LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 60
(всего 110)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

чия, равно как и то, за счет чьих издержек всякое величие
развивается) — ну, в таком случае сколько нибудь значитель
ных людей не было бы вообще никогда!
Ход вещей, однако, вершит свой путь независимо от со
гласия или несогласия подавляющего большинства — вот по
чему кое что удивительное на Земле все таки пробилось и
прижилось.

886. Иерархия человеческих ценностей.
а) Не следует судить о человеке по отдельным его де
лам. Эпидермальные поступки. Нет ничего более редкого, чем




nietzsche.pmd 485 22.12.2004, 0:07
Black
личностный поступок. Сословие, ранг, народ, раса, окруже 486
ние, случай — все это скорее находит выражение в деянии
или поступке, нежели «личность».
б) Не следует вообще предполагать, что многие люди
— «личности». Кроме того, некоторые являют собой сразу
несколько личностей, а большинство — не личности вовсе. Всю
ду, где перевешивают заурядные свойства, от которых за
висит дальнейшее существование типа, наличие в челове
ке личности было бы расточительством, роскошью, тут во
все не имело бы смысла о «личности» спрашивать. Это но
сители, инструменты трансмиссии.
в) «Личность» — факт относительно изолированный, а
с точки зрения куда большей важности поддержания даль
нейшего течения и заурядности — так и вовсе почти нечто
противоестественное. Необходимые предпосылки для воз
никновения личности — это некоторая временная изоля
ция, вынужденная жизнь на осадном положении, что то
вроде затворничества с большой степенью замуровки; а
прежде всего — гораздо меньшая впечатлительность, чем у
среднего человека, чья человечность контагиозна.
Первый вопрос относительно иерархии рангов: насколько
тот или иной человек отмечен одиночностью, «штучностью»
или стадностью. (В последнем случае его ценность заклю
чается в свойствах, обеспечивающих дальнейшее существо
вание его стада, его типа, в первом же — как раз в том, что
его выделяет, изолирует, защищает и обеспечивает ему его
одиночность.)
Вывод: одиночный тип не следует оценивать по стадным
критериям, а стадный — по одиночностным.
С высшей точки зрения оба они необходимы, равно как
необходим и их антагонизм,— и ничто так не достойно го
нения, как пресловутая «желательность» чего то третьего,
что возникло бы из этих двух («добродетель» как гермаф
родитизм). Это ровно настолько же «желательно», как сбли
жение и примирение полов. Типичное развитие — разверзание
пропасти все глубже…
Понятие вырождения для обоих случаев: когда стадо по
своим свойствам приближается к одиночным существам, а
те к свойствам стада,— короче, когда они друг с другом сбли
жаются. Это понятие вырождения находится в стороне от
всякой моральной оценки.




nietzsche.pmd 486 22.12.2004, 0:07
Black
887. Где следует искать самые сильные натуры. — Вымирание
487
и вырождение одиночных видов больше и страшнее по сво
им масштабам; инстинкт стада и традиция ценностей — все
порода и взращивание




это против них; их орудия обороны, их защитные инстинк
ты и без того недостаточно сильны и надежны,— нужно боль
шое благоприятствование случая для их процветания (в са
мых низких и запущенных обществом сферах они процве
тают чаще всего; если надо найти личность, то именно в
низах она сыщется скорей и верней, чем в средних классах!)
Борьба сословий и классов, нацеленная на «равнопра
вие». Когда она более или менее завершится, вот тут и раз
разится борьба против одиночной личности. В известном смы
сле легче всего таковая сумеет сохраниться и развиться в демок
ратическом обществе: то есть там, где грубые средства обо
роны более не требуются, где уже существует определен
ная привычка к порядку, честности, справедливости и до
верие к нормативным условиям.
Сильных надо крепче всего привязывать, бдительней
всего присматривать за ними, заковывать в цепи, сторо
жить — так повелевает инстинкт стада. Для них создается
режим самоподавления, асктической изоляции или «обязан
ностей» работы на износ,— режим, при котором обрести
себя уже невозможно.

888. Попытаюсь вывести экономическое обоснование добро
детели. — Задача в том, чтобы сделать человека максималь
но полезным и сколько возможно приблизить его к безуп
речной машине: ради этой цели его надо оснастить добро
детелями машины (то есть он должен научиться восприни
мать состояния, при которых он функционирует как по
лезная машина, как наиболее полноценные: для этого нуж
но добиться, чтобы иные состояния представлялись ему как
можно более тошными, опасными и скверными).
Здесь первый камень преткновения — скука, однообра
зие, сопутствующие всякой машинальной деятельности. На
учиться переносить эту скуку, и не только переносить, а ви
деть ее в ореоле высшего удовольствия,— именно это оста
валось до сих пор задачей всякого традиционного образова
ния. Научиться чему то, до чего нам не было дела, и именно
в этом объективном «занятии» ощутить свой «долг»; научить
ся разделять в сознании оценку долга и радости, отделить




nietzsche.pmd 487 22.12.2004, 0:07
Black
их друг от друга — в этом и состоят неоценимая задача и бес 488
ценные достижения образовательной системы. Вот почему
словесник по сию пору остается в наших школах «воспита
телем вообще»: сама его деятельность являет собой образец
всякой доведенной до совершенства монотонной работы. Это
под его знаменами юношество доблестно приучается «зуб
рить» — то есть усваивает азы усердия в машинальном испол
нении будущего долга (в качестве государственного служаще
го, супруга, конторского писаки, читателя газет и солдата).
Подобное существование, видимо, еще более нуждается в
философском обосновании и прояснении, чем всякое иное:
это значит, что приятные чувства необходимо силами какой
то непогрешимой инстанции вообще понизить в ранге, объя
вить неполноценными; тогда как «долг сам по себе», а быть
может, даже пафос почтительности в отношении всего, что
неприятно,— вознести, и даже более того: преподнести это
требование как некий глас по ту сторону всякой полезности,
приятности, целесообразности,— как императив… (Тип: Кант
как фанатик формального понятия «ты должен»).

889. Экономическая оценка прежних идеалов.
Законодатель (или инстинкт общества) выбирает не
которое число состояний и аффектов, задействование ко
торых гарантирует стабильную производительность (маши
нализм как следствие регулярных потребностей этих аф
фектов и состояний.)
Если предположить, что эти состояния и аффекты со
держат в себе ингредиенты чего то нежелательного, тог
да следовало бы найти средство преодоления этого неже
лательного за счет ценностного представления, которое
позволяло бы чувство неохоты, неудовольствия восприни
мать как весьма ценное, то есть в высшем смысле радост
ное. Или, если свести это к формуле: «Как что то неприят
ное сделать приятным?» Например, сделав его доказатель
ством силы, власти, самопреодоления. Или если в нем доб
лестно проявляется наше послушание, наше согласие с за
коном. Равно как и наше чувство общности, чувство ближ
него, чувство отчизны — доказательством нашей «человеч
ности», нашего «альтруизма», нашего «героизма».
Цель идеалов — побудить людей охотно делать неприят
ные вещи.




nietzsche.pmd 488 22.12.2004, 0:07
Black
890. Умаление человека долгое время должно оставаться
489
единственной целью: ибо сперва нужно создать простор
ный фундамент, дабы на нем мог разместиться более силь
порода и взращивание




ный вид человека. (Поскольку до сих пор всякий более силь
ный вид стоял на одном уровне с низшими.)

891. Абсурдное и презренное ханжество всякого идеализ
ма, который не желает заурядность признавать заурядной
и, вместо того чтобы испытывать торжество при виде ис
ключительности, негодует при виде трусости, лживости,
мелкости и низости. Не следует хотеть ничего иного! Надо толь
ко шире разверзать эту пропасть! Следует заставить высший
вид обосабливаться — ценой жертв, которые он приносит сво
ему бытию.
Основная мысль: усугублять дистанции, не создавая про
тивоположностей. Все промежуточные образования убирать,
уменьшать их влиятельность: это главное средство, чтобы
сохранить дистанции.

892. Разве можно посредственностям внушать отвращение
к их посредственности! Как нетрудно заметить, я делаю как
раз обратное: каждый шаг от посредственности ведет — так
я учу — в аморальность…

893. Ненависть к посредственности недостойна филосо
фа — она почти ставит под вопрос его право на собственную
«философию». Как раз потому, что сам он исключение, он
обязан брать под защиту правило, помогая всему среднему
сохранять уважение к себе.

894. Против чего я борюсь: против того, чтобы исключи
тельный вид воевал с правилом вместо того, чтобы понять,
что дальнейшее существование правила есть предпосылка
для дальнейшей ценности исключения. Например, те из
женщин, которые, вместо того чтобы воспринимать свою
неумеренную тягу к учености как отличие, желают изме
нить положение всех женщин и женщины вообще…

895. Преумножение силы вопреки промежуточному, времен
ному упадку индивидуума:
— обосновать новый уровень;




nietzsche.pmd 489 22.12.2004, 0:07
Black
— методика собирания сил ради сохранения мелких до 490
стижений в противоположность неэкономичному расточи
тельству;
— разрушительная натура со временем будет обуздана
и станет инструментом этой будущей экономики;
— сохранение слабых, поскольку предстоит проделать
неимоверную массу мелкой работы;
— сохранение умонастроений, при которых существо
вание слабых и страдальцев еще возможно;
— насаждать солидарность как инстинкт — против инстин
ктов страха и раболепия;
— борьба со случайностью, в том числе и со случайнос
тью «великого человека».

896. Борьба против великих людей оправдана по экономи
ческим причинам. Ибо они опасны — случайности, исключе
ния, ненастье, достаточно сильное, чтобы поставить под
вопрос все долго строившееся и долго обосновывавшееся.
Взрывоопасное не только безвредно разряжать, но и по воз
можности предотвращать самую его разрядку… Основной
инстинкт всякого цивилизованного общества.

897. Кто задумается над тем, каким образом человек как
тип может возвыситься до своего высшего расцвета и могу
щества, тот сразу поймет, что человека первым делом долж
но поставить вне морали: ибо мораль в существенных сво
их задачах устремлена как раз на противоположное, то есть
к тому, чтобы всюду, где это развитие к расцвету идет, за
тормозить его или уничтожить. Ибо подобное развитие и
в самом деле потребляет на службу себе такое неимовер
ное количество людей, что обратное движение представля
ется только естественным: более слабые, изнеженные, бо
лее средние души ощущают необходимость занять позицию
против подобного сияющего преизбытка жизни и силы, а
для этого им нужно иметь новую систему ценностей, соглас
но которой они могли бы жизнь в этой высшей полноте при
говорить, а по возможности и разрушить. Морали постоль
ку присуща враждебная жизни тенденция, поскольку она
стремится подавить типы жизни.

898. Сильные люди будущего. — То, чего прежде тут и там дос
тигали отчасти нужда, отчасти случай, а именно: условия




nietzsche.pmd 490 22.12.2004, 0:07
Black
возникновения более сильного вида,— мы теперь в состоя
491
нии постигнуть и сознательно к этому стремиться: мы мо
жем создать условия, при которых подобное возвышение
порода и взращивание




возможно.
До сей поры всякое «воспитание» имело в виду общест
венную пользу — не возможную пользу для будущего, а поль
зу для сиюминутно существующего общества. Хотели иметь
для этого общества «инструменты». Но если допустить, что
богатство сил было бы больше, то вполне можно помыслить и
отвод части сил, целью которых следовало бы сделать не поль
зу общества, а будущую пользу.
Такую задачу следовало бы поставить по мере понима
ния того, насколько современная форма общества нуждает
ся в радикальном преобразовании, дабы когда нибудь смочь
существовать уже не только ради сохранения самой себя, а лишь
как средство в руках более сильной расы.
Усугубляющееся умаление человека как раз и есть дви
жущая сила, заставляющая подумать о выведении более силь
ной расы, преизбыток которой состоял бы как раз в том, в
чем умаленный вид совсем ослаб или слабеет (воля, ответ
ственность, знание себя, умение полагать себе цели).
Средства к этому — те, которым учит история: изоляция
путем внушения интересов самосохранения, обратных тем,
что являются нормой сегодня; внедрение новых ценностей;
от стояние, дистанция как пафос; свободная совесть во всем,
что сегодня является самым пренебрегаемым и подзапрет
ным.
Выправление европейского человека — это грандиозный
процесс, который не остановить: но его следует еще более
ускорить.
Тем самым задана необходимость дистанции, иерархии
рангов, разверзания пропасти, а вовсе не необходимость этот
процесс замедлять.
Коль скоро этот выправленный человек будет выве
ден, потребуется оправдание для его существования: оное
заключается в служении новому, суверенному человеческо
му виду, который на этом новом типе человека будет осно
вываться и лишь через него сумеет возвыситься до своей
миссии.
Это не только раса господ, задача которой исчерпыва
лась бы тем, что она правит; но раса со своей собственной
жизненной сферой, с преизбытком силы для красоты, отва




nietzsche.pmd 491 22.12.2004, 0:07
Black
ги, культуры, манер, возведенных в духовность; утвержда 492
ющая раса, которая может позволить себе любую, самую
большую роскошь… достаточно сильная, чтобы не нуждать
ся в императиве добродетели, достаточно богатая, чтобы
не нуждаться в бережливости и мелочном педантизме, раса
по ту сторону добра и зла; теплица для причудливых и изыс
канных растений.

899. Наши психологи, чей взгляд непроизвольно прикован
к одним только симптомам декаданса, то и дело возбужда
ют в нас недоверие против духа. Мы видим только ослабля
ющие, изнеживающие, болезнетворные воздействия духа:
но вот придут

? циники ? соединение
новые
варвары ? испытатели ? духовного превосходства
? покорители ? с добрым нравом
и избытком сил

900. Я указываю на нечто новое: разумеется, для такого де
мократического существа наличествует опасность варвар
ства, но ее усматривают только в глубях. Но есть и другой род
варваров, они нисходят с высей: это род победительных, гос
подствующих натур, что ищут материал, который они бы
могли оформить. Прометей был таким варваром.

901. Основная мысль: не усматривать задачу высших видов
в руководстве низшими (как это, к примеру, делает Конт), а
видеть в низших базис, на котором высшие живут во имя
своей собственной задачи,— на которой они только и могут
зиждиться.
Условия, при которых сильный и благородный вид спосо
бен сохраниться (в смысле духовного взрастания), обрат
ны тем, при которых существуют «индустриальные массы»,
все эти мелкие лавочники a la Спенсер.
Все, что сильнейшим и плодотворнейшим натурам дозво
лено для осуществления их экзистенции,— праздность, аван
тюры, безверие, даже распутство,— все это, будь оно дозво
лено натурам заурядным, с неизбежностью погубило бы их
— и действительно губит. Здесь как раз уместны трудолю
бие, правило, умеренность, твердые «убеждения» — коро




nietzsche.pmd 492 22.12.2004, 0:07
Black
че, стадные добродетели: с ними этот заурядный род чело
493
веков обретает совершенство.
порода и взращивание




902. К типам господства.— «Пастырь» в противоположность
«господину» (первый есть средство для сохранения стада,
второй — цель, ради которой стадо существует.)

903. (Периодический перевес социальных ценностных
эмоций понятен и полезен: здесь перед нами сооружение
подосновы, на которой наконец то сможет осуществиться
более сильный род.) Масштаб силы: уметь жить при обрат
ных ценностях и вечно желать их возвращения. Государство
и общество как базис: всемирно экономическая точка зре
ния, воспитание как взращивание.

904. Познание, которого «свободным умам» недостает: та
самая дисциплина, которая сильные натуры только укреп
ляет и окрыляет на великие начинания, натуры посред
ственные же ломает и гнет: сомнение,— la larguer de coer1,—
эксперимент,— независимость.

905. Кузница. Какими должны быть люди, которые способ
ны все оценивать иначе? — Люди, обладающие всеми свой
ствами современной души, но достаточно сильные, чтобы
в полном здравии их преобразовать. Их средство для этой
задачи.

906. Сильный человек, владеющий собой в своих инстинк

<< Пред. стр.

страница 60
(всего 110)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign