LINEBURG


страница 1
(всего 110)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

nietzsche.pmd 1 22.12.2004, 0:06
Black
Friedrich Nietzsche


Wille zur Macht
Versuch einer Umwertung aller Werte



Ausgewahlt und geordnet
von Peter Gast
und Elisabeth Forster Nietzsche




nietzsche.pmd 2 22.12.2004, 0:06
Black
воля к власти
опыт переоценки
всех ценностей

незавершенный трактат
Фридриха Ницше

в реконструкции
Элизабет Фёрстер Ницше
и Петера Гаста




М 2005




nietzsche.pmd 3 22.12.2004, 0:06
Black
ББК 87.7
Н70

Составление и общая редакция В. Миронов
Послесловие Н. Орбел
Перевод с немецкого Е. Герцык (кн. i), Т. Г ейликман (кн. ii, гл. 3),
М. Рубинштейн (кн. ii, гл. 2, кн. iii, гл. 2), Г. Рачинский (вве
дение и заключительные замечания), М. Рудницкий (кн. ii,
гл. 1, кн. iii, гл. 3–4, кн. iv), Е. Соловьева (кн. iii, гл. 1).

Подготовка текста, выборочная сверка И. Эбаноидзе
Комментарии Е. Колесов


Ницше Ф.
Воля к власти. Опыт переоценки всех ценностей / Пер.
Н70
с нем. Е.Герцык и др.— М.: Культурная Революция, 2005.—
880 с.

ISBN 5–902764–02–5

...................................................................................................
Эта книга великого немецкого философа Фридриха
Ницше (1844–1900) не была завершена им самим и вышла в
свет только после его смерти в реконструкции, предпри
нятой сотрудниками Архива Ницше. Именно в такой, не
авторизованной, версии книга стала событием мировой
культуры, оказавшим сильнейшее воздействие не только на
развитие философии, но и на саму историю XX столетия.
Попытка осмыслить этот феномен предпринята в послесло
вии Н. Орбела.
Полный текст книги «Воля к власти» издается по рус
ски впервые.
...................................................................................................


© Культурная Революция. 2005
© М.Рудницкий. Перевод, 2005
© Н.Орбел. Послесловие, 2005
© Е.Колесов. Комментарии, 2005
© И.Бернштейн. Оформление, 2005




nietzsche.pmd 4 22.12.2004, 0:06
Black
содержание


Е Ф Н ........... 1 1
Предисловие ................................................................... 25

27 книга первая: европейский нигилизм
К плану .............................................................................. 29
i. ................................................................... 3 1
1. Нигилизм как следствие бывшего до сих пор
в ходу толкования ценности бытия .......................... 31
2. Дальнейшие причины нигилизма ......................... 40
3. Нигилистическое движение
как выражение декаданса ............................................ 45
4. Кризис: нигилизм и идея «возвращения» ........... 55
ii. ....... 6 0
а) Современное омрачение .............................................. 60
b) Последние века .......................................................... 72
c) Признаки подъема сил .............................................. 84

97 книга вторая: критика
прежних высших ценностей
i. ................................................... 9 9
1. К возникновению религии ..................................... 99
2. К истории христианства ....................................... 111
3. Христианский идеал .............................................. 142
ii. .................................................. 162
1. Происхождение моральных оценок .................. 162
2. Стадо .......................................................................... 171
3. Об общеморалистическом .................................... 178
4. Как обеспечить господство добродетели ......... 185
5. Моральный идеал .................................................... 196
а. К критике идеалов .................................................. 196
b. Критика «доброго человека», святого и т. д. .......... 208
c. О клевете на так называемые дурные свойства ..... 213




nietzsche.pmd 5 22.12.2004, 0:06
Black
d. Критика терминов «исправление»,
«совершенствование», «повышение» ........................... 226
6. Заключительные замечания
к критике морали ........................................................ 231
iii. ....................................... 236
1. Общие размышления ............................................. 236
2. К критике греческой философии ...................... 247
3. Истина и ложь философов ................................... 263
4. Заключительные размышления
к критике философии ................................................ 268

273 книга третья: принцип новой оценки
i. ......................... 275
a) Метод исследования .............................................. 275
b) Теоретико познавательный отправной пункт .. 276
c) Вера в «Я». Субъект ................................................ 284
d) Биология стремления к познанию.
Перспективизм ........................................................... 285
e) Происхождение разума и логики ....................... 289
f) Сознание .................................................................... 297
g) Суждение. Истинно — ложно .............................. 299
h) Против каузализма ................................................ 306
i) Вещь в себе и явление ........................................... 313
k) Метафизическая потребность ............................ 321
l) Биологическая ценность познания .................... 336
m) Наука ......................................................................... 338
ii. ............................... 344
1. Механистическое истолкование мира .............. 344
2. Воля к власти как жизнь ........................................ 353
a. органический процесс .............................................. 353
b. человек .................................................................... 359
3. Теория воли к власти и ценностей .................... 379
iii.
.............................................................. 394
1. Общество и государство ....................................... 394
2. Индивидуум .............................................................. 415
iv. ..................... 432




nietzsche.pmd 6 22.12.2004, 0:06
Black
469 книга четвертая: порода и взращивание
i. .................................................. 471
1. Учение об иерархии рангов ................................. 471
2. Сильные и слабые ................................................... 473
3. Благородный человек ............................................ 505
4. Хозяева Земли .......................................................... 511
5. Великий человек ..................................................... 516
6. Высший человек как законодатель будущего .. 520
ii. .................................................................... 530
iii. ...................................... 552


Е Ф Н ............................... 559


[569] ecce liber. Опыт ницшеанской апологии
Николай Орбел
.................................................................. [571]
...................................................... [577]
1.«Никто не знает сегодня,
на что похожа хорошая книга» ............................. [577]
2. Книга пульсар ....................................................... [591]
3. Мастерская мага ................................................... [602]
..................................................... [610]
1. «Дело» сестры ....................................................... [610]
2. Знамя восставших рабов .................................... [623]
3. Законодатель рабства ......................................... [638]
................................................................... [653]
1. Хронология vs Поэтика ...................................... [653]
2. Мегатекст: системность vs целостность ........ [660]
3. Сверх Ницше ........................................................ [669]
............................................................ [680]
1. Парадокс Ницше. Против интерпретаций ... [680]
2. Почему Ницше не закончил «Волю к власти»? .. [696]
3. Преодолел ли Ницше метафизику? ................. [709]
. Н ............................. [728]




nietzsche.pmd 7 22.12.2004, 0:06
Black
[735] приложения
......................................................... [737]
............................................ [809]
..................................... [821]
.................................... [850]




nietzsche.pmd 8 22.12.2004, 0:06
Black
воля к власти
опыт переоценки
всех ценностей *




*
Не публиковавшиеся ранее по русски части книги, посвящен
ные религии, обществу и государству, переведены М. Рудницким
по изданию F. Nietzsche: Der Wille zur Macht. Versuch einer Um
wertung aller Werte. Stuttgart: Kroner 1959. Текст подготовлен с
учетом исправленного переиздания «Воли к власти» (Stuttgart:
Kroner 1996), отражающего современное состояние публика
ции рукописей философа. Исправлены многие смысловые иска
жения, имевшие место в дореволюционных переводах и воспро
изводившиеся в последующих переизданиях. В прямоугольные
скобки заключены заголовки и структурирующие обобщения,
внесенные в текст сотрудниками ницшевского Архива.




nietzsche.pmd 9 22.12.2004, 0:06
Black
11


введение
введение и предисловие




Еще весной 1883 года, когда мы с братом были в Риме, он
говорил, что намерен, как только окончит Заратустру, на
писать свое главное теоретико философское сочинение в
прозе; когда же осенью 1884 года в Цюрихе я напомнила ему
этот разговор и спросила о положении дела, он таинствен
но улыбнулся и намекнул, что пребывание в Энгадине было
в этом отношении весьма плодотворно. Мы уже знаем из
введения к восьмому тому, как велико было значение этого
лета в деле разработки его главного прозаического труда.
Однако нет никаких оснований думать, что основные мыс
ли этого произведения возникли лишь в ту пору; нет, они
уже полностью в поэтической форме содержатся в Зарату
стре; это совершенно ясно из того, что наброски и планы,
относящиеся к концу 1882 года, т. е. ко времени до возник
новения первой части Заратустры, имеют весьма большое
сходство с идейным содержанием «Воли к власти».
Но само собой разумеется, что мир новых мыслей не
мог быть исчерпан в Заратустре; он требовал еще и отдель
ного теоретико философского прозаического изложения,
продолжая в то же время из года в год расти и становиться
отчетливее. Мы встречаемся поэтому в планах, относящих
ся к лету 1884 года, все с теми же проблемами, что и в Зара
тустре, а позднее в «Воле к власти». Все, что им было напи
сано с этого времени, представляет лишь дальнейшее вы
яснение и изображение этих основных мыслей; так, что о
«Воле к власти» можно, пожалуй, сказать то же, что мой брат
писал Якову Буркхардту по поводу «По ту сторону добра и
зла», а именно, что в этом сочинении «говорится о тех же
предметах, что и в Заратустре, но иначе, весьма иначе».
Что автор хотел переждать несколько лет (он говорит
о шести и даже о десяти годах), прежде чем приступить к
окончательной разработке этого огромного произведения,
а пока собирал только драгоценные камни для стройки и за
нимался обширными подготовительными изысканиями по
этому предмету, это — более чем понятно. Кроме того, из




nietzsche.pmd 11 22.12.2004, 0:06
Black
планов, относящихся к лету 1884 года, можно усмотреть, что 12
он в то время еще колебался в вопросе, какую из главных
своих мыслей выдвинуть на первый план и сделать средо
точием этого произведения: вечное ли возвращение, или
переоценку всех прежних высших ценностей, распорядок
ли рангов вплоть до их вершины, сверхчеловека ли, или во
лю к власти как принцип жизни, роста и стремления к гос
подству. Но с каждым годом он, по видимому, все яснее со
знавал, что необычайная сложность жизненной ткани луч
ше всего может найти свое выражение в «воле к власти».
Здесь уместно задаться вопросом: когда же собствен
но у философа впервые зародилась эта мысль о воле к власти
как воплощенной воле к жизни. На подобные вопросы в
высшей степени трудно дать ответ, так как у моего брата
корни его главных мыслей всегда приходится искать в весь
ма отдаленном времени. Для него, как и для здорового, мо
гучего дерева, нужны были долгие годы, прежде чем мыс
ли его могли получить свою окончательную форму и ясные
очертания, за исключением впрочем одной: вечного возвра
щения, которая предстала ему впервые летом 1881 года, а
год спустя получила свое выражение. Быть может мне бу
дет позволено привести здесь одно воспоминание, которое
может дать кое какие указания относительно времени пер
вого возникновения мысли о воле к власти.
Осенью 1885 года, перед тем как уехать с мужем в Па
рагвай, мы с братом предприняли целый ряд чудесных про
гулок в окрестностях Наумбурга, чтобы повидать еще раз
места, где протекло наше детство. Так, однажды, мы бро
дили между Наумбургом и Пфортою по возвышенностям,
с которых открывался замечательный вид вдаль; в этот ве
чер освещение было особенно красиво: желтовато красное
небо было покрыто темными, черными облаками, сообщав
шими всему окружающему какой то странный колорит. Эта
картина вызвала брата на замечание, что облака эти напо
минают ему один вечер из тех времен (1870), когда он был
санитаром на театре войны (нейтральная Швейцария не
дозволяла профессору своего университета отправиться на
войну в качестве солдата). Обучившись уходу за больными
в Эрлангене, он получил от тамошнего комитета поручение
отправиться в качестве уполномоченного и начальника са
нитарного отряда на поле битвы. Ему доверены были боль




nietzsche.pmd 12 22.12.2004, 0:06
Black
шие суммы и дан был ряд личных поручений: так что ему
13
пришлось переезжать от лазарета к лазарету, от одной ам
булатории к другой в районе военных действий, останав
введение и предисловие




ливаясь только для того, чтобы оказать помощь раненым и
умирающим и принять от них их последнее прости близ
ким и родным. Что пришлось перенести за это время со
страдательному сердцу моего брата — не поддается описа
нию, еще месяцы спустя ему слышались стоны и жалобные
вопли несчастных раненых. В первые годы он почти не мог
говорить об этом, и когда Роде однажды в моем присутствии
жаловался, что так мало слышал от своего друга о пережи
том им в бытность его санитаром, брат мой с выражением
муки на лице заметил: «Об этом не надо говорить, это не
возможно; нужно гнать от себя эти воспоминания!» И в тот
осенний день, о котором я начала говорить, он рассказал
мне только, как однажды вечером, после всех этих ужасных
скитаний, он «с сердцем, почти разбитым состраданием»
приехал в маленький городок, через который пролегала
большая дорога. Когда он обогнул городскую стену и про
шел несколько шагов вперед, он вдруг услыхал шум и гро
хот, и мимо него, как сверкающая молниями туча, пронесся
красивый кавалерийский полк, великолепный как выраже
ние народного мужества и задора. Но вот стук и гром уси
ливаются, и за полком в стремительнейшем темпе несется
его любимая полевая артиллерия и, ах, как больно было ему
не иметь права вскочить на коня и быть вынужденным,
сложа руки, стоять у этой стены! — Напоследок шла пехота
беглым шагом: глаза сверкали, ровный шаг звенел по креп
кому грунту, как могучие удары молота. И когда все это
шествие вихрем пронеслось мимо него в битву,— быть мо
жет навстречу смерти,— столь величественное в своей жиз
ненной силе, в своем мужестве, рвущемся в бой, являя со
бой такое полное выражение расы, решившей победить,
властвовать или погибнуть,— «тогда я ясно почувствовал,
сестра,— так закончил свой рассказ мой брат,— что сильней
шая и высшая воля к жизни находит свое выражение не в
жалкой борьбе за существование, но в воле к битве, к влас
ти и превосходству!» «Но,— продолжал он, немного помол
чав и вглядываясь в пылающее вечернее небо,— я чувство
вал также, как хорошо то, что Вотан влагает жестокое сер
дце в грудь вождей; как могли бы они иначе вынести страш




страница 1
(всего 110)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign