LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 27
(всего 110)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>





nietzsche.pmd 217 22.12.2004, 0:06
Black
ко под давлением своей недостаточной культуры, которая 218
не умеет объяснить ему, почему он страдает; с другой сто
роны, он доставляет себе таким путем удовлетворение —
если бы он чувствовал себя лучше, здоровее, то он поосте
регся бы подымать такой крик; он искал бы тогда удоволь
ствия где нибудь в другом месте. То же самое имеет силу по
отношению к христианину: он осуждает «мир», клевещет
на него, проклинает его, не исключая и самого себя. Но это
не есть основание принимать всерьез его крик. В обоих
случаях мы имеем дело с больными, которым крик идет на
пользу, а клевета является облегчением.

374. Всякое общество стремится унизить своих противни
ков, хотя бы только в представлении, до карикатуры, и как бы
взять их измором. Такой карикатурой является, например,
наш «преступник». При господстве римско аристократичес
кой иерархии ценностей карикатурой служил еврей. Для ху
дожников карикатурой является «добропорядочный чело
век и bourgeois»1; для набожных — безбожный; для аристок
ратов — человек из народа. Среди имморалистов эту роль
играет моралист: для меня, например, карикатурой явля
ется Платон.

375. Все влечения и силы, которые получают одобрение мо
рали, представляются мне в конечном выводе по существу
одинаковыми с осуждаемыми и отвергаемыми ею; напри
мер, справедливость — как воля к власти, воля к истине — как
средство воли к власти.

376. Самоуглубление человека. Самоуглубление возникает
тогда, когда могучие влечения человека, которым с умирот
ворением общества преграждается возможность проявле
ния вовне, стремятся разрядиться внутрь при содействии
воображения. Потребность во вражде, жестокости, мести,
насилии обращается назад, «отступает назад»; в стремлении
познавать сказывается стяжательность и завоевательный
инстинкт; в художнике находит свое выражение подавлен
ная сила притворства и лжи; влечения превращаются в де
монов, с которыми нужно бороться, и т. д.

1
обыватель (фр.).




nietzsche.pmd 218 22.12.2004, 0:06
Black
377. Лживость. Каждый верховный инстинкт пользуется
219
другими инстинктами как орудиями, придворным штатом,
льстецами: он никогда не позволяет назвать себя своим не
критика прежних высших ценностей




красивым именем; и он не терпит никаких хвалебных речей,
в которых похвала косвенно не распространялась бы и на
него. Вокруг каждого верховного инстинкта всякого рода
хвала и порицание кристаллизуются в твердый порядок и
этикет. Это один из источников лживости.
Всякий инстинкт, который стремится к господству, но
который сам находится под ярмом, нуждается для поддер
жания своего самочувствия, для своего укрепления во все
возможных красивых именах и признанных ценностях; по
этому он решается заявить о себе большей частью лишь под
именем того «господина», с которым он борется и от кото
рого он стремится освободиться (например, при господстве
христианских ценностей запросы плоти или желание вла
сти). Это другой источник лживости.
В обоих случаях господствует совершенная наивность:
лживость не сознается. Когда человек начинает видеть дви
жущий инстинкт и его «выражение» («маску»), отдельно друг
от друга, то это признак подавленного инстинкта, показатель
самопротиворечия, едва ли обещающий победу. Абсолютная
невинность в жесте, в слове, в аффекте, «чистая при всей
лживости совесть», уверенность, с которой прибегают к
самым торжественным и великолепным словам и позам —
все это необходимые условия победы.
В противном случае, кроме крайней проницательности
необходим был бы гений актера и колоссальная дисциплина
самообладания, чтобы победить. Поэтому священники —
самые ловкие сознательные лицемеры; затем идут властите
ли, в которых их положение и происхождение воспитыва
ют некоторого рода актерство. В третьих,— люди общества,
дипломаты; в четвертых, женщины.
Основная мысль; лживость заложена так глубоко, прояв
ляется так всесторонне, воля в такой сильной степени на
правлена на борьбу с прямым самопознанием и называни
ем всего собственными именами, что большую вероятность
приобретает следующее предположение: истина, воля к истине
есть собственно совсем не то, за что они себя выдают, и то
же только маска. (Потребность в вере есть величайший тормоз
для правдолюбия).




nietzsche.pmd 219 22.12.2004, 0:06
Black
378. «Не лги» — требуют правдивости. Но признание фак 220
та (нежелание позволить, чтобы тебя вводили в заблужде
ние) как раз у лгунов и было всегда ярче всего выражено —
они то именно и распознали нефактический характер этой
популярной «правдивости». Постоянно говорят слишком
много или слишком мало; требование обнажать себя в каж
дом слове, которое произносится, есть наивность.
Говорят то, что думают, и правдивы только при извест
ных условиях, а именно, при предположении, что говорящий
будет понят (inter pares1) и понят благожелательно (опять
таки inter pares). Скрытность обнаруживается по отноше
нию к тем, кто нам чужд, а кто хочет чего нибудь достичь,
тот говорит то, что он хотел бы, чтобы о нем думали, но не
то, что он действительно думает. («Могучий лжет всегда»).

379. Великое нигилистическое производство фальшивой
монеты при помощи ловкого злоупотребления моральны
ми ценностями:
а) Любовь как самоотречение; точно так же — страдание.
b) Только обезличенный интеллект («философ») познает
истину («истинное бытие и сущность вещей»).
с) Гений; великие люди велики потому, что они не ищут
самих себя и своего дела; ценность человека растет по мере
того, как он отрекается от самого себя.
d) Искусство как творчество «чистого, свободного от воли
субъекта»; неправильное понимание «объективности».
е) Счастье как цель жизни; добродетель как средство к цели.
Пессимистическое осуждение жизни у Шопенгауэра
имеет моральный характер. Перенесение стадных масшта
бов в область метафизическую.
«Индивид» лишен смысла, следовательно, начало его
нужно искать в «бытии в себе» (смысл его существования
как «заблуждение»), родители — только «случайные причи
ны». Непонимание наукой индивида здесь мстит за себя —
он есть вся предыдущая жизнь в одной линии, а не ее результат.

380. 1) Принципиальная фальсификация истории, предпри
нимаемая с той целью, чтобы она могла служить доказатель
ством правильности моральной оценки:
а) падение народности и испорченность;

1
между равными (лат.).




nietzsche.pmd 220 22.12.2004, 0:06
Black
b) подъем народности и добродетель;
221
с) высшая точка развития народа («его культура»), как
следствие моральной высоты.
критика прежних высших ценностей




2) Принципиальная фальсификация великих людей, вели
ких созидателей, великих времен: хотят, чтобы вера была отли
чительным признаком великих, но в действительности ве
личие характеризуется решительностью, скептицизмом,
«безнравственностью», умением расстаться с известной ве
рой (Цезарь, Фридрих Великий, Наполеон; но также и Го
мер, Аристофан, Леонардо, Гете). Утаивают постоянно са
мое главное — «свободу воли».

381. Великая ложь в истории — будто испорченность церкви
была причиной Реформации. Она была только предлогом, са
мообманом со стороны ее агитаторов — возникали новые
мощные потребности, грубость которых очень нуждалась
в духовной мантии.

382. Шопенгауэр истолковал высокую интеллектуальность
как освобождение от воли; он не желал замечать того процесса
освобождения от моральных предрассудков, который связан
с раскрепощением великого духа, не хотел замечать типич
ной безнравственности гения; то, перед чем он единственно
преклонялся, именно моральную ценность, он произвольно
сделал условием также и высшей формы духовной деятель
ности «объективного» созерцания. И в искусстве «истина»
также обнаруживается только с устранением воли…
Во всей этой моральной идиосинкразии я вижу, как про
ходила глубоко различная оценка: более нелепого отделения
гения от мира морали и имморали я не знаю. Моральный
человек представляет собой низший и более слабый вид
сравнительно с безнравственным; более того, он со сторо
ны своей морали представляет известный тип, но только
не оригинальный тип, а копию, в лучшем случае — хорошую
копию, мера его ценности лежит вне его. Я ценю человека
по степени мощи и полноты его воли, а не по мере угасания и
ослабления этой воли; я рассматриваю философию, которая
учит отрицанию воли, как учение принижения и оклевета
ния… Я ценю силу известной воли по тому, какую меру сопро
тивления, боли, мучения она может перенести и обратить
себе на пользу; я не ставлю существованию человека в уп
рек его злого и причиняющего боль характера, а питаю на




nietzsche.pmd 221 22.12.2004, 0:06
Black
дежду, что оно когда нибудь станет еще более злым и будет 222
причинять еще больше боли.
Вершиной развития духа в представлении Шопенгауэ
ра было постижение того, что все лишено смысла, короче
говоря, постижение того, что добрый человек уже инстинк
тивно делает… Он отрицает, что могут существовать более
высокие виды интеллекта, он смотрел на свое понимание как
на nоn plus ultra1. Здесь духовность поставлена глубоко ни
же доброты; ее наивысшая ценность (например, как искус
ства) заключалась бы в способности возбудить и подгото
вить моральный переворот — абсолютное господство мораль
ных ценностей.
Наряду с Шопенгауэром я имею в виду так охарактери
зовать Канта: ничего греческого, абсолютно противоисто
рический характер (место, относящееся к Французской
революции) и моральный фанатик (гетевское замечание о
радикально злом). И у него в основе святость…
Мне нужна критика святого…
Ценность Гегеля. «Страсть».
Философия господина Спенсера как философия лавоч
ника: полное отсутствие идеала, если не считать идеала сред
него человека.
Инстинктивный принцип всех философов и психологов:
все, что есть ценного в человеке, искусстве, истории, науке,
религии, технике,— должно доказать свою моральную цен
ность, моральную обусловленность в целях, средствах и резуль
тате. Понять все в отношении к высшей ценности — пример:
вопрос Руссо относительно цивилизации: «Становится ли
человек благодаря ей лучше?» Смешной вопрос, так как про
тивоположное ясно как день и есть именно то, что говорит
в пользу цивилизации.

383. Религиозная мораль. Аффект, сильное желание, страсть
к власти, страсти любви, мести, обладания — моралисты хо
тят заглушить их, вырвать вон, «очистить» от них душу.
Логика такова: страсти часто являются источником боль
ших бед — следовательно, они дурны, предосудительны. Че
ловек должен освободиться от них — раньше он не может
быть добрым человеком…

1
и не далее, т. е. предел (лат.).




nietzsche.pmd 222 22.12.2004, 0:06
Black
Это та же самая логика, что и в правиле: «Если член твой
223
соблазняет тебя, вырви его». В том особенном случае, кото
рый имел в виду в своих советах ученикам опасный своей
критика прежних высших ценностей




непорочностью основатель христианства, т. е. в случае повы
шенного полового возбуждения, человек лишился бы, к со
жалению, не только известного члена, но и утратил всю му
жественность характера. Тоже самое относится и к безумию
моралистов, требующих вместо укрощения страстей их уда
ления с корнем. Их вывод всегда один и тот же: только че
ловек, лишенный мужественности, есть добрый человек.
Заглушить великие источники силы, эти подчас столь
опасные и прорывающиеся с такой дикой стремительнос
тью душевные потоки — вместо того, чтобы обратить себе
на службу их мощь и экономизировать последнюю — вот чего
добивается эта страшно близорукая и пагубная точка зре
ния,— точка зрения морали.

384. Преодоление аффектов? Нет — если это должно обозна
чать их ослабление и уничтожение. А заставить их служить
себе; для чего, правда, нужно их долго тиранизировать (и не
только в отдельности, а как общину, расу и т. д.). В заключе
ние им возвращают, вместе с доверием, свободу: они любят
нас как добрые слуги и добровольно идут в ту сторону, куда
направляется лучшая часть нашего «я».

385. Нетерпимость морали есть признак слабости человека
— он боится своей «неморальности», он должен отрицать
свои сильнейшие влечения, потому что он еще не умеет упо
треблять их себе на пользу. Таким образом остаются доль
ше всего необработанными плодороднейшие места земли
— отсутствует сила, которая могла бы стать здесь хозяином…

386. Существуют совершенно наивные народы и люди, ко
торые верят, что постоянно хорошая погода есть нечто же
лательное; они верят еще и теперь in rebus moralibus1, что
только «добрый человек» желателен и ничто кроме него и
что ход человеческого развития совершается именно в та
ком направлении, чтобы только он один уцелел (и только в
эту сторону должны направляться все усилия)… Такое воз

1
в делах нравственных (лат.).




nietzsche.pmd 223 22.12.2004, 0:06
Black
зрение в высшей степени неэкономно и, как уже сказано, 224
представляет верх наивности, и есть не что иное, как вы
ражение приятного ощущения, которое доставляет «добрый
человек» (он не возбуждает боязни, он позволяет освобо
диться от напряжения, он дает то, что приемлемо).
Более проницательный взгляд нашел бы желательным
как раз обратное, т. е. все большее господство злого, все воз
растающее освобождение человека от узкого и боязливого
самозашнуровывания в мораль, накопление силы, которое
бы дало возможность подчинить человеку величайшие си
лы природы — аффекты.

387. Учение о роли страстей, взятое в целом: как будто бы
только то правильно и нормально, что направляется разу
мом, в то время как страсти представляют нечто ненормаль
ное, опасное, полуживотное, и кроме того, со стороны их
цели,— не что иное, как стремление к наслаждению…
Страсть является недостойной: 1) потому что она буд
то бы только каким то незаконным способом, а не необхо
димо и постоянно — является mobile1, 2) поскольку она име
ет в виду нечто такое, что не обладает большой ценностью
— удовольствие…
Неправильное воззрение на страсти и разум, как будто
последний есть существо сам по себе, а не скорее относитель
ное состояние различных страстей и желаний; и как будто
всякая страсть не заключает в себе своей доли разума.

388. Как под давлением аскетической морали самоотречения
должны были неправильно пониматься именно аффекты люб
ви, доброты, сострадания, даже справедливости, великоду
шия, героизма.
Богатство личности, переливающая через край полно
та внутренней жизни, инстинктивное чувство благососто
яния и самоподтверждения — вот что составляет сущность
великих жертв и великой любви; сильная и божественная
самость и есть та почва, на которой вырастают эти аффек
ты, точно так же, как, несомненно, и стремление к господ
ству, расширение сферы влияния личности, внутренняя
уверенность в обладании правом на все. Противополагаемые,

1
мимолетной (лат.).




nietzsche.pmd 224 22.12.2004, 0:06
Black
с точки зрения господствующих взглядов, темпераменты
225
представляют в сущности один темперамент; а раз кто либо
не сидит достаточно прочно и бодро в своей собственной
критика прежних высших ценностей




коже, то ему нечего раздавать и он не может протянуть руку
помощи и быть защитой и посохом…
Каким образом можно было настолько перетолковать
природу этих инстинктов, что человек стал считать ценным
то, что идет вразрез с интересами его «я», что он поступа
ется своим «я» для другого «я»? О, жалкие психологические
ничтожество и ложь, господствовавшие до сих пор в учении
церкви и в зараженной церковностью философии! Если
человек насквозь грешен, то он должен себя только нена
видеть. В сущности, ему нет основания питать к своим ближ
ним другие какие либо чувства: любовь к людям нуждается
в оправдании, которое заключается в том, что она вменяет
ся в обязанность Богом.
Отсюда следует, что все естественные инстинкты че
ловека (напр., инстинкт любви и т. д.) кажутся ему сами по
себе недозволенными и, только будучи отвергнуты сначала
из послушания Богу, снова получают право на существова
ние… Паскаль, этот удивительнейший логик христианства,
не отступил даже и перед этим выводом. Достаточно вспом
нить его отношение к сестре. «Не стараться вызвать любви
к себе»,— было, как ему казалось, долгом христианина.

389. Взвесим, как дорого оплачивается такой моральный
канон («идеал»). (Его враги — кто? «Эгоисты».)
— Меланхолическая проницательность самоумаления в
Европе (Паскаль, Ларошфуко), внутреннее ослабление, по
теря мужества, самотерзание у нестадных животных;
— Постоянное подчеркивание свойств, характерных для
посредственности, как самых ценных (скромность, плечо
к плечу, способность быть орудием);
— Нечистая совесть как примесь ко всему самостоятель

<< Пред. стр.

страница 27
(всего 110)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign