LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 2
(всего 110)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

nietzsche.pmd 13 22.12.2004, 0:06
Black
ную ответственность, посылая тысячи на смерть, чтобы 14
тем привести к господству свой народ, а вместе с ним и
себя».— Многие, бесконечно многие пережили в то время
нечто подобное, но глаза философа смотрят иначе, чем гла
за остальных людей, и он извлекает новые познания из та
ких переживаний, которые ничего не дают другим. Насколь
ко иным и несравненно более сложным должно было казать
ся ему столь превозносимое Шопенгауэром чувство состра
дания, когда он впоследствии, возвращаясь мысленно к этим
событиям, сопоставлял это чувство с представшим тогда его
взору чудесным видением воли и жизни, битвы и мощи. В
этой последней воле он видел такое душевное состояние,
которое обеспечивает человеку полную гармонию его наи
более могущественных инстинктов, его совести и его иде
алов; это состояние он усматривал не только в исполните
лях такой воли к власти, но также и прежде всего в самом
полководце. Быть может именно тогда впервые перед ним
предстала проблема страшного и губительного влияния,
которое может иметь сострадание, как некоторая слабость,
в те высшие и труднейшие минуты, когда решается судьба
народов, и насколько справедливо поэтому предоставление
великому человеку, полководцу, права жертвовать людьми
для достижения высших целей.
В какой глубокой захватывающей форме появляется
впервые эта мысль о воле к власти в поэтических образах
«Заратустры»; при чтении главы «О самообладании» во мне
всегда встает тихое воспоминание об изображенных мною
только что переживаниях, в особенности при следующих
словах:
«Где я находил живое, там находил я и волю к власти;
и даже в воле слуги — и там я находил волю стать владыкой».
«Что сильнейшему должно служить слабейшее, в этом
слабейшее убеждается своей волей, стремящейся стать вла
дыкой над еще слабейшим: одной лишь этой радости не со
гласно оно лишиться».
«И как меньшее отдается большему, чтобы самому вла
ствовать над еще меньшим и радоваться о нем: так и самое
великое в свою очередь отдает себя и могущества ради по
лагает жизнь свою».
«В том и самопожертвование высшего, что оно и отва
га, и опасность, и игра в кости, где ставкой является смерть».




nietzsche.pmd 14 22.12.2004, 0:06
Black
Весной 1885 года, по завершении четвертой части За
15
ратустры, мой брат, насколько можно судить по его замет
кам, уже решил сделать волю к власти, как жизненный прин
введение и предисловие




цип, средоточием своей главной теоретико философской ра
боты. Нам попадается заглавие: «Воля к власти, толкование
мирового процесса». Зимою 1885/86 года он собирался сна
чала написать на эту тему небольшое сочинение, к которому
у нас имеется целый ряд набросков. Он называет его: «Воля
к власти. Опыт нового миротолкования». Совершенно по
нятно, что он останавливался в смущении перед необъятно
стью задачи — изобразить волю к власти в природе, жизни,
обществе, как волю к истине, религии, искусству, морали,
проследив ее во всех ее отдаленнейших последствиях. Увы,
как часто, вероятно, ему приходилось с отчаянием говорить
себе: «Один! Всегда один! И один в этом огромном лесу, в
этих дебрях!» И вот, чтобы хоть немного облегчить себе за
дачу и сделать ее обозримее, он снова и снова пробует разбить
свой большой труд на более мелкие, менее объемистые трак
таты. Так, весной 1886 года, он набрасывает план десяти
новых произведений, которые могли бы быть выпущены в
Свет в качестве новых «Несвоевременных размышлений».
Но во время своего пребывания в Лейпциге, в мае–
июне 1886 года, в то время как он вел переговоры с издате
лем по поводу напечатания «По ту сторону», он пришел к
окончательному решению, независимо от «По ту сторону»,
которое должно было представлять некоторое предуготов
ление к большому произведению (на самом же деле было
отдельным куском этого последнего) — посвятить ближай
шие годы целиком разработке и печатанию «Воли к влас
ти». Я вправе, быть может, высказать предположение, что
это пребывание (в мае–июне 1886 года) в Лейпциге отня
ло у него последнюю надежду найти себе сотоварищей и
сотрудников для этой большой работы. Эта надежда на со
трудничество друзей, которая при слабости его глаз пред
ставлялась для него вдвойне соблазнительной и, несмотря
на пережитые им крупные разочарования, постоянно вновь
пробуждалась в нем, была от дней юности восторженной
грезой его души,— грезой, которой не суждено было осуще
ствиться. Он пишет:
«Проблемы, перед которыми я стоял, представлялись
мне проблемами столь коренной важности, что мне почти




nietzsche.pmd 15 22.12.2004, 0:06
Black
каждый год по нескольку раз представлялось, что мыслящие 16
люди, которых я знакомил с этими проблемами, должны
были бы из за них отложить в сторону свою собственную
работу и всецело посвятить себя моим задачам. То, что каж
дый раз в результате получалось, представляло такую коми
ческую и жуткую противоположность тому, чего я ожидал,
что я, старый знаток людей, стал стыдиться самого себя и
был принужден снова и снова усваивать ту элементарную
истину, что люди придают своим привычкам в сто тысяч раз
больше важности, чем даже — своим выгодам...»
Все дельные люди, былые его друзья и знакомые, ка
зались погруженными в свои собственные работы; даже
Петер Гаст, единственный помогавший ему друг, ставил все
же главной задачей своей жизни и деятельности, согласно
желаниям самого моего брата, занятие музыкой. А полез
ны могли быть ему только наиболее способные из сотруд
ников. Тогда его охватила мучительная уверенность, что он
никогда не найдет себе сотоварища для труднейших своих
работ, что ему придется все, все делать одному и в абсолют
ном одиночестве совершать свой трудный путь. Летом 1886
года, во время чтения корректур «По ту сторону», которым
брат занимался в Сильс Мария, он пользовался каждым сво
бодным часом для разборки накопившегося материала для
предполагаемых четырех томов его главного сочинения.
Он свел воедино весь план своей колоссальной работы и
наметил ход мыслей, охватывавший все произведение и в
существенных своих чертах, за малыми изменениями, со
храненный им до конца. (Содержание третьей книги вош
ло впоследствии в четвертую и вставлена была совершен
но новая третья книга.) План, относящийся к лету 1886 го
да, гласит следующее:

«Воля к власти»
Опыт переоценки всех ценностей
В четырех книгах

Книга первая: Наивысшая опасность (изображение ни
гилизма как неизбежного следствия прежних оценок). Огром
ные силы освобождения от оков: но они находятся в проти
воречии друг к другу; раскованные силы взаимно уничтожа
ют себя. В демократическом строе общества, где всякий —




nietzsche.pmd 16 22.12.2004, 0:06
Black
специалист, нет места для «зачем?», «для кого?». Нет сосло
17
вия, в существовании которого многообразные формы стра
дания и гибели всех отдельных (обращение их жизни в не
введение и предисловие




которую функцию) находили бы свой смысл.
Вторая книга: Критика ценностей (логика и т. д.). Вез
де выставить на вид дисгармонию между идеалом и отдель
ными его условиями (например, честность у христиан, по
стоянно принужденных прибегать ко лжи).
Третья книга: Проблема законодателя (в ней история
одиночества). Раскованные силы надо вновь связать, дабы
они не уничтожали друг друга; открыть глаза на действи
тельное умножение силы!
Четвертая книга: Молот. Какие свойства должны иметь
люди, устанавливающие обратные ценности? — Люди, кото
рые обладают всеми свойствами современной души, но в то
же время и достаточно сильны для возвращения этим свой
ствам полного здоровья; их средства для достижения этой
задачи.
«Сильс Мария. Лето, 1886».

Было бы совершенно ошибочно, если бы мы вздумали
предположить, что автор «Воли к власти» хотел дать в этом
произведении свою систему. Мы знаем, как мало доверял
он всяким системам, и как всегда считал он печальным при
знаком для философа, когда тот замораживал свои мысли в
систему. «Систематик — это такой философ,— восклицает
он,— который не хочет больше признавать, что дух его жи
вет, что он подобно дереву мощно стремится вширь и нена
сытно захватывает все окружающее — философ, который
решительно не знает покоя, пока не выкроит из своего духа
нечто безжизненное, нечто деревянное, четырехугольную
глупость, «систему».
Бесспорно, он желал изобразить в этом большом про
изведении свою философию, свое мировоззрение, но во
всяком случае не как догму, но как предварительный регуля
тив для дальнейших исследований.
Осенью 1886 года брату пришлось прервать на несколь
ко месяцев свою работу над «Волей к власти», так как он
писал в это время предисловия для нового издания своих
ранее появившихся сочинений, а также пятую книгу «Ве
селой Науки», но в январе 1887 года все было готово к печа




nietzsche.pmd 17 22.12.2004, 0:06
Black
ти и отослано; он вернулся снова к работе над своим глав 18
ным сочинением. Февраль 1887 года принес с собой страш
ное землетрясение в Ницце, которое он пережил с замеча
тельным спокойствием и присутствием духа. Он пишет по
этому поводу Гасту 24 февраля 1887 года: «Любезный друг,
быть может вас обеспокоили известия о нашем землетря
сении; пишу вам два слова, чтобы сообщить вам по крайней
мере, как дело обстоит относительно меня. Весь город пе
реполнен людьми с потрясенными нервами, паника в оте
лях прямо невероятная. Этой ночью, около 2–3 часов, я сде
лал обход и навестил некоторых из своих добрых знакомых,
которые на открытом воздухе, на скамейках или в пролет
ках, надеялись избегнуть опасности. Сам я чувствую себя
хорошо: страха не было ни минуты, — скорее очень много
иронии!»
Ницца совершенно опустела после этого происшест
вия, что не помешало однако моему брату остаться там на
все заранее намеченное им время, несмотря даже на повто
рение подземного удара. Его так мало затронули эти вне
шние обстоятельства, что он среди всех волнений, вызван
ных землетрясением в Ницце, невозмутимо продолжал ком
бинировать в своем уме основную свою работу и притом по
нижеследующему плану:

«Воля к власти
Опыт переоценки всех ценностей

Первая книга
Европейский нигилизм
Вторая книга
Критика существующих высших ценностей
Третья книга
Принцип новой оценки
Четвертая книга
Воспитание и дисциплина

Набросано 17 марта 1887, Ницца».

Этот план, который по своему общему распорядку по
чти тождествен вышеприведенному, относящемуся к лету
1886 го, оставался в силе до конца зимы 1888 года. В заклю




nietzsche.pmd 18 22.12.2004, 0:06
Black
чительных замечаниях мы еще подробнее скажем о позд
19
нейших планах и отдельных фазах возникновения «Воли к
власти».
введение и предисловие




Мы со своей стороны были принуждены положить в
основу настоящего издания план от 17 марта 1887 года, ибо
он был единственным, дававшим довольно ясные указания
относительно конструкции произведения. Кроме того, об
щие точки зрения, намеченные в рубриках плана, оставля
ют самый широкий простор для размещения, сообразно его
смыслу, имеющегося богатого материала, относящегося к
другим планам. Этот план оказался особенно удобным для
настоящего нового издания, благодаря ему многие главы
связаны друг с другом совершенно последовательным хо
дом мыслей. Но естественно, что и теперь еще есть много
пробелов, так что вдумчивый читатель сам принужден при
ложить руку к делу, чтобы достичь общего взгляда на целое.
Предлагаемое произведение представляет в настоящем
своем виде немаловажное преимущество: оно дает возмож
ность в значительно большей степени, чем первое издание,
заглянуть в духовную лабораторию автора. Мы как бы ви
дим перед своими глазами возникновение мыслей и можем
одновременно наблюдать, как беспристрастно мой брат
проверяет свои собственные мысли, не пытаясь никогда
скрывать от себя возможные слабые и недоказуемые сто
роны поставленных им проблем. Обстоятельность, с ко
торой они кое где трактуемы, автор в законченном произ
ведении быть может устранил бы (хотя этого нельзя утвер
ждать с уверенностью), для нас же она является большим
преимуществом, так как дает нам возможность лучше про
никнуть в ход его мыслей. Как много недоразумений может
вызывать краткость изложения его мыслей, поучительным
примером тому могут служить «Сумерки кумиров». Автор
прямо называет «Сумерки кумиров» извлечением из «Воли
к власти»; но как ошибочно была понята эта маленькая книж
ка, именно ввиду ее краткости! Читатели, по видимому,
предположили, что эти основоположные новые мысли пред
ставляют собою просто беглые наброски; никто, по видимо
му, и не подозревал, на какие широкие предварительные
исследования они опирались. Будем надеяться, что настоя
щее новое издание «Воли к власти» даст об этом лучшее
представление.




nietzsche.pmd 19 22.12.2004, 0:06
Black
Число афоризмов в этом новом издании увеличено 20
приблизительно на 570 номеров. При этом, конечно, попа
даются повторения, но каждый раз с другим оттенком и в
другой связи, что необыкновенно способствует уяснению
мысли. Многим импровизациям и некоторым, так сказать,
пробным постановкам вопросов и проблем вдумчивый чита
тель сумеет сам дать надлежащее толкование и сам попыта
ется установить то или другое решение задачи. «Но прежде
всего,— как говорит Петер Гаст,— он будет восхищен неис
черпаемостью ницшевского гения в обработке намеченных
тем: как он все снова и снова кружит вокруг них, находя в
них все более неожиданные стороны, и при этом умеет вы
разить их в словах, передающих их внутреннее существо».
Грандиозный труд, представлявшийся автору, остался
неоконченным. Нам, издателям ницшевского архива, выпа
ло на долю, по мере слабых наших сил, добросовестно со
брать в одно целое, руководствуясь дошедшими до нас ука
заниями автора, драгоценные камни, заготовленные для
стройки. Этого не удалось сделать тотчас при первом же из
дании в удобной для обозрения целого форме, и тяжело бы
ло тогда, вспоминая намерения автора, выпускать в свет этот
труд в таком несовершенном виде. Быть может это новое,
значительно дополненное издание вышло немного удачнее;
но если представить себе, как собственная рука мастера
разработала бы этот огромный материал, с той же логичес
кой последовательностью, как, например, в «Г енеалогии мо
рали», пронизать его блеском своего несравненного сти
ля,— какое бы произведение мы бы имели теперь пред со
бою! И еще более усугубляет нашу печаль то, что мы из его
личных набросков знаем, как он представлял себе выпол
нение своего главного философско теоретического труда:
«К введению: мрачная уединенность и пустынность Cam
pagna romana3. Терпение в неопределенном и неизвестном».
«Мое произведение должно содержать общий приговор
над нашим столетием, над всей современностью, над дос
тигнутой «цивилизацией».
«Каждая книга есть завоевание, хватка — tempo lento2
— до самого конца драматическая поза, наконец, катастро
фа и внезапное искупление».

1
Римская Кампанья (лат.)
2
протяжно (итал., муз. термин)




nietzsche.pmd 20 22.12.2004, 0:06
Black
Нельзя без чувства глубокого волнения читать приво
21
димую ниже обстоятельную заметку, в которой автор сам
устанавливает для себя ту руководящую нить, которой он
введение и предисловие




предполагает держаться при выполнении своей основной ра
боты. Он облекает эти предначертания пока в форму афо
ризма и дает им заголовок: «Совершенная книга». Но чем
дальше он подвигается в этом изложении своих предначер
таний, тем заметнее становится, что речь идет о его соб
ственной книге, и именно о том главном его произведении,
в котором он вознамерился изобразить во всей полноте
свою философию. Он пишет осенью 1887 года:
«Совершенная книга. Иметь в виду:
1. Форма, стиль.— Идеальный монолог. Все, имеющее «уче
ный» характер, скрыто в глубине.— Все акценты глубокой
страсти, заботы, а также слабостей, смягчений; солнечные
места,— короткое счастье, возвышенная веселость. Преодо
ление стремленья доказывать; абсолютно лично. Никакого
«я»…— Род мемуаров; наиболее абстрактные вещи — в самой
живой и жизненной, полной крови, форме.— Вся история,
как лично пережитая, результат личных страданий (только так
все будет правдой)…— Как бы беседа духов; вызов, заклина
ние мертвых.— Возможно больше видимого, определенно
го, данного на примере; но остерегаться вопросов настоя
щего дня.— Избегать слов «аристократично, благородно», и
вообще всех слов, могущих вызвать предположение, что
автор выводит на сцену самого себя.— Не «описание»; все
проблемы переведены на язык чувства, вплоть до страсти.
2. Коллекция выразительных слов. Предпочтение отда
вать словам военным. Слова, замещающие философские тер
мины: по возможности немецкие и отчеканенные в форму
лу.— Изобразить все состояния наиболее духовных людей; так,
чтобы охватить их ряд во всем произведении (состояния
законодателя, искусителя, человека, принужденного к жерт
воприношению, колеблющегося, великой ответственности,
страдания от непознаваемости, страдания от необходимо
сти казаться не тем, что ты есть, страдания от необходимо
сти причинять другому боль, сладострастие разрушения).
3. Построить все произведение с расчетом на конеч
ную катастрофу».

Я прибавлю еще несколько пояснений по поводу тем,
трактуемых главным образом в первых двух книгах «Воли

<< Пред. стр.

страница 2
(всего 110)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign