LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 53
(всего 110)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

3. Как следствие: преодоление индивидуума через сме
щение его цели;




nietzsche.pmd 426 22.12.2004, 0:07
Black
4. Тогда стало казаться, что есть самоотрицающие дей
427
ствия: вокруг оных нафантазировали целую сферу антитез;
5. Спрашивали: в каких действиях человек себя утвер
принцип новой оценки




ждает сильнее всего? На них (половая сфера, алчность, вла
столюбие, жестокость и т. д.) и громоздили принуждение,
ненависть, презрение: люди верили, что существуют несамо
стные влечения, поэтому все самостное отвергалось, требо
вали несамостного.
6. Как следствие — что происходило? Самые сильные,
естественные, больше того, единственно реальные влечения
загонялись под спуд,— впредь, чтобы счесть то или иное
действие похвальным, нужно было в нем наличие подобных
влечений отрицать: чудовищная фальсификация in psycholo
gicis1. Даже всякий вид «самодовольства» можно себе было
позволить, лишь превратно перетолковав его для себя sub
specie boni2. И напротив: та братия, которая имела свою вы
году в том, чтобы отнять у человека довольство собой (пред
ставители стадного инстинкта, например, священники и фи
лософы), стала изощренно и психологически остроумно до
казывать, насколько неодолимо повсюду вокруг распростра
нилось себялюбие. Христианский вывод: «Все есть грех; и
наши добродетели тоже. Абсолютная порочность человека.
Альтруистические поступки невозможны.» Первородный грех.
Короче: перенеся свои инстинкты в противоположность
чисто иллюзорному миру добра, человек кончил в итоге
самопрезрением, уверенностью в том, что он не способен к
действиям, которые считаются «хорошими», «добрыми».
NB. Тем самым христианство знаменует прогресс в пси
хологическом заострении взгляда: Ларошфуко и Паскаль.
Оно постигло сущностную однородность человеческих дей
ствий и их оценочное сходство в главном: (все аморальны).

*
И тогда всерьез взялись за то, чтобы пестовать людей,
в которых себялюбие убито: священников, святых. При этом,
даже усомнившись в возможности достижения «совершен
ства», в своем знании того, что есть совершенство, не со
мневались ничуть.

1
в психологических вещах (лат.)
2
под знаком добра (лат.)




nietzsche.pmd 427 22.12.2004, 0:07
Black
При этом психология святого, священника, «доброго 428
человека», конечно же, с неизбежностью оказывалась шту
кой чисто фантасмагорической. Действительные мотивы по
ступков объявлялись «дурными»: значит, чтобы вообще мочь
действовать и действия предписывать, нужно было дей
ствия, в принципе невозможные, описывать как возмож
ные и тут же возводить их в ранг праведности. С тем же лице
мерием, с каким прежде охаивали, теперь начали почитать и
идеализировать.
Лютование против жизненных инстинктов — «святость»,
достойная поклонения. Абсолютное целомудрие, абсолют
ное послушание, абсолютная бедность: священнический идеал.
Подаяние, сострадание, пожертвования, отрицание прекрас
ного, разумного, чувственного, неприязненный взгляд на
все сильные качества, которые в тебе есть: мирской идеал.

*
Жизнь идет вперед: опороченные инстинкты тоже пы
таются обрести права гражданства (например, лютерова
Реформация: грубейшая форма морального лицемерия под
видом «свободы Евангелия») — их перекрещивают, давая им
праведные имена; опороченные инстинкты силятся выказать
себя необходимыми, дабы вообще сделались возможными
инстинкты добродетельные; надо vivre, pour vivre pour autrui1:
эгоизм как средство к цели; человечество идет дальше, те
перь уже пытаясь дать права существования как эгоистичес
ким, так и альтруистическим побуждениям: равенство прав
как тем, так и другим (с точки зрения пользы); род людской
идет еще дальше, отыскивая высшую полезность в предпоч
тении эгоистической точки зрения перед альтруистиче
ской: полезнее в смысле счастья или развития человечества
и т. д. Итак: возобладание прав эгоизма, но в сугубо альтру
истической перспективе («общее благо человечества»); да
лее пытаются примирить альтруистический образ действий
с естественностью, ищут альтруистическое в основах самой
жизни; ищут эгоистическое и альтруистическое как равно
обоснованное в сущности жизни и природы; мечтают об ис
чезновении этого противоречия когда нибудь в будущем,
где, путем неустанного приспособления, эгоистическое од

1
жить, чтобы жить ради другого (франц.)




nietzsche.pmd 428 22.12.2004, 0:07
Black
новременно станет и альтруистическим; наконец, постига
429
ют, что альтруистические действия суть проявления эгоисти
ческих,— и что степень, в которой человек любит, расточа
принцип новой оценки




ет себя, есть доказательство для обоснования его индиви
дуального могущества и его личностности. Короче, что делая
человека злее, его делают лучше,— и что одно не может существо
вать без другого…
Тем самым сдернут покров с чудовищной фальсифика
ции психологии всего предыдущего человечества.

*
Выводы: существуют только аморальные намерения и
поступки; следовательно, так называемые моральные под
лежат изобличению в аморальности. Выведение всех аффек
тов из единой воли к могуществу: по существу.
Понятие жизни: в кажущемся противопоставлении («до
бра и зла») выражаются различные степени силы инстинк
тов, их временные иерархии, ранжиры, с помощью кото
рых определенные инстинкты держатся в узде или исполь
зуются.
Оправдание морали: экономическое и т.д.

*
Против второго тезиса. Детерминизм: попытка спасти
мир морали тем, что транслоцируют его — в неизвестность.
Детерминизм — только модус, позволяющий аннулировать
наш авторитет после того, как ему в механистически мыс
лимом мире уже не находится места. Вот почему детерми
низм следует атаковать и подрывать, равно как и оспаривать
наше право на разделение между миром самим по себе и
миром феноменальным.

787. Абсолютная необходимость совершенно освободиться от
целей: иначе нам нечего и пытаться жертвовать собой и да
вать себе волю! Только невинность становления дает нам
величайшее мужество и величайшую свободу.

788. Вернуть злому человеку чистую совесть — не в этом ли было
мое непроизвольное стремление? Притом человеку постоль
ку злому, поскольку он человек сильный? (Привести здесь суж
дение Достоевского о преступниках в тюрьмах.)




nietzsche.pmd 429 22.12.2004, 0:07
Black
789. [Наша новая «свобода».] Какое чувство свободы заклю 430
чается в том, чтобы ощущать, как ощущаем это мы, уже осво
божденные духом, что мы не впряжены в систему «целей»!
Равно как и то, что понятия «награды» и «наказания» име
ют место обитания не в существе бытия! Равно как и то, что
добрые и злые поступки не сами по себе, а только с точки
зрения сохранения определенных видов человеческих со
обществ следует называть добрыми или злыми! Равно как
и то, что все наши подсчеты болей и радостей не имеют
никакого космического, а тем паче метафизического зна
чения.
Тот пессимизм, пессимизм Эдуарда фон Гартмана, пес
симизм, самонадеянно берущий на себя смелость взвеши
вать на чашечках весов радости и невзгоды существования,
с его произволом самозаточения в докоперниканскую тюрь
му и в докоперниканский кругозор, был бы безнадежной от
сталостью и ретроградством, если, конечно, это не просто
издержки пресловутого берлинского юмора.

790. Разобравшись в отношении собственной жизни с воп
росом «Зачем?», вопросом «Как?» легко поступиться. Когда
на первый план выступает значимость радостей и горестей,
когда гедонистически пессимистические учения обретают
все большую влиятельность, это уже есть знак неверия в
«Зачем?», в цель и смысл, уже есть недостаток воли; самоот
речение, резиньяция, добродетельность, объективность по
меньшей мере уже могут быть признаками того, что в глав
ном намечается недостаток.

791. Немецкой культуры как таковой, можно считать, еще
не было. Против этого тезиса нельзя возразить в том смы
сле, что в Германии, дескать, были великие отшельники
одиночки — Гете, к примеру: у тех была своя, собственная
культура. Но как раз вокруг них, как вокруг мощных, гор
дых, одиноко разбросанных утесов, всегда простиралось все
прочее немецкое бытие, в качестве их противоположности,
а именно в виде зыбкой, тряской, заболоченной почвы, на
которой каждый шаг и всякая поступь заграницы оставля
ли свой след и отпечаток: «немецкое становление» было ве
щью без характера, оно отмечено почти безграничной по
датливостью.




nietzsche.pmd 430 22.12.2004, 0:07
Black
792. Германии, которая богата ловкими и хорошо начитан
431
ными учеными, уже долгое время до такой степени недо
стает истинно широких душ, могучих умов, что, похоже, она
принцип новой оценки




и вовсе забыла, что это такое — широкая душа и могучий ум: в
наши дни на рынок идей почти без зазрения совести и без
всякого смущения выходят посредственные, да к тому же
и плохо сложенные людишки и расхваливают самих себя как
великих мужей и реформаторов; как это делает, к приме
ру, Евгений Дюринг, ловкий и хорошо начитанный ученый,
который, однако, почти каждым словом своим выдает, что
он скрывает в себе мелочную, терзаемую завистью душон
ку, и что движет им не могучий, всепоглощающий, благо
деянно расточительный дух — а одно лишь честолюбие! Од
нако жаждать почестей в нашу эпоху для философа еще бо
лее недостойно, чем в какую либо из прошлых: сейчас, ко
гда правит чернь, когда именно чернь раздает почести!

793. Мое «будущее»: — неукоснительное политехническое
образование.
Военная служба: надо, чтобы в принципе каждый муж
чина высших сословий — кем бы он там ни был — был еще и
офицером.




nietzsche.pmd 431 22.12.2004, 0:07
Black
432


iv.


794. Наши религия, мораль и философия суть формы де
каданса современного человека.
— Противодвижение: искусство

795. Художник философ. Более высокое понятие искусства.
Способен человек настолько далеко поставить себя от дру
гих людей, чтобы воплощать, на них глядя? (Предваритель
ные упражнения: 1. воплощающий самого себя, отшельник;
2. до нынешний художник, как мелкий свершитель, в одном
материале.)

796. Произведение искусства, когда предстает без худож
ника, например, как тело, как организация (прусский офи
церский корпус, орден иезуитов). В какой мере художник
— только предварительная ступень.
Мир как саморождающееся произведение искусства.

797. Феномен «художника» еще легче других просматрива
ется: — отсюда и взглянуть на основные инстинкты власти,
природы и т.д.! А также религии и морали!
«Игра», бесполезное — как идеал нагроможденного иг
раючи, как «детское». «Детскость» Бога, paiz paizwn.

798. Аполлоновское, дионисийское. — Есть два состояния,
в которых искусство само проявляется в человеке как при
родная стихия, властная над ним, хочет он того или нет:
одно — как тяга к видению и другое — как тяга к оргиазму. Оба
состояния встречаются и в нормальной жизни, только в бо
лее слабой форме: во сне и в опьяненности.
Но между сном и опьяненностью то же самое противо
речие: и тот, и другая высвобождают в нас художественные
стихии, но каждое различные: сон — стихию зрения, соче
тания, сочинения; опьяненность — стихию жестов, страсти,
пения, танца.




nietzsche.pmd 432 22.12.2004, 0:07
Black
799. В дионисийской опьяненности сексуальность и вож
433
деление; они и в аполлоновском начале не отсутствует. Ви
димо, должно быть еще одно темповое различие между дву
принцип новой оценки




мя состояниями…
Чувство полного покоя, свойственное восприятию в некото
рые моменты опьяненности (если строже: замедление чувства
времени и пространства), наиболее охотно находит отра
жение в видении самых спокойных повадок и душевных
движений. Классический стиль в существенной мере явля
ет этот покой, простоту, сжатость, концентрацию — высшее
чувство могущества сконцентрировано в классическом типе.
Затрудненность реакции; великость сознания; нет чувства
борьбы.

800. Чувство опьяненности, действительно вызываемое из
бытком сил: отчетливей всего в периоды спаривания полов
— новые органы, новые умения, цвета, формы… «украше
ние» как следствие повышенной силы. Украшение как выра
жение победоносной воли, возросшей координации, гармо
низации всех сильных стремлений, безупречно перпенди
кулярного упора. Логическая и геометрическая простота
есть следствие повышения силы: и наоборот, восприятие
такой простоты повышает чувство силы… Пик развития:
грандиозный размах.
Безобразие означает декаданс типа, противоречие и
низкую концентрацию внутренних стремлений — означает
нисхождение, ниспадение организующей силы, или, на язы
ке психологии, деградацию «воли»…
Состояние радости, именуемой опьяненностью, есть
именно повышенное чувство могущества… Меняется ощу
щение пространства и времени: тебе открываются неверо
ятные дали, и они обозримы; расширение взгляда, способного
узреть большие массы и просторы; утоньшение всех органов,
ведающих восприятием всего мельчайшего и мимолетней
шего; дивинация, сила понимания по тишайшей подсказке,
в ответ на малейший толчок извне — «интеллигентная» чув
ственность… сила как чувство подвластности мускулов, гиб
кости и бодрости в движениях, как танец, как легкость и
престо; сила как жажда выказать и доказать силу, как бравур
ность, приключение, бесстрашие, равнодушие к опасности…
Все эти высшие моменты жизненности взаимосвязаны и вза




nietzsche.pmd 433 22.12.2004, 0:07
Black
имовозбудимы; мира образов и представлений, вызывае 434
мых одним, достаточно, чтобы послужить импульсом для
других. Таким образом в конце концов вросли друг в друга
состояния, которые, возможно, имели причины существо
вать по отдельности. Например: религиозный экстаз и по
ловое возбуждение (два глубоких чувства, постепенно об
ретшие почти удивительную координацию. Что нравится
всем набожным женщинам, старым и молодым? Ответ: свя
той с красивыми ногами, еще юный, еще идиот…) Жесто
кость трагедии и сострадание (тоже вполне нормально со
гласуются…) Весна, танец, музыка, вся состязательность по
лов — и еще та самая фаустовская «бесконечность в груди»…
Художники, если они чего то стоят, урождаются сильны
ми (так же и телесно), избыточными натурами, это сильные,
чувственные звери; без некоторого перегрева половой сис
темы никакой Рафаэль не мыслим… Делать музыку — это то
же в каком то смысле делать ребенка; целомудрие — это все
го лишь экономия сил художника: — во всяком случае, у ху
дожников вместе с угасанием естественного плодородия уга
сает и творческое…
Художники не должны ничего видеть таким, как оно
есть, но полнее, но проще, но сильнее: для этого им долж
ны быть присущи своего рода вечная юность и весна, свое
го рода хроническое опьянение жизнью.

801. Состояния, в которых мы влагаем в вещи просветление
и полноту и творим над ними поэзию, покуда они не начи
нают отражать нашу собственную полноту и радость жиз
ни: половое влечение; опьяненность; трапеза; победа над
врагом, посрамление, бравада; жестокость; экстаз религи
озного чувства. Три элемента прежде всего: половое влече
ние, опьяненность, жестокость — все относятся к древней
шим праздничным радостям человека и все в той же мере пре
обладают в исконном «художнике».
И наоборот: если нам встречаются вещи, выказываю
щие эту просветленность и полноту, то телесное начало от
зывается в нас возбуждением тех сфер, где обитают все эти
состояния удовольствий: смешение же всех этих очень не
жных, тонких оттенков телесных радостей и возжеланий
есть состояние эстетическое. Последнее наступает только у
тех натур, которые способны на эту дарующую и захлестыва




nietzsche.pmd 434 22.12.2004, 0:07
Black
ющую полноту телесного vigor1; primum mobile всегда толь
435
ко в нем. Трезвый, усталый, изможденный человек, сухарь
(например, ученый) абсолютно ничего не может воспри
принцип новой оценки




<< Пред. стр.

страница 53
(всего 110)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign