LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 54
(всего 110)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

нять от искусства, потому что в нем нет исконной творчес
кой силы, понуждения избыточности: кто не может дать,
не способен и воспринять.
«Совершенство»: в этих состояниях (особенно при поло
вой любви и т.д.) наивно выдает себя то, что наш глубочай
ший инстинкт признает самым высшим, желанным и цен
ным, это восхождение его типа; неважно, к какому статусу
он, собственно, стремится. Совершенство: это невероятное
расширение его чувства могущества, богатство, избыток,
необходимое переполнение всех рубежей и краев…

802. Искусство напоминает нам о состояниях анимально
го vigor; оно, с одной стороны, преизбыток и проистекание
цветущей телесности в мир образов и желаний; с другой же
стороны — оно есть возбуждение телесных функций через
образы и желания полноцветной жизни; — повышение чув
ства жизни, стимул его.
В какой мере безобразное способно обладать той же
силой воздействия? В той мере, в какой оно сообщает нам
хоть что то о победоносной энергии художника, который
смог совладать с этим безобразным и страшным; или в той
мере, в какой оно тихо пробуждает в нас желание жестоко
сти (а при некоторых обстоятельствах даже желание при
чинить боль себе самим, самоизнасилование: и тем самым
власть над самими собой).

803. «Красота» потому есть для художника нечто вне всех
иерархий, что в ней укрощены противоречия, явлен выс
ший знак могущества, а именно — над противоположностя
ми, и притом явлен без напряжения; что нет нужды боль
ше в насилии, что все так легко слушается, покоряется, да к
тому же выказывает послушание с такой любезной миной
— это услаждает властолюбие художника.

804. К возникновению прекрасного и безобразного. То, что нам
инстинктивно претит, эстетически, древнейшим опытом

1
силы, жизнерадоности, энергии (лат.)




nietzsche.pmd 435 22.12.2004, 0:07
Black
человека установлено как вредное, опасное, заслуживаю 436
щее недоверия: внезапно заговаривающий в нас эстетичес
кий инстинкт (например, отвращение) содержит в себе
суждение. В этом смысле прекрасное относится к всеобщей
категории биологических ценностей полезного, благопри
ятного, жизнетворного: но так, что некоторое число раз
дражителей весьма отдаленно напоминают нам об этих по
лезных вещах и состояниях, сопрягают нас с ними, сообщая
нам чувство прекрасного, то есть усугубляя наше чувство
могущества (то есть не просто вещи, а и сопутствующие
этим вещам или их символам ощущения).
Тем самым прекрасное и безобразное познаны как обуслов
ленное; а именно — нашими простейшими инстинктами само
сохранения. Невзирая на это, пытаться определить пре
красное и безобразное совершенно бессмысленно. Прекрас
ное вообще не существует точно так же, как не существует
добро вообще и истина вообще. В частностях же речь идет
опять таки об условиях самосохранения определенных раз
новидностей человеческого рода: стадный человек будет иметь
ценностную эмоцию прекрасного в отношении иных вещей,
нежели человек исключительный и сверхчеловек.
Это крайне поверхностная оптика, которая принимает
к рассмотрению только ближайшие последствия, породила
ценностные понятия прекрасного (а также доброго, а так
же истинного).
Все инстинктивные суждения в отношении цепочки
последствий близоруки: они подсказывают, что надо пред
принять первым делом. Рассудок в значительной мере оказы
вается аппаратом препятствования этим немедленным ре
акциям на голос инстинкта: он задерживает, он взвешивает
обстоятельней, просматривает цепочку последствий доль
ше и дальше.
Суждения о красоте и безобразии близоруки — голос рассуд
ка всегда против них; однако они в высшей степени убеди
тельны; они апеллируют к нашим инстинктам, причем в той
сфере, где инстинкты решают быстрее всего и сразу гово
рят свое «да» или «нет», еще до того, как рассудок успевает
взять слово…
Самые привычные подтверждения прекрасного вза
имно побуждают и пробуждают друг друга; эстетический
инстинкт, раз принявшись за работу, кристаллизует вокруг




nietzsche.pmd 436 22.12.2004, 0:07
Black
«отдельного прекрасного объекта» еще целую уйму других
437
совершенств иного происхождения. Тут невозможно оста
ваться объективным, то есть выключить из процесса нашу
принцип новой оценки




интерпретирующую, дарующую, заполняющую, сочиняю
щую силу (она то и есть то самое сцепление наших подтвер
ждений прекрасного). Вид «прекрасной женщины»…
Итак:
1. Суждение о прекрасном близоруко, оно зрит только
ближайшие последствия;
2. Оно наделяет предмет, которым оно само и возбуж
дено, волшебными свойствами, что обусловлено ассоциация
ми с другими суждениями о прекрасном, но сущности само
го предмета совершенно чуждо. Воспринимать какую то вещь
как прекрасную с неизбежностью означает воспринимать
ее ложно… (почему, кстати сказать, супружество по любви
есть с общественной точки зрения самый неразумный вид
брака).

805. К генезису искусства. — То придание совершенства, видение
совершенства, которое столь присуще перегруженной поло
выми силами церебральной системе (вечер, проведенный
вместе с возлюбленной, которая озаряет своим светом лю
бой пустяк, жизнь как череда возвышенных мгновений, «го
рести несчастливой любви дороже всего на свете») с дру
гой стороны всякое совершенство и прекрасное воздействует
на нас как неосознанное воспоминание об этом состоянии
влюбленности и присущей ему оптике — всякое совершен
ство, вся красота вещей сызнова пробуждает в нас через
contiguity1 афродическое блаженство. Физиологически: тво
рящий инстинкт художника и проникновение semen2 в
кровь… Возжелание красоты и искусства есть опосредованное
вожделение восторгов полового влечения, сообщившееся
мозгу. Мир, ставший совершенством, через «любовь»…

806. Чувственность в своих личинах:
1. Как идеализм («Платон»), свойственный юности, со
здающий тот же род увеличивающей, вогнутой оптики, в
какой предстает нам и возлюбленная,— сообщая каждой ве

1
ассоциацию, близость, смежность (англ.)
2
семени (лат.)




nietzsche.pmd 437 22.12.2004, 0:07
Black
щи вокруг себя некий ореол, укрупненность, преображе 438
ние, бесконечность;
2. В религии любви: «прекрасный молодой человек,
прекрасная женщина», нечто божественное, жених, неве
ста души…
3. В искусстве, как «украшающая сила»: так же, как муж
чина видит женщину, наделяя ее сразу всеми мыслимыми
и немыслимыми достоинствами, точно так же чувственность
художника вкладывает в один объект все, что ему дорого и
свято — он этот объект вершит, наделяет совершенством
(«идеализирует»). Женщина, в сознании того, что мужчи
на к ней испытывает, идет этой идеализации навстречу,— она
себя украшает, красиво ступает, танцует, красиво изъясня
ется; в то же время она выказывает стыдливость, сдержан
ность, держит дистанцию — инстинкт говорит ей, что благо
даря этому идеализирующее начало в мужчине возрастает.
(При невероятной изощренности женского инстинкта эта
стыдливость ни в коем случае не является осознанным ли
цемерием: женщина чувствует, что как раз наивная подлин
ная стыдливость более всего соблазняет мужчину, понуж
дая его к переоценке ее. Вот почему женщина наивна — это
от тонкости инстинкта, который говорит ей о пользе не
винности. Преднамеренное закрывание глаз на себя самое.
Всюду, где представление действует на нас сильнее, когда
оно неосознанно, оно и становится неосознанным.)

807. На что только не гораздо пьянящее чувство, называю
щееся любовью и таящее в себе еще много всего помимо
любви! — Но на это у каждого своя наука. Мускульная сила
девушки возрастает, как только к ней приближается муж
чина; есть инструменты, которыми это можно измерить.
При еще более близком сообщении полов, которое, напри
мер, влекут за собой танцы или иные общественные ритуа
лы, эта сила настолько возрастает, что способна творить на
стоящие чудеса выносливости: мы не верим собственным
глазам — и даже собственным часам! Впрочем, здесь следу
ет учесть, что танец и сам по себе, как всякое очень быст
рое движение, уже сообщает определенную опьяненность
всей кровеносной, нервной и мышечной системе. То есть в
данном случае приходится считаться с комбинированным
воздействием двойной опьяненности. — И насколько же ино




nietzsche.pmd 438 22.12.2004, 0:07
Black
гда это мудро — слегка забыться… Бывают реальности, в ко
439
торых потом невозможно себе признаться; но на то они и
женщины, на то у них и всякие женские pudeurs1… Эти юные
принцип новой оценки




создания, что танцуют там, в отдалении, явно пребывают
по ту сторону всякой реальности: можно подумать, что тан
цуют они с чистыми идеалами во плоти, и даже видят,— что
гораздо больше! — сидящие идеалы вокруг себя — своих мату
шек! … Вот она, возможность процитировать «Фауста»…
Они и выглядят несравненно лучше, когда вот так слегка
забываются, эти хорошенькие бестии,— о, как же хорошо им
об этом известно! они даже становятся милы, потому что
им об этом известно! — Вдобавок ко всему их еще вдохнов
ляет их наряд; наряд — это их третья маленькая опьянен
ность: они верят в своего портного, как в своего Бога: — и
кто бы рискнул им в этой вере перечить? Блажен, кто веру
ет! Восхищение собой — признак здоровья! Восхищение со
бой защищает даже от простуды. Видели вы, чтобы хоро
шенькая, к тому же чувствующая себя нарядно одетой жен
щина — и простудилась? Да никогда в жизни! Даже в том
случае, если она вообще едва одета…

808. Хотите знать удивительное доказательство тому, сколь
велика преображающая, трансфигуративная сила опьянен
ности? «Любовь» — вот это доказательство: то, что называ
ется любовью на всех языках и всех немотствованиях мира.
Опьянение столь лихим образом управляется здесь с реаль
ностью, что в сознании любящего сама причина опьяненно
сти растворяется, а вместо нее, кажется, обретается нечто
иное — некая дрожь и мерцание всех волшебных зеркал
Цирцеи… Тут неважно, человек ли, зверь ли, а уж — ум, до
брота, порядочность — и подавно… Ежели ты тонкий чело
век, тебя дурачат тонко, ежели грубиян — грубо: но любовь,
даже любовь к Богу, даже святая любовь «спасенных душ», в
корнях своих всегда одно и то же: это жар, имеющий тягу к
трансфигурации, это дурман, от которого нам так сладко
обманываться. И всякий раз так хорошо лгать, когда любишь,
лгать себе и лгать другому: ты сам кажешься себе преоб
раженным, сильнее, богаче, совершеннее, ты и есть совер
шеннее… Перед нами здесь искусство как органическая фун

1
кокетливые уловки, стыдливости (франц.)




nietzsche.pmd 439 22.12.2004, 0:07
Black
кция, вложенная в самый ангельский инстинкт жизни; оно 440
здесь перед нами как величайший стимулятор жизни,— ис
кусство, проявляющееся в том, чтобы лгать, да еще и с утон
ченной целесообразностью… Но мы бы ошиблись, если бы
остановились только на одной этой способности искусства
лгать: оно не ограничивается пустыми имажинациями, оно
смещает данности. И не то, чтобы оно изменяло наши ощу
щения этих данностей, нет — любящий и вправду становит
ся другим человеком, он сильнее. У животных это состоя
ние вызывает к жизни новые вещества, пигменты, цвета и
формы, но прежде всего новые движения, новые ритмы,
новые звуки, зазывы и обольщения. И у человека это не
иначе. Весь его арсенал богат, как никогда, он мощнее, цело
стнее, чем у не любящего. Любящий становится мотом — он
для этого достаточно богат. Он теперь рискует, становится
авантюристом, он великодушен и наивен, как полный осел;
он снова верует в бога, он верит в добродетель, потому что
он верит в любовь: с другой же стороны, у этого идиота и
вправду вырастают крылья счастья, появляются новые спо
собности, и даже искусство отворяет ему свои двери. Выч
тите из лирики в слове и в звуке все побуждения этого нео
сязаемого жара — много ли останется от лирики и музыки?
Разве что l’art pour l’art1: виртуозное кваканье никчемных
лягушек, прозябающих в своем болоте… А вот все осталь
ное создала любовь…

809. Всякое искусство действует как побуждение на муску
лы и чувства, которые у наивного, предрасположенного к
искусству человека активны изначально: оно обращается
всегда только к художникам,— оно обращается к этому виду
тончайшей возбудимости тела. Понятие «дилетант» — оши
бочно. Тому, кто хорошо слышит, глухой не товарищ.
Всякое искусство действует тонически, преумножает
силы, разжигает желание (то есть чувство силы), возбуж
дает все тончайшие воспоминания экстаза,— есть своя па
мять, погружающаяся в такие состояния и потом возвраща
ющая нас в этот далекий мир мимолетных ощущений.
Безобразное, то есть противоположность искусству, то,
что искусством исключается, то, чему искусство говорит «нет»

1
искусство для искусства (франц.)




nietzsche.pmd 440 22.12.2004, 0:07
Black
— всякий раз, едва только самыми отдаленными признака
441
ми даст о себе знать нисхождение, оскудение жизни, раз
ложение ее,— эстетический человек реагирует на это сво
принцип новой оценки




им «нет». Безобразное воздействует депрессивно: это есть
выражение депрессии. Оно забирает силы, обедняет, да
вит… Безобразное побуждает безобразное же; можно на соб
ственной фантазии испытать, сколь существенно скверное
самочувствие усиливает способности нашей фантазии по
части безобразного.
Меняется наш выбор — дел, интересов, вопросов: да и
в сфере мышления есть наиболее родственное ему состоя
ние — тяжесть мысли, тупость… Механически оно выража
ется в отсутствии прямой осанки: безобразное хромает,
безобразное спотыкается: — прямая противоположность бо
жественной легкости и ловкости танцующего…
Эстетическое состояние отличается изобилием средств
сообщения, но одновременно и крайней восприимчивостью к
внешним раздражителям и знакам. Это высшая точка сооб
щительности и соотносимости между живыми существа
ми,— это исток языков. Языки имеют в нем свое горнило:
языки звуков точно так же, как языки жестов и взглядов.
Всякий феномен полнее в своих началах: наши нынешние
окультуренные способности субстрагированы от куда более
полных. Однако и сегодня еще человек слышит мускулами,
даже читает мускулами.
Всякое зрелое искусство имеет в своих основах некую
совокупность условностей, и в этом смысле оно есть язык.
Условность есть предпосылка и условие большого искусст
ва, а вовсе не препятствие ему… Всякое возвышение, улуч
шение жизни усиливает в человеке способность сообщения,
равно как и способность понимания. Умение заглянуть в
душу другого изначально отнюдь не особое моральное каче
ство, а реакции на физиологическую раздражимость наше
го восприятия: «симпатия» или то, что называют «альтру
измом», есть простые духовные проявления этого психо
моторного раппорта (induction psycho motrice1, как называ
ет ее Ш.Фере). Мы никогда не сообщаемся мыслями, но толь
ко движениями, мимическими знаками, из которых уже
потом вычитываем эти мысли обратно.

1
психомоторная индукция (франц.)




nietzsche.pmd 441 22.12.2004, 0:07
Black
810. В отношении музыки всякое сообщение словами есть 442
в своем роде бесстыдство; слово обедняет и оглупляет; сло
во обезличивает; слово все изумительное делает пошлым.

811. Есть исключительные состояния, которые предопре
деляют художника: это состояния, глубоко родственные или
сросшиеся с проявлениями болезни: так что кажется, невоз
можно быть художником и не быть больным.
Психологические состояния, которые в художнике вы
пестованы почти до уровня «личностей», которые сами по
себе в какой то степени человеку вообще присущи:
1. Опьяненность: повышенное чувство могущества; внут
ренняя потребность извлечь из вещей отражение собствен
ной полноты и совершенства;
2. Крайняя обостренность некоторых органов чувств: так
что они понимают совершенно иной язык знаков — и созда
ют… — такая же обостренность, какая проявляется в связи
с некотороми нервными заболеваниями — крайняя подвиж
ность, из которой проистекает крайняя сообщительность;
желание высказать все, что умеет сообщить о себе знаками…
потребность «выговориться» знаками и жестами; способ
ность, говорить о себе посредством множества разных язы
ковых средств… взрывное состояние — это состояние спер
ва мыслится как принуждение, как позыв во что бы то ни
стало, всеми видами мускульной работы и подвижности из
бавиться от этого комка внутреннего напряжения внутри
себя: далее как непроизвольная координация этого движе
ния, его преобразование (в образы, мысли, вожделения) —
как своего рода автоматизм всей мускульной системы, под
чиняющийся импульсу сильных раздражителей, действую
щих изнутри,— неспособность этой реакции воспрепятство
вать; весь аппарат внутренних запретов как бы отключен;
всякое внутреннее движение (чувство, мысль, аффект) со
провождается васкулярными изменениями и, соответст
венно, влечет за собой изменения цвета, температуры, се
креции: суггестивная сила музыки, ее «suggestion mentale»1.
3. Невольная подражательность: крайняя возбудимость,
при которой некий образец для подражания передается как
зараза, «прилипает»,— некое состояние угадывается по от

1
духовное, мыслительное внушение (лат.)




nietzsche.pmd 442 22.12.2004, 0:07
Black
дельным признакам и изображается… Образ, всплывающий
443

<< Пред. стр.

страница 54
(всего 110)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign