LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 28
(всего 110)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

ному, оригинальному;
— В результате неудовольствие — значит омрачение мира
тех, кто рожден более сильным!
Стадное сознание, перенесенное в философию и рели
гию, так же как и свойственная ему боязливость.
Не говоря уже о психологической невозможности чис
то бескорыстного поступка!




nietzsche.pmd 225 22.12.2004, 0:06
Black
390. Мое заключение таково, что действительный человек 226
представляет гораздо более высокую ценность, чем «жела
тельный» человек какого либо из прежних идеалов; что все
«желательности» были в отношении к человеку нелепым и
опасным увлечением, с помощью которого отдельный вид
человека хотел бы предписать человеку в качестве закона
условия своего сохранения и роста; что всякая достигшая
господства «желательность» такого рода принижала до сих
пор ценность человека, его силу, его уверенность в будущем:
что ничтожество и скудная интеллектуальность человека
обнаруживается ярче всего даже и теперь,— тогда, когда он
желает; что способность человека создавать ценности была
до сих пор слишком мало развита для того, чтобы справить
ся с фактической, а не просто «желательной» ценностью че
ловека; что идеал был до настоящего времени, в действи
тельности, силой, клеветавшей на мир и человека, ядови
тым налетом на реальности, великим соблазном к ничто…

[d. « », «
», « »]

391. Масштаб, при помощи которого следует измерять цен
ность моральных оценок.
Незамеченный основной факт: противоречие между «мо
ральным совершенствованием» и повышением и укрепле
нием типа человек.
Homo natura1. «Воля к власти».

392. Моральные ценности как мнимые ценности в сравне
нии с физиологическими.

393. Размышление о самых общих принципах всегда запаз
дывает, например, последние «желательности» в отноше
нии человека никогда, собственно, не рассматривались фи
лософами как проблема.
При этом они наивно исходят из предположения о воз
можности «улучшения» человека как будто какая то интуи
ция избавила нас от вопроса, почему именно мы должны «улуч
шать» человека? В какой мере желательно, чтобы человек

1
душевный склад человека (лат.).




nietzsche.pmd 226 22.12.2004, 0:06
Black
становился добродетельнее? или умнее? или счастливее? Если
227
допустить, что мы еще не решили общего вопроса о «поче
му?» человека, то всякая такого рода задача лишена смысла;
критика прежних высших ценностей




и если желательно одно, то, как знать,— тогда, может быть,
нельзя хотеть другого? Совместим ли подъем добродетель
ности с одновременным ростом ума и понимания? Dubito1:
мне представится еще не раз случай доказать противопо
ложное. Разве добродетельность, в строгом смысле слова,
фактически до сих пор не была в противоречии со счасть
ем? Не нуждается ли она с другой стороны, в несчастии,
лишениях и самоистязании как в необходимом условии? И
если бы целью было наивысшее понимание, то не следовало
ли бы именно в силу этого отказаться от увеличения счас
тья? И предпочесть, в этом случае, в качестве средства к
пониманию опасность, приключение, недоверие, совраще
ние… И если искать счастья, то не следовало ли бы тогда
примкнуть к «нищим духа»?

394. Всеобщий обман и самообман в области так называе
мого морального исправления. Мы не верим в то, что чело
век может стать иным, если он уже не есть иной, т. е. если
он, как это довольно часто встречается, не представляет со
бой множественности личностей или, по меньшей мере,
множественности зачатков личностей. В этом случае дело
происходит так, что на передний план сцены выдвигается
другая роль, что «старый человек» отодвигается назад… Из
меняется лишь внешний вид, не сущность… Что кто нибудь
перестает совершать известные поступки, это простой fa
tum brutum2, который допускает самое различное толкова
ние. Этим путем не всегда достигается даже и то, чтобы
уничтожалась привычка к известным действиям, чтобы у
них была отнята всякая почва. Кто сделался преступником
по случайному стечению обстоятельств и склонности, тот
ни от чего не отучивается, а выучивается все новому, про
должительные же лишения действуют скорее как tonicum3
на его талант… Для общества, конечно, представляет инте
рес только то, чтобы кто либо не совершал больше извест

1
сомневаюсь (лат.).
2
бессмысленный рок (лат.).
3
укрепляющее (лат.).




nietzsche.pmd 227 22.12.2004, 0:06
Black
ных поступков; оно удаляет его для этой цели из тех усло 228
вий, при которых он может совершить известные поступ
ки — это во всяком случае умнее, чем пытаться достигнуть
невозможного, а именно: сломить фатальность его извест
ным образом сложившегося существа. Церковь,— а в этом
отношении она действовала лишь как преемница и наслед
ница античной философии,— исходя из иной меры ценно
сти и желая обеспечить «душу», «спасение души», верит в
искупляющую силу последующего прощения. И то, и другое
— заблуждения религиозного предрассудка: наказание не ис
купляет, прощение не примиряет, сделанное не может стать
несделанным. Тот факт, что кто нибудь что нибудь позабу
дет, далеко еще не доказывает, что это что то больше не су
ществует… Данный поступок осуществляет все свои след
ствия в человеке и вне человека, независимо от того, счита
ется ли он наказанным, «искупленным», «прощенным» и
«примиренным»; независимо также и от того, успела ли
церковь, между тем, причислить самого виновника к лику
святых. Церковь верит в вещи, которые не существуют, в
«души»; она верит в влияния, которые не существуют — в
божественные влияния; она верит в состояния, которых
нет: в грех, в искупление, в спасение души; она везде оста
навливается на поверхности, на знаках, жестах, словах, ко
торым она дает произвольное толкование. У ней есть до
думанная до конца методика психологической чеканки фаль
шивой монеты.

395. «Болезнь делает человека лучше»,— это знаменитое ут
верждение, с которым мы встречаемся во все эпохи и при
том в устах мудрецов, как и в устах и на языке народа, заста
вляет задуматься; если это утверждение правильно, то хоте
лось бы предложить один вопрос: возможно ли, что сущест
вует причинная связь между моралью и болезнью вообще?
«Исправление человека», рассматриваемое в общих чертах,
напр., несомненное смягчение, очеловечение, рост добро
душия, наблюдаемые за последнее столетие — не являются
ли они следствиями продолжительного, скрытого и тяже
лого страдания, неудачи, лишения, захирения? «Сделала ли
болезнь» европейца «лучше»? Или ставя вопрос иначе: яв
ляется ли наша моральность — наша современная утончен
ная моральность в Европе, которую можно было бы уподо




nietzsche.pmd 228 22.12.2004, 0:06
Black
бить моральности китайцев — выражением физиологичес
229
кого регресса? В самом деле, трудно было бы отрицать, что
всякий раз, как в истории «человек» показывает себя в осо
критика прежних высших ценностей




бенном великолепии и мощи своего типа, события тотчас
же принимали внезапный, опасный, эруптивный характер,
при котором человечеству приходилось круто; и, может
быть, в тех случаях, где дело, по видимому, обстояло иначе,
не хватало только мужества или тонкости углубить психо
логию и извлечь также и отсюда общее положение: «чем
здоровее, сильнее, богаче, плодотворнее, предприимчи
вее чувствует себя человек, тем он «безнравственнее». Му
чительная мысль, над которой ни в каком случае не следует
задумываться! Но допустим, что мы решимся на одно ма
ленькое, короткое мгновеньице идти за ней вперед: как
удивительно показалось бы нам будущее! Что тогда оплачи
валось на земле дороже, как не то, к чему мы всеми силами
стремимся — очеловечивание, «улучшение», возрастающая
«цивилизация» человека? Ничто не обходилось бы так доро
го, как добродетель — ибо в конце концов земля благодаря
ей уподобилась бы госпиталю, а «каждый для каждого сидел
ка» было бы последним словом мудрости. Правда, тогда бы
царил на земле желанный мир. Но в то же время было бы
так мало «удовольствия друг от друга»! Так мало красоты,
дерзания, отваги, опасности! Так мало «дел», ради которых
стоило бы жить на земле! Ах! И совершенно никаких «под
вигов» больше! А все великие дела и подвиги, которые оста
вили свои следы и не были смыты волнами времени — раз
ве они все не были в глубочайшей их сущности выдающи
мися безнравственностями?

396. Священники — и с ними полусвященники, философы
— во все времена называли истиной учение, воспитательное
действие которого было благотворным или казалось благо
творным — которое «исправляло». В этом они уподобляют
ся наивным знахарям и чудодеям из народа, которые, убе
дившись на опыте в лечебных свойствах яда, отрицают, что
это яд. «По их плодам вы познаете их»,— т. е. наши «исти
ны»: такова аргументация священников еще и до настояще
го времени. Они сами роковым для них образом потрати
ли все свое остроумие на то, чтобы обеспечить за «доказа
тельством силы» (или «по плодам») преимущество, даже




nietzsche.pmd 229 22.12.2004, 0:06
Black
больше того,— решающее значение среди всех остальных 230
форм доказательства. «Что делает хорошим, то должно быть
хорошо», «что хорошо, то не может лгать»,— так неумоли
мо заключают они — «что приносит хорошие плоды, то дол
жно, следовательно, быть истинным: нет другого критерия
истины»…
Но поскольку «исправление» служит аргументом, по
стольку ухудшение должно быть допущено в виде возраже
ния. Заблуждение обнаруживают тем, что исследуют жизнь
заблуждающихся — один какой нибудь ошибочный шаг, один
какой нибудь недостаток опровергает. Этот непристойней
ший способ вражды, способ нападения сзади и снизу, соба
чий способ, никогда не вымирал: священники, поскольку
они являются психологами, никогда не находили ничего
более интересного, как копаться в тайнах своих противни
ков — свое христианство они доказывают тем, что ищут в
«мире» грязи. И прежде всего — у первых мира, у «гениев»:
вспомним, какая борьба велась все время в Германии про
тив Гете (Клопшток и Гердер впереди в качестве «застрель
щиков» — свой своих всегда найдет).

397. Нужно быть очень безнравственным, чтобы водворять
господство морали на практике… Средства моралистов суть
ужаснейшие средства, к которым когда либо прибегали: у
кого нет достаточно мужества к безнравственности дей
ствий, тот годен к чему угодно, но только не в моралисты.
Мораль — это зверинец; предпосылка ее та, что желез
ные прутья могут быть полезнее, чем свобода, даже для уже
уловленных; другая ее предпосылка, что существуют укроти
тели зверей, которые не останавливаются перед самыми
ужасными средствами, которые умеют пользоваться раска
ленным железом. Эта ужасная порода, которая вступает в
борьбу с дикими животными, называет себя священниками.
Человек, запертый в железную клетку ошибок, став
ший карикатурой на человека, больной, жалкий, недоброже
лательный к самому себе, полный ненависти к жизненным
инстинктам, полный недоверия ко всему, что красиво и
счастливо в жизни, ходячее убожество, этот искусствен
ный, произвольный, поздний, уродливый продукт, выращен
ный священниками на их почве, «грешник» — как нам достиг
нуть того, чтобы, несмотря на все, оправдать этот феномен?




nietzsche.pmd 230 22.12.2004, 0:06
Black
Чтобы иметь правильное представление о морали, мы
231
должны поставить на ее место два зоологических понятия:
приручение животного и разведение известного вида.
критика прежних высших ценностей




Священники делали во все времена вид, что хотят «ис
править», но мы — остальные — не можем не смеяться, если
бы укротитель вздумал нам говорить о своих улучшенных
животных. Приручение животного достигается в большин
стве случаев причинением животному вреда, точно так же
нравственный человек не есть улучшенный человек, а толь
ко ослабленный. Но он менее вреден…

398. Что я хотел бы всеми силами уяснить:
а) что нет более вредного смешения, как если смеши
вают воспитание и укрощение — что и было сделано… Воспи
тание, как я его понимаю, представляет средство накопле
ния колоссальной силы человечества, так, что поколения
могут продолжать строить дальше на основе работы их пред
ков, органически вырастая из нее не только внешним, но и
внутренним образом, вырастая в нечто более сильное…
б) что представляет громадную опасность убеждение,
что человечество продолжает расти и становится сильнее
как целое, если индивиды делаются вялыми, похожими друг
на друга, посредственными… Человечество — это абстрак
ция: целью воспитания даже в единичных случаях может
быть только более сильный человек (человек, не прошедший
через строгую выучку,— слаб, расточителен, непостоянен).


[6. Заключительные замечания к критике морали]

399. Вот требования, предъявляемые мною к вам (как бы
плохо они не доходили до вашего слуха) — вы должны:
— распространить вашу критику и на самые моральные
оценки;
— при помощи вопроса: «почему подчинение?» побо
роть импульс морального чувства, требующего в этом воп
росе подчинения, а не критики;
— смотреть на это требование «почему?», на требование
критики морали именно как на вашу теперешнюю форму са
мой моральности, как на самый возвышенный вид мораль
ности, который делает честь вам и вашему времени; ваша




nietzsche.pmd 231 22.12.2004, 0:06
Black
честность, ваша воля не обманывать самих себя должна опра 232
вдать себя: «почему нет?». — Перед каким судом?

400. Три утверждения.
Неаристократическое есть высшее (протест «простого
человека»).
Противоестественное есть высшее (протест неудач
ников).
Среднее есть высшее (протест стада, «средних»).
Итак, в истории морали находит выражение воля к влас
ти, при посредстве которой рабы и угнетенные или же
неудачники и недовольные собой или же посредственные
пытаются укрепить наиболее благоприятные для них суж
дения о ценности. В этом отношении феномен морали с точ
ки зрения биологии в высшей степени вреден. Мораль раз
вивалась до сих пор за счет: властных и их специфических
инстинктов, удавшихся и прекрасных натур, независимых и
в каком бы то ни было отношении привилегированных. Мо
раль, следовательно, представляет движение, направленное
против усилий природы выработать более высокий тип. Ее
действие состоит в возбуждении недоверия к жизни вооб
ще (поскольку тенденция последней воспринимается как
«безнравственная»), в бессмыслице, нелепости (поскольку
высшие ценности рассматриваются как находящиеся в про
тиворечии с высшими инстинктами), в вырождении и са
моразрушении «высших натур», потому что как раз в них
этот конфликт становится сознательным.

401. Какие ценности до сих пор одерживали верх?
Мораль как верховная ценность во всех фазах филосо
фии (даже у скептиков). Результат: этот мир никуда не го
ден, должен существовать «истинный мир».
Чем, собственно, определяется в данном случае верхов
ная ценность? Что такое собственно мораль? Инстинкт де
каданса; этим способом усталые и обездоленные мстят за
себя и делаются господами…
Историческое доказательство: философы всегда на служ
бе у нигилистических религий.
Инстинкт декаданса, который выступает как воля к
власти. Изображение его системы морали: абсолютная без
нравственность средств.




nietzsche.pmd 232 22.12.2004, 0:06
Black
Общий вывод: до сих пор существовавшие высшие цен
233
ности представляют специальный случай воли к власти;
мораль как специальный случай безнравственности.
критика прежних высших ценностей




Почему ценности противоположного характера
всегда терпели поражение?
1) Как это было собственно возможно? Вопрос: почему
всюду терпело поражение физиологическое превосходст
во? Почему не существовало философии «да», религии «да»?
Исторические предтечи таких движений: языческая ре
лигия. Дионис против «Распятого». Вырождение. Искусство.
2) Сильные и слабые; здоровые и больные; исключение
и правило. Не может быть сомнения, кто более силен…
Общий аспект истории: представляет ли человек в силу
этого исключение в истории жизни? Возражение против дар
винизма. Средства слабых, необходимые для того, чтобы
удержать власть, сделались инстинктами, «человечностью»,
являются «установлениями».
3) Обнаружение этого господства в наших политичес
ких инстинктах, в наших суждениях о социальных ценнос
тях, в наших искусствах, в нашей науке.
Инстинкты упадка стали господами над инстинктами
подъема… Воля к ничто стала госпожой над волей к жизни!
Т ли это? Не заключается ли, может быть, в этой по
ак
беде слабых и средних большая гарантия жизни, рода? Мо
жет быть, это только промежуточная ступень в общем дви
жении жизни, некоторое замедление темпа? Необходимая
самооборона против чего то еще более опасного?
Предположим, что сильные стали господами во всем, а
также и в оценках; попробуем представить себе,— как они

<< Пред. стр.

страница 28
(всего 110)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign