LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 35
(всего 110)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

не существует ничего материального, то не существует так
же и ничего нематериального. Понятие не заключает в себе
более ничего.
Никаких субъектов — «атомов». Сфера всякого субъек
та постоянно разрастается или сокращается, перемещается по




nietzsche.pmd 283 22.12.2004, 0:06
Black
стоянно и центр системы: в случае, когда он не в силах орга 284
низовать усвоенную массу, он распадается надвое. С другой
стороны, он может преобразовать более слабый субъект, не
уничтожая его, в подручную себе силу и до известной сте
пени образовать с ним вместе новое единство. Не «субстан
ция», но скорее нечто такое, что само в себе стремится к
усилению; и что хочет лишь косвенно «сохранить» себя (оно
хочет превзойти самого себя).

489. Все, что выступает в сознании как «единство» уже само
по себе чрезвычайно сложно — мы имеем всегда лишь види
мость единства.
Феномен тела наиболее богатый, отчетливый и осяза
тельный феномен; методически поставить его на первое
место, ничего не предрешая о его конечном значении.

490. Допущение единого субъекта, пожалуй, не является не
обходимым; может быть не менее позволительно принять
множественность субъектов, солидарные деятельность и
борьба которых лежат в основе нашего мышления и вообще
нашего сознания. Некоторого рода аристократия «клеток»,
в которых заложена власть? Конечно, только pares, которые
привыкли совместно управлять и умеют повелевать?
Мои гипотезы: Субъект как множественность.
Боль интеллектуальна и зависит от суждения «вредно»;
она проецирована.
Действие всегда «бессознательно»: найденная путем
умозаключения и представляемая причина проецируется,
следует во времени.
Удовольствие есть известный род боли.
Единственная сила, которая действительно существу
ет, того же свойства, что и воля, известный род командова
ния над другими субъектами, которые изменяются в зави
симости от последнего.
Постоянная бренность и неуловимость субъекта. «Смерт
ная душа».
Число как перспективная форма.

491. Вера в тело фундаментальнее веры в душу; последняя
возникла из ненаучных наблюдений над агонией тела (не
что такое, что его покидает). Вера в истинность снов.




nietzsche.pmd 284 22.12.2004, 0:06
Black
492. Исходная точка: тело и физиология; почему?
285
Мы приобретаем этим путем правильное представле
ние о свойстве нашего субъекта единства, именно как о пра
принцип новой оценки




вителе, стоящем во главе некоторого общества (не «жизнен
ных» или «душевных» сил), равным образом о зависимости
этих правителей от управляемых и от условий порядка ран
гов и разделения труда, определяющих возможности как
частей, так и целого.
Мы узнаем также, что живые единства непрерывно
возникают и умирают и что вечность не есть необходимое
свойство «субъекта»; равным образом, что борьба выража
ется также в повиновении и повелевании, а постоянно из
меняющееся установление границ власти есть свойство
жизни.
Некоторая неизвестность, в которой находится прави
тель относительно отдельных отправлений и даже беспо
рядков в среде управляемого им общества, принадлежит к
условиям, при которых вообще приходится управлять. Ко
роче говоря, мы научаемся ценить также и незнание, необ
ходимость видеть все в общих и грубых чертах, упрощение
и фальсификацию, перспективное. Самое же важное, что
бы нам была ясна однородность повелителя и подчиненных
как чувствующих, желающих, мыслящих — и чтобы мы на
учились заключать о субъективной, невидимой жизни вез
де, где мы видим или угадываем движение в теле. Движе
ние есть символика для глаза: она указывает на то, что не
что чувствуется, желается, мыслится.
Прямой расспрос субъекта о субъекте и всякое самоот
ражение духа имеют ту опасную сторону, что для деятель
ности духа могло бы быть полезно и важно истолковывать
себя ложно. Поэтому мы вопрошаем тело и отклоняем по
казания обостренных чувств; если хотите, можно сказать,
что мы присматриваемся, нельзя ли вступить непосред
ственно в сношение с подчиненными.


[d) Биология стремления к познанию. Перспективизм]

493. Истина есть тот род заблуждения, без которого некото
рый определенный род живых существ не мог бы жить.
Ценность для жизни является последним основанием.




nietzsche.pmd 285 22.12.2004, 0:06
Black
494. Невероятно, чтобы наше «познание» простиралось 286
дальше, чем это нужно в образе для сохранения жизни. Мор
фология показывает нам, как развиваются чувства, нервы,
а также и мозг в прямом отношении к трудности добывать
себе питание.

495. «Чувство истины» — если отвергается моральный ха
рактер положения «ты не должен лгать» — должно оправ
дать себя перед другим судом — в качестве средства для под
держания человека, как воля к власти. Также и наша любовь
к прекрасному есть воля, творящая образы, пластическая
воля. Оба чувства тесно связаны; чувство действительнос
ти есть средство получить в свои руки власть преобразовы
вать вещи по нашему усмотрению. Удовольствие творить и
преобразовывать есть коренное удовольствие! Мы можем
постичь лишь мир, который мы сами создали.

496. О многообразии познания. Ощущать отношение чего
либо ко многому «другому» (или такое же отношение цело
го вида) — значит ли это «познать» это «другое»! Данный
способ знать и познавать сам уже относится к условиям су
ществования; при этом опрометчиво было бы заключать,
что невозможны никакие другие роды интеллекта (для нас
самих) кроме того, который способствует нашему сохране
нию — это фактическое условие быть может только случайно,
а отнюдь не необходимо. Наш познавательный аппарат уст
роен не в целях «познания».

497. Наиболее твердо укоренившиеся априорные «исти
ны» в моих глазах суть только предварительные допущения,
напр., закон причинности или очень крепко усвоенные при
вычки веры, пустившие такие прочные корни, что не ве
рить в них — значило бы обречь род на гибель. Но разве в силу
этого они могут считаться истинами? Какой вывод! Как буд
то истина доказывается тем, что человек сохраняется!

498. В какой мере и наш интеллект также является след
ствием условий существования — мы не имели бы его, если
бы он не был нам необходим; и будь он нам нужен не таким —
если вообще допустить, что мы могли бы жить иначе — он
был бы не таким.




nietzsche.pmd 286 22.12.2004, 0:06
Black
499. «Мыслить» в примитивном состоянии (доорганичес
287
ком) — значит отстаивать известные формы, как у кристалла.
Самое существенное в нашем мышлении это включение.. но
принцип новой оценки




вого материала в старые схемы (Прокрустово ложе), урав
нивание нового.

500. Чувственные восприятия проецируются «наружу»:
«внутри» и «снаружи» — тут повелевает тело?
Та самая уравнивающая и вносящая порядок сила, ко
торая действует в идиоплазме, действует также и при ус
воении нами внешнего мира: наши чувственные восприя
тия являются уже результатом этого уподобления и приравни
вания по отношению ко всему прошлому в нас; восприятия
не следуют непосредственно за «впечатлением».

501. Все формы мышления, суждения, восприятия, как про
цессы сравнивания, имеют предпосылкой процесс «принятия
за равное» и, еще раньше, уравнивания. «Уравнивание» — это
то же самое, что усвоение приобретенной материи у аме
бы. «Воспоминание» возникает позднее, поскольку уравни
вающее влечение является здесь уже укрощенным, тут раз
личие также сохраняется.
Запоминание как распределение по рубрикам и раз
мещение, активен — кто?

502. В отношении «памяти» нам следует переучиться: здесь
кроется наиболее сильное искушение допустить существо
вание «души», которая вне времени репродуцирует, вновь
познает и т. д. Но пережитое продолжает жить «в памяти»;
против того, что оно «появляется», я ничего не могу поде
лать, воля тут не причем, как и в появлении каждой мысли.
Случается нечто, что я сознаю; затем появляется нечто
сходное — кто его вызывает? кто его будит?

503. Весь познавательный аппарат есть абстрагирующий
и упрощающий аппарат — направленный не на познавание,
но на овладевание вещами: «цель» и «средство» так же далеки
от истинной сущности, как и «понятия». При помощи «це
ли» и «средства» овладевают процессом (измышляют про
цесс, доступный пониманию), а при помощи «понятий» —
«вещами», которые образуют процесс.




nietzsche.pmd 287 22.12.2004, 0:06
Black
504. Сознание, начинаясь совершенно внешним образом как 288
координация и осознание «впечатлений», вначале наиболее
удалено от биологического центра индивида; но это — про
цесс, который углубляется, делается все более внутренним,
непрерывно приближается к этому центру.

505. Наши восприятия, как мы их понимаем, это есть сум
ма всех тех восприятий, осознание которых полезно и суще
ственно для нас и для всего органического процесса, пред
шествовавшего нам, следовательно, не все восприятия во
обще (напр., неэлектрические); это значит: у нас есть чув
ства лишь для известного подбора восприятий — таких, ко
торые нам важны для нашего сохранения. Сознание присут
ствует лишь постольку, поскольку оно полезно. Нет сомнения в
том, что все восприятия чувств проникнуты суждениями о
ценности (полезно или вредно — следовательно, приятно
или неприятно). Каждый отдельный цвет выражает в то же
время известную ценность для нас (хотя мы и сознаем это
редко или лишь после долгого и исключительного воздей
ствия на нас одного и того же цвета, напр., узники в тюрь
ме или сумасшедшие). Поэтому насекомые реагируют на
разные цвета иначе: некоторые они любят, например, му
равьи.

506. Сначала образы — объяснить, как возникают образы в
уме. Затем слова, отнесенные к образам. Наконец понятия:
возможные лишь, когда существуют слова — соединение мно
гих образов в нечто невидимое, но слышимое (слово). Не
значительная эмоция, возникающая при «слове», следова
тельно при созерцании сходных образов, для которых суще
ствует слово — эта слабая эмоция и есть общее, лежащее в
основе понятия. Что слабые ощущения признаются одина
ковыми, ощущаются как тождественные, это основной факт.
Итак, смешение двух соседних, близких ощущений в конста
тировании этих ощущений; но кто же констатирует?
Вера есть нечто первоначальное уже в каждом чувствен
ном впечатлении; некоторое «утверждение» есть первая ин
теллектуальная деятельность!
Некоторое «утверждение истинности» в самом начале!
Как возникло «утверждение истинности»? Какое ощущение
кроется за «истинным»?




nietzsche.pmd 288 22.12.2004, 0:06
Black
507. Оценка: «я верю, что то или другое так, а не иначе» —
289
как сущность «истины». В оценках находят свое выражение
условия сохранения и роста. Все наши познавательные органы и
принцип новой оценки




чувства развились лишь применительно к условиям сохра
нения и роста. Доверие к разуму и его категориям, к диалек
тике, следовательно — высокая оценка логики доказывает
лишь проверенную на опыте полезность ее для жизни, но не
ее «истинность». Что должна существовать известная мас
са верований, что мы имеем право судить, что не допускается
сомнения относительно всех существенных ценностей,—
это предпосылки всего живущего и его жизни. Итак, что
нечто должно считаться за истину,— это необходимо, а не то,
что нечто есть истина.
«Истинный и кажущийся мир» — эту антитезу я свожу к
отношениям ценности. Мы проецировали условия нашего со
хранения как предикаты сущего вообще. Из того, что мы дол
жны обладать устойчивостью в нашей вере, чтобы преуспе
вать, мы вывели, что «истинный» мир не может быть из
менчивым и становящимся, а только сущим.


[e) Происхождение разума и логики]

508. Первоначально — хаос представлений. Представле
ния, которые гармонировали друг с другом, сохранились;
большая же часть их погибла и продолжает погибать.

509. Царство вожделений, из которого выросла логика;
стадный инстинкт как подкладка. Допущение одинаковых
случаев предполагает и «одинаковую душу». В целях соглаше
ния и господства.

510. К происхождению логики. Основное влечение все урав
нивать и всюду видеть одинаковость модифицируется, сдер
живается в известных границах полезностью и вредом, а
также успехом; получается известное приспособление этого
влечения, более умеренная степень, в которой мы можем
удовлетворять эту склонность, не отрицая при этом жизни
и не подвергая ее опасности. Весь этот процесс совершен
но соответствует тому внешнему механическому процессу
(который служит его символом), в котором плазма, все ус




nietzsche.pmd 289 22.12.2004, 0:06
Black
военное ею, непрерывно уподобляет себе и размещает в 290
свои формы и ряды.

511. Равенство и сходство.
1) Более грубый орган видит много кажущихся равенств.
2) Дух желает равенства, т. е. стремится включить чув
ственное впечатление в уже имеющийся налицо ряд; так же
как тело ассимилирует неорганическое.
К пониманию логики: воля к равенству есть воля к власти
— вера, что нечто таково то и таково (сущность суждения),
есть следствие воли, направленной на то, что должно быть
как можно более равного.

512. Логика связана с допущением, что существуют тожде
ственные случаи. На самом деле, для того, чтобы мыслить и
умозаключать логически, необходимо предположить, что это
условие выполнено. Это значит: воля к логической истине
может быть успешно осуществлена лишь в том случае, если
будет допущено некоторое принципиальное искажение все
го совершающегося. Из этого следует, что здесь действует
инстинкт, которому доступны оба средства, а затем после
довательное проведение своей точки зрения: логика не име
ет своим корнем воли к истине.

513. Сила изобретения, которая измыслила категории, дей
ствовала в интересах известной потребности, а именно по
требности в точности, быстрой передаче путем знаков и
звуков, путем средств сокращения; дело идет не о метафи
зических истинах, когда говорят о «субстанции», «субъекте»,
«объекте», «бытии», «становлении». Могучие — вот кто дал си
лу закона именам вещей, и среди могучих были те величай
шие художники абстракции, которые создали категории.

514. Известный вид морали, известный образ жизни, про
веренный и оправданный путем долгого опыта и искуса, при
нимают в конце концов в нашем сознании форму закона, фор
му известного веления. И, тем самым, с моралью сливается
вся группа родственных ценностей и состояний; она стано
вится почтенной, неприкосновенной, священной, истин
ной; то, что ее происхождение забывается, это — свойство
ее развития… Это знак того, что она сделалась властной…




nietzsche.pmd 290 22.12.2004, 0:06
Black
Совершенно то же самое произошло, быть может, и с
291
категориями разума: последние после долгого нащупывания
и поисков доказали свою относительную полезность. Насту
принцип новой оценки




пил момент, когда их слили вместе, осознали как некото
рое целое и тогда они стали велением, т. е. они действова
ли, повелевая… Отныне они считались априорными, незави
симыми от опыта, неопровержимыми. И все таки они, быть
может, ничего не выражают, кроме некоторой определен
ной расовой и родовой целесообразности, только в их по
лезности — их «истинность».

515. Не «познавать», но схематизировать, придать хаосу
столько регулярности и форм, сколько потребно для наших
практических целей.
В образовании разума, логики, категорий определяю
щей являлась потребность,— потребность не «познавать»,
но субсуммировать, схематизировать в целях взаимного по
нимания, в целях учета (приспособление, измышление по
добного, одинакового, т. е. тот же процесс, который проде
лывает каждое чувственное впечатление, характеризует и
развитие разума!). Здесь не действовала какая нибудь пред
существовавшая «идея», но полезность, т. е. то, что вещи под
даются учету и делаются доступными тогда, когда мы их ви
дим грубыми и одинаково организованными… Целесообраз
ность разума есть следствие, но не причина: при всяком
разуме иного рода, зачатки которого встречаются постоян
но, жизнь не удается,— она делается неудобной для обозре
ния, слишком неравномерной.
Категории суть «истины» лишь в том смысле, что они
обусловливают нашу жизнь: эвклидово пространство, на
пример, есть такая условная «истина». (Точнее говоря: так
как никто не станет прямо утверждать, что существование
людей необходимо, то разум, как и эвклидово пространство,
есть просто идиосинкразия известных пород животных, и
притом рядом со многими другими…)
Субъективная необходимость, не допускающая в дан

<< Пред. стр.

страница 35
(всего 110)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign