LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 15
(всего 110)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

ден из движения возмущения и вражды. Он выступает про
тив этих аффектов, поскольку они побуждают к действию).
Эта партия мира понимает, что отказ от враждебности
в делах и помыслах есть необходимое условие для ее разли
чения и сохранения: именно в этом кроется психологичес
кая трудность, которая помешала понять христианство. По
буждение, которое его создало, вызывает затем принципи
альное подавление самого себя.
Только как партия мира и невинности это мятежное дви
жение имеет шансы на успех: оно должно побеждать сугу
бой мягкостью, елейностью, кротостью, и инстинктивно
понимает это.
В этом то и весь фокус: побуждение, выразителем ко
торого ты являешься, отрицать, осуждать, постоянно выс
тавлять напоказ словом и делом нечто прямо противопо
ложное этому побуждению.

180. Мнимая юность. — Тот, кто в этой связи грезит о наи
вном и юном народном существовании, которое восстает
против старой культуры,— тот обманывается; бытует такое
суеверие, будто в самых низких слоях народа, где христи




nietzsche.pmd 122 22.12.2004, 0:06
Black
анство росло и пускало корни, якобы снова забил более глу
123
бинный родник жизни; тот, кто считает христианство вы
ражением новой, восходящей народной юности и укрепле
критика прежних высших ценностей




ния расы, тот ничего не понимает в его психологии. Совсем
напротив: это типичная форма декаданса; моральная изне
женность и истерия среди усталого и утратившего цель,
болезненного и смешанного населения. Более чем странное
общество, собравшееся здесь вокруг этого мастера совра
щать народ, собственно, прямо таки просится — все скопом
и порознь — в какой нибудь русский роман: тут все нервные
болезни назначили друг другу свидание… полное отсутст
вие задач, чувство, что в сущности все кончено и не имеет
больше никакого смысла, довольство в dolce far niente1: сила
и уверенность в будущем, свойственная иудейскому инстин
кту, неимоверность его упрямой воли к существованию и
могуществу — все это заложено в его господствующем клас
се; а те слои, которые выносит наверх молодое христиан
ство, ничем не отмечены так явственно, как усталостью
инстинкта. Им все надоело — это одно; и они довольны —
собой, для себя, в себе — это другое.

181. Христианство как эмансипированное иудейство (в той же
мере и подобно тому, как некое локально и расово обуслов
ленное благородство в конце концов от условий своего преж
него существования эмансипируется и направляется на по
иски родственных элементов…).
1. Как церковь (община) на почве государства, как не
политическое образование;
2. Как жизнь, воспитание, практика, искусство жизни;
3. Как религия греха (прегрешений против бога как един
ственного вида прегрешений, как единственной причины
страдания вообще), располагающая универсальным сред
ством против греха. Грех бывает только против бога; что
свершается против человека, о том человеку не следует ни
судить, ни требовать отчета, разве что только именем бога.
Точно также и все заповеди (любовь): все сопряжено с бо
гом, и только волей божьей над человеком вершится. Во
всем этом кроется большая мудрость (жизнь в тесноте и
большой скученности, как у эскимосов, выносима только на

1
сладостном ничегонеделанье (итал.)




nietzsche.pmd 123 22.12.2004, 0:06
Black
условиях максимального взаимного добродушия и снисхо 124
дительности: иудейско христианская догма обратилась про
тив греха на благо «грешника»).

182. Все, на что притязало иудейское священничество, оно
умело подать как божественное установление, как исполне
ние божьей заповеди… равно как и все, что этому служило.
Сохранить Израиль, внедрить мысль, что сама возможность
его существования (например, сумма дел — обрезание, жер
твенный культ — как центр национального сознания) дана
не как природа, но как «бог». — Этот процесс продолжается;
внутри иудейства, где необходимость «дел» не воспринима
ется как таковая (а именно как отделение от всего осталь
ного, внешнего), смогла создаться священническая разно
видность человеческого характера, которая со священни
ком соотносится примерно так же, как «благородная нату
ра» с аристократом; это бескастовый и в то же время спон
танный священнический настрой души, которая теперь,
дабы резко размежеваться со своей противоположностью,
придавала значение не «делам», но «умонастроению»…
По сути дела речь опять таки шла о том, чтобы проло
жить дорогу определенному складу души: это было подобно на
родному восстанию внутри священнического народа,— пи
етистское движение снизу (грешники, мытари, женщины,
больные). Иисус из Назарета был для них знаком, по кото
рому они себя распознавали. И опять таки, чтобы в себя по
верить, им нужно было теологическое чудо причастия: им
требовался «сын божий», никак не меньше, дабы создать
себе веру… И точно так же, как священничество подделало
всю историю Израиля, так и тут была предпринята попыт
ка переподделать вообще всю историю человечества, дабы
христианство предстало в ней наиболее кардинальным со
бытием. Это движение могло возникнуть только на почве
иудаизма: главным делом иудаизма было сплести воедино
вину и несчастье, а всякую вину свести к вине перед богом; хрис
тианство возвело это дело в квадрат.

183. Символизм христианства зиждется на символизме
иудейском, который уже успел всю реальность (историю, при
роду) претворить в святую противоестественность и нере
альность… который действительную историю уже видеть




nietzsche.pmd 124 22.12.2004, 0:06
Black
не желал, … который естественным успехом уже не инте
125
ресовался.
критика прежних высших ценностей




184. Иудеи предпринимают попытку выжить после того,
как в них утрачиваются две касты — воинов и земледельцев;
они в этом смысле «кастраты» — у них есть священник — и
потом сразу низшая каста, чернь… Поэтому настолько лег
ко доходит у них до перелома, до восстания черни: это и
есть исток христианства. Чтобы знать воина только как сво
его господа, они внесли в свою религию враждебность про
тив благородных, против всех знатных, гордых, против вла
сти, против господствующих сословий: они пессимисты не
годования… Тем самым они создали новую важную позицию:
священник во главе черни — против благородных сословий…
Христианство сделало последний вывод из этого дви
жения: оно и в иудейском священнике все еще чувствовало
касту, привилегированность, «благородство» — и оно священ
ника вычеркнуло.
Христианин — это смерд, который отвергает священ
ника… Смерд, который решил, что будет спасать себя сам…
Поэтому французская революция — дочь и продолже
ние христианства… в ней тот же инстинкт против церкви,
против знати, против последних привилегий.

185. «Христианский идеал» выведен на сцену по иудейски
умно. Основные психологические побуждения, «природа» его:
— восстание против господствующей духовной власти;
— попытка сделать добродетели, при которых возмож
но счастье самых ничтожных, последних людей, непререкаемым
идеалом всех ценностей,— и назвать это Богом: инстинкт са
мосохранения беднейших, самых жизненно скудных слоев;
— попытка, исходя из идеала, оправдать абсолютное воз
держание от войны и сопротивления,— равно как и послу
шание;
— любовь между людьми как следствие любви к богу;
Главная уловка: все природные mobilia1 отрицать и об
ращать в духовно потустороннее… добродетель и почитание
оной присвоить всецело и только для себя, шаг за шагом
отспаривая ее у всего нехристианского.

1
движители (лат.)




nietzsche.pmd 125 22.12.2004, 0:06
Black
186. Глубочайшее презрение, с которым сохранивший благо 126
родство античный мир относился к христианам, имеет те
же корни, что и сегодняшняя инстинктивная неприязнь к
евреям: это ненависть свободных и знающих себе цену со
словий к тем, кто норовит протиснуться, скрывая за пугли
вой и неуклюжей повадкой непомерное самомнение.
Новый завет — это евангелие людей абсолютно неблаго
родного сорта; в их притязаниях на собственную значимость,
притом значимость единственно истинную, и вправду есть
что то возмутительное,— даже сегодня.

187. Как мало значит сам предмет! Дух — вот что вносит в
него жизнь! Каким недужным, спертым воздухом веет от
всех этих возбужденных пустословий о «спасении», любви,
«блаженстве», вере, истине, «вечной жизни»!
И напротив, стоит взять истинно языческую книгу, до
пустим, Петрония,— книгу, где, по сути, нет ни единого
слова, поступка, желания, суждения, которое по ханжеским
христианским меркам не было бы грехом, даже смертным
грехом. И однако — какая же благодать в чистоте этого воз
духа, в духовном превосходстве этой легкой победительной
поступи, этой высвобожденной, избыточной, уверенной в
своем будущем силы!
Во всем Новом Завете ни одной буффонады: но ведь
этим любая книга сама себя загубит!

188. Крайняя низость, с которой осуждается всякая иная
жизнь, кроме христианской: им мало просто очернить в
мыслях своих противников, нет, они хотят, ни больше ни
меньше, оклеветать все, что не есть они сами… С высокоме
рием святости наилучшим образом уживается низкая и лу
кавая душонка; свидетельство — первые христиане.
Будущее: они еще заставят всех как следует за это раско
шелиться… Это дух самого нечистоплотного разбора, какой
только есть. Недаром вся жизнь Христа изображается таким
образом, будто он помогает сбыться предсказаниям: он спе
циально действует так, чтобы они сбылись…

189. Лживое истолкование слов, жестов, душевных состо
яний умирающих: к примеру, страх смерти начисто подме
няется страхом перед «загробной жизнью»…




nietzsche.pmd 126 22.12.2004, 0:06
Black
190. И христиане делали это в точности так же, как иудеи:
127
все, что они воспринимали как необходимое условие суще
ствования или как важное новшество, они вкладывали в уста
критика прежних высших ценностей




своему учителю и приукрашивали этим его жизнь. Точно так
же и всю изустную мудрость своих пословиц и поговорок
они вложили ему в уста: короче, свою действительную жизнь
во всем ее суетном течении они представили как послуша
ние и тем освятили ее для своей пропаганды.
С чего на самом деле все пошло, это хорошо видно у
Павла — и это сущая малость. Все остальное — это создание
типа святого из того, что у них почиталось святым.
Все «чудесное учение», включая чудо воскресения, есть
прямое следствие самовозвеличения общины, которая все,
на что была способна сама, в еще большей мере приписыва
ла своему учителю (то есть из него свою силу выводила…)

191. Христиане никогда не практиковали того, что им
предписывал Иисус: вся их бесстыжая болтовня об «оправ
дании верой» и о высшем и первейшем значении веры есть
только следствие того, что церковь никогда не имела в себе
ни мужества, ни воли присягнуть делам, которых требовал
Иисус.
Буддист действует иначе, чем не буддист; христианин
действует как все люди, а христианство у него лишь для цере
моний и настроений.
Глубочайшая и презренная изолганность христианства
в Европе: мы, действительно, поделом заслуживаем пре
зрения арабов, индусов, китайцев… Только прислушайтесь
к речам первого государственного мужа Г ермании о том, что
занимало Европу последние сорок лет… — и вы услышите
голос придворного проповедника Тартюфа.

192. «Вера» или «дела»? — Но то, что вместе с «делом», вмес
те с привычкой к определенным делам зачинается и опре
деленная оценка и в конечном счете образ мыслей, это так же
естественно, как противоестественно предположить, что
из голой оценки могут воспоследовать «дела». Человеку на
добно упражняться — и не в усилении своих ценностных эмо
ций, а в действовании; сперва надо уметь что то делать…
Христианский дилетантизм Лютера. Вера — главная и спа
сительная опора. А подоплека тут — глубокая убежденность




nietzsche.pmd 127 22.12.2004, 0:06
Black
Лютера и ему подобных в их неспособности к христиан 128
ским делам, то есть факт личной биографии, задрапирован
ный глубочайшим сомнением в том, не есть ли всякое дея
ние грех и от лукавого: так что в итоге весь смысл существо
вания сосредотачивается на отдельных, хотя и крайне на
пряженных, состояниях бездействия (молитва, благоговение
и т.д.). — В итоге он даже оказался прав: инстинкты, выра
жающиеся во всех деяниях реформации,— из самых жесто
ких, какие только есть на свете. Только в абсолютном отвле
чении от самих себя, в погружении в прямую свою противо
положность, только как иллюзию («веру») они и могли свое
существование вынести.

193. — «Что делать, чтобы уверовать?» — Абсурдный вопрос.
Главный изъян христианства — это воздержание от всего
того, что Иисус повелел делать.
Это убогая жизнь, но истолкованная с презрением во
взгляде.

194. Вступление в истинную жизнь — ты спасаешь свою лич
ную жизнь от смерти, живя жизнью всеобщей.

195. Христианство превратилось в нечто в корне отличное
от Того, что делал и чего хотел его основатель. Это великое
антиязыческое движение древности, сформулированное с
использованием жизни, учения и «слов» основателя хри
стианства, однако посредством абсолютно произвольной их
интерпретации по шаблону диаметрально различных потреб
ностей и в переводе на язык всех уже существующих подзем
ных религий.
Это приход пессимизма, тогда как Иисус хотел прине
сти людям мир и счастье агнцев,— и притом пессимизма
слабых, попранных, страдальцев, угнетенных.
Их заклятый, смертный враг — это: 1. сила в характере,
уме и вкусе; «мирское»; 2. классическое «счастье», благород
ная легкость и скепсис, несгибаемая гордость, эксцентри
ческое распутство и холодная самодостаточность мудреца,
греческая утонченность в жесте, слове и форме; и римлянин,
и грек им в равной мере — смертельный враг.
Попытка антиязычества обосновать и осуществить се
бя в философии: его чутье к двусмысленным фигурам древ




nietzsche.pmd 128 22.12.2004, 0:06
Black
ней культуры, прежде всего к Платону, этому инстинктив
129
ному семиту и антиэллину… Равно как и чутье к стоицизму,
который в существенной степени тоже дело семитов («до
критика прежних высших ценностей




стоинство» как строгость и закон, добродетель как величие,
как ответственность за себя, как авторитет, как высший
суверенитет личности — все это семитское: стоик — это араб
ский шейх, только в пеленках греческих понятий).

196. Христианство только возобновляет борьбу, которая
уже велась против классического идеала, против благородной
религии.
На самом деле все это преобразование есть перевод на
язык потребностей и уровень понимания тогдашней рели
гиозной массы — той массы, которая поклонялась Изиде, Ми
тре, Дионису, «великой праматери» и которая требовала от
религии:
1. надежды на потустороннюю жизнь;
2. кровавой фантасмагории жертвенного животного —
«мистерии»;
3. спасительного деяния, святой легенды;
4. аскетизма, отрицания мира, суеверного «очищения»;
5. иерархии как формы построения общины.
Короче: христианство приспосабливается к уже суще
ствующему, повсюду нарождающемуся анти язычеству, к куль
там, которые опроверг Эпикур… точнее, к религиям угнетен
ной массы, женщин, рабов, не знатных сословий.
В итоге же перед нами следующие недоразумения:
1. бессмертие личности;
2. мнимый иной мир;
3. абсурдность понятий преступления и наказания, по
ставленных в центр истолкования мира;
4. разбожествление человека вместо его обожествле
ния, разверзание глубочайшей пропасти, которую можно
преодолеть только чудом, только в прострации глубочайше
го самопрезрения;
5. целый мир порочных представлений и болезненных
аффектов вместо простой и полной любви житейской прак
тики, вместо достижимого на земле буддистского счастья;
6. церковный порядок, с клиросом, теологией, культом,
святынями; короче, все то, против чего ратовал Иисус из
Назарета;




nietzsche.pmd 129 22.12.2004, 0:06
Black
7. чудеса везде и всюду, засилье суеверия: тогда как от 130
личием иудаизма и древнейшего христианства было как раз
их неприятие чуда, их относительный рационализм.

197. Психологическая предпосылка: незнание и бескультурье, не
вежество, напрочь забывшее всякий стыд — достаточно пред
ставить себе этих бесстыдных святых, и где — в Афинах:
— иудейский инстинкт «избранничества» (они без вся
ких церемоний присваивают себе все добродетели, а осталь
ной мир считают своей противоположностью — верный знак
низости души);
— совершенное отсутствие действительных целей, действи
тельных задач, для решения которых требуются иные доб
родетели, кроме ханжества,— от этой работы их избавило го
сударство; бесстыдный народец все равно делал вид, будто
государство здесь совершенно не причем.
«Если не станете как дети» — о, как же далеки мы ныне
от этой психологической наивности!

<< Пред. стр.

страница 15
(всего 110)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign