LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 42
(всего 110)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

следствие проникновения в ложность прежних истолкова
ний, обобщение малодушия и слабости,— она не есть необхо
димая вера.
Нескромность человека — где он не усматривает смыс
ла, она его отрицает!

600. Бесконечная толкуемость мира — всякое истолкование
есть симптом роста или падения.
Единство (монизм) — потребность, внушаемая inertia;
множественность объяснений есть признак силы. Не стре
миться оспаривать у мира его беспокойный, загадочный
характер!

601. Против желания примирения и миролюбия. Сюда от
носится также и всякая попытка монизма.

602. Этот перспективный мир, этот мир зрения, осязания
и слуха покажется весьма лживым, если подойти к нему со
сравнительно более тонким аппаратом чувств. Но его по
нятность, обозримость, его пригодность для практики, его
красота начинают пропадать по мере того, как мы утончаем
наши чувства; подобным же образом теряется красота, ког
да мы пытаемся продумать исторические события; порядок
цели есть уже иллюзия. Словом, чем поверхностнее и гру
бее понимать мир, тем он является нам ценнее, определен
нее, красивее, значительнее. Чем глубже мы всматриваем
ся в него, тем более исчезает наша оценка его,— надвигает
ся бессмыслица! Мы создали мир, который имеет ценность!
Поняв это, мы поймем также, что уважение к истине есть
уже следствие иллюзии — и что мы должны ценить образую




nietzsche.pmd 339 22.12.2004, 0:06
Black
щую, упрощающую, формирующую, изобретающую силу боль 340
ше, чем истину.
«Все ложно! Все дозволено!»
Лишь при известной тупости взгляда, при известной
воле к простоте получается прекрасное и «ценное»; что оно
представляет само по себе, этого я не знаю.

603. Мы знаем, что разрушение какой нибудь иллюзии еще
не дает нам никакой истины, но лишь увеличивает наше не
знание, расширяет наше «пустое пространство», раздвига
ет границы нашей пустыни.

604. Чем исключительно может быть познание? «Толкова
нием», осмысливанием — не «объяснением» (в большинст
ве случаев новое толкование старого толкования, которое
сделалось непонятным и является теперь само лишь зна
ком). Нет устойчивых фактов, все течет, недоступно, уда
лено: наиболее прочны еще, пожалуй, наши мнения.

605. Различение «истинного» и «неистинного», установле
ние вообще известных фактов в корне отлично от творчес
кого полагания, от создания образов, форм, от преодолева
ния, воли, составляющих сущность философии. Влагать извес
тный смысл — эта задача безусловно все еще остается, если
предположить, что смысла нет налицо. Так дело обстоит со
звуками, но также и с судьбами народов — они допускают са
мые различные толкования для самых различных целей.
Еще высшая степень есть полагание цели и обработка
соответственно ей фактов; следовательно толкование посред
ством дела, а не только преобразование понятий.

606. Человек в конце концов находит в вещах лишь то, что
он сам вложил в них — это обретение называет себя наукой,
а вкладывание — искусством, религией, любовью, гордостью.
И то и другое, будь это даже детская игра, надо продолжать
и иметь смелость и для того и для другого; одни будут сме
ло находить, а другие — мы — эти другие! — вкладывать!

607. Наука, две ее стороны: в отношении к индивиду; в от
ношении к комплексу культуры («среде») — противополож
ная оценка с той или другой стороны.




nietzsche.pmd 340 22.12.2004, 0:06
Black
608. Развитие науки все более и более превращает «извест
341
ное» в неизвестное, а стремится она как раз к обратному и
исходит из инстинкта сведения неизвестного к известному.
принцип новой оценки




In summa: наука подготовляет высший род незнания —
чувство, что «познания» совсем не бывает, что было своего
рода высокомерием мечтать об этом: даже более: что у нас
не остается ни малейшего понятия, дающего нам право счи
тать. «познание» хотя бы только возможным, что «познание»
само есть противоречивое представление. Мы заменяем древ
нюю мифологию и тщеславие человека твердыми фактами
— как мало допустима теперь «вещь в себе»: столь же мало
допустимо «познание в себе» как понятие. Соблазн «числа
и логики», соблазн «законов».
«Мудрость» как попытка преодолеть перспективные цен
ности (т. е. волю к власти) — враждебный жизни и разруша
ющий принцип, симптом, как, например, у индусов и т. д.,
ослабление силы усвоения.

609. Мало того, что ты понимаешь, в каком неведении жи
вут человек и животное, ты должен иметь еще и волю к не
ведению и научиться ей. Необходимо понимать, что вне та
кого рода неведения была бы невозможна сама жизнь, что
оно есть условие, при котором все живущее только и может
сохраняться и преуспевать — нас должен покрывать боль
шой, прочный колокол неведения.

610. Наука — есть превращение природы в понятия в це
лях господства над природой — она относится к рубрике «сред
ства». Но цель и воля человека должны также расти, его на
мерения — по отношению к целому.

611. Мы находим на всех ступенях жизни, как нечто наи
более сильное и непрерывно применяемое,— мышление,—
даже во всяком перципировании и кажущейся пассивности!
Очевидно, что благодаря этому оно становится весьма вла
стным и требовательным, и долгое время тиранизирует все
другие силы. Оно, наконец, становится «страстью в себе».

612. Надо снова завоевать для познающего право на силь
ные аффекты после того, как самоотречение и культ «объек
тивного» создали в этой сфере ложный порядок рангов!




nietzsche.pmd 341 22.12.2004, 0:06
Black
Ошибка особенно обострилась, когда Шопенгауэр начал 342
учить, что именно в освобождении от аффекта, от воли лежит
единственный путь к «истине», к познанию; интеллект, по
его мнению, свободный от воли, не может видеть ничего ино
го, кроме истинной, действительной сущности вещей.
Та же ошибка in arte1 — как будто все будет прекрасным,
если только созерцать его без участия воли.

613. Соревнование аффектов и господствование одного
аффекта над интеллектом.

614. Очеловечить мир, т. е. чувствовать себя в нем все бо
лее и более властелином.

615. Познание у существ высшего рода выльется в новые
формы, которые сейчас еще не нужны.

616. Что ценность мира лежит в нашей интерпретации (что
может быть возможны где нибудь еще и другие интерпре
тации, кроме человеческих); что бывшие до сих пор входу
интерпретации суть перспективные оценки, с помощью ко
торых мы поддерживаем себя в жизни, т. е. в воле к власти,
в росте власти; что каждое возвышение человека ведет за со
бою преодоление более узких толкований; что всякое дос
тигнутое усиление и расширение власти создает новые пер
спективы и заставляет верить в новые горизонты — эти мы
сли проходят через все мои сочинения. Мир, поскольку он
имеет для нас какое либо значение, ложен, т. е. не есть нечто фак
тическое, но лишь толкование и округление скудной суммы
наблюдений; он «течет», как нечто становящееся, как по
стоянно изменяющаяся ложь, которая никогда не прибли
жается к истине, ибо никакой «истины» нет.

617. Сводка сказанного:
Сообщать становлению характер сущего — это есть выс
шая воля к власти.
Двойная фальсификация, со стороны чувств и со сторо
ны духа, в целях сохранить мир бытия, неизменного, рав
ноценного и т. д.

1
в искусстве (лат.).




nietzsche.pmd 342 22.12.2004, 0:06
Black
Что все возвращается, это есть крайняя степень при
343
ближения мира становления к миру бытия — вершина созерцания.
Из ценности, которая придается бытию, выводится
принцип новой оценки




осуждение и недовольство миром становления; после того
как был изобретен мир бытия.
Метаморфозы сущего (тело, Боги, идеи, законы при
роды, формулы и т. д.).
«Сущее» как иллюзия; обращение ценностей, иллюзия
(кажущееся) было тем, что сообщало ценность.
Познание в себе при становлении невозможно; как же
возможно вообще познание? Как заблуждение относительно
самого себя, как воля к власти, как воля к обману, к иллюзии.
Становление как вымысел, воля, самоотрицание, пре
одоление себя, никакого субъекта нет, лишь деятельность,
творческое полагание, никаких «причины и действия».
Искусство как воля к преодолению становления, как
«увековечивание»; но оно — близоруко, смотря по перспек
тиве; оно как бы повторяет в малом тенденцию целого.
Рассматривать то, что являет нам всякая жизнь как умень
шенную формулу для тенденции целого: отсюда новое оп
ределение понятия «жизни», как воли к власти.
Вместо «причины и следствия» — борьба становлений
друг с другом, часто с поглощением противника; нет опре
деленного числа становлений.
Непригодность старых идеалов для истолкования все
го происходящего, после того как мы познали их животное
происхождение и полезность; все эти идеалы, сверх того,
противоречат жизни.
Непригодность механических теорий,— они произво
дят впечатление бессмысленности.
Весь идеализм былого человечества стоит на пути к пре
вращению в нигилизм, в веру в полное отсутствие какой либо
ценности, т. е. в бессмысленность.
Уничтожение идеала — новая пустыня; новые приемы,
которые дали бы нам возможность выдержать это; мы — ам
фибии.
Предпосылка: мужество, терпение, никакого «возвра
та», никакой горячности в движении вперед. (NB. Зарату
стра, всегда пародировавший прежние ценности, опираясь
на избыток своих сил).




nietzsche.pmd 343 22.12.2004, 0:06
Black
344


ii.


[1. Механистическое истолкование мира]

618. Из всех истолкований мира, которые пытались дать до
сих пор, механистическое, по видимому, успело завоевать пер
вое место. Оно, видимо, имеет на своей стороне все симпа
тии; и никакая наука не верит в свой собственный прогресс
и успех, если он завоеван не при помощи механистических
процедур. Всем известны эти процедуры: отбрасывают, на
сколько это возможно, «разум» и «цели»; показывают, что
при условии достаточного количества времени все может
произойти из всего; не скрывают злорадной усмешки каж
дый раз, как снова удается свести какую нибудь кажущуюся
преднамеренность в судьбе растения или белка к давлению
и толчку; короче говоря,— если позволено в таком серьез
ном деле шутливое выражение — поклоняются принципу
наибольшей глупости. Между тем как раз у избранных умов,
принимающих участие в этом движении, можно заметить
какое то предчувствие, какое то беспокойство, как будто в
их теории есть прореха, в которую раньше или позже вся
эта теория должна окончательно провалиться. Я говорю о
той прорехе, за которую хватаются1, когда находятся в ве
личайшей крайности. Давление же и толчок сами не подда
ются «объяснению», от actio in distans2 избавиться невозмож
но; вера в самую возможность объяснения утрачена и при
ходится с брюзгливой миной сознаться, что возможно лишь
описание, а не объяснение, что динамическое истолкова
ние мира, с его отрицанием «пустого пространства», с его
атомами уплотнениями в скором времени овладеет умами
всех физиков, причем, правда, к силе придется присоеди
нить еще какое то внутреннее свойство.

1
Игра словом «Loch»* (Прим. ред.).
2
воздействие на расстоянии (лат.).
*
дыра, прореха (нем.).




nietzsche.pmd 344 22.12.2004, 0:06
Black
619. Восторжествовавшее понятие «сила», с помощью кото
345
рого наши физики создали Бога и мир, требует, однако, до
полнения: в него должна быть внесена некоторая внутрен
принцип новой оценки




няя воля, которую я называю «волей к власти», т. е. ненасыт
ное стремление к проявлению власти или применение вла
сти, пользование властью как творческий инстинкт, и т. д.
Физики не смогут освободить свои принципы от «действия
на расстоянии»; точно так же и от отталкивающей силы (или
притягивающей). Ничто не поможет — придется рассмат
ривать все движения, все «явления», все «законы» только
как симптомы внутренних процессов и пользоваться для этой
цели аналогией человека. По отношению к животному воз
можно вывести все его влечения из воли к власти; точно
так же и все функции органической (жизни из одного это
го источника.

620. Была ли когда нибудь уже констатирована сила? Нет,
а только действия, переведенные на совершенно чужой язык.
Но регулярность в следовании одного за другим нас так изба
ловала, что мы не удивляемся тому, что в этом есть удивительного.

621. Сила, которую мы не можем себе представить, есть
пустое слово и не должна иметь права гражданства в науке;
точно так же, как и так называемые чисто механические
силы притяжения и отталкивания, задача которых сделать
для нас мир представляемым и ничего больше!

622. Давление и толчок суть нечто в высшей степени позд
нее, производное, неизначальное. Ведь они сами уже пред
полагают нечто, что связывает и что может давить и толкать!
Но откуда эта способность связывать?

623. В химии нет ничего неизменного — это только видимость,
простой школьный предрассудок. Это неизменное нами
опять таки заимствовано из метафизики, господа физики.
Мы самым наивным образом остаемся на поверхности, ког
да утверждаем, что алмаз тождествен с графитом и углем.
Почему? Просто потому, что мы не можем в этом случае при
помощи весов констатировать какой нибудь потери субстан
ции! Ну допустим, отсюда следует, что у них есть еще кое
что общее; но молекулярная работа при превращении, ко




nietzsche.pmd 345 22.12.2004, 0:06
Black
торую мы не можем видеть и взвесить, именно и делает из 346
одного вещества нечто другое — со специфически иными
свойствами.

624. Против физического атома. Чтобы понять мир — мы дол
жны быть в состоянии вычислить его: чтобы быть в состо
янии вычислить его — мы должны иметь постоянные при
чины — так как в действительности мы таких постоянных
причин не находим, то мы их выдумываем — таковы атомы.
Таково происхождение атомистики.
То, что мир поддается вычислению, что всякий про
цесс поддается выражению в формулах — разве в этом дей
ствительно заключается «понимание»? Что же было бы по
нято в музыке, если бы все, что в ней поддается вычисле
нию и может быть уложено в формулы, было бы действи
тельно вычислено? Затем измышлены «постоянные причи
ны», вещи, субстанции, следовательно нечто «безусловное»
— что этим достигнуто?

625. Механистическое понятие «движения» есть уже пере
вод оригинального процесса на зрительный и осязательный
язык знаков.
Понятие «атома», различие между «седалищем движу
щей силы и ею самой» есть язык знаков, заимствованный из
нашего логико психического мира.
Не в нашей власти изменять наши средства выраже
ния; понимание возможно лишь постольку, поскольку оно
является простой семиотикой. Требование адекватного спо
соба выражения не имеет смысла; сущность известного языка,
известного средства выражения составляет способность их
выражать только отношение… Понятие «истины» нелепо. Вся
область «истинного — ложного» имеет в виду только отно
шение между сущностями, а не «вещь в себе». Нет «сущнос
ти в себе» (только отношения конституируют сущности), как
не может быть и «познания в себе».

626. «Ощущение силы не может возникнуть из движения,
ощущение вообще не может возникнуть из движения». «В
пользу такого предположения говорит только кажущийся
опыт: в известной субстанции (мозг) при посредстве сооб
щенного ей движения (раздражения) создается — ощуще




nietzsche.pmd 346 22.12.2004, 0:06
Black
ние. Но создается ли? Разве можно считать доказанным, что
347
ощущения там раньше совсем не существовало? Так что его
появление должно было быть понять как творческий акт воз
принцип новой оценки




никшего движения? Что состояние этой субстанции лише
но ощущения — это только гипотеза! Не опыт! Ощущение,
следовательно, есть свойство субстанции — существуют ощу
щающие субстанции».
«Знаем ли мы, что известные субстанции лишены ощу
щений? Нет, мы только не знаем, есть ли у них таковые. Не

<< Пред. стр.

страница 42
(всего 110)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign