LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 3
(всего 110)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>





nietzsche.pmd 21 22.12.2004, 0:06
Black
к власти»: нигилизма и морали. Известно, как неверно было 22
понято отношение автора именно к этим двум материям.
Быть может, именно слова «нигилизм», «имморализм», «не
моральность» («нигилистично», «неморально») подали глав
ным образом повод к недоразумению. Поэтому я еще раз
хочу подчеркнуть, что нигилизм и нигилистично ничего не
имеют общего с какой либо политической партией, но обо
значают то состояние, при котором отвергаются ценность
и смысл жизни, а равным образом и всякие идеалы. Столь
же мало общего имеют слова имморализм, неморальность
с половой невоздержанностью и распущенностью, как то
предположили пошлые, грубые и глупые люди, основыва
ясь на том, что в обыденной жизни эти слова иногда упот
ребляются в подобном смысле. Мой брат понимал под мо
ралью «систему оценок, соприкасающуюся с нашими жиз
ненными условиями». Против этой системы наших совре
менных оценок, не находящих себе оправдания в данных
физиологии и биологии, а потому противоречащих смыслу
жизни, обращены его термины «имморалист» и «немораль
ность». Быть может, было бы лучше, если бы он в этих це
лях установил и употреблял слова «аморализм» и «амораль
но», ибо несомненно много недоразумений было бы тем
предотвращено. В общем же мне хотелось бы еще подчерк
нуть, что критику наших современных моральных ценно
стей может себе позволить только такой высоко стоящий
философ, как Ницше, который всем своим жизненным по
ведением столь ясно доказал, что он не только совершен
нейшим образом осуществляет эти ценности, но стоит вы
ше их, почему и имеет право поставить себе еще более вы
сокую цель и еще более высокие требования. Подобные
цели и проблемы — удел весьма немногих; во всяком случае
для этого надо иметь, как он сам пишет: «Чистые руки, а не
грязные лапы».
Но прежде всего я должна еще раз обратить внимание
на то, что его философия имеет в виду распорядок рангов,
а не индивидуалистическую мораль: «стадное понимание
пусть и царит в стаде, но не переходит за пределы его». Но
он не только говорит, что мы должны быть глубоко благо
дарны морали за то, что она совершила в течение тысяче
летий, но он требует и безусловного признания святости
бывшей до сего времени в ходу морали. Тот, кто желает




nietzsche.pmd 22 22.12.2004, 0:06
Black
стать выше ее, должен за то нести и страшную ответствен
23
ность и доказать свое право на это незаурядными поступка
ми. Петер Гаст пишет об этом: «Ницше проповедует только
введение и предисловие




исключительным людям и предкам будущих исключитель
ных людей. До народа ему нет дела; для народа тысячи «мыс
лителей» вдосталь излагали свои мысли, а для более редких
почти никто. Правда, что косвенным путем, через посред
ство таких исключительных людей, дух Ницше проникнет
и в массы и очистит когда нибудь воздух от всего изнежи
вающего, ослабляющего, порочного в нашей культуре. Ниц
ше — нравственная сила первого ранга! Нравственнее, чем
все, что ныне называет себя нравственным!»
Быть может, также слова «стадо», «стадное животное»,
«стадная мораль» могли вызвать неприятное впечатление;
мой брат сам воспользовался случаем сказать по этому по
воду кое что в свое оправдание: «И сделал открытие, но это
открытие не из приятных: оно унизительно для нашей гор
дости. Как бы мы ни считали себя свободными, мы — свобод
ные духом,— ибо мы говорим здесь «между нами»,— но в нас
также живет чувство, которое все еще оскорбляется, когда
кто нибудь причисляет человека к животным; поэтому с моей
стороны представляется тяжким проступком и нуждается
в оправдании, что я постоянно бываю принужден говорить
о нас в терминах «стадо» и «стадные инстинкты».
Правда, он не считает нужным давать объяснения,
почему он выбрал именно эти термины и так обильно поль
зуется ими; я думаю только потому, что сам он (хотя он шут
ливо и утверждает противное) не находил в этих словах
ничего обидного: ведь выросли мы в религиозном кругу, а
в этом кругу «стадо» и «пастух» употребляются без всякого
связанного с ними унизительного смысла.
Да и вообще некоторые его выражения, которым он
часто придавал совершенно новый смысл, неоднократно
вызывали недоразумения, как, например, «злоба» и «злой».
В обоих этих словах прежде слышался оттенок чего то «ко
варного» и «дурного», между тем как он понимал под этим
нечто жесткое, строгое, и вместе с тем заносчивое,— но во
всяком случае также и некоторый повышенный строй души.
Поэтому он и пишет Брандесу: «Многие слова у меня про
питались совсем другими солями и для моего языка имеют
совсем другой вкус, чем для моих читателей».




nietzsche.pmd 23 22.12.2004, 0:06
Black
24
К сожалению, условия места принудили нас разделить
«Волю к власти» на две части и притом не особенно удачно,
так как меньшая часть третьей книги перешла при этом в
десятый том. Но тома девятый и десятый так тесно связа
ны между собой по своему содержанию, что должны быть
непременно прочитаны заодно; поэтому в конце концов без
различно, на каком делении остановиться.
Елизавета Ферстер Ницше
Веймар, август 1906 г.




nietzsche.pmd 24 22.12.2004, 0:06
Black
25
введение и предисловие




1.
Великие предметы требуют, чтобы о них молчали или го
ворили величественно: т.е. цинично и с непорочностью.

2.
То, о чем я повествую, это история ближайших двух столе
тий. Я описываю то, что надвигается, что теперь уже не
может прийти в ином виде: появление нигилизма. Эту исто
рию можно теперь уже рассказать, ибо сама необходимость
приложила здесь свою руку к делу. Это будущее говорит уже
в сотне признаков, это судьба повсюду возвещает о себе, к
этой музыке будущего уже чутко прислушиваются все уши.
Вся наша европейская культура уже с давних пор движется
в какой то пытке напряжения, растущей из столетия в сто
летие, и как бы направляется к катастрофе: беспокойно,
насильственно, порывисто; подобно потоку, стремящему
ся к своему исходу, не задумываясь, боясь задумываться.

3.
Говорящий здесь, наоборот, только и занят был до сих пор
тем, что задумывался: как философ и отшельник по инстин
кту, находивший свою выгоду в том, чтобы жить в стороне,
вне движения, терпеть, не торопиться, уже блуждавший
когда то по каждому из лабиринтов будущего; как дух вещей
птицы, обращающий назад свои взоры, когда он повествует о
грядущем; как первый совершенный нигилист Европы, но
уже переживший в себе до конца этот нигилизм,— имеющий
этот нигилизм за собой, вне себя.

4.
Ибо пусть не ошибаются относительно смысла заглавия, при
данного этому Евангелию будущего. «Воля к власти. Опыт
переоценки всех ценностей» — в этой формуле выражено
некое противоборствующее движение по отношению к прин
ципу и задаче,— движение, которое когда нибудь в будущем




nietzsche.pmd 25 22.12.2004, 0:06
Black
сменит вышесказанный совершенный нигилизм, но для
которого он является предпосылкой, логической и психологи
ческой, которая может возникнуть исключительно после него
и из него. Ибо почему появление нигилизма в данное время
необходимо? Потому, что все вещи, бывшие до сих пор в ходу
ценности сами находят в нем свой последний выход; пото
му, что нигилизм есть до конца продуманная логика наших
великих ценностей и идеалов,— потому, что нам нужно сна
чала пережить нигилизм, чтобы убедиться в том, какова в
сущности была ценность этих «ценностей»… Нам нужно ко
гда нибудь найти новые ценности…
Фридрих Ницше




nietzsche.pmd 26 22.12.2004, 0:06
Black
книга первая


европейский
нигилизм
Перевод Е. Герцык




nietzsche.pmd 27 22.12.2004, 0:06
Black
29

1. [К ]
К
европейский нигилизм




Нигилизм стоит за дверями: откуда идет к нам этот самый
жуткий из всех гостей?
1. Исходная точка — в ошибочном указывании на «бедст
венное состояние общества» или «физиологическое вырож
дение», или, пожалуй, еще на испорченность, как на причи
ны нигилизма. Нужда душевная, телесная, интеллектуаль
ная; нужда сама по себе решительно не способны породить
нигилизма (т. е. радикальное отклонение ценности, смыс
ла, желательности). Эти виды нужды претерпевают самые
разнообразные истолкования, в то время, как в одном впол
не определенном толковании — христианско моральном, зало
жен корень нигилизма.
2. Гибель христианства — от его морали (она неотдели
ма); эта мораль обращается против христианского Бога (чув
ство правдивости, высоко развитое христианством, начи
нает испытывать отвращение к фальши и изолганности всех
христианских толкований мира и истории. Резкий поворот
назад от «Бог есть истина» к фанатической вере «Все лож
но». Буддизм дела…).
3. Скепсис по отношению к морали является решаю
щим. Падение морального мироистолкования, не находяще
го себе более санкции, после того, как им была сделана по
пытка найти убежище в некоторой потусторонности: в пос
леднем счете — нигилизм. «Все лишено смысла» (невозмож
ность провести до конца толкование мира, на которое была
потрачена огромная сила, вызывает сомнение, не ложны
ли все вообще истолкования мира). Буддистская черта, стрем
ление в ничто. (Индийский буддизм не имеет за собой ко
ренного морального развития, поэтому в его нигилизме яв
ляется только неопределенная мораль: бытие как наказа
ние, комбинированное с бытием как заблуждением, следо
вательно заблуждение как наказание — моральная оценка).
Философские попытки преодолеть «морального Бога» (Ге
гель, пантеизм). Преодоление народных идеалов: мудрец;
святой; поэт. Антагонизм «истинного», «прекрасного» и «до
брого».
4. Против «бессмысленности» с одной стороны, против
моральных оценок с другой стороны: в какой мере вся на




nietzsche.pmd 29 22.12.2004, 0:06
Black
ука и философия были до сих пор под властью моральных
суждений? И не получается ли тут, в придачу, вражда со
стороны науки или антинаучности? Критика спинозизма.
В социалистических и позитивистических системах — вез
де задержавшиеся христианские оценки. Недостает крити
ки христианской морали.
5. Нигилистические следствия современного естество
знания (рядом с попытками бегства в потустороннее). Как
следствие занятия им — в конце концов саморазложение, по
ворот против себя, антинаучность. С Коперника человек ка
тится от центра в икс.
6. Нигилистические следствия политического и эконо
мического образа мыслей, где все «принципы» прямо мо
гут быть отнесены к актерству: веяние посредственности,
ничтожества, неискренности и т. д. Национализм. Анар
хизм и т. д. Наказание. Недостает искупляющего сословия и
человека; недостает оправдывателей.
7. Нигилистические выводы «истории» и «практических
историков», т. е. романтиков. Положение искусства: абсо
лютная неоригинальность его положения в современном
мире. Его помрачение. Так называемое олимпийство Гете.
8. Искусство и приуготовление нигилизма: романтика
(вагнеровское заключение Нибелунгов).




nietzsche.pmd 30 22.12.2004, 0:06
Black
i.


[1. Нигилизм как следствие бывшего до сих пор в ходу
толкования ценности бытия]

2. Что обозначает нигилизм? — То, что высшие ценности те
ряют свою ценность. Нет цели. Нет ответа на вопрос «зачем?»

3. Радикальный нигилизм есть убеждение в абсолютной не
состоятельности мира по отношению к высшим из призна
ваемых ценностей; к этому присоединяется сознание, что мы
не имеем ни малейшего права признать какую либо поту
сторонность или существование вещей в себе, которое бы
ло бы «божественным», воплощенной моралью.
Это сознание есть следствие возвращенной «правдиво
сти»; следовательно само оно — результат веры в мораль.

4. Какие преимущества представляла христианская мораль
ная гипотеза?
1) Она придавала человеку абсолютную ценность, в про
тивоположность его малости и случайности в потоке станов
ления и исчезновения.
2) Она служила адвокатам Бога, оставляя за миром, не
смотря на страдание и зло, характер совершенства, включая
сюда и «свободу» — зло являлось полным смысла.
3) Она полагала в человеке знание абсолютных ценно
стей и тем давала ему нечто важнейшее для адекватного по
знания.
4) Она охраняла человека от презрения к себе как к че
ловеку, от восстания с его стороны на жизнь, от отчаяния в
познании: она была средством сохранения.
In summa: мораль была великим средством для проти
водействия практическому и теоретическому нигилизму.

5. Но среди тех сил, которые взрастила мораль, была прав
дивость: она в конце концов обращается против морали, от




nietzsche.pmd 31 22.12.2004, 0:06
Black
крывает ее телеологию, ее корыстное рассмотрение вещей,— 32
и вот постижение этой издавна вошедшей в плоть и кровь
изолганности, от которой уже отчаялись отделаться, дей
ствует как стимул.
Мы констатируем теперь в себе потребности, насаж
денные долгой моральной интерпретацией, они представ
ляются нам ниже потребностью в неправде; с другой сто
роны, с ними, по видимому, связана ценность, ради кото
рой мы выносим жизнь. Этот антагонизм — не ценить того,
что мы познаем, и не быть более в праве ценить ту ложь, в ко
торой мы хотели бы себя уверить,— вызывает процесс раз
ложения.

6. Антиномия вот в чем: поскольку мы верим в мораль, мы
осуждаем бытие.

7. Высшие ценности, в служении которым должна была бы
состоять жизнь человека, в особенности тогда, когда они
предъявляют к нему самые тяжелые и дорого обходящие
ся требования, эти социальные ценности — дабы усилить их зву
чание, как неких велений Божьих,— были воздвигнуты над
человеком как «реальность», как надежда, как «истинный»
и грядущий мир. Теперь, когда выясняется низменный ис
точник этих ценностей, то и вселенная представляется нам
обесцененной, «бессмысленной»… но это только переходное
состояние.

8. Нигилистический вывод (вера в отсутствие ценностей)
как следствие моральной оценки; эгоистическое ненавистно
нам (даже при сознании невозможности неэгоистического);
необходимость нам ненавистна (даже при сознании невозмож
ности liberum arbitrium’a1 и «умопостигаемой свободы»).
Мы видим, что не достигаем той сферы, куда были вложе
ны ценности, но тем самым та другая сфера, в которой мы
живем, еще ни мало не выиграла в ценности: напротив того,
мы устали, ибо потеряли главное наше побуждение. «Досе
ле напрасно!»

9. Пессимизм как форма, предшествующая нигилизму.
1
права на свободу (лат.).




nietzsche.pmd 32 22.12.2004, 0:06
Black
10. Пессимизм как сила — в чем? В энергии его логики, как анар
33
хизм и нигилизм, как аналитика.
Пессимизм как упадок — в чем? Как изнеженность, как кос
европейский нигилизм




мополитическая сочувственность, как «tout comprendre»1 и
историзм.
Критическая напряженность: крайности выступают впе
ред и получают перевес.

11. Логика пессимизма — что влечет ее к крайнему нигилизму? По
нятие отсутствия ценности, отсутствия смысла: поскольку
моральные оценки скрываются за всеми другими высоки
ми ценностями.
— Результат: моральные оценки суть обвинительные приго
воры, отрицания, мораль есть отвращение от воли к бытию…

12. [Падение космологических ценностей]
1.
Нигилизм как психологическое состояние должен будет на
ступить, во первых, после поисков во всем совершающем
ся «смысла», которого в нем нет: ищущий в конце концов
падает духом. Нигилизм является тогда осознанием долго
го расточения сил, мукой «тщетности», неуверенностью, от
сутствием возможности как нибудь отдохнуть, на чем ни

<< Пред. стр.

страница 3
(всего 110)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign