LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 45
(всего 110)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

ность жизни в «загробную жизнь», или в прогрессирующее
развитие идей или человечества, или народа, или за пре
делы человека; но таким путем пришли к целевому progres
sus in infinitum1, а отсюда возникла в конце концов необхо
димость уяснить свое место в «мировом процессе» (с дис
демонистической перспективой, что это, может быть, про
цесс, не ведущий никуда).

Ввиду этого «цель» нуждается в более строгой крити
ке — нужно понять, что причиной данного поступка никогда
не бывает цель; что цель и средство суть продукты толкова
ния, причем выбираются и подчеркиваются известные мо
менты процесса, за счет других моментов и притом наи
большей их части; что всякий раз, когда совершается что
нибудь с определенной целью, происходит нечто в корне
различное и иное; что со всяким целесообразным поступ
ком дело обстоит так же, как с мнимой целесообразностью
тепла, которое излучает солнце — громадная масса тепла
пропадает даром и только едва заметная часть его имеет
«цель», имеет «смысл»; что «цель» вместе с ее средствами
представляет крайне неопределенный набросок, который
как предписание, как «воля» может, правда, командовать, но
предполагает систему повинующихся и вышколенных ору
дий, которые неопределенное заменяют только твердыми
величинами (т. е. мы воображаем известную систему более
умных, но более узких интеллектов, вырабатывающих цели
и средства; это мы делаем для того, чтобы иметь возмож
ность возвести единственно известную нам «цель» в сте
пень «причины поступков», на что у нас, собственно, нет
никакого права — это значило бы, что мы для того, чтобы
разрешить известную проблему, переносим разрешение
проблемы в мир, недоступный нашему наблюдению).

1
движение в бесконечности (лат.).




nietzsche.pmd 363 22.12.2004, 0:06
Black
И, наконец: почему «цель» не могла бы быть сопутству 364
ющим явлением в ряду тех изменений действующих сил, ко
торые вызывают целесообразный поступок — не могла бы
быть проецированным в наше сознание бледным отображе
нием, которое служит нам для ориентирования среди того,
что совершается, в качестве симптома совершающегося, а
не его причины? Но таким образом мы распространили бы
нашу критику и на самую волю — не иллюзия ли считать при
чиной то, что возникает в нашем сознании как волевой акт?
Не представляют ли все явления сознания только конечные
явления, последние звенья цепи, только по видимому обу
словливающие друг друга в своем следовании друг за дру
гом в пределах сознания? Это могло бы быть иллюзией.

667. Наука не спрашивает, что побуждает нас хотеть; наобо
рот, она отрицает, что воля вообще имела место, и полагает,
что произошло нечто совершенно иное — короче говоря,
что вера в «волю» и «цель» есть иллюзия. Она не спрашива
ет о мотивах поступка, которые должны будто бы предше
ствовать в нашем сознании поступку, а она разлагает снача
ла поступок на группу механических явлений и ищет фак
ты, предшествовавшие этому механическому движению,—
но не в чувствовании, ощущении или мышлении. В них она
никогда не может найти объяснения; ведь ощущение есть
как раз тот ее материал, который подлежит сам объяснению.
Ее истинная проблема: объяснить мир, не прибегая к ощу
щениям как к причине: ибо, ведь, это означало бы — рассмат
ривать ощущения как причину ощущений. И тогда ее зада
ча отнюдь не была бы решена.
Итак: или никакой воли — гипотеза науки,— или свобод
ная воля. Последнее допущение есть властное чувство, от
которого мы не можем освободиться, если бы даже упомя
нутая гипотеза и была доказана.
Ходячая вера в причину и следствие построена на пред
положении, что свободная воля есть причина всякого явления
— на этой почве и возникает у нас чувство причинности. Сле
довательно, на этом же основано и чувство, что всякая при
чина не есть действие, а всегда только причина — раз причи
ной является воля. «Наши волевые акты «не необходимы» —
это заключено в понятии «воля». Следствие становится необ
ходимым после действия причины — так мы чувствуем. Что




nietzsche.pmd 364 22.12.2004, 0:06
Black
наше хотение в каждом отдельном случае есть нечто необ
365
ходимое, некоторое долженствование, это — гипотеза.
принцип новой оценки




668. «Волить» не значит желать, стремиться, жаждать — от
них воля отличается аффектом команды. Нет «воли», а есть
только воля к чему нибудь, нельзя выделить цель из волевого
процесса (как это делают теоретики познания). «Хотение»,
как они его понимают, встречается так же мало как «мыш
ление», это — чистая фикция.
Воля предполагает, что нечто повелевается (это, конеч
но, еще не равносильно тому, что воля «осуществлена»).
То общее состояние напряжения, в форме которого выра
жается стремление силы к проявлению, не есть «хотение».

669. «Неудовольствие» и «удовольствие» суть наиглупей
шие формы выражения суждений, что, конечно, не должно
значить, что самые суждения, выливающиеся в такую фор
му, должны быть глупыми. Устранение всякого обоснования
и логичности, «да» и «нет», сведенные к страстному жела
нию обладания или отталкивания, императивное сокраще
ние, полезность которого нельзя не признать — вот что та
кое удовольствие и неудовольствие. Они ведут свое проис
хождение из центральной сферы интеллекта; их предпо
сылка — бесконечно ускоренное восприятие, упорядочение,
подчинение, проверка, выведение следствий; удовольствие
и неудовольствие суть всегда заключительные феномемы,
а не — «причины».
Решение вопроса о том, что должно возбуждать неудо
вольствие и что удовольствие, зависит от степени власти:
то же самое, что при незначительном количестве власти
представляется опасным и требующим немедленного отпо
ра, может при большей полноте власти иметь своим след
ствием приятное возбуждение, чувство удовольствия.
Все чувства удовольствия и неудовольствия предпола
гают уже предварительное измерение по общей полезности, об
щей вредности; следовательно — сферу, где имеет место стрем
ление к известной цели (состоянию) и выбор средств для
нее. Удовольствие и неудовольствие никогда не бывают
«первоначальными фактами».
Чувства удовольствия и неудовольствия суть волевые ре
акции (аффекты), в которых интеллектуальный центр уста




nietzsche.pmd 365 22.12.2004, 0:06
Black
навливает ценность известных наступивших изменений в 366
их отношении к общей ценности, что вместе с тем служит
преддверием к той или другой форме противодействия.

670. Вера в «аффекты». Аффекты представляют собой ис
кусственное построение нашего интеллекта, измышляюще
го несуществующие причины. Все телесные общие чувства,
значения которых мы не понимаем, истолковываются ин
теллектуально, т. е. мы ищем в известных лицах, пережи
ваниях основания, почему мы должны себя чувствовать так,
а не иначе, и т. д. Следовательно, мы предполагаем существо
вание чего то вредного, опасного, нам чуждого, как источ
ника нашего дурного настроения; в действительности же
мы подыскиваем что либо могущее объяснить нам наше неудо
вольствие. Частые приливы крови к мозгу, сопровождаю
щиеся чувством удушья, интерпретируются как «гнев»; лица
и вещи, которые возбуждают наш гнев, являются объекта
ми разряжения для нашего физиологического состояния.
Впоследствии в силу долгой привычки известные явления
и общие чувства оказываются так тесно связанными друг с
другом, что достаточно взгляда, брошенного на известные
явления, чтобы вызвать известное состояние общего чув
ства и обусловить, в частности, застой крови, выработку
семени и т. д.; следовательно,— в силу простой смежности.
«Аффект возбуждается»,— говорим мы в таких случаях.
В удовольствии и неудовольствии скрыты уже сужде
ния, раздражения различаются по тому, благоприятны ли
они для власти или нет.
Вера в волю. Суеверие считать мысль причиной меха
нического движения. Научная последовательность требует,
чтобы мы, сделав мир мыслимым для нас в форме образов,
сделали бы мыслимыми для нас и аффекты, желания, волю
и т. д., чтобы мы могли отрицать их и относиться к ним как
к ошибкам интеллекта.

671. Несвобода или свобода воли?
Никакой «воли» не существует — это только упрощаю
щая концепция нашего рассудка наподобие «материи».
Все поступки должны быть сначала подготовлены механи
чески как возможные, прежде чем стать объектами воли. Или:
«цель» возникает в мозгу большею частью только тогда, когда




nietzsche.pmd 366 22.12.2004, 0:06
Black
все подготовлено к ее выполнению. Цель — «внутреннее
367
раздражение», не больше.
принцип новой оценки




672. Ближайшая история поступка находится в непосред
ственной связи с последним, но, идя дальше, мы встречаем
некоторое прошлое, которое выходит за пределы поступка;
в то же время отдельный поступок является частью гораз
до более обширного, позднего факта. Более короткие и более длин
ные процессы не отделены друг от друга.

673. Теория случая. Душа существо отбирающее и усвояю
щее, в высшей степени проницательное и непрерывно тво
рящее (эта творящая сила обыкновенно просматривается!
Душа рассматривается как «пассивная»). Я открыл активную
силу, творческое начало среди случайного — случай сам есть
только столкновение творческих импульсов.

674. Среди невероятного множества процессов, соверша
ющихся в пределах организма, та часть, которая доходит до
нашего сознания, есть только посредствующее звено; а ма
ленькая доза «добродетели», «самоотверженности» и тому
подобные фикции самым основательным образом уличают
ся во лжи совокупностью остальных органических процес
сов. Мы хорошо сделаем, если займемся изучением нашего
организма в его совершенной безнравственности…
Телесные функции принципиально в миллион раз важ
нее, чем все красивые состояния и вершины сознания; пос
ледние представляют лишнее украшение, поскольку они не
являются орудиями для упомянутых телесных функций. Вся
сознательная жизнь, дух вместе с душой, вместе с сердцем,
вместе с добротой, вместе с добродетелью, на чьей же служ
бе они состоят? На службе у возможно большего совершен
ствования средств (средств питания, средств подъема) ос
новных животных функций — прежде всего на службе у подъе
ма жизни.
То, что называем «телом» и «плотью», имеет неизме
римо большее значение — остальное есть незначительный
придаток. Прясть дальше всю нить жизни и притом так,
чтобы нить делалась все прочнее — вот истинная задача.
Теперь посмотрите, как сердце, душа, добродетель,
дух вступают в форменный договор, чтобы извратить эту




nietzsche.pmd 367 22.12.2004, 0:06
Black
принципиальную задачу — словно они являются целями!.. Вы 368
рождение жизни обусловлено, в существенной части, нео
быкновенной способностью сознания к ошибкам — сознание
меньше всего удерживается инстинктами в надлежащих гра
ницах, и оно, поэтому, самым основательным и самым се
рьезным образом попадает впросак.
Решать на основании приятных или неприятных чувств
этого сознания, имеет ли наше существование ценность —
можно ли представить себе более неистовый разгул тщес
лавия? Ведь сознание только средство; и приятные или не
приятные чувства — тоже суть только средства!
В чем объективная мера ценности? Только в количестве
повышенной и организованной власти.

675. [Ценность всякого процесса оценки. Мое требование
заключается в том,] чтобы деятель снова занял свое место в
процессе действия, после того как его оттуда логически уда
лили и таким путем лишили содержания действие; чтобы
совершение чего нибудь, «цель», «намерение», «задача» сно
ва были включены обратно в деятельность, после того как
их искусственно оттуда выключили и таким путем лишили
деятельность содержания.
Все «задачи», «цели», «смысл» — только формы выра
жения и метаморфозы одной и той же воли, которая при
суща всякому процессу — воли к власти. Иметь стремления
цели, намерения, волю вообще, это то же самое, что желать
стать сильнее, желать расти — и желать также средств для
этих целей.
Именно потому наиболее общий и наиболее глубокий
инстинкт, действующий во всех формах нашей воли и дея
тельности, остался наиболее скрытым и наименее познан
ным, что in praxi мы всегда подчиняемся его велениям, по
тому что мы сами суть эти веления…
Все оценки — только следствия и более узкие перспек
тивы на службе у этой единой воли. Само оценивание есть толь
ко эта воля к власти.
Критика бытия с точки зрения известной ценности
представляется чем то бессмысленным и нелепым. Если
предположить даже, что в такой критике мы имеем начало
известного процесса разложения жизни, то даже и этот
процесс находится все еще на службе у этой воли.




nietzsche.pmd 368 22.12.2004, 0:06
Black
Оценивать самое 6ытие! Но само оценивание есть все
369
еще это самое бытие! — и, говоря нет, мы все еще делаем то,
что вытекает из нашей природы.
принцип новой оценки




Необходимо уразуметь всю нелепость этого жеста, вы
ражающего суд над существованием, а затем постараться
еще отгадать, что собственно за этим скрывается. Тут есть
нечто симптоматическое.

676. О происхождении наших оценок
Мы могли бы представить себе наше тело рассеянным
в пространстве, и тогда мы получили бы о нем совершенно
такое же представление, как о звездной системе; различие
же между органическим и неорганическим перестало бы
бросаться в глаза. Когда то движения звезд объясняли вли
янием сознательных существ; теперь в этом нет больше на
добности, и совершенно также в деле объяснения телесно
го движения и изменения не считают уже более возмож
ным обходиться с помощью одной лишь сознательной, це
леполагающей деятельности. Наибольшее число движений
не имеет никакого отношения к сознанию и даже к ощуще
нию. Ощущения, и мысли суть нечто крайне незначительное и
редкое в сравнении с бесчисленными органическими процес
сами, непрерывно сменяющими друг друга.
Наоборот, мы видим, что в самом незначительном про
цессе господствует целесообразность, которая не по плечу
даже нашему высшему знанию: предуcмотрительность, вы
бор, подбор, исправление и т. д. Одним словом, мы тут име
ем перед собой деятельность, которую мы должны были бы
приписать интеллекту, несравненно более высокому и обладаю
щему несравненно более широким горизонтом, чем извес
тный нам. Мы научились придавать меньшую цену всякому
сознанию, мы разучились считать себя ответственными за
наше «сам», потому что мы как сознательные, полагающие
цели существа составляем только самую малую часть его.
Среди действующих на нас внешних влияний есть очень
много таких, которых мы почти вовсе не ощущаем, напри
мер: воздух, электричество; очень может быть, что сущест
вует известное число сил, которые никогда не доходят до
сознания, хотя непрестанно на нас влияют. Удовольствие
и боль — крайне редкие и незначительные явления в сравне
нии с бесчисленными раздражениями, которые вызывают




nietzsche.pmd 369 22.12.2004, 0:06
Black
ся в известной клетке, известном органе другой клеткой, 370
другим органом.
Это — фаза скромности сознания. В результате мы научи
лись понимать, рассматривать самое сознательное «я» лишь
как орудие на службе у сказанного выше верховного, объем
лющего интеллекта; в силу этого могли бы спросить, не
представляют ли, может быть, все сознательное хотение, все
сознательные цели, все оценки только средства, с помощью ко
торых должно быть достигнуто нечто существенно отлич
ное от того, что нам представляется в пределах сознания.
Мы полагаем, что дело идет о нашем удовольствии и неудоволь
ствии; но удовольствие и неудовольствие, может быть, про
сто средства, с помощью которых мы призваны совершить не
что такое, что лежит за пределами нашего сознания. Сле
дует показать, до какой степени все сознательное остается
на поверхности; как поступок и его образ в сознании различ
ны, как мало знаем мы о том, что предшествует поступку; как
фантастичны наши чувства: «свобода воли», «причина и след
ствие»; как мысли и образы, как слова являются только зна
ками мыслей; непостижимость всякого поступка; поверхно
стность всякой похвалы и порицания; насколько то, в чем
выражается наша сознательная жизнь, есть по преимуще
ству продукт вымысла и воображения; как мы во всех наших
словах имеем дело с вымыслами (в том числе и аффекты) и
как связь между поколениями людей зиждется на передаче и
развитии этих вымыслов, в то время как в сущности истин
ная связь (путем рождения) осуществляется особыми неиз
вестными нам путями. Изменяет ли на самом деле людей эта
вера в общие вымыслы? Или вся система идей и оценок сама
является только выражением неизвестных нам изменений.
Существуют ли на самом деле воля, цели, мысли, ценнос
ти? Не есть ли, быть может, вся сознательная жизнь только
некоторое отражение в зеркале? И даже в том случае, когда,
по видимому, оценка влияет определяющим образом на челове
ка, не происходит ли, в сущности, тут нечто совершенно
иное! Короче, предположим, что нам удалось объяснить це
лесообразное в деятельности природы, не прибегая к до
пущению полагающего цели «я», не могло ли бы в конце
концов и наше полагание целей, наше хотение и т. д. быть
только языком знаков для чего то существенно иного, а имен
но: для неимеющего воли и бессознательного? Только тон




nietzsche.pmd 370 22.12.2004, 0:06
Black
чайшей видимостью той естественной целесообразности ор
371
ганического, но не чем то от нее отличным?
Короче говоря: во всем развитии духа, быть может,
принцип новой оценки




дело идет о теле: это — достигающая наглядности история того
факта, что образуется тело более высокого порядка. Органичес
кое поднимается на еще более высокие ступени. Наша жад
ность в деле познания природы есть средство, с помощью
которого наше тело стремится к самоусовершенствованию.

<< Пред. стр.

страница 45
(всего 110)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign