LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 5
(всего 93)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

С благодарностью вспоминаю группу, с которой я работал. Пожилой, симпатичный Herr Gans (прошлом в каком-то фашистском чине). Herr Waldeck, строгий (в меру) музыкальный редактор, обладает некоторым скептическим остроумием и где-то [обаятельно?] внешне напоминает Толю Ведерникова. Herr Lindner и Herr Karo, также премилые и прилежные сотрудники в нашей работе. Часто появлялись Костя и Ynge Metaxas, и бедной Ynge пришлось лезть на крышу, чтобы отгонять мешающих нам птиц. Она фигурировала как Vogelscheuche <огородное пугало>. Погода была прекрасная, всё вокруг зеленело. Скоро я распрощался с Зальцбургом и двинулся обратно на восток.
Москва
9/X
Большой театр
Вагнер
"Тристан и Изольда"
дирижер: Карл Бём
Гастроли Венской оперы. И вот в Москве, опять встреча с Карлом Бёмом и... с "Тристаном".
В Большом театре (по-моему, совсем не подходящее место...)
Конечно, всё не так, как должно быть и как хотелось бы...
Тристан - Jess Thomas, никуда не годится - в третьем акте он уже просто еле допевал партию и чуть на самом деле не умер...
Изольда - Frau [Lindh?] - справилась со своей труднейшей партией, но она довольно неинтересная, хорошо поет и всё... А где настоящая Изольда!
Во время второго действия и знаменитого дуэта какие-то никому не нужные световые разводы в движении и в разных цветах. Это "они" хотели помочь (представляете) МУЗЫКЕ ВАГНЕРА. Да!.. Бём, конечно, хорошо дирижировал, успех был, хотя я уверен, что 85% публики томилось и скучало.
Нет, это не тот Вагнер.
Далеко не тот.
127
8/X
Моцарт
Вариации g moll для скрипки и фортепьяно
Стравинский
Концертный дуэт для скрипки и фортепьяно
Лиза Леонская
Олег Каган
А сегодня Лиза с Олегом порадовали своим дуэтом. Опять интересно послушать незнакомые сочинения в хорошем, честном исполнении. У них исполнение точно выверенное, они умеют прочесть нотный текст верно.
Цитата Зандерлинга - "Er kann nicht nur gut spielen, er kann auch Noten lesen..." <Он умеет не только хорошо играть, но и хорошо читать ноты.>
Я последнее время часто встречаюсь с этими молодыми музыкантами, и мне с ними хорошо. Может быть, буду играть с О. Каганом, но придется сначала много поработать. (Мой ансамбль с Давидом Ойстрахом обязывает...)
Моцарт - подлинно классичен.
Стравинский - как и всегда совершенен и кристально чист в этом сочинении.
24/Х
запись
Бах
Английская сюита № 3 g moll
С. P.
Очень старая запись (фирма "Мелодия" - апрелевский завод).
Технически вероятно несовершенная, но я в этом ничего абсолютно не понимаю и мне это совершенно всё равно.
Если сочинение удачно исполнено, никакая техника не может помешать. Современные слушатели однако придают техническому качеству колоссальное значение. Думаю, что это потому, что любят и понимают больше ее, чем музыку. К настроению же исполнения они просто близко <не?> приближаются. Это влияние нашего века, века машин и техники. Люди также очутились дальше от природы и настоящих человеческих чувств... и понемножку превращаются в машины. (С каким блеском и юмором показал это Прокофьев в его шестой сонате!) Английская сюита, думаю, не плохая запись - помню, что учил ее очень прилежно и даже вероятно выучил. Тогда же играл "Италианский концерт", "Каприччио на отъезд брата", четвертую и пятую сонаты. Я тогда очень серьезно взялся за "галантного" Баха, который для меня труднее "строгого" ("Wohltemperiertes Klavier").
Следовало бы опять так поработать над этим композитором. Он ведь "начало и конец" всей музыки (хотя, между нами, с "концом" я не совсем согласен).
G-moll-ная английская сюита сочинение непревзойденной гармонии и красоты.
128
Рим
Чайковский
Пятая симфония (e moll)
дирижер: Риккардо Мути
После сыгранного в I отделении c-moll-ного концерта Моцарта я остался слушать и смотреть через верхнее окно в зал consilacione, как дирижирует Риккардо Пятую Чайковского.
Это было очень хорошо, свежо, молодо, с увлечением, и Мути зарекомендовал себя как истинный дирижер с масштабом.
Я не исключение, и могу сказать, что как и все (русские, но и не только русские) страшно люблю три последние симфонии Чайковского. Даже трудно сказать, какую больше. Здесь Чайковский действительно как бы продолжил (не характер, а) масштаб Бетховена. Они стали до невозможности популярны, однако ничего от этого не потеряли (как иногда бывает со слишком излюбленными сочинениями).
Пятая с ее темой "судьбы", или может быть чего-нибудь другого, всегда событие.
...И конечно это сочинение не следует слушать часто. Оно должно появляться по праздникам, поскольку само олицетворяет праздник.
Праздник радости, праздник горя, праздник откровенности гениального музыканта... - она в результате "победная" симфония в отличие от четвертой и шестой.
Ее последняя часть заканчивается шествием триумфальных колесниц.
Флоренция
Шостакович
Четырнадцатая симфония
Московский камерный оркестр
дирижер: Рудольф Баршай
солисты: Долуханова
Нестеренко
Это был триумф вышеназванной симфонии, это исполнение поднялось на ту самую высоту, которая присуща этому произведению. Это был триумф солистов, оркестра и Баршая.
Флорентийский зал "Pergola" был переполнен восторженной публикой, овации длились!
Я был очень рад этому успеху, хотя не слишком люблю это сочинение. Оно "пугает", а мне не страшно.
Я предпочитаю 4-ую, 6-ую, 7-ую, 8-ую (самую замечательную), 9-ую и 10-ую...
Когда Дмитрий Дмитриевич стал вводить в симфони[и/ю] певцов (наподобие Малера), что-то утерялось в построении этих симфоний. Это во всяком случае мое мнение. Может быть, я и ошибаюсь. Но горжусь за Шостаковича сегодня во Флоренции.
129
Париж
24/XII
Нотр-Дам
Бах
Прелюдия и фуга Es dur
Дюпре
?
Пьер Кошеро (орган)
С Ниночкой, специально, в сочельник, в Notre-Dame Парижа. Очень настроились и что же?..
Постигло страшное разочарование. Парижане воспользовались собором, как местом для гулянья. Они громко разговаривали, шаркали ногами и вели себя абсолютно неприлично, не обращая внимания на сидящих посетителей, пришедших слушать духовный концерт. Мы были глубоко возмущены и разочарованы этим "интеллигентным" французским поведением.
О слушаньи музыки (она в это время исполнялась) не могло быть и речи; просто ее и не было слышно.
И это, в этом городе, в этом соборе, в этой стране искусства! ...
Какой позор!!!
Мы вышли из собора в ночной город и праздника не чувствовалось.
1972
1972 Москва
1/I Встреча нового года
Бах
Токката, Adagio и фуга С dur
Хельмут Валха (орган)
Вторично слушаю это абсолютно гениальное сочинение - по случаю наступившего 1972-го года.
А сколько оно уже существует на этом свете - немало времени, - не надо его только забывать (это говорю всем, не только органистам).
8/I и 9/I
Бах
"Weihnachtsoratorium" (6 частей)
Все, кто был приглашен на эти два вечера, надеюсь, не совсем забыли их, и не совсем забыли музыку, которую уже не один раз слушали в праздничные дни Рождества. Какая удачная тональность D dur, не правда ли?
7/I
Большой зал консерватории
Малер
Четвертая симфония
дирижер: К. Кондрашин
С каким тонким вкусом создано это идиллическое сочинение и как оригинально всё, что Малер там придумал и воплотил в музыку. Это и пантеизм (III часть), и гуманизм [без больших претензий], иногда даже юмористические игра; и в то же время, этот наивный религиозный текст также к месту.
8/I
Большой зал консерватории
Глюк
увертюра "Альцеста"
Гайдн
Концерт для скрипки и фортепиано F dur
Сегодня большое музыкальное событие - (после "Альцесты" Гайдна - кстати, Крайнев меня гораздо больше убедил, чем Кремер) 15-ая (последняя) симфония Шостаковича (и как хорошо, что чисто оркестровая). I часть - прекрасна и опять полна свежести, как молодой Шостакович. Затем эти герои-
130
Гидон Кремер и Владимир Крайнев
Шостакович
Пятнадцатая симфония
дирижер: Максим Шостакович
чески трагичные маршеобразные страницы (очень хорошо). Зачем только в последней части вагнеровская цитата? (Она очень помешала восприятию этого финала, и он показался каким-то скудным.)
13/I
запись
Брамс
"Magelonelieder" (15 Romanzen aus Magelone)
Д. Фишер-Дискау и С. Р.
Помню, как мы работали над этим циклом и было не очень легко. Упор Дитера на все гласные и согласные часто мешал свободному течению музыки, и я не мог с этим согласиться.
Эта пластинка пользуется успехом, но я ее не очень люблю - и... сочинение... также.
Бэн вообще не признавал Брамса, да и Бетховена, но это уж слишком!
Ленинград
18/I
Малый зал
Моцарт
увертюра "Директор театра"
Парижская симфония D dur
дирижер: Николай Рабинович
Николай Рабинович очень хороший музыкант и дирижер, по-настоящему не признанный официально и публикой также, по ценимый настоящими музыкантами.
Он также очень симпатичный собеседник, и с ним я давно знаком.
Специально слушал этот концерт, чтобы удостовериться в том, что про него говорят и думают, и разочарования не было.
Он представляет собой часть музыкального Ленинграда.
Москва
24/I
Овчинников
Соната "МЕТАМОРФОЗЫ"
(памяти Г. Г. Нейгауза)
пианист Игорь Архангельский
Памяти Генриха Нейгауза.
Музыка Овчинникова абсолютно говорит о настоящем профессиональном мастерстве, но [его] можно отнести в разряд композиторов второстепенных (таких композиторов очень много, их исполняют лишь при их жизни, а затем их поглощает медленная Лета). Игорь Архангельский оказался молодцом, выучив это сложное сочинение, и я решил, что он как-нибудь его у меня дома (это теперь уже на Большой Бронной) сыграет на музыкальном собрании.
4/I 25/I
запись
Бетховен
"Missa solemnis"
Шварцкопф
Лудвиг
Гедда
Заккария
дирижер: Караян
Эта запись Караяна значительное событие в музыкальном мире (событие уже давно прошедшее). Missa solemnis не легкое (во всяком случае для меня) сочинение; оно требует от слушателя предельной концентрации, и несмотря на прекрасную запись я всё еще как-то не вслушался в нее. Недостаточная музыкальность, по-видимому.
131
27/I
Большой зал консерватории
Оркестр Ленинградской филармонии
Шостакович
Шестая симфония
дирижер: E. Мравинский
Стравинский
"Апполон Мусагет"
дирижер: E. Мравинский
Чайковский
"Франческа да Римини"
дирижер: E. Мравинский
Долго мы в Москве ожидали появления Евгения Александровича и его оркестра.
Евгений Мравинский безусловно лучший наш дирижер, и это установилось сразу же после дирижерского конкурса (который состоялся в Москве уже очень давно). - Помню его "Прелюды" Листа, после этого все конкуренты как-то побледнели (и изо всех сил старающийся Рахлин, и Иванов со своей увертюрой - Ромео и Джульеттой, единственной его настоящей удачей).
Мравинский и Шостакович - они были созданы друг для друга (наподобие Р. Штрауса и Гофмансталя). Вот опять Шестая, неповторимая, жесткая - какая радость услышать вновь это исполнение!
Затем "Апполон" Стравинского, исполненный с редким изяществом и классической строгостью.
Чайковский (слышал раньше пластинку) совсем не хорошо. Оркестр грохочет, никакого проникновения в музыку, впечатление досадное. А сочинение ведь потрясающее... (думаю, что оно никогда не удавалось Евгению Александровичу). Внешне Мравинский заметно осунулся и постарел - не от хорошей жизни...
6/II
запись
Стравинский
"Rag-time"
Блеск, изыск, острота ритма, прозрачное звучание оркестра делает эту запись истинным удовольствием слушателя.
запись
Барток
Музыка для струнных, ударных и челесты
"Волшебный мандарин"
В этих двух сочинениях Барток показал себя во весь свой рост, и тут уже двух мнений не может быть - это явление абсолютно единственное в своем роде!
Хотя вообще весь Барток мне кажется чужим (так же, как венгерский язык), здесь я сдаюсь и могу понять его (каким-то седьмым чувством) - он принуждает Вас покориться его музыке.
10/I1 (Вечер памяти Пушкина и Пастернака)
запись
Моцарт
Квинтет Es dur (К. № 452) для духовых инструментов и фортепьяно
филадельфийский духовой ансамбль и Рудольф Серкин
Этот квинтет прекрасен в исполнении американских музыкантов. Исполнение безупречное, полное жизни и подлинно моцартовское.
132
Белград
20/II
Зал Исторического (?) музея
Бриттен
"Поругание Лукреции"
Впервые услышал эту оперу (ранее мне совсем незнакомую). Исполнение, думаю, было вполне качественное, как в музыкальном смысле, так и в сценическом. Лукрецию исполняла югославская оперная "звезда" (к сожалению, имя ее я не записал). Исполняла с полным пониманием, хорошим голосом, хорошо играла и была красива. Однако, самое сильное впечатление на меня произвели пролог и эпилог оперы, исполненные двумя певцами (он и она). Это было особенно и, думаю, лучшее в этой опере. Вся эта несимпатичная история мне не нравится - я вижу в ней даже некоторую банальность, а у Бриттена мне не хотелось бы это чувствовать...
В опере есть несомненно некоторый веризм (который несколько обнаженно был выражен в последнем соло Лукреции перед ее самоубийством). Сцена "поругания" сопровождается какой-то [поспешно] суетной музыкой и не произвела впечатления.
Скажу, что другие оперы Бэна мне гораздо больше нравятся, но... - а вдруг это всё было из-за не совсем подлинного исполнения югославской труппы?
Возможно...
И тогда в итоге я окажусь неправым в моем суждении.
Москва
7/IV
запись
Дебюсси
"Море"
дирижер: Роже Дезормьер
И вот опять "Море"; сколько же его можно слушать, видеть и вдыхать его воздух!
И каждый раз это как в первый!..
Загадка, чудо воспроизведения подлинной природы, а может быть - магия!
запись
Рихард Штраус
"Альпийская симфония"
дирижер: Кемпе
Я имел знакомство с горами (но с горами Кавказа), и вся эта эпопея восхождения на вершину мной была проделана.
Когда слушаю это сочинение, понимаю (хотя точно не знаю), что Рихард Штраус также побывал на этих высотах и отобразил свои впечатления в симфонии. И как верно он их воспроизвел!..
15/IV
запись
Стравинский
"Петрушка"
Озава меня не слишком удовлетворил в этом таком явно русском oeuvre. Он конечно одарен - но его дар подражательный, а сущность несколько мелкая для этой музыки.
133
дирижер: Озава
Эффекты он конечно производить умеет.
И стяжает успех.
17/IV
запись
Малер
Шестая симфония
дирижер: [Флипс]
Много раз слушал эту не слишком удачную запись моей (почти) любимой малеровской симфонии.
В записи не всё абсолютно ясно, симфония недостаточно прочувствована дирижером - и определенно не так прочувствован [а], как ее чувствую я.
19/IV
запись
Моцарт
Концерт для скрипки G dur № 3
Концерт для скрипки A dur № 5
Олег Каган
дирижер: Давид Ойстрах
Записи, доказывающие большой приоритет русской скрипичной школы.
Сам факт, что Давид Ойстрах аккомпанирует своему талантливому ученику, говорит о самом чутком отношении и "демократичности" этого великого артиста.
Олег Каган, думаю, очень близок к правильному пониманию Моцарта, и я в будущем собираюсь попробовать совместно с ним приобщиться к этому музыкальному чуду. (Давид Федорович немного ревниво отнесся к этому и объявил цикл сонат Моцарта с пианистом Бадурой-Шкода).
Обе записи концертов следует почаще слушать, и вы оцените их по существу и получите истинное удовольствие.
20/IV
запись
Бетховен
1) Струнный квартет F dur ор. 18
№ 1 (Gewandhausquartett)
2) Квинтет Es dur op. 16 (для духовых инструментов и фортепьяно)
Филадельфийский ансамбль и Рудольф Серкин
Первый прекрасный квартет уже свидетельствует о гении Бетховена. С самого начала он уже абсолютное совершенство (я говорю о композиторе) - это как случай с Шубертом (Лесной царь), Брамсом (Первая фортепьянная соната) ...
Квинтет Es dur... - ну конечно тоже чудо... Только я несогласен в исполнении филадельфийских музыкантов с темпом второй части...
Абсолютно не согласен.
21/IV
запись
Шуман
Фантазия С dur ор. 17
С. Р.
Скрябин
12 этюдов (ор. 2, 8, 42, 65)
Шестая соната ор. 62
С. Р.
Старая лондонская запись, составленная из многих кусочков, не цельная и в общем неудачная. Помню, как я целую ночь мучился с ней и потом оказался в [Saun-e?] отеля Imperial (которой уже давно не существует). Скрябин с концерта; довольно живое искреннее исполнение, и в шестой сонате много интересного, хотя есть и промахи.
Думаю, что и 65 opus этюдов не без достоинств.
Во всяком случае не провал.
134
26/IV
запись
Барток
Первая соната для скрипки и фортепьяно
Олег Каган
Алексей Любимов
Эту сонату играл с Ойстрахом, и есть запись с концерта.
Трудная соната, и я не до конца ее осилил (главный дефект, в конце на последней странице не чувствуется тоника fis). Олег с Любимовым сыграли сонату точно и ясно.
29/IV В день папиного столетия (!) запись
Шуман
Квартет A dur № 3 ор. 41
Квартет Parrenin
Я уже много высказывался об этом квартете, так что не хочется повторяться.
Этот квартет я очень люблю, без оговорок, целиком.
P. S. Восхищаюсь последними страницами финала, смелостью их...
1/V u 2/V
запись
Бах
Das Wohltemperiertes Klavier
(первая часть)
24 прелюдии и фуги
С. Р.
Первые 24 прелюдии и фуги безусловно удачнее [вторых] 24-ех.
Во втором же не получились самые, может быть, значительные: dis moll-ная, fis moll-ная и замечательная b moll-ная, что и лежит камнем на моей совести.
4/V
запись
Шопен
Скерцо № 4 E dur
Равель
"Игра воды"
"Долина звонов"
С. Р. (Карнеги-холл)
Четвертое скерцо Шопена я уже исполнял в первом моем концерте в Одессе (1934), это одно [из] произведение, наиболее часто исполняемых мной.
А в равелевские пьесы невозможно быть не влюбленным.
5/V
запись
Рихард Штраус
"Саломея"
дирижер: Клеменс Краус
Живая, прекрасная запись под управлением знаменитого Клеменса Крауса (уже старые времена - "добрые") и с триумфальным участием, как говорят, лучшей Саломеи - певицы Любы [Велич].
Лучшая опера Рихарда Штрауса и очень не в стиле Оскара Уайльда - но это всё равно...
7/V
запись
Хиндемит
Третья соната для фортепьяно (В dur)
Мария Юдина
Марии Вениаминовне Юдиной весьма пристало играть сочинения Хиндемита. Это ей подходит (не то что Шопен, Рахманинов, Скрябин и подобные "сентименты"). Здесь она ничего особенного не выдумывает и остается верной тексту сочинения.
запись
Шостакович
Документ первого исполнения этой замечательной сонаты, которая (признаться) не
135
Соната для скрипки и фортепьяно g тоll
Давид Ойстрах и С. Р.
слишком уж мне по душе и поэтому также в ответ не очень мне шла навстречу во время репетиции. Однако премьера состоялась. Успех громадный, и Дмитрий Дмитриевич, выходя на эстраду, всё время боялся упасть: "Скандала боюсь.... Понимаете? Скандала ..."
8/V
запись
Гайдн
Квартет В dur ор. 76 № 4
Бетховен
Квартет D dur ор. 18 № 3
Квартет Татраи
Гайдн конечно писал музыку для удовольствия (для XVIII-го века это типично - ее и заказывали для удовольствия). Теперь в 20-ом веке она остается такой же - нам на радость. Третий квартет Бетховена - одно звено его драгоценной цепи квартетов. Какое же это богатство - эта золотая цепь!
10/V
запись
Булез
"Молоток без мастера"
дирижер: Крафт
В данном случае совершенно ясно, что "без мастера" - и хорошо бы так, да за пультом некий господин Крафт (кстати, всегда вдруг оказывающийся около больших композиторов), так что лучше было бы, если [бы] "молоток" был без мистера Крафта, это весьма не талантливый [тип?] при "новой" музыке.
12/V
запись
Малер
Седьмая симфония
дирижер: Бернард Хайтинг
Был приятно удивлен и обрадован этой действительно прекрасной записью.
И Хайтинг сделал много хорошего; он поднял эту симфонию (не лучшую) на настоящую высоту. За что его можно искренне поблагодарить.
Симфония не кажется растянутой (последняя часть) и слушается с напряженным интересом.
Оркестр звучит прекрасно.
18/V
запись
Мусоргский
"Картинки с выставки"
С. Р.
У меня есть две записи "Картинок" - одна с концерта в Софии и одна московская - студийная. Обе, кажется, имеют успех, но меня не радуют - что-то в них утеряно, какая-то реальность. Я желаю чего-то большего, всеобъемлющего, как мир со всеми его противоречиями.
Не признаю и ненавижу это сочинение в оркестровом варианте, а считаю первым и лучшим русским фортепианным сочинением. Amen.
18/V (61 год со дня смерти Малера)
запись
Малер. Самое оригинальное по форме сочинение.
136
Малер
"Песнь о земле"
дирижер: Пауль Клецки
солисты: Муррей [Дикких], Д. Фишер-Дискау
В симфонии (а это все-таки симфония) двое певцов. Тексты пришли с крайнего востока, 6 частей! В оркестре играет даже мандолина и т. д., и т. д.
Всё необычно!
I часть поражает пессимистическим восторгом опьянения.
II - это одиночество. III - игрушечностью. IV - сложной программной композицией пейзажа с фигурами. V - легкомысленным безумием. VI - угасанием и примирением с вечностью ["Eurg"].
Это довольно сумбурная и неточная характеристика этого произведения. Оно сложно и театрально. Его нельзя часто слушать.
Качество этой записи прекрасное, и я люблю ее.
Гайдн
Концерт D dur ор. 21 для фортепьяно
23/V
запись
исп.: Жан-Бернар Помье
25/V
запись
исп.: Вассо Деветси
дирижер: Р. Баршай
С удовольствием прослушал две эти записи Гайдна.
Надо же мне наконец его выучить и показать правильный темп первой части.
Все ведь опять ее играют так, как будто боятся опоздать на поезд, и как это снижает музыку (странным образом - я давно это заметил - что от чрезмерно быстрых и неверных темпов музыка становится скучной, это действительно факт).
Исполнителям следует серьезно подумать об этом.
25/V
Штраус
"Саломея"
дирижер: Клеменс Краус
Опять "Саломея" с ее странной, смазанной инструментовкой, с ее гигантскими взлетами и падениями, с ее почти венским шармом, с ее странной луной и лужей крови, на которой спотыкается Ирод. "Das ist ein schlechtes Zeichen" <плохая примета>.
Какая же фантазия бывает у творцов искусства; это смесь кошмаров в восхитительных садах. Это красота рядом со смертью, и всё это реальнее, чем наша жизнь.
Пал Кадоша
Фортепьянный концерт
Длинный, длинный.
Безусловно чувствуется школа и профессионализм, но всё время - "венгерские стружки".
Почему же вся плохая музыка так похожа между собой!
Таким людям не надо делаться композиторами. У Кадоша же слава лучшего интерпрета-
137

тора Бартока (это, конечно, уже лучше). (Это сказал 3. Кочиш).
I часть якобы что-то от Бартока



и т. д.
но бесформенно, мозаично,





и всё одни и те же приемы.


<< Пред. стр.

страница 5
(всего 93)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign