LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 31
(всего 110)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>



nietzsche.pmd 249 22.12.2004, 0:06
Black
(Платон — Калиостро в большом масштабе. Стоит только 250
вспомнить суждения о нем Эпикура; суждения Тимона, дру
га Пиррона. Может, добросовестность Платона стоит вне
сомнений?.. Но мы, по меньшей мере, знаем, что он хотел,
чтобы в качестве абсолютной истины возвещалось то, что
даже условно не представлялось ему самому истиной: а имен
но, отдельное существование «душ» и бессмертие каждой в
отдельности.)

429. Софисты — не что иное, как реалисты. Они формули
руют всеми принятые ценности и практику, возводя все это
в ранг ценностей. Они имеют мужество всех сильных ду
хом — сознавать свою имморальность.
Возможно ли поверить, что эти маленькие греческие
свободные города, готовые от злобы и зависти пожрать друг
друга, руководились принципами гуманности и справедли
вости? Можно ли упрекать Фукидида за ту речь, которую он
влагает в уста афинских послов, предлагавших мелийцам
погибнуть или сдаться?
Среди такой ужасной натянутости отношений говорить
о добродетели мог бы лишь настоящий Тартюф, или же че
ловек, стоящий в стороне, отшельник, беглец и странник,
ушедший из мира реальности… Все люди, отрицающие за
тем, чтобы самим сохранить возможность жить.
Софисты были греками; Сократ и Платон, ставшие на
сторону добродетели и справедливости, были евреями или
не знаю чем. Тактика, которой придерживается Грот для
защиты софистов, неверна: он хочет их возвести в людей
чести и знаменосцев морали, но их честь состояла в том,
чтобы не мистифицировать великими словами и доброде
телями…

430. Великая разумность в деле всякого морального воспи
тания всегда заключалась в том, что этим путем старались
обеспечить прочность инстинкта так, чтобы благие цели и
прекрасные средства, как таковые, оставались за порогом
сознания. Человек должен был научиться действовать так,
как солдат на учении. И действительно, эта бессознатель
ность есть необходимое условие всякого совершенства. Да
же математики оперируют над своими комбинациями бес
сознательно…




nietzsche.pmd 250 22.12.2004, 0:06
Black
Какое же значение имела, в таком случае, реакция Со
251
крата, который рекомендовал диалектику как путь к добро
детели и насмехался над моралью, которая не была в состо
критика прежних высших ценностей




янии логически оправдать себя? Но ведь последнее и есть
ее достоинство. Лишенная бессознательности — куда она мо
жет годиться!
Когда доказуемость была поставлена предпосылкой лич
ной добродетельности, то это ясно указало на вырождение
греческих инстинктов. Сами они — типы вырождения, все эти
«герои добродетели», мастера слов.
In praxi это обозначает, что моральные суждения отры
ваются от тех условий, которые их породили и при кото
рых только они и имеют смысл, от своей греческой и гре
ко политической основы и почвы, причем под видом их су
блимирования искажают их природу. Великие понятия «доб
ро», «справедливость» отрываются от тех предпосылок, с
которыми они неразрывно связаны, и, в качестве ставших
свободными «идей», делаются предметами диалектики. Ищут
скрытую за ними истину, принимают их за сущности или за
знаки сущностей: вымышляют мир, в котором они были на
месте и у себя.
In summa: неприличие это достигло своей вершины уже
у Платона… И вот необходимо было к этому еще изобресть
абстрактно совершенного человека — доброго, справедливо
го, мудрого (диалектика — одним словом), пугало антично
го философа, растение, оторванное от всякой почвы; чело
вечество без определенных руководящих инстинктов; доб
родетель, которая «доказывает» себя при помощи «дово
дов». Совершенно абсурдный «индивид» в себе! Противоесте
ственность высшего ранга!
Одним словом, извращение моральных ценностей по
влекло за собой образование вырождающегося человеческого
типа — типа «доброго», «счастливого», «мудрого». Сократ
представляет в истории ценностей момент глубочайшей из
вращенности.

431. Сократ. Эта перемена вкуса в сторону диалектики яв
ляется великим вопросительным знаком. Что собственно
произошло? Сократ, мещанин с головы до ног, который спо
собствовал укреплению этого вкуса, одержал в нем победу
над более благородным вкусом, вкусом благородных — чернь,




nietzsche.pmd 251 22.12.2004, 0:06
Black
при помощи диалектики, одержала победу. До Сократа диа 252
лектическая манера отвергалась во всяком хорошем обще
стве. Полагали, что она дискредитирует и предостерегали
от нее юношество. К чему это щегольство аргументациями?
Для чего собственно доказывать? Против чужих имелся ав
торитет. Приказывали — этого было достаточно. Между со
бою, inter pares, имело значение происхождение, тот же
авторитет, и, в конечном счете, «понимали друг друга»! Для
диалектики не оставалось места. Открытое высказывание
своих оснований также возбуждало недоверие. Во всех по
рядочных вещах их основания так резко не бросаются в
глаза. Было что то неприличное в этом раскрытии всей
подноготной. То, что может быть «доказано», небольшого
стоит. Что диалектика возбуждает недоверие, что она мало
убеждает — это, впрочем, чувствуют инстинктивно орато
ры всех партий. Ничто так быстро не утрачивает своей
силы, как диалектический эффект. Диалектика может го
диться только в случаях необходимой обороны. Нужно очутить
ся в затруднительном положении, нужно стоять перед не
обходимостью насильственно добиваться своего права — толь
ко тогда можно воспользоваться диалектикой. Евреи поэто
му и были диалектиками, Рейнеке Лис — тоже, Сократ — то
же. Дается в руки беспощадное орудие. Им можно тиранить.
Дискредитируют тем, что побеждают. Предоставляют сво
ей жертве доказывать, что она — не идиот. Делают людей
злобными и беспомощными, а сами, в это время, остаются
холодной торжествующей разумностью; обессиливают ин
теллект своего противника.
Ирония диалектики — это форма плебейской мести: уг
нетенные проявляют свою жестокость в этих холодных уда
рах ножом силлогизма…
Платон, как человек с чрезмерно повышенной чувстви
тельностью и мечтательностью, настолько поддался чарам
понятия, что невольно чтил и боготворил понятие как ка
кую то идеальную форму. Опьянение диалектикой: как созна
ние, что при ее помощи получаешь некоторое господство
над самим собой; как орудие воли к власти.

432. Проблема Сократа. Две крайности: трагический и сокра
товский образ мысли, если рассматривать их под углом зре
ния закона жизни.




nietzsche.pmd 252 22.12.2004, 0:06
Black
Насколько сократовский образ мысли был явлением
253
декаданса, настолько все таки человек науки был еще кре
пок здоровьем и силен, если судить по общему его укладу,
критика прежних высших ценностей




по его диалектике, деятельности и напряженному труду
(здоровье плебея, его злоба, его esprit frondeur1, его остро
умие, его Canaille au fоnd2, сдерживаемая уздой мудрости;
«безобразен»).
Поворот к безобразию: самовысмеивание, диалектическая
черствость, ум в качестве тирана над «тираном» (инстинк
том). Все у Сократа преувеличено, эксцентрично, карика
турно. Сократ — buffo3, одержимый инстинктами Вольтера.
Он открывает новый вид состязания; он первый учитель фех
тования в знатных афинских кругах; он представитель од
ной только высшей мудрости — он называет ее «добродетелью»
(он угадал в ней спасение; он не был по доброй воле мудрым,
это было de rigueur4 держать себя в руках, чтобы бороться при
помощи доводов, а не аффектов (хитрость Спинозы,— подав
ление аффектов заблуждений); он открыл, что можно изло
вить всякого, приведя его в состояние аффекта, что аффект
протекает нелогически; упражняться в самоосмеянии, что
бы в корне убить чувство злопамятства и мести.
Я пытаюсь понять, из каких частных, идиосинкратичес
ких состояний могла быть выведена сократовская пробле
ма, его уравнение: разум = добродетель = счастье. Этой не
лепой теорией тождества он околдовал античную филосо
фию, которая не могла уж больше выпутаться из этого со
стояния…
Абсолютное отсутствие объективных интересов — нена
висть к научности, идиосинкразия — ощущать себя как проб
лему. Слуховые галлюцинации у Сократа: болезненный эле
мент. Заниматься моралью труднее всего там, где дух богат
и независим. Каким образом Сократ стал мономаном мора
ли? «Практическая» философия всегда выступает вперед в
затруднительных положениях. Если главный интерес со
ставляют мораль и религия, то это признак тяжелого поло
жения вещей.

1
бунтарский дух (фр.).
2
природная низость (фр.).
3
клоун (итал.).
4
необходимо, обязательно (фр.)




nietzsche.pmd 253 22.12.2004, 0:06
Black
433. Мудрость, ясность, твердость и логичность как оружие 254
против необузданности влечений. Последние должны быть
опасны, угрожать гибелью, иначе какой смысл доразвить
мудрость до такой тирании. Из мудрости сделать тирана —
но в таком случае и влечения должны быть тиранами. Тако
ва проблема. Она была очень своевременна тогда. Разум =
добродетель = счастье.
Решение: греческие философы опираются на тот же
факт внутренних своих переживаний, как и Сократ: они на
расстоянии пяти шагов от эксцесса, анархии, разнузданно
сти — всего того, что характерно для человека декаданса. Для
них он был врачом — логика как воля к мощи, к самопод
чинению, к «счастью». Необузданность и анархия инстинк
тов у Сократа суть симптомы декаданса. Точно так же, как и
переизбыток логики и ясности разума. То и другое — откло
нение от нормы, то и другое — факты одного и того же по
рядка.
Критика: Декаданс выдает себя этой преувеличенной
заботой о «счастье» (т. е. о спасении души; это — состояние,
опознанное как состояние опасности). Фанатизм декаданса
в погоне за счастьем служит показателем патологической
подпочвы: то был вопрос жизни. Быть разумным или погиб
нуть — такая альтернатива стояла перед всеми ими. Мора
лизм греческих философов показывает, что они чувствова
ли себя в опасности.

434. Почему все свелось к комедиантству? Рудиментарная пси
хология, которая считалась только с сознательными момен
тами в человеке (как причинами), которая считала «созна
тельность» атрибутом души, которая за всяким действием
искала воли (т. е. намерения), могла ограничить свою зада
чу ответом, во первых, на вопрос: чего хочет человек? — счас
тья (нельзя было говорить «мощи»: это было бы безнрав
ственно); следовательно, во всяком действии человека зак
лючено намерение достигнуть этим действием счастья. Во
вторых, если на деле человек не достигает счастья, то где
причина? В ошибочном выборе средств. Какое средство безо
шибочно ведет к счастью? Ответ — добродетель. Почему добро
детель? Потому что она — высшая разумность и потому что
разумность не позволяет ошибиться в выборе средств; доб
родетель в качестве разума есть путь к счастью. Диалектика




nietzsche.pmd 254 22.12.2004, 0:06
Black
есть постоянное ремесло добродетели, ибо она исключает
255
всякое помрачение интеллекта, всякие аффекты.
В действительности человек ищет не «счастья». Удоволь
критика прежних высших ценностей




ствие есть чувство мощи: исключите аффект, и вы исклю
чаете те состояния, которые приносят с собой высшее чув
ство мощи и, следовательно, наслаждения. Высшая разум
ность — это холодное трезвое состояние, далекое от того,
чтобы приносить с собой то чувство счастья, которое свя
зано со всякого рода опьянением…
Древние философы боролись против всего того, что
опьяняет, что исключает абсолютную холодность и беспри
страстность сознания… Они были последовательны, исхо
дя из своей ложной предпосылки, что сознательность есть
высокое, высшее состояние, что она — необходимое условие
совершенства, между тем как справедливо как раз обратное.
Поскольку действуют воля и сознательность, постоль
ку ни в каком деле не может быть совершенства. Древние
философы были величайшими кропателями в деле практики,
ибо они сами теоретически обрекли себя на кропанье… На
практике все это кончалось комедиантством, и кто об этом
догадывался (как, например, Пиррон), заключал, как и все
и каждый, а именно, что в вопросах добра и справедливос
ти «маленькие люди» стоят выше философов.
Все более глубокие натуры древности питали отвраще
ние к философам добродетели. На них смотрели как на спор
щиков и комедиантов. (Мнение о Платоне как Эпикура, так
и Пиррона).
Вывод: в практике жизни, в терпении, добре и взаим
ной предупредительности маленькие люди стоят выше фи
лософов. Приблизительно таково же мнение Достоевско
го или Толстого о мужиках их родины: в своей практичес
кой жизни они более философы, они проявляют больше му
жества в своем преодолении необходимости…

435. К критике философа. Самообман философов и морали
стов, будто они не заражены декадансом потому, что борют
ся против него. Это не зависит от их воли, и сколько бы ни
отпирались, впоследствии все же обнаруживается, что они
были самыми сильными двигателями декаданса.
Возьмем философов Греции, например, Платона. Он
отвлек инстинкты от полиса, от состязания, от военной




nietzsche.pmd 255 22.12.2004, 0:06
Black
доблести, от искусства и красоты, от мистерии, веры в тра 256
дицию и предков… Он был обольстителем nobles1, его са
мого обольстил roturier2 Сократ… Он отрицал все предпо
сылки «благородных греков» старого закала, ввел диалек
тику в повседневный обиход, вступал в заговоры с тирана
ми, вел политику будущего и дал образец совершеннейше
го отклонения инстинктов от старого. Он глубок и страстен
во всем антиэллинском…
Они олицетворяют собой, один за другим, типичные
формы декаданса, эти великие философы: морально рели
гиозную идиосинкразию, анархизм, нигилизм, индиффе
рентность, цинизм, ожесточение, гедонизм, реакционность.
Вопросы о «счастье», «добродетели», «спасении души»
являются показателем физиологической противоречивости этих
натур упадка; их инстинктам не хватает устоя, не хватает
понятия куда?

436. Насколько диалектика и вера в разум основаны еще
на моральных предрассудках? У Платона мы, в качестве быв
ших обитателей некоторого интеллигибельного мира доб
ра, сохраняем еще заветы той поры; божественная диалек
тика, выросшая из добра, ведет ко всему доброму (следова
тельно, как бы «назад»). Ведь и Декарт представлял себе,
что в основном христиански этическом воззрении, опира
ющемся на веру в доброго Бога, как творца вещей, нелжи
вость Бога сама является порукой наших чувств, разума, ка
кое имели бы мы право доверять бытию! Что мышление
служит мерой действительности, что то, что не может быть
мыслимым, не существует — такое воззрение является гру
бым non plus ultra3 моральной доверчивости (к изначально
му принципу истины, лежащему в основе всех вещей), не
лепым по своей сущности утверждением, которому наш
опыт противоречит на каждом шагу. Мы вообще не можем
вовсе мыслить ничего так, как оно существует.

437. Настоящие греческие философы — это досократики (с Со
кратом кое что меняется). Все это знатные особы, сторо

1
дворян (фр.).
2
разночинец (фр.).
3
пределом, крайней степенью (лат.).




nietzsche.pmd 256 22.12.2004, 0:06
Black
нившиеся народа и общественной нравственности, много
257
странствовавшие, строгие, вплоть до угрюмости, с медлен
ным взором, не чуждые государственным делам и дипло
критика прежних высших ценностей




матии. Они предвосхищают у мудрецов все великие концеп
ции вещей; они сами представляют собой такую концепцию,
систематизируют себя. Ничто не дает лучшего представле
ния о высоте греческого духа, как это внезапное богатство
типов, как, это непроизвольно достигнутое совершенство
в деле выработки великих возможностей философского
идеала. Я вижу только еще одну оригинальную фигуру сре
ди позднейших философов — мыслителя запоздалого, но по
необходимости пришедшего последним — нигилиста Пирро
на: его инстинкт был враждебен тому, что выплыло на повер
хность,— сократовцам, Платону, артистическому оптимиз
му Гераклита (Пиррон через Протагора восходит к Демок
риту…).
Мудрая усталость: Пиррон. Жить среди низших, быть
низшим. Без гордыни. Жить просто; чтить и верить в то, во
что все веруют. Остерегаться науки и духа и всего того, что
предрасполагает к чванству… Быть простым, неописуемо тер
пеливым, беспечальным и кротким, отличаться ?p?qeia1, еще
более pra?thj2. Явившийся среди шума школ буддист Греции,
опоздавший, усталый, с протестом усталого против рвения
диалектиков, с безверием усталого в важность всех вещей. Он
видел Александра, он видел индийских кающихся. На таких
запоздалых и утонченных действует обольстительно все низ
кое, бедное, даже идиотское. Это наркотизирует, это выпря
мляет (Паскаль). С другой стороны, они в этой сутолоке и
близости с кем попало ощущают какую то теплоту. Они нуж
даются в теплоте, эти усталые… Преодолеть противоречие;
не нужно состязания; не нужно стремления отличиться; от
рицать греческие инстинкты (Пиррон жил со своей сестрой,
которая была повивальной бабкой). Облечь мудрость в плащ
бедности и нищеты, дабы она не выделила более человека,
исполнять самые низкие обязанности — отправляться на ба
зар продавать поросят… Сладость; ясность; безразличие; ни

<< Пред. стр.

страница 31
(всего 110)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign