LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 49
(всего 110)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>


ния — через прокладывание между ними добродетелей послу
шания, долга, любви к отчизне и к правителям, через под
держание гордости, строгости, силы, ненависти, мести,—
короче, всех тех типических черт, которые стадному типу
противоречат…

718. У всех вас не хватит духу убить человека, или хотя бы
исхлестать бичом, или — да что угодно… но в государстве не
имоверное безумие подминает под себя отдельного чело
века и вынуждает его отвергать свою ответственность за то,
что он делает (долг послушания, присяга и т.д.).
— Все, что человек делает на службе государству, пре
тит его природе.
— Равно как и то, чему он учится в виду своей грядущей
службы государству, так же претит его природе.
Разрешается же это разделением труда, так что никто
не несет ответственности за все целиком: законодатель —
и тот, кто закон исполняет; прививающий дисциплину учи
тель — и те, кого эта дисциплина закалила до суровой стро
гости.

719. Разделение труда между аффектами внутри общест
ва, с тем, чтобы отдельные люди и сословия культивирова
ли в себе неполную, но именно поэтому более полезную разно
видность души. До какой степени у каждого из типов внутри
общества некоторые аффекты стали почти рудиментарными
(вследствие более сильного развития другого аффекта).
К оправданию морали:
— экономическое оправдание (прицел на максимальную
эксплуатацию отдельной силы в противовес транжирству
сил, свойственную всему исключительному);
— эстетическое (выработка стойких типов наряду с удо
вольствием от собственного типа)
— политическое (как искусство выдерживать большие на
пряжения между различными степенями власти);
— физиологическое (иллюзорный «перевес» уважения в
пользу тех, кто плохо или посредственно преуспел в жиз
ни — ради сохранения слабых).




nietzsche.pmd 395 22.12.2004, 0:06
Black
720. Самый страшный, самый сущностный позыв челове 396
ка, его тягу к власти — эту тягу называют «свободой» — тре
бует и самого долгого сдерживания. Вот почему и вся этика
с ее воспитательными, дисциплинирующими инстинктами
по сию пору только и знала, что это вожделение к власти
сдерживать: она охаивает тиранического индивидуума и вся
чески поощряет — при ее то радении об интересах общины
и любви к отчизне — стадный инстинкт власти.

721. Неспособность к власти — ее личины и уловки: в форме по
слушания (подчинение, гордость служения долгу, благонра
вие…); верности, самоотдачи, любви (идеализация, обоже
ствление приказующего как бы в возмещение собственно
го ущерба и с облагораживанием себя в его отраженном
свете); как фатализм, резиньяция; как «объективность»; как
самотиранство (стоицизм, аскеза, отказ от собственного
«я», «святошество»); (повсюду все равно дает о себе знать
потребность все таки хоть какую нибудь власть осуществ
лять, или время от времени хотя бы создавать себе иллюзию
власти — как дурман) — в форме критики, пессимизма, него
дования, мучительства; но и под видом «прекраснодушия»,
«добродетели», «самообожествления», жизни «не от мира
сего», «чистоты от мира» и т.д. (то есть познание неспособ
ности к власти маскирует себя под dedain1).
Люди, которые стремятся к власти только ради счаст
ливых преимуществ, властью предоставляемых: политичес
кие партии.
Другие люди, которые стремятся к власти даже несмот
ря на очевидные издержки и жертвы в своем счастье и бла
гополучии: амбициозность.
И, наконец, такие, кто стремятся к власти лишь пото
му, что она иначе упадет в руки другим, от которых они не
хотят зависеть.

722. Критика «справедливости» и «равенства перед зако
ном»: а что, собственно, этим устраняется? Напряженность,
вражда, ненависть,— но ведь ошибочно думать, что подобным
образом приумножается «счастье»: корсиканцы наслаждают
ся счастьем больше, чем жители материка.

1
пренебрежение (франц.)




nietzsche.pmd 396 22.12.2004, 0:06
Black
723. Взаимность, задняя мысль всякого желания оплаты:
397
одна из самых коварных форм ценностного унижения че
ловека. Она приносит с собой то самое «равенство», кото
принцип новой оценки




рое пропасть дистанции между иными людьми осуждает как
«аморальность»…

724. То, что именуется «полезным», всецело зависит от на
мерения, от «для чего?». Намерение же, в свою очередь, всеце
ло зависит от степени власти: вот почему утилитаризм не
может быть основой, а только учением о следствиях, кото
рое абсолютно невозможно сделать обязательным для всех.

725. Когда то была теория государства как основанной на
расчете полезности: теперь мы получили к ней практику! — Вре
мя королей миновало, ибо народы их более недостойны: они
хотят лицезреть в короле не исконный образ своего идеа
ла, но средство своей пользы. — Вот и вся правда!

726. Попытка с моей стороны понять абсолютную разум
ность общественного суждения и общественной оценки: по
пытка, разумеется, свободная от желания исчислить при
этом моральные результаты.
— степень психологической лживости и непроницаемос
ти, чтобы «освятить» аффекты, важные для сохранения и
усиления власти (дабы обеспечить себе для этих аффектов
чистую совесть).
— степень глупости, потребная для сохранения возмож
ности всеобщего регулирования и общих критериев оцен
ки (для этого — воспитание, надзор за основами образова
ния, дрессура).
— степень инквизиторства, недоверия и нетерпимости, что
бы всех исключительных людей рассматривать и подавлять
как преступников,— чтобы им самим внушать угрызения
совести, чтобы они сами от своей исключительности внут
ренне страдали, болели.

727. Мораль в существенной мере как оборона, как средство
защиты: и в этом качестве, в этой мере — свидетельство «не
дорослости» человека (весь в броне, стоически).
«Доросший» человек в первую очередь обладает оружи
ем — ему свойственно нападать.




nietzsche.pmd 397 22.12.2004, 0:06
Black
Орудия войны, превращенные в инструменты мира 398
(из панциря и чешуи, перьев и волос).

728. От понятия всего живого неотъемлемо представле
ние о росте: живое должно распространять свою мощь вок
руг себя, как следствие вбирая в себя чужие силы. Теперь,
в некотором дурмане морального наркоза, принято гово
рить о праве индивидуума на самозащиту: с тем же основа
нием, однако, можно говорить и о его праве на нападение.
Ибо и то, и другое — второе даже больше, чем первое — суть
насущные необходимости всего живого: агрессивный и обо
ронительный эгоизмы — это не вопрос выбора или тем паче
«свободы воли», но фатальность самой жизни.
Это равно справедливо для всего, на что ни кинешь
взгляд, будь то индивидуум, любое живое тело, всякое стре
мящееся к развитию «общество». Право на уголовное нака
зание (или так называемая самозащита общества) по сути
стало называться «правом» только по недоразумению: пра
во приобретается договорами,— но само оборона и само за
щита вовсе не на договорах основываются. По меньшей ме
ре с тем же полновесным основанием народ мог бы и свою
потребность к завоеваниям, свою жажду могущества поиме
новать правом,— допустим, правом на рост. Общество, ко
торое окончательно и по зову инстинкта отвергает войну
и захваты,— такое общество обречено упадку: оно вполне
созрело для демократии и правления лавочников… Впро
чем, в большинстве случаев заверения о мире — всего лишь
средство усыпления.

729. Учреждение и сохранение военного государства — самое пос
леднее средство, которое, как великую традицию, необходи
мо либо возобновлять, либо поддерживать, имея в виду выс
ший тип человека, его сильный тип. Поэтому и все понятия,
которые увековечивают вражду и дистанции ранжиров меж
ду государствами, с этой точки зрения вполне оправданны
(например, национализм, защитная таможенная пошлина).

730. Для того, чтобы могло существовать нечто, что долго
вечнее отдельного человека,— итак, для того, чтобы сохра
нялось произведение, которое, возможно, отдельный человек
сотворил,— ради этого сохранения отдельный человек вы




nietzsche.pmd 398 22.12.2004, 0:06
Black
нужден налагать на себя всякого рода ограничения, лише
399
ния и т.д. За счет каких средств это достигается? Любовь,
почитание, благодарность той личности, которая сотворила
принцип новой оценки




произведение, безусловно, облегчают эту задачу; или то, что
наши предки это произведение завоевали; или что жизнь
моих потомков гарантируется лишь при условии, что я га
рантирую сохранность этого произведения (например,
pOlij1). Мораль в существенной мере есть средство обес
печить чему то долговечность, пренебрегая отдельным че
ловеком, или, скорее, порабощая отдельного человека. Ра
зумеется, перспектива снизу вверх вызывает к жизни со
всем иные формы выражения, нежели обратная — сверху
вниз.
Совокупность власти: как сохраняется она? За счет того,
что многие поколения приносят себя ей в жертву.

731. Континуум. «Брак, собственность, язык, традиция,
род, семья, народ, государство» суть континуумы низшего
и высшего порядка. Экономика их заключается в нараста
нии выгод непрерывного труда, но и в приумножении его
издержек: повышаются расходы на замену частей или на уве
личение сроков их износа. (Увеличивается число работаю
щих частей, каждая из которых, однако, дольше остается без
дела, то есть все большие затраты на приобретение и не
малые расходы на содержание.) Выгода в том, что удается
избегать перерывов, и в сокращении сопряженных с пере
рывами потерь. Нет ничего более дорогостоящего, чем новые на
чинания.
«Чем больше выгоды существования, тем больше и рас
ходы на сохранение и воспроизводство (пропитание и раз
множение); тем больше и опасности, и вероятность с дос
тигнутых высот жизни сорваться.»

732. При заключении законных браков в гражданском, или
мещанском смысле этого слова, то есть с уважительным упо
ром на слове «законный», дело совершенно не в любви, а
также и не в деньгах — из любви нельзя сделать учрежде
ние,— но в общественном разрешении, которое выдается
двум личностям на предмет удовлетворения половых по

1
полис (греч.)




nietzsche.pmd 399 22.12.2004, 0:07
Black
требностей,— разумеется, на определенных условиях, но 400
таких, которые имеют в виду интересы общества. То, что не
которая взаимная благосклонность участников и очень мно
го доброй воли — готовности к терпению и терпимости, к
заботе друг о друге,— принадлежит к числу предпосылок
такого договора, достаточно очевидно; но словом любовь
лучше бы здесь не злоупотреблять! Для двух любящих в
полном и сильном смысле этого слова удовлетворение поло
вых потребностей как раз несущественно и по сути только
символ: для одной из сторон, как уже было сказано, символ
безусловной покорности, для другой же — символ согласия
и склонности, символ овладения, вступления во власть. —
При заключении брака в благородном, исконно «знатном»
смысле этого слова, речь идет о взращивании расы (да есть
ли сегодня еще знать? Quaeritur1),— то есть о сохранении
прочного, определенного типа господствующих людей: это
му воззрению приносились в жертву мужчина и женщина.
Само собой понятно, что здесь отнюдь не любовь была пер
вым необходимым требованием, наоборот! И даже не та ме
ра доброй воли друг к другу, которая обуславливает всякий
сколько нибудь хороший гражданский, мещанский брак. Пер
вым диктовал свою волю интерес продолжения рода, а за
тем, над ним — интерес сословия. Мы, теплокровные живот
ные со сверхчувствительным сердцем, мы, «современные
люди», содрогнулись бы перед ясной непреклонностью рас
чета и холодной строгостью того благородного понятия о
браке, которое царило в среде любой здоровой аристокра
тии — как в древних Афинах, так и еще относительно недав
но в Европе ХVШ века. Именно потому понятие любовь как
passion, как возвышенная страсть, было изобретено для ари
стократического мира и внутри этого мира,— то есть там,
где принуждения и лишения были сильнее всего…

733. К будущему брака. — Усугубление налогового бремени при на
следовании и т. д., а также увеличение военного налога с хо
лостяков, начиная с определенного возраста и по нараста
ющей (внутри общины);
Разнообразные преимущества для отцов, которые по
родили на свет достаточно много мальчиков; при некото

1
большой вопрос (лат.)




nietzsche.pmd 400 22.12.2004, 0:07
Black
рых обстоятельствах предоставление им права дополни
401
тельных голосов;
Протокол медицинского освидетельствования, пред
принцип новой оценки




шествующий любому бракосочетанию и подписанный чле
нами правления общины; в нем должны содержаться отве
ты вступающих в брак и врачей на многие вполне опреде
ленные вопросы («история семьи»);
Кк противоядие против проституции (или как средст
во ее облагораживания): браки на определенный срок, уза
коненные (на годы, месяцы, дни), с гарантиями для детей;
Всякий брак должен быть одобрен и узаконен ответ
ственностью определенного числа доверенных лиц общи
ны — как дело, всей общины касающееся.

734. И это тоже — заповедь человеческой любви. Бывают случаи,
когда родить ребенка было бы преступлением: например,
для хронических больных или неврастеников третьей сте
пени. — Что тут делать? — Можно, конечно, попытаться под
держивать в таких людях мужество целомудрия,— допус
тим, музыкой из «Парцифаля»: Парцифаль, этот образцо
вый идиот, сам имеет достаточно оснований, чтобы не раз
множаться. Беда, однако, в том, что известная неспособ
ность «совладать с собой» (то есть не реагировать на раздра
жители, особенно столь «пустячные», как зов пола) как раз
и является одним из наиболее верных и частых признаков
общего переутомления. Мы сильно просчитались бы, пред
ставляя себе, допустим, Джакомо Леопарди образцом цело
мудрия. Усилия священника или моралиста тут заведомо
обречены на неудачу; лучше уж сразу просто посылать в ап
теку. В конечном счете здесь обязано выполнить свой долг
общество: ведь столь же настоятельных и неотложных тре
бований к нему совсем немного. Общество, как великий
поверенный жизни, за всякую неудавшуюся человеческую
жизнь перед самой жизнью в ответе,— ему же за эту жизнь
и расплачиваться, следовательно, ему же и надлежало бы ее
предотвратить. В очень многих случаях обществу следует
предотвращать зачатие — невзирая на происхождение, ранг
и умственные заслуги оно должно иметь наготове самые
суровые меры принуждения, лишения свободы, не останав
ливаясь при иных обстоятельствах даже перед кастрацией.
Библейская заповедь «не убий!» сущая наивность в сравне




nietzsche.pmd 401 22.12.2004, 0:07
Black
нии с непреложностью запрета на продолжение жизни для 402
декадентов: «не зачинайте!»… Сама жизнь не желает знать
и признавать никакой солидарности, никаких «равных прав»
между живыми и вырождающимися частями организма: по
следние надобно вырезать — иначе весь организм погибнет.
Сострадание к декадентам, равные права и для неудавшихся
— это была бы глубочайшая аморальность, это была бы сама
противоприрода под видом морали!

735. Есть хилые, предрасположенные к болезням натуры,
так называемые идеалисты, способные в жизни своей воз
выситься только до преступления, cru, vert1: это великое оп
равдание их мелкого и блеклого существования, расплата
за годы малодушия и лживости; по меньшей мере хоть мгно
вение силы — от которого они затем и погибают.

736. В нашем цивилизованном мире мы знаем почти ис
ключительно и только убогого преступника, затравленного
проклятьями и презрением общества, неуверенного в се
бе, зачастую преуменьшающего и даже отрицающего свое
злодеяние, короче — мы знаем неудавшийся тип преступника;
и до чего же претит нам мысль, что все великие люди были прес
тупниками (только с истинным размахом и уж никак не жал
кими), что величие неотъемлемо от преступления (именно
об этом глаголет нам опыт авгуров и всех тех, кто спускался
в самые глубинные недра великих душ). «Вольность птицы»
— свобода от обычая, совести, долга — всякий великий чело
век ведает эту подстерегающую его опасность. Но он и хо
чет ее: он хочет великой цели, а значит, и средств к ней.

737. Времена, когда людьми правят посредством наград и
наказаний, имеют в виду низкую, еще очень примитивную
человеческую разновидность: это как с детьми…
Внутри нашей поздней культуры есть нечто, что пол
ностью упразднило смысл награды и наказания,— это фата
лизм и вырождение.
Действительное определение людских действий и поступ
ков видами на награду и наказание предполагает молодые,
сильные, энергичные расы… В старых же расах импульсы

1
грубого, пошлого (франц.)




nietzsche.pmd 402 22.12.2004, 0:07
Black
столь неодолимы, что одно лишь представление совершен
403
но бессильно…
Неспособность оказать сопротивление малейшему им

<< Пред. стр.

страница 49
(всего 110)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign