LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 43
(всего 110)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

возможно вывести ощущение из неощущающей субстан
ции». — Ах, уж мне эта торопливость суждения!

627. «Притяжение» и «отталкивание» в чисто механичес
ком смысле есть совершеннейшая фикция — слово. Без на
меренности мы не можем мыслить притяжения. Волю зав
ладеть какой нибудь вещью или бороться против ее власти
и ее отталкивать — это мы «понимаем»; это было бы толко
вание, которым мы могли бы воспользоваться,
Короче, психологическое принуждение верить в при
чинность лежит в непредставимости непреднамеренных процес
сов; этим, конечно, ничуть не предрешается вопрос об ис
тинности или неистинности (законности) такой веры! Вера
в causae падает с верой в tslh1 (против Спинозы и его кауза
лизма).

628. Думать, что мы что то познали там, где у нас есть мате
матическая формула для процессов — есть иллюзия, здесь
только нечто обозначено, описано, не более!

629. Когда я известный правильный процесс уложил в оп
ределенную формулу, то я только облегчил, укоротил себе
обозначение всего феномена и т. д. Я не констатировал ни
какого «закона», а только поставил вопрос, каким образом
происходит, что в данном случае нечто повторяется; ведь
это только догадка, что этой формуле должен соответство
вать известный комплекс неизвестных пока сил и их про
явлений; мифологией было бы думать, что здесь силы под
чиняются некоторому закону, и благодаря такому их подчи
нению мы каждый раз имеем тот же феномен.

1
итог, результат (др. греч.).




nietzsche.pmd 347 22.12.2004, 0:06
Black
630. Я остерегаюсь говорить о химических «законах» — в 348
этом есть какой то моральный привкус. Здесь дело идет ско
рее об абсолютном установлении отношений власти — более
сильное становится господином более слабого, поскольку
именно это последнее не может отстоять данную степень
своей самостоятельности, в этом нет ни сожаления, ни по
щады, еще меньше уважения к «законам»!

631. Неизменное следование друг за другом известных яв
лений доказывает не существование «закона», а отношение
власти между двумя или несколькими силами. Сказать: «но
именно это отношение остается одинаковым»,— обознача
ет не что иное как: «одна и та же сила не может быть также
и другой силой». Дело идет не о следовании одного за другим, а
о переходе одного в другое, о процессе, в котором отдельные сле
дующие друг за другом моменты обусловливают друг друга
н е как причины и следствия…
Отделение «деяния» от деятеля, явления от того, что
его производит, процесса от того, что не процесс, а нечто
прочное, т. е. субстанция, вещь, тело, душа и т. д.— есть попыт
ка понять происходящее как своего рода передвижение,
перемену места известного «сущего», неизменного; эта ста
рая мифология установила веру в «причину и следствие»,
после того как эта вера нашла прочную форму в словесно
грамматических функциях.

632. «Правильность» следования одного явления за другим
есть только образное выражение, изображающее дело так,
как будто при этом исполнялось известное правило, а не
просто констатация факта. Также и «закономерность». Мы
находим формулу, чтобы выразить постоянно возвращаю
щийся порядок следования; мы этим не открыли какого ни
будь «закона», еще меньше какой нибудь силы, которая мог
ла бы считаться причиной этого повторения следований.
То, что нечто происходит постоянно так то и так то, истол
ковывается здесь словно бы какое либо существо всегда по
ступает так то и так то из послушания закону или законода
телю, в то время как при. отсутствии закона оно было бы
свободно поступать иначе. Но именно эта необходимость
быть так, а не иначе, может проистекать из самого суще
ства, которое действует так то и так то не благодаря зави




nietzsche.pmd 348 22.12.2004, 0:06
Black
симости от какого либо закона, а как обладающее такими
349
то и такими то свойствами. Это значит только — нечто не
может быть также чем то другим; не может делать то одно,
принцип новой оценки




то другое; оно ни свободно, ни несвободно, а именно тако
во, каково оно есть. Ошибка кроется в присочинении субъекта к
вещи.

633. Два следующих одно за другим состояния (одно — «при
чина», другое — «следствие») — ошибка. Первое состояние не
может действовать, второе — не есть результат какого либо
действия.
Дело идет о борьбе двух неравных по силе элементов;
получается новый распорядок сил в зависимости от меры
сил каждого из элементов. Второе состояние есть нечто в
корне отличное от первого (а не его действие). Существен
но при этом то, что находящиеся в борьбе факторы выхо
дят из нее с другими объемами власти.

634. Критика механизма. Необходимо устранить два попу
лярных понятия «необходимость» и «закон»; первое ложно
приписывает миру принуждение; второе — свободу. Вещи
не подчинены ни регулярности, ни правилу — нет вещей (это
наша фикция); столь же мало их поведение находится под
влиянием необходимости. Здесь нет повиновения, ибо то,
что нечто таково как оно есть, т. е. столь сильно или столь
слабо — это не есть следствие повиновения или правила, или
принуждения…
Степень сопротивления и степень превосходства мо
щи — к этому сводится все дело во всяком процессе; если мы,
в целях удобства вычисления, сумеем выразить это в фор
мулах и «законах», тем лучше для нас! Но мы не сообщим
миру «моральности» тем, что мы прибегнем к фикции его
послушания законам.
Закона нет: каждая власть в каждый данный момент раз
вивается до последних своих пределов. Именно на том, что
иначе быть не может, покоится возможность вычисления.
Количество власти характеризуется действием, кото
рое оно производит, и действием, которому оно оказывает
сопротивление. Здесь нет адиафории,— которая сама по се
бе была бы мыслима. В сущности имеется только воля к на
силию и воля защищать себя от насилия. Не самосохране




nietzsche.pmd 349 22.12.2004, 0:06
Black
ние: каждый атом производит свое действие на все бытие; 350
мы упраздним атом, если мы упраздним это излучение воли
к власти. Поэтому я называю его некоторым количеством
«воли к власти»; в этом выражается та характерная черта,
которую мы не можем мысленно удалить из механической
системы, не упразднив и самой системы.
Понятие «движения» есть перевод этого мира на язык
видимого мира — мира для глаза. Здесь всегда подразумева
ется, что нечто приводится в движение; при этом, будет ли
это в форме фикции — комочка, атома или даже в виде его
абстракции — динамического атома, мыслится всегда еще
вещь, которая действует, а это значит, что мы еще не выш
ли за пределы привычки, которую навязывают нам среда и
язык. Субъект, объект, деятель и действие отделяются друг
от друга. Не забудем, что это простая семиотика, а не что
либо реальное. Механика как учение о движении есть уже пе
ревод на язык чувств человека.

635. Нам необходимы «единицы», чтобы иметь возмож
ность считать, но это не дает нам права предполагать, что
такие единицы действительно существуют. Понятие едини
цы мы заимствовали у нашего «я» — старейшего из членов
нашего символа веры. Если бы мы не считали себя едини
цами, мы никогда не сумели бы образовать понятия «вещи».
Теперь — довольно поздно — мы убедились с полной яснос
тью в том, что наша концепция понятия «я» не может ни в
каком случае считаться гарантией реального единства. Та
ким образом, чтобы сохранить в неприкосновенности тео
рию механистического мира, мы всегда должны делать не
которого рода оговорку, поскольку мы образуем таковой мир
при помощи двух фикций: понятия движения (заимство
ванного из нашего языка органов чувств) и понятия атома
(единства, имеющего своим источником наш психологичес
кий «опыт»); предпосылками его, таким образом, служат из
вестное предубеждение наших чувств и известный психологи
ческий предрассудок.
Механистический мир мыслится нами так, как единст
венно его могут себе вообразить наш глаз и наше осязание
(как «движущийся») — таким образом, что он поддается вы
числению, для чего вымышляются нами причинные един
ства,— «вещи» (атомы), действие которых остается посто




nietzsche.pmd 350 22.12.2004, 0:06
Black
янным (перенесение ложного понятия субъекта на поня
351
тие атома).
Следовательно, примешивание нами понятия числа,
принцип новой оценки




понятия вещи (понятие субъекта), понятие деятельности
(разделение причины и действия), понятия движения име
ет характер феноменальный: в этом сказывается участие все
того же нашего глаза и нашей психологии.
Если мы элиминируем эту примесь, то вещей не будет,
а останутся динамические количества, находящиеся в изве
стном отношении напряженности ко всем другим динами
ческим количествам; сущность их состоит в их отношении
ко всем другим количествам, в их «действии» на последние.
Воля к власти не есть ни бытие, ни становление, а пафос —
самый элементарный факт, из которого уже возникает не
которое становление, некоторое действование…
Механика только формулирует явления следования,
и, к тому же, семиотически, при помощи чувственных и пси
хологических средств выражения (что всякое действие
есть — движение; что где есть движение, нечто приводится в
движение), но она не затрагивает причинной связи.

636. Физики верят в «истинный мир» на свой лад: в устой
чивую, одинаковую для всех существ систематизацию необ
ходимых движений атомов, так что для них «кажущийся
мир» сводится к доступной каждому существу, в специаль
ной для него форме, стороне всеобщего и обще необходи
мого бытия (доступной, и все таки приноровленной для
него,— «субъективной форме»). Но в этом они заблуждают
ся. Атом, гипотетически построенный ими, выведен путем
умозаключения, силой логики упомянутого перспективиз
ма сознания — он поэтому и сам также является субъектив
ной фикцией. Та картина мира, которую они развертыва
ют перед нами, отнюдь не отлична по существу от субъек
тивной картины мира; она сконструирована только с помо
щью мысленно утонченных органов чувств, но все таки бе
зусловно с помощью наших органов чувств… И, наконец,
они, сами того не зная, кое что в своей системе опустили: а
именно необходимый перспективизм, с помощью которого
всякий центр силы — не только человек — конструирует из
себя весь остальной мир, т. е. меряет его своей силой, осяза
ет, формирует… Они позабыли включить в истинное бытие




nietzsche.pmd 351 22.12.2004, 0:06
Black
эту полагающую перспективы силу, или, говоря школьным 352
языком: бытие в качестве субъекта. Они думают, что это
продукт «развития», позднейшее прибавление; но ведь уже
химик не может обойтись без этого принципа: это именно
и есть специфическое бытие, способность действовать и реа
гировать таким то и таким то определенным образом, смо
тря по условиям.
Перспективизм есть только сложная форма специфичнос
ти. Я представляю его себе так, что каждое специфическое
тело стремится к тому, чтобы овладеть всем пространством,
возможно шире распространить свою силу (его воля к вла
сти) и оттолкнуть все то, что противится его расширению.
Но тело это постоянно наталкивается на такие же стремле
ния других тел и кончает тем, что вступает в соглашение («со
единяется») с теми, которые достаточно родственны ему
— таким образом, они вместе составляют тогда заговор, направ
ленный на завоевание власти. И процесс идет дальше…

637. И в царстве неорганического для атома имеет значе
ние только его соседство; силы на расстоянии уравнивают
ся. Здесь кроется зерно перспективного и того, почему жи
вое существо насквозь «эгоистично».

638. Если мы предположим, что в распоряжении мира име
ется лишь известное количество силы, то будет ясно, то вся
кое перемещение силы в каком нибудь месте влияет на всю
систему, следовательно, наряду с причинностью следования
друг за другом, была бы дана зависимость расположения
друг около друга и друг с другом.

639. Единственной возможностью сохранить смысл поня
тия «Бог» было бы — Бог не как двигательная сила, а Бог как
максимальное состояние, как известная эпоха, как известная
точка в развитии воли к власти, из которой объяснялось бы,
в одинаковой степени, как дальнейшее развитие, так и то,
что было раньше, что было до него.
Рассматриваемая механистически, энергия вселенной
остается постоянной; рассматриваемая экономически, она
подымается до известной точки высоты и снова опускается
в вечном круговороте. Эта «воля к власти» — выражается в
направлении, в смысле, в способе затраты силы: с этой точки




nietzsche.pmd 352 22.12.2004, 0:06
Black
зрения превращение энергии в жизнь и в «жизнь в высшей
353
потенции» является целью. То же количество энергии на
различных ступенях развития обозначает нечто различное.
принцип новой оценки




То, что характеризует явление роста в жизни, есть все
бережливее и дальновиднее рассчитывающая экономия,
которая, затрачивая все менее силы, достигает все больших
результатов… В качестве идеала — принцип наименьшей
затраты…
Что мир не стремится к устойчивому состоянию, есть
единственное, что доказано. Следовательно, мы вынуждены
мыслить высшую точку в его развитии не как состояние рав
новесия…
Абсолютная необходимость закономерности процес
сов как в данном мировом механизме, так и во всех осталь
ных, отнюдь не есть возвышающийся над сказанными про
цессами детерминизм, а только выражение того, что невоз
можное — невозможно; что определенная сила не может
быть ничем иным, как только этой определенной силой, что
она, встречая на своем пути известную величину сопротив
ления, проявляет себя именно так, как это соответствует
степени ее силы. Процесс и необходимый процесс — это
тавтология.


[2. Воля к власти как жизнь]

[a. ]

640. Человек мыслит себя очевидцем возникновения орга
низмов,— что можно было в этом процессе возникновения
воспринять зрением и осязанием? Что можно было выра
зить в числах? Какие правила сказываются в этих движени
ях? Итак, человек хочет все совершающееся свести к зри
тельным и осязательным процессам, следовательно — к движе
ниям: он хочет найти формулы, которые могли бы упростить
громадную массу данных опыта. Сведение всего совершающего
ся к точке зрения человека, обладающего только внешними
чувствами, и математика. Дело идет о составлении инвен
таря человеческого опыта, причем предполагается, конечно,
что человек или, вернее, глаз человека и его логическая способ
ность были неизменными свидетелями всех вещей.




nietzsche.pmd 353 22.12.2004, 0:06
Black
641. Известное количество сил, связанных общим процес 354
сом питания, мы называем «жизнью». Этот процесс пита
ния предполагает как средства своего осуществления все
формы так называемого чувствования, представления, мыш
ления, т. е.: 1) противодействие всем другим силам; 2) при
способление их в отношении формы и ритма: 3) оценка с
точки зрения их усвоения или удаления.

642. Соединение неорганического и органического обус
ловливается, вероятно, силой отталкивания, которую раз
вивает каждый силовой атом. «Жизнь» можно было бы оп
ределить как длительную форму процессов уравновешения си
лы, в течение которых силы борющихся, в свою очередь,
растут в неодинаковой степени. Поскольку и в повинове
нии заключено противодействие, оно отнюдь не равносиль
но отказу от собственной власти. Точно так же в приказы
вании заключено признание, что абсолютная власть против
ника не побеждена. «Повиновение» и «приказывание» —
формы борьбы.

643. Воля к власти интерпретирует (при образовании орга
на дело идет об интерпретации): она устанавливает грани
цы, определяет степени, различия во власти. Простые раз
личия во власти не могли бы еще ощущаться как таковые —
тут должно быть еще нечто, желающее расти, которое ин
терпретирует всякое другое нечто, также желающее рас
ти, в отношении его ценности. В этом — одинаково. В дей
ствительности интерпретация сама есть лишь средство достиг
нуть господства над чем нибудь. (Органический процесс постоян
но предполагает интерпретирование).

644. Увеличившаяся сложность, строгое разграничение,
распорядок друг около друга развитых органов и функций
по исчезновении средних членов,— если во всем этом заклю
чено совершенство, то в органическом процессе мы будем иметь
такую волю к власти, с помощью которой стремящиеся к гос
подству, образующие, повелевающие силы все время расширяют
область своей власти, вводя каждый раз все новые и новые
упрощения в пределах этой области: императив возрастает.
«Дух» только средство и орудие на службе у высшей
жизни, у подъема жизни.




nietzsche.pmd 354 22.12.2004, 0:06
Black
645. «Наследственность», как нечто совершенно необъяс
355
ненное, не может быть использована для целей объяснения,
а только для обозначения, фиксирования известной пробле
принцип новой оценки




мы. То же самое относится и к «способности приспособле
ния». И на самом деле, посредством морфологического опи
сания,— предполагая, что оно закончено,— ничего не объяс
няется, а только — описывается огромный круг фактов. Каким
образом известный орган может быть приноровлен для ка

<< Пред. стр.

страница 43
(всего 110)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign