LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 36
(всего 110)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

ном случае противоречия, есть необходимость биологичес
кая: инстинкт полезности, заставляющий нас умозаключать
так, как мы умозаключаем, живет в нашем теле, мы сами до
известной степени — этот инстинкт… Но какова же наив
ность выводить отсюда доказательство, что мы имеем тут




nietzsche.pmd 291 22.12.2004, 0:06
Black
«истину в себе»!.. Невозможность возражать доказывает 292
бессилие, но не «истину».

516. Мы не можем одно и то же и утверждать и отрицать:
это субъективный, опытный факт, в нем выражается не «не
обходимость», но лишь наша неспособность.
Если по Аристотелю, закон противоречия есть несомнен
нейший из законов, если он последнее и глубочайшее поло
жение, к которому сводятся все доказательства, если в нем
кроется принцип всех других аксиом — тем строже должны
мы взвесить, какие утверждения он в сущности уже предпо
лагает. Или в нем утверждается нечто, касающееся действи
тельности сущего, как будто это уже известно из какого
нибудь другого источника, а именно, что сущему не могут
быть приписываемы противоположные предикаты. Или же
закон этот хочет сказать, что сущему не следует приписы
вать противоположных предикатов. Тогда логика была бы
императивом, но не к познанию истинного, а к положению
и обработке некоего мира, который должен считаться для нас
истинным.
Короче говоря, вопрос остается для нас открытым:
адекватны ли логические аксиомы действительному, или
они лишь масштабы и средства для того, чтобы мы могли
сперва создать себе действительное, понятие «действитель
ности»? Но чтобы иметь возможность утверждать первое,
нужно было бы, как сказано, уже знать сущее; что решитель
но не имеет места. Это положение содержит в себе, следо
вательно, не критерий истины, но императив о том, что дол
жно считаться истинным.
Положим, что совсем не существует себе самому тож
дественного А, как его предполагает каждое положение ло
гики (а также и математики), что А было бы уже чем то ил
люзорным,— логика имела бы своим предположением чисто
кажущийся мир. На самом деле, мы верим в это положение
под впечатлением бесконечной эмпирии, которая как бы
постоянно его подтверждает. «Вещь» — вот что представля
ет собственно субстрат А; наша вера в вещи есть предпосыл
ка веры в логику. А логика, так же, как и атом, есть конст
рукция подобия «вещи»… Так как мы этого не понимаем и
делаем из логики критерий истинно сущего, то мы стоим уже
на пути к тому, чтобы признать за реальность все эти ипос




nietzsche.pmd 292 22.12.2004, 0:06
Black
таси: субстанцию, предикат, объект, субъект, действие и т.
293
д.; это значит создать концепцию метафизического мира,
т. е. «истинного мира» (а этот последний есть кажущийся мир,
принцип новой оценки




взятый еще раз…).
Первоначальные акты мышления — утверждение и от
рицание, почитание за истинное и почитание за неистин
ное, поскольку они предполагают не одну лишь привычку,
но и право вообще считать что либо за истинное или за не
истинное, уже проникнуты верой в то, что для нас возмож
но познание и что суждения действительно могут выразить ис
тину — коротко говоря, логика не сомневается в своем пра
ве высказать что либо об истинном в себе, (а именно, она
утверждает, что ему не могут принадлежать противополож
ные предикаты).
Здесь господствует грубое сенсуалистическое преду
беждение, что ощущения дают нам истину о вещах, что я не
могу в одно и то же время сказать об одной и той же вещи,
что она жестка и что она мягка. (Инстинктивный аргумент,
что «я не могу иметь сразу два противоположных ощуще
ния», совершенно груб и ложен).
Закон исключения противоречий в понятиях вытека
ет из веры в то, что мы можем создавать понятия, что поня
тие не только обозначает сущность вещи, но и схватывает
ее… Фактически логика имеет значение (как и геометрия и
арифметика) лишь по отношению к вымышленным сущнос
тям, которые мы создали. Логика есть попытка понять действи
тельный мир по известной созданной нами схеме сущего, правиль
нее говоря: сделать его для нас более доступным формулировке и
вычислению…

517. Допущение сущего необходимо, чтобы иметь возмож
ность мыслить и заключать: логика обладает лишь форму
лами для неизменного. А потому такое допущение не име
ло бы еще силы доказательства его реальности; «сущее» со
ставляет принадлежность нашей оптики. «Я» как сущее (не
затрагиваемое становлением и развитием).
Вымышленный мир субъекта, субстанции, «разума» и т. д.
необходим — в нас есть какая то регулирующая, упрощающая,
искажающая, искусно разделяющая сила. «Истина» есть воля
овладеть многообразием чувствований – разместить фено
мены по определенным категориям. При этом мы исходим




nietzsche.pmd 293 22.12.2004, 0:06
Black
из веры в «само в себе» вещей (мы принимаем феномены 294
за действительные).
Характер становящегося мира как неподдающийся фор
мулировке, как «ложный», как «себе противоречащий». Позна
ние и становление исключают друг друга. Следовательно, «по
знание» должно быть чем то другим; должна предшество
вать некоторая воля к созданию познаваемого; известного
рода становление само должно создать иллюзию сущего.

518. Если наше «я» есть для нас единственное сущее, по об
разу которого мы создаем или понимаем всякое другое су
щее — отлично! Тогда крайне уместно сомнение, не имеем ли
мы здесь дело с некоторой перспективной иллюзией,– кажу
щимся единством, в котором все смыкается, как на линии
горизонта. Взяв тело за руководящую нить, мы увидим чрез
вычайную множественность; методически допустимо поль
зоваться более доступным изучению, более содержательным
феноменом как руководящей нитью для понимания более
бедного по содержанию феномена. Наконец: если мы допу
стим, что все есть становление, познание возможно лишь на
основании веры в сущее.

519. Если есть лишь одно сущее — «я», и по его образу со
зданы все прочие «сущие», если, в конце концов, вера в «я»
стоит и падает вместе с верою в логику, т. е. в метафизичес
кую истинность категорий разума, если, с другой стороны,
«я» оказывается чем то становящимся, то…

520. Постоянные переходы от одного к другому не позво
ляют нам говорить об «индивиде» и т. д.; само «число» су
ществ изменчиво. Мы ничего не знали бы о времени и о дви
жении, если бы мы не были жертвами грубой иллюзии, что
мы видим «покоящееся» рядом с движущимся. Также мало
знали бы мы о причине и действии; а без ложной концеп
ции «пустого пространства» мы совсем не добрались бы до
концепции пространства. Закон тождества имеет своей
подкладкой ту «очевидность», что существуют одинаковые
вещи. Становящийся мир не может быть, в строгом смыс
ле, «понятым», «познанным»; лишь поскольку «понимаю
щий» и «познающий» интеллект находит налицо грубо со
зданный раньше мир, сколоченный из одних фикций, но




nietzsche.pmd 294 22.12.2004, 0:06
Black
пустивший прочные корни, лишь поскольку этот род иллю
295
зии служит поддержанию жизни, только постольку суще
ствует что то вроде «познания» — т. е. примерка более ран
принцип новой оценки




них и более поздних заблуждений друг к другу.

521. К «логической иллюзорности». Понятия «индивида» и
«рода» одинаково ложны и иллюзорны. «Род» выражает толь
ко тот факт, что множество сходных существ существуют
одновременно и что темп их дальнейшего роста и измене
ния на некоторое время замедлен, так что незначительные
продолжения и приращения игнорируются (фазис разви
тия, при котором процесс развития остается невидимым,
так что кажется достигнутым некоторое равновесие, и яв
ляется возможность ложного представления, что здесь дос
тигается известная цель и что развитие имело цель…
Форма считается за нечто устойчивое и, потому, более
ценное, но форма лишь изобретена нами; и как бы часто не
«достигалась та же самая форма»,— это не значит, что это
одна и та же форма; но всегда появляется нечто новое — и толь
ко мы, сравнивающие, включаем это новое, поскольку оно
похоже на старое, в единство «формы». Как будто должен
быть достигнут известный тип, предшествующий образо
ваниям и как бы заключающийся из них.
Форма, род, закон, идея, цель — здесь везде допускается
одна и та же ошибка, а именно та, что фикции предписыва
ется мнимая реальность (как будто происходящему прису
ще повиновение чему то); проводится искусственное раз
граничение в происходящем между тем, что действует, и
тем, на что направлено действие (оба эти «что» допущены
нами под давлением нашей метафизико логической догма
тики, а не вытекают из фактического положения дела).
Эту необходимость создавать понятия, роды, формы,
цели, законы («мир тождественных случаев») не следует по
нимать так, словно благодаря ей мы в состоянии фиксиро
вать истинный мир; но как необходимость устроить себе та
кой мир, при котором становится возможным наше суще
ствование: мы создаем при этом мир, который для нас ис
числим, упрощен, понятен и т. д.
Эта самая необходимость проявляется и в деятельнос
ти чувств, которую поддерживает рассудок путем упроще
ния, огрубления, подчеркивания и измышления, на кото




nietzsche.pmd 295 22.12.2004, 0:06
Black
рых основано всякое «узнавание», всякая возможность вза 296
имного понимания. Наши потребности до такой степени
точно определили наши чувства, что «один и тот же мир
явлений» постоянно повторяется для нас и через это полу
чает подобие действительности.
Субъективная необходимость, заставляющая нас ве
рить в логику, является выражением лишь того, что задол
го до того, как логика проникла в наше сознание, мы толь
ко и делали, что прилагали ее постулаты к происходящему, те
перь мы открываем эту необходимость в происходящем —
мы не можем уже иначе — и полагаем, что эта необходимость
представляет некоторое ручательство за «истину». Это мы
создали «вещь», «одинаковую вещь», субъект, предикат, дей
ствие, объект, субстанцию, форму после того, как весьма
долгое время занимались уравниванием, огрублением и уп
рощением. Мир представляется нам логичным, потому что мы
сами его сначала логизировали.

522. Основное решение. Мы верим в разум; а этот последний
есть не что иное, как философия «серых» понятий. Речь пост
роена в расчет на самые наивные предрассудки.
Мы вкладываем дисгармонию и проблемы в вещи, так
как мы мыслим только в форме речи, а поэтому верим в «веч
ную истину» нашего «разума» (напр., в субъект, предикат и
т. д.). Мы перестаем мыслить, как только отказываемся подчи
нять себя при этом принудительным формам языка, в лучшем
случае мы можем лишь усомниться, имеем ли мы здесь гра
ницу, которую мы не можем перейти!
Разумное мышление есть интерпретирование по схеме, от
которой мы не можем освободиться.


[f) Сознание]

523. Нет ничего ошибочнее, как делать из психических и
физических феноменов два лика, два откровения одной и
той же субстанции. Этим ничто не объясняется; понятие
«субстанция» совершенно непригодно, когда хотят что ни
будь объяснить. Сознание играет вторую роль, оно почти ин
дифферентно, излишне, осуждено: может исчезнуть и ус
тупить место полнейшему автоматизму.




nietzsche.pmd 296 22.12.2004, 0:06
Black
Когда мы наблюдаем лишь внутренние феномены, мы
297
похожи на глухонемых, по движению губ отгадывающих
слова, которых они не слышат. По явлениям внутреннего
принцип новой оценки




чувства мы заключаем о невидимых и других феноменах,
которые мы могли бы воспринимать, если бы наши сред
ства наблюдения были для того достаточны.
Для этого внутреннего мира у нас нет соответствен
но тонких органов, так что тысячекратную сложность мы
ощущаем как нечто единое и присочиняем причинность
там, где основание движения и изменения остается для нас
невидимым. Последовательность мыслей и чувств есть лишь
появление сих последних в сознании. Чтобы эти ряды име
ли что либо общее с причинной цепью, совершенно неве
роятно: сознание никогда не представляет нам образчика
причины и действия.

524. Роль «сознания». Весьма существенно, чтобы не ошиба
лись относительно роли «сознания»; оно развилось на почве
наших отношений к «внешнему миру». Напротив, направление,
т. е. надзор и попечение о взаимодействии телесных функ
ций не отражаются в нашем сознании; так же мало отража
ется и духовное накопление; а что для всего этого существу
ет высшая инстанция, в этом не может быть сомнения: не
что вроде руководящего комитета, где различные основные
вожделения подают свой голос и проявляют свою власть. «Удо
вольствие» и «неудовольствие» суть лишь намеки, посыла
емые нам из этой сферы; равным образом и акт воли; так
же и идеи.
In summa: То, что сознается, находится в зависимости
от причинных отношений, которые нам совершенно недо
ступны; последовательность мыслей, чувств, идей в созна
нии ничего не говорит о том, чтобы эта последовательность
была последовательностью причинной; но, с виду, это так,
и в высшей степени. На этой видимости мы построили все на
ше представление о духе, разуме, логике и т. д. (всего этого не су
ществует; это лишь вымышленные синтезы и единства), а
все это мы затем проецировали в вещи, за вещи!
Обыкновенно принимают само сознание за общий сен
сориум и высшую инстанцию, тогда как оно есть лишь средст
во взаимного общения — оно развилось из сообщения и в инте
ресах сообщения. «Сообщение» понимается здесь как обни




nietzsche.pmd 297 22.12.2004, 0:06
Black
мающее также воздействия внешнего мира на нас и наши 298
необходимые при этом реакции; в равной мере как и наши
воздействия на внешний мир. Сознание не есть руководство,
но лишь орган руководства.

525. Мое положение, сжатое в формулу, отзывающуюся ста
риной, христианством, схоластикой и всяким другим му
скусом: в понятии «Бог как дух» отрицается Бог как совер
шенство…

526. Там, где существует известное единство в группиров
ке, дух всегда принимается как причина этой координации:
для чего нет никаких оснований. Почему идея сложного
факта должна быть одним из условий этого факта? Или по
чему сложному факту должно предшествовать представле
ние как причина оного?
Мы будем остерегаться объяснять целесообразность с
помощью духа; нет никакого основания приписывать духу
свойство организовывать и систематизировать. Нервная си
стема имеет гораздо более обширное царство, мир сознания
только присоединен к ней. В общем процессе приспособ
ления и систематизации сознание не играет никакой роли.

527. Физиологи, так же как и философы, думают, что по
мере того как увеличивается ясность сознания, растет так
же и его ценность: наиболее ясное сознание, наиболее ло
гичное, холодное мышление считается первостепенным. Од
нако чем определяется эта ценность? В отношении проявле
ния воли наиболее полезным является наиболее поверхно
стное, наиболее упрощенное мышление — поэтому — могло бы и
т. д. (потому что оно допускает лишь небольшое число мо
тивов).
Отчетливость действия находится в антагонизме с даль
новидной и часто неуверенной в суждениях предусмотритель
ностью: последней руководит более глубокий инстинкт.

528. Главное заблуждение психологов: они принимают неясное
представление за низший род представлений, противопоста
вляемый ясному; но то, что удаляется из нашего сознания и
потому становится темным, может само по себе быть совер
шенно ясным. Неясность есть дело перспективы сознания.




nietzsche.pmd 298 22.12.2004, 0:06
Black
529. Чудовищные промахи:
299
1) бессмысленная переоценка сознания, из него делают
единство, существо «дух», «душа», нечто, что чувствует, мы
принцип новой оценки




слит, желает;
2) дух как причина,— везде, где является целесообраз
ность, система, координация;
3) сознание как высшая, достижимая форма, как выс
ший род бытия, как «Бог»;
4) воля, вносимая всюду, где есть действие;
5) «истинный мир» как духовный мир, как доступный
через посредство фактов сознания;
6) познание, где вообще оно есть, признается абсолют
ным как известная способность сознания.
Выводы:
— всякий прогресс сводится к прогрессу сознательно
сти; регресс — к увеличению бессознательности (бессозна
тельность считается падением во власть страстей и чувств
— озверением);
— с помощью диалектики люди приближаются к реаль
ности, к «истинному миру»; они отдаляются от него благода
ря инстинктам, чувствам, механизму… свести человека к ду
ху значит обоготворить его: дух, воля, добро — одно и то же;
— все доброе должно брать начало из духовности, долж
но быть фактом сознания;
— приближение к лучшему может быть лишь прогрес
сом сознательности;
— в росте бессознательного виделась подверженность
вожделениям и страстям: озверение.


[g) Суждение. Истинно — ложно]

530. Теологический предрассудок у Канта, его бессозна
тельный догматизм, его моралистическая перспектива —
как господствующая, направляющая, повелевающая.
Prwton yeudoj1: каким образом возможен факт позна

<< Пред. стр.

страница 36
(всего 110)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign