LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 25
(всего 110)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

nietzsche.pmd 201 22.12.2004, 0:06
Black
ся и по сию пору в силе. In summa: верят в то, что знают, в 202
чем должен заключаться крайний предел желательного в смыс
ле приближения к идеальному человеку.
Но эта вера есть только результат необыкновенной при
вычки иметь под рукою христианский идеал; последний тот
час снова извлекается на свет Божий, как только делается
попытка подвергнуть анализу «идеальный тип». Полагают,
что знают, во первых, что приближение к известному типу
желательно; во вторых, что знают — какого рода этот тип;
в третьих, что всякое уклонение от этого типа есть регресс,
задержка, утрата силы и власти человека… Мечтать об ус
ловиях, где этот совершенный человек будет иметь за собой
колоссальное численное большинство — выше этого не уда
лось подняться нашим социалистам, и даже господам ути
литаристам. Таким путем развитию человечества, по види
мому, ставится известная цель; во всяком случае, вера в по
ступательное движение по направлению к идеалу есть единствен
ная форма, в которой мыслится в настоящее время некото
рого рода цель в истории человечества. In summa: наступле
ние «царства Божия» перенесено в будущее, на землю, в
человеческие дела, но, в сущности, сохранена вера в ста
рый идеал…

340. Более скрытые формы культа христианского морального
идеала. Сентиментальное и трусливое понятие «природы», вве
денное в обращение мечтательными поклонниками приро
ды (чуждое всякого чутья того страшного, неумолимого и
цинического, которое имеется налицо даже в «самых кра
сивых» аспектах), в некотором роде попытка вычитать в
природе вышеупомянутую морально христианскую «чело
вечность»; понятие природы у Руссо, как будто «природа»
есть свобода, доброта, невинность, право, справедливость,
идиллия,— в сущности, все тот же культ христианской морали.
Собрать места, показывающие, что именно восхищало по
этов, например, в горных высях и т. д. Что Гете искал в при
роде — почему он почитал Спинозу.
Совершенное незнание предпосылки этого культа…
Сентиментальное и трусливое понятие «человек» a la Конт
и Стюарт Милль, по возможности даже предмет культа…
Это все тот же культ христианской морали под новым на
званием… Свободомыслящие, Гюйо, например.




nietzsche.pmd 202 22.12.2004, 0:06
Black
Сентиментальное и трусливое понятие «искусства» как со
203
чувствия всему страждущему, обездоленному (даже история,
напр., Тьерри) — это опять таки все тот же культ христиан
критика прежних высших ценностей




ского морального идеала.
А о социалистическом идеале и говорить нечего: он цели
ком является продуктом того же плохо понятого христиан
ского идеала морали.

341. Происхождение идеала. Исследование почвы, на которой
он произрастает.
А. Исходить из «эстетических» состояний, в которых
мир кажется полнее, круглее, совершеннее — языческий идеал;
в нем преобладает самоутверждение (отдают). Высший
тип — классический идеал как выражение благополучного со
стояния всех главных инстинктов. В нем мы снова видим
высший стиль — великий стиль. Выражение самой «воли к
власти». Инстинкт, внушающий наибольший страх, решает
ся заявить о своем существовании.
В. Исходить из состояний, в которых мир кажется более
пустым, более бледным, разжиженным, где в роли совершен
ного являются «одухотворение» и нечувственность, где боль
ше всего стремятся избежать грубого, непосредственного,
животного и ближайшего (рассчитывают, выбирают); «муд
рец», «ангел», священнический — девственный — невинный;
физиологическая характеристика таких идеалистов — анеми
ческий идеал. При известных условиях он может быть идеа
лом таких натур, которые сами представляют собой первый,
языческий идеал (так Г видит в Спинозе своего «святого»).
ете
С. Исходить из состояний, в которых мир ощущается
нами слишком бессмысленным, слишком испорченным,
слишком бедным и обманчивым, чтобы еще предполагать
в нем или желать идеала (отрицают, уничтожают); проек
ция идеала в область противоестественного, противофак
тического, антилогического; состояния того, кто судит по
добным образом («обеднение» мира как следствие страда
ния; берут, а не дают больше) — противоестественный идеал.
(Христианский идеал есть промежуточное образование меж
ду вторым и третьим, с преобладанием то первого, то пос
леднего идеала).
Три идеала: А. усиление жизни (языческий идеал): или В. раз
жижение жизни (анемический); или С. неприятие жизни (про




nietzsche.pmd 203 22.12.2004, 0:06
Black
тивоестественный). «Обожествление» ощущается в высшей 204
полноте: в самом утонченном выборе — в презрении к жиз
ни и в ее разрушении.

342. А. Последовательный тип. Тут начинают постигать, что
и злое не следует ненавидеть, что ему не следует проти
виться; что не следует вести войну и с самим собой; что не
следует принимать как должное то страдание, которое при
носит с собой подобного рода практика: что живут исклю
чительно положительными чувствами; что становятся на сто
рону противников словом и делом; что путем чрезмерного
поощрения мирных, добрых, миролюбивых, сострадатель
ных, любвеобильных состояний истощают почву для других
состояний.., что нужна постоянная практика. Что достигает
ся в этом случае? — Буддийский тип или совершенная корова.
Эта точка зрения возможна только тогда, когда кончи
лось господство морального фанатизма, т. е. если злое не
навидят не из за него самого, а только потому, что оно ве
дет к состояниям, которые причиняют нам боль (беспокой
ство, работа, забота, затруднения, зависимость).
Это буддийская точка зрения: здесь не ненавидят грех,
здесь отсутствует понятие «греха».
В. Непоследовательный тип. Ведут войну против зла,—
полагая, что война из за добра не влечет за собой тех мораль
ных и психологических последствий, которые являются
спутниками войны в других случаях (и из за которых к ней
относятся как к злу). В действительности такая война про
тив зла развращает гораздо основательнее, чем какая либо
вражда между отдельными личностями; к тому же обыкно
венно «личность» все таки в конце концов является на сце
ну хотя бы в форме воображаемого противника (дьявол,
злой дух и т. д.). Враждебное отношение, наблюдение, шпи
онство за всем, что в нас дурно или могло бы быть дурного
происхождения, приводит в конце концов к состоянию край
ней измученности и беспокойства, так что теперь становят
ся желательными «чудо», награда, экстаз, решение в смысле
«потусторонности»… христианский тип или совершенный свя
тоша.
С. Стоический тип. Твердость, самообладание, несокру
шимость, душевный мир как непреклонность упорной воли
— глубокий покой, оборонительное состояние, крепость,




nietzsche.pmd 204 22.12.2004, 0:06
Black
военное недоверие — устойчивость принципов, единство
205
воли и знания, глубокое самоуважение. Тип отшельника. Со
вершенный носорог.
критика прежних высших ценностей




343. Идеал, который стремится утвердить свое господство
или только удержать его, старается опереться: а) на вымыш
ленное происхождение; b) на мнимое родство с господству
ющими могущественными идеалами; с) на трепет перед тай
ной, как будто речь ведется по уполномочию власти, не под
лежащей критике; d) на оклеветание враждебных идеалов;
е) на лживое учение о выгодах, которые этот идеал якобы
обеспечивает, например, счастье, душевный покой, мир или
даже помощь какого нибудь могущественного Бога и т. д.— К
психологии идеалиста: Карлейль, Шиллер, Мишле.
Когда вскрыты все средства обороны и защиты, кото
рыми держится известный идеал, можно ли считать, что
он опровергнут? Он пустил в ход те средства, при помощи
которых живет и растет все живущее — они все без исклю
чения «безнравственны».
Мой вывод: на всех силах и влечениях, при помощи
которых существуют жизнь и рост, лежит проклятие морали:
мораль как инстинкт отрицания жизни. Необходимо унич
тожить мораль, чтобы освободить жизнь.

344. Не познавать самого себя — благоразумие идеалиста.
Идеалист — существо, у которого есть основания оставать
ся в темноте относительно себя, и которое достаточно ум
но, чтобы оставаться в темноте и относительно этих осно
ваний.

345. Тенденция развития морали. Каждый желает, чтобы ни
какое другое учение и никакая другая оценка вещей не по
лучили преобладания, кроме тех, которые для него выгод
ны. Следовательно, основная тенденция слабых и посредственных
всех времен — сделать более сильных слабее, низвести их к своему уров
ню; главное средство — моральное суждение. Зависимость слабо
го от сильного заранее клеймится; высшие состояния более
сильного облагаются презрительными именами.
Борьба многих против немногих, обыкновенных против
редких, слабых против сильных — один из самых утончен
ных способов к ее прекращению заключается в том, что из




nietzsche.pmd 205 22.12.2004, 0:06
Black
бранные, выдающиеся, недюжинные начинают выставлять 206
себя слабыми и отклоняют более грубые орудия власти.

346. 1) Мнимый чистый познавательный инстинкт всех
философов диктуется им их моральными «истинами» — он
имеет только видимость независимого…
2) «Моральные истины», «так должно поступать» — суть
простые формы сознания утомленного инстинкта: «у нас
поступают так то и так то». «Идеал» должен восстановить,
усилить инстинкт; он льстит человеку, уверяя его, что пос
ледний проявляет послушание там, где он только является
автоматом.

347. Мораль как средство совращения. «Природа добра, ибо
ее источник мудрый и добрый Бог». На кого, следователь
но, падает ответственность за испорченность людей? На их
тиранов и совратителей, на господствующие сословия; не
обходимо их уничтожить! — логика Руссо (срав. логику Паска
ля, который делает заключение к наследственному греху).
Сравните родственную логику Лютера. В обоих случа
ях ищут предлога ввести в качестве морально религиозного
долга ненасытную потребность мести. Ненависть к правя
щему сословию старается освятить себя… («Греховность
Израиля» — основа для могущества священников).
Сравните родственную логику Павла. Эти реакцион
ные движения всегда прикрываются тем, что их дело есть
дело Бога, справедливости, человечности и т. д. Христос
пострадал, повидимому, из за своей необыкновенной попу
лярности у народа; это было с самого начала движение, на
правленное против духовенства. Даже у антисемитов все
гда тот же кунштюк: осыпать противника отрицательными
моральными оценками, сохраняя за собой роль карающей
справедливости.

348. Следствие борьбы: борющийся старается превратить сво
его противника в свою противоположность,— конечно, толь
ко мысленно. Он старается внушить себе веру в себя само
го в такой мере, чтобы иметь за собой мужество «доброго
дела» (как будто он и есть доброе дело); как будто его против
ник борется против разума, вкуса, добродетели… Вера, ко
торая нужна ему в качестве самого сильного оборонитель




nietzsche.pmd 206 22.12.2004, 0:06
Black
ного и наступательного средства, есть вера в себя, которая
207
искусно внушает сама себе, будто она есть вера в Бога; ни
когда не следует думать о выгодах и полезных результатах
критика прежних высших ценностей




победы, а всегда только о победе ради победы, как «победе
Бога». Каждое маленькое сообщество (даже отдельные ин
дивиды), объявляющее войну, старается убедить себя: «За
нас хороший вкус, здравый смысл и добродетель»… Борьба при
нуждает к такой преувеличенной самооценке.

349. Можно избрать себе какой угодно, хотя бы самый стран
ный идеал (в качестве, например, «христианина» или «сво
бодомыслящего», или «имморалиста», или «немецкого им
периалиста»), но не следует требовать, чтобы этот идеал
стал всеобщим идеалом, ибо через это он лишается характера
известной привилегии, преимущества. Идеал нужен для
того, чтобы отличаться от других, а не для того, чтобы урав
нивать себя с другими.
Каким образом все таки происходит то, что большин
ство идеалистов сейчас же принимаются за пропаганду свое
го идеала, как будто они лишились бы права на этот идеал,
если бы он не получил всеобщего признания. Это проделыва
ют, например, все те смелые дамы, которые решили учить
ся латыни и математике. Что вынуждает их к этому? Я бо
юсь — инстинкт стада, страх перед стадом; они борются за
«эмансипацию женщины» потому, что под видом гуманной
деятельности, под флагом «для других» они умнее всего смо
гут провести свой маленький сепаратизм.
Хитрость идеалистов — слыть только миссионерами и
«представителями» идеала; они «просветляют» себя в гла
зах тех, кто верит в бескорыстие и героизм. Между тем,
действительный героизм заключается не в том, чтобы бо
роться под знаменем самопожертвования, преданности,
бескорыстия, а в том: чтобы вовсе не бороться… «Таков я; так
я хочу, чтоб было, а вас пусть черт возьмет».

350. Всякий идеал предполагает любовь и ненависть, обожа
ние и презрение. Primum mobile1 является положительное или
отрицательное чувство. Например, у всех идеалов мсти
тельного типа primum mobile — ненависть и презрение.

1
побудительный мотив, движущая сила (лат.).




nietzsche.pmd 207 22.12.2004, 0:06
Black
[b. « », . .] 208

351. «Добрый человек». Или: гемиплегия добродетели. Для каж
дой сильной и оставшейся верной природе человеческой
породы любовь и ненависть, благодарность и месть, добро
та и гнев, утверждение и отрицание связаны неразрывно
друг с другом. Можно быть добрым только тогда, когда уме
ешь быть и дурным; бываешь дурным потому, что иначе ты
не сумел бы быть добрым. Откуда же эта болезнь и идеоло
гическая неестественность, которые отрицают эту двойст
венность, которые проповедуют как нечто высшее способ
ность быть односторонне добрым. Откуда гемиплегия до
бродетели, изобретение «доброго человека»? Требуют от
человека, чтобы он вытравил в себе те инстинкты, которые
побуждали его враждовать, гневаться, жаждать мести… Эта
неестественность, далее, соответствует дуалистической
концепции исключительно доброго и исключительно зло
го существа (Бог, дух, человек), суммирующей в первом все
положительные силы, намерения, состояния, а в послед
нем — все отрицательные.
Этот метод оценки считает себя «идеалистическим»;
он не сомневается в том, что ему удалось выразить в кон
цепции «доброго» высшую желательность. Продуманный до
конца, он приводит к такому состоянию, где все злое све
дено к нулю и где в действительности сохранились только
добрые существа. Он не признает даже и того, что, как про
тивоположности, добро и зло взаимно обусловливают друг
друга; наоборот, последнее должно исчезнуть, а первое дол
жно остаться; одно имеет право существовать, другого вов
се не должно было бы быть. Что в данном случае собственно
выражает это желание?
Во все времена, а в особенности во времена христи
анства было затрачено много труда на то, чтобы свести че
ловека к такой односторонней деятельности, к «доброму» — даже
в настоящее время нет недостатка в таких искалеченных и
ослабленных церковным учением личностей, для которых
осуществление этой задачи совпадает со «спасением души».
Здесь в качестве основного выдвигается требование, что
бы человек не совершал никакого зла, чтобы он ни при ка
ких условиях не вредил, не желал вредить. Путем к этому
считается пресечение всякой возможности к вражде, ис




nietzsche.pmd 208 22.12.2004, 0:06
Black
ключение всех инстинктов мстительности, «мир души» как
209
хроническая болезнь.
Этот образ мыслей, с помощью которого взращивает
критика прежних высших ценностей




ся определенный тип человека, исходит из нелепой пред
посылки: он берет хорошее и дурное как реальности, кото
рые находятся в противоречии друг другу (а не как взаимно
дополняющие друг друга категории ценности, как оно есть
в действительности); он советует стать на сторону хороше
го; он требует, чтобы хорошее отказалось от дурного и со
противлялось ему до последних его корней — он фактичес
ки отрицает таким путем жизнь, у которой во всех ее инстин
ктах мы видим как да, так и нет. Не то, чтобы он понимал
это, наоборот, он мечтает о том, чтобы возвратиться к це
лостности, к единству, к силе жизни; он рисует себе как
состояние избавления тот момент, когда наконец будет по
кончено с внутренней анархией, колебанием между проти
воположными инстинктами ценности. Может быть до сих
пор не существовало более опасной идеологии, большего
бесчинства in psychologicis1, чем эта воля к хорошему: вскор
мили отвратительнейший тип несвободного человека свято
ши; учили: именно только как святоша ты находишься на
верном пути приближения к божеству; только образ жиз
ни святоши есть божественный образ жизни.
И даже и тут жизнь одерживает верх — жизнь, которая
не умеет отделять да от нет: что толку в том, чтобы всеми
силами души считать войну злом, не вредить, не хотеть тво
рить «нет»! Война тем не менее ведется! Иначе никак нель
зя! Добрый человек, отказавшийся от зла, страдающий упо
мянутой гемиплегией добродетели, которую он находит
желательной, вовсе не перестает вести войну, иметь вра
гов, говорить «нет», творить «нет». Христианин, например,
ненавидит «грех» — и что только не является в его глазах
«грехом»! Именно благодаря этой вере в моральную проти
воположность добра и зла, мир кажется ему переполнен
ным до краев всем, что ему ненавистно, против чего необ
ходима вечная борьба. «Добрый» видит себя как бы окружен
ным и постоянно осаждаемым дурным, он обостряет свое
зрение и даже среди своих стремлений и помыслов он от
крывает зло: и таким образом, как и следовало ожидать, он

1
в психологии (лат.).


<< Пред. стр.

страница 25
(всего 110)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign