LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 12
(всего 110)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

ценностями античного мира).




nietzsche.pmd 96 22.12.2004, 0:06
Black
книга вторая


критика
прежних
высших
ценностей
Перевод М. Рудницкого (i),
М. Рубинштейна (ii),
Т. Гейликмана (iii)




nietzsche.pmd 97 22.12.2004, 0:06
Black
99


[i. ]
критика прежних высших ценностей




Всю красоту и возвышенность, которые мы придали вещам
наяву и в нашей фантазии, я хочу затребовать назад как
достояние и изделие человека, как прекраснейшую его апо
логию. Человек как поэт, как мыслитель, как бог, как любовь,
как могущество — восхитимся той поистине царской щедро
стью, с которой он одаривал вещи, и все для того, чтобы
обеднить себя и себя почувствовать несчастным! До сей поры
это было величайшее его самоотречение — то, что он, покло
няясь и обожествляя, сам старался уйти в тень, что это он
сам создал все, чему поклонялся и что обожествлял.


[1. К возникновению религии]

135. О происхождении религии.— Точно так же, как в наши дни
человек необразованный верит в то, что его гнев — причи
на того, что он гневается, его ум — причина того, что он ду
мает, его душа — причина того, что он чувствует, короче, точ
но так же, как и по сей день множество психологических сущ
ностей совершенно бездумно ставится на место их причин,—
точно так же на еще более наивной стадии своего развития
человек объяснял себе те же явления с помощью персо
нифицированных психологических сущностей. Состояния,
которые казались ему чуждыми, захватывающими, непод
властными, он истолковывал как одержимость колдовски
ми чарами и могуществом какой то личности. Так, христиа
нин — а в наши дни это самый наивный и отсталый подвид
человечества — объясняет чувство надежды, покоя, чувство
«спасения» психологическим вдохновением, воздействием
Бога: для него, как типа в существенной мере страдающего
и беспокойного, все чувства счастья, покоя и согласия с бы
тием предстают, понятное дело, как нечто чуждое и требую
щее разъяснения. У представителей более умных, сильных
и жизнелюбивых рас убеждение в воздействии чуждой силы




nietzsche.pmd 99 22.12.2004, 0:06
Black
связано прежде всего с эпилепсией; но и всякие иные род 100
ственные проявления несвободы, как то одержимость энту
зиаста, поэта, великого преступника, одержимость страстя
ми вроде любви и мести тоже служат делу изобретения не
человеческих сил.
Такое состояние конкретизируют, сопрягая его с какой
либо личностью, и начинают утверждать, что такое состоя
ние, когда оно наступает, есть, мол, результат воздействия
этой личности. Иными словами: в психологии образования
божества состояние, чтобы стать воздействием, персони
фицируется как причина.
Психологическая логика здесь такая: чувство могуще
ства, когда оно овладевает человеком внезапно и необори
мо,— а это случается при всех сильных аффектах,— возбуж
дает в человеке сомнение в своей личности: он не осмели
вается помыслить себя причиной этого удивительного чув
ства,— и тогда он подставляет вместо себя более сильную лич
ность, то есть божество.
In summa: происхождение религии следует искать в
крайних чувствах могущества, которые застигают челове
ка врасплох как проявления чуждой силы — и тогда, подоб
но больному, которому какая нибудь его конечность кажет
ся тяжелой, как бы не своей, и он думает, будто его прида
вил другой человек, наивный homo religiosus1 начинает рас
кладывать себя на несколько личностей. Религия — это свое
образный случай «alteration de la personalite»2. Своего рода
чувство боязни и страха перед самим собой… Но также и чув
ство необычайного счастья и подъема… В среде больных до
статочно чувства здоровья, чтобы поверить в бога, в прибли
жение божества.

136. Рудиментарная психология религиозного человека: все из
менения для него суть воздействия внешних сил, а они —
суть проявления воли. Понятий «природа», «закон приро
ды» для него не существует. Для всякого воздействия нужен
субъект действия. Рудиментарная психология: себя самого
мыслишь причиной лишь в том случае, если знаешь, что ты
этого хотел.

1
религиозный человек (лат.)
2
расщепления личности (франц.)




nietzsche.pmd 100 22.12.2004, 0:06
Black
Следствие: состояния могущества внушают человеку
101
чувство, что не он есть тому причина, он не несет за это от
ветственности: эти состояния наступают помимо нашего
европейский нигилизм




желания, следовательно, не мы их инициаторы: несвобод
ная воля (то есть осознание перемены в нас, происшедшей
помимо нашего желания) нуждается в чужой воле.
Вывод: человек не отваживался приписать себе все уди
вительные и сильные моменты своего существования,— он
воспринимал их как «пассивные», как страдательные, как
вмешательства необоримой силы,— то есть религия есть
порождение сомнения в единстве личности, alteration лич
ности; поскольку всякое величие и сила воспринимались
как сверхчеловеческое, как чуждое, постольку человек себя пре
уменьшал,— он разложил две свои стороны, одну очень жал
кую и слабую, другую — сильную и изумительную,— на две
сферы; первую он назвал «человек», вторую — «Бог».
Так продолжалось всегда; во времена моральной идиосин
кразии человек истолковывал для себя самые свои возвы
шенные и утонченные состояния не как «желаемые», не как
производное своей личности. И христианин раскладывает
свою личность на убогую и слабую фикцию, которую он име
нует человеком, и на другую, которую он величает Богом
(Спасителем, Господом).
Религия унизила само понятие «человек»; самый пос
ледовательный ее вывод тот, что все доброе, великое, ис
тинное — над человечно и лишь даруется высшей милостью.

137. Другим путем вытянуть человека из того унижения,
в которое повергает его отпадение возвышенных и силь
ных состояний как состояний чуждых, была теория род
ственности: эти возвышенные и сильные состояния мож
но было, по меньшей мере, истолковать как воздействие
наших далеких предков,— получалось, что мы как бы вмес
те, заодно, мы вырастаем в наших собственных глазах, ког
да действуем по известному нам образцу, норме.
Попытки знатных семей создать противовес религии
чувством собственного достоинства.— То же самое делают
поэты и провидцы, они чувствуют себя гордецами, особо
достойными, избранными для такого общения,— они прида
ют особое значение тому, чтобы их принимали не как ин
дивидуумов, а как чужие уста (Гомер).




nietzsche.pmd 101 22.12.2004, 0:06
Black
Постепенно, шаг за шагом овладевать своими возвы 102
шенными и сильными состояниями, своими действиями и
произведениями.— В прежние времена люди полагали чес
тью доверять ответственность за высшие вещи, которые
они совершали, не себе, но — Богу.— Несвобода воли — вот что
придавало действию особую ценность: в ту пору причиной
такого действия делали Бога…

138. Священники — это лицедеи сверхчеловеческого, чему
они должны придавать наглядность: идеалам ли, божествам
или спасителям; в этом они обретают свою профессию, к
этому у них чутье; чтобы достичь в этом деле как можно
большего правдоподобия, им приходится как можно даль
ше заходить в самоуподоблении; их актерские навыки преж
де всего призваны пробуждать у них чувство чистой совес
ти, а уж с этим чувством им легче убеждать других.

139. Священник добивается, чтобы в нем видели высший
тип человека, он хочет властвовать,— даже и над теми, у кого
в руках реальная власть; он хочет быть неуязвимым и вне
нападок… хочет быть самой сильной властью в общине, кото
рую невозможно ни заменить, ни переоценить.
Средство: он один сведущ; он один добродетелен; он один
имеет над собой высшую власть; в известном смысле он один
— бог и возвращается в божественное; он один есть посред
ник между богом и всеми прочими; божество покарает вся
кое нечестивое деяние, всякий скверный помысел, направ
ленные против священника.
Средство: истина существует. Есть лишь один способ ее
сподобиться — стать священником. Все, что есть доброго и
хорошего в укладе вещей, в природе, в обычаях и нравах,—
имеет отношение к мудрости священника. — Святое писа
ние — это их творение. А вся природа есть лишь исполне
ние писания. Нет иного источника добра, кроме священни
ка. Все иные виды доблестей, например, доблесть воина, суть
лишь иерархические производные от доблести священника.
Вывод: если священник и вправду высший тип челове
ка, тогда градация к его добродетелям должна стать шкалой
ценностей всех людей.— Ученые занятия, не активность, бес
чувственность, без аффектность, торжественность.— Противо
положность: низший вид человека.




nietzsche.pmd 102 22.12.2004, 0:06
Black
Священник всегда проповедовал только одну мораль:
103
такую, при которой сам он воспринимается как высший тип.
— Он же сам создает и образ своей противоположности —
критика прежних высших ценностей




тип нечестивца. Всеми средствами делая его существом
презренным и презираемым, он создает нужный фон для
кастовой иерархии.— Его панический страх перед чувствен
ностью обусловлен еще и пониманием, что тут кастовый
порядок (а значит, порядок вообще) подвержен наихудшей
угрозе… Всякая «вольность» in puncto puncti1 подрывает
брачное законодательство на корню.

140. Философ как продолжение священнического типа: воп
лощает то же наследие; он, сам еще соперник священнику,
вынужден бороться за то же самое и теми же средствами,
что и священник в свое время; он стремится являть собою
высший авторитет.
Что придает человеку авторитет, ежели он не имеет в
руках физической власти (то есть войска и вообще оружия…)?
В особенности же: как завладеть авторитетом над теми, кто
уже обладает реальным могуществом и авторитетом? Как
составить конкуренцию тому почтению, которое внушает
венценосец, победоносный воитель, мудрый государствен
ный муж?
Только пробуждая в людях веру, что у тебя в руках еще
более могучая сила,— а именно, Бог. — Нет силы больше этой:
а для общения с ней необходимы посреднические услуги свя
щенников. — Они в качестве незаменимого связующего зве
на встревают между людьми и божеством; к необходимым
условиям существования священников относится:
1. Чтобы люди поверили только в их бога, в его абсолют
ное превосходство;
2. Чтобы никаких иных прямых доступов к этому богу
не было.
Одно только второе условие рождает понятие «гетеро
доксии»; первое же создает понятие «неверующего» (того,
кто верует в другого бога).

141. Критика святой лжи.— То, что ради богоугодных целей
лгать дозволяется, неотъемлемо от теории любого священ

1
в этом главном пункте (лат.)




nietzsche.pmd 103 22.12.2004, 0:06
Black
ничества; предметом данного исследования должно стать, 104
насколько это неотъемлемо от священнической практики.
Но и философы, как только они, лелея священничес
кие задние мысли, вознамериваются посягнуть на руковод
ство людьми, тотчас же присваивают себе право на ложь:
Платон раньше всех. Самая великолепная из них — это двой
ная ложь, разработанная типично арийскими философами
веданты: две системы, противоречащие друг другу во всех
главных постулатах, но — в воспитательных целях,— взаимо
заменяющие и дополняющие друг друга. Ложь одной долж
на создать предпосылки для того, чтобы истину другой во
обще можно было расслышать…
Как далеко заходят в своей благочестивой лжи священ
ники и философы? — Тут надобно спросить, какие у них есть
предпосылки для воспитания, какие догмы им приходится
изобретать, чтобы этим предпосылкам соответствовать?
Первое: они должны иметь на своей стороне власть,
авторитет и безусловную достоверность.
Второе: они должны иметь в своих руках весь ход при
роды, дабы все, что бы с кем ни случилось, представало как
нечто, обусловленное их законом.
Третье: они должны также иметь в своем распоряже
нии обширную сферу власти, недоступную контролю их
подданных — как то: меры наказания в загробной жизни,
вообще все «потустороннее», включая, разумеется, знание
средств и путей достижения блаженства.
Им необходимо изъять из обращения понятие естест
венного хода вещей: поскольку же они люди умные и вдум
чивые, они могут множество природных эффектов пред
рекать,— разумеется, как результат молитв или неукосни
тельного следования их закону… — Они могут также предпи
сать множество вещей абсолютно разумных,— с той только
поправкой, что источником этой мудрости им не дозволе
но называть опыт, эмпирию, а только откровение или пло
ды «сурового покаяния».
Святая ложь, таким образом, принципиально направ
лена: на цель действия (на природную цель, когда познание
ее разумом намеренно затушевывается; на моральную цель,
когда в качестве цели выступает исполнение закона или
богоугодность); на следствие действия (естественное след
ствие при этом толкуется как сверхъестественное и, для




nietzsche.pmd 104 22.12.2004, 0:06
Black
пущей убедительности, к нему присовокупляются обеща
105
ния иных, недоступных контролю сверхъестественных по
следствий.)
критика прежних высших ценностей




Подобным образом создаются понятия добра и зла, пол
ностью отторгнутые от обусловленных природой понятий
«полезный», «вредный», «способствующий жизни», «сокра
щающий жизнь»; понятия эти, поскольку уже измышлена
жизнь иная, могут быть даже враждебны природным пред
ставлениям о добре и зле.
Подобным образом создается, наконец, и пресловутая
совесть — некий внутренний голос, который соизмеряет цен
ность всякого действия и поступка не с его последствиями,
а с намерением и с тем, как это намерение согласуется с
«законом».
Святая ложь, следовательно, изобрела карающего и воз
дающего бога, который в точности соблюдает законоуложе
ния священников и именно их в качестве своих глашатаев
и уполномоченных посылает в мир; изобрела потусторон
нюю жизнь, в которой только и мыслима во всем величии
грандиозная машина наказаний,— а для этой цели изобрела
и бессмертие души; изобрела в человеке совесть как осознание
того, что хорошо, а что плохо, как иллюзию того, что это
сам бог говорит в нас, рекомендуя нам жить в согласии с
предписаниями священников; изобрела мораль как отрица
ние всякого естественного хода вещей, как сведение всего
происходящего только к морально обусловленному, а воз
действие морали (то есть идею кары и награды) объявила
всепроникающей, единственной силой, творцом любых пе
ремен; истину объявила данностью, постигаемой в открове
нии, но совпадающей с учением священников, то есть усло
вием всякого блага и счастья в этой и в той жизни.
In summa: чем оплачено моральное улучшение мира? —
Отключением разума, сведением всех мотивов к страху и
надежде (каре и награде); зависимостью от опекунства свя
щенников, от дотошного формализма, который притязает
на то, чтобы быть выразителем божьей воли; прививкой
человеку «совести», которая на место опыта и проверки
ставит ложное знание: как будто во всех случаях уже зара
нее известно, что надо делать, а чего не делать,— то бишь
своего рода кастрацией ищущего и устремленного вперед
ума и духа. In summa: наисквернейшее ущемление человека,




nietzsche.pmd 105 22.12.2004, 0:06
Black
какое только можно себе представить, под видом якобы «до 106
брого человека».
In praxi1 весь разум, все наследие ума, изощренности,
оглядки, которое является предпосылкой священнического
канона, в итоге произвольно свелось к голой механике; толь
ко согласие с законом считается целью, высшей целью,—
других проблем в жизни нет; вся картина мира испоганена иде
ей наказания… — сама жизнь, с учетом того, что жизнь свя
щенника представлена в ней как non plus ultra2 совершен
ства, переосмыслена в клевету на жизнь и поругание ее…
— понятие «бог» являет собой отвращение от жизни, кри
тику и даже презрение жизни как таковой… — истина пере
осмыслена в священническую ложь, стремление к истине вы
родилось в изучение писания, в средство стать теологом…

142. К критике законов Ману. — Вся книга зиждется на свя
той лжи во спасение. Неужто это и есть человеческое бла
го, вдохновившее всю эту систему? Этот людской род, ко
торый верит в заинтересованность всякого действия и по
ступка,— был ли он заинтересован в том, чтобы претворить
эту систему в жизнь? Улучшить человечество — чем вдохнов
лено это намерение? Откуда вообще взялось само это поня
тие улучшения?
Мы встречаем один вид людей,— священников,— кото
рые чувствуют себя эталоном, вершиной, высшим прояв

<< Пред. стр.

страница 12
(всего 110)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign