LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 41
(всего 110)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Вера в сущее оказывается лишь следствием: действитель
ное primum mobile1 есть неверие в становление, недоверие
к становлению, пренебрежение ко всему становящемуся…
Какой род людей рассуждает таким образом? Непро
дуктивный род, болезненный, утомленный жизнью. Если мы
представим себе противоположный род людей, то ему не
будет нужна вера в сущее; даже более того, он презирал бы
это сущее как мертвое, скучное, индифферентное…
Вера в то, что действительно есть, существует мир, та
кой, какой он должен был бы быть, это — вера непродуктив
ных, которые не хотят сами создать себе такой мир, каким
он должен быть. Они предполагают его уже существующим,
они ищут средства и пути, чтобы достигнуть его. «Воля к ис
тине» — как бессилие воли к творчеству.

Познавать, что нечто антагонизм
?
?
есть такое то или такое то между
? степенями силы
?
Сделать, чтобы нечто различных натур
?
стало таким то или таким то

1
первый двигатель, первотолчок (лат.).




nietzsche.pmd 331 22.12.2004, 0:06
Black
Фикция мира, который соответствует нашим желани 332
ям: психологические уловки и интерпретации, направлен
ные на то, чтобы все, что мы чтим и ощущаем как прият
ное, связать с этим истинным миром.
«Воля к истине» на этой ступени есть по существу ис
кусство интерпретации, для чего, конечно, надо иметь силу
интерпретировать.
Тот же вид человека, но ставший на одну ступень беднее,
уже не обладает силою интерпретировать и создавать фикции;
это — нигилист. Нигилист — это человек, который о мире, ка
ков он есть, того мнения, что он не должен был бы существо
вать, а о мире, каким он должен быть, полагает, что он не су
ществует. Поэтому существовать в таком мире (действовать,
страдать, желать, чувствовать не имеет никакого смысла: па
фос «тщетности» есть пафос нигилистов — при этом этот па
фос является для нигилистов еще и непоследовательностью.
Тот, кто лишен воли и силы,— не в состоянии вложить
в вещи свою волю, а вкладывает в них, по крайней мере,
какой нибудь смысл, т. е. верит, что воля в них уже есть.
Шкалой силы воли может служить то, как долго мы в
состоянии обойтись без смысла в вещах, как долго мы можем
выдержать жизнь в бессмысленном мире, потому что неболь
шую часть его мы сами организуем.
Философски объективный взгляд на вещи может поэто
му служить признаком скудости воли и силы. Ибо сила орга
низует близкое и ближайшее: «познающие» же, которые хо
тят лишь установить то, что есть, суть те, которые не могут
ничего установить так, как оно должно быть.
Художники представляют промежуточную ступень; они,
по крайней мере, создают подобие того, что должно быть,
они продуктивны в том отношении, что действительно изм
еняют, преобразовывают; не то, что познающие, которые
оставляют все, как оно есть.
Связь философов с пессимистическими религиями: тот же
самый вид людей (они приписывают высшую степень ре
альности наиболее высоко ценимым вещам).
Связь философов с моральными людьми и их мерилом цен
ности (моральное истолкование мира, как смысл его, когда
падает религиозное чувство).
Преодоление философов путем уничтожения мира сущего:
промежуточный период нигилизма, продолжающийся до




nietzsche.pmd 332 22.12.2004, 0:06
Black
тех пор, пока не появится сила изменить ценности и обого
333
творить и одобрить становление: кажущийся мир, как един
ственный.
принцип новой оценки




В. Нигилизм как нормальное явление может быть сим
птомом растущей силы или растущей слабости:
— отчасти оттого, что сила создавать и желать возра
стает в такой степени, что не нуждается более в общих тол
кованиях и во вкладывании смысла («ближайшие задачи», го
сударство и т. д.);
— отчасти оттого, что даже творческая сила, способ
ность влагать смысл слабеет, и господствующим состояни
ем является разочарование. Неспособность к вере в «смысл»,
«неверие».
Какой смысл имеет наука с точки зрения этих двух воз
можностей?
1) Она — или признак силы и самообладания, возможно
сти обойтись без целительного, утешающего мира иллюзий;
2) или она подкапывается, рассекает, разочаровывает,
ослабляет.

С. Вера в истину, потребность иметь опору в чем нибудь,
что считаешь истинным — психологическая редукция, неза
висимая от всех укоренившихся чувств ценности. Страх,
лень.
Равным образом неверие — редукция. В какой мере не
верие может приобрести новую ценность, если истинного
мира совсем не существует (при этом те чувства ценности,
которые до сих пор напрасно расточались на сущий мир,
делаются снова свободными).

586. «Истинный» и «кажущийся» мир
А. Соблазны, которые исходят от этих понятий, троя
кого рода:
— неизвестный мир: мы — искатели приключений, мы
любопытны, все известное как бы утомляет нас (опасность
понятия лежит в том, что инсинуируется, будто мы знаем
«этот» мир);
— другой мир, где все иначе: что то в нас все учитывает,
при этом наша тихая покорность, наше молчание теряют
свою ценность (быть может все еще будет хорошо, мы не




nietzsche.pmd 333 22.12.2004, 0:06
Black
напрасно надеялись…). Мир, где все иначе, где и мы сами — 334
кто знает? — имеем другое бытие…;
— истинный мир — это наиболее курьезная из всех про
делок и нападений, которым мы подвергаемся; в слово «ис
тинный» столь многое вкраплено; все это мы невольно пе
реносим на «истинный мир» — истинный мир должен быть
также и нелживым, таким, который нас не обманывает, не
дурачит; верить в него значит почти быть обязанным верить
(из приличия, как это бывает у порядочных людей).
*


— Понятие «неизвестного мира» инсинуирует нам, что
этот мир «известен» (что он скучен);
— Понятие «другой мир» инсинуирует нам, что мир мог
быть и иным,— оно упраздняет необходимость, фатум (бес
полезно покоряться, приспособляться);
— Понятие «истинный мир» инсинуирует нам, что этот
мир ложен, лжив, обманчив, бесчестен, что он — ненастоя
щий, не мир сущности, а следовательно, также не очень забо
тится о нашей пользе (не следует приспособляться к нему:
лучше противиться ему всеми силами).
*


Мы отвращаемся, следовательно, «от этого мира» в
трех отношениях:
— по отношению к нашему любопытству,— как будто бо
лее интересная часть где нибудь в другом месте;
— по отношению к нашей покорности,— как будто не не
обходимо покоряться,— как будто этот мир не представля
ет для нас последней необходимости:
— по отношению к нашей симпатии и уважению,— как
будто этот мир не заслуживает их, будучи порочным и не
добросовестным в отношении нас…
In summa: мы поднимаем троякий бунт; мы сделали
некоторый «х» основой критики «известного нам мира».

В. Первый шаг к благоразумию — понять, насколько мы ув
лечены на ложный путь, именно понять, что дело обстоит,
быть может, совсем наоборот:
а) неизвестный мир, быть может, наделен такими свой
ствами для того, чтобы приохотить нас к «этому» миру,—




nietzsche.pmd 334 22.12.2004, 0:06
Black
может быть он есть менее осмысленная и более низкая фор
335
ма бытия;
b) другой мир; оставляя даже в стороне предположение,
принцип новой оценки




что этот другой мир мог бы служить удовлетворению тех
наших желаний, которые не находят себе такового здесь,
может быть он входит в состав того многого, что делает для
нас этот мир возможным (познакомить нас с ним было бы
средством успокоить нас);
с) истинный мир; но кто же, собственно, сказал нам, что
кажущийся мир должен быть менее ценным, чем истин
ный? Не противоречит ли наш инстинкт такому взгляду?
Не создает ли себе вечно человек вымышленный мир по
тому, что он желает иметь лучший мир, чем мир реальный?
Прежде всего, как пришли мы к тому, что не наш мир есть
истинный? Во первых, тот другой мир может быть «ка
жущимся» (действительно, греки, например, воображали
себе царство теней, призрачное существование наряду с истин
ным существованием). И наконец, что дает нам право, так ска
зать, устанавливать степени реальности? Это уже нечто дру
гое, чем утверждать существование неизвестного мира, это
уже желание знать нечто о неизвестном. «Другой», «неизвес
тный» мир — хорошо, но говорить «истинный мир» — это
значит «что то знать о нем», это — противоречит принятию
«х» мира.
In summa: мир «х» может во всех смыслах быть скуч
нее, нечеловечнее, недостойнее, чем этот мир.
Дело обстояло бы иначе, если бы утверждалось, что су
ществуют «х» миры, т. е. целый ряд всяких возможных ми
ров помимо этого. Но это никогда не утверждалось.

С. Проблема: почему представление о другом мире всегда
клонилось к явной невыгоде или к критике «этого» мира —
о чем это свидетельствует?
А именно: народ, который гордится собою, который
находится в стадии подъема своей жизни, представляет
себе всякое ино бытие, как некоторое низшее, менее цен
ное бытие; он рассматривает чуждый, неизвестный мир как
своего врага, как свою противоположность, он не ощущает
никакого любопытства по отношению к нему, целиком от
клоняет это чуждое… Никакой народ никогда не признает,
что другой народ есть «истинный народ»…




nietzsche.pmd 335 22.12.2004, 0:06
Black
Уже то симптоматично, что возможно такое различе 336
ние, что принимают этот мир за «кажущийся», а тот — за
«истинный».
Очаги зарождения представления о «другом мире»:
— философ, который изобретает разумный мир, где
разум и логические функции адекватны — отсюда идет «истин
ный» мир;
— религиозный человек, который изобретает «божест
венный мир» — отсюда идет мир, «лишенный своего при
родного характеpa, противоестественный мир»;
— моральный человек, который вымышляет «свобод
ный мир» — отсюда идет «добрый, совершенный, справед
ливый, святой» мир.
Общее этим трем очагам зарождения есть психологичес
кая ошибка, смешение физиологических понятий.
Какими предикатами отмечен «другой мир», в том его
виде, как он действительно является в истории? Стигмата
ми философского, религиозного, морального предрассудка.
«Другой мир», как явствует из этих фактов,— синоним
не бытия, не жизни, не желания — жить…
Общий взгляд: инстинкт утомленного жизнью, а не ин
стинкт жизни, создал «другой мир».
Вывод: философия, религия и мораль — симптомы дека
данса.


[l) Биологическая ценность познания]

587. Может показаться, что я уклоняюсь от вопроса о «дос
товерности». Верно как раз противоположное; но, отыски
вая критерий достоверности, я поставил вопрос о том, ка
кими весами вообще до сих пор взвешивали, и понял, что
самый вопрос о достоверности есть уже зависящий вопрос,
вопрос второго ранга.

588. Вопрос о ценностях фундаментальнее вопроса о досто
верности, последний приобретает серьезное значение лишь
при предположении, что разрешен вопрос о ценности.
Бытие и иллюзия, при психологическом подсчете, не
дают еще никакого «бытия в себе», никаких критериев «ре
альности», но дают только степени иллюзорности, сообраз




nietzsche.pmd 336 22.12.2004, 0:06
Black
но мере влияния, которое мы признаем за той или другой
337
иллюзией.
Между представлениями и восприятиями ведется борь
принцип новой оценки




ба не за существование, а за господство, преодолеваемое
представление не уничтожается, но оттесняется или подчи
няется. В духовном мире нет уничтожения…

589.
«Цель и средство» ? как объяснения (не как
? факты) и, в известном
«Причина и следствие»
? смысле, может быть, и
«Субъект и объект»
«Деятельность и страдание» ? необходимые объяснения?
? (как «сохраняющие») —
«Вещь в себе и явление»
все это в смысле
воли к власти.

590. Наши ценности вложены в вещи путем толкования.
Разве есть какой нибудь смысл в том, что существует «в себе»?!
Разве смысл не есть всегда смысл отношения и перспектива?
Всякий смысл есть воля к власти (все смыслы отноше
ний сводятся к ней).

591. Потребность в «устойчивых фактах» — теория позна
ния: сколько в ней пессимизма!

592. Антагонизм между «истинным миром», каким его рас
крывает пессимизм, и миром, в котором возможно жить —
для этого надо проверить права истины. Необходимо при
мерить смысл всех этих «идеальных стремлений» к жизни,
чтобы понять, что представляет собственно этот антаго
низм: борьбу жизни болезненной, сомневающейся, цепля
ющейся за потустороннее с жизнью более здоровой, более
глупой, более изолгавшейся, более богатой, менее разло
жившейся. Следовательно, не «истина» борется с жизнью,
но один род жизни с другим. Но первый хочет быть высшим
родом! Здесь можно перейти к доказательству того, что не
обходим порядок рангов, что первой проблемой является
проблема распределения родов жизни в порядке их рангов.

593. Веру в то, что «это есть так то и так то» нужно превра
тить в волю, чтобы «это было так то и так то».




nietzsche.pmd 337 22.12.2004, 0:06
Black
[m) Наука] 338

594. Наука занималась до сих пор устранением бесконеч
ной путаницы вещей с помощью гипотез, которые все «объя
сняли», следовательно она возникла из отвращения интел
лекта к хаосу. Это самое отвращение охватывает и меня при
созерцании самого себя: я бы хотел образно представить себе
также и внутренний мир с помощью какой нибудь схемы и
подняться над интеллектуальной путаницей. Мораль была
таким упрощением, она представляла в своем учении челове
ка познанным, известным. Теперь мы уничтожили мораль —
мы снова стали для себя совершенно неясными! Я знаю, что я
ничего о себе не знаю.
Физика является благодеянием для души; наука (как
путь к знанию) получает новое обаяние после устранения
морали — и так как мы только здесь находим последователь
ность, то мы должны устроить свою жизнь так, чтобы нам
сохранить науку. В результате мы получим род практическо
го размышления об условиях нашего существования как позна
ющих.

595. Наши предпосылки: нет Бога; нет цели; сила — конеч
на. Мы должны остерегаться выдумывать и предписывать бо
лее низким необходимый для них способ мыслить!

596. Никакого «морального воспитания» человеческого рода;
но необходима принудительная школа научных заблуждений,
потому что «истина» внушает отвращение и отбивает охо
ту к жизни,— предполагая, конечно, что человек еще не стал
безвозвратно на свой путь и не несет с трагической гордо
стью все последствия своего неуклонного вывода.

597. Предпосылка научной работы — вера в солидарность и
непрерывность научной работы; так что каждая единица,
на каком бы незначительном месте она ни работала, может
верить, что работает не напрасно.
Больше всего парализует энергию напрасная работа,
напрасная борьба.
Накопляющие времена, когда люди запасаются теми
силами и средствами власти, которыми когда нибудь вос
пользуется будущее; наука как промежуточная станция, где




nietzsche.pmd 338 22.12.2004, 0:06
Black
находят свое естественное облегчение и удовлетворение
339
средние, более многогранные и более сложные существа,
все те, кому деятельность не по нутру.
принцип новой оценки




598. Философ отдыхает иначе и на другом, он отдыхает, на
пример, на нигилизме. Вера, что не существует никакой ис
тины, вера нигилистов,— величайшее отдохновение для то
го, кто как борец познания находится в постоянной борьбе
с целым рядом безобразных истин. Ибо истина безобразна.

599. «Бессмысленность совершающегося» — вера в нее есть

<< Пред. стр.

страница 41
(всего 110)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign