LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 46
(всего 110)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Или, скорее, предпринимаются сотни тысяч эксперимен
тов, чтобы изменить способы питания, обстановку, образ
жизни нашего тела — сознание и оценки в нем, все виды удо
вольствия и неудовольствия суть показатели этих изменений
и эксперимента в. В конечном выводе дело идет вовсе не о человеке
— он должен быть преодолен.

677. В какой мере миротолкования являются симптома
ми некоторого господствующего влечения
Артистический способ рассмотрения мира — это значит
созерцать жизнь со стороны. Но у нас еще нет пока анализа
эстетического созерцания, сведения его к жестокости, к
чувству уверенности, к чувству судьи, творящего суд, к чув
ству нахождения во вне и т. д. Нужно взять самого художни
ка и его психологию (критика инстинкта игры как проявле
ния силы, удовольствие от смены впечатлений, от вклады
вания своей души в чужое, абсолютный эгоизм художника
и т. д.). Какие влечения художник возводит в идеал.
Научное рассмотрение мира — критика психологичес
кой потребности в науке. Стремление все сделать понят
ным; сделать все практически полезным, доступным для эк
сплуатации — насколько это антиэстетично. Ценно только
то, что может быть учтено и подсчитано. В какой мере этим
путем средний человек думает обеспечить себе преоблада
ние. Ужасно, если он завладеет даже историей, этим цар
ством сильного, царством творящего суд. Какие инстинк
ты им идеализируются!
Религиозное рассмотрение мира — критика религиозного
человека. Последний не есть необходимо моральный чело
век, а лишь человек сильных подъемов и глубоких депрессий,
который относится к первым с благодарностью или подо
зрением, и думает, что источник их лежит вне его самого
(точно так же, как и последних). Существенным при этом




nietzsche.pmd 371 22.12.2004, 0:06
Black
является чувство «несвободы» у человека, который идеали 372
зирует свои состояния, свои инстинкты подчинения.
Моральное рассмотрение мира. Социальные чувства,
связанные с общественной иерархией, переносятся на уни
версум; так как выше всего ценятся непоколебимость, гос
подство закона, твердый порядок и равенство перед поряд
ком, то их ищут на верховном месте,— над вселенной или
позади вселенной.
Общее между ними: господствующие в данный момент
влечения требуют также, чтобы их считали высшими инстан
циями ценностей вообще, более того, творческими и управляю
щими силами. Само собой понятно, что эти влечения или
враждуют друг с другом, или подчиняют друг друга (иног
да также, конечно, синтетически связываются или господ
ствуют поочередно). Но их глубокий антагонизм так велик,
что там, где они все требуют удовлетворения, мы можем
быть уверены, что имеем дело с человеком глубокой посред
ственности.

678. Не следует ли искать происхождения наших мнимых
«познаний» также только в старых оценках, которые так тес
но срослись с нами, что сделались, так сказать, нашей кро
вью, вошли в состав нашего существа? Так что, собственно,
только более молодые потребности вступают в борьбу с про
дуктами старейших потребностей?
Мир рассматривается под таким углом зрения, воспри
нимается и истолковывается так, чтобы органическая жизнь
при перспективах, получающихся при таком толковании,
могла сохраняться. Человек не только индивид, но и вся сово
купность сохранившихся органических форм в одной опре
деленной линии. Если индивид существует, то этим доказа
но, что выдержал испытание также и известный род интер
претации (хотя бы последний и находился в постоянном
процессе переработки), что система этой интерпретации
не менялась. «Приспособление».
Наше «недовольство», наш «идеал» и т. д. представля
ют, быть может, лишь известный вывод из этой сросшейся с
ним интерпретации, результат нашей перспективной точ
ки зрения; возможно, что органическая жизнь в конце кон
цов благодаря этому погибнет,— подобно тому, как разделе
ние труда в организмах влечет за собой в то же время упа




nietzsche.pmd 372 22.12.2004, 0:06
Black
док и ослабление частей и наконец смерть целого. С гибелью
373
органической жизни, даже ее высшей формы, дело долж
но обстоять так же, как с гибелью отдельного индивида.
принцип новой оценки




679. Индивидуация, рассматриваемая с точки зрения учения
о происхождении видов, обнаруживает постоянное распа
дение одного на два и столь же постоянную гибель индиви
дов в интересах немногих индивидов, которые продолжают
развитие,— подавляющая же масса индивидов всякий раз
вымирает («тело»).
Основной феномен: бесчисленное количество индивидов
приносится в жертву немногим,— как условие их возможнос
ти. Не следует вдаваться в обман, совершенно также обсто
ит дело с народами и расами: они образуют «материал» для
создания отдельных ценных индивидов, которые продолжа
ют великий процесс.

680. Ложность теории, что отдельный индивид руковод
ствуется выгодами рода в ущерб своим собственным выго
дам: это только видимость.
Колоссальная важность, которую индивид придает по
ловому инстинкту, не есть следствие важности последнего для
рода, а, напротив, именно в акте рождения осуществляет
ся действительное назначение индивида и, следовательно,
его высший интерес, наивысшее выражение его власти (есте
ственно, если судить о нем не с точки зрения сознания, а с
точки зрения центра всей индивидуации).

681. Основные ошибки прежних биологов: дело идет не о
роде, а о более сильно выраженных индивидах. (Масса — толь
ко средство).
Жизнь не есть приспособление внутренних условий к
внешним, а воля к власти, которая, действуя изнутри, все
больше подчиняет себе и усваивает «внешнее».
Эти биологи лишь продолжают развивать старые мо
ральные оценки («высшая ценность альтруизма», вражда
против властолюбия, против войны, против бесполезнос
ти, против иерархического и сословного порядка).

682. Рука об руку с моральным принижением ego в есте
ствознании идет также переоценка значения рода. Но род




nietzsche.pmd 373 22.12.2004, 0:06
Black
есть нечто столь же иллюзорное, как ego: в основе его ле 374
жит ложное различение. Ego в сто раз больше, чем простая
единица в цепи членов; оно — сама цепь, в полном смысле
слова; а род — простая абстракция из множества этих цепей
и их частичного сходства. Что индивид, как это часто по
вторяют, приносится в жертву роду, совершенно не соответ
ствует фактам действительности и скорее может служить
образчиком ошибочной интерпретации.

683. Формула суеверной веры в «прогресс», принадлежащая од
ному знаменитому физиологу мозговой деятельности: «L’ani
mal ne fait jamais de progres comme espece. L’homme seul fait
de progres comme espece»1.
Нет.

684. Анти Дарвин. Одомашнивание человека — какую конечную
ценность может оно иметь? Или — обладает ли вообще одо
машниванием какой либо конечной ценностью? Есть осно
вания отрицать это последнее.
Правда, школа Дарвина делает большие усилия убедить
нас в противном — она полагает, что действие одомашнивания
может стать глубоким, более того — фундаментальным. Мы
пока будем держаться старых взглядов: до сих пор не уда
лось доказать ничего, кроме совершенно поверхностного
влияния одомашнивания — или получалась дегенерация. А
все, что ускользало от человеческой руки и одомашнивания
возвращалось почти тотчас же к своему природному состо
янию. Тип остается постоянным: невозможно «denaturer la
nature»2.
Рассчитывают на борьбу за существование, на вымира
ние слабых существ и на выживание, наиболее сильных и на
иболее одаренных; следовательно, предполагают постоян
ный рост совершенства живых существ. Мы, наоборот, склоня
емся к убеждению, что в борьбе за жизнь случай идет одина
ково на пользу как слабым, так и сильным; что хитрость час
то с выгодой дополняет силу; что плодовитость видов стоит
в достопримечательном отношении к шансам вымирания.

1
«Животное никогда не делало успехов как вид. Только чело
век развился как вид» (фр.).
2
лишить природных свойств природу (фр.).




nietzsche.pmd 374 22.12.2004, 0:06
Black
Естественный отбор основывают вместе с тем на мед
375
ленных и бесконечных метаморфозах; утверждают, что вся
кое выгодное изменение передается по наследству и явля
принцип новой оценки




ется в последующих поколениях все сильнее выраженным
(между тем как наследственность так капризна…); берут
какой нибудь случай удачного приспособления известных
организмов к весьма исключительным условиям жизни и
объявляют, что приспособление достигнуто благодаря вли
янию среды.
Но примеров бессознательного отбора мы не найдем ни
где (решительно нигде). Самые различные индивиды со
единяются вместе, продукты высшего развития смешива
ются с массой. Все конкурирует, стремясь сохранить свой
тип; существа, обладающие внешними признаками, кото
рые защищают их от известных опасностей, не утрачива
ют их и тогда, когда они попадают в условия, не угрожаю
щие более их безопасности… Если они поселяются в мес
тах, где одеяние перестает служить им защитой, то они все
таки никоим образом не ассимилируются со средой.
Значение отбора наиболее красивых было в такой мере
преувеличено, что он оказался перешедшим далеко за пре
делы инстинкта красоты нашей собственной расы! Факти
чески красивейшее существо спаривается часто с весьма
обездоленными созданиями, высшее с низшим. Почти все
гда мы видим, что самцы и самки сближаются благодаря ка
кой нибудь случайной встрече, не проявляя при этом осо
бой разборчивости. Изменение под воздействием климата
и питания, но на самом деле оно имеет безразличный ха
рактер.
Не существует никаких переходных форм.
Утверждают, что развитие существ идет вперед, но для
утверждения этого нет никаких оснований. У каждого типа
есть своя граница — за ее пределами нет развития. А до тех
пор — абсолютная правильность.

*
Мой общий взгляд. Первое положение: человек как вид
не прогрессирует. Правда, достигаются более высокие ти
пы, но они не сохраняются. Уровень вида не подымается.
Второе положение: человек как «вид» не представля
ет прогресса в сравнении с каким нибудь иным животным.




nietzsche.pmd 375 22.12.2004, 0:06
Black
Весь животный и растительный мир не развивается от низ 376
шего к высшему…
Но все виды развиваются одновременно и друг над
другом, и в смешении друг с другом, и друг против друга.
Самые богатые и сложные формы — ибо большего не заклю
чают в себе слова «высший тип» — гибнут легче; только са
мые низшие обладают кажущейся устойчивостью. Первые
достигаются редко и с трудом удерживаются на поверхно
сти, последним помогает их компрометирующая плодови
тость. И внутри человечества более высокие типы, счаст
ливые случаи развития погибают при смене благоприятных
и неблагоприятных условий легче других. Они легко под
даются действию всякого рода декаданса; они — крайности
и, в силу этого, сами почти что декаденты… Короткое су
ществование красоты, гения, Цезаря есть явление sui ge
neris1: такого рода вещи не передаются по наследству. Тип
переходит по наследству; тип не есть что либо крайнее, не
есть «счастливый случай». Источник этого явления заклю
чается не в каком нибудь особенном фатуме или «злой воле»
природы, а в самом понятии — «высший тип»; высший тип
представляет несравненно большую сложность — большую
сумму координированных элементов, и сообразно этому дис
грегация становится несравненно вероятнее. Гений — это
самая совершенная машина, какая только существует, а сле
довательно и самая ломкая.

Третье положение: одомашнивание («культура») чело
века не проникает глубоко… Там, где оно проникает глубо
ко, оно тотчас становится дегенерацией (тип: христианин).
«Дикий человек» (или, выражаясь моральным языком: злой
человек) — это возврат к природе и, в известном смысле,
восстановление человека, его излечение от «культуры»…

685. Анти Дарвин. Что меня всего более поражает, когда я
мысленно окидываю взором великое прошлое человека, это
то, что я вижу всегда в нем обратное тому, что видит в на
стоящее время Дарвин с его школой или желает видеть, т.
е. отбор в пользу более сильных, удачников, прогресс вида.
Как раз противоположное бросается в глаза: вымирание

1
особого рода (лат.).




nietzsche.pmd 376 22.12.2004, 0:06
Black
счастливых комбинаций, бесполезность типов высшего по
377
рядка, неизбежность господства средних, даже ниже средних
типов. До тех пор, пока нам не укажут, почему человек дол
принцип новой оценки




жен представлять среди других творений исключение, я
склонен к предположению, что школа Дарвина ошибается
во всех своих утверждениях. Та воля к власти, в которой я
вижу последнее основание и сущность всякого изменения,
дает нам в руки средство понять, почему отбор не происхо
дит в сторону исключений и счастливых случаев, наиболее
сильные и счастливые оказываются слишком слабыми, ког
да им противостоят организованные стадные инстинкты,
боязливость слабых, численное превосходство. Общая кар
тина мира ценностей, как она мне представляется, показы
вает, что в области высших ценностей, которые в наше вре
мя повешены над человечеством, преобладание принадле
жит не счастливым комбинациям, отборным типам, а напро
тив — типам декаданса,— и, может быть, нет ничего более
интересного в мире, чем это неутешительное зрелище…
Как ни странно звучит, приходится всегда доказывать
преимущество сильных перед слабыми, счастливых перед не
счастливцами, здоровых перед вырождающимися и обреме
ненными наследственностью. Если бы мы захотели возвести
факт в степень морали, то эта мораль будет гласить: средние
более ценны, чем исключения, продукты декаданса более цен
ны, чем средние, воля к «ничто» торжествует над волей к жиз
ни, а общая цель, выраженная в христианских, буддийских,
шопенгауэровских терминах: «лучше не быть, чем быть».
Я поднимаю знамя восстания против возведения фак
та в мораль, я отвергаю христианство с смертельной нена
вистью за то, что оно создало возвышенные слова и жесты,
чтобы набросить на ужасную действительность мантию пра
ва, добродетели, божественности…
Я вижу всех философов, я вижу науку на коленях пред
фактом извращенной борьбы за существование, которой учит
школа Дарвина, а именно: я вижу всюду, что остаются на
поверхности, переживают те, которые компрометируют
жизнь, ценность жизни. Ошибка школы Дарвина приняла
для меня форму проблемы — до какой степени нужно быть
слепым, чтобы именно здесь не видеть истины?
Что виды являются носителями прогресса, это самое
неразумное в мире утверждение — они представляют пока




nietzsche.pmd 377 22.12.2004, 0:06
Black
только известный уровень. Что высшие организмы разви 378
лись из низших — это не удостоверено до сих пор ни единым
фактом. Я вижу, что низшие одерживают верх благодаря
своей численности, своему благоразумию и хитрости, но я
не вижу, каким образом какое нибудь случайное изменение
может быть полезным, по крайней мере на продолжитель
ное время; а если бы это и имело место, то могло бы опять
таки послужить новым поводом искать объяснения, поче
му какое нибудь случайное изменение может пустить такие
прочные корни.
«Жестокость природы», о которой так много говорят,
я усматриваю там, где ее не видят — она жестока по отно
шению к своим удавшимся детям, она щадит, охраняет и
любит les humbles1.
In summa: рост власти данного вида, может быть, ме
нее гарантирован преобладанием его удачных детей, его
сильных, чем преобладанием средних и низших типов… По
следние имеют за себя сильную плодовитость, устойчивость:
с первыми связано возрастание опасности, скорое вымира
ние, быстрое уменьшение численности вида.

686. Существовавший до сих пор человек — как бы эмбри
он человека будущего; все созидающие силы, которые имеют
своей целью создание последнего, заключены уже в первом:
а так как они колоссальны, то отсюда для теперешнего ин
дивида, поскольку он определяет собой будущее, возникает стра
дание. Это глубочайшее понимание страдания — созидающие
силы приходят в столкновение друг с другом.
Отъединенность индивида не должна вводить в заб
луждение — в действительности что то продолжает течь под
индивидами. То, что индивид чувствует себя отдельным, это
и есть наиболее могучий стимул в его движении по направ
лению к самым далеким целям; с другой стороны, его стрем
ление к своему счастью служит средством, которое связыва
ет созидающие силы и сдерживает их, дабы они не разру
шили друг друга.

687. Избыточная сила в духовности, ставящая самой себе
новые цели; при этом значение ее отнюдь не сводится только к

1
смиренных (лат.).




nietzsche.pmd 378 22.12.2004, 0:06
Black
роли повелителя и руководителя низшего мира или к сохранению
379
организма, к сохранению «индивида».
Мы — нечто большее, чем индивид — мы, сверх того,
принцип новой оценки




вся цепь, вместе с задачами всех этапов будущего этой цели.

<< Пред. стр.

страница 46
(всего 110)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign