LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 7
(всего 93)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Шопен
Концерт e moll № 1
Генрих Нейгауз
дирижер: А. Гаук
Лист
"Es mu? ein Wunderbares sein"
Dieter Fischer-Dieskau
(Jorg Demus)
Очень приятно было увидеть Анни Фишер у нас дома в солнечный весенний день. Она сразу же выразила желание послушать мои записи (я не ожидал этого) и с большим любопытством следила за исполнением.
Пятый Прокофьева ее привел в полный удивления восторг (она конечно никогда раньше его не слышала). Первая баллада искренне понравилась и также удивила. Затем мы прослушали 1 концерт Шопена с Нейгаузом и песню Листа с Фишером-Дискау.
Она очень прямой человек и по-моему лишена черт дипломатии; поэтому ей абсолютно веришь - она Вам скажет всё в лицо (помню, как она справедливо критикнула мою c-moll-ную французскую сюиту и также большую сонату Моцарта F dur из двух опусов).
Жаль, что мы так редко (почти никогда) встречаемся.
29/IV Первый день Пасхи
Музыкальный вечер (Пасха)
запись
1) "Ростовские звоны"
2) Рахманинов:
"Всенощная" ор. 37
Хор под управлением Свешникова
3) Рахманинов:
13 прелюдий для фортепьяно ор. 23
и ор. 32
С. Р.
4) Стравинский:
"Весна священная"
дирижер: Ансерме
У нас сегодня гости-музыканты, а программа, можно сказать, "православная", затем "светская", к концу же "языческая".
Но всё это весеннее и подлинно русское подходит к сегодняшней дате.
1) Звоны были бы лучше без комментариев диктора (он им мешает ужасно)
2) Всенощная - это не совсем то, что меня впечатляет (я, извините, слегка начинаю томиться от однообразия этого стиля).
3) Рахманинов есть Рахманинов...
4) А уж язычник Стравинский вместе с Ансерме не оставляет желать лучшего.
30/IV Второй день Пасхи ([после ??? Твардовского?])
запись
Шуман
Песни из "Испанских песен" и из цикла "Мирты"
Дитер Фишер-Дискау
(фортепьяно Jorg Demus)
Нина очень настаивала, чтобы мы прослушали эти песни в исполнении несравненного артиста.
Шуман у него всегда замечателен, да и всё, что он поёт, - также.
Не стоит только ему петь партии, которые написаны не для его чудного мягкого голоса (как, например, Макбет, Риголетто, Ханс Закc) - в этом большая опасность.
148
Киев
30/V
Октябрьский дворец культуры
Гайдн
Симфония D dur (d moll?) (Лондонская)
дирижер: Рудольф Баршай
Московский камерный оркестр
С каким удовольствием я опять встретился с этим сочинением, игранным в юности с Наташей Вербицкой в четыре руки!
Я понимаю Сергея Сергеевича, считавшего Гайдна самым своим любимым композитором. С удовольствием присоединился бы к нему, но - люблю еще также очень много других (их не перечесть по пальцам).
Москва
1/VI
Большой зал консерватории
Талина Писаренко
Вера Шубина
Глинка:
1) "Ах, когда б я прежде знала"
2) "Как сладко с тобою мне быть"
Чайковский:
"Я ли в поле да не травушка была"
Рахманинов:
1) "Здесь хорошо"
2) "Я жду тебя"
Свиридов:
Два романса
Прокофьев:
"Гадкий утенок"
бисы:
Бетховен:
"К Молли"
Мусоргский:
"На сон грядущий"
Бриттен:
Народная песня
Булахов:
??
Глинка:
"Ах, когда б я прежде знала"
Заслуженный успех, цветы, улыбки, поклонники и хорошее настроение у всех (а что же с "Ах, когда б я прежде знала"?)
Галя поет в Большом зале, аккомпанирует ... В. Шубина.
Программа составлена очень под влиянием Нины Дорлиак.
"Ах, когда б я прежде знала" (Глинка). С этого начался концерт. Этим был и последний бис.
Россия - ничего тут не поделаешь... с ее причитаниями и покачиваниями и обязательно в миноре.
"Я ли в поле" опять типично для нашей несчастной страны. Но вот наконец два романса Рахманинова - они принесли с собою весну и запах цветов.
Свиридов. Никак не воспринимаю эту музыку.
"Гадкий утенок" в виде оттиска ниночкиной пластинки.
Потом бисы (эдакий винегрет, как и полагается).
Тур
29/VI.
Амбар Мэле
Фрэнсис Пуленк
1) "Banalites"
Пять песен на поэзию Апполинера
Круйзен
Ноэль [Ли]
2) Трио для фортепьяно, гобоя и фагота
Б. Ригутто
П. Пиерло
П. Хонгне
3) "Tel jour, telle nuit"
Вечер, посвященный Пуленку, был весьма интересный, и в смысле выбранных в программе сочинений, и в смысле исполнителей - это всё были хорошие музыканты.
Все сочинения (кроме сонаты (или концерта) для двух фортепьяно) были мне неизвестны, и я узнал поэтому много новых для меня, которые как правило обладали обаянием и изяществом (не без сентимента).
Я не считаю Пуленка уж таким большим композитором, но любовь к нему французов понимаю и даже слегка разделяю.
Ноэль [Ли] и Бруно Ригутто прекрасно выступили в этом приемном вечере.
149
Девять песен на слова Поля Элуара
Круйзен
Ноэль [Ли]
4) Соната для двух фортепьяно
Г. Гаччино
Б. Ригутто
Туренцы были в восторге.
30/VI
Амбар Мэле
Джесси Норман (сопрано)
Ирвин Таже (фортепьяно)
Шуберт:
1. Dem Unendlichen
2. Meeresstille
3. Schwestergruss
4. Der Zwerg
Брамс:
1. Die Melodien zieht es mir
2. Alte Liebe
3. Der Tod
4. Von ewiger Liebe
Сати:
Trois melodies de 1916
La statue de bronze
Dapheneo
Le Chapelier
(Je te veux)
Вагнер:
Wesendonkelieder
Малер:
Соло из второй симфонии
(Rosleinrot)
Знаменитость! Черная женщина с великолепным голосом и очень внушительной внешностью.
Она напоминает великаншу. Ее пение поражает своим (почти) гигантским масштабом исполнения (Dem Unendlichen). Она как бы дополна переполнена подлинным чувством. Она щедра, выражая это чувство и даря его слушателям.
Она явление.
К сожалению, у ней есть (но может, временно) один недостаток - она слегка понижает - а такие вещи всегда заметны. Надеюсь, что в будущем она от этого освободится...
Ее музыкальной культуре можно позавидовать.
Браво Джесси Норман.

1/VIII
Амбар Мэле
Концерт лауреатов конкурса Маргерит Лонг - Жак Тибо
Г. Форэ
Ноктюрн № 6
(bis, финал b-moll-ной сонаты Шопена)
Jacques Taddei
Прокофьев
Седьмая соната
(bis, две сонаты Скарлатти)
Olivier Gardon
Франк
Соната D dur для скрипки и фортепьяно Россудана Гвассалия
Инна Колечорская
Как всегда такие концерты не слишком остаются в памяти... Из-за пестрой программы, из-за разных исполнителей они теряют цельность, и потом их почему-то забываешь. Так и в этот лауреатский вечер конкурсантов Маргариты Лонг и Жака Тибо. Могу сказать, что в силу (возможно) усталости или рассеянности действительно ничего не запомнил. Бывают же такие конфузы. Надеюсь, что другие слушатели были более внимательны и что-то вынесли после этого вечера вместе со своим мнением.
Со временем они конечно тоже всё это забудут.
Забвение, это наше будущее (а может, оно и прошлое).
l50
7/VII
Амбар Мэле
Оркестр Баха (Мюнхен)
Гендель
1) Концерто гроссо ор. 6 № 7 В dur
2) Концерто гроссо ор. 6 № 10 d moll
Бах
1) Concerto d moll для двух скрипок
2) Концерт d moll (для чембало)
Дирижер и солист (чембало):
Карл Рихтер
Скромный и неуверенный на вид Карл Рихтер порадовал сегодня программой и исполнением.
Я люблю, когда в программах такая стройность и когда они выдержаны в одном стиле. В этом и дисциплина и подлинная гармония. В целом высокое удовольствие.
А в Мэле, в этих деревянных сводах 13-ого столетия музыка звучит вместе с прекрасной архитектурой в унисон, и если Вы не слишком музыкальны, то можете три часа любоваться этой прекрасной залой.
Зальцбург
август
15/VIII
Kleines Festspielhaus
(утренний концерт)
Дирижер Риккардо Мути
Вивальди
Концерта гроссо A dur
Моцарт
Симфония С dur
Перголезе
Stabat Mater
солисты: Гундула Яновиц и американка?..
Риккарцо Мути зачислили уже в постоянные "звезды", и он каждый (почти) год дебютирует в Зальцбурге.
Он обладает всеми качествами, необходимыми для дирижера: точностью, памятью, настоящей уверенностью, уменьем разговаривать с музыкантами оркестра, прекрасным дирижерским жестом, и конечно он властен (каким (к сожалению) и должен быть повелитель сборища людей) (если они даже музыканты).
Он хороший дирижер.
Концерт прошел с успехом (заслуженным). Гундула и "американка" хорошо пели Перголезе.. . и тоже имели успех.
А вечером предстоит "Идоменей".
15/VIII
Kleines Festspielhaus
(вечером)
Моцарт
"Идоменео"
дирижер: Карл Бэм
Ничего сказать об исполнении. Вышел со смешанным чувством досады и разочарования.
Сочинение по-настоящему не понял...
Увертюра этой оперы мне давно знакома (по четырехручному переложению), и я очень ее люблю, в особенности за два органных (драматических) пункта на доминанте и потом тонике (в самом конце).
3aльцбуржское исполнение оперы (для меня совсем новой) произвело несколько неясное впечатление. Я понял, что это музыкально одно из самых смелых сочинений Моцарта, смелых и не похожих на другие.
Исполнение было по-видимому на высоте, но... всё портила ужасная на мой взгляд постановка. Безвкусно современная и сверхпретенциозная.
Я не могу одно отделить от другого в опере и начинаю быть несосредоточенным - так
151


получилось и здесь. Визуальный момент испортил мне всю музыку. Поэтому не могу объективно.
Инсбрук
[Сольбад Халль]
август (на квартире [Герхарда Антониакоми])
запись с концерта в Туре
Мясковский
Соната № 3 с moll
Шостакович
Прелюдии и фуги g moll, В dur, Es dur
С. Р.
Это был совсем не симпатичный визит к друзьям Кристиана, но я услышал запись с концерта в Туре, которая меня наполовину устроила. Слушал я один, а мой друг больше интересовался zu "tratschen" со своими знакомыми (они почему-то до упаду смеялись над последним выступлением старой Зары Леандер, которую при выходе на сцену поддерживали двое молодых людей. Мне это совсем не показалось смешным).
Миттердорф
август
телевизионная передача
Марлен Дитрих поет
Марлена всегда сюрприз и подарок; и здесь в деревне тоже. Она прекрасна, неотразима, поет с колоссальным талантом и вкусом. Что еще можно про нее сказать?
Москва
27/IX
запись
Р. Штраус
Sinfonia Domestica
дирижер: Рихард Штраус
Эту симфонию я, может [быть], больше всего люблю из сочинений Р. Штрауса и лучше всего знаю (с юных лет).
Мне кажется, что все дирижеры разводят здесь такую гигантоманию, что весь "домашний" стиль этой симфонии теряется. Ее надо бы дирижировать скромнее и "милее". Трудно судить по одному прослушиванию, и автору, разумеется, карты в руки - он вероятно всё делает правильно, но всё же я и здесь в чем-то неуверен. Сложная ситуация.
Варшава
29/IX
(Варшавская осень)
Варшавская филармония
дирижер Иваки
оркестр Hessischer Rundfunk
Andrzej Dobrowolski
Музыка для оркестра № 3
Karl Amadeus Hartmann
Gesangszene (на слова Жироду)
Дитер Фишер-Дискау
Вся Варшавская осень наполнена до краев современной (хорошей и плохой) музыкой. Разобраться в этом не так просто. Например: Gesangszene, исполненная Дитером, может навести на разные мысли, прямо скажем совсем не радостные (и уж конечно последние ее слова) (Ende der Welt) <конец света>. Может, вообще ничего не надо делать, всё равно всё пойдет прахом?.. Несимпатично. "Так себе", зло отчеканила бы Анна Ивановна.
30/IX
Варшавская филармония
Витольд Лютославский
1) Preludes et Fugue (для 13 струнных инструментов)
Лютославский мне всегда импонировал как композитор и был привлекателен человечески.
Его сочинения еще раз подтвердили верность моего отношения к нему. Но... толь-
152
2) Концерт для виолончели и оркестра
солист: Heinrich Schiff
дирижер: автор
ко один раз прослушать... это мало для такой новой музыки!!
Москва
14/Х
несовершенная магнитофонная лента с концерта в Будапеште
Вольф
Песни на слова Мерике
Д. Фишер-Дискау и С. Р. (6/Х)
С Вольфом ситуация была гораздо лучше, чем с "Magelone Lieder". Мы нашли хороший человеческий контакт и, по-моему, оба музицировали с удовольствием. Ну и конечно песни на слова Мёрике нам помогали; о них даже не надо говорить - всё и так ясно.
17/X
запись
Шуберт
Соната с moll № 19
Экспромт As dur op. 120 № 2
С. Р.
Эта моя запись весьма прилична (с начала до конца) - может быть, только финал в слишком быстром темпе.
Но что действительно хорошо, то это экспромт As dur op. 120 № 2.
19/Х
запись
Бетховен
опера "Фиделио"
дирижер: Лорин Маазель
22/Х
запись
Бетховен
опера "Фиделио"
дирижер: Герберт фон Караян
24/Х (день рождения Д. Н. Журавлева)
запись
Бетховен
опера "Фиделио"
дирижер: Вильгельм Фуртвенглер
"Фиделио" по "восходящей линии".
Все три записи хороши и представляют большой интерес для слушателей.
Критику наводить нет абсолютно никакого желания.
Но... конечно, такое повторное (3 раза) прослушивание поневоле дает материал для нее. Главное же, оно дает настоящее знакомство и понимание ценности этой оперы - этого "трудного" шедевра - и с каждым разом Вы всё больше и больше проникаетесь бетховенским духом и глубиной его.
А разное исполнение помогает Вам в этом; вы как бы рассматриваете его со всех сторон, "сквозь призму" (чеховская "невеста"), которой обладают эти не похожие на друг друга артисты.
Конечно, пальма первенства остается за третьим исполнением! Этот маэстро эту пальму всегда имеет при себе, и пока еще не видно, к кому она перейдет. Может, она так и останется за ним.
Мы провели три замечательных вечера с гениальным сочинением Бетховена.
??/Х (дом ??, улица Станкевича - кирха)
Прослушивание записи из Б. 3.
(Сонатный вечер с Д. Ойстрахом)
Опять на улице Станкевича в кирхе, с Бунеевой и Вепринцевым. Какое счастье: Из I сонаты Прокофьева, кажется, что-то получается.
153
Брамс
Соната №2 A dur op. 100
Барток
Первая соната
Прокофьев
Первая соната f moll
Брамс также не безнадежный.
С Бартоком дело обстоит хуже (но будем стараться).
13/XI
запись
Беллини
"Норма"
Мария Каллас
дирижер: Туллио Серафин
Про Марию Каллас можно ничего не писать - это единственное неповторимое явление в искусстве - это само движение, притом движение повелевающее. Она совершенство. "Мнения расходятся", сказала одна дама, обывательница из Варшавы.
20/XI
запись
Бриттен
1) Концерт для скрипки с оркестром
Марк Лубоцкий
дирижер: Б. Бриттен
2) "Ноктюрн" (цикл песен)
Питер Пирс
дирижер: Б. Бриттен
3) Симфония для виолончели с оркестром
Мстислав Ростропович
дирижер: Бриттен
Сегодня мне скрипичный концерт Бэна еще больше понравился, он вполне может спорить с фортепианным.
"Ноктюрн" слышу впервые. Это чудное сочинение, и Пирс его исполняет проникновенно и поэтично (идеально).
Симфония для виолончели, созданная для Ростроповича, - роскошный oeuvre.
22/Х1 60 лет со дня рождения Бенжамина Бриттена запись
Бриттен
"Питер Граймс"
дирижер: Б. Бриттен
Эта опера была первой, которую я узнал, и также первой музыкой Бриттена, услышанной мною - это было в Будапеште. И она сразу же захватила меня в свои "рыбачьи сети". Мне казалось тогда, что я так же бы писал, если бы был композитором. С тех пор я стал ярым приверженцем музыки Бриттена и остался им.
2/XI
запись
Бетховен
Симфония № 3 Es dur (героическая)
дирижер: Рудольф Баршай
В этот раз Баршай красиво и мощно показал это сочинение и как бы "опроверг" ходячее мнение, что он только дирижер камерной музыки.
Меня это весьма порадовало, поскольку ценю и высоко ставлю этого музыканта, которого знаю еще со студенческих времен.
14/ХII Памяти [Милицы] Сергеевны Нейгауз
запись
Милая [Милица] Сергеевна, мы уже не так часто о Вас вспоминаем, а вот сегодня решили вспомнить. Этому помогла третья соната
154
Шопен
Соната № 3 h moll
Генрих Нейгауз
Чайковский
Симфония № 6 h moll
дирижер: Отто Клемперер
Шопена в исполнении Вашего Гарри и шестая симфония Петра Ильича. Знаю, как Вы любили ее и при каждом ее исполнении отправлялись в Большой зал консерватории, чтобы еще раз ее послушать. Мы сидели в столовой, а музыка доносилась из большой комнаты, где рояли.
Милка сказала: "Ну вот как хорошо, что вспомнили маму".
31/XII Встреча нового года
(запись)
Моцарт
"Дон Жуан"
дирижер: Джиуллини
Под новый год в этот раз Моцарт (а не привычный Бах), и сочинение может быть даже самое значительное и яркое (но не надо забывать "Флейту" и "Идоменео"). В нем Моцарт показал нам, какое наказание постигло бездумного распутника (и как все затем были этим чрезвычайно довольны). Сочинение без единой доли гуманности (может, даже холодное). В конце концов нам довольно безразличны все эти "пострадавшие" жертвы, а он... не безразличен. Нам он очень даже нравится. (Какая безнравственность!) Трудно определить наше настоящее отношение к этой фабуле. Однако музыка всё ставит на свое место; ее как услышишь (с первых же тактов), то [ты] уже и во власти и Моцарта, и этого беспутного Жуана, да и всех других действующих лиц.
Это жизнь, которая бьет через край, это вино, это все пороки, и это прекрасно!
P. S. Джиуллини записал прекрасную пластинку, но... здесь еще обязательно должен быть настоящий театр, декорации и артисты в испанских костюмах. Всё это никак не помешает. Так задумал Вольфганг Амадеус, предшественник нашего Александра Сергеевича.
1974
1974
1/I Новогодний визит Снежницких запись
Бетховен
Первая симфония С dur
Вильгельм Фуртвенглер
Фа мажор?!
Нет! До мажор...
Сразу же сюрприз - светлый, приветливый, уверенный...
А Бетховен? Какой он был в момент рождения этой симфонии? Этого подарка человечеству?
2/I
запись
Бетховен
Нет, никогда не надо верить метрономным обозначениям.
Живой пример налицо: Hammerklavier
155
Соната В dur op. 106 (Hammerklavier)
Артур Шнабель
у Шнабеля. Это просто трудно слушать - это абсолютно неприемлемо.
2/I
Большой зал консерватории
Галина Писаренко
(у рояля Вера Шубина)
Гендель
Персел
Моцарт
Шуман
Бриттен
Прокофьев,
Стравинский
(Глинка, Мусоргский)
Галин праздничный концерт прошел под благодатной звездой успеха, удачи и красоты. Но бедная Верочка Шубина, пожалуй, не должна была аккомпанировать ей. Это было слабо по художественным соображениям.
Галя включает В. Ш. в свои концерты из чувства верности и благодарности, но у настоящего искусства другие законы, и преступать их не годится.
4/I
запись
Пендерецкий
Страсти по св. Луке
Сочинение броское, эффектное, плакатное...

<< Пред. стр.

страница 7
(всего 93)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign