LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 52
(всего 110)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>


nietzsche.pmd 418 22.12.2004, 0:07
Black
ет, высказывает приговор, оценивает, правит суд: он при
419
знает за собой право, полномочие на одобрение, полномочие
на распределение почестей… Возвышенное чувство счас
принцип новой оценки




тья или жизнерадостности есть также возвышенное чувство
могущества: исходя из него человек хвалит (исходя из него
человек выдумывает и ищет виновника, «субъект»). Благодар
ность как добрая месть: строже всего взыскуется и исполня
ется там, где нужно соблюсти гордость и равенство, то есть
там же, где и месть вершится всего легче.

776. О «маккиавелизме» власти
Воля к власти проявляется:
а) у угнетенных, рабов всех видов, как воля к «свободе»:
при этом просто вырваться представляется главной и един
ственной целью (морально религиозной: «ответствен пе
ред собственной совестью»; «евангелистская свобода» и т.д.);
б) у разновидностей более сильных, дорастающих до вла
сти,— как воля к превосходству; если же таковая на первых
порах безуспешна, то она ограничивается волей к «справедли
вости», то есть к равной мере прав с теми, кто господствует;
в) у самых сильных, богатых, независимых, мужествен
ных — как «любовь к человечеству», к «народу», к Евангелию,
к истине, богу; как сострадание; самопожертвование и т.д.;
как одоление, увлекающее за собой, берущее к себе в слу
жение; как инстинктивное причисление себя к большому
количеству власти, которому ты — герой, пророк, кесарь,
мессия, пастырь — полагаешь давать направление (и половая
любовь относится сюда же: она хочет одоления, овладения
и она проявляется как само отдача… В сущности это только
любовь к своему «орудию», своему «коню» … убеждение че
ловека в том, что ему то то и то то принадлежит, как кому
то, кто в состоянии это использовать).
«Свобода», «справедливость» и «любовь»!!!

777. Любовь. — Загляните в нее: эта любовь, это сострадание
женщин — есть ли что либо более эгоистичное? … А когда
они жертвуют собой, своей честью, своим добрыми именем
— кому они приносят себя в жертву? Мужчине? Или скорее
своему необузданному влечению? — Это точно такие же са
мовлюбленные вожделения, пусть они в данному случае
несут благо другим и насаждают благодарность… — В какой




nietzsche.pmd 419 22.12.2004, 0:07
Black
мере подобная гиперфетация единой оценки способна «ос 420
вятить» все остальное!!

778. «Чувства», «страсти». — Страх перед чувствами, перед
вожделениями, перед страстями, когда он заходит столь да
леко, что отрицает таковые, уже есть симптом слабости:
крайние средства всегда суть признак ненормальных состо
яний. Чего здесь недостает, или, resp.1, что здесь подточи
лось,— это сила воли, необходимая для подавления импульса:
если у тебя есть предчувствие, что придется уступить, при
дется поневоле отреагировать, то лучше уклониться от слу
чайностей («соблазнов»).
«Побуждение чувств» лишь в той мере является соблаз
ном, в какой мы имеем дело с существом, чья нервная сис
тема слишком подвижна и подвержена внешним воздей
ствиям: в противном же случае, при неподатливости и же
сткости системы, потребны сильные внешние раздражи
тели, чтобы привести в действие функции…
Распутство не устраивает нас лишь в том, кто не имеет
на это права; а почти все страсти приобрели дурную славу
из за тех, кто не нашел в себе достаточно сил обернуть эти
страсти себе на пользу…
Надо отдать себе отчет в том, что против страсти мож
но иметь ровно столько же, сколько против болезни: тем
не менее — без болезни нам нельзя обойтись, а еще менее
без страстей… Нам нужно анормальное, через эти великие
болезни мы даем неимоверно сильный толчок жизни…
В частностях же следует различать:
1. Всепоглощающую страсть, которая приносит с собой
наиболее выраженную форму здоровья вообще: здесь коор
динация внутренних систем и их работа в едином служе
нии достигается наилучшим образом — но ведь это же почти
определение здоровья!
2. Противоборство страстей, двойственность, тройст
венность, множественность «душ в одной груди»: это край
нее нездоровье, внутренний развал, растаскивающий це
лое на части, выдающий и усугубляющий внутреннюю рас
колотость и анархизм: разве что в конечном итоге какая то
одна страсть возобладает. Возвращение здоровья.

1
respectivement — соответственно (франц.)




nietzsche.pmd 420 22.12.2004, 0:07
Black
3. Сосуществование, без противоборства, но и без союз
421
ничества: сосуществование часто случайное, периодичес
кое, но и тогда, поелику оно обрело внутренний порядок,
принцип новой оценки




тоже вполне здоровое… Сюда относятся наиболее интерес
ные люди, хамелеоны; они не в разладе с собой, живут сча
стливо и уверенно, но лишены развития,— их состояния
покоятся рядом, даже если они семь раз разделены. Эти
люди меняются, но не знают становления…

779. Количество в объекте наблюдения в его воздействии на
оптику оценки: крупный преступник и мелкий преступник.
Количество в объекте воли определяет и в субъекте воли,
уважает ли он себя или ощущает себя малодушным и жал
ким.
Точно также и мера духовности в средствах в их воздей
ствии на оптику оценки. Насколько по иному выглядит фи
лософский новатор, испытатель и поборник насилия про
тив заурядного разбойника, варвара и искателя приключе
ний! — Лживая личина «бескорыстия».
Наконец, благородные манеры, осанка, храбрость, уве
ренность в себе — как меняют эти средства оценку того, что
достигается с их помощью!

*
К оптике оценки.
Влияние количества (малое, большое) в цели.
Влияние духовности в средствах.
Влияние манер в действиях.
Влияние удачи или неудачи.
Влияние сил противника и их оценки.
Влияние дозволенного и запретного.

780. Приемы искусства, дабы вызвать действия, реакции и
аффекты, которые, по индивидуальной мерке, не являют
ся дозволительными ни по части «приличий», ни по части
«вкуса»:
— искусство по принципу «подайте нам это со вкусом», ко
торое позволяет нам вступать в такие отчужденные миры;
— историк, который показывает их вид права и разум
ность; путешествия; экзотизм; психология; уголовное пра
во; сумасшедший дом; преступники; социология;




nietzsche.pmd 421 22.12.2004, 0:07
Black
— «безличность», когда мы, выступая медиумами коллек 422
тивного существа, позволяем себе такие аффекты и дей
ствия (коллегии судей, жюри присяжных, гражданин, сол
дат, министр, правитель, товарищество, «критики») … дает
нам чувство, как если бы мы совершали жертвоприношение…

781. Предусмотрительность в отношении себя и своего
«вечного блаженства» не есть признак широкой и уверенной
в себе натуры: широкая натура у самого черта не побоится
спросить, суждено ли ей блаженство,— в ней нет такого ин
тереса к счастью в любой его форме, она есть сила, дело,
вожделение,— она навязывает себя вещам, она посягает на
вещи…
Христианство — это романтическая ипохондрия тех,
кто непрочно стоит в жизни; всюду, где на первый план вы
ступает гедонистическая перспектива, уместно предполагать
страдания и определенную человеческую неудачливость.

782. «Возрастающая автономия индивидуума» — вот о чем
рассуждают эти парижские философы, такие, как Фулье:
взглянули бы хоть раз со стороны на эту race moutonniere1,
представителями которой они сами являются!..
Раскройте же ваши глаза, господа социологи будущего!
Индивидуум стал сильным при прямо противоположных
условиях: то, что вы описываете, есть крайнее ослабление
и захирение человека, вы сами того желаете и привлекае
те для этой цели весь лживый аппарат старого идеала! Вы
сами таковы, что и вправду воспринимаете ваши стадные
запросы как идеал!
Полное отсутствие психологической вменяемости!

783. Кажущаяся противоположность двух черт, отличаю
щих современного европейца: стремление к индивидуализму
и требование равных прав. Наконец то я в этом разобрался! А
именно: индивидууму свойственно крайне обостренное тще
славие. Оно то, со свойственной ему мгновенной ранимос
тью сознания, и требует, чтобы всякий иной был заранее
поставлен с ним вровень, чтобы он был только inter paris2.

1
овечью расу (франц.)
2
среди равных (лат.)




nietzsche.pmd 422 22.12.2004, 0:07
Black
Это характерно для общественной расы, в которой способ
423
ности и силы и вправду не слишком разнятся между собой.
Гордость, взыскующая одиночества и лишь немногих цени
принцип новой оценки




телей, здесь совершенно не находит понимания; «настоя
щий», «большой» успех мыслим только в массах, люди вооб
ще почти перестали понимать, что массовый успех — это
всегда по сути успех мелкий, ибо pulchrum est paucorum ho
minum1.
Всякая мораль ничего не желает знать ни о каких «ран
жирах» между людьми: правоведы знать ничего не знают
об общинном сознании. Принцип индивидуализма отвер
гает идею особо великих людей и требует точного глаза и
быстрого распознавания таланта среди примерно равных;
а поелику в таких поздних и цивилизованных культурах что
то от талантов имеется в каждом, то каждый вправе и пре
тендовать на свою долю почестей, вот почему сегодня, как
никогда, расцвело публичное поощрение мелких заслуг, что
сообщает нашей эпохе видимость беспредельной дешевизны.
Дорогого стоит только беспредельная ярость — однако даже
в искусствах она направлена не против тиранов и пресмыка
ющихся перед народом мошенников, а против людей истин
но благородных, которые презирают удел многих. Требова
ние равных прав (например, права судить всех и вся) по
самой сути своей анти аристократично.
Столь же чуждо нашему веку и исчезновение индиви
дуума, погружение его в некий единый великий тип, жела
ние быть не личностью, в чем прежде состояло отличие и
рвение многих возвышенных людей (среди них и величай
ших поэтов); или «быть полисом», как в Греции; орден иезу
итов, прусский офицерский корпус и чиновничество; или
быть учеником и воспреемником великого мастера: для все
го этого потребны необщественные состояния и отсутствие
мелких тщеславий.

784. Индивидуализм есть скромная и не осознанная еще
разновидность «воли к власти»; когда отдельному человеку
кажется уже достаточным просто вызволиться из под вла
дычества общества (неважно, чье это владычество — госу
дарства или церкви). Он противопоставляет себя даже не

1
красота — свойство немногих (лат.)




nietzsche.pmd 423 22.12.2004, 0:07
Black
как личность, а как отдельный человек; он представляет всех 424
отдельных против всеобщности. Это значит: инстинктив
но он ставит себя на одну доску с любым другим отдельным чело
веком; все, что он отвоевывает, он отвоевывает не для себя
как личности, а для себя как всякого отдельного против все
общности.
Социализм — это всего лишь агитационное средство инди
видуализма; он понимает, что для достижения чего то необ
ходимо организовать из себя всеобщность, некую «силу». Но
то, к чему он стремится, не есть сообщество как цель всяко
го отдельного, а сообщество как средство осуществления мно
гих отдельных: — это и есть инстинкт социалистов, в отноше
нии которого они зачастую сами себя обманывают (не го
воря уж о том, что они, дабы пробиться, зачастую вынужде
ны обманывать и других). Альтруистическая моральная про
поведь на службе индивидуал эгоизма: одна из обычнейших
подтасовок девятнадцатого столетия.
Анархизм, опять таки, всего лишь агитационное средство
социализма; с его помощью социализм возбуждает страх, на
чинает завораживать и терроризировать людей страхом: а
прежде всего — он оказывается притягательным, пусть хотя
бы в мыслях, для людей мужественных, отважных.
Невзирая на все это: индивидуализм есть самая скромная
стадия воли к власти.
Едва человек достиг некоторой независимости, он хо
чет большего: в нем, по мере его сил, проступает обособле
ние: отдельный человек уже не полагает себя без разбору
равным всем и каждому, а ищет подобных себе,— он отделяет
других от себя. За индивидуализмом следует образование чле
нов и органов: родственные тенденции сопоставляются, про
буют свое могущество, между этими центрами могущества
— трения, война, познание взаимных возможностей, вырав
нивание, сближение, установление обмена достижениями.
В итоге: иерархия рангов.
[Резюме:]
1. индивидуумы высвобождаются;
2. они вступают в борьбу, договариваются о «равенстве
прав» (»справедливость» как цель);
3. когда это достигнуто, действительные неравенства сил
проявляются с тем большим эффектом (потому что в великом
целом царит мир, и многие мелкие количества силы уже со




nietzsche.pmd 424 22.12.2004, 0:07
Black
ставляют различия, такие, которые прежде были почти рав
425
ны нулю). Теперь отдельные люди организуются в группы;
группы же стремятся к завоеванию преимуществ и пере
принцип новой оценки




веса. Борьба, в более мягкой форме, разгорается сызнова.
Люди хотят свободы, покуда они не имеют никакой
власти. Получив какую то власть, они хотят сверх власти,
господства; и только не завоевав господства (на это еще сил
не хватает), начинают требовать «справедливости», то есть
равной власти.

785. Исправление понятия.
Эгоизм. — Постигнув, насколько «индивидуум» есть заб
луждение,— ибо на деле всякое отдельное существо есть
именно весь процесс по прямой линии (не просто унаследо
ванный, а именно он сам…),— только тогда можно понять,
сколь неимоверно большое значение имеет отдельное существо.
Инстинкт говорит в нем совершенно правильно. Там, где
инстинкт этот ослабевает (то есть там, где индивидуум ищет
свою ценность только в служении другим), можно с уверен
ностью предполагать утомление и вырождение. Альтруизм
как умонастроение, если это всерьез и без тартюфства, есть
инстинкт, выражающий стремление обрести хотя бы вто
ричную ценность, на службе у других эгоизмов. В большинстве
случаев, однако, альтруизм только видимость, это обходной
маневр ради сохранения чувства собственного достоинства,
чувства собственной ценности.

786. История возникновения и отпадения морали
Тезис первый. Моральных поступков не бывает вообще: та
ковые есть совершенная мнимость. Не потому только, что
они недоказуемы (что признавал, например, Кант, равно как
и христианство), но и потому, что вообще невозможны. Люди,
по психологическому недоразумению, изобрели противопо
ложность движущим их силам, и полагают, что нашли имя
для иного вида этих движущих сил; изобрели фиктивное
primum mobile1, которого не существует вовсе. По логике,
из которой вообще выведена антитеза «морального» и «амо
рального», следует на самом деле заключить вот что: быва
ют только аморальные намерения и поступки.

1
первичное побуждение (лат.)




nietzsche.pmd 425 22.12.2004, 0:07
Black
Второй тезис. Различение между «моральным» и «амо 426
ральным» исходит из того, что как моральные, так и амо
ральные поступки суть акты свободной спонтанности,— ко
роче, что таковая свободная спонтанность существует, или,
иначе говоря: что моральная оценка вообще относима толь
ко к одному виду намерений и поступков, а именно — к сво
бодным намерениям и поступкам.
Но весь этот вид намерений и поступков — опять же
чистая мнимость: того мира, к которому моральный масш
таб только и приложим, не существует вовсе.
Не бывает ни моральных, ни аморальных поступков.

*
Психологическое заблуждение, из которого возникла поня
тийная антитеза «морального» и «аморального»: «самоот
верженный», «неэгоистичный», «готовый к самопожертво
ванию» — все это нереально, фиктивно.
Ошибочный догматизм в отношении «ego»: то же са
мое, что и взятое атомистически, в ложной антитезе к «Не
Я»; тем самым выделено из миростановления, как нечто
сущее. Ложная субстанционализация «Я»: ее, (уверовав в ин
дивидуальное бессмертие) и особенно под напором рели
гиозно моральных установлений, сделали догматом веры.
После этого искусственного выделения «ego» и объявления
его само по себе сущим получили антитезу ценностей, ко
торая казалась неоспоримой: отдельное «ego» и неимовер
ное «Не Я». Казалось самоочевидным, что ценность отдель
ного «ego» может состоять лишь в том, чтобы относить себя
к неимоверному «Не Я», то есть подчинять себя ему и ради
него существовать. — Тут все определяли стадные инстинк
ты: ничто так не претит этим инстинктам, как суверени
тет отдельной особи. Но если предположить, что «ego» по
нимается как само по себе сущее, тогда оказывается, что
ценность его — в самоотрицании.
Итак:
1. Ложное обособление «индивидуума» как атома;
2. Признание заслуг стада, которое это желание оста
ваться атомом не приемлет и воспринимает его как враж
дебное;

<< Пред. стр.

страница 52
(всего 110)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign