LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 6
(всего 110)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

сит себе, пожалуй, больше всего пользы в том случае, когда ста
вит перед собой значительные препятствия к действию.
Облегчающие меры: абсолютное послушание, машиналь
ная деятельность, разобщение с людьми и вещами, требую
щими немедленной решимости и действий.

46. Слабость воли: тут — сравнение, которое может ввести
в заблуждение. Ибо нет никакой воли, и, следовательно, нет
ни сильной, ни слабой воли. Множественность и разорван
ность инстинктов, невнятность объединяющей их системы
проявляется как «слабая воля»; координация же их под вла
стью одного из них действует как «сильная воля»; в первом
случае — колебание и недостаток устойчивости; во втором —
ясность и определенность направления.

47. Наследственна не болезнь, а болезненность — бессилие в
сопротивлении опасным и вредным нашествиям и т. д.; над
ломленная сила противодействия; выражаясь морально — по
корность и смирение перед врагом.

1
нераздвоенность (греч.).
2
противоречивое суждение (лат.).




nietzsche.pmd 49 22.12.2004, 0:06
Black
Я спрашивал себя, нельзя ли сравнить все высшие цен 50
ности бывшей доныне в ходу философии, морали и рели
гии с ценностями ослабших, душевно больных и неврастени
ков, являющих собой, хотя и в более слабой степени, то же
зло…
Ценность всех болезненных состояний заключается в
том, что они показывают, как бы через увеличительное
стекло, известные нормальные — но в нормальном виде пло
хо различимые — состояния.
Здоровье и болезнь не разнятся одно от другого по суще
ству, как думают древние врачи и теперь еще некоторые
современные практиканты. Не следует делать из них раз
личные принципы и сущности, которые ссорились бы из
за живого организма и делали бы его местом своей борьбы.
Это — глупость и пустая болтовня, ни к чему не пригодные.
Фактически, между этими двумя родами существования есть
только различие в степени: преувеличение, диспропорция,
дисгармония в соотношениях нормальных феноменов суть
болезненное состояние (Клод Бернар).
Поскольку «зло» может быть рассматриваемо как пре
увеличение, дисгармония, диспропорция, постольку «доб
ро», может быть, так сказать, предохраняющей диетой про
тив опасности впасть в преувеличение, дисгармонию и на
рушние пропорций.
Наследственная слабость как господствующее чувство — при
чина высших ценностей.
NB. Слабости желают — почему? В большинстве случа
ев потому, что слабость по необходимости приемлема.
Ослабление как задача: ослабление желаний, ощущений
радости и неудовольствия, воли к власти, к чувству гордос
ти, к желанию иметь и иметь как можно больше; ослабление
как смирение; ослабление как вера; ослабление как отвра
щение и стыд перед всем естественным; как отрицание
жизни, как болезнь и обычная слабость… ослабление как от
каз от мести, от сопротивления, от вражды и гнева.
Неверный прием в преодолении слабости — стремиться
победить ее не посредством systeme fortifiant1, но посред
ством какого то оправдывания и морализирования — т. е. ка
кой то интерпретации.

1
укрепляющая система (фр.).




nietzsche.pmd 50 22.12.2004, 0:06
Black
Смешение двух совершенно разных состояний, напри
51
мер: спокойствия силы, которое в сущности есть воздержа
ние от реакций (тип богов, которых ничто не трогает),— и
европейский нигилизм




спокойствие истощения,— тупость, доходящая до анесте
зии. Все философски аскетические приемы стремятся ко
второму, но подразумевают в сущности первое, ибо они при
писывают достигнутому состоянию такие свойства, как ес
ли б было достигнуто божественное состояние.

48. Опаснейшее недоразумение.— Существует понятие, которое,
по видимому, не допускает смешения, двоякого толкования
— это «истощение». Истощение может быть благоприобре
тено, а может быть наследственно,— и в том, и в другом слу
чае оно меняет аспект вещей, ценность вещей…
В противоположность тому, кто из обилия, которое он
являет собою и сам, ощущая его, помимо воли своей отдает
вещам, и видя их полнее, могущественнее, чреватее буду
щим, так вот, в противоположность тому, кто во всяком слу
чае может дарить,— истощенный умаляет, загрязняет все,
что он видит,— он роняет ценность, он вреден…
Относительно этого, кажется, не может быть ошибки,
между тем в истории мы видим тот ужасающий факт, что
истощенных всегда смешивали с преисполненными жизнью,
а преисполненных жизнью — с вреднейшими.
Оскудевший жизнью, слабый, еще более обедняет жизнь;
богатый жизнью, сильный, обогащает ее. Первый паразити
рует, второй — одаряет ее… Как же тут возможно смешение?..
Когда истощенный выступал с видом высшей активно
сти и энергии (в моменты, когда вырождение вызывало
эксцесс духовного или нервного разряжения), тогда его
смешивали с богатым… Он возбуждал страх… Характерно,
что и культ слабоумного всегда совпадает с культом богатого
жизнью, могучего. Фанатик, одержимый, религиозный эпи
лептик, все эксцентричные люди воспринимались как выс
шие типы могущества, как боговдохновенные.
Такого рода сила, которая возбуждает страх, почиталась
по преимуществу именно божественной — здесь был источ
ник авторитета, ее истолковывали как мудрость, в ней ви
дели, искали мудрость… Из этого развилась, почти везде, воля
к «обожествлению», т. е. к типичному вырождению духа,
тела и нервов: попытка найти путь к высшему виду бытия.




nietzsche.pmd 51 22.12.2004, 0:06
Black
Довести себя до болезни, до безумия, вызвать симптомы 52
расстройства — это значило стать сильнее, сверхчеловеч
нее, ужаснее, мудрее. Воображали себя, благодаря этому,
настолько богатыми мощью, чтобы иметь возможность от
давать часть ее. Повсюду, где люди были готовы к боготво
рению, они искали кого нибудь, кто мог бы отдавать.
В этом случае источником заблуждения является хоро
шо известное состояние опьянения. Это последнее в высшей
степени увеличивает чувство мощи, а следовательно, рассуж
дая наивно, и самую мощь. На высшей ступени власти дол
жен был стоять самый опьяненный, экстатик (есть две исход
ных точки опьянения — необычайная полнота жизни и состо
яние болезненного питания мозга).

49. Приобретенное, а не унаследованное истощение:
a) Недостаточность питания, часто от неведения в этом
вопросе, например, у ученых;
b) Преждевременное эротическое развитие — по преиму
ществу бич французской молодежи, особенно парижан, всту
пающих из лицеев в жизнь уже развращенными и загряз
ненными и уже не могущими вырваться из цепи позорных
склонностей, жалких и презренных в собственных глазах —
галерников при всей их утонченности (впрочем, в большин
стве случаев это уже симптом расового и фамильного дека
данса, как всякая гипертрофированная чувствительность;
сюда же следует отнести заразу, исходящую от среды — слепое
подчинение влиянию среды также относится к декадансу);
c) Алкоголизм, не как инстинкт, а как привычка, тупое
подражание, трусливое или тщеславное приспособление к
царящему режиму. Так, подумать только: какое благодеяние
— еврей среди немцев! Немцы… О сколько тупости, о эти
льняные головы, эти голубые глаза, отсутствие esprit в ли
це, словах, манерах — это ленивое потягивание, эта немец
кая потребность в отдыхе, происходящая не от переутом
ления в работе, а от отвратительной возбужденности и пе
ревозбужденности алкоголем…

50. Теория истощения.— Порок, душевные больные (среди,
например, артистов…), преступники, анархисты,— все это
не угнетенные классы, но отбросы всех классов бывшего до
сих пор общества…




nietzsche.pmd 52 22.12.2004, 0:06
Black
Усмотрев, что все наши сословия и состояния проник
53
нуты этими элементами, мы поняли, что современное общество
не — «общество», не — «тело», но больной конгломерат чан
европейский нигилизм




далы,— общество, утратившее силу извергать из себя вредные
ему элементы.
Насколько от совместной жизни в течение долгих сто
летий болезненность проникает все глубже:
— современная добродетель;
— современная духовность;
— наша наука… как формы болезни.

51. [Состояние испорченности.] Понять взаимную связь
всех форм испорченности, и при этом не забыть христиан
ской испорченности (Паскаль как тип); равным образом со
циалистически коммунистической испорченности (она как
следствие христианской) — с естественнонаучной точки зре
ния высшая концепция общества представляется низшей в
общественной иерархии; испорченность «потустороннос
ти», как будто кроме действительного мира, мира станов
ления, есть еще мир сущего.
Здесь не должно быть никакого соглашения: здесь надо
вычищать, уничтожать, вести войну,— нужно еще поизвлечь
отовсюду христиански нигилистический масштаб оценки и
бороться с ним под какой бы маской она не находилась: так
например,— из теперешней социологии, из теперешней му
зыки, из теперешнего пессимизма (все формы христианско
го идеала ценности).
Либо то, либо другое истинно: быть истинным значит в
данном случае способствовать повышению типа «человек».
Священники, пастыри душ, как негодные, недостой
ные формы существования. Все воспитание до сих пор бес
помощно, неустойчиво, лишено надлежащей опоры и веса,
носит на себе следы противоречия ценностей.

52. Не природа безнравственна, когда она без сострадания
относится к дегенератам — наоборот, рост физиологическо
го и морального зла в человеческом роде есть следствие бо
лезненной и противоестественной морали. Чувствительность
большинства людей болезненна и неестественна.
От чего зависит, что человечество испорчено в мораль
ном и физиологическом отношении? — Тело гибнет, когда




nietzsche.pmd 53 22.12.2004, 0:06
Black
поражен какой либо орган. Право альтруизма нельзя сводить 54
на физиологию; столь же мало можно это делать и по отно
шению к праву на помощь, на одинаковую участь — это все
премии для дегенератов и убогих.
Нет солидарности в обществе, где имеются неплодот
ворные, непродуктивные и разрушительные элементы,
которые к тому же дадут еще более выродившееся, чем они
сами, потомство.

53. Существует глубокое и совершенно неосознанное вли
яние декаданса даже на идеалы науки — вся наша социоло
гия служит доказательством этого положения. Ей можно по
ставить в упрек, что она знакома по опыту только с формой
упадочного общества и неизбежно осуждена принимать свои
собственные упадочные инстинкты за норму социологи
ческого суждения.
Клонящаяся к упадку жизнь современной Европы форму
лирует через эти суждения свои общественные идеалы, ко
торые разительно похожи на идеалы старых, отживших рас.
Поэтому стадный инстинкт, завоевавший теперь вер
ховенство,— представляет нечто в корне отличное от ин
стинкта аристократического общества — ведь от ценности еди
ниц зависит то или другое значение суммы… Вся наша со
циология не знает другого инстинкта, кроме инстинкта
стада, т. е. суммированных нулей, где каждый нуль имеет «оди
наковые права», где считается добродетелью быть нулем…
Оценка, с которой в настоящее время подходят к раз
личным формам общества, во всех отношениях сходна с
той, по которой миру придается большая ценность, чем вой
не, но это суждение антибиологично, оно само порождение
декаданса жизни… Жизнь есть результат войны, само обще
ство средство для войны… Господин Герберт Спенсер как
биолог — декадент, таковым же является и как моралист (ви
дя в победе альтруизма нечто желательное!!!).

54. Мне посчастливилось, после целых тысячелетий заблуж
дений и путаницы, снова найти дорогу, ведущую к некото
рому да и некоторому нет.
Я учу говорить «нет» всему, что ослабляет, что истощает…
Я учу говорить «да» всему, что усиливает, что накопля
ет силы, что оправдывает чувство силы.




nietzsche.pmd 54 22.12.2004, 0:06
Black
До сих пор никто не учил ни тому, ни другому — учили
55
добродетели, самоотречению, состраданию, учили даже
отрицанию жизни. Все это суть ценности истощенных.
европейский нигилизм




Долгое размышление над физиологией истощения об
ратило меня к вопросу о том, насколько суждения истощен
ных проникли в мир общих ценностей.
Достигнутый мною результат был до невероятности
неожиданным, даже для меня, успевшего освоиться уже не
с одним чуждым миром. Я открыл, что все высшие ценнос
ти, все, господствующие над человечеством,— по крайней
мере над укрощенным человечеством — могут быть сведе
ны к оценкам истощенных.
Из под священных имен извлек я разрушительные тен
денции — Богом назвали то, что ослабляет, учит слабости,
заражает слабостью… я открыл, что «добрый человек» есть
форма самоутверждения декаданса.
Добродетель сострадания, о которой еще Шопенгауэр
говорил как о высшей, единственной и основной добродете
ли,— именно это сострадание признал я более опасным фе
номеном, нежели любой порок. Решительно идти наперекор
родовому подбору и очищению вида от элементов упадка
— вот что доныне считалось добродетелью par excellence…
Следует чтить рок, рок, говорящий слабому — «погибни!..»
Богом назвали — противление року, порчу и разложение
человечества… Не должно произносить всуе имя Божие…
Раса испорчена — не пороками своими, а неведением —
она испорчена потому, что она истощение восприняла не как
истощение,— ошибки в физиологии суть причины всех зол.
Добродетель есть наше великое недоразумение.
Проблема — как истощенные достигли того, чтоб стать
законодателями ценностей? Или иначе — как достигли вла
сти те, которые — последние?.. Как инстинкт зверя челове
ка стал вверх ногами?..


[4. Кризис: нигилизм и идея «возвращения»]

55. Крайние позиции сменяются не более умеренными, а
опять же крайними, но обратными. Поэтому вера в абсолют
ную имморальность природы, в бесцельность и бессмыслен
ность — психологически необходимый аффект, наступаю




nietzsche.pmd 55 22.12.2004, 0:06
Black
щий, когда утрачивается вера в Бога и нравственные осно 56
вы миропорядка. Нигилизм возникает не потому, что отвра
щение к жизни теперь сильнее, чем раньше, но потому, что
вообще является сомнение в том, могут ли иметь зло или
даже жизнь какой либо «смысл». Одна интерпретация погиб
ла: но так как она считалась единственной интерпретаци
ей, то нам и кажется ныне, будто нет никакого смысла в
жизни вообще, будто все напрасно.
Однако остается еще доказать, что это «напрасно» опре
деляет характер нынешнего нигилизма. Недоверие к на
шей прежней оценке ценностей вырастает до вопроса: «Не
служат ли все “ценности” приманкой, затягивающей коме
дию, но не приводящей ее к какому либо разрешению?»
Длительность существования, при наличии этого «напрас
но», без цели и без смысла,— вот наиболее парализующая
мысль, особенно если человек, понимая, что над ним изде
ваются, все же не имеет силы оградить себя от этого.
Продумаем эту мысль в самой страшной ее форме —
жизнь, как она есть, без смысла, без цели, но возвращающая
ся неизбежно, без заключительного «ничто» — «вечный воз
врат». Это самая крайняя форма нигилизма: «ничто» («бес
смысленное») — вечно!
Европейская форма буддизма — энергия знания и силы
принуждает к такой вере. Это самая научная из всех возмож
ных гипотез. Мы отрицаем конечные цели; если бы суще
ствование имело такую цель,— она должна была бы быть
уже достигнута.
Становится понятным, что здесь налицо стремление
создать противоположение пантеизму, ибо утверждение
«все совершенно, божественно, вечно» также навязывает
веру в «вечное возвращение». Вопрос в том, стало ли невозмож
ным вместе с моралью и это пантеистическое да, обращен
ное ко всем вещам? В сущности, преодолен ведь только мо
ральный Бог. Есть ли смысл представлять себе бога «по ту
сторону добра и зла?» Возможен ли пантеизм в таком смыс
ле? Можно ли, изгнав из процесса представление цели, и
несмотря на это, все же говорить «да» процессу? — Это было
бы так только в том случае, если бы в пределах самого про
цесса, в каждое мгновение его, что нибудь достигалось — и
всякий раз одно и то же. Спиноза достиг такой утверждаю
щей точки зрения, поскольку каждое мгновение имеет свою




nietzsche.pmd 56 22.12.2004, 0:06
Black
логическую необходимость, и философ, с заложенным в ос
57
нове его существа логическим инстинктом, торжественно
приветствовал подобный миропорядок.
европейский нигилизм




Но его случай — только частный случай. Всякая коренная
особенность, лежащая в основе всего совершающегося и прояв
ляющаяся во всем совершающемся, должна была бы побу
дить человека, осознавшего ее как свою собственную особен
ность, торжественно благословить каждый миг мирового
существования. Тогда все дело заключалось бы в том, что
бы радостно признать в себе самом благой и ценной эту
свою особенность.
Мораль предохраняла от отчаяния и прыжка в «ничто»
жизнь людей и сословий, притесняемых и угнетаемых имен
но людьми, ибо бессилие перед людьми, а не природой, вызы
вает наиболее отчаянное озлобление к жизни. Мораль от
носилась к властителям, насильникам, вообще к «господам»,

<< Пред. стр.

страница 6
(всего 110)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign