LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 55
(всего 110)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

из глубин души, воздействует уже как движение членов… в
известном смысле отключение воли… (Шопенгауэр!) — сво
принцип новой оценки




его рода глухота, слепота к внешнему — сфера допускаемых в
себя раздражителей резко ограничена;
Это отличает художника от дилетанта (восприимчиво
го к искусству): для последнего апофеоз раздражимости в
восприятии; для первого — в отдаче, в дарении — различие
столь сильное, что антагонизм двух этих дарований не толь
ко естествен, но и желателен. Каждое из этих состояний
имеет обратную по отношению к другому оптику,— от худож
ника требуют осваивать оптику слушателя (критика), то есть
обеднять себя и свою творческую силу… Это так же, как при
разнице полов: от художника, который дает, нельзя требо
вать, чтобы он стал женщиной — чтобы он «воспринимал»…
Наша эстетика оставалась покуда женской эстетикой в
том смысле, что в ней только «восприимчивые» к искусст
ву люди сформулировали свои наблюдения о том, «что есть
прекрасное?». Во всей философии до сегодняшнего дня от
сутствует художник… Это, как явствует из предыдущего из
ложения, ошибка по необходимости; ибо художник, кото
рый снова попытался бы понять себя, наверняка бы промах
нулся — ему не дано смотреть назад, ему вообще не дано смот
реть, ему дано давать. — Это только к чести художника, если
он не способен на критику… в противном случае он ни рыба,
ни мясо, он «современен»…

812. Я привел здесь ряд физиологических состояний в ка
честве примера полноценной и полноцветной жизни, хотя
в наши дни привычно оценивать их как болезненные. Впро
чем, мы уже разучились говорить о здоровье и болезни как
противоположностях: речь идет о разных степенях того и
другого,— мое же утверждение в данном случае заключает
ся вот в чем: то, что сегодня принято называть «здоровь
ем», представляет из себя лишь низкую ступень того, что
при благоприятных обстоятельствах могло бы здоровьем
быть… то есть что мы относительно больны… Художник же
принадлежит к еще более сильной расе. То, что нам вред
но, что для нас болезненно — у него в самой его природе—
Нам же твердят, что как раз оскудение механизма есть залог
его более экстравагантной восприимчивости ко всякому




nietzsche.pmd 443 22.12.2004, 0:07
Black
внешнему возбуждению; доказательство — наши истерич 444
ные дамочки.
Преизбыток соков и сил может с тем же успехом повлечь
за собой симптомы частичной несвободы, галлюцинаций
наших органов чувств, ослабления реакций на внешние си
гналы, как и оскудение жизни… раздражители обусловле
ны разными факторами, а реакции окажутся схожими… Од
нако не таким же окажется воздействие; крайняя степень
разбитости всех хилых натур после их нервических срывов
не имеет ничего общего с состояниями художника: этому
не приходится расплачиваться за свои эскапады… Он доста
точно богат и может быть расточительным, не впадая в
бедность…
В наши дни «гения» можно определить как одну из форм
невроза, точно так же, как, наверно, и суггестивную силу
художника,— наши артисты и впрямь слишком уж сродни
истерическим дамочкам! Но это свидетельствует против
«наших дней», а не против «художников»…
Нехудожественные состояния: состояния объективнос
ти, отражения, отключенной воли… скандальное заблужде
ние Шопенгауэра, который толкует искусство как мост к от
рицанию жизни…
Нехудожественные состояния: страдальцы, поражен
цы, нытики, под взглядом которых чахнет жизнь… Хрис
тианин…

813. Современный художник, в психологии своей близко
родственный истеризму, обречен на эту болезненную чер
ту и как характер. Истерик лжив: он лжет из желания лгать,
и в этом своем искусстве притворства он достоин восхи
щения — если только болезненное тщеславие не сыграет с
ним злую шутку. Это тщеславие в нем — как хроническая ли
хорадка, для которой нужны успокоительные лекарства и
которая ни перед каким самообманом, ни перед каким фар
сом не остановится, если те сулят минутное облегчение.
Неспособность к гордости и постоянные самоугрызения за
глубоко угнездившееся презрение к себе — вот почти фор
мула для суетного тщеславия подобного рода. Абсурдная
возбудимость его нервной системы, которая из любых пе
реживаний создает кризисы и готова видеть «драматиче
ское» в малейших случайностях жизни, лишает такого ху




nietzsche.pmd 444 22.12.2004, 0:07
Black
дожника всякой вменяемости: он уже не личность, он в луч
445
шем случае место встречи разных личностей, из которых
то одна, то другая с наглостью из него выглядывает. Имен
принцип новой оценки




но поэтому он велик как актер: все эти жалкие безвольные
людишки, которых с интересом изучают врачи, способны
поразить виртуозной мимикой, перевоплощениями, вжи
ванием в почти любой требуемый характер.

814. Художники отнюдь не являются людьми большой страс
ти, сколько бы они это нам и себе ни внушали. Не являются
по двум причинам: им недостает стыда перед самими собой
(они следят за собой, наблюдают за своей жизнью; они под
слушивают себя, они слишком любопытны…) и им недоста
ет стыда перед большой страстью (они эту страсть как ар
тисты эксплуатируют…)
Во вторых же, их талант, этот их вампир, в большинстве
случаев не дозволяет им того расточительства сил, которое
именуется страстью — будучи талантом, становишься и жер
твой таланта, живешь под вампиризмом своего таланта.
Нельзя справиться со своими страстями, изобразив их;
скорее, от страстей можно избавиться, когда ты их изобража
ешь. (Гете учил иначе: он хотел, чтобы его тут неправильно
поняли: ему неудобно было в таких вещах признаваться).

815. О житейской мудрости. — Относительное целомудрие,
принципиальная и умная осмотрительность в отношении
к эротике даже в мыслях может быть причислена к самым
большим житейским резонам даже для богато оснащенных
и цельных натур. Этот принцип в особенности касается ху
дожников, для них это можно считать наилучшей житейс
кой мудростью. В этом смысле уже высказывали свои суж
дения голоса, авторитет которых абсолютно не подлежит
сомнению: назову Стендаля, Т.Готье, также и Флобера. Ху
дожник, возможно, по самому роду своего призвания с не
обходимостью человек чувственный, вообще возбудимый,
во всех своих чувствах доступный раздражителям, побуж
дениям этих раздражителей, он уже издалека всему этому
отзывчив. И тем не менее, он, весь во власти своей задачи,
своей воли к мастерству,— как правило, и в самом деле уме
ренный, а часто даже целомудренный человек. Так повеле
вает ему его доминирующий инстинкт: он не разрешает ему




nietzsche.pmd 445 22.12.2004, 0:07
Black
тратить себя тем или иным образом. Все дело в том, что и 446
в созидании искусства, и в половом акте тратится одна и та
же сила: есть только Один Вид Силы. Подпасть слабости в
этом, на это себя расточать — кажется художнику предатель
ством: он тем самым выдает в себе нехватку инстинкта,
вообще воли, это может оказаться признаком упадка,— и уж
во всяком случае это в невероятной степени обесценивает
его искусство.

816. В сравнении с художником самый вид человека науки
и вправду отмечен признаками определенного самоограни
чения и сниженного уровня жизни — однако в то же время
и признаками внутренней крепости, строгости, суровости
и силы воли.
Насколько лживость, безразличие к правде и пользе в ху
дожнике могут быть признаками молодости, «ребячливости»;
их манеры, их неразумие, их невежество относительно са
мих себя, их равнодушие к вечным ценностям, их серьез
ность «в игре» — их недостаток достоинства; соседство Пе
трушки и Бога; святого и канальи; подражание как инстинкт,
командующий. — Восходящие художники — нисходящие художни
ки: не относятся ли они ко всем фазам… Да.

817. Будет ли какого нибудь звена во всей цепи искусства
и науки недоставать, если в нем отстутствовала бы женщи
на, произведение женщины? Признаем исключение — оно до
казывает правило: женщина достигает совершенства во
всем, что не есть произведение — в письме, в мемуарах, в
тончайшем рукоделье, какое только возможно придумать,
короче, во всем, что не есть профессия,— достигает именно
потому, что она реализует в этих вещах самое себя, подчиня
ясь единственному художественному импульсу, который у
нее есть: она хочет нравиться… Но что ей прикажете делать
со страстной индифферентностью подлинного художника,
который одному звуку, одному дуновению, одному какому ни
будь антраша придает гораздо больше значения, чем самому
себе? Который всей пятерней лезет в свое самое заветное
и сокровенное? Который ни за одной вещью не признает
ценности, если таковая не умеет стать формой (чтобы рас
крыться, чтобы сделаться публично доступной). Искусство,
каким его исповедует художник,— да как же вы то не пойме




nietzsche.pmd 446 22.12.2004, 0:07
Black
те, что это такое: это покушение на все и всяческие pude
447
urs… И только в нашем столетии женщина осмелилась сде
лать этакий крен в сторону литературы: (vers la canaille plu
принцип новой оценки




miere ecrivassiere1, говоря словами старика Мирабо) она пи
сательствует, она художествует, она утрачивает инстинкт.
К чему бы это, да позволено будет спросить.

818. Художником становятся вот какой ценой: все, что все
прочие «не художники» именуют формой, воспринимаешь
как «содержание», как само дело. Тем самым, конечно, ока
зываешься в перевернутом мире: ибо отныне всякое содер
жание становится для тебя чем то формальным,— включая
и саму жизнь.

819. Внимание и пристрастие к нюансу (что, собственно, и
характеризует современность), к тому, что не есть главное,
противоречит стремлению, которое энергию и силу свою
обретает в типическом — подобно греческому вкусу времен
расцвета. В нем есть преизбыток жизненной полноты, в
нем господствует мера, а в основе всего — тот покой сильной
души, которая движима неторопливо и которой так претит
все слишком суетное. Здесь почитается и вычленяется общий
случай, закон: исключение же, напротив, отодвигается в
сторону, нюансы стираются. Прочное, могучее, солидное,—
жизнь, которая покоится во всю ширь и мощь, неся в себе
свою силу, жизнь, которая «нравится», приходится «по нра
ву», то есть в ладу с тем, что сам человек о себе считает.

820. В главном я признаю за художниками больше право
ты, чем за всеми предыдущими философами: художники ни
когда не теряли из виду ту великую колею, по которой дви
жется жизнь, они любили данности «мира сего»,— они лю
били свои чувства. Стремиться к обесчувствлению — мне
это кажется недоразумением, или болезнью, или курсом ле
чения — если это не просто дурное тщеславие и самообман.
Желаю самому себе и всем, кто живет без страхов пуритан
ской совести,— кто позволяет себе так жить,— все большего
одухотворения и разнообразия их чувств; мы ведь хотим
быть благодарны нашим чувствам за их свободу, полноту и

1
к стервозной писательствующей каналье (франц.)




nietzsche.pmd 447 22.12.2004, 0:07
Black
силу, хотим нести им навстречу самые лучшие проявления 448
нашего духа и ума. Какое нам дело до хулы священников и
метафизиков, предающих анафеме чувства! Нам эта хула
больше не требуется. Это признак счастливого склада наут
ры, когда человек, подобно Гете, со все большей радостью и
сердечностью привязываться к «вещам мира сего» — а имен
но, подобным образом он подтверждает великое понима
ние человеческого предназначения: человек становится пре
образователем сущего, лишь научившись преобразовывать са
мого себя.

821. Пессимизм в искусстве? — Художник постепенно начина
ет как самоцель любить те средства, в которых дает о себе
знать состояние опьяненности: крайняя изысканность и ве
ликолепие красок, четкость линий, нюансы звука: различия
там, где обычно, в нормальной жизни, какое бы то ни было
различение отсутствует; все те тонко различающиеся вещи,
все нюансы, поелику они напоминают о крайнем подъеме
сил, который вызывается опьяненностью, теперь в свою
очередь сами пробуждают это чувство — воздействие про
изведений искусства есть возбуждение в нас искусствотворя
щего состояния, состояния опьяненности…
Существенным в искусстве остается происходящее в нем
свершение сущего, выказывание совершенства и полноты;
искусство по самой сути своей — это утверждение, благословле
ние, обожествление сущего… — Что в таком случае означает пес
симистическое искусство? — Разве нет здесь contradictio1? —
Безусловно.
Шопенгауэр заблуждается, когда ставит некоторые про
изведения искусства на службу пессимизму. Трагедия не учит
резиньяции … — Изображение страшного и сомнительного
уже выказывает инстинкт могущества и величия в худож
нике: он этих вещей не боится… Пессимистического искус
ства не бывает… Искусство утверждает. Иов утверждает.—
А как же Золя? А как же Гонкуры? Вещи, которые они по
казывают, безобразны, но само то, что они их показывают,
есть выражение их удовольствия в воплощении этого безобраз
ного…— Бесполезно спорить! Вы только обманываете себя,
утверждая иное.— Как же спасителен Достоевский!

1
противоречие (лат.)




nietzsche.pmd 448 22.12.2004, 0:07
Black
822. Если мои читатели уже вдоволь посвящены в мысль,
449
что в великом спектакле жизни и «добрый» человек тоже
представляет собою лишь одну из форм изнеможения, то они
принцип новой оценки




воздадут должное последовательности христианства, кото
рое доброго человека толкует как безобразного. В этом хрис
тианство было право. — Философ, утверждающий, что доб
ро и красота суть одно и то же, недостоин называться фи
лософом; если же он присовокупляет к этому «еще и исти
ну», его следует просто высечь. Истина безобразна: для того
у нас и есть искусство, чтобы мы не погибли от истины.

823. Засилие морализации искусств. — Искусство как свобода
от моральной узости, от оптики «угла зрения»; или как из
девка над ними. Бегство в природу, где красота ее спарива
ется с ее ужасами. Концепция великого человека.
— Хрупкие, бесполезные изнеженные души, которые
омрачаются от малейшего вздоха, «прекрасные души».
— Будить поблекшие идеалы во всей их беспощадной су
ровости и жестокости, будить такими, как они есть, во всем
их великолепии чудовищ.
— Ликующее торжество от психологического разобла
чения блудливостей и непроизвольного актерства у всех
«заморализованных» художников.
— Лживость искусства,— вытаскивать на свет его амо
ральность.
— Вытаскивать на свет «главные идеализирующие си
лы» (чувственность, опьяненность, преизбыточную ани
мальность.)

824. Современная подтасовка в искусствах: понять ее как
необходимость, а именно необходимость, отвечающую са
мым сущностным потребностям современной души.
Залатывают бреши дарования, в еще большей мере бре
ши воспитания, традиции, выучки.
Во первых: подыскивают себе менее артистическую пуб
лику, которая неколебима в своей любви (и, следовательно,
в своем поклонении перед персоной художника…) Тому же
служит и суеверие нашего столетия, его вера в гения.
Во вторых: поднимают на щит темные инстинкты де
мократического столетия, инстинкты недовольных, тщес
лавных, замкнутых в самих себе; важность позы.




nietzsche.pmd 449 22.12.2004, 0:07
Black
В третьих: процедуры одного искусства перенимают 450
для другого, смешивают задачи искусства с задачами позна
ния, или церкви, или расового интереса (национализм),
или философии — бьют разом во все колокола и возбужда
ют смутное подозрение, что это «сам Бог» объявился.
В четвертых: льстят женщине, страдальцам, возмущен
ным крикунам; и в искусстве тоже норовят довести до пре
обладания нарокотиков и опиатов. Поддевают «образован
ных», тех, кто еще читает поэтов и «всякое старье».

825. Разделение на «публику» и «посвященных»: для пер
вой сегодня нужно быть шарлатаном, для вторых все хотят
быть виртуозами и никем больше! Превозмогают это раз
деление наши специфические «гении» века, величия кото
рых хватает и на то, и на другое; великое шарлатанство Вик
тора Гюго и Рихарда Вагнера, но в сочетании с такой, во
многом подлинной, виртуозностью, что она способна уго
дить и самым утонченным ценителям искусства.
Отсюда недостаток величия: у них меняющаяся опти
ка, с прицелом то на самые вульгарные запросы, то на са
мые утонченные.

826. Мнимая «мощь»:
— в романтизме это беспрерывное espressivo1 не признак
силы, а идет от чувства неполноценности;
— живописная музыка, так называемая драматическая,
прежде всего легче (так же, как жесточайший разнобой, сосед
ствование божьего дара с яичницей в романах натурализма);
— «страсть» есть дело нервов и утомленных душ; точ
но так же, как упоение горными кручами, пустынями, бу
рями, оргиями и мерзостями — всем массивным и чрезмер
ным (например, у историков).
Сейчас и в самом деле культ необузданного чувства. Отчего
это сильные эпохи имеют прямо противоположные потреб
ности в отношении искусства — по ту сторону страсти? Пред
почтение волнующих материалов (эротика или социалистика
или патологика): всё признаки того, на кого нынче трудят
ся — на уработавшихся и потому рассеянных, или на слабаков.
— Надо тиранствовать, чтобы хоть как то воздействовать.

1
экспрессивно (итал.)




nietzsche.pmd 450 22.12.2004, 0:07

<< Пред. стр.

страница 55
(всего 110)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign