LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 22
(всего 110)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>


286. Не следует заблуждаться в самом себе! Кто слышит в
себе голос морального императива в той форме, как его по
нимает альтруизм, тот принадлежит к стаду.
Если же в тебе говорит обратное чувство, если ты чув
ствуешь в своих бескорыстных и самоотверженных поступ
ках опасность для себя, свое уклонение с пути, то ты не при
надлежишь к стаду.

287. Моя философия направлена в сторону иерархии — не
в сторону индивидуалистической морали. Стадное чувство
должно господствовать в стаде,— но не выходить за его пре
делы: вожакам стада нужна в самом корне своем отличная
от стадной оценка их собственных поступков, равным об
разом — независимым или «хищным» животным и т. д.


[3. Об общеморалистическом]

288. Мораль как попытка обосновать человеческую гордость. Те
ория «свободной мысли» антирелигиозна. Она хочет со
здать для человека право мыслить себя как причину своих
возвышенных состояний и поступков: она есть форма рас
тущего «чувства гордости».
Человек чувствует свое могущество, или, как говорят,
свое «счастье»; этому состоянию должна предшествовать
«воля»,— иначе оно не принадлежит ему. Добродетель есть
попытка привести всякое сильное чувство счастья в связь с
фактом воления в настоящем и прошлом, как необходимо
ему предшествующим. Если в сознании регулярно возника
ет воля к определенным поступкам, то известное чувство
власти может быть истолковано как ее продукт. Это простая




nietzsche.pmd 178 22.12.2004, 0:06
Black
оптика психологии, основанная всегда на ложном предполо
179
жении, что ничто не принадлежит нам, что не было в со
знании как объект желания. Все учение об ответственнос
критика прежних высших ценностей




ти связано с этой наивной психологией, полагающей, что
истинной причиной может быть только воля и что для того,
чтобы иметь право считать себя причиной, нужно иметь
уверенность, что этому предшествовал акт воли.
Образуется обратное течение: в лице философов морали,
все еще находящихся под влиянием того указанного нами
предрассудка, что всякий ответственен только за то, чего
он хотел. Ценность человека сводят к его моральной ценно
сти; следовательно его моральность должна считаться за
prima causa1; следовательно в человеке должен быть прин
цип, «свободная воля», как causa prima. Здесь всегда кроет
ся задняя мысль: если человек не есть causa prima как воля,
то он не ответственен, следовательно, он не подлежит со
всем моральному суду,— добродетель или порок были бы
тогда автоматичны и машинальны.
In summa: чтобы человек мог иметь к себе уважение,
он должен быть способным стать также и злым.

289. Актерство как следствие морали, «свободной воли».
Новый шаг в развитии самого чувства власти — оно само ста
ло источником своих высоких состояний (своего совершен
ства),— следовательно, как отсюда сейчас же заключили, оно
само должно было их и желать…
(Критика: именно всякая совершенная деятельность
бессознательна и не намеренна; сознание является выраже
нием несовершенного и часто болезненного состояния лич
ности. Личное совершенство, являющееся продуктом воли, как
сознательность, как разум с диалектикой, есть карикатура,
своего рода самопротиворечие… Известная степень созна
тельности делает совершенство невозможным — форма ак
терства.)

290. Моральная гипотеза в целях оправдания Бога гласила:
дурное должно быть добровольно (только для того, чтобы
можно было верить и в добровольность хорошего), а с другой сто
роны, всякое зло и страдание имеет целью спасение души.

1
первопричина (лат.).




nietzsche.pmd 179 22.12.2004, 0:06
Black
Понятие «вины» как не связанное с последними осно 180
ваниями существующего, и понятие «наказания» как благо
творного воспитательного средства, следовательно, как ак
та доброго Бога.
Абсолютное господство моральных оценок над всеми
другими: не сомневались в том, что Бог не может быть злым
и не может причинить никакого вреда, т. е. представляли
себе «совершенство» только как моральное совершенство.

291. Ценность поступка должна находиться в зависимос
ти от того, что ему предшествовало в сознании — как это не
верно! — и этой маркой измеряли моральность и даже кри
минальность…
Ценность поступка должна быть измеряема его послед
ствиями — говорят утилитаристы — оценка поступка по его
происхождению включает невозможность, а именно — не
возможность знать это последнее.
Но можем ли мы знать последствия? Пожалуй, не да
лее пяти шагов. Кто мог бы сказать, к чему известный по
ступок побудит, или что может он возбудить или вызвать
против себя? Как стимул к чему либо? Как искра, может быть,
для взрывчатого вещества? Утилитаристы наивны… И, на
конец, мы должны бы были узнать сначала, что полезно,— и
здесь также их взор не заглядывает далее пяти шагов… они
не имеют никакого понятия о великой экономии, которая
не может обойтись без зла.
Мы не знаем происхождения, не знаем следствий,—
имеет ли следовательно поступок вообще какую нибудь цен
ность?
Остается сам поступок: сопровождающие его явления в
сознании, те да и нет, которые следуют за его выполнением;
лежит ли ценность поступка в субъективных явлениях сопут
ствующих ему? (Это значило бы измерять ценность музыки
степенью удовольствия или неудовольствия, которое она нам
доставляет… которое она доставляет композитору.) Несомнен
но — поступок сопровождается чувствами оценки, напри
мер, чувством власти, принуждения, бессилия, свободы, лег
кости или, ставя вопрос иначе, можно ли свести ценность
поступка к физиологическим ценностям — представляется ли
он выражением совершенной или стесненной жизни? Воз
можно, что в этом выражается его биологическая ценность…




nietzsche.pmd 180 22.12.2004, 0:06
Black
Итак, если поступок не поддается оценке ни по его про
181
исхождению, ни по его следствиям, ни по сопровождающим
его явлениям, то его ценность есть «х», неизвестное…
критика прежних высших ценностей




292. Мы лишаем мораль ее естественного характера, когда от
деляем поступок от человека, когда обращаем нашу ненависть
или презрение против «греха», когда думаем, что существу
ют поступки, которые хороши или плохи сами по себе.
Восстановление «естественности»: поступок сам по себе
совершенно лишен ценности — все дело в том, кто его со
вершает. То же самое «преступление» может быть в одном
случае верховным правом, в другом — позорным клеймом.
В действительности только эгоизм побуждает судящих рас
сматривать данный поступок или его автора в отношении к
их собственной пользе или вреду (или в отношении к сход
ству или несходству с ними).

293. Понятие «предосудительный поступок» представля
ет значительные трудности. Ничто из всего того, что вооб
ще происходит, не может быть само по себе предосудитель
но: ибо нельзя желать, чтобы его не было, потому что все от
дельное так связано с целым, что желать исключить что
нибудь — значит исключить все. Предосудительный посту
пок означает — мир вообще никуда не годен…
И даже в этом последнем случае — в никуда не годном
мире, самоотвержение было бы тоже никуда не годным… И
последовательным выводом из воззрения, которое все осуж
дает, была бы практика, которая все утверждает… Если все
совершающееся представляет собой как бы большой круг, то
все одинаково, ценно, вечно необходимо. Во всех корреля
тивных понятиях, как то: да и нет, предпочтение и отвер
жение, любовь и ненависть, выражается только известная
перспектива, известные интересы определенных типов
жизни; само же по себе все, что существует, говорит «да».

294. Критика субъективных чувств ценностей. Совесть. Неког
да делали умозаключение — совесть осуждает данный посту
пок, следовательно этот поступок предосудителен.
В действительности совесть осуждает поступок потому,
что он долгое время был осуждаем. Она только повторяет, она
не создает ценностей. То, что некогда привело к осуждению




nietzsche.pmd 181 22.12.2004, 0:06
Black
известных поступков, было не совесть, а знакомство с их след 182
ствиями (или предубеждение против них)… Одобрение со
вести, отрадное чувство «внутреннего мира» — явления того
же порядка, как и наслаждение художника своим произведе
нием,— оно ничего не доказывает… Довольство собой столь же
мало может быть мерилом того, к чему оно относится, как его
отсутствие может служить аргументом против ценности из
вестной вещи. Мы далеко не имеем достаточно знаний, что
бы быть в состоянии измерять ценность наших поступков, к
тому же нам недостает способности относиться к ним объек
тивно — даже если мы порицаем известный поступок, мы яв
ляемся не судьями, а стороной… Благородные порывы, как
спутники поступков, ничего не доказывают касательно их
ценности — художник может даже в состоянии величайшего
пафоса произвести на свет ничтожную вещь. Скорее следо
вало бы сказать, что эти порывы обманчивы: они отвлекают
наш взгляд, нашу силу от критики, осторожности, от подо
зрения, что мы делаем глупость… они делают нас глупыми.

295. Мы наследники совершавшихся в течение двух тыся
челетий вивисекций совести и самораспятия: в этом наш
продолжительнейший опыт, наше мастерство, может быть
и, во всяком случае, наша утонченность. Мы тесно связали
естественные склонности с дурной совестью.
Возможен был бы обратный опыт: связать с дурной со
вестью неестественные склонности, я разумею наклоннос
ти к потустороннему, к тому, что противоречит чувству,
мышлению, к немыслимому, противоестественному,— коро
че говоря, все прежние идеалы, которые все, без исключе
ния, были идеалами мирооклеветания.

296. Великие преступления в психологии:
1) что все формы неприятного и несчастья неправильно
связывали с несправедливостью (виною) — (у страдания от
няли его невинность);
2) что все сильные чувства удовольствия (задор, сладостра
стие, триумф, гордость, смелость, познание, уверенность
в себе и счастье) клеймились как соблазн, как грех, как не
что подозрительное;
3) что чувства слабости, сокровеннейшие проявления
трусости, недостаток уверенности в себе назывались свя




nietzsche.pmd 182 22.12.2004, 0:06
Black
щенными именами и проповедывались как желательные в
183
высшем смысле;
4) что все великое в человеке неправильно интерпрети
критика прежних высших ценностей




ровалось как самоотречение, как самопожертвование в ин
тересах чего то другого, для других; что даже у познающе
го, даже в художнике обезличение изображалось как источник
его высшего познания и мощи;
5) что любовь была подменена преданностью (и альтру
измом) в то время как она есть присоединение к себе или
уделение от чрезмерного богатства личности. Только самые
цельные личности могут любить; обезличенные, «объектив
ные» — суть самые плохие любовники (пусть спросят самок!).
Это справедливо также в отношении любви к Богу и «оте
честву»; нужно иметь твердую опору в себе самом (эгоизм
как растворение личности в «я»; альтруизм как растворение
личности в другом);
6) жизнь как наказание, счастье как искушение; страсти
как нечто бесовское, доверие к себе как нечто безбожное.
Вся эта психология есть психология воспрепятствования,
своего рода замуровывание из страха: с одной стороны толпа
(неудачники и посредственные) хочет таким способом огра
дить себя от более сильных (и помешать их развитию), с дру
гой стороны — сделать священными и единственно достойны
ми почитания те влечения, которым она больше всего обяза
на своим преуспеванием. Ср. священнослужители у евреев.

297. Следы пренебрежения к природе под влиянием трансцен
дентной морали: возвеличение самоотречения, культ альтру
изма; вера в возмездие в пределах игры следствий, вера в
«доброту», даже в «гений», как мнимые следствия самоотре
чения, продолжающееся освящение церковью гражданской
жизни; абсолютное нежелание понимать историю (как вос
питательное средство в целях морализирования) или пес
симизм в воззрениях на историю (последний такое же след
ствие обесценивания природы, как псевдооправдание исто
рии, нежелание видеть то, что видит пессимист).

298. «Мораль ради морали» — важная ступень в денатурали
зации последней: мораль сама является в роли верховной
ценности. В этой фазе она пропитывает собой религию: на
пример в иудействе. Но есть и такая фаза, где она снова от




nietzsche.pmd 183 22.12.2004, 0:06
Black
межевывает от себя религию, где ей никакой Бог недостаточ 184
но «морален», поэтому она предпочитает безличный иде
ал… Это имеет место в настоящее время.
«Искусство ради искусства» столь же опасный принцип:
этим вносится мнимая противоположность в вещи,— в ре
зультате оклеветание реальности («идеализация в сторону
безобразного»). Отрывая известный идеал от действительно
сти, мы тем самым унижаем действительность, делаем ее бед
нее содержанием, клевещем на нее. «Прекрасное ради прекрас
ного», «истинное ради истинного», «добро ради добра» — это три
формы враждебного отношения к действительности.
Искусство, познание, мораль — суть средства: вместо того,
чтобы видеть в них тенденцию к повышению уровня жиз
ни, их привели в связь с противоположностью жизни, с «Бо
гом» — как некоторые откровения высшего мира, который
просвечивает в них время от времени…
«Прекрасное» и «безобразное», «истинное» и «ложное», «добро
и зло» — эти разграничения и антагонизмы указывают на условия
существования и повышения, не человека вообще, а некото
рых замкнутых и прочных комплексов, которые стремятся
отмежеваться от своих противников. Война, которая отсю
да возникает, и есть самое существенное при этом: она есть
средство отграничения, которое усиливает изоляцию…

299. Моралистический натурализм: сведение мнимо эман
сипированной, сверхъестественной ценности морали к ее
истинной «природе», т. е. к естественной имморальности, к ес
тественной полезности и т. д.
Я мог бы определить тенденцию настоящих изыска
ний как «моралистический натурализм». Моя задача заключа
ется в том, чтобы привести мнимо эмансипированные и
утратившие свою природу моральные ценности назад к их
природе, т. е. к их естественной «имморальности».
NB. Сравнить со «святостью» евреев и ее естествен
ным основанием; совершенно так же обстоит дело с возве
денным в верховенство нравственным законом, оторванным от
связи с его природой (до противоположности к природе).
Ступени денатурализации морали (так называемой иде
ализации); мораль как:
— путь к индивидуальному счастью;
— продукт познания;




nietzsche.pmd 184 22.12.2004, 0:06
Black
— категорический императив;
185
— путь к святости;
— отрицание воли к жизни,
критика прежних высших ценностей




(растущая жизневраждебность морали).

300. Подавленная и уничтоженная ересь в морали. Понятия:
языческое, мораль господ, virtu.

301. Моя проблема: как велик вред, причиненный до насто
ящего времени человечеству моралью, так же как и его мо
ральность? Вред для жизни, духа и т. д.

302. Пора наконец отставить в угол человеческие ценнос
ти, где им, собственно, и место: как ценностям рабочим.
Немало животных видов исчезло с лица земли; если бы ис
чез человек, то ничто в свете не изменилось бы. Нужно быть
достаточно философом, чтобы с удовольствием созерцать
также и это ничто (Nil admirari1).

303. Человек — незаметный, слишком высоко о себе мня
щий животный вид, время которого, к счастью, ограниче
но; жизнь на земле в целом — мгновенье, эпизод, исключе
ние без особых последствий, нечто, что пройдет бесслед
но для общей физиономии земли; сама земля, подобно ос
тальным небесным телам — зияние между двумя ничто, со
бытие без плана, разума, воли, самосознания, худший вид
необходимого, глупая необходимость… Что то возмущается
в нас против такой точки зрения, змея тщеславие нашеп
тывает нам: все это должно быть ложным, ибо это возмуща
ет нас… Разве не могло бы все это быть одной видимостью?
И человек, несмотря на все это, говоря словами Канта, …


[4. Как обеспечить господство добродетели]

304. [Об идеале моралиста.] Этот трактат посвящается ве
ликой политике добродетели. Мы предназначили его для
тех, кому важно научиться не тому, как самому сделаться доб
родетельным, а как сделать других добродетельными — как

1
ничего удивительного (лат.).




nietzsche.pmd 185 22.12.2004, 0:06
Black
обеспечить господство добродетели. Я хочу даже показать, 186
что для того, чтобы хотеть последнего — господства добро
детели,— мы принципиально не должны желать первого;
мы тем самым отказываемся от возможности стать добро
детельными. Эта жертва велика, но цель стоит, может быть,
такой жертвы. И — даже больших жертв… И некоторые из
самых знаменитых моралистов шли на этот риск. Дело в
том, что ими уже была познана и предвосхищена та исти

<< Пред. стр.

страница 22
(всего 110)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign