LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 51
(всего 110)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>


nietzsche.pmd 410 22.12.2004, 0:07
Black
рые те сами, должно быть, с величайшим искусством дер
411
жали под спудом.
принцип новой оценки




757. Современный социализм хочет создать светскую раз
новидность иезуитства: каждый есть абсолютный инстру
мент. Но ведь цель до сих пор не найдена. Тогда ради чего!

758. Рабство в наше время: варварство! Тогда где же те, на
кого они работают? Однако не следует всегда ожидать одно
временности существования двух дополняющих друг друга
каст.
Польза и удовольствие как высшие ценности — это раб
ские теории жизни. «Благословение труда» — это прославле
ние труда ради него самого. — Неспособность к otium1.

759. Нет никакого права ни на существование, ни на труд,
ни тем более на «счастье»: отдельный человек в этом смыс
ле ничем не отличается от самого презренного червя.

760. О массах надо думать столь же бесцеремонно, как сама
природа: они нужны для сохранения вида.

765. На нужду масс взирать с грустной иронией: они хотят
того, что мы просто можем — какая жалость!

762. Европейская демократия в наименьшей мере есть выс
вобождение сил. Она прежде всего высвобождение лено
стей, усталостей, слабостей.

763. [О будущем рабочего.] Рабочие должны научиться вос
принимать жизнь, как солдаты. Вознаграждение, жалова
нье — но ни в коем случае не оплата! Никакой зависимости
между мерой труда и выплатой денег! Вместо этого приста
вить индивидуума, в зависимости от его склада и разновидно
сти, к такой работе, чтобы он достиг высшего, на что он спо
собен.

764. Когда нибудь рабочие станут жить, как нынешние бур
жуа; но над ними, отличаясь от них аскетическим отсутстви

1
праздности (лат.)




nietzsche.pmd 411 22.12.2004, 0:07
Black
ем потребностей, как некая высшая каста: то есть бедней и 412
проще, но во владении властью.
Для более низких людей действуют обратные критерии
ценностей; тут главная задача в том, чтобы насадить в них
«добродетели». Беспрекословность приказа; страшные ме
ры принуждения; вырвать их из легкой жизни. Всем про
чим дозволено подчиняться: а уж их тщеславие само потре
бует, чтобы подчиненность эта выглядела зависимостью не
от великих людей, а от «принципов».

765. «Избавление от всяческой вины»
Принято говорить о «глубокой несправедливости» соци
ального пакта: как если бы тот факт, что один человек рож
дается в благоприятных обстоятельствах, другой же в не
благоприятных, изначально был несправедливостью; или,
еще того пуще, что один человек рождается с одними свой
ствами, другой же с другими. Наиболее откровенные из
этих противников общества утверждают: «Мы сами со все
ми нашими скверными, болезненными, преступными свой
ствами, которые мы в себе признаем, суть лишь неизбеж
ное следствие общественного угнетения слабых сильными»;
ответственность за свой характер они перелагают на гос
подствующие сословия. И грозятся, гневаются, проклина
ют; пылают добродетелью от возмущения,— дескать, сквер
ным человеком, канальей не станешь просто так, сам по
себе… Эта манера, это новшество наших последних десяти
летий, величает себя, как я слышал, еще и пессимизмом, а
именно пессимизмом негодования. Тут делается притяза
ние править историей, лишить историю фатальности ее,
разглядеть за ее спиной — ответственность, а в ней самой —
виновных. Ибо в этом то все и дело: виновные нужны. Люди
не преуспевшие, декаденты всех мастей негодуют против
себя и нуждаются в жертвах, чтобы не утолять свою неисто
вую жажду уничтожения за счет себя же (что само по себе,
возможно, и имело бы некоторый резон). Для этого им по
требна видимость права, то есть теория, при помощи кото
рой они могли бы свалить сам факт своего существования,
своего так и всяк бытия на некоего козла отпущения. Этим
козлом отпущения может оказаться и бог — в России нет
недостатка в таких атеистах из мстительности — или обще
ственное устройство, или воспитание и образование, или




nietzsche.pmd 412 22.12.2004, 0:07
Black
евреи, или знать или вообще любые преуспевшие люди.
413
«Это преступно — рождаться при благоприятных обстоя
тельствах: тем самым ты обделяешь и оттираешь других,
принцип новой оценки




обрекая их на порок или, страшно даже выговорить, на
труд… Как же мне тогда не быть мерзким! Но с этим надо
что то делать, иначе мне этого просто не вынести!»… Короче,
этот пессимизм негодования выдумывает ответственных,
дабы подарить себе приятное чувство — чувство мести. Ко
торое «слаще меда», как говаривал еще старец Гомер.

*
Причиной тому, что такая теория не встречает заслу
женного отношения, то бишь презрения, оказывается эле
мент христианства, который все еще у всех нас в крови и
из за которого мы терпимы ко многим вещам только пото
му, что они издалека малость попахивают христианством…
Социалисты апеллируют к христианским инстинктам, это
еще самая благородная из их хитростей… От христианства
нам привычно суеверное понятие «души», «бессмертной ду
ши», душевной монады, которая на самом деле обитает где
то в иных мирах и только случайно впала в те или иные об
стоятельства, так сказать, в «земное», облеклась «плотью»,—
однако без того, чтобы сущность ее при этом была затрону
та, а уж тем паче обусловлена. Общественные, родственные,
исторические отношения для души суть лишь оказии, чтобы
не сказать заминки; и уж во всяком случае, она никак не их
творение. Представление это сообщает индивидууму транс
цендентность; вот почему ему и придается столь бессмыс
ленная важность. На деле же это только христианство под
било индивидуум на то, чтобы возомнить себя судией над
всем и вся, вменило ему манию величия почти в обязан
ность: ему, дескать, дозволено устанавливать вечные права по
отношению ко всему временному и обусловленному! Что
нам государство! Что общество! Что нам исторические зако
ны! Что физиология! Тут глаголет сама потусторонность
творения, сама непреходящесть в любой истории, тут глаго
лет нечто бессмертное, нечто божественное — душа! Гораз
до глубже в самую плоть современности вошло еще одно не
менее вздорное христианское понятие — понятие равенст
ва душ перед богом. В нем нам дан прототип всех теорий рав
ных прав: сперва человечество научили в религиозном тре




nietzsche.pmd 413 22.12.2004, 0:07
Black
пете лепетать о принципе равенства, потом соорудили ему 414
из этого мораль: что же удивительного в том, что человек в
конце концов принял этот принцип всерьез, принял прак
тически! Иными словами, принял политически, демократи
чески, социалистически, негодующе пессимистически…

*
Всюду, где начинали искать ответственных, поисками
этими всегда руководил инстинкт мести. Этот инстинкт ме
сти за тысячелетия настолько завладел человечеством, что
вся метафизика, психология, все исторические представ
ления, но прежде всего мораль им отмечены. Стоило толь
ко человеку начать думать, как он тут же тащил в свои мы
сли бациллу мести. Он заразил этой бациллой даже бога, он
все сущее лишил его невинности, а именно тем, что смысл
любого так и всяк бытия стал сводить к воле, к намерени
ям, к актам ответственности. Все учение о воле, эта самая
роковая из фальсификаций во всей предшествующей психо
логии, по большей своей части было изобретено с целью
мести. Общественная полезность наказания — вот что гаран
тировало этому понятию его достоинство, его власть, его
истинность. Авторов древнейшей из психологий — психоло
гии воли — следует искать в тех сословиях, в чьих руках на
ходилось право наказания,— прежде всего в сословии жре
цов во главе древнейших общин; это они хотели сотворить
себе право осуществлять месть — или сотворить богу право
отмщения. С этой целью человек был помыслен «свобод
ным»; с этой целью всякое действие должно было мыслить
ся как акт воли, а происхождение всякого действия — лежа
щим в сознании. Только в этих принципах вся старая пси
хология и содержится.
Сегодня, когда Европа, похоже, двинулась в противо
положном направлении, когда мы, алкионцы, со всею си
лой порываемся снова исторгнуть, изъять, изничтожить из
мира понятие вины и понятие наказания, когда самые серьез
ные наши устремления — на то, чтобы очистить психоло
гию, мораль, историю, природу, общественные институты
и санкции, наконец, самого бога от этой грязи — в ком сле
дует видеть нам самых естественных своих антагонистов?
Именно в тех апостолах мести и обид, в тех возмущенных
пессимистах par exellence, которые видят свою миссию в




nietzsche.pmd 414 22.12.2004, 0:07
Black
том, чтобы эту свою грязь превратить в святыню под име
415
нем «негодование»… Мы, иные, те, которые хотим вернуть
творению невинность его, намерены быть миссионерами
принцип новой оценки




более чистой мысли; хотим, чтобы человеку никто не зада
вал его свойств, ни бог, ни общество, ни родители и пред
ки его, ни он сам,— чтобы никто не был в нем повинен… Нет
такого существа, которое можно сделать ответственным за
то, что кто то вообще есть на свете, и что он таков, как он
есть, что он рожден при таких то обстоятельствах, в таком
то окружении. — И это великое благо, что такого существа нет…
Мы не есть результат некоего вечного намерения, некоей
воли, некоего желания; через нас не предпринимается попыт
ка достичь «идеал совершенства» или «идеал счастья» или
«идеал добродетели»,— точно так же, как не являемся мы и
ошибкой Бога, от которой ему самому должно быть жутко
(мысль, с которой, как известно, начинается Ветхий Завет).
Нет того места, той цели, того смысла, на которые мы мог
ли бы переложить наше бытие, наше так и всяк бытие. А
главное: никто бы и не смог этого: невозможно управлять всем
целым, это целое соизмерять, сравнивать, а тем паче его
отрицать! Почему нет? — По пяти причинам, доступным да
же самому скромному разумению: например, потому, что
кроме этого целого ничего нет. И, еще раз повторю, это вели
кое благо, ибо в нем заключена невинность всего сущего.


[2. Индивидуум]

766. Коренная ошибка: полагать цели в стадо, а не в отдель
ных индивидуумов! Стадо есть средство, не более того! Од
нако теперь пытаются стадо понимать как индивидуум, при
писывая ему (стаду) более высокий ранг, чем отдельному че
ловеку,— глубочайшее недоразумение! Так же как и стрем
ление видеть в том, что создает стадность, в чувстве сопри
частности, наиболее ценные стороны нашей натуры!

767. Индивидуум есть нечто совершенно новое и новотво
рящее, нечто абсолютное, все действия его есть всецело его
достояние.
И оценку своих действий отдельный человек в конеч
ном счете берет в себе самом: потому что и слова предания




nietzsche.pmd 415 22.12.2004, 0:07
Black
он тоже поневоле трактует для себя сугубо индивидуально. Пусть 416
он не создал формулу, однако по меньшей мере толкование
ее будет личным: то есть как толкователь он все еще творит.

768. «Я» порабощает и убивает: оно работает как органи
ческая клетка — грабит и насилует. Оно хочет регенериро
ваться — беременность. Оно хочет родить себе бога и видеть
у того в ногах все человечество.

769. Все живое со всею силой распространяется вокруг
себя в пределах досягаемости, подчиняя себе все слабей
шее: в этом его наслаждение собой. Усугубляющееся «очелове
чивание» этой тенденции состоит в том, что все тоньше ощу
щается, насколько трудно поглотить другого действитель
но до конца: как всякое грубое ущемление, хоть оно и пока
зывает нашу власть над другим, в то же время тем более от
чуждает от нас его волю,— а значит, внутренне делает его
все менее покорным.

770. Та степень сопротивления, которую надо преодоле
вать постоянно, чтобы оставаться наверху, и есть мера свобо
ды, как для отдельного человека, так и для обществ; а имен
но свобода, приложенная как позитивная власть, как воля
к власти. Исходя из этого, высшая форма индивидуальной
свободы, суверенитет, должна произрастать не далее, чем
в пяти шагах от своей противоположности, там, где опас
ность рабства развесила над всем сущим добрую сотню сво
их дамокловых мечей. Если так посмотреть на историю: вре
мена, когда «индивидуум» вызревает до такой степени со
вершенства, то бишь становится свободным, когда достига
ется классический тип суверенного человека,— о нет! такие вре
мена никогда не бывали гуманными!
Тут нет иного выбора. Либо наверх — либо вниз, как
червь, презренный, ничтожный, растоптанный. Надо иметь
против себя тиранов, чтобы самому стать тираном, то есть
свободным. Это отнюдь не малое преимущество — иметь над
собой сотню дамокловых мечей: благодаря этому научаешь
ся танцевать, осваиваешь «свободу передвижения».

771. Изначально человек более, чем любое животное, аль
труистичен: отсюда его медленное становление (ребенок)




nietzsche.pmd 416 22.12.2004, 0:07
Black
и высокая степень развития, отсюда и чрезвычайная, пос
417
ледняя стадия эгоизма. — Хищники гораздо индивидуальнее.
принцип новой оценки




772. [К критике «себялюбия».] Непроизвольная наивность
Ларошфуко, который полагает, что изрекает нечто смелое,
изысканное и парадоксальное — в ту пору любая «истина» в
области психологии еще способна была удивлять. Пример:
«les grand ames ne sont pas celles qui ont moins de passions et
plus de vertus que des ames communes, mais soulement celles
qui ont de plus grands desseins.»1 Вот и Джон Стюарт Милль
(который Шамфора называет новым Ларошфуко XVIII сто
летия, только более благородным и философским), видит в
нем лишь остроумного наблюдателя всего того в человечес
кой груди, что сводится к «зауряднейшему себялюбию» и
добавляет: «истинно благородный дух не в силах возложить
на себя необходимость непрестанного созерцания подлости
и низости, кроме как из желания показать, в борьбе против
каких порочных влияний способны победоносно утверди
ться высший смысл и благородство характера.»

773. Морфология самолюбия
Первая точка зрения.
А: в какой мере чувства сопричастности, общности явля
ются низшей, подготовительной ступенью — во времена,
когда личное самолюбие, инициатива полагания ценностей
еще вообще невозможны.
Б: в какой мере степень коллективного самолюбия, гор
дость над стоянием своего клана, чувство возвышенного
неравенства и неприязнь к посредничеству, равноправию,
примирению между кланами, есть школа самолюбия индиви
дуального: а именно в той мере, в какой она принуждает вся
кого отдельного представлять гордость за целое… Он дол
жен говорить и действовать с уважением к себе, покуда он
в своем лице представляет общность… а так же: когда ин
дивидуум ощущает себя орудием и рупором божества.
В: в какой мере эти формы отказа от себя, самоотрече
ния и вправду придают личности чувство своей колоссаль

1
«Истинно великие души — не те, в ком меньше страстей и
больше добродетелей, нежели в обычных людях, а те, в ком боль
ше великих помыслов.» (франц.)




nietzsche.pmd 417 22.12.2004, 0:07
Black
ной важности; в той мере, в какой ими пользуются высшие 418
силы: религиозный страх перед собой, вдохновение про
рока, поэта…
Г: в какой мере ответственность за целое сообщает и
дозволяет отдельному человеку более широкий взгляд, твер
дость и суровость руки, рассудительность и хладнокровие,
значительность жестов и всей повадки, которые он сам по
себе, ради себя и из себя, не смог бы себе позволить.
In summa: коллективное самолюбие есть большая под
готовительная школа личного суверенитета.
Истинно благородно то сословие, которое передает эту
науку из поколения в поколение.

774. Замаскированные разновидности воли к власти.
1. Потребность в свободе, независимости, а также к
внутреннему равновесию, миру, скоординированности. Так
же отшельники, «духовная свобода». В самой низшей фор
ме: просто желание быть, «тяга к самосохранению».
2. Вступление в ряды, дабы в составе большого целого
удовлетворить его волю к власти: подчинение, стремление
сделать себя необходимым, незаменимым, полезным для
того, в чьих руках сила; любовь как лазейка к сердцу более
сильного — чтобы повелевать им.
3. Чувство долга, совесть, самоутешение от своей при
надлежности к более высокому, чем реальные правители, ран
гу; признание существующей иерархии рангов, ибо она по
зволяет осуществляться правлению, в том числе и над бо
лее могущественными, чем ты сам; самоосуждение; изобре
тение новых ранжиров ценностей (классический пример
— евреи).

775. [Хвала, благодарность как воля к власти.]
Хвала и благодарность за урожай, хорошую погоду, побе
ду, свадьбу, мир: — все празднества нуждаются в субъекте, на
который выплескивается это чувство. Нам хочется, чтобы
то хорошее, что случилось с нами, было нам причинено: нам
хочется виновника. Точно так же и перед произведением
искусства: его одного недостаточно, мы хвалим автора, опять
же виновника. — Что же тогда это такое — хвалить? Своего
рода возмещение за воспринятые благодеяния, это наше возда
яние, подтверждение нашей власти — ибо хвалящий одобря



<< Пред. стр.

страница 51
(всего 110)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign