LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 32
(всего 110)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

каких добродетелей, требующих жестов. Нивелирование
себя также и в добродетели: предельное бесстрастие.

1
апатия (греч.).
2
прострация (греч.).




nietzsche.pmd 257 22.12.2004, 0:06
Black
Пиррон, а с ним Эпикур, являются выразителями двух 258
форм греческого декаданса. Их роднила ненависть к диалек
тике и всяким актерским добродетелям — то и другое вмес
те звалось тогда философией. Намеренно ни во что не ста
вили то, что любили, выбирая для таких вещей самые обыч
ные и даже презрительные названия, изображая собой со
стояние, когда человек чувствует себя ни больным, ни здо
ровым, ни живым, ни мертвым… Эпикур наивнее, более
идиллик, благодарнее. Пиррон опытнее, зрелее, нигили
стичнее… Его жизнь была протестом против великого —
учения тождества (Счастье = добродетель = познание). Подлин
ная жизнь вырабатывается не наукой, мудрость не делает
«мудрым»… Подлинная жизнь не хочет счастья, не прини
мает счастье в соображение…

438. Борьба, предпринятая Эпикуром против «старой ве
ры» была, строго говоря, борьбой против предшествовавше
го христианства, борьбой против уже помраченного, омо
рализованного, проквашенного чувством вины, обветшало
го и больного древнего мира.
Не «испорченность нравов» древности, но как раз омо
рализирование ее было единственной предпосылкою по
беды христианства над древним миром. Нравственный фа
натизм (короче, Платон) разрушил язычество, переоценив
его ценности и отравив его невинность.
Мы должны же наконец понять, что разрушенное сто
яло выше того, что победило! Христианство возникло из
психологической извращенности, могло пустить корни лишь
на испорченной почве.

439. Научность — как дрессировка или как инстинкт? Я вижу
в греческих философах деградацию инстинктов. Иначе они
не могли бы заблуждаться до такой степени, полагая состоя
ние сознательности более ценным.
Интенсивность сознания стоит в обратном отношении к
легкости и быстроте церебральной передачи. Там господ
ствовало обратное мнение об инстинктах, что всегда являет
ся признаком ослабления инстинктов.
Действительно, жизнь полнее там, где она менее всего
сознательна (т. е. где не выступают ее логика, доводы, сред
ства, намерение, ее полезность). Возврат к фактическому




nietzsche.pmd 258 22.12.2004, 0:06
Black
bon sens1 к bon homme2, к «Маленьким людям» всех родов.
259
Справедливость и мудрость, накопленные в течение поколений,
не сознающие своих принципов, обнаруживающие даже
критика прежних высших ценностей




некоторый страх перед принципами. Требовать резонирую
щей добродетели — не резонно… Философ компрометирует
себя подобным требованием.

440. Если, благодаря упражнению, в течение целого ряда
поколений мораль как бы накопилась, а следовательно, на
коплялась и утонченность, предусмотрительность, храб
рость, добросовестность, то вся совокупная сила этой накоп
ленной добродетели излучается также и в ту сферу, в кото
рой справедливость реже всего проявляется — в сфере духов
ной. При всяком процессе сознания испытывается некото
рое стеснение организма; нужно испробовать что то новое,
ничто в достаточной мере не подготовлено к этому, явля
ется чувство затруднения, напряженности, повышенная
раздражимость — все это и есть осознание…
Гений заложен в инстинкт, точно так же, как и добро
та. Действуешь только тогда совершенно, когда действуешь
инстинктивно. Также и с моральной точки зрения, всякое
мышление, протекающее сознательно,— есть лишь некото
рое нащупывание почвы, чаще всего нечто обратное мора
ли. Научная честность служит вывеской, когда мыслитель
начинает резонировать. Можно сделать опыт, взвесить му
дрейших на чувствительнейших весах, заставив их высказы
ваться о морали…
Одно можно доказать — это то, что всякое мышление,
протекающее сознательно, соответствует и гораздо более
низкой ступени морали, чем мышление того же человека,
когда оно управляется инстинктами.

441. Борьба против Сократа, Платона, против всех сокра
товских школ имеет в своей основе глубокое инстинктив
ное сознание, что человека нельзя сделать лучше, внушая ему,
что добродетель есть нечто, подлежащее доказательству и
требующее обоснования… В конце концов у них все сводит
ся к ничтожному факту, что инстинкт борьбы вынудил всех

1
здравому смыслу (фр.).
2
доброму человеку (фр.).




nietzsche.pmd 259 22.12.2004, 0:06
Black
этих прирожденных диалектиков прославить свою личную 260
склонность, как наивысшее ее свойство, а прочие достоинства
считать обусловленными ею. Антинаучный дух всей этой
«философии»: она стремится оставаться во что бы то ни ста
ло правой.

442. Это поразительно. В начальном периоде греческой
философии мы наталкиваемся на борьбу против науки при
помощи некоторой теории познания, или скепсиса — и ради
чего? Все в интересах морали… (Ненависть к физикам и вра
чам). Сократ, Аристипп, мегарийцы, циники, Эпикур, Пир
рон, это — генеральный штурм познания во имя морали (не
нависть также и к диалектике). Проблема; они приближа
ются к софистам, чтобы отделаться от науки. С другой сто
роны, все физики настолько порабощены, что принимают
в основы своего учения схему истины, истинного бытия,
например: атом, четыре стихии (признание принципа по
степенного нарастания сущего ради объяснения множе
ственности и изменчивости). Учат презрению к объектив
ности интереса: возврат к практическому интересу, личной
полезности всякого познания…
Борьба против науки направлена против: 1) ее пафоса
(объективности), 2) ее средств (т. е. против ее полезности),
3) ее результатов (как имеющих детский характер).
Эта же борьба позже еще раз предпринята была церко
вью во имя благочестия, церковь унаследовала от древнос
ти весь ее арсенал. Теория познания играет здесь такую же
роль, как у Канта, как у индийцев… Не желают никаких стес
нений — желают, чтобы руки были развязаны для отыскания
своего «пути».
Против чего, собственно, они борются? Против обяза
тельности, закономерности, необходимости идти рука об
руку — они, повидимому, называют это свободой.
В этом находит свое выражение декаданс. Инстинкт
солидарности настолько выродился, что солидарность ощу
щают как тиранию. Они не хотят никакого авторитета, ни
какой солидарности, никакого включения в строй с его не
благородной медленностью движений. Им ненавистен по
ступательный ход науки, им ненавистно нежелание при
быть к цели, выдержка, личный индифферентизм челове
ка науки.




nietzsche.pmd 260 22.12.2004, 0:06
Black
443. Мораль, в своей основе, враждебна науке: уже Сократ
261
так настроен, и именно потому, что наука придает важное
значение таким предметам, которые с «добром» и «злом»
критика прежних высших ценностей




не имеют ничего общего и, следовательно, уменьшают зна
чительность чувства «добра» и «зла». Ведь мораль хочет, что
бы к ее услугам был весь человек и все его силы. Ей кажется
расточительностью со стороны того, кто для расточитель
ности недостаточно богат, если он серьезно отдается расте
ниям и звездам. Поэтому с тех пор, как Сократ занес в на
уку болезнь морализирования, научность в Греции быстро
пошла под гору. Никто уже больше не поднимался на ту вы
соту, которой достигла мысль Демокрита, Гиппократа и Фу
кидида.

444. Проблема философа и ученого. Влияние возраста; при
вычки, действующие на психику угнетающе (домоседство
a la Кант; переутомление; недостаточное питание мозга;
чтение). Существеннее: не проявляется ли уже симптом де
каданса в самой склонности к такой всеобщности; объектив
ность как дисгрегация воли (умение оставаться вдали…). Это
предполагает безразличие по отношению к сильным вле
чениям (своего рода изоляция, исключительное положе
ние, борьба с нормальными влечениями).
Типичен разрыв с родиной, стремление все в более ши
рокие круги, растущий экзотизм, онемение старых импера
тивов, в особенности этот постоянный вопрос «куда?» («сча
стье») служит признаком разрыва с организационными фор
мами, перелома.
Возникает вопрос, представляет ли ученый в большей
мере симптом декаданса, чем философ? Как целое он не обо
соблен, только часть его исключительно посвящена позна
нию, вышколена для определенного угла зрения. Ему нуж
ны, для его дела, все добродетели сильной, здоровой расы,
большая строгость, мужество, мудрость. Он скорее симптом
высокой многосторонности культуры, чем ее усталости.
Ученый декаданса — плохой ученый. Между тем как философ
декаданса, по крайней мере до сих пор, слыл за типичного
философа.

445. Ничто так редко не встречается в среде философов
как интеллектуальная добросовестность. Возможно, что они




nietzsche.pmd 261 22.12.2004, 0:06
Black
утверждают как раз противоположное; вероятно они даже 262
и убеждены в этом, но все их ремесло обязывает их при
знавать только некоторые определенные истины. Они зна
ют, что им нужно доказать. Они, пожалуй, и видят признак
того, что они философы, в том, что сходятся относительно
этих «истин». Таковы, например, моральные истины. Но
вера в мораль еще не доказательство морали. Бывают слу
чаи — и философы представляют именно такой случай — ко
гда подобная вера просто безнравственна.

446. В чем же проявляется отсталость философа? В том, что
он принимает свои личные качества за необходимые и за
единственно ведущие к достижению «высшего блага» (на
пример, диалектика Платона). В том, что он располагает
всякого рода людей по лестнице степеней, постепенно воз
вышающихся до его собственного типа, который он счита
ет высшим.
Что он считает маловажным то, что ценится другими,
что роет пропасть между высшими жреческими ценностями
и ценностями светскими. Что он знает, что такое истина, что
такое Бог, что такое цель, что такое путь…
Типичный философ здесь является абсолютным догма
тиком. Если он чувствует потребность в скепсисе, то лишь
для того, чтобы приобрести право в самом главном для себя —
говорить как догматик.

447. Философ в борьбе со своими соперниками, например,
с наукой: тут он становится скептиком; тут он оставляет за
собой право на такую форму познания, которая, по его мне
нию, недоступна ученому. Тут он идет со жрецом рука об
руку, чтобы не возбудить подозрения в атеизме, материа
лизме. Всякое нападение на себя он считает нападением на
мораль, на добродетель, религию и порядок. Он умеет дис
кредитировать своих противников как «соблазнителей» и
«людей, ведущих подкопы», здесь он идет рука об руку с
властью.
Философ в борьбе с другими философами: он старает
ся вынудить их проявить себя в качестве анархистов, без
божников, противников авторитета.
In summa: поскольку он борется, он борется во всем как
жрец, как каста жрецов.




nietzsche.pmd 262 22.12.2004, 0:06
Black
[3. Истина и ложь философов]
263

448. Философия, определяемая Кантом как «наука о грани
критика прежних высших ценностей




цах разума»!!

449. Философия есть искусство находить истину — так учит
Аристотель. Против этого восстают эпикурейцы, использо
вавшие для своих целей сенсуалистическую гносеологию
Аристотеля; они относятся весьма иронически и отрицатель
но к поискам истины; «философия как искусство жизни».

450. Три великие наивности:
— познание как путь к счастью (как будто…);
— как путь к добродетели (как будто…);
— как путь к «отрицанию жизни», поскольку оно есть
путь к разочарованию (как будто…).

451. Как будто существует «истина», к которой можно бы
ло бы так или иначе приблизиться!

452. Заблуждение и незнание пагубны. Утверждение, что
истина достигнута и что с незнанием и заблуждением по
кончено — это одно из величайших заблуждений, какие толь
ко могут быть. Допустим, что этому поверили, тогда тем са
мым была парализована воля к изысканию, исследованию,
осторожности, испытанию. Сама эта воля может казаться
кощунством, именно как сомнение в истине…
«Истина», следовательно, пагубнее заблуждения и не
знания, потому что сковывает силы, направленные на про
свещение и познание.
А тут еще аффект лени становится на сторону «истины»
(«Мышление — это страдание, несчастье»!); равным образом
порядок, норма, счастье обладания, гордыня мудрости — все
это in summa суетное — удобнее повиноваться, чем исследовать;
гораздо приятнее думать: «я обладаю истиной,— чем видеть
вокруг себя один мрак. Прежде всего это успокаивает, дает
надежду, облегчает жизнь, это «улучшает» характер, посколь
ку уменьшается недоверие. «Душевный покой», «безмятежная
совесть» — все это изобретения, возможные только при ус
ловии, что истина существует. «По плодам их познаете их»…
«Истина» — есть истина, ибо она делает людей лучше… И да




nietzsche.pmd 263 22.12.2004, 0:06
Black
лее в том же духе — все доброе, успешное заносится на счет 264
истины.
Это служит показателем силы — счастье, довольство,
общее и частное благосостояние принимается как резуль
тат веры в мораль… Напротив неудачный исход нужно припи
сывать недостатку веры.

453. Причины заблуждения кроются как в доброй воле чело
века, так и в дурной. Он в сотне случаев закрывает глаза на
действительность, он фальсифицирует ее, чтобы не страдать
от своей доброй или дурной воли. Например, или судьбы
человека направляются Богом, или жалкий жребий его на
ходит свое объяснение в том, что это ниспослано и предопре
делено ради спасения души; такой недостаток «филологии»,
который для более тонкого интеллекта кажется некоторой
неопрятностью мышления, фальшью, в общем есть результат
влияния доброй воли. Добрая воля, «благородные чувства»,
«возвышенные состояния» в отношении употребляемых
ими средств являются такими же фальшивомонетчиками и
обманщиками, как и отвергаемые во имя морали и считающи
еся эгоистическими аффекты любви, ненависти и мести.
Ошибки — вот что человечеству обошлось дороже все
го, и, в общем, ошибки, проистекавшие из «доброй воли»,
оказались более всего вредными. Заблуждение, которое де
лает счастливым, пагубнее, чем то, которое непосредствен
но вызывает дурные последствия. Последнее изощряет,
делает недоверчивым, очищает разум; первое — усыпляет…
Прекрасные чувства, возвышенные порывы принадле
жат, говоря физиологически, к наркотическим средствам.
Злоупотребление ими ведет к тому же результату, что и зло
употребление любым другим опиумом — к нервной слабости…

454. Заблуждение — самая дорогая роскошь, какую человек
может себе позволить; но когда заблуждение является к тому
же, еще и физиологическим заблуждением, то оно стано
вится опасным для жизни. Что же, следовательно, дороже
всего обошлось человечеству, за что больше всего оно рас
плачивалось? За свои «истины», потому что все они в то же
время были заблуждениями in physiologicis1…

1
в естествоведении (лат.).




nietzsche.pmd 264 22.12.2004, 0:06
Black
455. Психологические смешения — потребность в вере смеши
265
вается с «волей к истине» (как, например, у Карлейля). Но
точно так же смешивают потребность безверия с «волей к ис
критика прежних высших ценностей




тине» (потребность разделаться с верой может вытекать из
сотни побуждений — оказаться правым в опоре с каким ни
будь «верующим»). Что вдохновляет скептиков? Ненависть к
догматикам — или потребность в покое, усталость, как у Пир
рона.
Выгоды, которых ожидали от истины, были выгодами,
вытекающими из веры в нее. Ибо взятая сама в себе истина
могла быть весьма мучительной, вредной, роковой. С дру
гой стороны нападали на «истину», когда ждали от победы
над ней известных выгод, например, свободы от господству
ющих властей.
Методику истины выводили не из мотивов истины, а
из мотивов власти, в стремлении к превосходству.
Чем доказуется истина? Чувством повышенной власти,
полезностью, неизбежностью, одним словом, выгодами, (т. е.
предпосылками о том, какова должна быть истина, чтобы
она пользовалась нашим признанием). Но это — предрассудок,
признак того, что речь идет вовсе не об истине.
Какое значение имеет, например, «воля к истине» у
Гонкуров? У натуралистов? Критика «объективности».
Для чего познавать, не лучше ли заблуждаться?. . Жела
ли всегда веры, а не истины. Вера создается при помощи
совершенно иных, противоположных средств, нежели мето
дика исследования, первая даже исключает последнюю.

456. Наличность известной степени веры является, в на
ших глазах, теперь доводом против того, во что веруешь —
еще более для знака вопроса относительно душевного здо

<< Пред. стр.

страница 32
(всего 110)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign