LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 61
(всего 110)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

тах сильного здоровья, переваривает свои дела точно так
же, как он переваривает свои трапезы; даже с тяжелой пи
щей он управится сам — но в главном его ведет непогреши
мый и строгий инстинкт, который не позволит ему сделать
что то, что ему претит, равно как и не даст съесть что то
невкусное.

907. Если бы нам дано было предусмотреть условия, благо
приятные для возникновения существ высочайшей пробы!
Это неимоверно, тысячекратно сложно, и вероятность ошиб
ки очень велика: вот почему подобное стремление нисколь

1
широта сердца (франц.)




nietzsche.pmd 493 22.12.2004, 0:07
Black
ко не вдохновляет.— Скепсис.— Против него мы можем: усу 494
губить мужество, проницательность, суровость, независи
мость, чувство безответственности, повысить точность ве
сов и надеяться, что счастливые случайности придут нам на
помощь.

908. Прежде чем думать о действовании, надо проделать
бесконечную работу. В главной задаче, однако, нашей луч
шей и наиболее предпочтительной деятельностью будет,
очевидно, толковое, с умом, использование сложившегося по
ложения. Ибо реальное создание таких условий, какие преж
де создавал только случай, предполагает поистине железных
людей, какие еще не жили на свете. Значит, сперва утвер
дить и осуществить личный идеал!
Кто познал человеческую природу, возникновение высших
проявлений ее, тот содрогнется перед человеком и будет бе
жать всякого действования: результат унаследованной систе
мы ценностей!!
Природа человека зла — в этом мое утешение, ибо оно
есть порука силы.

909. Типичные самопроявления. Или: восемь основных
вопросов.
1. Хочет ли человек быть многообразней или проще.
2. Хочет ли человек быть счастливым — или быть рав
нодушный к счастью и несчастью.
3. Хочет ли человек быть довольным собой — или тре
бовательнее к себе и беспощаднее.
4. Хочет ли человек быть мягче, уступчивей, человеч
нее — или «бесчеловечнее».
5. Хочет ли он быть умнее — или безогляднее.
6. Хочет ли он достигнуть цели — или от всяких целей
уклониться (как это делает, к примеру, философ, чующий
во всякой цели предел, угол, тюрьму, глупость…)
7. Хочет ли, чтобы его уважали — или боялись? Или пре
зирали!
8. Хочет ли быть тираном — или соблазнителем — или
пастырем — или стадным животным?

910. Людям, до которых мне хоть сколько нибудь есть дело, я
желаю пройти через страдания, покинутость, болезнь, на




nietzsche.pmd 494 22.12.2004, 0:07
Black
силие, унижения — я желаю, чтобы им не остались неизвес
495
тны глубокое презрение к себе, муки неверия в себя, горечь
и пустота преодоленного; я им нисколько не сочувствую, по
порода и взращивание




тому что желаю им единственного, что на сегодня способ
но доказать, имеет человек цену или не имеет: в силах ли он
выстоять…

911. Счастье и самодовольство «лаззарони» или «блажен
ство» у «прекрасных душ» или чахоточная любовь гернгу
теровских пиетистов ничего не доказывают относительно
иерархии рангов среди людей. Будучи великим воспитате
лем, следовало бы всю эту расу «блаженных» со всею беспо
щадностью, кнутом загонять в несчастье. Опасность умале
ния, расслабленности тут как тут; — против спинозистского
или эпикурейского счастья и против всякого расслабленно
го безделья в созерцательных состояниях. Если же добро
детель есть средство к такому счастью, значит, надо обуздать
и добродетель.

912. Я вообще не представляю, каким образом человек спо
собен наверстать недостаток своевременной и хорошей шко
лы. Такой человек себя не знает; он идет по жизни, не на
учившись ходить; младенческая дряблость мускулов все еще
выдает себя на каждом шагу. Иногда жизнь еще столь мило
сердна, что позволяет эту суровую выучку благоприобрес
ти: допустим, через многолетний недуг, потребовавший
чрезвычайного напряжения воли и самососредоточеннос
ти; или внезапно обрушившаяся беда, не только на самого,
но и на жену с ребенком, что вынуждает к деятельности,
которая снова сообщает энергию дряблым тканям, черпая ту
гую упругость из жизненной воли… Однако при любых об
стоятельствах наиболее желательным вариантом остается
суровая дисциплина в нужное время, то есть еще в том возра
сте, когда высокий уровень предъявляемых требований вы
зывает в человеке гордость. Ибо именно это отличает су
ровую выучку как выучку истинно хорошую от всякой иной:
что тут от человека требуют многого; что хорошего, даже
отличного требуют как чего то вполне нормального; что по
хвала скупа и редка, а индульгенция отсутствует; что пори
цание высказывается резко, по существу и без скидок на
талант и происхождение. Такая выучка необходима во всех




nietzsche.pmd 495 22.12.2004, 0:07
Black
отношениях, что в физической сфере, что в умственной, и 496
было бы роковой ошибкой пытаться отделить здесь одно от
другого! Одинаковая дисциплина формирует дельного воен
ного и дельного ученого; а при ближайшем рассмотрении —
не бывает дельного ученого, у которого не было бы «в кро
ви» инстинктов дельного военного… Умение приказывать
и умение с гордым достоинством подчиняться; стоять в
строю, но быть способным в любой момент взять на себя
предводительство; уюту предпочитать опасность; не взве
шивать на мелочных весах дозволенное и недозволенное;
быть большим врагом всему убогому, хитрому, паразитичес
кому, нежели просто злу… Чему научаются в суровой этой
школе? Умению подчиняться и приказывать.

913. Наград и отличий не признавать, но делать то, что выше
всякой похвалы — и даже выше всякого понимания.

914. Новая форма моральности: обет верности в договорен
ности о том, что делать, а чего не делать, вполне осознан
ное отрешение от многого. Испытывать себя: достаточно ли
зрел для этого.

915. Я хочу и аскетизму вернуть права естественности; вме
сто прежней установки на отрицание — установка на укреп
ление; гимнастика воли; самоограничения, определенное
себе время поста любого рода, в том числе и в духовной
сфере; казуистика дела в отношении к нашему мнению о соб
ственных силах — опыты с приключениями и произвольны
ми опасностями. (Diners chez Magny1 — сплошь духовные ла
комки с испорченными желудками.) — Следовало бы так же
изобрести испытания и в умении держать слово.

916. Что испорчено превратным употреблением со сторо
ны церкви:
1. Аскеза: уже почти ни у кого нет мужества снова из
влечь ее на свет, показать ее естественную полезность и не
заменимость в деле воспитания воли. Наш абсурдный педа
гогический мир (которому в качестве эталона все время гре
зится «достойный подданный государства») полагает, что

1
трапезы у Маньи (франц.)




nietzsche.pmd 496 22.12.2004, 0:07
Black
задачи его исчерпываются «преподаванием», дрессировкой
497
мозгов; у него даже не хватает ума понять, что сперва потреб
но нечто иное, а именно воспитание силы воли; экзамены
порода и взращивание




сдаются и принимаются в чем угодно, кроме главного — уме
ет ли человек хотеть, вправе ли он давать обещания; моло
дой человек считается готовым к жизни, ни разу даже не
задавшись вопросом, не дрогнув любопытством к этой выс
шей ценностной проблеме своей натуры.
2. Пост — в любом смысле,— в том числе и как средство
сохранить тонкую восприимчивость, «охоту» и вкус ко всем
хорошим вещам (например, временами вовсе не читать,
или не слушать музыку, или не жить «достойно» — для доб
родетели тоже нужно иметь свои постные дни).
3. «Монастырь» — временная изоляция, строгая отрешен
ность, с отказом, например, от писем; своего рода глубочай
шее самоосмысление и новообретение себя, стремящееся
избежать не «искушений», но «долга», «обязанностей»: выход
из привычного хоровода среды, выход из под тирании вне
шних раздражителей и воздействий, которая обрекает нас
на то, чтобы расходовать наши силы только на «реакции»,
не позволяя этим силам накапливаться и прорываться спон
танной активностью. Посмотрите внимательней на наших
ученых: они способны думать уже только реактивно, то есть
им, чтобы начать думать, сперва нужно что то прочесть.
4. Праздники. Надо быть совсем уж толстокожим, что
бы не воспринимать нынешнее присутствие христиан и
христианских ценностей как гнет, под которым всякое ис
тинно праздничное настроение летит к черту. Ибо празд
ник включает в себя: гордость, озорство, раскованность; ду
рачество и шутовство; издевку над занудством и тупостью
всех мастей; божественное согласие с собой, подтвержде
ние себя из всей своей анимальной полноты и цельности —
то есть все сплошь состояния, которым ни один христиа
нин не имеет права честно сказать «да».
Праздник — это язычество par excellence.
5. Малодушие перед собственной природой: костюмировка в
«моральность» — чтобы не нужна была моральная формула, да
бы относиться к какому то своему аффекту одобрительно: мас
штаб, насколько человек способен сказать «да» природе в
самом себе,— сколь далеко или сколь близко ему потом к мо
рали «возвращаться»…




nietzsche.pmd 497 22.12.2004, 0:07
Black
6. Смерть. Глупый физиологический факт надо обратить 498
в моральную необходимость. Жить так, чтобы в свое время
иметь свою волю к смерти!

917. Чувствовать себя сильнее — или, иными словами: радость
— она всегда предполагает сравнение (но не обязательно с
другими, а с собой, внутри своего состояния роста, даже не
зная, насколько ты сам себя сравниваешь).
— Искусственное укрепление сил: за счет ли тонизирую
щих химических препаратов, за счет ли тонизирующих заб
луждений («навязчивые представления»). Например:
— чувство уверенности, какое свойственно христианину.
Он чувствует себя сильным в своем праве доверять, в сво
ем праве быть терпеливым и собранным: он обязан этим
чувством вполне безумному представлению, что его обере
гает Бог;
— чувство превосходства, какое должен испытывать, до
пустим, халиф Марокко, когда ему показывают только та
кие карты мира и глобусы, на которых три его соединен
ных королевства занимают четыре пятых земной суши;
— чувство единственности, когда, допустим, европеец
воображает, будто все развитие культуры свершается в Ев
ропе, а самого себя при этом видит этаким всемирным про
цессом в миниатюре; или когда в глазах христианина все
существование вертится вокруг «спасения человека».
— Все зависит от того, где, в чем испытываешь гнет и
несвободу: в зависимости от этого и воспроизводишь в себе
соответствующее чувство укрепления собственных сил. Фило
соф, например, как раз в процессе самой холодно отвлечен
ной, самой транс вершинной умственной гимнастики чув
ствует себя как рыба в воде, тогда как краски и звуки его
угнетают, не говоря уж о смутных вожделениях, то есть о
том, что другие именуют «идеалом».

918. Всякий нормальный мальчишка глянет иронически,
если спросить его: «Хочешь стать добродетельным?» Зато
он же восторженно раскроет глаза, если спросить его: «Хо
чешь стать сильнее, чем другие ребята?»
Как же стать сильнее?
Долго решаться, но твердо держаться того, на что ре
шился. Остальное придет.




nietzsche.pmd 498 22.12.2004, 0:07
Black
Натуры скоропалительные и изменчивые — обе из разряда
499
слабых натур. Не смешивать себя с ними, чувствовать дис
танцию — заранее!
порода и взращивание




Беречься добродушных! Общение с ним расслабляет.
Хорошо всякое общение, в котором упражняется ору
жие и защитная броня наших инстинктов. Общение, в ко
тором можно испытать всю свою изобретательность, всю
свою силу воли… Именно здесь видеть различительное, а не
в знании, проницательности ума, остроумии.
Надо учиться приказывать, заранее учиться — точно так
же, как и учиться повиноваться приказам.— Учиться скром
ности, такту в скромности: достойную скромность в себе
выделять и чтить… так же и с доверием — выделять и чтить…
За что приходится расплачиваться больнее всего? За
ложную скромность; за то, что не соблаговолил расслышать
сокровеннейшие потребности свои; в себе обознался; себя
принизил; утратил тонкость слуха к голосу собственных
инстинктов; — этот вот недостаток почтения к себе потом мстит
за себя всяческого рода утратами: здоровья, дружбы, рас
положения духа, гордости, веселья, свободы, твердости,
мужества. Задним числом никогда не прощаешь себе этот
недостаток подлинного, не ложного эгоизма, а видишь в нем
лишь препону, неверие своему настоящему ego.

919. Как бы мне хотелось, чтобы люди для начала стали ува
жать самих себя: все остальное последует из этого. Правда,
тем самым ты для других перестаешь существовать, ибо как
раз это они прощают в последнюю очередь. Как это так? Че
ловек — и сам себя уважает?
Это, однако, нечто совсем иное, чем слепой позыв лю
бить самого себя: нет ничего более обыкновенного — как в
любви полов, так и в двойственности, именуемой нашим «я»,—
чем презрение к тому, что любишь, чем фатализм в любви.

920. «Хочу того то и того то»; «хотелось бы, чтобы то то и
то то было так то»; «я знаю, что то то и то то обстоит так
то» — градации силы: человек воли, человек потребности, че
ловек веры.

921. Средства, благодаря которым сильный вид способен сохра
ниться.




nietzsche.pmd 499 22.12.2004, 0:07
Black
Признавать за собою право на исключительные дей 500
ствия; как попытку самопреодоления и свободы.
Добровольно уходить в состояния, где нельзя не быть
варваром.
Через аскезу любого рода обрести в себе чувство пре
восходства и твердой уверенности относительно своей си
лы воли.
Не быть сообщительным; молчание; остерегаться оба
яния.
Учиться послушанию, в том смысле, что это позволяет
испытать себя на самосохранение. Казуистика предела че
сти, доведенная до изощренности.
Никогда не руководствоваться принципом: «что дозво
лено одному, то разрешается и другому» — а только наоборот!
Возмездие, право на ответный удар рассматривать как
привилегию, признавать как отличие.
Не возбуждать добродетельных амбиций в других.

922. Каким манером следует обходиться с дикими народа
ми, равно как и то, что «варварство» средств в данном слу
чае вовсе не произвол и не прихоть,— все это можно in praxi
очень даже осязаемо ощутить, стоит во всей своей европей
ской изнеженности очутиться перед необходимостью — на
берегу Конго или еще где нибудь — удерживать в повинове
нии настоящих варваров.

923. Воинственные и мирные. — Спроси себя: чувствуешь ли
ты в своей крови инстинкты воина? А если да, задай себе
следующий вопрос: ты по своему инстинкту воин завоева
тель или воин сопротивленец?
— Остаток человечества, все, что по своему инстинкту
не воинственно, хочет мира, хочет согласия, хочет «свобо
ды», хочет «равных прав»: — все это только разные имена и
разные степени одного и того же. — Податься туда, где нет
нужды обороняться. Такие люди не будут в мире с собой, если
жизнь вынуждает их оказывать сопротивление.
— Создавать предпосылки, при которых вообще боль
ше не будет войн. — На худой конец — покориться, подчи
ниться, уступить. Все лучше, чем вести войну. Так, к приме
ру, подсказывает инстинкт христианину. — У прирожден
ных воинов нечто вроде вооружения заложено в самом ха




nietzsche.pmd 500 22.12.2004, 0:07
Black
рактере, в выборе состояний, в формировании каждого
501
свойства натуры: у первого типа лучше развито «оружие»,
у второго — «броня».
порода и взращивание




Безоружные, беззащитные — какие им нужны вспомо
гательные средства и доблести, чтобы это выдержать, что
бы самим одержать победу.

924. Во что превратится человек, у которого не будет боль
ше причин ни обороняться, ни нападать? Что останется от
его аффектов, если лишить его тех, в которых его броня и
его оружие?

925. Замечание по поводу одной niaiserie anglaise1. — «Не
делай людям того, чего не желаешь себе.» Это считается муд
ростью; это считается в высшей степени умным; это счита
ется основой морали — «золотыми словами». В это верит
Джон Стюарт Милль — и вообще кто только из англичан в
это не верит… Между тем это изречение не выдерживает
самой легкой атаки. Правило «не делай того, что могут сде
лать тебе» запрещает действия ввиду их возможных не
благоприятных последствий: задняя мысль тут в том, что
за всякое действие неизбежно возмездие. Ну, а как быть, если
кто то с таким принципом в руках вдруг додумается и ска
жет: «как раз только такие поступки и надо совершать, дабы
нас не упредили, дабы лишить других возможности посту
пить так с нами»? С другой стороны: представим себе кор

<< Пред. стр.

страница 61
(всего 110)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign