12.2004, 0:07
Black
бы он мог достичь состояния равновесия, или если бы он
557
вообще имел какую то цель, заключавшую бы в себе проч
ность, неизменяемость, раз и навсегда данность (короче, го
порода и взращивание




воря метафизически: если бы становление могло вылиться
в бытие или в ничто) — то такое состояние уже было бы до
стигнуто. Но оно не достигнуто — из чего следует… Это един
ственная наша определенность, которую мы держим в ру
ках и которая может служить нам коррективом против мно
жества в принципе возможных гипотез устройства мира.
Если, к примеру, механизм не может уйти от логического
вывода о финальном состоянии, который извлек из него
Томсон, значит, тем самым механизм опровергнут.
5. Если мир позволительно помыслить как определенную
величину силы и как определенное число центров силы,—
а всякое другое представление остается неопределенным
и, следовательно, непригодным,— то из этого следует, что в
той великой игре в кости, с какой можно сравнить его су
ществование, ему, миру, суждено проделать поддающееся
исчислению количество комбинаций. В бесконечном време
ни любая из возможных комбинаций рано или поздно, но
когда нибудь была бы достигнута; больше того — она была бы
достигнута бесконечное число раз. А поскольку между каж
дой «комбинацией» и ее следующим «возвращением» дол
жны были бы пробежать вообще все из еще возможных ком
бинаций и каждая из этих комбинаций обуславливает собою
целую последовательность комбинаций в том же ряду, то тем
самым был бы доказан круговорот абсолютно идентичных

<< Пред. стр.

страница 68
(всего 110)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign