LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 56
(всего 110)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Black
827. Современное искусство как искусство тиранства. —
451
Грубая и сильно выпирающая логика линий общего замысла;
мотив, упрощенный до формулы,— формула то и тиранству
принцип новой оценки




ет. Внутри линий — дикое множество всего, неодолимая ки
шащая масса, перед которой чувства впадают в оторопь; же
стокое буйство красок, материала, вожделений. Примеры:
Золя, Вагнер; в мыслительном плане — Тэн. Итак: логика,
масса и жестокое буйство.

828. В отношении живописцев: tous ces modernes sont des
poetes qui ont voulu etre peintres. L’un a cherche des drames dans
l’histoire, l’autre des scenes des moeurs, celui ci traduit des re
ligions, celui la une philosophie.1 Этот подражает Рафаэлю,
тот — первым итальянским мастерам; пейзажисты исполь
зуют деревья и облака, чтобы создавать оды и элегии. Про
сто живописцев — ни одного; все то ли археологи, то ли пси
хологи, то ли инсценировщики на службе какого либо воспо
минания или теории. Они самодовольно красуются за счет
нашей эрудиции, за счет нашей философии. Они, как и мы,
полны и переполнены общими идеями. Они любят форму
не за то, какая она, а за то, что она выражает. Они дети уче
ного, вымученного и рефлектирующего поколения — за ты
сячу миль от старых мастеров, которые ничего не читали и
думали только об одном: как подарить усладу глазам своим.

829. В сущности, музыка Вагнера тоже еще литература, не
далеко ушедшая от французских романтиков: волшебство
экзотики, далеких эпох, нравов, страстей, адресованное
чувствительным зевакам; холодок восторга, когда попада
ешь в этот дальний, чужеземный, доисторический край, до
рога к которому проходит через книги, благодаря чему весь
горизонт был окрашен новыми цветами и возможностями…
Предвкушение еще более далеких и неоткрытых миров;
презрение к Бульварам… Национализм, кстати,— не будем
себя обманывать,— тоже всего лишь одна из форм экзотиз
ма. Музыканты романтики рассказывают, во что преврати

1
Все эти современные живописцы — это просто поэты, ко
торые хотели быть живописцами. Один искал драм в истории,
другой — картин нравов, этот переносит в живопись из религий,
тот — свою философию. (франц.)




nietzsche.pmd 451 22.12.2004, 0:07
Black
ли их экзотические книги: люди не прочь испытать экзоти 452
ческие переживания, страсти во флорентийском или вене
цианском вкусе; на худой конец, они довольствуются тем, что
бы поискать их на картине… Существенна тут разновидность
нового влечения, стремление подражать, жить чужой жиз
нью, маскарад, притворство души… Романтическое искус
ство есть только слабый суррогат упущенной «реальности».
Наполеон, страсть новых возможностей души… Расши
рение пространства души…
Попытка совершить новое: революция, Наполеон…
Одрябление воли; тем большая разнузданность в жела
ниях — чувствовать новое, представлять его, грезить им…
Последствие переживания эксцессивных вещей: нена
сытный голод по эксцессивным чувствам… Чужеземные
литературы предлагали самые пикантные пряности…

830. Греки Винкельмана и Гете, ориентальные люди Вик
тора Гюго, персонажи Эдды у Вагнера, англичане тринад
цатого века у Вальтера Скотта — когда нибудь вся эта гран
диозная надувательская комедия раскроется! Исторически
все это было до крайности лживо, но зато — современно,
истинно!

831. К характеристике национального духа в отношении к
чужеземному и заимствованному:
— английский дух огрубляет и усиливает естественность
того, что он воспринимает;
— французский утончает, упрощает, логизирует, прида
ет блеск;
— немецкий замутняет, опосредует, запутывает, окраши
вает моралью;
— итальянский всегда самым свободным и самым изыс
канным образом обходился с заимствованиями, во сто крат
больше вкладывая, чем извлекая, будучи самым богатым ду
хом, больше других имеющим, что раздаривать.

832. Евреи в сфере искусств дотянулись до гениальности,
в лице Генриха Гейне и Оффенбаха, этого самого остроум
ного и озорного сатира, который, продолжая в музыке ве
ликую традицию, стал для всякого, имеющего не просто
уши, но и слух, избавителем от сентиментальной и, в сущ




nietzsche.pmd 452 22.12.2004, 0:07
Black
ности, вырождающейся музыки композиторов немецкого ро
453
мантизма.
принцип новой оценки




833. Оффенбах: французская музыка с вольтерианским ду
хом, свободная, озорная, с едва заметной сардонической ух
мылкой, но светлая, остроумная до банальности (он не при
украшивает) и без жеманства болезненной или белокуро
венской чувственности.

834. Если понимать под гением высшую свободу под гне
том закона, божественную легкость, легкость даже в самом
тяжком, тогда Оффенбах имеет даже больше прав претен
довать на титул «гения», нежели Вагнер. Вагнер тяжел, не
поворотлив; ничто так не чуждо ему, как мгновения шалов
ливейшего совершенства, каких этот ярмарочный шут Оф
фенбах по пять шесть раз достигает почти в каждой из сво
их bouffonneries1. Но, быть может, под гением следует по
нимать нечто иное.

835. К главе «Музыка». — Немецкая, французская и италь
янская музыка. (Наши политически самые убогие времена
в музыке самые плодотворные. Славяне?) — Культурно исто
рический балет: превзошел оперу. — Музыка актеров и музы
ка музыкантов. — Ошибочно считать, что то, что создал Ваг
нер, есть форма,— это бесформенность. Возможность дра
матического строения еще только предстоит найти. — Ритми
ческое. — «Выражение» любой ценой. — К чести «Кармен».
— К чести Генриха Шютца (и «Общества Листа») — Блудли
вая инструментовка. — К чести Мендельсона: элемент Гете
здесь и больше нигде! (так же, как еще один элемент Гете
воплотился в Рахели; третий в Генрихе Гейне.)

836. Описательная, дескриптивная музыка; предоставить
действительности воздействовать… Все эти виды искусст
ва легче, воспроизводимее; за них хватаются все мало одарен
ные. Апелляция к инстинктам; суггестивное искусство.

837. О нашей современной музыке. Оскудение мелодии — это
то же самое, что оскудение «идеи», диалектики, свободы ду

1
буффонад (франц.)




nietzsche.pmd 453 22.12.2004, 0:07
Black
ховного сообщения,— пошлость и застой, претендующие на 454
все новые и новые «откровения» и даже возведшие себя в
принцип — в конце концов, человек ведь располагает толь
ко принципами своего дарования — или своей ограниченнос
ти под видом дарования.
«Драматическая музыка». Вздор! Это просто плохая му
зыка… «Чувства», «страсть» в качестве суррогатов, когда не
знаешь, не умеешь достичь высокой духовности и счастья
таковой (например, как у Вольтера). Технически выражаясь,
это «чувство», эта «страсть» куда легче — это предполагает
куда более бедных художников. Обращение к драме есть
знак, что художник более уверенно владеет мнимыми сред
ствами, чем действительными. У нас уже есть драматичес
кая живопись, драматическая лирика и т.д.

838. Нам недостает в музыке эстетики, которая умела бы
возлагать на музыкантов законы и создавала бы единое по
нимание; нам, как следствие, недостает настоящей борьбы
за «принципы», ибо как музыканты мы в этой области сме
емся вычурностям Гербарта точно так же, как причудам Шо
пенгауэра. На самом же деле отсюда проистекает большая
трудность: мы не умеем больше обосновать такие понятия,
как «образец», «мастерство», «совершенство» — в царстве
ценностей мы продвигаемся на ощупь, ведомые инстинк
том старой любви и восхищения, почти веря, что «хорошо
то, что нам нравится» … Во мне просыпается недоверие,
когда Бетховена везде и всюду как нечто само собой разу
меющееся начинают именовать «классиком»: я смею наста
ивать, что в других искусствах под классиком понимают тип,
прямо противоположный Бетховену. Но уж когда абсолют
ный, прямо таки бьющий в глаза распад стиля у Вагнера, его
пресловутый так называемый драматический стиль начи
нают преподносить и почитать как «образец», «мастерство»,
как «прогресс», нетерпение мое достигает апогея. Драма
тический стиль, как понимает его Вагнер, есть вершина
отказа от стиля вообще — с той предпосылкой, что во сто
крат важнее музыки нечто иное, а именно драма. Вагнер
умеет живописать, он пользуется музыкой не ради музыки,
он усиливает ею эффекты, он поэт; наконец, он, подобно
всем творцам театра, апеллирует к «прекрасным чувствам»
и «вздымающейся груди» — всем этим он сумел привлечь на




nietzsche.pmd 454 22.12.2004, 0:07
Black
свою сторону женщин и даже жаждущих знаний недоучек;
455
но какое дело женщинам и недоучкам до музыки! Все это
не имеет никакого отношения к искусству; нетерпимо, ког
принцип новой оценки




да первейшие и насущнейшие добродетели искусства под
вергаются попранию и поруганию во имя побочных целей,
как ancilla dramaturgica1. Какой прок во всем этом расшире
нии выразительных средств, когда то, что выражает, то
бишь само искусство, утратило для себя всякий закон? Жи
вописное великолепие и мощь музыки, символика зву
чания, ритма, окрашенность гармонии и дисгармонии, суг
гестивное значение музыки в отношении к другим искусст
вам, вся поднятая Вагнером до господствующих высот чув
ственность музыки — все это Вагнер в музыке познал, раз
вил, из музыки извлек. Нечто родственное Виктор Гюго
сделал для языка: но в случае с Гюго во Франции уже сегод
ня нередко задаются вопросом: для языка или для его пор
чи? — не сопровождалось ли усиление чувственности языка
подавлением разума в языке, духовности и глубокой внут
ренней закономерности языка? То, что поэты во Франции
становятся мастерами пластики, композиторы в Германии
— актерами и раскрасчиками культуры — не приметы ли это
декаданса, упадка?

839. Бывает нынче даже музыкальный пессимизм, причем
не только среди композиторов. Кто ему не внимал, кто его
не проклинал — зловещего юношу, который истязает рояль
до мученического крика, который собственноручно катит
перед собой грязный ком самых мрачных, самых серо ко
ричневых гармоний? Так обретаешь признание как песси
мист. — Но обретается ли этим признание еще и в музыке?
Я не рискнул бы это утверждать. Вагнерианец pur sang2 не
музыкален: он подпадает стихийным силам музыки пример
но так же, как женщина подпадает воле гипнотизера, а что
бы мочь это, не нужно строгим и тонким знанием воспиты
вать в себе недоверие и чутье in rebus musicis et musican
tibus3. Я сказал «примерно так же», но, возможно, здесь пе
ред нами нечто большее, чем просто сравнение. Стоит взве

1
прислужница драматургии (лат.)
2
чистых кровей (франц.)
3
в делах музыки и музыкантов (лат.)




nietzsche.pmd 455 22.12.2004, 0:07
Black
сить, каким средствам (добрую часть из которых ему при 456
шлось сперва ради этого изобрести) отдает предпочтение
Вагнер для достижения воздействия: они почти пугающим
образом напоминают средства, которыми достигает свое
го воздействия гипнотизер — выбор движений, тональная
окраска его оркестра; чудовищные отклонения от логики и
квадратуры ритма; смычковая пресмыкательность и ползу
честь, таинственность и истеричность его «бесконечной
мелодии». — А разве состояние, в которое повергает слуша
телей и тем паче слушательниц увертюра к «Лоэнгрину»,
существенно отличается от сомнамбулического экстаза? —
Я слышал, как после прослушивания названной увертюры
одна итальянка с тем неподражаемым закатыванием глаз,
на какое способны только вагнерианки, сказала: «come si dor
me con questa musica!»1.

840. Религия в музыке. — Сколько еще невольного и неосоз
нанного утоления всех религиозных потребностей содер
жит в себе вагнеровская музыка! Сколько молитв, доброде
телей, елея, «непорочности», «благости» звучит в ней! То,
что музыка может воздержаться от слова, от понятия,— о,
как умеет она извлекать отсюда свои выгоды, эта хитроум
ная святая, возвращающая, совращающая нас ко всему, во что
нам верилось когда то!.. Совесть нашего разума может не
стыдиться — она остается где то вовне, когда некий древ
ний инстинкт дрожащими губами пьет из запретных чаш…
Это умно, полезно для здоровья и, поскольку утоление ре
лигиозного инстинкта сопровождается краской стыда, даже
добрый знак… Христианство исподтишка: вот тип музыки
«последнего Вагнера».

841. Я различаю мужество перед лицами, мужество перед
фактами и мужество перед листом бумаги. Примером пос
леднего было, допустим, мужество Давида Штрауса. Кроме
того, я различаю мужество при свидетелях и мужество без
оных: мужество христианина и вообще верующего никогда
не бывает без свидетелей — одно это роняет его в моих гла
зах. Наконец, я различаю мужество от темперамента и му
жество из страха выказать страх: отдельные случаи после

1
«Как спится под такую музыку!» (итал.)




nietzsche.pmd 456 22.12.2004, 0:07
Black
днего проявления есть моральное мужество. Сюда же отно
457
сится мужество отчаяния.
Таковым обладал Вагнер. Его положение в музыке, по
принцип новой оценки




сути, было отчаянное. Обе вещи, надобные для хорошего
композитора, у него отсутствовали: натура и культура, то
есть предназначение к музыке и дисциплина и выучка в
музыке. Но у него было мужество — и недостаток он возвел
в принцип, он изобрел для себя особый жанр в музыке.
«Драматическая музыка», которую он изобрел, есть музы
ка, которую он мог делать… Понятие ее Вагнером и исчер
пывается.
Но его превратно истолковали. — Действительно ли его
превратно истолковали?.. Пять шестых современных ху
дожников — в его русле. Вагнер их спаситель: кстати, пять
шестых — это еще «самое малое». Всякий раз, когда природа
обнаруживала свою неумолимость, а культура оставалась слу
чайной, недовершенной, дилетантской,— всякий раз такой
художник инстинктивно,— да что я говорю? — с восторгом
обращается к Вагнеру: «то ль он привлек, то ль сам утоп»,
как сказал поэт.

842. «Музыка» и размах. — Величие художника измеряется
не «прекрасными чувствами», которые он возбуждает: в эту
ерунду пусть верят дамочки. А по степени его приближения
к размаху, по мере его способности к размаху. Размах этот
имеет то общее с большой страстью, что тоже пренебрегает
желанием нравиться; забывает пленять и уговаривать; он
приказывает, он хочет и повелевает… Хочет возобладать над
тем хаосом, который в тебе, который ты; обуздать этот хаос,
стать формой: стать логичным, простым, недвусмыслен
ным, стать математикой, стать законом — вот какая здесь ве
ликая амбиция. Амбиция эта отталкивает, ничто боле не воз
буждает любви к таким насильникам, пустыня раскинулась
вкруг них, и молчание, и страх, оторопь, как перед вели
ким и кощунственным злодеянием… Всем искусствам ве
домы такие порывы грандиозности: почему же в музыке их
нет? Ни один композитор еще не созидал так, как тот зод
чий, что возвел Палаццо Питти… Вот где загвоздка. Или му
зыка относится к той культуре, где царство насильников вся
кого рода кончилось? Или самое понятие размаха уже про
тиворечит «душе» нашей музыки,— «женщине» в ней?




nietzsche.pmd 457 22.12.2004, 0:07
Black
Я затрагиваю тут кардинальный вопрос: куда относит 458
ся вся наша музыка? Эпохи классического вкуса не знают
ничего, сопоставимого с ней: она расцвела, когда мир ре
нессанса достиг своего вечера, когда «свобода» ушла не толь
ко из нравов, но и из желаний. Значит ли это, что в сути ее
характера — быть противо ренессансом? Или она сестра ба
рочного стиля, раз уж она ему по крайней мере современ
ница? Или эта музыка, современная музыка, уже декаданс?..
Случалось, я и раньше давал пояснения в ответ на этот
вопрос: не является ли наша музыка проявлением противо
ренессанса в искусстве? Не является ли она ближайшей род
ственницей барочного стиля? Не выросла ли она в противо
вес и в пику всякому классическому стилю, так что всякое
притязание на классичность в ней заведомо возбраняется?
Ответ на этот первостепенный, ценностный вопрос
не мог бы вызывать сомнения, если бы верно был осознан
тот факт, что своей высшей зрелости и полноты музыка
достигает в романтизме — опять таки как реакция на клас
сику, как возражение классичности…
Моцарт — нежная и влюбленная душа, но всецело еще
восемнадцатое столетие, даже в самых серьезных своих
вещах… Бетховен — первый великий романтик, в смысле
французского понятия романтики, как Вагнер — последний
великий романтик… оба инстинктивные противники клас
сического вкуса, строгого стиля,— о «большом» стиле, об ис
тинном размахе я уж и не говорю…

843. Романтизм: двойственный вопрос, как все современ
ное.
Эстетические состояния двойственны.
Преисполненные, дарящие — в противовес ищущим,
вожделеющим.

844. Романтик — это художник, которого побуждает к твор
честву великое недовольство собой: он отворачивается от
себя, от окружающего мира, он оглядывается назад.

845. Не есть ли искусство следствие неудовлетворенности дей
ствительным? Или выражение благодарности за наслажде
ние счастьем? В первом случае романтика, во втором ореол
и дифирамб (короче, искусство апофеоза): и Рафаэль отно

<< Пред. стр.

страница 56
(всего 110)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign