LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 58
(всего 110)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

ловека, героя.
Искусство как спасение страждущего,— как путь к состоя
ниям, где страдание становится желанным, преображает
ся, обожествляется, где страдание есть форма великого во
сторга.




nietzsche.pmd 466 22.12.2004, 0:07
Black
3.
467
Теперь видно, что в этой книге пессимизм, или, скажем
яснее, нигилизм полагается истиной. Но сама истина не
принцип новой оценки




полагается ни как высшее мерило ценности, ни тем паче
как высшая власть. Воля к мнимости, к иллюзии, к заблуж
дению, к становлению и перемене (к объективному заблуж
дению) полагается здесь как более глубокая, исконная, ме
тафизическая, нежели воля к истине, к действительности,
к бытию — последнее само есть лишь форма воли к иллюзии.
Точно так же радость полагается более исконной, нежели
боль: боль же только как обусловленность, как следственное
проявление воли к радости (воли к становлению, росту,
формированию, то есть к творчеству: в творчество, однако,
включено и разрушение). Описывается высшее состояние
утверждения сущего, из которого нельзя вычесть и высшей
боли: это трагически дионисийское состояние.

4.
Таким образом, это даже антипессимистическая кни
га: а именно, в том смысле, что она учит чему то, что силь
нее пессимизма, «божественнее» истины. Кажется, никто
еще не обращался к радикальному отрицанию жизни, даже
не столько к нет сказанию, сколько к действительному нет
деланию жизни, с более серьезным словом, чем автор этой
книги. Теперь он знает,— он это пережил, он, возможно,
только это и пережил,— что искусство стоит большего, чем
истина.
В предисловии, в котором как бы приглашается к диа
логу Рихард Вагнер, именно это предстает символом веры,
евангелием артиста: «искусство как высшая задача жизни,
как ее метафизическая деятельность…»




nietzsche.pmd 467 22.12.2004, 0:07
Black
книга четвертая


порода
и взращивание
Перевод М. Рудницкого




nietzsche.pmd 469 22.12.2004, 0:07
Black
471


i.
порода и взращивание




[1. Учение об иерархии рангов]

854. Я попросту вынужден в век des suffrage universel1, то
есть когда каждому обо всех и вся дозволено судить, снова
восстановить иерархию рангов.

855. Установление ранга, понижение ранга зависит толь
ко от количества власти, и больше ни от чего.

856. Воля к могуществу. — Какими должны быть люди, что
бы на себе осуществить подобную переоценку. Иерархия
рангов как иерархия власти: война и опасность — предпо
сылки к тому, что ранг будет придерживаться заданных ус
ловий.
Грандиозный пример: человек в природе — самое сла
бое, самое умное существо добивается господства, порабо
щая могущественные, но более глупые стихии.

857. Я различаю между типом восходящей жизни — и дру
гим, типом распада, разложения, слабости. Неужто кто
то думает, что вопрос о рангах между ними вообще может
стоять?

858. Твой ранг решает то количество могущества, которое
есть ты; остальное — трусость.

859. [Преимущество отстояния от своего времени.] По
ставлен в стороне, против обоих движений, против инди
видуалистской и коллективистской морали,— ибо и первая
тоже не знает иерархии рангов и норовит дать одному ту
же свободу, что и всем. Мысли мои вертятся не вокруг сте
пени свободы, которую следовало бы предоставить тому

1 всеобщего избирательного права (франц.)




nietzsche.pmd 471 22.12.2004, 0:07
Black
или иному, но о степени власти, которую тот или иной над 472
другими или над всеми должен осуществлять, то есть на
сколько определенное жертвование свободой, даже пора
бощение, дает базу для возникновения высшего типа.
Если мыслить в самых крупных масштабах: как пожер
твовать развитием человечества, дабы помочь появлению на
свет высшего, чем человек, рода?

860. О ранге. Ужасное следствие «равенства»: в итоге каж
дый будет полагать, что имеет право на решение любой про
блемы. И всякой иерархии рангов придет конец.

861. Необходимо объявление войны высших людей — массе!
Повсюду сплачивается посредственность, норовя провозг
ласить свое господство! Все, что размягчает, ослабляет во
лю, требует уважать «народ» или «женственность»,— все это
действует на пользу всеобщего избирательного права, то
есть ведет к господству человека низшего порядка. Но мы
проведем репрессии и вытащим все это барахло (которое
в Европе завелось вместе с христианством) на свет и на суд.

862. Надобно учение, достаточно сильное, чтобы действо
вать как средство отбора: укрепляя крепких, расслабляя, па
рализуя, ломая тех, кто утомлен жизнью.
Уничтожение опустившихся рас. Упадок Европы. — Унич
тожение рабских ценностей. — Господство над всей Землей
как средство зачинания нового типа. — Уничтожение тар
тюфства, именуемого «моралью» (а с ним и христианства
как истерического вида честности: Августин, Беньян). —
Уничтожение всеобщего избирательного права: то есть си
стемы, в силу которой самые низкие натуры предписыва
ют себя в качестве канона и закона натурам высшим. — Унич
тожение посредственности и уважения к посредственнос
ти. (Односторонних, отдельных — народы, например, анг
личан, устремить к полноте природы посредством спари
вания противоположностей: сюда же смешение рас). — Но
вое мужество — никаких априорных истин (таковых взыс
куют привыкшие к вере!), но свободное подчинение господ
ствующей мысли, для которой пришло время, например,
время как свойство пространства и т.д.




nietzsche.pmd 472 22.12.2004, 0:07
Black
[2. Сильные и слабые]
473

863. Понятия «сильный и слабый человек» сводятся к тому, что
порода и взращивание




в первом случае унаследовано много сил — такой человек
есть сумма; во втором — еще мало — недостаточное унаследова
ние, раздробление унаследованного. Слабость может быть
и начальным феноменом: «еще мало»; или конечным феноме
ном — «уже недостаточно».
Точка приложения, где нужна большая сила, где надо силу
расходовать: масса как сумма слабых реагирует медленно… —
противится многому, для чего она слишком слаба… от чего она
не видит для себя пользы; не творит, не движется вперед…
Это все против теории, которая отрицает сильных ин
дивидуумов, утверждая, что «все сделает масса». Это разни
ца как между различными «коленами»: между деятельным
человеком и массой может пролегать дистанция в пять поко
лений — хронологическая разница.
Ценности слабых впереди, потому что их переняли силь
ные, чтобы с их помощью вести…

864. Почему слабые побеждают. — In summa: у больных и
слабых больше со чувствия, они «человечнее»; в больных и
слабых больше духа, они переменчивей, разнообразней, об
щительней — злобнее: это только больные изобрели злость.
(Болезненная ранняя зрелость у больных рахитом, золоту
хой, туберкулезом.) Тонкий ум: достояние поздних рас (ев
реи, французы, китайцы. Антисемиты не могут простить
евреям, что у тех столько «духа» — и денег; антисемитизм —
синоним «не преуспевших».)
Больные и слабые были заворожены собою, они интерес
нее здоровых: юродивый и святой — две самых интересных
человеческих разновидности… в самом тесном родстве с
ними и «гений». Великие «авантюристы и преступники»,
как и все люди, а здоровяки в первую голову, какое то вре
мя своей жизни были больны: сильные душевные порывы,
страсть власти, любви, мести сопровождались глубокими
внутренними помехами… А что касается декаданса: его яв
ляет собою в любом смысле почти каждый человек, если не
умирает преждевременно,— а значит, он на своем опыте по
знает инстинкты, которые ему, декадансу, свойственны; по
чти каждый человек половину жизни живет декадентом.




nietzsche.pmd 473 22.12.2004, 0:07
Black
И, наконец: женщина! Одна из половин человечества сла 474
ба, типично больна, переменчива, непостоянна — женщине
потребна сила, чтобы за нее цепляться,— ей потребна и ре
лигия слабости, которая учит, что божественно быть слабым,
униженным и при этом любить… — или, еще того чище, она
ослабляет сильных, она властвует, когда ей удается подчи
нить сильного… — женщина всегда тайком входила в комп
лот со всякими упадочными типами, со священниками, про
тив «власть имущих», «сильных», против «мужей» — ради
культа поклонения, сострадания, любви женщина и детей
своих отринет в сторону,— тип матери весьма убедительно
представляет альтруизм.
И, наконец: все возрастающая цивилизация, которая с
необходимостью несет с собою одновременное возраста
ние нездоровых элементов, всего невротически психиатричес
кого и криминального… — возникает и промежуточный вид, ар
тист,— от криминальности поступков отделенный слабос
тью воли и социальной боязливостью, а для сумасшедшего
дома тоже еще не вполне дозревший, но с неуемным любо
пытством тянущий свои щупальца усики в обе эти сферы:
это специфическое культурное растение, современный ар
тист,— художник, композитор, но в первую голову рома
нист, который для своего образа сущего употребляет весь
ма неподходящее слово «натурализм»… — Полку сумасшед
ших, преступников и натуралистов прибывает — это приме
та растущей, поспешающей вперед культуры, когда все выде
ления, отбросы, все продукты распада приобретают осо
бый вес, когда отставшие задают шаг…
И, наконец: социальное месиво, следствие революции,
установление равных прав, суеверие «равенства людей».
При этом носители инстинктов упадка (обиды, неудовлет
воренности, тяги к разрушению, анархизма и нигилизма),
включая и инстинкты рабства, инстинкты трусости, хитро
сти, канальства тех слоев, которых долго держали внизу, но
ровят смешаться с кровью всех иных сословий: еще два три
поколения — и расу невозможно будет узнать, все будет ис
поганено чернью. Отсюда же проистекает свальный инстин
кт против всякого выбора, против привилегий любых ви
дов,— инстинкт такой силы, уверенности, суровости и жес
токости в практическом применении, что и сами привилеги
рованные готовы ему подчиниться: все, что хочет удержать




nietzsche.pmd 474 22.12.2004, 0:07
Black
власть, льстит черни, должно иметь чернь на своей сторо
475
не,— и в первую голову «гении», они становятся герольдами
чувств, которыми проще воодушевить массы,— нота сенти
порода и взращивание




ментального сочувствия, даже подобострастия перед все
ми, кто прежде жил в страдании, низости, был презираем
и гоним, заглушает все прочие ноты (типы: Виктор Гюго и
Рихард Вагнер). — Восхождение черни опять таки знамену
ет собой нисхождение старых ценностей…
При столь радикальном — в плане темпа и средств — дви
жении, которое являет нам наша цивилизация, происходит
смещение центра тяжести среди людей — тех самых людей,
которые важнее всего и на которых как раз и ложатся все
тяготы и вся большая опасность столь болезненного движе
ния; центр тяжести падает на рохлей par excellence, на ту
годумов, увальней, на тех, кто медленно схватывает и дол
го соображает,— именно они окажутся в эпицентре этого
чудовищного изменения и смешения элементов. При по
добных обстоятельствах центр тяжести с необходимостью
приходится на середняков: против господства черни и отбро
сов общества (те и другие все чаще объединяются) консо
лидируется заурядность — как порука и носительница буду
щего. Отсюда для исключительных людей произрастает новый
противник — или новый соблазн. Предположим, они не ста
нут подлаживаться к черни, петь и плясать под дудку «от
верженных»,— перед ними встанет необходимость быть
«посредственными», быть «положительными». Они пре
красно знают: mediocritas2 к тому же aurea3,— только она и
располагает деньгами и золотом (всем, что блестит…)…
Вот таким образом старая добродетель, а с ней и вообще
весь отживший мир идеала еще раз обретут даровитое заступ
ничество… Результат: заурядность снищет ум, остроумие,
гениальность — она станет интересной, соблазнительной…

*
Результат. — [Высокая культура] может стоять только на
широкой основе, на почве крепкой и здоровой консолида
ции посредственности. На службе у нее, хоть и обслужива
емая ею, состоит наука — и даже искусство. Наука ничего

2
посредственность (лат.)
3
золотая (лат.)




nietzsche.pmd 475 22.12.2004, 0:07
Black
лучшего и желать не может — она по самой сути своей пред 476
назначена для людей среднего разряда,— среди исключений
ей неуютно, в инстинктах ее нет ничего аристократическо
го и тем паче ничего анархистского. Далее, власть середи
ны будет поддерживаться торговлей, прежде всего денеж
ной торговлей: инстинкт крупного финансиста не прием
лет никаких крайностей,— потому и евреи по сию пору са
мая стабилизирующая сила в нашей столь неспокойной, столь
подверженной угрозам Европе. Им не нужны ни револю
ции, ни социализм, ни милитаризм: а то, что они сейчас
рвутся к власти и располагают революционной партией, не
противоречит сказанному выше, а есть только следствие из
него. Им необходимо время от времени нагонять страх на
другие радикальные направления, демонстрируя, сколько
всего у них в руках. Но самый их инстинкт неколебимо кон
сервативен — и «зауряден»… Всюду, где есть власть, они
умеют быть при власти, но использование этой власти все
гда идет только в одном направлении. Как известно, благо
родный синоним «посредственного» — слово «либеральный».

*
Осмысление. — Бессмысленно предполагать, что вся эта
победа ценностей антибиологична: надо попытаться найти
ей объяснение из интереса самой жизни — самосохранение
«человека» как типа даже через эту методику преобладания
слабых и не преуспевших — в противном случае человече
ство просто уже не существовало бы? — Проблема —Улучше
ние типа губительно для сохранения вида? Почему?
Опыт истории: сильные расы взаимно сокращают друг
друга: войны, жажда власти, приключений; сильные аффек
ты: мотовство — сила больше не накапливается… возникает
духовная помеха от чрезмерного напряжения; существова
ние их обходится слишком дорого, они взаимно изнуряют,
изматывают друг друга; наступают периоды глубокой разряд
ки и вялости: за все великие эпохи приходится платить…
То есть сильные затем становятся слабее, безвольнее, бес
смысленней, чем заурядно слабые.
Есть расточительные расы. — Длительность сама по себе
не имела бы цены: видимо, желательно предпочесть пусть
и более краткое, но зато более полноценное существование.
— Осталось бы только доказать, что даже при таком ходе




nietzsche.pmd 476 22.12.2004, 0:07
Black
вещей достигался бы более высокий ценностный итог, чем
477
в случае более краткого существования; то есть, что чело
век как результат последовательного суммирования силы
порода и взращивание




обретает более высокий квантум господства над вещами,
когда все идет, как есть… Мы стоим тут перед проблемой
экономии.

865. Воззрение, именующее себя «идеализмом», не жела
ет дозволить посредственности быть посредственной, а
женщине женщиной. Только не униформы! Пора бы нам от
давать себе отчет, сколь дорого обходится добродетель, и что
добродетель не есть нечто заурядно желательное, а благород
ное безумство, прекрасное исключение, обладающее приви
легией чувствовать в себе силу…

866. Необходимость установить, что все более экономич
ному развитию человека и человечества, все более тесно
переплетенной «машинерии» интересов и достижений име
ется и соответствующее противодвижение. Я обозначу его как
выделение роскошного человеческого излишества: в ней должен
быть явлен более сильный род, более совершенный тип,
которому потребны иные условия возникновения и само
сохранения, нежели среднему человеку. Мой термин, моя
формула для такого типа — это, как известно, слово «сверх
человек».
На том первом пути, который сейчас уже совершенно
обозрим, возникает приспособление, выравнивание, опло
щение, высшая китайщина, доведенная до инстинкта скром
ность, довольство человека в самоумалении — своего рода
застой в развитии человека. Если нам и впрямь неизбежно
предстоит жить в единой всемирной экономической систе

<< Пред. стр.

страница 58
(всего 110)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign