LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 20
(всего 110)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

тинность которого постоянно доказует себя руководя част
ным и общим,— этим миром является то христианское воз
зрение, в котором мы выросли.
Благодаря росту наблюдательности, скептицизма, на
учности (а также под влиянием повышенного инстинкта
правдивости, т. е. опять таки под воздействием христиан
ства) такое толкование дела становилось для нас все менее
допустимым.
Необыкновенно остроумный выход: кантовский крити
цизм. Интеллект стал оспаривать у самого себя право как на
толкование мира в указанном смысле, так и на отклонение
такого толкования. Удовлетворяются тем, что заполняют об
разовавшийся при этом пробел повышенной степенью доверия
и веры, отказом от всякого стремления доказать свою веру,
созданием недоступного и непостижимого идеала (Бог).
Указанный Гегелем, по следам Платона, выход,— про
дукт романтики и реакции,— в то же время симптом исто
рического духа, новой силы: «дух» сам есть не что иное, как
«раскрывающийся и осуществляющийся идеал»; в «процес
се», в «становлении» раскрывается все большая доля того
идеала, в который мы верили,— значит, идеал осуществля
ется, вера наша направлена на будущее, в котором она может
отдаться своей благородной потребности поклонения. Ко
роче говоря:
1) Бог для нас непознаваем и недоказуем (задняя мысль
теоретико познавательного движения);
2) Бог доказуем, но только как нечто развивающееся, в
состав которого входим и мы, и именно благодаря прису




nietzsche.pmd 162 22.12.2004, 0:06
Black
щему нам стремлению к идеальному (задняя мысль истори
163
зирующего движения).
Ясно: критика никогда еще не касалась самого идеала, а
критика прежних высших ценностей




лишь вопроса, откуда взялось противоречие с идеалом, по
чему он еще не достигнут или почему он не усматривается
ни в малом, ни в большом.

*
Громаднейшая разница: ощущается ли указанная труд
ность как трудность на почве страсти, интенсивного желания
или же мы приводимся к ней, как к проблеме, остротой на
шей мысли и известной силой исторического воображения.
В стороне от религиозно философского рассмотрения
мы наблюдаем то же явление: утилитаризм (социализм, де
мократизм) критикует происхождение моральных оценок,
но он верит в них так же, как и христианство. (Наивность —
как будто от морали могло что нибудь остаться, если бы не
существовало санкционирующего Бога! «Тот свет» абсолют
но необходим, если мы желаем сохранить веру в мораль.)
Основная проблема: откуда это всемогущество веры? Веры
в мораль? (Которая сказывается и в том, что даже основные
условия жизни в угоду морали ложно истолковываются —
вопреки нашим знаниям о мире животных и мире расте
ний. «Самосохранение»; дарвинистская перспектива при
мирения альтруистических и эгоистических принципов.)

254. Вопрос о происхождении наших оценок и табели благ
решительно не совпадает с их критикой, как это думают
сплошь и рядом; хотя, с другой стороны, не подлежит со
мнению, что открытие pudendae originis1 известной вещи
влечет за собой в области чувства уменьшение ценности
возникшей этим путем вещи, подготовляет по отношению
к ней почву для критического настроения и отношения.
Какой ценностью обладают сами наши оценки и табли
цы моральных благ? Каковы последствия их господства? Для
кого? В отношении чего? Ответ: для жизни. Но что такое
жизнь? Значит, тут необходимо новое, более ясное опреде
ление понятия «жизнь». Моя формула этого понятия гласит:
жизнь — это воля к власти.

1
могущего посрамить происхождения (лат.).




nietzsche.pmd 163 22.12.2004, 0:06
Black
Какое значение имеет самый процесс оценки? Является ли он 164
указанием на существование иного метафизического мира,
находящегося позади или по ту сторону нашего? (Как это ка
залось еще Канту, который жил до великого исторического
движения.) Короче говоря, где этот процесс оценки впервые
возник? Или он вообще не возникал? Ответ: моральное оцени
вание есть вид истолкования, известный способ интерпрета
ции. Само же истолкование есть симптом определенных со
стояний, а также определенного духовного уровня господ
ствующих мнений: а кто истолковывает? — Наши аффекты.

255. Все добродетели суть физиологические состояния, а
именно главнейшие из органических функций, которые
ощущаются как необходимые, как хорошие. Все добродете
ли, в сущности,— не что иное, как утонченные страсти и по
вышенные состояния. Сострадание и любовь к человече
ству как известная степень развития полового влечения.
Справедливость как развитой инстинкт мести. Доброде
тель как удовольствие от сопротивления, воля к власти.
Честь как признание сходного и равно могущественного.

256. Под «моралью» я понимаю систему оценок, имеющую
корни в жизненных условиях известного существа.

257. Когда то говорили о всякой морали: «По ее плодам вы
познаете ее». Я говорю о всякой морали: «Она есть плод, по
которому я узнаю ту почву, на которой он вырос».

258. Моя попытка — рассматривать моральные суждения
как симптомы и системы знаков, в которых находят свое вы
ражение явления физиологического процветания или за
худания, а также сознание условий сохранения и роста,— есть
вид той интерпретации, которая сродни астрологии, пред
рассудкам, возникающим на почве инстинктов (рас, общин,
различных ступеней, как то: юности или увядания и т. д.).
В применении к специальной христианско европей
ской морали: наши моральные суждения являются показа
телями упадка, неверия в жизнь, подготовкой пессимизма.
Мое основное положение: нет моральных явлений, а есть толь
ко моральная интерпретация этих явлений. Сама же эта интер
претация — внеморального происхождения.




nietzsche.pmd 164 22.12.2004, 0:06
Black
Как понимать тот факт, что мы внесли своим толкова
165
нием противоречие в существование? Решающий факт: за
всеми иными видами оценок властно стоят упомянутые
критика прежних высших ценностей




моральные оценки. Предположим, что они отпадут,— чем
будем мы тогда мерить? И какую ценность будет иметь тог
да познание и т. д. и т. д.?

259. Я понял — во всякой оценке дело идет об определен
ной перспективе: о сохранении индивида, общины, расы, го
сударства, церкви, веры, культуры. Благодаря забвению того
факта, что нет никакой другой оценки, кроме основанной
на перспективах, все кишит противоречивыми оценками,
а следовательно, и противоречивыми влечениями в человеке. Это
— показатель болезненного состояния человека в противо
положность животному, где все наличные инстинкты слу
жат вполне определенным задачам.
Но это столь противоречивое создание обладает в са
мом существе своем великим методом познания: оно может
ощущать разнообразные за и против, оно возвышается до
справедливости — до понимания, лежащего по ту сторону оце
нок добра и зла. Самым мудрым человеком был бы самый бо
гатый противоречиями, который обладал бы, так сказать, ор
ганами осязания для всех видов человека и для которого воз
можны были бы от времени до времени великие минуты
грандиозного созвучия — редкая случайность и для нас! Род пла
нетоподобного движения.

260. «Хотеть» значит «хотеть цели». «Цель» предполагает
оценку. Но откуда возникают оценки? Лежит ли в основе
их неподвижная норма «приятного и болезненного»?
Но в бесчисленных случаях мы только сообщаем изве
стной вещи характер болезненного тем, что вкладываем в
нее нашу оценку.
Сфера действия моральных оценок: они являются спут
никами почти каждого чувственного впечатления. Мир бла
годаря этому является окрашенным.
Мы вложили в него наши цели и ценности: мы накопили
благодаря этому в себе колоссальную скрытую массу силы, но
при сравнении ценностей обнаруживается, что ценными счи
тались самые противоположные вещи, что существовало
много таблиц благ (следовательно, ничего «ценного в себе»).




nietzsche.pmd 165 22.12.2004, 0:06
Black
При анализе отдельных таблиц благ выяснилось, что 166
установка их есть закрепление условий существования ограни
ченных групп (и часто ошибочных) в интересах сохранения.
При рассмотрении теперешних людей выяснилось, что
мы применяем весьма различные суждения оценки и что в них
не заключено более никакой творческой силы,— моральное
суждение лишилось теперь своей основы — «условий суще
ствования». Оно в гораздо большей степени является лиш
ним, оно далеко уже не причиняет прежней боли. Оно ста
новится произвольным. Хаос.
Кто создаст цель, которая будет непоколебимо стоять
перед человечеством, а также и перед отдельным индиви
дом? Когда то хотели сохранять с помощью морали, но те
перь никто не хочет более сохранять, тут нечего сохранять.
Итак, мораль ищущая: создать себе цель.

261. Что служит критерием морального поступка? — 1) его
бескорыстность, 2) его общеобязательность и т. д. Но это ка
бинетное морализирование.
Необходимо изучать народы, чтобы выяснить, что в
каждом отдельном случае служило критерием и что в нем
выразилось: вера в то, что «такое поведение образует одно
из первых условий нашего существования». Безнравствен
ный значит «грозящий гибелью». Но ведь все эти общест
венные группы, у которых мы открыли подобного рода
положения, погибли: некоторые из таких положений под
черкивались каждый раз снова, потому что каждое вновь
образующееся сообщество снова ощущало в них надобность,
напр., в «не укради». В те эпохи, когда невозможно было
требовать солидарности чувств у целого общества (напри
мер, в imperium Romanum), инстинкт этот принимал фор
му «спасения души», выражаясь религиозным языком, или
«высшего счастья», выражаясь философски.
Ибо и чувства греческих моральных философов не бы
ли уже больше в согласии с чувствами их polij1.

262. Необходимость ложных ценностей. Можно опровергнуть
известное суждение, показав его условности, но этим не уни
чтожается потребность в таком суждении. Ложные ценности

1
сограждан (греч.).




nietzsche.pmd 166 22.12.2004, 0:06
Black
невозможно искоренить при помощи аргументов — совер
167
шенно так же, как и искаженную оптику в глазу больного. Нуж
но понять необходимость их существования — они суть следст
критика прежних высших ценностей




вия причин, которые не имеют ничего общего с доводами.

263. Уяснить себе и показать проблему морали — это пред
ставляется мне новой и самой важной задачей. Я отрицаю, что
это было сделано в существующей моральной философии.

264. Сколько заблуждения, сколько лжи было всегда в пред
ставлениях человечества об основных фактах его внутрен
него мира! Не иметь здесь глаз, хранить молчание здесь и
разинуть рот…

265. Мы лишены ясного представления о том, какие пре
вращения испытало в своем развитии моральное суждение
и как в действительности «добро» неоднократно и самым ко
ренным образом превращалось в «зло». Одно из таких пере
мещений я имею в виду, говоря о «нравственности нравов».
Точно так же и совесть переместила сферу своего действия:
когда то угрызение совести носило стадный характер.

266. A. Мораль как продукт безнравственности.
1) Чтобы моральные ценности могли достигнуть господ
ства, они должны опираться исключительно на силы и аф
фекты безнравственного характера.
2) Возникновение моральных ценностей является делом
безнравственных аффектов и соображений.
В. Мораль как продукт ошибки.
С. Мораль в возрастающем противоречии с самой собой.
Возмездие. Правдолюбие, сомнение, нравственный
суд. «Безнравственность» веры в мораль.
Ступени:
1) абсолютное господство морали: все биологические
явления измеряются и оцениваются по ее мерке;
2) опыты отождествления жизни и морали. (Симптом
пробудившегося скептицизма: мораль не должна больше
ощущаться как противоположность); несколько средств, да
же трансцендентный путь;
3) противопоставление жизни и морали: мораль, судимая
и осужденная с точки зрения жизни.




nietzsche.pmd 167 22.12.2004, 0:06
Black
D. Насколько мораль была вредна жизни: 168
а) наслаждению жизнью, благодарности по отношению
к жизни и т. д.,
b) украшению, облагораживанию жизни;
с) познанию жизни, развитию жизни, поскольку мораль
стремилась внести разлад в высшие явления жизни.
Е. Обратная оценка: ее полезность для жизни.
1. Мораль как принцип сохранения более крупных групп
путем подчинения их членов: полезна для человека «орудия».
2. Мораль как принцип сохранения в виду внутренней
опасности, угрожающей человеку со стороны страстей, по
лезна для «среднего человека».
3. Мораль как принцип ограждения от угрожающих жиз
ни влияний глубокой нужды и лишений: полезна для «страж
дущего».
4. Мораль как принцип, направленный против опасных
порывов со стороны «мощных», полезна для «униженного».

267. Полезно брать «право», «несправедливость» и т. д. в
определенном узком, буржуазном смысле, вроде правила:
«Поступай по праву и никого не бойся», т. е. исполняй свой
долг согласно определенной грубой схеме, в рамках кото
рой живет известная общественная группа.
Не будем оценивать низко того, что тысячелетия гос
подства морали привили нашему духу.

268. Не следует смешивать двух типов морали: морали, с
помощью которой инстинкт защищается против начинаю
щего декаданса,— и морали, при помощи которой именно
этот декаданс себя формулирует, оправдывает и вместе с
тем ведет себя к дальнейшему падению.
Первая бывает обыкновенно стоической, суровой, тира
нической (сам стоицизм был такой тормозящей моралью);
другая — мечтательна, сентиментальна, полна тайн, на ее
стороне женщины и «прекрасные чувства». [Такой именно
моралью было первое христианство.]

269. Морализирование во всех его видах, взятое как объект
изучения. Так же как загадка. Моральные явления занима
ли меня как загадка. Теперь я знал бы, что ответить: как
понимать то обстоятельство, что благо ближнего должно




nietzsche.pmd 168 22.12.2004, 0:06
Black
иметь для меня более высокую ценность, чем мое собствен
169
ное? И что при этом сам ближний должен ценить ценность
своего блага иначе, чем я, а именно — он должен ставить как
критика прежних высших ценностей




раз мое благо выше своего? Что значит «ты должен», которое
рассматривается как нечто «данное» даже философами?
Безумная на первый взгляд мысль, что кто нибудь дол
жен ценить услугу, которую он оказывает другому, выше,
чем оказанную ему самому, а этот другой, в свою очередь,
смотреть на дело так же и т. д. (что следует считать извест
ные поступки только потому хорошими, что тот, кто совер
шает эти поступки, имеет в виду не себя, а благо другого)
имеет свой смысл, а именно как выражение инстинкта об
щественности, основанного на оценке вещей, полагающей,
что отдельный индивид имеет вообще мало значения, все
же вместе очень большое, причем предполагается, что они
составляют именно общественное целое, с общим чувством и
общей совестью. Следовательно, это есть известного рода
упражнение в умении устремлять свой взгляд в определен
ном направлении, воля к оптике, которая позволяла бы ви
деть самого себя.
Моя мысль: тут отсутствуют цели, а таковыми должны
быть отдельные индивиды. Мы видим, к чему сводится жизнь
в обществе — каждый отдельный индивид приносится в жер
тву и служит орудием. Пройдите по улице, и вы увидите
только «рабов». Куда? Зачем?

270. Каким образом происходит, что известное лицо уважа
ет себя именно только в отношении моральных ценностей,
что оно все остальное подчиняет последним и низко ценит
в сравнении с добром, злом, исправлением, спасением ду
ши и т. д.? Пример — Анри Фред. Амьель. Что обозначает мо
ральная идиосинкразия? Я спрашиваю как психолог, а также
как физиолог, пример — Паскаль. То есть в случаях, где нет
недостатка и в иных значительных качествах; также в слу
чае Шопенгауэра, который, очевидно, ценил то, чего у него
не было и чего он не мог иметь… не есть ли это следствие
просто вошедшего в привычку морального толкования факти
ческих состояний боли и неудовольствия? Не есть ли это из
вестный способ чувствовать, при котором данное лицо, не бу
дучи в состоянии понять источника испытываемых им чувств
неудовольствия, прибегает для объяснения их к моральным гипо




nietzsche.pmd 169 22.12.2004, 0:06
Black
тезам. Так что и переживаемые по временам чувства силы и 170
благосостояния всегда и немедленно освещаются под тем
же углом зрения «чистой совести», близости Бога, сознания
спасения?.. Следовательно, одержимый моральной идиосинкра
зией либо: 1) на самом деле благодаря приближению к гос
подствующему в данном обществе типу добродетели получа
ет известную ценность: «добрый», «честный» человек — не
что среднее и высокопочтенное — во всем, что касается уме
нья, он посредствен, в области же желаний он во всем искре
нен, добросовестен, тверд, почтенен и надежен, либо: 2)
он только думает, что обладает известной ценностью, по

<< Пред. стр.

страница 20
(всего 110)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign