LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 44
(всего 110)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

кой нибудь цели,— это остается неясным. Допущение causae
finalis в этих вещах дало бы так же мало для объяснения, как
и допущение causae efficientis. Понятие «causa» есть только
средство выражения, не больше; средство обозначения.

646. Существуют аналогии; например, по аналогии с нашей
памятью — Другая память, которую мы можем подметить в
фактах наследственности, развития его форм. По аналогии
с нашей изобретательностью и экспериментированием —
изобретения в деле применения орудий труда к новым це
лям и т. д.
То, что мы называем нашим «сознанием», неповинно во
всех важнейших процессах нашего сохранения и нашего рос
та, и вряд ли найдется такая гениальная голова, которая бы
придумала что то кроме машины, а между тем всякий органи
ческий процесс далеко оставляет за собой всякую машину.

647. Против дарвинизма. Полезность органа не объясняет
его происхождения, напротив! Ведь в течение того весьма
продолжительного времени, которое нужно для возникно
вения известного свойства, это последнее не сохраняет ин
дивида и не приносит ему пользы, а всего менее в борьбе с
внешними обстоятельствами и врагами.
Да и что в конце концов «полезно»? Далее, позволи
тельно спросить: «в отношении к чему полезно?» Например
то, что полезно с точки зрения продолжительности жизни
индивида, могло бы быть неблагоприятным для его силы и
великолепия; то, что сохраняет индивид, могло бы в то же
время задержать и даже остановить его развитие. С другой
стороны, известный недостаток, форма вырождения могут
быть в высшей степени полезными, поскольку они действу
ют стимулирующим образом на другие органы. Точно так
же состояние нужды может быть условием существования,




nietzsche.pmd 355 22.12.2004, 0:06
Black
поскольку оно низводит индивид на такой уровень, на кото 356
ром он может держаться, не расточая своих сил. Сам индивид,
как борьба составных его частей (за пищу, место и т.д.), его
развитие связано с победой, преобладанием отдельных частей
и с захуданием, «превращением в органы» других частей.
Влияние «внешних обстоятельств» переоценено у Дарви
на до нелепости: существенным в процессе жизни пред
ставляется именно та огромная созидающая изнутри фор
мы сила, которая обращает себе на пользу, эксплуатирует «вне
шние обстоятельства». Новые формы, созданные изнутри,
образованы не для определенной цели; но в борьбе частей
новая форма не может долго оставаться вне отношения к по
лезности, а затем, по мере упражнения, она будет вырабаты
ваться во все более совершенную форму.

648. «Полезно» в отношении ускорения темпа развития со
всем не то, что «полезно» с точки зрения прочности и ус
тойчивости форм развития.

649. «Полезно» в смысле дарвиновской биологии — значит
благоприятно с точки зрения борьбы с другими. Но, с моей
точки зрения, уже чувство подъема, ощущение возрастания
силы представляется истинным прогрессом, совершенно не
зависимо от полезности их в борьбе; только из этого чув
ства возникает воля к борьбе.

650. Физиологам следовало бы остерегаться выставлять
«стремление к сохранению» кардинальным влечением ор
ганического существа. Раньше всего все живущее хочет про
явить свою силу, «сохранение» — это только одно из послед
ствий этого стремления. Осторожность в отношении к из
лишним телеологическим принципам! А сюда именно отно
сится целиком понятие «стремление к сохранению».

651. Невозможно вывести низшую и первоначальнейшую
форму деятельности протоплазмы из воли к самосохране
нию, ибо протоплазма без всякого смысла усваивает боль
ше, чем это было бы нужно для сохранения; и, самое глав
ное, она благодаря этому не «сохраняет себя», а, напротив,
«распадается»… Здесь должен действовать инстинкт, кото
рый мог бы объяснить нам именно этот факт отсутствия




nietzsche.pmd 356 22.12.2004, 0:06
Black
стремления к сохранению; «голод» представляет уже неко
357
торого рода истолкование по аналогии с несравненно бо
лее сложными организмами (голод есть специализирован
принцип новой оценки




ная и более поздняя форма инстинкта, продукт разделения
труда,— на службе у стоящего над ним высшего влечения).

652. Невозможно видеть в голоде primum mobile1 так же, как
и в самосохранении. Голод, понимаемый как следствие не
достаточного питания, означает голод как следствие воли к
власти, которая не может более осуществлять своего господст
ва. Дело идет отнюдь не о восстановлении потери — только
потом, после того, как воля к власти благодаря разделению
труда научилась идти по совершенно иным путям к своему
удовлетворению, потребность организма в усвоении сводит
ся к голоду, к потребности в возмещении потерянного.

653. Насмешка над ложным «альтруизмом» у биологов — раз
множение у амеб является выбрасыванием балласта, чис
той выгодой. Отбрасывание негодных веществ.

654. Деление протоплазмы на две части имеет место тог
да, когда у нее не хватает больше силы справиться с усвоен
ным материалом — рождение есть следствие бессилия.
Где голод заставляет самца искать самок и растворять
ся в них, там рождение есть следствие голода.

655. Более слабое влечется к более сильному из за недостат
ка в питании — оно хочет воспользоваться его прикрытием,
слиться с ним, насколько возможно, в одно целое. Более
сильное, наоборот, стремится от него отделаться — оно не
хочет из за этого погибнуть; наоборот, оно расщепляется во
время роста надвое или на несколько экземпляров. Чем
сильнее стремление к единству, тем скорее мы имеем пра
во заключения о слабости; чем больше стремления к варьи
рованию, дифференцированию, внутреннему распадению,
тем более тут силы.
Влечения к притяжению и отталкиванию как в неор
ганическом, так и в органическом мире связаны друг с дру
гом. Всякое их разделение есть предрассудок.

1
основная движущая сила (лат.).




nietzsche.pmd 357 22.12.2004, 0:06
Black
Воля к власти во всякой комбинации сил, обороняюща 358
яся против более сильного, нападающая на более слабое — это будет
ближе к истине. NB. Процессы как «существа».

656. Воля к власти может проявиться только тогда, когда
встречает противодействие; она, следовательно, ищет того,
что может оказать ей сопротивление,— это первоначальная
тенденция протоплазмы, обнаруживающаяся в тот момент,
когда она вытягивает свои псевдоподии и нащупывает ими
все вокруг себя.
Присвоение и усвоение являются прежде всего резуль
татами стремления покорять, формировать, приблизить к
своему типу, преобразовывать, пока наконец преодоленное
не перейдет совсем в сферу власти нападающего и не уве
личит собой последней. Если такое усвоение не удается, то
комбинация, конечно, распадается, и тогда двойственность
является следствием воли к власти; чтобы не упустить того,
что уже завоевано, воля к власти распадается на две воли
(причем при известных условиях связь между ними не по
рывается окончательно).
«Голод» — это только более специальная форма приспо
собления, возникающая после того, как основное влечение
к власти приняло более духовный облик.

657. Что такое быть «пассивным»? Быть стесненным в на
правленном вперед движении; следовательно некоторое со
противление и реакция.
Что такое «активный»? — тянущийся к власти.
«Питание» — явление производного характера; пер
вично — лишь желание заключить все в себя.
«Рождение» — явление производного характера. Пер
воначально: там, где воля недостаточно сильна для того,
чтобы организовать все присвоенное, вступает в силу обрат
ная воля, которая производит отделение; новый центр орга
низации — после борьбы с первоначальной волей.
«Удовольствие» — как чувство власти (предполагающее
неудовольствие).

658. 1) Органические функции должны быть возведены к
их источнику — основной воле, воле к власти; они отколо
лись от нее.




nietzsche.pmd 358 22.12.2004, 0:06
Black
2) Воля к власти, специализирующаяся как воля к пи
359
ще, к собственности, к орудиям, к слугам (повинующимся) и
господам — тело как образчик. Более сильная воля управля
принцип новой оценки




ет более слабой. Нет никакой иной причинности, как от
воли к воле. Механистически это необъяснимо.
3) Мышление, чувствование, хотение во всем живом.
Что иное представляет из себя удовольствие, как не такое
раздражение чувства власти препятствием (еще сильнее —
ритмически следующими стеснениями и сопротивления
ми), от которого оно возрастает. Значит, во всяком удоволь
ствии содержится боль. Чтобы удовольствие сделалось очень
большим, страдание должно продолжаться очень долго, а на
пряжение натянутого лука должно стать громадным.
4) Духовные функции. Воля к творчеству, к уподобле
нию и т. д.

[b. ]

659. Тело как руководящая нить. Если даже допустить, что
«душа» была той соблазнительной и таинственной идеей, с
которой философы не без основания решились расстаться
только после некоторого сопротивления, то не следует ли
считать то, на что им приходится променять ее теперь, еще
более привлекательным, еще более таинственным. Чело
веческое тело, в котором снова оживает и воплощается как
самое отдаленное, так и ближайшее прошлое всего органи
ческого развития; чрез которое как бы бесшумно протека
ет огромный поток, далеко разливаясь за его пределы,— это
тело есть идея более поразительная, чем старая «душа». Во
все времена нашей ближайшей собственностью, нашим
достовернейшим бытием, короче, нашим ego считали тело,
а не дух (или «душу», или субъект, как говорят теперь на
школьном языке вместо «души»). Никому никогда не прихо
дила в голову мысль считать свой желудок — чужим, напри
мер, божеским желудком; но смотреть на свои мысли, как
на «внушенные» кем то, на свои оценки — как на «боговдох
новенные», на свои инстинкты — как на чью то чужую дея
тельность — об этой склонности и этом вкусе человека име
ются свидетельства из всех возрастов человечества. Еще и
теперь можно нередко наблюдать, в особенности у худож
ников, некоторого рода удивление и почтительную нереши




nietzsche.pmd 359 22.12.2004, 0:06
Black
тельность, когда перед ними встает вопрос, чему они обя 360
заны счастливейшими из своих вдохновений и из какого
мира низошла к ним творческая мысль; когда ставится этот
вопрос, то они проявляют какую то невинность и детскую
стыдливость; они едва решаются сказать: «это исходило от
меня, рука, которой были брошены кости, принадлежала
мне». И, наоборот, даже те философы и религиозные люди,
которых их логика и их благочестие вынуждали смотреть
на телесные свойства, как на некоторую иллюзию (и при
том как на иллюзию, ими преодоленную и отвергнутую) не
могли уклониться от признания того глупого факта, что те
ло не совсем исчезло, чему можно найти курьезнейшие сви
детельства частью у Павла, частью из философии Веданты.
Но какое значение в конце концов имеет сила той или дру
гой веры? Даже и при наличности такой силы это может быть
все же весьма глупая вера! Здесь надо взвесить.
И, наконец, если вера в тело есть только результат умо
заключения, то, допустив даже, что это — ложное заключе
ние, как это утверждают идеалисты, не ставит ли это под
вопрос достоверность самого духа, раз он является источ
ником подобного рода ложных умозаключений? Если даже
допустить, что множественность, пространство, время и
движение (и все, что только является предпосылкой веры
в телесность) суть заблуждения, то с каким недоверием мы
должны будем отнестись к духу, который дает повод к по
добного рода предпосылкам? Одним словом,— вера в тело
пока все еще сильнее, чем вера в дух; а тот, кто хочет подо
рвать ее, этим самым подрывает самым основательным об
разом и веру в авторитет духа!

660. [Тело как система господства.]
Аристократия в теле, многочисленность господству
ющих (борьба клеток и тканей).
Рабство и разделение труда: более высокий тип возмо
жен только при низведении низшего на степень функции. Удо
вольствия и боль — не противоположности. Чувство власти.
«Питание» только следствие ненасытной страсти к
присвоению, воли к власти.
«Рождение», распадение, наступающее при бессилии
со стороны господствующих клеток организовать присво
енное.




nietzsche.pmd 360 22.12.2004, 0:06
Black
Образующая сила есть то, что стремится накопить как
361
можно больше «вещества» (как можно больше «силы»). Ма
стерство, обнаруживающееся в построении организма из
принцип новой оценки




яйца.
«Механистическое понимание» не хочет ничего знать,
кроме количеств — но сила кроется в качестве. Механисти
ческое понимание, следовательно, может только описывать
происходящее, не объяснять.
«Цель». Взять исходной точкой «разумность» растения.
Понятие «совершенствования»: не только большая слож
ность, но и большая власть (не обязательна только большая
масса).
Умозаключение к развитию человечества: совершен
ствование заключается в создании наиболее могучих инди
видов, орудием которых делаются массы (и, притом, самым
интеллигентным и подвижным орудием).

661. Почему всякая деятельность, также и деятельность ор
ганов чувств, связана с удовольствием? Не потому ли, что
до этого существовало препятствие, стеснение? Или скорее
потому, что всякая деятельность представляет преодоле
ние, завоевание господства и сопровождается ростом чув
ства власти? Удовольствие в мышлении. Наконец, здесь
играет роль не только чувство власти, но и удовольствие от
процесса творчества и от того, что создано этим процессом;
ибо всякая деятельность сознается нами как «творчество».

662. Творить — значит выбирать и сообщать законченную фор
му избранному. (Во всяком волевом акте существенным явля
ется именно это).

663. Все, что делается с известной целью, может быть све
дено к цели умножения власти.

664. Когда мы что нибудь делаем, то в нас при этом возни
кает ощущение силы, часто уже перед действием, при одном
представлении того, что надо сделать (как при виде врага,
препятствия, с которыми мы надеемся справиться). Мы ин
стинктивно думаем, что это чувство силы есть причина по
ступка, что оно есть «сила». Наша вера в причинность есть
вера в силу и ее действие; перенесение нашего пережива




nietzsche.pmd 361 22.12.2004, 0:06
Black
ния на другие явления, причем мы отождествляем силу и 362
чувство силы. Но нигде сила не движет вещи; ощущаемая
нами сила «не приводит мускулов в движение». «Мы не име
ем никакого представления, опыта относительно этого ро
да процессов». «Столь же мало, как силу в качестве движу
щего начала, познаем мы и необходимость известного движе
ния». Предполагается, что сила должна обладать способно
стью принуждать! «Мы познаем только, что одно следует за
другим — мы не познаем ни принуждения, ни произвола в
том,. что одно следует за другим». Причинность создается
впервые благодаря мысленному внесению элемента при
нуждения в процесс следования. Таким путем возникает из
вестное «понимание», т. е. мы уподобили явление челове
ку, сделали «более знакомым»; знакомое здесь есть хорошо
известный и привычный факт человеческого принуждения, со
пряженного с чувством силы.

665. У меня есть желание вытянуть руку; предположим, что
я столь же мало знаю о физиологии человеческого тела и
механических законах его движения, как всякий простой
человек из народа; что может быть расплывчатее, бледнее,
неувереннее этого желания, если его сравнить с тем, что
происходит потом? И если предположить, что я необыкно
венно остроумный механик и, в частности, обладаю сведе
ниями по части формул, которые применяются в таких слу
чаях, то мне не удалось бы протянуть моей руки ни на йоту
лучше или хуже. Наше «знание» и наше «деяние» не имеют
в этом случае ничего общего друг с другом; они находятся
как бы в двух различных плоскостях. С другой стороны, На
полеон приводит в исполнение план какого нибудь похода
— что это значит? Здесь как будто известно заранее все, что
необходимо для проведения плана, потому что обо всем
нужно распорядиться, но и здесь предполагаются подчи
ненные, которые истолковывают общие указания, приспо
собляют их к требованию минуты, к степени силы и т. д.

666. Мы издавна привыкли связывать ценность данного по
ступка, данного характера, данной личности с намерением,
с целью, ради которой действуют, поступают и живут; эта
старинная идиосинкразия вкуса может получить в конце
концов опасный оборот, а именно, если мы допустим, что




nietzsche.pmd 362 22.12.2004, 0:06
Black
непреднамеренность и бесцельность совершающегося все
363
более будет нами сознаваться. Этим, по видимому, подго
товляется общее обесценение: «все лишено смысла» — эта
принцип новой оценки




меланхолическая сентенция обозначает: «весь смысл лежит
в намерении, а если предположить, что намерения вовсе
не существует, то не существует совсем и смысла». В согла
сии с такой оценкой явилась необходимость перенести цен

<< Пред. стр.

страница 44
(всего 110)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign