LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 4
(всего 110)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

будь еще успокоиться — стыдом перед самим собою, как буд
то самого себя слишком долго обманывал… Искомый смысл
мог бы заключаться в следующем: «осуществление» некое
го высшего нравственного канона во всем совершающем
ся, нравственный миропорядок; или рост любви и гармо
нии в отношении живых существ; или приближение к со
стоянию всеобщего счастья; или хотя бы устремление к
состоянию всеобщего «ничто» — цель сама по себе есть уже
некоторый смысл. Общее всем этим родам представлений
— предположение, что нечто должно быть достигнуто самим
процессом — и вот наступает сознание, что становлением
ничего не достигается, ничего не обретается… Следователь
но — разочарование в кажущейся цели становления как при
чина нигилизма: разочарование по отношению к вполне оп
ределенной цели, или вообще, сознание несостоятельнос
ти всех доныне существующих гипотез цели, охватываю

1
все понять, всепонимание (фр.).




nietzsche.pmd 33 22.12.2004, 0:06
Black
щих собой весь путь «развития» (человек более не соучастник, 34
тем паче — не средоточие становления).
Нигилизм как психологическое состояние наступает,
во вторых, тогда, когда во всем совершающемся и подо всем
совершающимся предполагается некая цельность, система,
даже организация: так что душа, жаждущая восхищения и
благоговения, упивается общим представлением некото
рой высшей формы власти и управления (если это душа ло
гика, то достаточно уже абсолютной последовательности и
реальной диалектики, чтобы примирить ее со всем…). Ка
кое либо единство, какая либо форма «монизма»: и как по
следствие этой веры — человек, чувствующий себя в тесной
связи и глубокой зависимости от некоего бесконечно пре
вышающего его целого — как бы modus1 божества… «Благо
целого требует самопожертвования отдельного»… и вдруг
— такого «целого» нет! В сущности человек теряет веру в
свою ценность, если через него не действует бесконечно
ценное целое: иначе говоря, он создал такое целое, чтобы
иметь возможность веровать в свою собственную ценность.
Нигилизм как психологическое состояние имеет еще
третью, и последнюю, форму. Если принять те два положения,
что путем становления ничего не достигается и что под всем
становлением нет такого великого единства, в котором ин
дивид мог бы окончательно потонуть, как в стихии высшей
ценности, то единственным исходом остается возможность
определить весь этот мир становления как морок и измыс
лить в качестве истинного мира новый — потусторонний на
шему. Но как только человек распознает, что этот новый
мир создан им только из психологических потребностей и
что он на это не имел решительно никакого права, возни
кает последняя форма нигилизма, заключающая в себе неве
рие в метафизический мир,— запрещающая себе веру в истин
ный мир. С этой точки зрения реальность становления при
знается единственной реальностью и воспрещаются всякого
рода окольные пути к скрытым мирам и ложным божествам
— но с другой стороны этот мир, отрицать который уже более
не хотят, становится невыносимым…
— Что же в сущности произошло? Сознание отсутствия
всякой ценности было достигнуто, когда стало ясным, что ни

1
образ, вид, преходящее свойство (лат.).




nietzsche.pmd 34 22.12.2004, 0:06
Black
понятием «цели», ни понятием «единства», ни понятием «ис
35
тины» не может быть истолкован общий характер бытия.
Ничего этим не достигается и не приобретается, недоста
европейский нигилизм




ет всеобъемлющего единства во множестве совершающе
гося: характер бытия не «истинен», а ложен… в конце кон
цов нет более основания убеждать себя в бытии истинного
мира… Коротко говоря: категории «цели», «единства», «бы
тия», посредством которых мы сообщили миру ценность,
снова изымаются нами — и мир кажется обесцененным…
2.
Положим, мы осознали, в какой мере нельзя более ис
толковывать мир посредством этих трех категорий, и что
вслед за этим признанием мир начинает утрачивать для нас
свою ценность,— в таком случае мы должны спросить себя,
откуда берет начало наша вера в эти три категории: — по
пробуем решить, нельзя ли отказать и им в нашем доверии!
Если нам удастся обесценить эти три категории, то доказан
ная неприложимость их к целому перестанет быть основа
нием к тому, чтобы обесценивать это целое.
Результат: вера в категории разума есть причина нигилиз
ма,— мы измеряли ценность мира категориями, которые
относятся к чисто вымышленному миру.
Конечный результат: все ценности, посредством кото
рых мы доныне сперва пытались сообщить миру ценность,
а затем ввиду их неприменимости к нему, обесценивали его —
все эти ценности, рассматриваемые психологически, суть
результаты определенных утилитарных перспектив, име
ющих ввиду поддержание и усиление идеи человеческой
власти, что ложно проецированы нами в существо вещей. Это
— все та же гиперболическая наивность человека: полагать себя
смыслом и мерой ценности вещей…

13. Нигилизм представляет собой патологическое промежу
точное состояние (патологична огромность обобщения, зак
лючение о полном отсутствии смысла), в данном случае либо
продуктивные силы не имеют еще надлежащей мощи, либо
декаданс еще медлит и его вспомогательные средства еще
не изобретены им.
Предпосылка этой гипотезы: нет никакой истины, нет аб
солютных свойств вещей, нет «вещи в себе».— Это само по
себе только нигилизм и притом крайний. Он видит ценность




nietzsche.pmd 35 22.12.2004, 0:06
Black
вещей именно в том, что этим ценностям не соответствует 36
и, вообще, не соответствует реальности, это лишь симпто
мы силы на стороне устанавливающих ценности, симптомы
упрощения в целях жизни.

14. Ценности и их изменения стоят в связи с возрастанием силы
лица, устанавливающего ценности. — Степень неверия и допус
каемой «свободы духа» — мерило возрастания силы.
«Нигилизм» как идеал высшего могущества ума, избытка
жизни, частью — разрушительный, частью — иронический.

15. Что есть вера? Как возникает она? Всякая вера есть при
знание чего либо за истинное.
Крайней формой нигилизма был бы тот взгляд, что
всякая вера, всякое признание чего либо за истинное неиз
бежно ложно, ибо вовсе не существует истинного мира. Следо
вательно — это иллюзия перспективы, источник которой заклю
чен в нас самих (поскольку мы постоянно нуждаемся в более
узком, сокращенном, упрощенном мире). Мерилом наших сил
служит то, в какой мере можем мы, не погибая от этого,
признать эту иллюзорность и эту необходимость лжи.
Такой нигилизм, как отрицание истинного мира, бытия, мог
бы быть божественным образом мысли.

16. Если мы и «разочарованные», то не по отношению к жиз
ни,— у нас лишь открылись глаза на «желательности» всех
видов. С насмешливой злобой смотрим мы на то, что назы
вается «идеалами», мы презираем себя лишь за то, что не
всегда можем подавить в себе то нелепое движение чув
ства, которое называется идеализмом. Дурная привычка силь
нее, нежели гнев разочаровавшегося.

17. [В какой мере нигилизм Шопенгауэра все еще являет
ся следствием того же идеала, который создал христианс
кий теизм?] Степень уверенности по отношению к высшим
объектам желаний, высшим ценностям, высшему совер
шенству была так велика, что философы исходили из нее a
priori1, как из абсолютной уверенности: «Бог» — на вершине, как
данная истина. «Уподобиться Богу», «слиться с Богом» — в

1
независимо от опыта, до опыта (лат.).




nietzsche.pmd 36 22.12.2004, 0:06
Black
продолжение тысячелетий это были самые наивные и убе
37
дительнейшие объекты желаний (но то, что убеждает, тем
самым еще не становится истинным — оно только убедитель
европейский нигилизм




но. Примечание для ослов).
Мы разучились признавать за этим строем идеалов так
же и персонифицированность, мы стали атеистами. Но разве
мы отреклись от самого идеала? — Последние метафизики,
по существу дела, все еще именно в нем ищут истинную
«реальность», «вещь в себе», по отношению к которой все
остальное имеет лишь кажущееся существование. Но догма
том их осталось то положение, что в виду явного несоответ
ствия нашего мира явлений сказанному идеалу,— мир этот
не есть «истинный» — и даже в основе своей не восходит к
тому метафизическому миру, как к своей причине. Безуслов
ное, поскольку оно есть высшее совершенство, не может
служить основой для всего условного. Шопенгауэру, кото
рый стремился доказать обратное, нужно было мыслить эту
метафизическую основу как нечто противоположное идеа
лу, как «злую, слепую волю»; как таковая, она могла затем
стать тем «являющимся», которое открывается в мире яв
лений. Но и этим путем он еще не отрекался от абсолютно
сти идеала, он только нашел лазейку…
(Канту казалась необходимой гипотеза «умопостигае
мой свободы», чтобы снять с ens perfectum1 ответственность
за данный характер этого мира,— одним словом, чтобы объяс
нить зло и грех: логика скандальная — для философа…)

18. Самый общий признак современной эпохи: невероятная убыль
достоинства человека в его собственных глазах. Долгое вре
мя он вообще — средоточие и трагический герой бытия;
затем он озабочен по меньшей мере тем, чтоб доказать свое
родство с решающей и ценной в себе стороной бытия — так
поступают все метафизики, желающие удержать достоин
ство человека верою в то, что моральные ценности суть кар
динальные ценности. Кто расстается с Богом, тот тем креп
че держится за веру в мораль.

19. Всякая исключительно моральная система ценностей
(напр. буддийская) приводит к нигилизму: это грозит Евро

1
существующего совершенства (лат.).




nietzsche.pmd 37 22.12.2004, 0:06
Black
пе! Думают обойтись одним морализмом, без религиозной 38
основы; но это неизбежный путь к нигилизму. В религии от
сутствует необходимость смотреть на нас самих как на твор
цов ценностей.

20. Вопрос нигилизма «зачем?» ведет происхождение от на
шей давней привычки, в силу которой цель казалась уста
новленной, данной извне, как требование,— именно неким
сверхчеловеческим авторитетом. После того, как мы разучились
верить в этот авторитет, мы все еще, по старой привычке,
ищем иного авторитета, который мог бы говорить с безуслов
ностью и предписывать нам задачи и цели. Авторитет совес
ти выступает теперь на первый план (чем мораль свободнее
от богословия, тем она становится повелительнее) как воз
мещение утраты личного авторитета. Или авторитет разума.
Или общественный инстинкт (стадо). Или, наконец, «история»
с неким имманентным духом,— история, имеющая цель в
себе, которой можно свободно отдаться. Мы хотели бы избег
нуть необходимости воли, воления цели, риска самим ставить
себе цель, хотели бы сложить с себя ответственность (мы
приняли бы фатализм). В конце концов, вот оно — счастье
и, с некоторой долей тартюфства, счастье большинства.
Мы говорим себе:
1) определенная цель вовсе не нужна;
2) предусмотреть ее невозможно.
Как раз теперь, когда нужна воля, причем в высшей мере
ее силы — она всего слабее и малодушнее. Абсолютное недоверие к
организующей способности воли для целого.

21. Совершенный нигилист.— Глаз нигилиста идеализирует в
сторону безобразия, творит предательство по отношению к
собственным воспоминаниям: он пренебрегает ими, дает
им оставить его, осыпаться, он не ограждает их от той мер
твенно бледной окраски, которую бессилие разливает на
все далекое и прошедшее. И то, чего нигилист не делает по
отношению к себе самому, не делает он и по отношению к
прошлому всего человечества: он пренебрегает им.

22. Нигилизм. Он может иметь двоякое значение:
a) Как знак повышенной мощи духа — активный нигилизм.
b) Как падение и регресс мощи духа — пассивный нигилизм.




nietzsche.pmd 38 22.12.2004, 0:06
Black
23. Нигилизм — естественное состояние.
39
Он может быть показателем силы — мощь духа способ
на так возрасти, что ныне существующие цели («убеждения»,
европейский нигилизм




символы веры) перестанут соответствовать ей (верование,
в общем, именно и выражает собой принудительность не
которых условий существования, подчинение авторитету та
ких условий, при которых человеческое существо благоден
ствует, растет, приобретает власть…); с другой стороны ни
гилизм — показатель недостатка силы, способности вновь
творчески поставить себе некую цель, вопросить некое «за
чем», обрести новую веру.
Максимума относительной силы он достигает как наси
лие, направленное на разрушение: как активный нигилизм.
[Противоположностью его был бы усталый нигилизм,
утративший наступательность; его знаменитейшая форма —
буддизм, как пассивный нигилизм,] как знамение слабости:
сила духа может быть так утомлена, истощена, что все дотоле
существовавшие цели и ценности более не соответствуют ей
и уже не вызывают веры к себе,— что синтез ценностей и
целей (на котором покоится всякая мощная культура) рас
падается и отдельные ценности восстают одна на другую
(разложение),— что только все утешающее, целящее, успо
каивающее, заглушающее выступает на передний план под
разнообразными масками: религиозной или моральной, по
литической или эстетической и т. д.

24. Нигилизм есть не только размышление над «тщетнос
тью!» и не только вера в то, что все достойно гибели: он сам
помогает делу, сам губит. Это, пожалуй, и не логично, но ни
гилист не верит в необходимость быть логичным… Сие — со
стояние сильных умов и воль: таковым же невозможно оста
новиться на «нет» как на отвлеченном приговоре,— «нет» как
деяние вытекает из их природы. То, что приговором объяв
ляется не имеющим права на существование, вслед за тем
— уже действием приводится к несуществованию.

25. К генезису нигилиста. — Лишь поздно является мужество
признать то, что, собственно говоря, уже знаешь. Только не
давно я признался себе в том, что до сих пор был нигилис
том, та энергия и беззаботность, с которой я успешно под
вигался в своем нигилизме, заслоняла передо мной этот ос




nietzsche.pmd 39 22.12.2004, 0:06
Black
новной факт. Когда идешь к какой нибудь цели, то кажется 40
невозможным, чтобы «бесцельность как таковая» была тво
им основным догматом.

26. Пессимизм людей энергии: «Зачем?», являющееся после страш
ной борьбы, даже победы. Есть нечто, в тысячу раз более важ
ное, чем вопрос о том, хорошо ли нам или плохо — таков ос
новной инстинкт всех сильных натур — а отсюда и отноше
ние к вопросу о том, хорошо ли или плохо другим. Одним
словом, возможна некая цель, ради которой без колебания
приносят человеческие жертвы, идут на все опасности, берут
на себя все дурное, даже худшее: великая страсть.


[2. Дальнейшие причины нигилизма]

27. Причины нигилизма:
1) Не достает высшего вида человека, т.е. того, неисчерпа
емая плодотворность и мощь которого поддерживала в че
ловечестве веру в человека. (Достаточно припомнить, чем
мы обязаны Наполеону: почти всеми высшими надеждами
этого столетия).
2) Низший вид («стадо», «масса», «общество») разучился
скромности и раздувает свои потребности до размеров кос
мических и метафизических ценностей. Этим вся жизнь вуль
гаризуется: поскольку властвует именно масса, она тирани
зирует исключения из нее, так что эти последние теряют веру
в себя и становятся нигилистами.
Все попытки измыслить более высокие типы человека по
терпели неудачу («романтик»; художник, философ — и это не
смотря на усилия Карлейля придать им высшие моральные
ценности).
Противоборство высшим типам как результат.
Падение и ненадежность всех высших типов. Борьба про
тив гения («народная поэзия» и т. д.). Сострадание к низшим
и страждущим как масштаб величия души.
Нет философа, толкователя дела,— не только излагате
ля его в другой форме.

28. Неполный нигилизм, его формы: мы живем среди них.
Попытки избегнуть нигилизма, не переоценивая бывших до




nietzsche.pmd 40 22.12.2004, 0:06
Black
сего времени в ходу ценностей, приводят к обратному ре
41
зультату, обостряют проблему.
европейский нигилизм




29. [Способы одурманивать себя.] В глубине сердца не знать,
где исход? Пустота. Попытка преодолеть это состояние опья
нением — опьянение как музыка, опьянение как жестокость
в трагическом самоуслаждении гибелью благороднейшего,
опьянение как слепое и мечтательное увлечение отдельны
ми личностями и эпохами (как ненависть и т. д.).— Попытка
работать, не задумываясь, в качестве орудия науки; уметь
находить себе ряд маленьких наслаждений, между прочим
и в деле познания (скромность по отношению к самому се
бе); отказ от обобщений, относящихся к самому себе, воз
вышающийся до некоторого пафоса; мистика, сладостраст
ное наслаждение вечной пустотой; искусство «ради него са
мого» («Le fait»), «чистое познание» как наркотики против
отвращения к самому себе; кое какая постоянная работа, ка
кой нибудь маленький глупый фанатизм; все средства впере
межку, болезнь, вызванная общей неумеренностью (распут
ство убивает удовольствие).

<< Пред. стр.

страница 4
(всего 110)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign