LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 65
(всего 110)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

себе — сколько же опасностей и новых страданий добавля
ется ему именно в наше время, когда люди отучились верить
в иерархию рангов и, следственно, не умеют ни чтить, ни
понимать это одиночество! Когда то такое вот отдаление от
суда суетной толпы сообщало мудрецу чуть ли не ореол свя
тости,— нынче же всякий отшельник ощущает вокруг себя
лишь рой недоверчивых взоров и мрачных подозрений. И
не только со стороны убогих и завистников: даже во всяком
благожелательном отношении, которое он встретит, скво
зит непонимание, небрежение и легковесность, он знает
эти скрытые уловки тупоумного сострадания, которое, упи
ваясь собственной добротой и праведностью, норовит —
скажем, путем обеспечения ему «лучших условий» или бо
лее упорядоченного, благонадежного общества — «спасти»
его от самого себя,— его изумление граничит с восторгом
при виде столь рьяного, хоть и неосознанного разрушитель
ного порыва, с которым все умственные посредственнос
ти дружно действуют против него, и притом с полной уве
ренностью в своей правоте! Между тем, людям этой непо
нятной внутренней уединенности просто необходимо уют
но и плотно укутываться в мантию и внешнего, простран
ственного одиночества — этого требует их ум. Даже к хит
ростям и маскараду приходится прибегать сегодня такому
человеку, чтобы сохраниться, чтобы удержаться наверху сре
ди затягивающих и опасных стремнин времени. Всякую
попытку выдержать эту современность, выдержать в этой




nietzsche.pmd 525 22.12.2004, 0:07
Black
современности, всякое сближение с этими людьми и целя 526
ми сегодняшнего дня ему приходится искупать как самый
страшный свой грех: и ему остается только изумляться по
таенной мудрости своей натуры, которая при каждой такой
попытке приступами болезни и тяжелыми припадками не
медленно возвращала его к самому себе.

986. «Maledetto colui —
che contrista un spirto immortal!»1
Манцони, («Граф Корманьола», второй акт)

987. Наиболее весомый и высший образ человека будет уда
ваться реже всего: так, история философии обнаруживает
несметное число неудачников, несчастных случаев и чрез
вычайно медленное продвижение; между вехами прости
раются целые тысячелетия, подминая все, что было достиг
нуто, так что связь то и дело обрывается. Это ужасающая
история — история высшего человека, история мудреца. Бо
лее всего повреждаема именно память о великих, ибо не
удачники и полуудачники не распознают их и заполоняют
своими «успехами». Всякий раз, едва обнаруживается какое
то «деяние», на арену высыпает толпа черни; гомон мелких
и нищих духом людишек — страшная пытка для слуха того,
кто с содроганием осознает: судьба человечества зависит от
счастливого возникновения его высшего типа. — Я с детских лет
размышлял об условиях, необходимых для существования
мудреца; не стану умалчивать о радостной своей убежден
ности, что сейчас в Европе он снова будет возможен — хотя,
вероятно, только на короткое время.

988. Однако мы, новые философы, мы начинаем не про
сто с изложения действительной иерархии ценностей и
ценностных различий,— мы стремимся к чему то, что пря
мо противоположно всякому выравниванию и уподаблива
нию: мы учим отчуждению во всех смыслах, мы разверзаем
пропасти, каких еще не было на свете, мы хотим, чтобы че
ловек стал злее, чем когда либо в прошлом. Покамест мы и
сами живем в чуждости и скрытности друг от друга. Нам по
многим причинам необходимо будет жить отшельниками

1
«Будь проклят тот, кто омрачает бессмертный дух!» (итал.)




nietzsche.pmd 526 22.12.2004, 0:07
Black
и самим носить маски,— следовательно, мы будем мало при
527
годны и для розыска подобных себе. Мы будем жить одино
ко и, вероятно, пройдем через муки всех семи одиночеств.
порода и взращивание




Если же по случайности пути наши пересекутся, готов спо
рить: мы друг друга не распознаем — или взаимно одурачим.

989. «Les philosophes ne sont pas faits pour s’aimer. Les aigles
ne volent point en compagnie. Il faut laisser cela aux perdrix,
aux etourneaux… Planer au dessous et avoir des griffes, voilа le
lot des grands genies».1
Гальяни

990. Забыл сказать, что философы эти необычайно весе
лы и любят восседать в проеме пропасти совершенно без
облачного неба — им надобны иные средства, чем всем про
чим людям, чтобы выносить жизнь, ибо они и страдают по
иному (а именно — столь же сильно от глубины своего пре
зрения к людям, как и от своей любви к ним). — Самое стра
дающее животное на земле изобрело для себя — смех.

991. О превратном понимании «веселости». — Временное из
бавление от долгого напряжения; озорство, сатурналии ду
ха, который освящает и готовит себя к тяжелым и страш
ным решениям. «Шут» в форме «науки».

992. Новая иерархия умов: трагические натуры уже не впе
реди.

993. Над чадом и грязью людских низин обитает высшее, бо
лее светлое человечество, вероятно, необычайно малое числен
ностью — ибо все, что выдается ввысь, по самой сути своей
редкостно — к нему принадлежишь не потому, что ты более
одарен, или добродетелен, или героичен, или любезен, не
жели люди там, внизу, а потому, что ты более холоден, светел,
дальнозорок и одинок, потому что одиночество ты выносишь,
предпочитаешь, взыскуешь как счастья, как привилегию, да

1
«Философы созданы не для того, чтобы любить друг друга.
Орлы летают отнюдь не стаями. Это надо оставить на долю ку
ропаток, скворцов… Парить в высях и иметь когти — вот удел
великих людей.» (франц.)




nietzsche.pmd 527 22.12.2004, 0:07
Black
просто как условие существования, ибо среди туч и молний 528
ты как среди равных себе, но так же и под лучами солнца,
каплями росы, хлопьями снега и вообще среди всего, что
по необходимости приходит с высей и, если и движется,
то вечно только в одном направлении — сверху вниз. Возды
хания, тоска по высям — не наш удел. — Герои, мученики, ге
нии и энтузиасты недостаточно кротки, терпеливы, изыс
канны, холодны и степенны для нас.

994. Абсолютное убеждение: что ценностные эмоции ввер
ху и внизу различны; что у нижних отсутствует бесчислен
ное множество нужных навыков, что для сообщения снизу
вверх необходимо недоразумение.

995. Как приходят люди к большой силе, к великой задаче?
— Все доблести и умения души и тела приобретаются труд
но и по крупицам, через многие старания, самопреодоле
ние, сосредоточенность на главном, через многие упорные,
ревностные повторения одних и тех же работ, одних и тех
же лишений; но есть люди, которые оказываются наслед
никами и хозяевами всего этого многообразного и столь дол
го накапливаемого богатства доблестей и умений — потому
что, путем счастливых и разумных браков, а также благода
ря счастливым случайностям, приобретенные и накоплен
ные силы многих поколений не растранжирились, не рас
пылились, а именно в них, в этих людях, обрели вдруг проч
ную перевязь и слитное единство воли. Вот так в итоге и
возникает человек, неимоверный в силе своей, который
требует для себя и неимоверной задачи. Ибо это сила наша
повелевает нами, а вся жалкая умственная игра целей, на
мерений, побудительных причин — только внешняя види
мость, пусть иные слабые глаза и усматривают в ней самую
суть дела.

996. Утонченный человек имеет высшую ценность, даже
если он совершенно изнежен и хрупок: в нем многими по
колениями взращено и сохранено великое множество нео
бычайно весомых и редкостных качеств.

997. Я учу: что есть высшие и низшие люди, и что один един
ственный человек, приходящийся на целые тысячелетия,




nietzsche.pmd 528 22.12.2004, 0:07
Black
при известных обстоятельствах способен оправдать их су
529
ществование — то есть человек яркий, изобильный, вели
кий, целый относительно бессчетных неполных, фрагмен
порода и взращивание




тарных людей.

998. По ту сторону людей господ, освобожденные от всех
и всяческих уз, живут высшие люди: а люди господа — это их
инструменты.

999. Иерархия рангов: тот, кто устанавливает ценности и на
правляет волю тысячелетий — тем, что направляет волю
высших натур,— тот и есть высший человек.

1000. Полагаю, кое что в душе высшего человека мне уда
лось разгадать,— и даже если каждый, кто его разгадал, не
минуемо должен погибнуть, но если он хоть раз видел его,
то обязан помогать его осуществлению.
Основная мысль: мы должны будущее брать мерилом всех
наших ценностей — а не искать позади нас законы нашего
действования!

1001. Не «человечество», но сверхчеловек — вот истинная
цель!

1002. Come l’uom s’eterna… 1
«Ад», XV, 85




1
«Как человек восходит…» (итал., пер. М.Лозинского)




nietzsche.pmd 529 22.12.2004, 0:07
Black
530


ii.


1003. Счастливо одаренному,— тому, кто так любезен моему
сердцу, кто весь словно вырезан из дерева, твердого, не
жного и благоуханного, так что даже обонянию он отраден,—
да будет посвящена эта книга.
Что ему в прок — то и вкусно;
— однако он теряет вкус к тому, что, хотя и в прок, но
сверх меры;
— он сам угадывает снадобья от мелких недугов, а в бо
лезнях видит великих побудительниц своей жизни;
— он умеет обращать скверные случайности к своей
пользе;
— от несчастий, которые грозят его уничтожить, он ста
новится сильнее;
— он инстинктивно вбирает в себя из всего, что видит,
слышит, переживает, во благо своему главному делу,— он
следует принципу избирательности,— поэтому многое про
пускает через свои руки;
— он реагирует с той замедленностью, которую выпес
товали опыт осмотрительности и осознанная гордость,— он
прислушивается к побуждению, откуда оно пришло, куда
устремлено,— и не покоряется ему бездумно;
— общается ли он с книгами, людьми, ландшафтами,—
он всегда прежде всего в своем обществе: он оказывает честь
— тем, что он избирает, что он допускает, что он доверяет…

1004. Обрести высоту и птичий обзор наблюдения, когда
понимаешь, что как все должно идти — так оно, действитель
но, и идет: когда видишь, что всякого рода несовершенство
и страдание от него вписывается в некую высшую желатель
ность…

1005. Году этак в 1876 я испытал сильнейший испуг, когда,
поняв, к чему клонятся отношения с Вагнером, внезапно
узрел, что все предыдущие устремления мои скомпромети




nietzsche.pmd 530 22.12.2004, 0:07
Black
рованы; а я был очень крепко к нему привязан, всеми узами
531
глубокого сродства потребностей, привязан благодарнос
тью, чувством абсолютной незаменимости его и того лише
порода и взращивание




ния, которое теперь перед собой узрел.
В ту же самую пору я казался себе как бы безвылазно
заточенным в свою филологию и учебную деятельность,— в
эту случайность и подспорье моей жизни,— я не знал, как
мне выбраться, и чувствовал себя усталым, израсходован
ным, растраченным.
В ту же самую пору я понял, что мой инстинкт ищет
противоположного тому, чего искал Шопенгауэр: он ищет
оправдания жизни, даже в самых страшных, самых двусмыс
ленных и лживых ее проявлениях, и у меня в руках была
формула для этого чувства — «дионисийское».
Что «само по себе бытие» вещей с необходимостью дол
жно быть добрым, благостным, истинным — против этого
интерпретация Шопенгауэра, толковавшего всякое «само
по себе» как волю, была существенным шагом вперед: толь
ко он не додумался эту волю обожествить; он застрял в мо
ральном христианском идеале. Шопенгауэр был еще настоль
ко придавлен игом христианских ценностей, что теперь,
после того, как вещь сама по себе перестала быть для него
«Богом» — она должна была стать плохой, глупой, абсолют
но зряшной. Он не понял, что есть бесконечно много спо
собов инако бытия, в том числе даже и Бого бытия.

1006. Моральные ценности до сей поры были ценностя
ми высшими: кто нибудь хочет подвергнуть это сомнению?
… Стоит удалить эти ценности с их высшего места — и мы
изменим все ценности: тем самым будет опрокинут прин
цип всей предыдущей ценностной иерархии…

1007. Переоценка ценностей — что бы это могло значить?
Необходимо, чтобы все спонтанные движения, новые, гря
дущие, более сильные, были наготове: вот только наличе
ствуют они пока что под ложными именами и оценками, а
значит, сами себя еще не осознали.
Мужественное осознание и твердое «да» тому, что уже
достигнуто.
Отрешение от рутины старых ценностей, которые ос
корбляют нас во всем лучшем и сильном, чего мы достигли.




nietzsche.pmd 531 22.12.2004, 0:07
Black
1008. Всякое учение излишне, если для него не приугото 532
вано все необходимое в виде накопленных сил, взрывных
материалов. Переоценка ценностей достигается лишь тог
да, когда есть напряжение новых потребностей, нетерпе
ние тех, кто жаждет нового, кто от старых ценностей стра
дает, еще сам того не осознавая…

1009. Точки зрения для моих ценностей: от избытка или
от нехватки… смотришь на них просто так или наклады
ваешь руку… или отводишь глаза и отходишь в сторону… вы
званы ли, пробуждены ли они «спонтанно», толчком на
копленных сил — или всего лишь реактивно… просто ли от
малочисленности сил или от подавляющего господства над
многими, чтобы призывать на службу любые, когда они по
надобятся… есть ли ты сам проблема или решение… совершенен
ли ты при мелкости задачи или несовершенен при чрезвычай
ной грандиозности цели… подлинен ли ты или всего лишь
актер, а если так, подлинен ли ты как актер или всего лишь
поддельный актер, «представитель» ли ты — или само пред
ставляемое, личность ли ты — или только рандеву личнос
тей… болен ли ты от болезни или от бьющего через край здо
ровья… идешь ли впереди как пастырь или как «исключе
ние» (третья разновидность — как беглец)… нужно ли тебе
достоинство — или шутовской колпак? ищешь ли ты сопро
тивления или стараешься от него уклониться? несоверше
нен ли ты как «слишком ранний» или как «слишком позд
ний»… склонен по натуре говорить «да» или «нет» или ты
непостоянен, как павлиний хвост? достаточно ли ты горд,
чтобы не стыдиться своего тщеславия? способен ли еще на
угрызения совести (разновидность эта становится все бо
лее редкой: это раньше совесть грызла почем зря, а теперь,
похоже, она зубы подрастеряла)? способен ли еще на слу
жение «долгу»? (есть такие, кто охотно лишил бы себя пос
ледних жизненных радостей, лишь бы его избавили от «дол
га»… — в особенности женственные души, прирожденные
подданные…)

1010. Предположим, наше обычное восприятие мира было
бы недоразумением: возможно ли представить себе совершен
ство, внутри которого даже такие недоразумения могли бы
дозволяться?




nietzsche.pmd 532 22.12.2004, 0:07
Black
Концепция нового совершенства: то, что не соответ
533
ствует нашей логике, нашей «красоте», нашему «добру»,
нашей «истине», могло бы в высшем смысле быть совершен
порода и взращивание




ным, как сам наш идеал.

1011. Наше великое отречение: не обожествлять неизве
стное; вот мы и начинаем знать мало. Ложные и растрачен
ные усилия.
Наш «новый мир»: мы должны познать, до какой степе
ни мы являемся творцами наших ценностных эмоций,— то
есть до какой степени можем вкладывать «смысл» в историю.
Эта вера в истину доходит у нас до своего последнего
вывода — вы знаете, что он гласит: что если и есть что либо
достойное поклонения, то это кажимость, кажимости надо
поклоняться, ибо только ложь — а не истина — божественна!

1012. Кто толкает вперед разумность, тем самым возгоня
ет к новому всплеску и противоположную силу — всякого
рода мистику и глупость.
В каждом движении следует различать: 1. что оно от
части несет в себе усталость от предыдущего движения
(пресыщение от него, злость на него от слабости, болезнь);
2. что оно отчасти есть новопроснувшаяся, долго дремав

<< Пред. стр.

страница 65
(всего 110)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign