LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 9
(всего 93)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Григ
Концерт a moll
С. Р.
Ловро фон Матачич
Ну вот долгожданная запись состоялась.
Шуман (вторичный, первый был с Ровицким) к сожалению всё же меня не до конца устраивает (а это ведь мой любимый концерт). Не знаю, но чего-то самого главного, поэтичного в нем не состоялось... Что-то утеряно.
Григ. Здесь я вполне доволен.
Глайнборн
июнь
Стравинский
"Похождения распутника" (повесы)
дирижер: Бернгард Хайтинг
Поездка в Глайнборн сама по себе уже представляла интерес. Где-то мы с Ниной сели в автобус (специальный, луксуриозный) и рассматривали наших спутников.
Вот где он, снобизм! Дамы в [декадентских?] одеждах с собачками, молодой красавец в ослепительно белом костюме и [с] ищущим взглядом искателя приключений, любезные южане, предлагающие шампанское, наконец исторический "stopping for pissing" - когда многие, в том числе и блондин-красавец, тут же около автобуса вперемежку с собачками и с дамами элегантно исполнили то, что им было нужно, и мы поехали дальше.
В Глайнборне, прекрасном парке, все высадились и выгрузили корзины для пикника. Сирень цвела. Газоны подстрижены - всё для удовольствия. Наконец опера под управлением Хайтинга (абсолютно не подходящего для Стравинского, так что духа произведения не было). Но были прекрасные декорации [Хокнея], лучших желать не стоило. Исполнители, и в особенности героиня (ей в угоду была даже пропущена ее главная ария) были неубедительны и все какие-то холодные [и внешние?]. Думаю, что здесь вообще этот стиль доминирует. Главное - приятное времяпрепровождение, и главенствует "банда" Хокнея (очень талантливого художника), главного повесы и распутника (это уже из [кулуаров?] и разговоров с Лилиан и [Аги Секерс]) которую мы здесь случайно встретили).
(Она всё такая же после трагически-праздничной гибели Мики Секерса, о котором мне рассказала Анни Фишер.)
Всё в целом - мне совсем не понравилось.
июнь (По дороге в Лувр)
радио в машине Л. Хоххаузер
В Лувр под музыку Мендельсона. Как всегда у Мендельсона моцартовское совершенство,
165
Мендельсон
Октет (Es dur? op. 20?) для струнных инструментов
... скерцо и финал...
с участием Хейфеца и Пятигорского
и это настраивает на позитивный образ мысли, фантазии и т. д.
Но есть опасность слишком уж успокоиться на этом, как на чем-то самим собой разумеющемся. Мне кажется, что с этим следует бороться - это ведь не просто удовольствие даром, а результат интеллектуальной работы гениального музыканта. Это следует уважать и понимать.
Тур-Мэле
26/VI
Мэле
Артуро Бенедетти-Микеланджели
Бетховен:
Соната As dur op. 26
Шуберт:
Соната a moll D. V. 357
Дебюсси:
"Образы"
1. "Колокола сквозь листву"
2. "Посвящение Рамо"
3. "Отражение в воде"
Шопен:
Соната № 2 b moll
Равель:
"Виселица"
Как всегда безупречно.
Точный текст.
Полное совершенство техники.
Всё оставляет холодным.
В Бетховене: трио из траурного марша настолько формально (пальчиками) и сухо, что это уже комический номер (место ружейного залпа) ...
Шуберт мне понравился.
Точно воспроизведенное сочинение.
Дебюсси. Никаких возражений.
Никакого впечатления.
Шопен.
Траурный марш и в особенности трио на редкость проникновенно и вдохновенно - лучшее, что было в концерте.
Равель. Так же как и Дебюсси.
Прекрасный концерт. Любви к музыке не почувствовал.
27 /VI
Beaux-Arts Trio
Isidore Cohen
Bernard Greenhouse
Menahem Pressler
Бетховен:
Трио № 1 Es dur op. 1 № 1
Равель:
Трио (A dur)
Шуман:
Трио № 1 d moll op. 63
Дворжак:
Трио "Думки" ор. 90
Прекрасная программа!
Когда эти артисты выступают, то это настоящее событие в музыке.
Мне особенно близок (как музыкант) Пресслер. Он подкупает своей искренностью и, по-моему, сам получает столько удовольствия от музыки, что это почти переходит все меры.
Он счастлив во время концерта (я ему в этом очень завидую).
Равеля я прослушал с истинным наслаждением (как хочу играть это сочинение!)
Бетховен и Шуман также произвели настоящее впечатление.
Молодой Кочиш на мой вопрос, понравилось ли ему, недвусмысленно рассмеялся; ему, по-видимому, не понравилось (он себе это "позволил" - дело характера; Павел Фейер уже раньше говорил мне о некоторых качествах Золтана с осуждением).
166
28/VI Grange de la Besnardiere Иосиф Паленичек и солисты чешской Филармонии Яначек 1) "В туманах" (... 1912) для фортепьяно 2) "Каприччио для фортепьяно (для левой руки) и восьми духовых инструментов (1926)
Знаю давно Паленичека (музыканта и деятеля) и слышал у него "В туманах". Был тогда поражен оригинальностью этого цикла - хотел бы играть его...
Каприччио слушаю впервые.
Придет же фантазия написать сочинение для такого необычного состава инструментов, - но, как всегда, он остается Яначеком, единственным в своем роде...
Концерт был удачный.
29/VI Сузанна Ружичкова (клавесин) Бах: Вариации Гольдберга
Это неимоверное сочинение Баха впервые слышу на клавесине.
Слышал его у Гульда на концерте и в записи; есть желание когда-нибудь сыграть - если осилю.
Пражская клавесинистка сыграла его честно, слава Богу, со всеми повторениями (иначе, считаю, лучше вообще не играть этого сочинения). Для меня было необычно слушать весь концерт на клавесине, но думаю, что для этого нужна привычка (так как звучит прекрасно).
29/VI
Мэле
Ирина Архипова
Игорь Гусельников
Мусоргский:
Песня Марфы ("Хованщина")
"По-над Доном сад цветет"
Гопак
Песни и пляски смерти
Глинка:
1. "Сомнение"
2. "Адель"
3. "Признание"
4. "Как сладко с тобою мне быть"
5. "К ней" (мазурка)
Чайковский:
1. "Примирение"
2. "Серенада" ("О дитя")
3. "О, спой мне ту песню, родная"
4. "Кукушка"
5. "Средь шумного бала"
Ирина Архипова сейчас лучшая русская певица. Она обладает всем, чтобы быть таковою (голос, сила воли, музыкальность, артистичность, тонкая отточенность в каждом сочинении и подлинность исполнения).
Концерт этот был большой удачей и также уроком для многих исполнителей.
Французская публика (которая, конечно, понятия не имела о существовании этой певицы) горячо и громогласно "Brav-ой!" приветствовала артистку.
Мне лично не совсем понравилась ее трактовка "Колыбельной" из "Плясок смерти", где она слишком утрировала (secco) реплики смерти (но эта единственная небольшая деталь не играет такой большой роли).
Игорь Гусельников очень хорошо и тонко аккомпанировал ей. (Честно, это для меня было вроде сюрприза, я ведь его никогда не слышал на эстраде.)
Архипова внешне несимпатична, в ней чувствуется тяжесть ее силы. Джулия [Ганева] потом сокрушенно сказала: "Какое же у ней наверное большое и злое сердце..."
3/VII
Мэле
Хороший концерт.
Серьезный музыкант, один из самых та-
167
Золтан Кочиш
Брамс:
Интермеццо a moll op. 76
Бах:
Прелюдии и фуги (I том W. К.):
С dur, gis moll, Н dur
Моцарт:
Фантазия с moll
Соната A dur (с турецким маршем)
Бетховен:
Соната f moll ор. 2 № 1
Соната As dur op. 110
Барток:
"Для детей" (несколько пьес)
Шопен:
Вальс cis moll
Бах:
Прелюдия и фуга b moll (первый том)
Брамс:
Интермеццо Es dur op. 117
лантливых молодых пианистов современности.
Без отсебятины, кривляния и желания обязательно иметь бурный успех (что было бы весьма возможным, зная его скверный и капризный характер в жизни...)
Возражений к его интерпретации у меня нет.
Только в ор. 110, который он играет, имея образцом мое исполнение, я как-то себя не нашел (он был слегка огорчен этим).
Что было абсолютно восхитительно, так это избитейший вальс Шопена. Он сыграл его на bis, сказав, что посвящает этот bis мне... Другие bis-ы тоже были посвящены музыкантам (Булезу и еще кому-то, может быть, Пьеру Буалю.) Мне понравилась эта некоторая необычность - делать персональные подарки бисами.
4/VII
Мэле
Ensemble Musique vivante
дирижер Пьер Булез
Брамс:
Серенада №2А dur op. 16
Вагнер:
Зигфрид-идиллия
Берг:
Камерный концерт для фортепьяно и тринадцати духовых инструментов
Христоф Эшенбах (фортепьяно)
Сашко Гаврилов (скрипка)
Большое музыкальное наслаждение доставила вторая серенада Брамса в честнотщательнопрозрачном исполнении Булеза. Вагнеру несколько не хватало фантазии. А Берг произвел на меня очень сильное впечатление.
Я был поражен масштабом этого сложнейшего сочинения, его необычайными красками, конструкцией и всем вместе, несмотря на то, что, может быть, и не всё в нем понял и не всё принял (оно мне тогда показалось очень чуждым).
Булез прекрасно провел его (хотя никогда не прощу ему последнюю часть, сыгранную только один раз, без да капо).
Прекрасно играл Эшенбах - он очень много прибавил к сочинению в смысле артистической наполненности (потом я узнал, что в этот вечер он исполнял его впервые в жизни - ну и ну! Сашка Гаврилов же играет его по-моему всю жизнь.)
5/VII
Grange de la Besnardiere
Ensemble Musique vivante
Schola cantorum de Stuttgart
dir. Clytus Gottwald
dir. Diego Masson
Очень интересная программа. Интересна своим разнообразием и музыкальным составом.
Барток. Конечно, как всегда доказывает "свой" венгерский стиль (отличный от "фальшивого" стиля Листа).
168
Барток:
Сельские сцены для женского хора и камерного оркестра (1924-26)
Варез:
"Eculatorial" для мужского хора и инструментального ансамбля
Кагель:
"Аллелуйа" для смешанного хора а capella
Глобокар:
"Airs de voyage" для корнета, тромбона и хора
Michel Portai
Vinko Globokar
Стравинский:
Четыре русских народных песни для женского хора и четырех валторн
Варез характерен своей массивностью.
Кагель. Проблематично.
Глубокар. Довольно симпатично (когда понятно).
Стравинский. Весьма знакомые интонации, поскольку подлинно русские.
5/VII
Мэле
Ensemble Musique vivante
Schola cantorum de Stuttgart
дирижер Пьер Булез
Шуберт:
1) "Nachtgesang im Walde" D. 913 для мужского хора и четырех валторн 2) "Гимн" D. 964 для мужского хора и духовых инструментов
3) "Gesang der Geister uber den Wassern" D. 714 для мужского хора и струнных
Стравинский:
Симфония для духовых инструментов (a la memoire de Claude Achille Debussy)
Берио:
"Laborintus II" pour recitant, trois voix, bande magnetique, ensemble instrumental et vocal
речитатор: Лучиано Берио
Булез приучает публику к интересным программам с малоизвестными сочинениями. Это его, очень хорошее, качество.
Впервые услышал этого Шуберта (и в таком хорошем исполнении). И сколько этих забытых сочинений...
Дебюсси, которому P. S. посвящена симфония Стравинского, очень мне всегда нравился, особенно из-за вновь возвращающегося "странного аккорда"...
Опять хорошее впечатление от сочинения Берио... Мне кажется, что он один из самых интересных современных композиторов. Сочинение, конечно, очень сложное.
Пошел его поздравить и познакомиться с ним, а он мне навстречу: "Я Вас сердечно поздравляю - вы, оказывается, замечательный художник. Любовался Вашей пастелью у Лорина Маазеля".
6/VII
Grange de la Besnardiere
Яначек
"Записки исчезнувшего" (1917)
Robert Tear (tenor)
Philip Ledger (piano)
Hanna Aurbacher (mezzo-soprano)
женский хор (Schola cantorum de Stuttgart)
Очень необычное интересное сочинение. Сначала (как часто бывает у Яначека) кажется наивным и примитивным. Потом же эти качества как-то преломляются в именно то, что так интересно и ценно в этой музыке. Вы как бы выкупались в чистом источнике и после этого поняли всё...
Исполнение было убедительным и проникновенным.
169
Моцарт
Серенада № 10 B dm К 361 для тринадцати духовых инструментов
Ensemble "Musique vivante"
дирижер: Пьер Булез
Хотелось бы опять услышать этот замечательный, оригинальный вокальный цикл.
Моцарт Булезом был исполнен с большим совершенством и красиво закончил это музыкальное утро в Grange de la Besnardiere. Машины, стоявшие на зеленом лугу, разъехались в разные направления, все поехали обедать...
Настроение было хорошее, погода тоже.
6/VII
Мэле
Шенберг
Камерная симфония № 1 ор. 9 для пятнадцати солистов
Веберн
1) Пять пьес для оркестра ор. 10
2) "Entflieht auf leichten Kahnen"
op. 2 для смешанного хора a capella
3) "Das Augenlicht" op. 26 для смешанного хора a capella
Булез
"Cummings ist der Dichter" (1970) для хора и 24 инструментов
Стравинский
"Свадебка" (балет) для солистов, хора и оркестра
Ensemble "Musique vivante"
Schola cantorum de Stuttgart
дирижер: Пьер Булез
Симфония Шенберга не из моих любимых сочинений, хотя ей нельзя отказать в наличии музыкальных достоинств. В [ней] (как это ни странно) очень много типично венского.
Веберн. Меня привлекает, хотя я многого не понимаю. В нем чистота и сложность - абстракци[я] в хорошем смысле слова. Сочинение Булеза мне определенно понравилось своей самобытностью и новизной.
Стравинский же (которого я и раньше слышал) мне кажется странно однообразным, и я начинаю томиться от скуки и нетерпения. Думаю, что "Свадебку" надо смотреть в балете, а концертное исполнение этой музыки никак не убеждает.
Арль
?3/VII
Античный театр
Россини
"Елизавета, королева английская"
Монтсеррат Кабалье
Арль
Знакомая (наизусть) увертюра к "Севильскому цирюльнику". Какой же Россини ловкач. А потом еще ария Розины, спетая Кабалье в костюме английской королевы. Всё дозволено композитору, в свое время имевшему куда больший успех, чем Бетховен.
И всё это на античном театре - тоже странно и искусственно.
Монте-Карло
июль
оперный театр
концерт Артура Рубинштейна
Шопен
Соната № 2 b moll
Ноктюрн fis dur
Скерцо cis moll
Артур Рубинштейн играет в возрасте, когда уже собственно не играют. Событие! Все музыканты, пианисты, дирижеры (Маазель) в театре оперы Монте-Карло, и вот выходит Артур и совершенно уверенно справляется со всем тем, что напечатано на парадной программке.
Конечно, свежести уже нет, но техника...
170
Баркаролла Fis dur
Полонез As dur
Дебюсси
Первая часть из сюиты "Pour le piano"
налицо. И конечно успех и признание. Заходил его поздравить.
??/VII
запись
Барток
Пятнадцать венгерских песен
С. Р.
Соната для скрипки и фортепьяно № 1
Давид Ойстрах и С. Р.
запись
Юбилейный диск Eurodisc
Чайковский:
Первый концерт для фортепьяно (фрагмент 1 части)
С. Р. и Мравинский
Чайковский:
Танец пастушков, русская пляска и вальс цветов из "Щелкунчик"
Г. Рождественский
Р. Штраус:
"Тилль Уленшпигель"
Ф. Конвичный
Бартоковская пластинка имеет свои хорошие качества, но не безупречна. В сонату все-таки мы не совсем вжились... Самый досадный факт на последней странице, где невозможно уловить основную тональность (Fis), так как я не подчеркнул переход в басу. Нет настоящего конца.
Юбилейный диск.
Типичный русский винегрет, который всерьез нельзя принять.
Правда, "Тилль Уленшпигель" исполнен великолепно (но ведь это Конвичный).
4/IХ
Малый зал консерватории
Бах
Прелюдии и фуги (I том Wohltemperiertes Klavier): Cis, cis, D, d, Es, dis, E, e, F, f
Михаил Ермолаев (студент)
Михаил Ермолаев, очень ценимый Ниной, да и другими музыкантами.
Думаю, также собой в особенности, никогда во мне симпатии не вызывал.
Всё же пробрался в Малый зал консерватории на галерку, около окоп, чтобы его послушать, и понял мою неприязнь к этому "особенному" музыканту. Его Бах меня абсолютно не устроил. Гораздо интереснее было смотреть через окно на проливной ливень и сцену на скамье под памятником Чайковского. Это было полное сумасшествие. Ну и ну ...
7/IX
запись
Бах
Das Wohltemperiertes Klavier (II том) 24 прелюдии и фиги
С. Р.
В отличие от первого тома, довольно удачно записанного, II том пестрит неудачами и, главное, в самых значительных прелюдиях и фугах, как fis-moll-ная и b-moll-ная (которую считаю может быть самой прекрасной из всех и не уступающей h-moll-ной из I тома). Да, к сожалению не получилось.
22/IХ Музыкальный вечер
запись
Презентация новых бартоковских дисков для друзей и любителей музыки (дома).
171
Барток
1) Пятнадцать венгерских крестьянских песен
С. Р.
2) Первая соната для скрипки и фортепьяно
Давид Ойстрах и С. Р.
3) "Замок Синей Бороды" ор. 11
Херта Геппер
Дитер Фишер-Дискау
дирижер: Ференц Фричай
Первые две (соло и соната), думаю, несколько спорные, но чтобы познакомиться с ранее не слышанной музыкой, вполне пригодные. "Замок", не один раз слышанный в этом исполнении, впечатляет своей очень самобытной музыкой. Последние три страницы оперы (прощание и одиночество Синей Бороды) производят потрясающее впечатление.
27/IX
Театр им. Немировича-Данченко
Перголезе
"Служанка-госпожа"
Г. Писаренко
[Болдин]
Оффенбах
"Муж за дверью" (оперетта)
[Гуторович] и др.
Это не для меня!
Никогда я не понимал "прелести" этой "Служанки" - еще в студии консерватории с шепелявой [Ревлякиной], и сейчас с Галей - тоже нет.
Не вижу ничего смешного в этой глупой опере, ни в сюжете, ни в музыке... Она меня только злит.
Оффенбах.
Абсолютно банальное сочинение.
Спектакль, как только я покинул театр, тут же навсегда выветрился из головы.
8/Х Музыкальное собрание
запись
Пьер Булез
"Молоток без мастера"
1. дирижер: Роберт Крафт
2. дирижер: Пьер Булез
Слушали, чтобы попытаться наконец понять этот oeuvre, что, как я заранее знал, весьма трудно.
Два прослушивания (и в разных исполнениях).
Первое явно не то...
Второе стоит под защитой самого автора, так что - осторожно!
Думаю, вечер был поучительный. У некоторых слушателей облик выражал полное понимание и даже удовлетворение.
А все-таки всё под вопросом. И довольно большим.
Ленинград
10/Х
Малый зал филармонии им. Глинки
Галина Писаренко, Елизавета Леонская
Римский-Корсаков:
1. "Не ветер веял с высоты"
2. "На холмах Грузии"
3. "Звонче жаворонка пение"
4. "О чем в тиши ночей"
5. "Нимфа"
Прокофьев:
Ансамбль Галины Писаренко и Елизаветы Леонской имеет массу возможностей, и можно предвидеть настоящую перспективу. Это тонко проработано, чувствуется настоящая культура, хороший вкус... Результат радующий. Жалко только, что они так редко вместе выступают и Галя часто аккомпанируема не очень качественными пианистами. По-видимому, тут кроется еще что-то кроме искусства, что - не знаю, но это создает некоторый холодок между двумя артистками.
l72
1. Пять стихотворений Анны Ахматовой
2. "Гадкий утенок"
Даргомыжский:
1. "Чаруй меня"
2. "Расстались гордо мы"
3. "Скрой меня, дурная ночь"
4. "Мне всё равно"
Концерт был удачным, побольше бы таких концертов, они и публику делают лучше в отношении настоящего отношения к искусству.
11/X
Театр оперы и балета им. Кирова
Андрей Петров
"Петр Первый" (опера)
Морозов, Майборода, Наконечная, Богачева и др.
дирижер: Ю. Темирканов
Такой гадости, признаюсь, давно не слышал и не видел.
Доморощенное произведение, не то оперетта, не то мюзикл. Стиль музыки настолько эклектичен, что это уже даже не стиль, а какие-то склеенные кусочки.
А на сцене что происходит? Бред "исторический" и бездарнейший.
И пришлось пойти: из-за Ниночкиной ученицы Леси Н., которая выступала в роли крутящегося волчка.
Москва
12/Х
Большой зал консерватории
(вечер памяти Д. Шостаковича)
Шостакович
Сюита для баса и фортепьяно (оркестровая версия) на слова Микеланджело Буонаротти ор. 145
Евгений Нестеренко
дирижер: Максим Шостакович
Прекрасное сочинение было прекрасно исполнено Нестеренко под управлением Максима Шостаковича. Большое событие в музыкальной жизни Москвы.
Максим Шостакович с настоящим пониманием вел оркестр, и это было в духе музыки его отца. Нестеренко сейчас находится в зените своей заслуженной славы.
Я был под большим впечатлением в этот вечер, да и вся московская музыкальная интеллигенция также.
14/Х
Памяти Софи Пельцовой
Дворжак
Stabat mater
дирижер: Вацлав Талих
Мендельсон
[Песня в]енецианского гондольера (fis)
Шуман
"Papillons" ор. 2
С. Р. (запись)
Stabat Mater под управлением Талиха принесла нам минуты истинного наслаждения этим прекрасным сочинением. Мы (с Карелом) подготовили много фото (красиво их оформив), которые передавались из рук в руки приглашенных друзей с соответственными комментариями.
Я сыграл fis-moll-ную гондольеру Мендельсона, а затем поставил свою пластинку Шумана, которую так любила Софи, и ноты, которые были испещрены подписями ее друзей (эти ноты были для нее реликвией), также обошли крут наших друзей. Печальный вечер.
15/Х
Германское посольство (ФРГ)
Не слитком я долюбливаю концерты, устроенные политическими деятелями. Все эти
173

<< Пред. стр.

страница 9
(всего 93)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign