LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 13
(всего 110)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

лением человеческого типа: отталкиваясь от себя, они и
выводят понятие «улучшения», они верят в свое превосход
ство, они на самом деле к нему стремятся: причина святой
лжи — воля к власти…
Установление господства: ради этой цели господство
понятий, которые в священнической среде выступают как
non plus ultra власти — власти, построенной на лжи — с уче
том того, что они не владеют властью физически, посред
ством военной силы… ложь как дополнение власти,— новое
понятие «истины».
Будет ошибкой предположить здесь неосознанное и наи
вное развитие, своего рода самообман… Не неистовые фа
натики изобретают столь продуманные системы угнете

1
на практике (лат.)
2
верх (лат.)




nietzsche.pmd 106 22.12.2004, 0:06
Black
ния… Здесь работал хладнокровнейший расчет, расчет того
107
же свойства, что и у небезызвестного Платона, когда тот
выдумывал свое «государство». — «Надо хотеть средств, ес
критика прежних высших ценностей




ли хочешь цели» — эту аксиому политиков уяснили себе все
законодатели.
В качестве классического образца мы имеем специфи
чески арийский: то бишь мы вправе наиболее оснащенную и
щедро одаренную человеческую расу объявить ответствен
ной за величайшую ложь, какая была на свете… А потом ее
повторяли почти все: арийское влияние испортило весь мир…

143. Сегодня много рассуждают о семитическом духе Ново
го Завета: но то, что так именуют, на самом деле есть про
сто священнический дух,— а в законах ману, в этом арийском
своде законов чистейшей расы, такого рода «семитизм», то
бишь священнический дух, выражен отвратительнее, чем где
бы то ни было еще.
Развитие иудейского священнического государства не
оригинально: они эту схему освоили в Вавилоне; схема эта
арийская. И если позднее та же схема, уже с преобладани
ем германской крови, доминировала в Европе, так это от
вечало духу господствующей расы: великий атавизм. Герман
ское средневековье было нацелено на восстановление арий
ского кастового уклада.
Магометанство, опять таки, у христиан училось: исполь
зование «потусторонней жизни» как карающего органа.
Неизменяемая схема человеческого сообщества со свя
щенничеством во главе: этот древнейший и великий куль
турный продукт Азии в деле организации, конечно же, дол
жен был во всех отношениях побуждать к осмыслению и по
дражанию. — Еще Платон; но прежде всех египтяне.

144. Морали и религии — главное средство, при помощи кото
рого из человека можно лепить, что угодно: с той, правда,
предпосылкой, что имеешь избыток творческих сил и мо
жешь претворять в жизнь свою волю на протяжении дли
тельных отрезков времени.

145. Как выглядит да сказующая арийская религия, порож
дение господствующего класса: свод законов ману. (Обожеств
ление чувства могущества в брахмане: интересно, что воз




nietzsche.pmd 107 22.12.2004, 0:06
Black
никло оно в касте воинов и лишь затем перешло на священ 108
ников.)
Как выглядит да сказующая семитская религия, порож
дение господствующего класса: книга законов Магомета. Вет
хий завет в наиболее древних своих частях. Магометанст
во, как религия для мужчин, питает глубокое презрение к
сентиментальности и лживости христианства… бабской ре
лигии, каковой ее ощущает магометанин.
Как выглядит нет сказующая семитская религия, порож
дение угнетенных классов: по индийско арийским поняти
ям — это Новый Завет, религия низшей касты.
Как выглядит нет сказующая арийская религия, взрос
шая среди господствующих сословий: буддизм.
Это совершенно в порядке вещей, что у нас нет рели
гий угнетенных арийских рас, ибо это было бы противоре
чием: господствующая раса либо наверху, либо она гибнет.

146. Сама по себе религия не имеет ничего общего с мора
лью: но оба отводка иудейской религии по сути своей есть
моральные религии, то есть такие, которые дают предпи
сания, как надо жить, и посредством кары и награды доби
ваются послушания своим требованиям.

147. Языческое — христианское. Языческое — это да сказание ес
тественному, чувство невинности в природном, сама «ес
тественность». Христианское — это нет сказание естествен
ному, чувство постыдности, недостойности в естествен
ном, то есть противоестественность.
«Невинен», к примеру, Петроний: христианин по срав
нению с этим счастливцем утратил невинность раз и навсег
да. Но поскольку в конечном счете и христианский статус
вынужден являть собой всего лишь природное состояние,
не смея, однако, себя таковым помыслить, христианское оз
начает возведенную в принцип подмену психологической ин
терпретации…

148. Христианский священник с самого начала заклятый
враг чувственности: невозможно помыслить себе большей
противоположности ему, чем невинная, но полная предчув
ствия торжественность, с которой, например, в самых по
четных женских культах Афин воспринималось наличие де




nietzsche.pmd 108 22.12.2004, 0:06
Black
тородных символов. Акт зачатия есть сам по себе таинство
109
во всех неаскетических религиях: это своего рода символ
завершенности бытия и таинственности замысла, то есть
критика прежних высших ценностей




будущего (возрождения, бессмертия).

149. Вера — это тягчайшие наши оковы, злейший удар бича
— но и самое могучее крыло наше. Христианству следовало
бы провозгласить догматом веры невинность человека — и
люди стали бы богами; в ту пору еще умели верить.

150. Величайшая ложь в истории — утверждение, будто бы
обреченность и растленность язычества проложили дорогу
христианству! Нет, это было ослабление и обрастание мо
ралью человека античности! Переосмысление природных
влечений в пороки произошло гораздо раньше!

151. Религии гибнут от веры в мораль: христианско мораль
ный бог не выдерживает критики, как следствие — «атеизм»,
как будто не может быть богов никакой другой разновид
ности.
Точно так же от веры в мораль гибнет и культура: ибо
стоит лишь открыть необходимые условия, из которых толь
ко она и произрастает, как их сразу никто больше не хочет:
буддизм.

152. Физиология нигилистических религий. — Нигилистические
религии все в совокупности — систематизированные истории бо
лезни под одной религиозно моральной рубрикой.
В языческом культе в центре всегда годичный цикл, вок
руг истолкования которого весь культ и строится. В хрис
тианском культе в центре — круговорот паралитических фе
номенов, вокруг которых и строится весь культ…

153. Эта нигилистическая религия выискивает для себя в
древности элементы декаданса и родственное ему, а именно:
a) разряд слабых и неудачников… (отбросы античного ми
ра, то, что этот мир яростней всего от себя отталкивал…);
b) разряд обросших моралью и антиязыческих;
c) разряд политически усталых и индифферентных (пре
сыщенные римляне…), лишенных национальности, кото
рым осталась одна пустота;




nietzsche.pmd 109 22.12.2004, 0:06
Black
d) разряд тех, кто сам себе надоел,— тех, кто охотно 110
участвует в создании подземного заговора.

154. Будда против «распятого». — Внутри нигилистических
религий все еще можно отчетливо различать между христи
анской и буддийской: буддийская выражает настроения прекрас
ного вечера, источает совершенную сладость и мягкость,— она
включает в себя благодарение за все, что оставлено позади,
и ей недостает горечи, разочарования, коварства; наконец,
у нее уже позади и высокая духовная любовь, утонченность
физиологического противоречия, она и от этого отдыхает,
но еще сохранила их духовный нимб и тепло солнечного
заката. (Происхождение из высших каст.)
Христианское движение есть движение вырождения,
составляющееся из отбросов и отребья всех мастей: оно не
выражает упадок расы, оно изначально являет собой агре
гатную смесь из кишащих и тянущихся друг к другу болез
ненных образований… Именно поэтому оно ненациональ
но и не обусловлено расой; оно обращается к лишенцам по
всему свету — и в глубине таит злость против всего господ
ствующего и удачливого, ему нужен символ, представляю
щий собою проклятье против всего удачливого и господ
ствующего… оно стоит в оппозиции и ко всякому духовному
движению, к любой философии, оно берет сторону идио
тов и изрыгает проклятье против ума и духа. Злость к ода
ренным, ученым, духовно и умственно независимым — оно
угадывает в них урожденную удачливость и повелительность.

155. В буддизме преобладает вот какая мысль: «Все вожде
ления, все, что возбуждает аффекты и кровь,— все это вле
чет нас к действиям»,— и лишь постольку, поскольку все это
побуждает к действию, человека предостерегают от зла. Ибо
действие — это нечто бессмысленное, действие зиждется
в существовании, а всякое существование лишено смысла.
Они видят в зле повод к чему то нелогичному, к согласию
со средствами, цель которых отрицается. Они ищут путь к
не бытию и поэтому отвергают все поводы со стороны аф
фектов. Например: не мстить! не враждовать! — высший
масштаб задает здесь гедонизм усталости. Ничто так не чуж
до буддисту, как иудейский фанатизм, допустим, Павла, ни
что так не претило бы его инстинктам, как это напряжение,




nietzsche.pmd 110 22.12.2004, 0:06
Black
пламя, неистовство в религиозном человеке, а прежде все
111
го любая форма чувственности, которую христианство ос
вятило под именем «любви». К тому же в буддизме обрета
критика прежних высших ценностей




ют себя по преимуществу образованные и даже сверх утон
ченные сословия — раса, иссушенная и изможденная много
вековой философской борьбой, однако не пребывающая ниже
уровня всякой культуры, как те слои, из которых возникает
христианство… В идеале буддизма существенным пред
ставляется также освобождение и от добра и зла: там из
мышлена рафинированная потусторонность от морали, сов
падающая с сущностью совершенства — да еще и с той пред
посылкой, что даже добрые дела там необходимы лишь вре
менно, просто как средство, а именно, средство освобожде
ния от всякого действования.

156. Нигилистическая религия [вроде христианства], воз
никшая из недр старческого и упрямого, пережившего все
свои сильные инстинкты народа и такому народу созвучная,—
шаг за шагом переносимая на другие слои и наконец вступа
ющая в обиход молодых, толком еще и не живших народов. Очень
странно! Пастушеское блаженство заката, вечера, конца, про
поведуемое варварам, германцам! Как же все это нужно бы
ло сперва германизировать, варваризировать! Для тех, кто
грезили о Вальхалле…, кто высшим счастьем почитали войну!
Наднациональная религия, насаждаемая в некий хаос,
где даже наций еще не было…

157. Средство опровержения религий и священников все
гда только одно: показывать, что их заблуждения переста
ли быть благом,— что они приносят больше вреда, короче,
что их собственное «доказательство силы» не имеет боль
ше силы…


[2. К истории христианства]

158. Христианство [как историческую реалию] не следу
ет путать с тем единым корнем, о котором оно напоминает
своим наименованием: другие корни, из которых оно вы
росло, были куда мощнее; то, что такие продукты распада,
такие уродливые образования, как «христианская церковь»,




nietzsche.pmd 111 22.12.2004, 0:06
Black
«христианская вера» и «христианская жизнь», осенили себя 112
столь святым именем, есть чудовищное и беспримерное
непотребство. Что отрицал Христос? — Да все, что сегодня
именуются христианским.

159. Все христианское учение о том, во что следует верить,
вся христианская «истина» есть сплошной и подлый обман;
это прямая противоположность тому, что положило начало
движению христианства; ибо именно то, что сейчас в цер
ковном смысле объявляется христианским, оказывается
заведомо антихристианским: сплошь предметы и личнос
ти вместо символов, сплошная история вместо вечных фак
тов, сплошные формулы, ритуалы и догмы вместо практи
ки жизни. Христианство — это на самом деле полное безраз
личие к догмам, культу, священникам, церкви, теологии.
Практика христианства — это не дурацкие измышления,
точно так же, как и практика буддизма: это средство быть
счастливым…

160. Иисус прямо и сразу устремлен к этому состоянию,
«царствию небесному» в сердце, и не находит средств к не
му в установлениях иудейской церкви — он даже и с самим
существованием иудейства (с его понуждением к самосохра
нению) не желает считаться; он всецело принадлежит душе.
Точно так же не придает он никакого значения всем
примитивным формулам в общении с богом: он решитель
но отвергает учение о покаянии и примирении; он показыва
ет, как надо жить, чтобы чувствовать себя «обожествлен
ным» — и как прийти к этому состоянию не через покаяние и
самоуничижение; «ничего нет в грехе» — главный его тезис.
Грех, покаяние, прощение — это все не отсюда… это
примеси иудейства, или пришло от язычества.

161. Царствие небесное — это состояние сердца. (О детях
говорится, что их «есть Царство Небесное»); это не нечто,
находящееся «над землей». Царство Божие «грядет» не хро
нологически исторически, не по календарю, это не есть не
что такое, что сегодня настанет, а вчера еще его не было: но
это есть «изменение чувства в отдельном человеке», нечто,
что может в любое время прийти и в любое же время еще
не настать…




nietzsche.pmd 112 22.12.2004, 0:06
Black
162. Разбойник на кресте: — когда даже преступник, претер
113
певающий мучительную смерть, говорит: «Так, как страдает
и умирает этот Иисус, без гнева, без вражды, покойно и пре
критика прежних высших ценностей




данно,— только такая смерть и есть правильная»,— он этими
словами принимает Евангелие и тем самым уже обретает рай…

163. [Заповеди Иисуса:] Тому, кто зол к нам, не противить
ся ни делом, ни сердцем.
Не признавать никаких причин для развода с женою
своей.
Не делать различий между чужими и своими, чужест
ранцами и соплеменниками.
Нельзя ни на кого гневаться, нельзя никого унижать…
Милостыню творить тайно… не стремиться к обогащению.
— Не клясться. — Не судить. — Мириться и прощать. Не мо
литься напоказ.
«Блаженство» не есть нечто обетованное: оно здесь, в
тебе, если жить и поступать так то и так то.

164. Позднейшие привнесения. — Все фокусы с пророчествами
и чудесами, гнев, накликивание суда на головы грешников,—
все это отвратительные искажения (например, от Марка,
6,11: «И если кто не примет вас… Истинно говорю вам: от
раднее будет Содому и Гоморре в день суда…» и т.д..) Исто
рия со смоковницей (От Матфея, 21, 18): Когда же поутру
возвращался он в город, то взалкал. И увидев при дороге
смоковницу, подошел к ней и, ничего не найдя, одни толь
ко листья, говорит ей: «Да не будет отныне и впредь от тебя
плода никакого!» И смоковница тотчас же засохла.

165. Совершенно абсурдным образом сюда же примешано
учение о награде и наказании — и этим все испорчено.
Точно также практика первой ecclesia militans1 апосто
ла Павла и все его поведение совершенно ошибочным об
разом изображены как предписанные, как предустановлен
ные заранее.
Возвеличение задним числом действительной жизни и
проповедей первых христиан: словно это все так было предпи
сано… и лишь исполнялось…

1
воинствующей проповеди (лат.)




nietzsche.pmd 113 22.12.2004, 0:06
Black
А уж тем паче осуществление предсказаний: чего толь 114
ко тут не фальсифицировали и не подделали ради этого!

166. Иисус противопоставил действительную жизнь, жизнь
в истине,— тогдашней обычной жизни: ничто так не чуждо
ему, как неуклюжая бессмыслица «увековеченного Петра»,
вообще пребывания в вечности всех персонажей этой ис
тории. Он ведь борется как раз с выпячиванием и зазнай
ством «личности» — так с какой же стати он будет желать ее
увековечить?
Точно так же борется он и против иерархии внутри
общины; не сулит никому вознаграждения в соответствии
с его «вкладом» — как же, в таком случае, мог он полагать
награду и наказание в потустороннем мире!

167. [Христианство — это] наивный придаток к буддийско
му движению за мир, возникший прямо из горнила враж
ды… но перетолкованный Павлом в языческое учение о ми
стерии, которое в итоге научается ладить со всей государ
ственной организацией… и ведет войны, приговаривает, пы
тает, клянется, ненавидит.
Павел исходит из потребности несметной, религиоз

<< Пред. стр.

страница 13
(всего 110)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign