LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 5
(всего 110)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

1) Слабость воли как результат.
2) Крайняя гордость и унижение от сознания своих мел
ких слабостей, ощущаемые благодаря контрасту.

30. Близится время, когда нам придется расплатиться за то,
что целых два тысячелетия мы были христианами: мы поте
ряли устойчивость, которая давала нам возможность жить,—
мы до сих пор не в силах сообразить, куда нам направиться.
Многое подвергаем самым противоположным оценкам, с той
степенью энергии, какую всегда возбуждала в человеке край
няя переоценка человека.
Теперь все насквозь лживо, все — «слово», все спутано
— или слабо, или чрезмерно:
а) Делается попытка некоторого рода земного решения
вопроса, но в знакомом уже смысле,— в смысле конечного тор
жества истины, любви, справедливости (социализм — «ра
венство личности»);
b) Равным образом совершается попытка удержать мо
ральный идеал (с предоставлением первых мест как чему то
не связанному с эгоизмом, так и самоотреченности, отказу
от воли);




nietzsche.pmd 41 22.12.2004, 0:06
Black
с) Предпринимается даже попытка удержать «потусто 42
роннее», хотя бы только антилогически, но оно немедлен
но же истолковывается так, чтобы из него могло быть из
влечено некоторого рода метафизическое утешение в ста
ром стиле;
d) Пытаются вывести из совершающегося божественное
водительство в старом стиле, нечто награждающее, караю
щее, воспитывающее, ведущее к лучшему порядку вещей;
е) Как и прежде верят в добро и зло, так что победа
добра и уничтожение зла воспринимаются как некая зада
ча (это характерно для англичан, типичный случай — плос
кий ум Джона Стюарта Милля);
f) Презрение к «естественности», к вожделению, к ego;
попытка понять даже высшую духовность и искусство как
следствие отречения от своей личности и как desinteresse
ment1;
g) Церкви предоставляется право все еще вторгаться во
все существенные переживания и главные моменты в жиз
ни отдельного лица, чтобы дать им освящение, высший смысл:
мы все еще имеем «христианское государство», «христиан
ский брак».

31. Бывали более мыслящие и более насыщенные мыслью
времена, чем наше — как, например, то время, когда явил
ся Будда — тогда сам народ, после столетий старых споров
между сектами, в конце концов столь же глубоко заблудил
ся в ущельях философских мнений и учений, как некогда
европейские народы — в тонкостях религиозной догмы. «Ли
тература» и пресса всего менее могут соблазнить нас быть
высокого мнения о «духе» нашего времени: миллионы спи
ритов и христианство с гимнастическими упражнениями,
ужасающими по своему безобразию, характерному для всех
английских изобретений, дают нам лучшее тому подтвер
ждение.
Европейский пессимизм еще только при своем начале
— свидетельство против него самого — в нем еще нет той
необычайной, исполненной тоски и стремления неподвиж
ности взора, отражающего Ничто, которые он имел когда
то в Индии, в нем еще слишком много «деланного», а не

1
бескорыстие (фр.).




nietzsche.pmd 42 22.12.2004, 0:06
Black
«соделавшегося», слишком много пессимизма ученых и по
43
этов; мне кажется, что добрая часть в нем придумана и при
сочинена, «создана», но не есть «первооснова».
европейский нигилизм




32. Критика бывшего до сих пор пессимизма. Отклонение
эвдемонологических точек зрения как окончательного све
дения к вопросу: какой это имеет смысл? — Редукция омра
чения.
Наш пессимизм: мир не имеет всей той ценности, ко
торую мы в нем полагали,— сама наша вера так повысила
наши стремления к познанию, что мы не можем теперь не
высказать этого. Прежде всего он является в связи с этим
менее ценным, таким мы ощущаем его ближайшим обра
зом,— только в том смысле мы пессимисты, в каком твердо
решили без всяких изворотов признаться себе в этой пере
оценке и перестать на старый лад успокаивать себя разны
ми песнями и ублажать всяческой ложью.
Именно этим путем мы и обретаем тот пафос, который
влечет нас на поиски новых ценностей. In summa: мир имеет,
быть может, несравненно большую ценность, чем счита
лось,— мы должны убедиться в наивности наших идеалов и
увидеть в сознании, что давая миру наивысшее истолкова
ние, не придали нашему человеческому существованию да
же и умеренно соответствующей ему ценности.
Что было обожествлено? Инстинкты ценности, господ
ствовавшие в общине (то, что делало возможным ее даль
нейшее существование).
Что было оклеветано? То, что обособляло высших людей
от низших, стремления, разверзающие пропасти.

33. Причины появления пессимизма заключаются в том, что:
1) самые могущественные и чреватые будущим инстин
кты жизни до сих пор были оклеветаны, вследствие чего над
жизнью нависло проклятие;
2) возрастающая храбрость и все более смелое недоверие
человека к современному миру постигают неотделимость этих
инстинктов от жизни и становятся лицом к лицу с жизнью;
3) процветают только посредственности, вовсе не созна
ющие этого конфликта, что более одаренные, напротив,
вырождаются, и как продукт вырождения восстанавлива
ют массы против себя,— что, с другой стороны, посредст




nietzsche.pmd 43 22.12.2004, 0:06
Black
венность, выставляя себя как цель и смысл жизни, вызыва 44
ет негодование (что никто не может больше ответить на во
прос — зачем?);
4) измельчание, чувствительность к страданию, беспо
койство, торопливость, суета постоянно возрастают,— что
подверженность всей этой сутолоке, так называемой «циви
лизации», становится все легче, что единичные личности
перед лицом этой ужасающей машины приходят в уныние и
покоряются.

34. Современный пессимизм есть выражение бесполезно
сти не мира и бытия вообще, но современного мира.

35. «Преобладание страдания над удовольствием» или обрат
ное (гедонизм) — оба эти учения уже сами по себе указыва
ют путь к нигилизму…
Ибо здесь в обоих случаях не предполагается какого
либо иного последнего смысла, кроме явлений удовольствия
или неудовольствия.
Но так говорит порода людей, уже не решающаяся бо
лее утверждать некую волю, намерение или смысл — для вся
кого более здорового рода людей вся ценность жизни не
определяется одною лишь мерою этих второстепенных яв
лений. Возможен был бы перевес страдания — и несмотря на
это, явили бы себя могучая воля, утверждение жизни, потреб
ность в этом перевесе.
«Не стоит жить»; «покорность»; «какую цель имеют эти
слезы?» — вот бессильный и сентиментальный образ мышле
ния. «Un monstre gai vaut mieux qu’un sentimental ennuyeux»1.

36. Нигилист философ убежден, что все совершающееся —
бессмысленно и напрасно; между тем не бессмысленному
и напрасному бытию не должно быть. Но откуда это «не дол
жно»? Откуда берется этот «смысл», эта мера? — В сущнос
ти нигилист полагает, что лицезрение такого бесполезно
го, бесплодного бытия приводит в состояние неудовлетворен
ности, вызывает чувство душевной пустоты и отчаяния.
Такой вывод противоречит нашей утонченнейшей чувст

1
«Веселое чудовище стoит большего, чем сентиментальный
зануда» (фр.).




nietzsche.pmd 44 22.12.2004, 0:06
Black
вительности как философов. Это сводится в конце концов
45
к следующей нелепой оценке: характер бытия должен дос
тавлять удовольствие философу, раз это бытие желает быть
европейский нигилизм




таковым по праву…
Однако легко понять, что в пределах совершающегося
бытия удовольствие и неудовольствие могут иметь лишь
смысл средств — не говоря уже о том, что неизвестно еще,
можем ли мы вообще усматривать «смысл», «цель» и не оста
ется ли для нас неразрешимым вопрос о «бессмыслии» — и
о противоположности ему.

37. Развитие пессимизма в нигилизм.— Извращение ценностей.
Схоластика ценностей. Отрешенные, идеалистические цен
ности, вместо того, чтобы господствовать над действиями
и руководить ими, обращаются с осуждением против дей
ствия.
Противопоставления, занявшие место естественных
ступеней и рангов. Ненависть к иерархизму. Противопостав
ления соответствуют эпохе господства черни, ибо они об
щедоступней.
Отвергнутый мир противопоставляется искусственно
воздвигнутому «истинному, ценному». Наконец, делается от
крытие насчет того, из какого материала был построен «ис
тинный мир», и нам остается один только «мир отвергну
тый», и высшее разочарование в нем обосновывает его негодность.
Таким образом налицо нигилизм: остались одни осужда
ющие оценки — и ничего больше!
Из этого вытекает проблема силы и слабости:
1) слабые гибнут от этого;
2) более сильные уничтожают то, что еще оставалось
целым;
3) сильнейшие преодолевают осуждающие оценки.
Все это вместе взятое и составляет трагическую эпоху.


[3. Нигилистическое движение как выражение декаданса]

38. В последнее время много злоупотребляли случайным
и во всех отношениях неподходящим словом: везде говорят
о «пессимизме», идет борьба вокруг вопроса, на который дол
жны найтись ответы, кто прав — пессимизм или оптимизм.




nietzsche.pmd 45 22.12.2004, 0:06
Black
Не было понято то, что, казалось, лежало как на ладо 46
ни, а именно — что пессимизм не проблема, а симптом; что
это название [следует] заменить «нигилизмом»; что вопрос
о том, что лучше,— бытие или небытие, сам по себе уже бо
лезнь, признак падения, идиосинкразия.
Нигилистическое движение есть лишь выражение фи
зиологического декаданса.

39. Следует понять, что:
— всякого рода упадок и заболевание непрестанно при
нимали участие в работе создания общих оценок;
— в получивших господство оценках декаданс достиг
даже некоторого перевеса;
— нам приходится бороться не только против реальных
последствий всяческого современного ужаса вырождения,
но что и весь дотоле проявившийся декаданс еще не сыграл
своей роли, то есть продолжает жить.
Подобное общее отклонение человечества от своих ко
ренных инстинктов, подобный общий декаданс в деле уста
новления ценностей есть вопрос par excellence1, основная
загадка, которую задает философу такое животное, как «че
ловек».

40. Понятие «декаданса».— Отпадение от целого отдельных его
частей, упадок сами по себе еще не заслуживают осуждения —
это необходимое следствие жизни, жизненного роста. По
явление декаданса так же необходимо, как любое восхож
дение и поступательное движение в жизни — не в нашей
власти устранить его. Разум же хочет напротив — чтобы за
ним было признано данное право.
Позор для всех социалистических систематиков, что
они думают, будто возможны условия и общественные груп
пировки, при которых не будут больше расти пороки, бо
лезни, преступления, проституция, нужда… Но ведь это
значит осудить жизнь…
Не в воле общества оставаться молодым. И даже в пол
ном своем расцвете оно выделяет всякие нечистоты и от
бросы. Чем решительнее и отважнее действует общество,
тем богаче оно неудачами и неудачниками, тем ближе оно

1
по преимуществу, по сути (фр.).




nietzsche.pmd 46 22.12.2004, 0:06
Black
к своему падению… От старости не спасешься учреждения
47
ми. И от болезни так же. И от порока.
европейский нигилизм




41. Основной взгляд на сущность декаданса состоит в следу
ющем — то, в чем доныне видели его причины, есть его следствия.
Это изменяет всю перспективу моральной проблемы.
Вся этическая борьба против порока, роскоши, пре
ступления, даже против болезни представляется наивнос
тью, оказывается излишней — нет «исправления» (против рас
каяния).
Сам декаданс не есть что то, с чем нужно бороться — он
абсолютно необходим и присущ всякому народу и всякой
эпохе. А вот с чем нужно всеми силами бороться, так это —
с занесением заразы в здоровые части организма.
Делается ли это? Делается как раз противоположное. Гу
манность об этом только и заботится.
В каком отношении к этому основному биологическому
вопросу стоят нынешние высшие ценности? Философия, ре
лигия, искусство и т. д.
(Средства лечения: например, милитаризм, начиная с
Наполеона, который в цивилизации видел своего естествен
ного врага).

42. То, что доныне считалось причиной вырождения, есть след
ствие его. Но также и то, что почиталось лекарством против
некоторых действий вырождения, то есть излечившиеся
от него суть только особый тип выродившихся.
Следствия декаданса: порок — порочность; болезнь — бо
лезненность; преступление — преступность; целибат — бес
плодие; истерия — ослабление воли; алкоголизм; пессимизм;
анархизм; распутство (также и духовное); клеветничество,
интриганство, всесомнение, разрушительство.

43. К понятию «декаданса».
1) Cкепсис есть одно из следствий декаданса; также и
распутство мысли.
2) Порча нравов есть следствие декаданса (слабость
воли, потребность сильных возбудительных средств…).
3) Методы лечения, психологические и моральные, не
меняют хода декаданса, не задерживают его; действие их
физиологически сводится к нулю. Не подлежит сомнению




nietzsche.pmd 47 22.12.2004, 0:06
Black
величайшая ничтожность этих мнимых «реактивов»; они суть 48
формы наркоза против некоторых роковых явлений — след
ствий; они не изгоняют тлетворный элемент; часто явля
ясь геройскими попытками нейтрализовать декадента, до
вести до minimum’a приносимый вред.
4) Нигилизм не есть причина, а лишь логика декаданса.
5) «Хороший» и «дурной» суть только два типа декадан
са — они неразрывны во всех основных феноменах.
6) Социальный вопрос есть следствие декаданса.
7) Болезни, и прежде всего болезни нервов и головы,
суть показатели того, что отсутствует сила самосохранения,
свойственная сильной натуре, за это говорит и крайняя воз
будимость, вследствие которой удовольствие и неудовольствие
становятся первенствующей проблемой.

44. Наиболее распространенные типы декаданса выражаются
в том, что:
1) веря во взятые лекарства, избирают то, что ускоряет
процесс истощения — сюда относится христианство (чтобы
назвать самый примечательный случай ошибки инстинкта)
— сюда же относится и «прогресс»;
2) утрачивается сила сопротивления раздражениям — слу
чай определяет собою все: переживания огрубляются, пре
увеличиваются до «чудовищных размеров» — «обезличива
ние», разложение воли — сюда относится альтруистическая
мораль, та, которая толкует о сострадании; наиболее суще
ственное в ней — слабость личности, вследствие чего эта
личность созвучна всему и вся и подобно чрезмерно натяну
той струне дрожит непрерывно… крайняя возбудимость…
3) смешиваются причина и следствие: в декадансе не
видят физиологического феномена, и в его следствиях ус
матривают истинную причину плохого самочувствия — сю
да относится вся религиозная мораль…
4) жаждут такого состояния, в котором нет больше стра
дания — жизнь фактически воспринимается как причина
всякого зла; бессознательные состояния (сон, потеря сознания)
оцениваются несравненно выше сознательных; отсюда и ме
тодика…

45. К гигиене «слабых».— Все, что делается в состоянии слабо
сти, терпит неудачу. Отсюда вывод — ничего не делать. Но




nietzsche.pmd 48 22.12.2004, 0:06
Black
в том то и беда, что именно сила отложить делание, не реаги
49
ровать, под влиянием слабости пришла в наиболее болезнен
ное состояние; что мы всего скорее, всего слепее реагируем
европейский нигилизм




именно тогда, когда совсем не следовало бы реагировать…
Сила какой либо натуры сказывается в задерживании
реакции, в некоторой отсрочке ее: известного рода adia-
foria1 так же свойственна такой натуре, как слабости — свя
занность противодействия, внезапность, незадерживае
мость «действия»… Воля слаба, и рецепт, как охранить себя
от глупостей, был бы таков — иметь сильную волю и ничего
не делать, но это суть contradictio2. Тут — известное самораз
рушение, инстинкт сохранения скомпрометирован… Сла
бый вредит сам себе… Это — тип декаданса.
Действительно, имеет место огромное размышление
над практическими приемами усвоения бесстрастия. Ин
стинкт в данном случае на верном пути, поскольку ничего
не делать полезнее, чем делать что попало…
Вся практика орденов, отшельников, философов, факи
ров внушена той правильной оценкой, что человек прино

<< Пред. стр.

страница 5
(всего 110)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign