LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 11
(всего 110)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

вия; на первое место выдвинуты телесные преимущества;
развито любопытство и смелость.
Естественнее стало наше отношение к познанию; мы с
чувством полной непорочности предаемся распутству духа,
мы ненавидим патетические и гиератические манеры, мы

1
ощущения (фр.).
2
глупости (фр.).
3
щедрых чувств (фр.).




nietzsche.pmd 88 22.12.2004, 0:06
Black
находим себе забаву в самых запретных вещах, у нас едва
89
ли был бы еще какой либо интерес к познанию, если бы по
дороге к нему мы принуждены были скучать.
европейский нигилизм




Естественнее стало наше отношение к морали. Принци
пы стали смешными; никто более не решается без иронии
говорить о своем «долге». Но ценится готовый на помощь
доброжелательный строй души (мораль видят в инстинкте
и пренебрегают остальными ее основами, кроме разве не
скольких понятий по вопросам чести).
Естественнее стало наше положение in politicis1: мы усма
триваем проблемы мощи, некоторой quantum2 силы, отно
сительно другого quantum’a. Мы не верим в право, которое
бы не покоилось на силе отстоять себя, мы ощущаем все
права как завоевания.
Естественнее стала наша оценка великих людей и вещей:
мы считаем страсть за преимущество; мы не признаем ве
ликим ничего, к чему бы не примешивалось и великого пре
ступления; мы воспринимаем всякое величие как постанов
ку себя вне круга морали.
Естественнее стало наше отношение к природе: мы уже
не любим ее за ее «невинность», «разумность», «красоту»;
мы ее таки порядком «одьяволили» и «оглупили». Но вмес
то того, чтобы презирать природу за это, мы стали чувство
вать себя в ней больше «дома», она стала нам как то роднее.
Она не претендует на добродетель — мы уважаем ее за это.
Естественнее стало наше отношение к искусству: мы не
требуем от него прекрасных вымыслов и т. п.; царит гру
бый позитивизм, который констатирует реальность, сам
не возбуждаясь. In summa: стали заметны признаки того, что
европеец XIX столетия менее стыдится своих инстинктов;
он сделал добрый шаг к тому, чтобы когда нибудь признать
ся себе в своей безусловной естественности, т. е. иммораль
ности, без всякой горечи: напротив того — с сознанием возмож
ности вынести лицезрение этой истины.
Для некоторых сказанное будет звучать как утвержде
ние, что испорченность шагнула вперед, и действительно
человек приблизился не к «природе», о которой говорит Рус
со, не сделал лишний шаг вперед к той цивилизации, кото

1
в политике (лат.).
2
некоторое количество (лат.).




nietzsche.pmd 89 22.12.2004, 0:06
Black
рую он отвергал. Мы возросли в силе, мы опять ближе подо 90
шли к XVII веку, а именно ко вкусам, установившимся в кон
це его (Данкур, Лесаж, Реньяр).

121. [Культура contra1 цивилизация.] Высшие точки подъема
культуры и цивилизации не совпадают: не следует обманы
ваться в вопросе о глубочайшем антагонизме между культу
рой и цивилизацией. Великие моменты культуры всегда бы
ли, морально говоря, эпохами испорченности; и с другой сто
роны, эпохи преднамеренного и насильственного укрощения
зверя человека (цивилизации) были временами нетерпимо
сти по отношению к наиболее духовным и наиболее смелым
натурам. Цивилизация желает чего то другого, чем культу
ра — быть может даже чего то прямо противоположного.

122. От чего я предостерегаю?
От смешения инстинктов декаданса с гуманностью;
От смешения разлагающих и необходимо влекущих к дека
дансу средств цивилизации с культурой;
От смешения распущенности и принципа «laisser aller»2
с волей к власти (она представляет из себя прямо противопо
ложный принцип).

123. Нерешенные проблемы, вновь поставленные мною:
проблема цивилизации, борьба между Руссо и Вольтером око
ло 1760 го. Человек становится глубже, недоверчивее, «амо
ральнее», сильнее, самоувереннее,— и постольку «естествен
нее». Это прогресс. При этом, путем известного разделения
труда, отделяются озлобленные слои от смягченных, обуз
данных,— так, что общий факт этого отделения не так то
легко бросается в глаза… Из самой природы силы, власти над
собою и обаяния силы вытекает то, что эти более сильные
слои овладевают искусством принудить всех видеть в их
озлоблении нечто высшее. Всякий «прогресс» сопровожда
ется истолкованием возросших в силе элементов «добра».

124. Возвратить людям мужество их естественных инстин
ктов.

1
против (лат.).
2
небрежности (фр.).




nietzsche.pmd 90 22.12.2004, 0:06
Black
Препятствовать их низкой самооценке (не обесценению
91
в себе человека как индивида, а человека как природы)…
Устранить из вещей противоположности, постигнув, что
европейский нигилизм




мы сами вложили их в вещи.
Устранить вообще из жизни идиосинкразию общественно
сти (вина, наказание, справедливость, честность, свобода,
любовь и т. д.).
Движение вперед к «естественности»: во всех полити
ческих вопросах, также и во взаимоотношении партий,—
даже меркантильных, рабочих или работодательских пар
тий — дело идет о вопросах мощи: «что я могу» — и лишь затем,
как вторичное — «что я должен».

125. Социализм,— как до конца продуманная тирания нич
тожнейших и глупейших, т. е. поверхностных, завистливых,
на три четверти актеров — действительно является конеч
ным выводом из «современных идей» и их скрытого анар
хизма, но в тепловатой атмосфере демократического благо
получия слабеет способность делать выводы, да и вообще
приходить к какому либо определенному концу. Люди плы
вут по течению, но не делают заключений. Поэтому, в об
щем, социализм представляется кисловатой и безнадежной
вещью; и трудно найти более забавное зрелище, чем созер
цание противоречия между ядовитыми и мрачными физи
ономиями современных социалистов и безмятежным бара
ньим счастьем их надежд и пожеланий. А о каких жалких
придавленных чувствах свидетельствует хотя бы один их
стиль! Однако при всем том, они могут во многих местах
Европы перейти к насильственным актам и нападениям;
грядущему столетию предстоит испытать по местам осно
вательные «колики», и Парижская коммуна, находящая себе
апологетов и защитников даже в Германии, окажется, по
жалуй, только легким «несварением желудка» по сравне
нию с тем, что предстоит. Тем не менее собственников все
гда будет более чем достаточно, что помешает социализму
принять характер чего либо большего, чем приступа болез
ни; а эти собственники как один человек держатся той ве
ры, «что надо иметь нечто, чтобы быть чем нибудь». И это —
старейший и самый здоровый из всех инстинктов; я бы при
бавил: «нужно стремиться иметь больше, чем имеешь, если
хочешь стать чем либо большим». Так говорит учение, кото




nietzsche.pmd 91 22.12.2004, 0:06
Black
рое сама жизнь проповедует всему, что живет — мораль раз 92
вития. Иметь и желать иметь больше, рост, одним словом,—
в этом сама жизнь. В учении социализма плохо спрятана
«воля к отрицанию жизни»: подобное учение могли выду
мать только неудавшиеся люди и расы. И в самом деле, мне
бы хотелось, чтобы на нескольких больших примерах было
показано, что в социалистическом обществе жизнь сама се
бя отрицает, сама подрезает свои корни. Земля достаточно
велика, и человек все еще недостаточно исчерпан, чтобы та
кого рода практическое поучение и demonsratio ad absurdum1
представлялись мне нежелательным и, даже в том случае,
если бы они могли достичь своей цели лишь ценою затраты
огромного количества человеческих жизней. Как бы то ни
было, но пусть и в качестве беспокойного крота под почвою
погрязшего в своей глупости общества социализм может
представить нечто полезное и целительное; он замедляет
наступление «на земле мира» и окончательное проникнове
ние добродушием демократического стадного животного,
он вынуждает европейцев к сохранению достаточного ума,
т. е. хитрости и осторожности, удерживает их от окончатель
ного отказа от мужественных и воинственных добродете
лей,— он до поры до времени защищает Европу от угрожа
ющего ей marasmus femininus2.

126. Наиболее удачные задержки и лекарства современности:
1) общая воинская повинность с настоящими войнами,
при которых не до шутки;
2) национальная ограниченность (упрощающая, концен
трирующая);
3) улучшенное питание (мясо);
4) все более чистые и здоровые жилища;
5) преобладание физиологии над теологией, моралисти
кой, экономикой и политикой:
6) воинская суровость в требовании и исполнении сво
их «обязанностей» (более не захваливать людей).

127. Меня радует военное развитие Европы, а также анар
хизм во внутренних состояниях — пора покоя и китайщины,

1
доказательство от бессмыслицы (лат.).
2
женского маразма (лат.).




nietzsche.pmd 92 22.12.2004, 0:06
Black
которую Гальяни предсказывал применительно к этому сто
93
летию, прошла. Личная мужественная деятельность, крепость
тела вновь приобретают ценность, оценки приобретают
европейский нигилизм




более физический характер. Прекрасные мужи становят
ся вновь возможными. Бледное ханжество (с Мандарина
ми во главе) отжило свой век. В каждом из нас сказано вар
вару «да», также — и дикому зверю. Именно поэтому от фило
софов теперь можно ждать большего. Кант со временем еще
станет пугалом для птиц.

128. Есть ли основания к унынию? Кто сохранил и воспи
тал в себе крепкую волю, вместе с широким умом имеет бо
лее благоприятные шансы возвышения, чем когда либо. Ибо
способность человека массы быть дрессируемым стала весьма
велика в этой демократической Европе; люди, легко обуча
ющиеся, легко управляемые, представляют правило; стад
ное животное, подготовлено, и оно даже весьма интелли
гентно. Кто может повелевать, находит таких, которые дол
жны подчиняться: из повелевающих я имею в виду, напри
мер, Наполеона и Бисмарка. Конкуренция с сильной неин
теллигентной волей, которая служит главнейшим препят
ствием к управлению людьми, незначительна. Кто ж не спра
вится с этими господами «объективными», слабыми волей,
вроде Ранке или Ренана!

129. Духовное просвещение — вернейшее средство сделать лю
дей неустойчивыми, слабыми волей, ищущими сообщества
и поддержки,— короче, средство развить в человеке стад
ное животное; вот почему до сих пор великие правители ху
дожники и собственно правления (Конфуций в Китае, На
полеон, imperium Romanum, Папство в те времена, когда
оно было обращено к власти, а не только к миру), то есть те
и то, в ком и в чем сумели достичь своего кульминационного
пункта господствующие инстинкты, ставили и на духовное
просвещение,— по меньшей мере представляли ему свобо
ду действия (как папы Ренессанса).
Самообман толпы по этому вопросу, что, например,
имеет место во всей демократии — в высшей степени ценен:
к измельчанию человека и к приданию ему большей гибко
сти в подчинении всякому управлению стремятся, видя в
том «прогресс»!




nietzsche.pmd 93 22.12.2004, 0:06
Black
130. Высшая справедливость и кротость как состояние ос 94
лабления (Новый Завет и первоначальная христианская об
щина,— являющаяся полной betise1 у англичан, Дарвина, Уол
леса). Ваша справедливость, о высшие натуры, гонит вас к suf
frage universe2 и т. п., ваша человечность — к кротости по от
ношению к преступлению и глупости. С течением времени вы
приведете этим путем глупость и необдуманность к победе: до
вольство и глупость — векторность этого пути.
С внешней стороны — столетие необычайных войн, пере
воротов, взрывов. С внутренней стороны — все большая сла
бость людей, события как возбудители масс. Парижанин как
европейская крайность.
Следствия: 1) варвары (сначала, конечно, под видом ста
рой культуры); 2) державные индивиды (там, где варварские мас
сы сил скрещиваются с несвязанностью по отношению ко все
му прежде бывшему). Эпоха величайшей глупости, грубо
сти и ничтожества масс, а также эпоха высших индивидов.

131. Бесчисленное множество индивидов высшей породы
гибнут теперь, но кто уцелел, тот силен, как черт. Нечто по
добное было во времена Ренессанса.

132. Что отличает нас, действительно хороших европейцев, от
людей различных отечеств, какое мы имеем перед ними
преимущество? Во первых, мы — атеисты и имморалисты,
но мы поддерживаем религии и морали стадного инстинк
та,— дело в том, что при помощи их подготовляется порода
людей, которая когда нибудь да попадет в наши руки, кото
рая должна будет восхотеть наших рук.
Мы по ту сторону добра и зла,— но мы требуем безус
ловного признания святыни стадной морали.
Мы оставляем за собой право на многоразличные виды
философии, в распространении которой может оказаться
надобность; таковой, при случае, может быть пессимисти
ческая философия, играющая роль молота; европейский вид
буддизма тоже, при случае, может оказаться полезным.
Мы будем, по всем вероятиям, поддерживать развитие
и окончательное созревание демократизма: он приводит к

1
глупость (фр.).
2
всеобщему избирательному праву (фр.).




nietzsche.pmd 94 22.12.2004, 0:06
Black
ослаблению воли; на социализм мы смотрим, как на жало,
95
предотвращающее возможное душевное усыпление и ле
ность.
европейский нигилизм




Наше положение по отношению к народам. Наши пред
почтения,— мы обращаем внимание на результаты скрещи
вания.
Мы — в стороне, имеем известный достаток, силу; иро
ния по отношению к «прессе» и уровню ее интеллектуаль
ности. Забота о том, чтобы люди науки не обратились в ли
тераторов. Мы относимся презрительно ко всякому обра
зованию, совместимому с чтением газет и в особенности —
с сотрудничеством в них.
Мы выдвигаем на первый план наше случайное поло
жение в свете (как Гете, Стендаль), а также внешние собы
тия нашей жизни и подчеркиваем это, чтобы ввести в об
ман относительно наших скрытых планов. Сами мы выжида
ем и остерегаемся связывать с этими обстоятельствами нашу
душу. Они служат нам временным пристанищем и кровом,
в которых нуждаются и которые приемлют странники,—
мы остерегаемся в них приживаться.
Мы имеем преимущество перед нашими собратьями —
людьми disciplina voluntatis1. Вся наша сила тратится на раз
витие силы воли, искусства, позволяющего нам носить мас
ки, искусства разумения по ту сторону аффектов (а также
мыслить «сверхъевропейски», до поры до времени).
Приуготовление к тому, чтобы стать законодателями
будущего, владыками земли; по меньшей мере к тому, что
бы этим стали наши дети. Принципиальное внимание, об
ращенное на браки.

133. Двадцатый век. Аббат Гальяни говорит где то: «La pre
voyance est la cause des guerres actuelles de l’Europe. Si l’on
voulait se donner la peine de ne rien prevoir, tout le monde serait
tranquille, et je ne crois pas qu’on serait plus malheureux parce
qu’on ne ferait pas la guerre»2. Так как я нимало не разделяю

1
воля к учению (лат.).
2
«Предусмотрительность — причина теперешних европей
ских войн. Если бы только дали себе труд ничего не предусма
тривать, все бы были спокойны, и я не думаю, чтобы от этого
более несчастливы, потому что бы не воевали.» (фр.).




nietzsche.pmd 95 22.12.2004, 0:06
Black
миролюбивых воззрений моего покойного друга Гальяни,
то я и не боюсь кое что предсказать и таким образом, быть
может, подать повод к появлению признака войны. Страш
нейшее землетрясение вызовет и огромную потребность
одуматься, а вместе с тем возникнут новые вопросы.

134. Настало время великого полдня, ужасающего просветле
ния: мой род пессимизма — великая исходная точка.
I. Коренное противоречие в цивилизации и в возвы
шении человека.
II. Моральные оценки как история лжи и искусство
клеветы на службе у воли к власти (стадной воли, восстав
шей против более сильных людей).
III. Условия всякого повышения культуры (возможность
отбора за счет толпы) суть условия роста вообще.
IV. Многозначительность мира как вопрос силы, которая
рассматривает все вещи под перспективой их роста. Мораль
но христианские суждения ценности как восстание рабов и
рабская лживость (по сравнению с аристократическими

<< Пред. стр.

страница 11
(всего 110)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign