LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 46
(всего 93)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Можно и слушать удачно или неудачно (к сожалению, это часто бывает по многим причинам). Доктор Нольте отвез нас обратно в Cap Polonio.
416
Сент Петер-Ординг
август
телевидение из Брегенц
Моцарт
II действие "Zauberflote"
Пели прилично, и оркестр был на должной высоте, но... что это за разгул безвкусицы, прямо скажем, "какая гадость"! - это насчет постановки на озере с дикими красками (скалы) и в конце с фейерверком. Позор!
Вот так в наше время портят прекрасные сочинения.
Азендорф
август
запись из Пармы
Бах
Концерт g moll № 7
um.: С. P.
дирижер: Юрий Башмет
Во второй части не все вместе, и это накладывает дурной отпечаток на всё. Думаю, что выпускать не следует.
В целом - слушается.
сентябрь
В поезде Кассель - Мюнхен
запись из Вильбад Кройт
М. Регер
12 вариаций и фуга В dur на тему Бетховена ор. 86 для двух фортепьяно
I рояль: Андреас Люшевич
II рояль: С. Р.
Я уже давно "целился" на двухфортепьянные вариации Регера. С Гавриловым ничего не получилось (а уж с Аликом Слободяником и подавно...) Мое решение играть с Люшевичем вызвало протест Н. Д. и частично Наташи Гутман. Однако в работе выяснилось, что я правильно поступил.
И вот мы сыграли в фестивале, организованном О. Каганом. Для первого раза это безусловно удачно, и все наветы на плохой резкий звук у Андреаса отпали.
Но выпускать эту запись, по моему, рано, должно быть еще лучше (при повторных выступлениях), хотя даже Н. Д. высказалась за выпуск (Констанце записывала).
Вена
3/XI У Гру
Бетховен
Соната As ор. 26
исп. С. Р. (Бамберг)
Прокофьев
Вторая соната d moll
Скрябин
Седьмая соната
исп.: С. Р. ([Карягруэ])
Соната As - без единой оплошности, и придраться не приходится.
Слушается немного как официальный отчет (это не слишком радует).
Прокофьев понравился (во второй части надо кое-что подправить).
Скрябин... тоже понравился...
???
4/XI Josephshof
Бетховен
Соната d moll ор. 31 № 2
С. Р. (Париж, 1993)
Равель
Valses nobles
d moll. С настроением, но очень заметны для записи неточности (в мелочах). Надо исправить (обязательно).
Равель.
Valses (хорошо).
Miroirs (разочарование).
417
Miroirs
С. Р. (Karlsruhe)
(Пианистически неровно)
("барка", Альборада)
5/XI Josephshof (утром)
Равель
Valses nobles
Miroirs
исп.: С. Р. (Париж 1994)
Лучше, чем в Karlsruhe.
Valses - надо подправить эпилог.
Miroirs - Лодка на океане не годится.
Остальное - возможно оставить.
Абано [Терме]
21/XI
запись с концерта в Нанте (июнь)
Шуман
Квинтет Es dur
Квартет им. Бородина, С. Р.
Благополучно. (Все будут говорить "прекрасно!")
Четвертая часть на bis лучше, но надо кое-что подправить.
После прослушивания (как всегда после записи (механической)): бюрократический отчет и настоящая жизнь музыки пропадает наполовину.
21/Х1
запись из Пармы
Моцарт
Концерт С dur № 25
С. Р.
дирижер: Ю. Башмет
"Прилично". Музыка не испорчена и даже с интересом слушается - и на том спасибо...
25/XI
запись
Г. Вольф
"Коррегидор" I действие
дирижер: Герд Альбрехт
Лукас - Д. Фишер-Дискау
Не понравилось... Показалось повторным-неинтересным. Когда вагнеровский принцип применяется в комической опере, что-то не получается. То же самое было с "Багдадским цирюльником" Корнелиуса... В детской сказке Гумпердинка всё гораздо живее и интереснее.
Даже не мог дослушать остальные акты (конечно, виновата и сама запись, аппарат, и мои уши).
Азоло
29/XI
запись из Пармы
Бах
Концерт D dur № 3
Концерт g moll № 7 (вторично)
С. P.
дирижер: Ю. Башмет
В обоих концертах первые и третьи части вполне удовлетворительны. Вторые же как-то не дотягивают - и в смысле ансамбля, и в смысле настроения (к сожалению).
Абано Терме
[?]
Было сказано, что лучше бы эта запись не была опубликована... Конечно!!!
418
запись из коллекции Phillips
Брамс
Паганини - этюды (две тетради)
исп.: С. Р.
Афера фирмы Phillips-a с выпуском уймы моих записей (авторизированных - моя подпись), которых я никогда не слышал, более чем подозрительна... это безобразие. Как это произошло - тайна. Для меня... Во всяком случае, Брамс - запись любительская, не профессиональная (когда громко, то сразу делают тихо и т. д.). Кроме того, само исполнение совсем не на высоте; немного лучше вторая тетрадь.
Азоло
декабрь
видеокассета
Р. Штраус
"Кавалер роз"
дирижер: Карлос Клейбер
Marschallin - Гвиинет Джонс
Octavian - Бриджит Фассбендер
Sophie - Лучиа Попп
Baron Ochs - Манфред Юнегвирт
Faninal - Бенно Кушке (хорошо)
итальянский певец - Francisco Araiza
режиссер: Отто Шенк
Оперу эту я впервые лицезрел в Вене, сидя в ложе справа (или слева) - смотря откуда смотришь (я всегда в этом путаюсь) - высоко над оркестром вместе с Софи Пельцовой из Праги. Пела Hilde Zadek, Октавиана Yrmgardt Seefried.
Второй раз - это было незабываемо - Зальцбург, Караян (избегавший штраусовских свободных рубато), Elizabeth Schwarzkopf, Sena Jurinac, Anneliese Rothenberger.
Постановка настолько восхитительная, что даже печально становится.
Третий в Лондоне с Лизой Делла Каса (? ? ?), так...
Четвертый в Мюнхене (в том же составе, что и видеофильм с Карлосом Клейбером за пультом. Гвиннет Джонс меня тронула, и как певица, и как артистка; Фассбендер убедительна (жаль, что она бросила сцену). Лючия Попп не понравилась. Постановка хороша, но Шенк также хочет "идти на пенсию", так как критики упрекают его в старомодности. Клейбер ведет оперу шутя, рука сама ходит - уж слишком всё у него получается!
Милан
декабрь
театр "Scalа"
Вагнер
"Валькирия"
дирижер: Риккардо Мути
Зигмунд - Плацидо Доминго
Зиглинда - Вальтраута Мейер
Вотан - Монте Педерсон
Брингильда - Габриелла Шнаут
Фрика - Марианна Липовшек
Талантливый Риккардо Мути опасно рискнул и поставил в La Scala "Валькирию" - у него получилось, и я после I и II акта поздравлял его в артистической с победой.
(Сколько там было людей, пришедших на поклон! И какая была официально-фальшивая (типично театральная) атмосфера. Однако это всё не важно.)
Успех был полный. С музыкой и пением всё также было на должной высоте - серьезно и честно. Доминго, конечно, не герой Вагнера, но большой артист; остальные тоже, видно, поработали, и в целом было трудно к чему-то придраться.
419

Мне же почему-то было как-то всё чуждо, и, конечно же, главным образом постановка, не соответствующая музыке, серьезная, но надуманная - все специально, не так, как хотел Вагнер.
Почему-то всё среди бела дня, а уж "полет" на поле пшеницы, полном красных маков; и в конце одиноко уходящий Вотан.
Интересно, но не то.
1995
1995
апрель (где-то по дороге)
Гайдн
Соната F dur № 44
исп.: С. Р.
(запись из Вилдьбад Кроит июнь 1994)
В последнее время появилось так много моих пластинок, что и не пересчитаешь...
Мне это совсем не нравится. Слишком большое количество всегда умаляет всякую ценность. И вот Констанце вместе с Майби также втянулись в этот поток и стараются везде, где возможно, меня записывать. Может быть, даже не плохо, но зачем так много?!!
А я?.. У меня ведь даже нет времени их прослушать.
Регер
22 вариаций и фуга на тему
Beethoven-a ор. 86
А. Люшевич и С. Р.
(запись с концерта в Вене - Yатahacentr март 1995)
Совсем не плохо по исполнению. На bis - десятая, одиннадцатая вариации и фуга (еще лучше).
С технической стороны запись, по моему, тоже приличная (Нецу-Сан записывал). Думаю, что мы не напрасно работали.
Пиннеберг
Видеофильм "МАРИЯ КАЛЛАС"
Последние слова Марии, когда мы (я, Жак и Кристиан) спускались по лестнице после визита (единственного) у ней в ее парижской квартире, были: "Не забывайте и не теряйте нить между нами"...
Но всё же нить прервалась.
- Amen. -
Документальный фильм про великую артистку грешит многим. Он показывает Каллас в жизни больше, чем в искусстве, и поэтому результат суетный и прозаичный. Мы встречаемся там с ее мужем Менегини, с Онассисом, даже с Винстоном Черчилем. Отрадна встреча с Ди Стефано (постаревшим) и его слова. Также с Висконти и Зефирелли.
В конце Вассо Деветси выносит ящик с прахом певицы из самолета (вскоре и она "сыграла в ящик") (консерваторский жаргон). Снимки случайные, везде мешают корреспонденты, а Каллас снята однообразно, мимика в первую очередь (кстати, и неудачная одежда, всегда та же). Ну а поет она не так много и обрывками, только один раз целиком молитву Тоски.
Фильм сделан не талантливыми людьми, не достойными этой темы.
тоже где-то
запись с концерта в Вене (Konzerthaus)
Это было первое исполнение этого концерта, думаю весьма трудного и опасного (в вирту-
420
1993
Сен-Санс
Концерт № 2 g moll ор. 22
С. Р.
дирижер: Олег Каэтани
озном плане), очаровательного по музыке...
Я его боялся, но, прослушав запись, решил, что для первого раза "совсем не плохо для старого человека" (цитата высказывания В. Горовица после того, как сыграл (плохо) I скерцо Шопена).
Каэтани, конечно, не очень интересен и несколько формально ритмичен.
Запись не для опубликования.
Париж
28/VI
видеофильм "Голос души"
Портрет Дитриха Фишера-Цисту
режиссер: Бруно Монсенжон
По этому видеофильму все поймут, что этот великий артист совершил в жизни.
"Dieser gro?e Mann hat enorm viel geleistet".
<"Этот великий человек необычайно многого достиг"> Это, конечно, совершенно феноменально и почти неправдоподобно.
Режиссер Бруно Монсенжон сделал колоссальную трудную работу - он собрал всё, что возможно, из разных записей разных фирм и разных времен. Вот и понимаешь масштаб деятельности Фишера-Дискау в искусстве.
Сначала как оперный певец, затем камерный. Отрывки чрезвычайно удачного исполнения в операх Моцарта (Дон Жуан), Верди (Маркиз Поза), Вагнера (Вольфрам, Ганс Закс), Рихарда Штрауса (Арабелла). Особенное место как блестящее перевоплощение занимает "Фальстаф" Верди. Трудно всё перечислить. Как замечательны снимки, где во время прекрасного пения Вы видите его вдохновенное лицо в крупном плане.
Скажем прямо, что в этом видеофильме исчерпано почти всё, что возможно. Советы Юлии Варади, которая проходит с ним арию Амелии Верди. Веселые мизансцены из Свадьбы Фигаро, последняя сцена Дон Жуана. Лир и Корделия (Варади) в опере Раймана (?).
Он очень много рассказывает о методе пения, артистическом образе, манере петь Вагнера, включаясь в оркестровую ткань. Специально о Шуберте с многими примерами, о Бахе.
Вы видите массу дирижеров, с которыми он пел (Фуртвенглер, Шолти, Бём), и пианистов (Поллини, Брендель, Джеральда Мура, Баренбойма). Вы также видите, как он репетирует симфонию Шуберта (и очень убедительно), как он рисует, как он преподает.
Всё это очень ценно, интересно и дает полное представление о нем.
Для меня лично одно неприемлемо. Невозможно слушать и смотреть такое количество
421

музыки сразу. Поневоле всё не охватишь. Думаю, что это вина Бруно Монсенжона. Где же чувство меры?
29/Vl
запись концертов в Токио (1994)
Моцарт
1. Концерт F dur № 1
2. Концерт D dur № 5
С. Р.
дирижер: Рудольф Баршай
Мне понравилось - Моцарт, Баршай с его "женским" токийским оркестром, ну и я тоже.
В D dur-ном концерте (так же как и в F dur-ном) всё немного "в лоб", но естественно, темпераментно и мужественно (может быть, слишком виртуозно).
Конечно, такую интерпретацию могут и критиковать те, которые хотят Моцарта нежного и манерного, но это уж дело вкуса. Вероятно, можно и так - и так...
Баршай меня очень порадовал.
3/VII
запись с концерта в Парме 1994
Бах
Концерт D dur № 3
Концерт d moll № 7
Моцарт
Концерт С dur № 25
С. P.
дирижер: Ю. Башмет
Слушал эту кассету, думая, что дирижирует Баршай, и мне казалось, что всё очень хорошо.
Потом оказалось, что это Башмет (!!) - так что пришлось признать качества (приписываемые Баршаю). Тем лучше...
Бывает и такое.
Ля Боль, Сент Маргуфт
27/VII-5/VIII
старая запись из Праги
Бетховен
Соната e moll ор. 90
Соната A dur ор. 101
Соната В dur ор. 106 (Hammerklavier) С. Р.
Соната e moll - немного "крупным помолом", но прилично.
Соната A dur. Первая часть - хорошо. Вторая и третья тоже. В финальном фугато не всё достаточно ясно.
Соната В dur. Первая часть хорошо, кроме ошибки в репризе (не сыграна

),

вторая хорошо.
Третья - не всё слышно и не всё ясно. Четвертая. Фуга не достаточно ясна.
Вот.
Париж
октябрь
видеофильм
Верди
"Травиата"
С Терезой Стратас (Виолетта)
Плачидо Доминго (Альфред)
Корнейлом Мак Нейль (Жермон)
Во-первых: начнем с постановки - она прекрасна во всех отношениях. Прекрасна Стратас, создавшая правдивый и трагический образ, созвучный с романом Дюма-сына. Прекрасны Альфред и Жермон, прекрасны массовые сцены.
Некоторые отклонения от либретто вполне оправданы.
422
дирижер: Джемс Левайн режиссер: Зефирелли
P. S. Единственно лишнее в постановке считаю появление Максимовой и Васильева (сверхблестящее) на балу у Флоры.
С музыкой всё гораздо хуже.
Дирижер может спорить с дирижером йогом из Большого театра Москвы. Все танцевальные темпы почти вдвое быстрее, так что певцы не могут успеть выпеть им полагающееся (это упрек только дирижеру).
Мне жаль, что "Травиате" так не везет в последнее время, от нее осталось, пожалуй, лишь "попурри". Это уже традиция. Артистам же и режиссеру - брависсимо.
"РУДОЛЬФ НУРЕЕВ"
(фильм, биография документальная)
Мне понравилось.
Вся часть, где показано его детство в Башкирии; Ленинград. Удачны выступления его учительницы, также Дудинской, которая, перестав танцевать, расползлась и пополнела. Его бегство и все успехи; с Маргот Фонтейн (она очаровательна). Я не слишком большой его поклонник, как и вообще балета, но надо признать, что во второй половине, после ужасной "Дамы с камелиями" на музыку h-moll-ной сонаты Листа, он проявил большой талант в хореографии истинно музыкальной, что так редко бывает. Adagio из "Щелкунчика", "Аполлон Мусагет" и "Лунный Пьеро" Шенберга мне очень понравились.
Интересная биография.
кассета (Токио)
Моцарт
Концерт В dur № 18
uсп.: С. Р.
дирижер: Р. Баршай
Хорошо, в особенности вторая и третья части. Можно разрешить опубликовать. Напишу открытку Баршаю.
С ним всегда можно серьезно музицировать, но, к сожалению, трудно находить даты выступлений.
"ДАВИД ОЙСТРАХ, НАРОДНЫЙ АРТИСТ (?)"
видеофильм Бруно Монсенжона
(документальный)
Этот документальный фильм Монсенжона мне больше понравился, чем фильм о Фишере-Дискау. Он не перегружен, и чувствуется большая любовь режиссера к великому артисту.
С самого начала поражает, я бы сказал, "золотой звук" скрипки в его руках. Такой звук никому не приснился - он единственный в мире.
Мы слышим концерт Чайковского в идеальном исполнении (всё слышно в быстрейших
423

темпах и всё честно и не напоказ). Мы слышим труднейшую каденцию к второму концерту Шостаковича... также скрипичные миниатюры - много разного. Однако всё едино под рукой Ойстраха и всё безупречно.
Мы видим совсем молоденького Ойстраха, ученика Столярского в Одессе (оперный театр, порт), перед и после международного конкурса в Брюсселe; Тамару Ротарёву, его жену (кстати, она была ученицей моего отца по роялю).
Игорь, его сын (весьма с возрастом изменившийся), также рассказывает про отца.
Гидон Кремер - его ученик - больше тянет на себя одеяло; его рассказы мне не слишком понравились.
Геннадий Рождественский обстоятельно и продуманно повествует - к сожалению, очень неприятно смотреть на его физиономию...
Кто же действительно хорошо говорит, так это Йегуди Менухин - он искренен и горяч в своем отношении к великому музыканту.
Ростропович также внес свою лепту в этот фильм - он и говорит и играет с бурным темпераментом.
Есть фотография с первого исполнения скрипичной сонаты Шостаковича с автором и со мной. (Когда мы вывели Дмитрия Дмитриевича на эстраду, он шептал: "Скандала боюсь, скандала боюсь", боясь упасть.)
Все это хорошо подобрано (что стоило труда, так как материалов было мало) и составлено в стройную композицию, не лишенную свободной фантазии. Главное же чудо, это Давид Ойстрах и его музыка!
Он остается первым в мире скрипачом и неподражаем. Как я рад, что музицировал с ним!
P. S. Есть, конечно, в фильме сноски на трудности для артистов в советское время, на опасности, на обязательства (вступление в партию и т. д.).
Правда есть правда, но как-то всё это рядом с таким колоссом музыки мне кажется не у места.
Резюме -
Надо быть благодарным режиссеру, создавшему этот прекрасный фильм.
11/Х1
запись 78 года
Москва, Большой зал
Какая неожиданность эта кассета, и радость!
С первых же нот меня захватила музыка.
Я совсем ее забыл, как говорят, напрочь.
424
Хиндемит
Сонаты для скрипки и ф-но
1) № 1 Es dur
2) № 2 d moll
3) № 3 e moll
4) № 4 С dur
скрипка: Олег Каган
С. Р.
Это было хорошо, свежо и виртуозно. Какой Олег прекрасный скрипач. Думаю, что можно разрешить выпустить...
Это было только четвертое исполнение.
Больше мы их не играли. Почему? Потому что были другие концерты и программы, а затем Олег покинул этот мир.
Дон Жуан от музыки, или Рихтер в цифрах
С 1940 и вплоть до 1995 года Рихтер в мельчайших подробностях помечал программу, место и обстоятельства каждого своего публичного выступления. Записи содержатся в восемнадцати толстых тетрадях, которые он доверил мне и которые при дружеской поддержке и с помощью информационной техники Антуана Жоли, а также благодаря содействию Терезы Сальвиа и Алексиса Жоли дали мне возможность построить прилагаемые таблицы. Составлял я их с таким расчетом, чтобы можно было получить ясное представление о репертуаре Рихтера, путях его странствий и числе концертов, данных им по всему миру. Коль скоро названия мест Рихтер писал кириллицей без указания страны, надеюсь, меня извинят, если я, несмотря на тщательную проверку по карте, не всегда отыскивал на ней некоторые неведомые селения и потому иной раз перелагал на латиницу с кое-какими орфографическими неточностями названия некоторых мест и если по ошибке поместил Душнике-Здрой, Велке-Межеричи и Банску Быстрицу в Югославии, Польше и Чехословакии, в то время как в действительности они находятся в Чехословакии, Польше и Югославии. Если не составляет труда воспроизвести слово "Пежо" или "Оверсюр-Уаз" на основе читаемых на русский лад "Пеугеот" и "Оверсиур Уас", совсем иначе обстоит дело с такими названиями, как Угерске-Градисте или Хачиноге.
Часто говорили об огромности рихтеровского репертуара. Она, надеюсь, станет очевидной и действительно поражающей воображение при знакомстве с прилагаемыми здесь таблицами и графиками, достаточно, как мне кажется, красноречивыми с их сопроводительными надписями. Чтобы составить их, мне пришлось набрать примерно 32 000 компьютерных строчек, в чем нет ничего удивительного, если иметь в виду, что речь шла о более 27 000 выступлений в примерно 3600 концертах в тысяче разных мест на протяжении пятидесятипятилетней профессиональной деятельности. На некоторые из этих лет приходится порою до сотни, а то и более концертов, в программу которых Рихтер включал около 200 произведений, из коих не менее двух десятков новых. Многие пианисты вполне удовольствовались бы таким репертуаром на всю свою творческую жизнь, но у Рихтера был, как он сам выражался, "неутолимый аппе-
426
тит". Стараясь как можно точнее определить объем его репертуара, я получил 833 произведения (при том, что произведением может считаться как прелюдия или фуга Баха, так и вальс Шопена, либо концерт Моцарта, либо, наконец, "Вариации Диабелли" Бетховена), хотя бы раз исполнявшихся в его творческой жизни, за исключением нескольких вещей, игравшихся в последние годы по памяти, и это не считая вокальной музыки (около 600 песен и романсов). Так что набирается значительно больше знаменитой "тысячи и трех", перечня побед Дон Жуана.
С 1930 по 1937 год Рихтер уже вел весьма деятельную музыкальную жизнь, хотя главным образом у себя дома. Задним числом он приблизительно восстановил по памяти, что именно играл в это время, на нескольких страницах своих тетрадей. Ниже привожу все его записи полностью.
"Репертуар
Бах: прелюдия и фуга ми-бемоль минор ("Хорошо темперированный клавир", I том)
Моцарт: соната ми-бемоль мажор К. 282.
Бетховен: соната до минор ор. 13 "Патетическая"
Шуман: концерт ля минор (в сопровождении второго рояля).
Паганини-Шуман: Каприччио си минор № 5.
Лист: соната си минор.
Вагнер-Лист: "Смерть Изольды".
Григ: соната ми минор. Четыре из "Лирических пьес".
Моцарт-Григ: соната для двух роялей фа мажор К. 533.
Шопен: полонез до-диез минор ор. 26; полонез ля мажор ор. 40; Полонез-фантазия ор. 61; ноктюрн си-бемоль минор ор. 9; ноктюрн соль минор ор. 15; ноктюрн соль мажор ор. 37; ноктюрн ми-бемоль мажор ор. 55; этюды ор. 10 № 1, 3, 4, 6, 10; этюд ор. 25 № 5; прелюдии ор. 28 ля минор, ре мажор, фа-диез минор, до-диез минор, си мажор, фа-диез мажор, ре-бемоль мажор, ля-бемоль мажор, ми-бемоль мажор и си-бемоль мажор; прелюдия до-диез минор, op. posth.; баркарола ор. 60; скерцо до-диез минор ор. 39; скерцо ми мажор ор. 54; баллада фа минор ор. 52; Блестящие вариации си-бемоль мажор ор. 12; вальс ля-бемоль мажор ор. 34; вальс ре-бемоль мажор ор. 70; мазурки ор. 24 № 3, ор. 17, ор. 30, фа мажор и фа минор ор. 68.
Дебюсси: Бергамасская сюита; прелюдии: "Колокола сквозь листву", "Ветер над равниной", "Ароматы и звуки в вечернем воздухе реют", "Холмы Анакапри", "Затонувший собор".
Равель: "Долина звонов".
Альбенис: "Наварра".
Глазунов: сюита на тему "Саша"; ноктюрн ре-бемоль ор. 37.
Лядов: этюд ля минор и канцонетта ор. 48.
Рахманинов: баркарола ор. 10; Романс фа минор ор. 10; прелюдии си-бемоль мажор и соль минор ор. 23.
Скрябин: прелюдии ля минор, ми мажор, до-диез минор и си мажор ор. 11.
Рихтер: собственные сочинения.
Аккомпанирование романсам Чайковского, Римского-Корсакова и Рихарда Штрауса. Небольшие домашние концерты, либо у себя, либо у друзей в Одессе и Житомире.
С 1932 по 1937 год аккомпанирование певцам, исполняющим отрывки из опер по клубам, домам отдыха и заводам в Одессе и окрестностях, нечастые сольные
427
выступления с репертуаром: полонез ля мажор Шопена, "Смерть Изольды" Вагнера-Листа, "Полет валькирий" Вагнера, "Венчание на царство" из "Бориса Годунова" Мусоргского, "Половецкие пляски" из "Князя Игоря" Бородина, адажио из "Спящей красавицы" Чайковского, различные сцены из балета "Раймонда" Глазунова.
В 1932 либо 1934 году концерт в германском консульстве в связи с кончиной Гинденбурга: Похоронный марш из сонаты ор. 26 Бетховена и "Похоронный марш на смерть Зигфрида" из "Гибели богов" Вагнера.
В течение трех сезонов 1934-37 гг. сольная партия рояля в III акте балета "Раймонда" Глазунова.
В течение тех же трех лет концерты в колхозах и казармах в Абомеликове, Выгоде, Новоекатериновке, Вознесенске-на-Буге, Очакове, Тирасполе и Знаменке.
Мой первый настоящий сольный концерт перед публикой был в Одессе, в Центральном Дворце инженеров 19 марта 1934 года.
Программа из произведений Шопена
1-я часть: прелюдия до-диез минор, op. posth; прелюдии ор. 28 ре мажор, фа-диез мажор, ми-бемоль мажор, си мажор, фа-диез минор; ноктюрн соль минор ор. 15; Полонез-фантазия ор. 61.
2-я часть: скерцо ми мажор ор. 54; ноктюрн ми-бемоль мажор ор. 55; мазурка до мажор ор. 24; этюды до мажор ор. 10 № 1 и ля-бемоль мажор ор. 10 № 10; баллада фа минор ор. 52.
На бис: этюд до-диез минор ор. 10 № 4".
Ввиду географической и временной обособленности этот первый сольный концерт не учтен ни в моих общих подсчетах концертов Рихтера, ни в приведенных далее таблицах. То же можно сказать и о его поездке на фронт в 1943 году, когда концерты давались в окопах, в полевых госпиталях в Архангельске, Молотовске и Мурманске, ибо он не указал ни точных дат, ни подробной программы. Во всем же прочем я изо всех сил старался представить множество сведений, находившихся в моем распоряжении, как можно полнее, точнее и красноречивее.
Занятно отметить при рассмотрении таблиц, что чаще всего в программы Рихтера включались четыре композитора: Шопен (4641 раз), Рахманинов (2683 раза), Дебюсси (2444 раза) и Бетховен (2327 раз), причем Прокофьев и Шуман (1797 и 1734 раза соответственно) ненамного опережают Баха (1664 раза) и Брамса (1375 раз); что отдельное, чаще других исполнявшееся произведение, либо включенное в программу, либо исполнявшееся на бис, - прелюдия соль-диез минор ор. 32 № 12 Рахманинова (319 исполнений); что общее число концертов, данных им в Москве (851), в 14 раз превосходит число концертов в Париже (60) - городе на Западе, где он выступал чаще всего (в 2-3 раза чаще, чем в Лондоне и Нью-Йорке). Это лишь отдельные, наиболее бросающиеся в глаза особенности, имеющие целью подсказать читателю некий подход среди множества других, который помог бы ему разобраться в цифровых данных и графиках, отнюдь не склоняя его к тем или иным выводам.
Воздерживаясь от личных толкований, оставляю за читателем свободу иметь собственное суждение.
И наконец, я составил таблицу концертов, связанных с особыми обстоятельствами не всегда музыкального свойства, сопровождавшими деятельность Рихтера. Между его первым и последним сольным концертом состоялось 3589 выступлений, которые сделали путь Рихтера в музыке одним из самых плодотворных, самых многоликих и самых значительных явлений в истории исполнительского искусства.
428

Концерты

Число концертов в год


ЧИСЛО РАЗЛИЧНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ, ИСПОЛНЕННЫХ ЗА ГОД

429

Число концертов по районам, странам и десятилетиям
Район
Страна
30
40
50
60
70
80
90
Итого
Азия
Гонконг



1
1
Китай

16


16
Корея



<< Пред. стр.

страница 46
(всего 93)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign