LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 48
(всего 110)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>


стеснение играет роль stimulus’a1 этой воли к власти.

703. Неудовольствие вообще смешали с одним видом не
удовольствия, с неудовольствием от истощения; последнее
действительно представляет глубокое уменьшение и пони
жение воли к власти, измеримую потерю силы. Это значит,
что существует: а) неудовольствие как средство раздраже
ния для усиления власти и б) неудовольствие как следствие
расточения власти; в первом случае это stimulus, во втором
— результат чрезмерного раздражения… Последний вид не
удовольствия характеризуется неспособностью к сопротив
лению; первый — вызовом, бросаемым противнику. Един
ственное удовольствие, которое еще может ощущаться в со
стоянии истощения — это засыпание: в остальных случаях
удовольствие есть победа…
Великое смешение, допущенное психологами, заклю
чалось в том, что они не различали этих обоих видов удоволь
ствия: удовольствие от засыпания и удовольствие от победы.
Истощенные хотят покоя, хотят расправить свои члены,
хотят мира, тишины — это счастье нигилистических рели
гий и философий; богатые и живые хотят победы, преодо
ленных противников, хотят для своего чувства власти за
воевания новых областей. Эту потребность ощущают все
здоровые функции организма — и организм, взятый в це
лом, является комплексом такого рода систем, борющимся
за рост чувств власти.

704. Каким образом случилось так, что все без исключения
основные догматы психологии представляют собой грубей
шие заблуждения и подтасовки? «Человек стремится к счас
тью», например — есть ли в этом утверждении хоть доля ис
тины?
Чтобы понять, что такое «жизнь» и какой род стремле
ния и напряжения она представляет, эта формула должна
в одинаковой мере относиться как к дереву или растению,
так и к животному. «А к чему стремится растение?» Но, спра

1
стимул, побуждение (лат.).




nietzsche.pmd 387 22.12.2004, 0:06
Black
шивая таким образом, мы уже выдумали некоторое ложное 388
единство, которого не существует; выдвигая вперед это не
уклюжее единство «растение», мы тем самым заслоняем и
отрицаем факт бесконечного разнообразия форм органи
ческого роста, обладающих собственной и полусобственной
инициативой. Что последние мельчайшие «индивиды» не
могут быть поняты в смысле «метафизического индивида»
и атома, что сфера их власти постоянно перемещается — это
прежде всего бросается в глаза; но разве каждый из них, ког
да он переживает такие изменения, стремится к счастью?
Ведь всякое саморасширение, усвоение, рост представля
ют устремление к тому, что сопротивляется; движение есть
нечто, связанное по существу с состояниями неудоволь
ствия; то, что в этом случае является движущим началом,
должно во всяком случае хотеть чего либо иного, раз оно
таким способом стремится к неудовольствию и постоянно
его ищет.
Из чего деревья первобытного леса борются друг с др
угом? Из за счастья? Из за власти…
Человек, ставший господином сил природы, господи
ном своей собственной дикости и разнузданности (жела
ния научились слушаться, быть полезными) — человек в срав
нении с до человеком представляет колоссальное количест
во власти, а не плюс «счастья»! Как можно утверждать, что
он стремился к счастью?

705. Утверждая это, я не забываю, что на моем небе среди
звезд сверкает также бесконечная цепь заблуждений, которые
до сих пор считались счастливейшими вдохновениями че
ловечества. «Всякое счастье есть следствие добродетели,
всякая добродетель — следствие свободной воли»! Обратим
ценности: всякая пригодность есть следствие счастливой ор
ганизации, всякая свобода — следствие пригодности. (Сво
бода здесь понимается как легкость в самоуправлении. Каж
дый художник поймет меня.)

706. «Ценность жизни». Жизнь есть частный случай, нуж
но оправдать всякое существование, а не только жизнь, оп
равдывающий принцип это тот, который объясняет жизнь.
Жизнь только средство к чему то — она есть выражение
форм роста власти.




nietzsche.pmd 388 22.12.2004, 0:06
Black
707. «Сознательный мир» не может считаться исходным пун
389
ктом ценности; есть необходимость «объективного» установ
ления ценностей.
принцип новой оценки




В сравнении с бесконечным разнообразием форм со
трудничества и соперничества, которое мы наблюдаем во
всяком организме, как целом; сознательный мир чувств, на
мерений, оценок является в этом организме лишь неболь
шим отрывком. Мы не имеем никакого права считать этот
клочок сознательности целью целого феномена жизни, его
«почему». Совершенно очевидно, что сознательность есть
только одно лишнее средство для развития жизни и расши
рения сферы ее власти. Поэтому наивно было бы возводить
удовольствие, или духовность, или нравственность, или ка
кую либо другую частность из сферы сознания в степень
верховной ценности и, может быть, даже с помощью их оп
равдывать «мир».
Это мое основное возражение против всех философско
моральных космологий и теософий, против всяких «поче
му?», против высших ценностей прежней философии и фи
лософии религии. Известный вид средств был неправильно
взят как цель, жизнь и повышение ее власти были, наоборот, низ
ведены до уровня средств. Если бы захотели достаточно широ
ко поставить цель жизни, то она не должна была бы совпа
дать ни с одной категорией сознательной жизни; наоборот,
она должна была бы еще объяснять каждую из них как сред
ство, ведущее к сказанной цели…
«Отрицание жизни» как цель жизни, как цель разви
тия! Существование как величайшая глупость! Подобная су
масбродная интерпретация может быть только уродливым по
рождением измерения жизни при помощи факторов сознания
(удовольствие и неудовольствие, добро и зло). Здесь пользу
ются средствами для отвержения целей, и притом «несвя
тыми», абсурдными, прежде всего, неприятными средства
ми; куда годна цель, которая пользуется такими средства
ми! Но ошибка заключается в том, что мы, вместо того, что
бы искать цель, которая бы объясняла необходимость таких
средств, предполагаем заранее цель, которая исключает как
раз такие средства, т. е. мы берем за норму желательность
известных средств (а именно: приятных, рациональных, до
бродетельных), за норму, на основании которой мы и уста
навливаем, какая общая цель является желательной.




nietzsche.pmd 389 22.12.2004, 0:06
Black
Основная ошибка кроется в том, что мы — вместо того, 390
чтобы понять сознательность лишь как орудие и частность
в общей системе жизни — принимаем ее в качестве масшта
ба, в качестве высшей ценности жизни; это — ошибочная
перспектива a parte ad totum1,— почему все философы ин
стинктивно стремятся конструировать общее сознание, со
знательную жизнь и хотение, которые были бы общими для
всего того, что происходит, конструировать «дух», «Бога». Но
им необходимо сказать, что именно благодаря этому существо
вание превращается в некоторого рода монструм; что «Бог»
и общий сенсорий были бы попросту чем то таким, из за
чего все сущее обречено на осуждение… Именно то, что мы
элиминировали полагающее цели и средства общее сознание,
это и представляет большое облегчение для нас — таким путем
мы избавляемся от утверждения, которое ставило нас в не
обходимость быть пессимистами… Нашим величайшим уп
реком существованию вообще было существование Бога…

708. О ценности «становления». Если бы у мирового движе
ния была какая нибудь цель, то она должна была бы быть уже
достигнута. Но единственный лежащий в основе всего факт
— это то, что у него нет никакой цели,— а потому всякая фи
лософия и всякая научная гипотеза (например, механизм),
которые исходят из необходимости такой цели этим основ
ным фактом опровергнуты.
Я ищу мировую концепцию, которая не противоречи
ла бы такому положению дела. Мы должны объяснить ста
новление, н е прибегая к такого рода конечным целям: ста
новление должно являться оправданным в каждый данный
момент (или не поддающимся оценке, что сводится к тому же);
настоящее ни под какими видами не должно быть оправды
ваемо ради будущего или прошедшее ради настоящего. «Не
обходимость» не в виде возвышающейся над нами первен
ствующей мировой силы или первого двигателя; еще менее
как нечто, что необходимо для того, чтобы обосновать вер
ховную ценность. Для этого мы настойчиво должны отри
цать общее сознание в становлении,— «Бога», чтобы не под
водить все совершающееся под точку зрения существа, ко
торое чувствует вместе с человеком, все знает и тем не

1
части от целого (лат.).




nietzsche.pmd 390 22.12.2004, 0:06
Black
менее ничего не желает; «Бог» бесполезен, если он ничего не
391
желает, а, с другой стороны, таким путем устанавливается
суммирование страдания и нелогичности, которое понизило бы
принцип новой оценки




общую ценность «становления»; к счастью, именно такой
суммирующей власти не существует (страдающий и всесозер
цающий Бог, «общий сенсорий» и «вселенский дух» был бы
величайшим доводом против бытия).
Строже говоря: нельзя допускать, вообще, никакого бытия,
потому что тогда становление теряет свою цену и являет
ся прямо бессмысленным и излишним.
Следовательно, нужно спросить себя, как могла (поче
му должна была) возникнуть иллюзия бытия; точно так же:
каким образом обесценились все суждения о ценностях,
покоящиеся на гипотезе существования бытия.
Но тогда мы придем к выводу, что эта гипотеза бытия
есть источник всей клеветы на мир («лучший мир», «истин
ный мир», «потусторонний мир», «вещь в себе»).
1) Становление не имеет никакого конечного состояния
как цели, оно не упирается ни в какое либо «бытие».
2) Становление не есть кажущееся состояние; быть может,
наоборот, пребывающий мир есть видимость.
3) Становление в каждый данный момент одинаково по
отношению к своей ценности; сумма его ценности остается рав
ной себе; выражаясь иначе: у него нет никакой ценности, ибо
недостает чего то, чем можно было бы измерить его и в
отношении него слово «ценность» имело бы смысл. Общая
ценность мира не поддается оценке; следовательно, философс
кий пессимизм нужно отнести к числу явлений комическо
го свойства.

709. Мы должны остерегаться делать наши «желательнос
ти» судьями бытия.
Мы должны остерегаться видеть в известных, конеч
ных формах развития (например, в «духе») некое «в себе»,
стоящее за развитием вообще, как его основа.

710. Наше познание стало научным постольку, поскольку
оно может применять число и меру. Следовало бы сделать
попытку построить научную систему ценностей просто на
шкале степеней силы, выраженных в числе и мере… Все иные
ценности — предрассудки, наивности, недоразумения. Они




nietzsche.pmd 391 22.12.2004, 0:06
Black
везде поддаются сведению к упомянутой только что шкале сте 392
пеней силы. Движение кверху по этой шкале обозначает воз
растание ценности — движение книзу по этой шкале обозна
чает уменьшение ценности.
Тут мы имеем против себя видимость и предрассудок.
(Ведь моральные ценности только кажущиеся ценности — в
сравнении с физиологическими.)

711. Точка зрения «ценности» недопустима при том, что:
— в «процессе целого» работа человечества не имеет значения,
потому что общего процесса совсем нет (поскольку мы его
мыслим как систему);
— нет никакого «целого»; что никакая оценка человечес
кого существования, человеческих целей не может быть про
изведена в отношении к чему то такому, чего совсем не су
ществует;
— «необходимость», «причинность», «целесообразность»
— полезные видимости;
— целью служит не увеличение сознания, а повышение
власти; в это повышение уже включена полезность сознания:
так же обстоит дело с удовольствием и неудовольствием;
— на средства нельзя смотреть как на высшую меру цен
ности (например, на состояния сознания, вроде удоволь
ствия и боли, так как само сознание есть только средство);
— мир совсем не организм, а хаос;
— развитие «духовности» только средство в целях дос
тижения относительной устойчивости организации;
— всякая «желательность» не имеет никакого смысла
в отношении общего характера бытия.

712. «Бог» как кульминационный момент: бытие — вечное
обожествление и разбожествление. Но в этом нет никакой
высшей точки в смысле ценности, а только высшая точка власти.
Абсолютное исключение механизма и вещества: и то, и
другое только известные формы выражения для низших
стадий, только формы аффекта («воли к власти»), совершен
но лишенные духовности.
Изобразить обратное движение вниз от высшей точки в
процессе становления (точки наивысшей одухотворенности
власти на почве наивысшего рабства) как следствие наивыс
шего развития силы, которая обращается теперь против




nietzsche.pmd 392 22.12.2004, 0:06
Black
самой себя, и, так как ей нечего более организовать, упот
393
ребляет свою силу на дезорганизацию…
а) Все большее подавление социальных групп и подчи
принцип новой оценки




нение последних маленькому, но более сильному числу;
b) все большее подавление привилегированных и бо
лее сильных, а следовательно, торжество демократии и, в
конце концов, анархия элементов.

713. Ценность — это наивысшее количество власти, которое
человек в состоянии усвоить — человек, а не человечество!
Человечество, несомненно, скорее средство, чем цель. Дело
идет о типе — человечество просто материал для опыта, ко
лоссальный излишек неудавшегося, поле обломков.

714. Слова о ценности — это знамена, водруженные на том
месте, где был открыт новый вид блаженства, новое чувство.

715. Точка зрения «ценности» — это точка зрения условий
сохранения, условий подъема сложных образований с относи
тельной продолжительностью жизни внутри процесса ста
новления.
Нет никаких устойчивых конечных единиц, никаких
атомов, никаких монад; и здесь «пребывающее» только вло
жено нами (из практических соображений, из соображений
пользы и перспективы).
«Образования власти»: сфера властвующего или посто
янно растет, или же под влиянием то благоприятных, то
неблагоприятных обстоятельств (питания) периодически
расширяется и сокращается.
«Ценность» есть, в сущности, точка зрения роста или
понижения этих командующих центров (во всяком случае
— это «множественности»; «единство» же совсем не встре
чается в процессе становления). Средства выражения, ко
торыми располагает язык, непригодны для того, чтобы
выразить «становление»: присущая нам неодолимая потреб
ность в сохранении заставляет нас постоянно создавать более
грубый мир пребывающего «вещей», и т. д. Относительно
мы вправе говорить об атомах и монадах; и несомненно, что
мир мельчайших единиц есть самый прочный мир… Нет никакой
воли, есть только пунктуации воли, которые постоянно уве
личивают или теряют свою власть.




nietzsche.pmd 393 22.12.2004, 0:06
Black
394


iii.



[1. Общество и государство]

716. Принцип: лишь отдельные из людей чувствуют себя
ответственными. Для того и изобретены людские множе
ства, чтобы делать вещи, на которые у отдельного челове
ка не хватает духу. — Именно поэтому все общинные обра
зования, все общества во сто крат откровеннее и поучитель
ней свидетельствуют о сущности человека, нежели индиви
дуум, который слишком слаб, чтобы найти в себе мужество
для своих вожделений.
Весь «альтруизм» на поверку оборачивается житейской
мудростью частного лица: общества же по отношению друг к
другу отнюдь не «альтруистичны»… Заповедь любви к ближ
нему еще ни разу не была расширена до заповеди любви к
соседям. В гораздо большей мере здесь все еще справедли
во то, что записано в законах Ману: [«Во всех прилегающих
к нам царствах, а также в их союзниках, мы должны видеть
наших врагов. По этой же самой причине нам следует счи
тать, что соседи их настроены к нам дружественно.»]
Потому и столь неоценимо изучение общества, что че
ловек как общество гораздо наивней, нежели человек как
«единичность». — Общество никогда не понимало «доброде
тель» иначе, как средство силы, власти, порядка.
Как бесхитростно и с достоинством сказано в Законах
Ману: «Одной только собственной силой добродетели труд
но было бы утвердиться. В сущности, единственное, что
держит человека в границах и позволяет каждому спокой
но оставаться при своем добре — это страх.»

717. Государство или организованная аморальность… внутри
себя: как полиция, уголовное право, сословия, торговля, семья;
вовне себя: как воля к могуществу, к войне, к захватам, к мести.




nietzsche.pmd 394 22.12.2004, 0:06
Black
Как достигается, что государство делает уйму вещей, на
395
которые отдельный человек никогда бы не сподобился? Че
рез разделение ответственности — приказа и его исполне
принцип новой оценки



<< Пред. стр.

страница 48
(всего 110)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign