LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 32
(всего 34)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

1976.
5 Cameron A. Hard Core Horror // Broadside.
1983. February. N 5.


299

является более впечатляющей и открытой
(отчасти благодаря и техническим
достижениям), чем традиционные садо-ма-
зохистские произведения типа сочинения де
Сада и других, и которая обусловила
значительные изменения в характере изобра-
жения женщин. Яркие примеры, которые дают
такие образы и темы, вызывают тревогу. На
это обращает внимание в предисловии к
сборнику "Верните ночь: женщины о
порнографии" Л.Ледерер, анализирующая
результаты исследования порнографии,
проводившиеся калифорнийской группой
"Женщины против насилия в порнографии и
средствах массовой информации". За три
месяца они просмотрели двадцать шесть
порно-фильмов в Сан-Франциско, чтобы как-то
понять их содержание. В двадцати одной из
просмотренных картин содержались сцены
изнасилования, в шестнадцати изображались
угнетение и истязания, два фильма были
похотливом влечении к ребенку и два
изображали убийство женщин с целью
стимуляции сексуального чувства. При
анализе порнографических журналов они
обнаружили, например, такие материалы, как
разворот в "Пентхаузе" (Penthouse) под
заголовком "Радость боли", был
иллюстрирован изображениями вонзенных под
ногти и в пальцы женщин игл. В статье
"Покоренная Джейн Беркин" в "Куи" (Qui),
одном из журналов, издаваемых "Плейбоем"
(Playboy), приводятся иллюстрации,
"описывающие решение всех проблем с
дисциплиной": на цветных фотографиях Джейн
Беркин изображена в наручниках, с кляпом во
рту, повергаемой порке и избиваемой.
Непременным персонажем журнала "Хастлер"


300

(Husler) 1978 г. был Честер; в ха-
стлеровском журнале "Честер Молестер"
(Chester the Molester). Честер каждый месяц
домогался (molested) очередной девушки,
прибегая ко лжи, похищению или прямому
нападению. В журнале "Бондидж" (Bondage)
изображаются связанные женщины с воткнутыми
в их грудь и вагину ножницами, раскаленными
железными предметами, паяльниками и ножами.
В журнале под названием "Brutal Trio"
(Жестокая троица) описано, как трое мужчин
успешно похищают женщину, двенадцатилетнюю
девочку и бабушку; ударами в лицо, голову,
тело они избивают их до бесчувствия, а
когда те приходят в себя, их насилуют и
снова избивают6.
А вот другие образцы порнографии,
позаимствованные из материала, который
действительно был подвергнут цензурой и
потому оказался недоступным широкой
публике. Некоторые из них описывает
Э.Камерон в статье, в которой она излагает
свои впечатления от посещения Проекта П,
антипорнографической выставки,
организованной канадской полицией, чтобы
показать наглядно те материалы, которые
легко доступны. Среди конфискованных
материалов она обнаружила иллюстрированные
описания зоофилии, педофилии и неистово-
жестокой сексуальности. "Я видела
фотографии с изображением женщины во всех
мыслимых позах, подвергаемых немыслимому по
своему характеру и разнообразию
обращению"7. В одном журнале была
____________________
6 Lederer L. Take Back the Night: Women on
Pornography. N.Y., 1980. P. 18-19.
7 Cameron A. Ibid.


301

иллюстрированная статья, разъяснявшая, как
держать четырехлетнюю девочку и какую позу
необходимо принять, чтобы осуществить с ней
коитус, в то время как другая фотография
изображала "высокого молодого смеющегося
блондина с эрегированным пенисом", стоящего
над кучей людских тел, "искромсанных на
куски". Своими впечатлениями о выставке
делится М.Этвуд в романе "Телесное увечье";
в нем выставку посещает главный герой
романа, и он делает вывод, что "лучше не
узнавать о вещах, о которых не знаешь"8.
Примером того, как далеко готовы пойти
производители порнографии ради возбуждения
сексуальности и как давно уже
распространяется порнография насилия,
является фильм "Убиение" (Snuff), созданный
в 60-х годах в Южной Америке. Это фильм с
не очень внятной фабулой о женщинах,
поклоняющихся мужчине по имени Сатана. Их
единственная цель - путешествовать по
сельской местности и бессмысленно убивать
людей. После особенно отвратительной сцены
убийства беременной женщины, камера
разворачивается и мы видим съемочную
группу. Женщина и мужчина рассказывают, как
эта сцена убийства... сексуально возбудила
их. Они сливаются в объятии, но характер
эпизода резко меняется, когда мужчина
хватает нож и начинает наносить неожиданные
удары и буквально расчленять женщину. Фильм
завершается тем, что он достает горстями ее
внутренности и громко кричит в
оргазмическом наслаждении. Прообразом этой

____________________
8 Atwood M. Bodily Harm. Toronto, 1981. P.
211.


302

сцены послужило действительное жестокое
убийство помощницы режиссера фильма9.
В такие же агрессивные тона окрашена
реклама "порнозвезды" Ванессы Дель Рио,
появившаяся в журнале "Видео Х". Читателю
обещается "наиболее жалкая, жестокая,
варварская расправа. Здесь - женщины,
связанные веревками и ремнями, иссеченные
хлыстами, с заткнутыми ртами, - в общем
полный ассортимент. И Ванесса при этом
неповторима: она безнадежна, беспомощна,
бессильна". Наконец, еще один пример,
свидетельствующий о масштабах тенденции к
насилию в порнографии, дает видео-игра
"Реванш Кастера", в Северной Америке посту-
пившая в продажу в начале 80-х годов. Она
изображает изнасилование обнаженной
индианки армейским офицером с явно эреги-
рованным пенисом. Женщина привязана к
столбу, а игрок набирает очки, если может
овладеть ею, не уколовшись кактусом и
увернувшись от летящих стрел10.
Во всех этих образцах набольшую тревогу
вызывает стремление порнографии к
изображению насилия. Как отмечает
Т.Маккормак, "появилась новая крутая садо-
____________________
9 См. рецензию о фильме в Broadside. 1983,
February. Статью о фильме см. также:
Victoria Times-Colonist. 1982, 24
September. Здесь, правда, возникает
вопрос, было ли в фильме изображено
реальное убийство; но я не буду его
касаться, поскольку я обратился к сюжету
фильма лишь с тем, чтобы
проиллюстрировать содержание порнографии.
10 Описание игры см. в: X-Rated Computer
Games // Ms. 1983. January. 21.


303

мазохистская порнография, в которой
женщины, изображенные в цепях, исхле-
станными и избитыми, оказываются униженными
и оскорбленными. При этом в порнографии
такого рода представляется, будто бы
женщины сами стремятся к такому обращению и
получают от него наслаждение, поскольку
насилие увеличивает эротическое возбуждение
обоих партнеров"11. Многие комментаторы
высказывают мысль, что такие тенденции
показывают несостоятельность требований
свободы порнографии, хотя надо сказать, что
Маккормак и другие все еще выступают против
всех форм цензуры. Имея в виду цели данной
работы, достаточно отметить, что в ходе
ответственного обсуждения проблем морали и
порнографии в англоязычных странах нужно
признать существование этого аспекта
порнографии и выразить свою тревогу в связи
с этим явлением. Следует в связи с этим
заметить, что философы слишком медлят с
анализом проблемы насилия в порнографии. И
наоборот, нужно отдать должное общественным
активистам (особенно женским группам),
которые выдвинули эту проблему в повестку
дня этичеких дискуссий. Такое положение дел
хотя бы частично можно объяснить тем, что
философы слишком много внимания уделяют
теоретическим проблемам, не оставляя места
для эмпирических исследований. Большее же
внимание к реальным обстоятельствам при
анализе практических проблем морали, дало
бы возможность скорее бы ответить на вызов,
который бросает современная порнография.
____________________
11 Passionate Protest: Feminists and
Censorship // Canadian Forum. 1980.
March. N 9.


304

Итак, мы должны понять действительное
положение вещей, касающихся порнографии.
Однако предлагаемый мной подход к
практической этике предполагает, что
глубокое обсуждение порнографии должно
начинаться с должного понимания психологии
этого явления, а она очень часто толкуется
неправильно. Многие авторы указывают на то,
что такого рода сюжеты и образы, ана-
логичные тем, что приведены выше,
обеспечивают необходимый выход агрессивным
импульсам, присущим человеческой природе
(находящимся, по Фрейду, в Id и подавляемым
Super-ego). По этой логике, рассматривание
порнографии, основанной на насилии,
приводит к эффекту катарсиса, позволяющего
человеку освобождать эти негативные
импульсы, не нанося вреда другим. И
наоборот, если общество, в котором нет
порнографии, заставляет человека
"закупоривать" в себе эти агрессивные
импульсы, они обнаруживают себя в
антиобщественных взглядах и поведении. Так
что выходит, как бы странно это ни звучало,
что негативное отношение к женщинам и
антиобщественное сексуальное поведение
должны уменьшаться в обществе, которое
позволяет непристойные и вызывающие
порнографические изображения насилия.
Такого рода наивные предположения
противоречат как здравому смыслу, так и
результатам психологического анализа пор-
нографии. Предположение, что свободная
продажа и рекламирование, порнографической
продукции, живо изображающей и всячески
смакующей насилие, будь то изнасилование,
истязание или нанесение увечий, ведет к
более здоровому отношению к сексу и к


305

окружающим, prima facie12 неубедительно, в
особенности потому, что таким образом
возникает опасность культивирования у
некоторых людей вкуса к такого рода
действиям. Особенно это опасно для
неуровновешенных людей; трудно поверить,
что они будут в силах предотвратить
перенесение бесчувственности к чужим
страданиям, что характеризует такого рода
"развлечения", на другие стороны их жизни
(их отношение к изнаcилованию, например). К
этому следует добавить, что множество
примеров свидетельствует о том, что
жестокая порнография скорее толкает
человека к тем действиям, которые она изо-
бражает, чем удерживает от них. Примером
этого может быть известный судебный процесс
над убийцей по прозвищу "Моор" ("Moor") в
Великобритании в начале шестидесятых
годов13. Он осудил Брэди и Миру Хиндли за
истязание и убийство двоих детей. Совершая
преступление Хиндли записывали крики детей
и их мольбы о пощаде на магнитофон. После
ареста обнаружилось, что у Хиндли была
большая коллекция порнографии, включавшая
более пятидесяти журналов с названиями,
типа "Оргии пыток и жестокости". Очевидно,
что чтение этих журналов не облегчило их
агрессивности. Не так давно в США Теодор
Банди, многими подозреваемый в убийстве по
крайней мере сорока женщин, был осужден за
особо тяжкое преступление - похищение и
убийство двух женщин и девочки двенадцати
лет. На суде он признал, что вкус к
____________________
12 изначально (лат.)
13 См.: Marchbanks D. The Moor Murders.
L.: Frewin, 1966.


306

сексуальному насилию он приобрел благодаря
порнографии; когда же порнография перестала
его удовлетворять, он обратился к насилию и
преступлению14. Нетрудно найти и другие
примеры; однако связь жестокой порнографии
с асоциальными взглядами и поведением
подтверждается новейшими исследованиями,
обобщающими сотни работ, которые прямо по-
казывают, что рассматривание порнографии
ведет к негативному отношению к женщинам,
провоцирует принятие допустимости насилия,
а затем и реальные жестокие действия в
отношении человека15. Эти исследования
показывают, что рассматривание жестоко-
агрессивной порнографии ведет скорее не к
катарсису, а к все увеличивающемуся желанию
осуществлять самому насилие и причинять
вред другим (психологи называют это
"обесчувствованием" ["desensitization"]).
Указав на эти стороны насильственной
порнографии можно вернуться к вопросу о
правомочности ее цензуры. При этом важно
отметить, что ограничения здесь не
распространяются на ненасильственную
порнографию. Задача же прикладной этики
уделять внимание именно насильственной
порнографии, поскольку в теоретических
дискуссиях постоянно упускается из виду
эта, характеризующая неограничиваемую
порнографию, тенденция к изображению
насилия и, следовательно, действительные
____________________
14 См.: Michaud S.G., Aynesworth H. The
Only Living Witness. N.Y.: Bantam, 1986.
15 Хорошее обозрения исследований
последнего времени можно найти в:
Pornography and Sexual Violence: Evidence
of the Links. L.: Everywoman, 1988.


307

психологические характеристики порнографии.
Эти сложности усиливаются приверженностью
таким теоретическим взглядам, которые не
способствуют понять те обстоятельства, в
контексте которых существует порнография, и
подталкивают к принятию эмпирических
выводов, только подтверждающих определенные
теоретические взгляды. Именно этим можно
объяснить теоретическое объяснение
порнографии через катарсис; его можно было
принять, лишь игнорируя объективную
очевидность и надеясь на возможность с его
помощью рационализировать априорно принятый
тезис о том, что свобода самовыражения дей-
ствительна в любых условиях. Эти же
ощущения свойственны Заключению
Президентской комиссии по порнографии 1970
года. Основанное на сомнительных выводах (в
проводившемся исследовании, в частности,
принимался во внимание только краткосрочный
эффект рассматривания порнографических изо-
бражений и не анализировались отдаленные
последствия жестокой порнографии),
отрицающих очевидную связь порнографии с
негативными социальными последствиями. В
этом и многих других случаях изначальные
теоретические пристрастия приходят в
противоречие с ответственностью
исследователя и не позваляют понять те
обстоятельства, в которых действительно
возникают моральные проблемы.
Трудности, возникающие в связи с
абсолютизацией теоретического подхода к
практическим вопросам, становятся очевид-
ными также при анализе обычной реакции на
жестокую порнографию в англоязычных
странах. Здесь нет возможности вдаваться в
детали этой реакции, и все же можно


308

сказать, что большинство комментаторов
признают, что единственно возможным
средством оправдать действия, направленные
против жестокой порнографии может стать
принятие новой нормативной теории,
отрицающей ту приверженность свободе
высказываний, которая была взлелеяна
английской и северо-американской политико-
правовой и философской традициями.
Теоретики же, обсуждающие проблемы
порнографии (например, Фейнберг, Коэн,
Кларк, Лендерер), чаще всего,
следовательно, заявляют, что нужно от-
вергнуть традиционные принципы, мешающие
свободе выражения или что нужно принять

<< Пред. стр.

страница 32
(всего 34)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign