LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 43
(всего 93)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Моцарт
Фантазия с moll
Соната с тоll
исп.: С. P.
В Цуге меня критики совершенно отвергли, написали, что мой концерт наводит на грустные мысли (вроде пора бы уже и не играть).
Не могу сказать, что эта пленка тождественна этому мнению.
[?]
Гайдн
Соната с тоll № 33
Andante con variazioni f moll исп.: C. P.
Не могу особенно похвалить, но и не могу отрицать хороших качеств этого исполнения.
Сайон
телевизионная передача
Концерт Марлен Дитрих
в кафе de Paris в Лондоне
Слушал с Л. Ломбард, М. Борромео, К. Гэра
И снова "Астарта" нашего века, "die blonde Venus" <белокурая Венера>, прекрасная артистка кино ("Марокко" и др.) в одном из своих последних выступлений до того, как сломала ноги с бокалом шампанского в руке. И как это она может так музыкально впечатлять при полном отсутствии самой музыки? Ведь в знаменитой "Ich bin von Kopf bis Fu?" <"Я с головы до ног..."> невозможно запомнить мотив.
К сожалению, в этот раз видно, что она несколько изменилась (выдает рот).
Но всё равно - чудо.
Нимэген
27/Х Berg en Dal (Hotel)
телевизионная передача из Ковент-Гардена (Лондон)
Юбилей дирижера Шолти
Верди
Четвертое действие из "Отелло"
Дездемона - Кири Те Канава
Отелло - Плацидо Доминго
дирижер: Шолти
Ниночка: "Слава, идите, сейчас будет Плацидо Доминго в "Отелло"..." - и тянет меня к телевизору, прервав мои занятия на Klavinov-e.
Я нехотя отправляюсь в другую комнату, тем более услышав начало четвертого действия в унылом fis moll-e, которое не люблю.
Кири Те Канава, красивая, но не [ ---- ] Дездемона, а что-то вроде Катрин Денев, проводит несколько искусственно трогательно свою назойливо скучную сцену, оканчивающуюся на ля# в Fis dur-e неожиданным (хотя как раз даже очень ожиданным) ff.
388

Затем мажорно-строгая Ave Maria, a затем уже - Плацидо Доминго, проникнутый горечью и абсолютно беспощадный. Он весь в высоком трагическом ключе, до самого конца (с несколько слащавым E dur-ом). Он очень убедителен. Я больше всего люблю в "Отелло" I и III акт, IV мне кажется гораздо слабее, но всё равно - Верди!..
Гениальную трагедию же почти ненавижу.
Пиннеберг
1/XI
телепередача
(Staatsoper Berlin)
Вагнер
"Парсифаль"
II действие
III действие
Парсифаль - Пауль Эльминг
Кундри - Вальтраут Meuep
дирижер: Даниель Баренбойм
режиссер: Купфер
И здесь телевизор! Баренбойм, Купфер (SOS, molto pericoloso!).
Надо сказать, что Баренбойм, конечно, "чертовски" талантлив и справляется с Парсифалем (шутка сказать). Но он так хочет быть очень глубокомысленно мудрым, что становится скучно (да еще [...?] если смотреть на его красивое, но совсем не одухотворенное лицо - это касается вступления к III действию).
Второе - было даже в начале интересно, несмотря на плохого Клингзора, смотрящего в гигантскую лупу на появление Парсифаля. Дальше наш герой заблудился среди двух дюжин телевизоров, в которых [проживают] Blumenmadchen <цветочницы> (гениальный Купфер...)
Сцена Парсифаля с Кундри превзошла все ожидания, это была вершина исполнения, в особенности v ней.
Третье действие, происходящее в каком-то стеклянном современном [ ---- ], было абсолютно неприемлемо. Гурнеманц глупейший Knecht Ruprecht <слуга Рупрехт - сказочный персонаж, подручный Деда Мороза>, Амфортас отвратительный, почти голый с гноящейся раной еврей из медиков.
Конец уже и так слабый - полная катастрофа. И это... Парсифаль?!?!?!?!
Берлин
10/XI
по телевидению, премьера
Фильм 27-ого года
"Конец Санкт-Петербурга"
Музыка Альфреда Шнитке и его сына
режиссер: Пудовкин
И зачем это немцы "выкопали" этот старый неинтересный, агитационный фильм, да еще заказали к нему музыку (сегодня мы "насладились" ею). Музыка (вероятно большей частью Шнитке-junior-a) весьма ненужная слуху, а когда Зимний дворец наконец захватили, то почему-то... "Боже царя храни" в каком символическом, что ли, смысле. Бред!..
Скучнейшие роли играли Барановская и Сумачев. Публика премьерного показа чествовала Шнитке и сына. Эти немцы...
389
11/XI
Филармония
Бах
Первая сюита С dur
дирижер: Петер Шрейер
В первом отделении были концерты № 3 и № 7 со мной. Шрейер, конечно, лучше (!) поет, чем дирижирует, но с ним как всегда приятно во всех отношениях. Однако он не избежал критики моих друзей и Н. Д.
Во втором отделении эта сюита. Сидим где-то наверху. Мне понравилось, празднично и галантно.
Играть повторения в половину звучания можно и порицать, но можно и благосклонно принять.
23/XI
кассета
в машине по дороге из Смоленска в Москву
Моцарт
Концерт В dur № 15
С. Р.
дирижер: P. Баршай (?)
Несмотря на шум машины, прослушал эту запись с удовольствием и удивлением.
Оркестр (вероятно баршаевский) играет действительно хорошо, солист тоже "вроде" неплохо. Когда же это записали? Надо бы уточнить и, быть может, дать согласие на выпуск диска.
Москва
24/XI
кассета из Йоганнисбурга
Моцарт - Григ
1) Соната G dur
2) Фантазия с moll
3) Соната С dur
4) Соната F dur
Лиза Леонская и С. P.
Это был утренний концерт в замке Меттерних, думаю, что самый удачный из пяти.
Очень надеялся на эту запись.
G dur - не плохо.
Фантазия, к сожалению, не совсем.
С dur - не плохо.
F dur - хорошо.
Вена
11ХII
Staatsoper
R. Strauss
"Cappriccio"
дирижер: Хольрейзер
Слушал с Н. Д.
"С корабля (с поезда) на бал (в оперу)".
Мы сегодня утром окончили путешествие из Москвы и вечером - вот... Потому что Лена Брылева поет довольно скромную партию итальянской певицы. Мы очутились в ложе третьего яруса слева от сцены. Весь оркестр виден. Они прекрасно играют вступление в классическом стиле. Занавес поднят, всё в стиле, все хорошо поют, постановка абсолютно честная, со вкусом.
Очень хорош Вальтер Берри в роли импресарио. Несмотря на статичность действия, опера проходит живо и темпераментно. Хороший оперный спектакль (это в Вене не всегда).
Но... громадное "но"... Разве эта утратившая свежесть и оригинальность, но профессионально блестящая музыка не уподобляется пустой болтовне? - Да - так оно и есть (dommage) <досадно>.
390

И вот получается, что смысл этого прекрасного либретто Клеменса Крауза (Что побеждает - звук или слово?) преподносит победу "слову"!..
Asolo
24/ХII Duomo (сочельник)
Музыка Габриэли, Баха, Монтеверди
исп.: Духовой оркестр из Будапешта
Переполненный собор. Негде протиснуться. Алтарь украшен рождественскими растениями с красными листьями, замещающими в Италии елку. Между речами на латинском, которые произносили какие-то случайные люди, - духовая музыка. Старый служитель очень долго и с трудом пытается зажечь высоченные свечи, и в конце концов это ему удается.
Buono natale <Счастливого плаваниях
Villa Cipriani
25/XII
серия "Decca"
Брамс
Соната С dur № 1
Соната fis moll ор. 2
С. Р.
Не могу в данном случае спорить.
Записанные не с концертов, а студийно сонаты, можно сказать, по первому впечатлению не оставляют желать лучшего. Они мне и вправду понравились.
Villa Cipriani
26/ХII
серия "Decca"
Гайдн
Соната g moll
Соната G dur
Соната В dur
Соната С dur
Соната Es dur
исп.: С. P.
g moll - вполне понравилась.
G dur - тоже.
В dur - да.
С dur - так...
Es dur - да, но надоела.
Порядок сонат не слишком выигрышен.
Villa Cipriani
27/XII
серия "Decca"
Гайдн
Соната h moll
Соната D dur
Соната As dur
Соната В dur
С. Р.
h moll - понравилась.
D dur (на обложке ошибка - d moll). Да.
As dur. Можно лучше.
В dur. Так...
Здесь тоже порядок не тот и не хронологический.
Villa Cipriani
28/ХII
серия "Decca"
Шуман
Четыре фуги
Фуги слушаются с интересом, но и с некоторым трудом.
В марше на ff не ясны гармонии, хотя подъем и настроение есть.
Токката всегда может быть лучше.
391
Марш g moll
Токката С dur
Blumenstuck
Nachtstucke
Веберн
Вариации
исп.: С. P.
Blumenstuck - настоящего очарования нет. Nachtstucke (не знаю, хорошо ли) слушаются хорошо и как-то неожиданно.
Веберн. Хорошо, но весьма обкашлян.
Villa Cipriani
29/ХII
запись "Stradivarius"
Бах
Английская сюита F dur № 4
Английская сюита d moll № 6
исп.: С. P.
Вероятно не плохо, но к сожалению акустика зала (церковь) в Градец-Кралове неблагоприятная. Всё, что в басах, почему-то слишком тихо и потому неясно. Это досадно, но что делать...
Кто здесь всё-таки виноват...
1993
Леричи
31/XII-1/I Hotel Шелли
Бах
Токката D dur № 5
играл С. P.
Мы втроем встречали новый год (Н. Д., Ребёнка и я) в номере с балконом и с видом на море, в котором утонул Шелли, под звуки лопающихся петард; и между отдельным вспышками фейерверка я сыграл на "Кlаvinova" эту сюиту, с удовольствием.
1993
Палермо
24/I Villa Igea
запись с концерта в Беневенте
Бах
Соната d moll № 5
Бетховен
Соната F dur op. 54
исп.: С. P.
25/I Villa Igea
запись из Беневенте
Шопен
Полонез d тоll oeuvre posth.
Три этюда oeuvre posth.
Скрябин
Соната-фантазия № 2 ор. 19 gis moll
Дебюсси
Остров радости
Прелюдия "Вереск"
исп.: С. P.
В Беневенте был концерт при содействии Воскобойникова (привезшего из Рима кастрюлю и т. д. для изготовления кваса по рецепту Виктора) в совсем разрушенном (но в ремонте) театре для студентов музыкального училища.
Это было интересно - играть, можно сказать, на улице и на сквозном холодном обдувании. Концерт я играл с удовольствием, хотя я думал всё время, как бы не простудиться (не помогло). Играл с настроением и думал, что это хорошо.
Бах - почти совсем.
Бетховен - только вторая часть...
Всё, что касается медленных темпов, не выразительно или вычурно. Не нравлюсь я себе.
Полонез как будто (вечно это "как будто"!) не плохо - этюды нет.
Скрябин с настроением, однако не совсем ясно из-за педали.
Дебюсси. Да... (...?...)
Жалко было огорчать того, кто записывал.
2/II в машине Paушля между Агриджентом и Трапани кассета
В Лериче (где мы встречали новый год) нас посетили милейшие Аркури из Генуи. Лидия также прихватила своего "лучшего" уче-
392
Бетховен
Концерт № 2B dur
исп.: Андреа Баккетти
ника (15 лет), которого всячески восхваляла. Мальчик с сверкающими интересом глазами сидел смирно вопреки итальянскому темпераменту, коим был до края наполнен. Лидия мне всё же всучила кассету с его концерта. Могу сказать, что мальчик действительно обладает дарованием, темпераментом и музыкальностью с направлением к виртуозности. Каждая нота у него похожа на блестящую позолоченную пуговицу. Техника блестящая, азарт ребенка, хорошо научен. Н. Д. не понравился.
Этот концерт я слышу во второй раз. Он, конечно, пример совершенства, но особенной любви у меня пока не вызывает.
11/II
театр Politeama
Стравинский
"Oedipus rex"
очень плохо -> дирижер: Karl Martin
Эдип - Jacques Trussel
хорошо -> Йокаста - Doris Soffel ++



Слушал с Н. Д., М. Борромео u P. Мартен
Слишком большой надежды на исполнение "Эдипа" у меня (нагруженного опытом посещений оперных представлений) конечно не было. Но было несколько искр неуверенной надежды. И вот началось; сразу меня оглушил хор, затем утомил Эдип своим хорошим голосом и назойливым пением. А вот оркестр был где-то в другом месте, и звучание походило на какой-то молочный кисель - они просто плохо играли, в противовес прекрасно поющего хора.
Было трудно слушать (и не потому, что у меня испортился слух). Появилась Йокаста и провела свою сцену очень убедительно и красиво во всех отношениях (пение, движения, костюм).
Про Тирезия лучше не писать, это был дед Мороз с елки. А было еще, конечно, пластическое дополнение: четыре юноши в весьма оголенном виде танцем объясняли сюжет трагедии (выглядело это как реклама для беленьких maillots de bain). Какая жалость...
Онеггер Антигона
дирижер: Karl Martin -
очень хорошо -> Антигона - Denyce Graves ++
Йемена - Marisa Vitale
Креонт - Frieder Lang +
режиссер - Krzysztof Zanussi + ?
"Антигона" Онеггера мне совсем не понравилась, несмотря на то, что исполнена была гораздо лучше Эдипа. Музыка несется всё время в темпе prestissimo accelerando и т. д., как во время спортивного кросса (какой уж тут Софокл!..)
Певцы по-видимому действительно много работали и провели этот кросс на славу. Какая причина такого бега? Может быть, французский язык...
В целом впечатление от всего какой-то физической и эстетической неопрятности.
393
14/II Hotel Le Palme
видеофильм
NEUJAHRSKONZERT IN WIEN
Johann Strauss (gro?e Auswahl)
Josef Strauss
Johann Strauss (Vater)
Wiener Philarmoniker
дирижер: Карлос Клейбер
Слушал с Н. Д. и Миленой Борромео
Я был очень уставший, и эта доза венского оптимистически веселого легкомыслия меня окончательно доканала.
Сплошное сверкание: талантливейшей музыки, безупречного исполнения золотого Musikverein-a, бесчисленных люстр и наконец самого короля вечера, покоряющего уже только своим появлением, не говоря об простой, естественной и сверхэлегантной манере дирижировать...
Всё было прекрасно, всё было кульминацией, и венская публика потеряла голову. Оно вполне понятно - кто еще сейчас так чувствует сущность музыки?.. Кто так властно увлекает слушателя во все эти трехдольные ритмы Штрауса?
P. S. Но сегодня четырнадцатое февраля, а не канун нового года, и вибрировать два часа в мажоре очень трудно. Я к сожалению в плохой форме.
P. S. Из всего этого блестящего изобилия мне, пожалуй, больше всего поправились Fruhlingstimmen <Весенние голоса>.
16/II
Teatro Golden
Элисо Вирсаладзе
Шуман:
Арабески С dur ор. 18
Фантазия С dur ор. 17
Шопен:
24 прелюдии ор. 28
bis:
Колыбельная Des dur
Мазурка b moll
Слушал с Н. Д., импресарио Мессина и Helena (его жена)
Можно ли пожелать лучшего Шумана после Шумана, которого сегодня играла Вирсаладзе? Думаю, что после Нейгауза я такого Шумана не слыхал.
Сегодняшний Klavierabend был настоящим откровением - Вирсаладзе стала играть еще лучше.
Что касается Шопена, то ей еще не всё в нем удается - она слишком старается понять и ищет, а следовало бы верить и играть как Бог на душу положит - импровизировать. Но у ней всё это еще получится, судя по Колыбельной. Техника у ней совершенная и поражает (прелюдии G, (b), Es, d). Она ставит масштабы пианистам.
23/II
Teatro Golden
Gustav Leonhardt (клавесин)
Girolamo Frescobaldi (1583-1643):
Токката № 11 (I тетрадь)
Токката № 10 (I тетрадь)
Каприччио № 5 (sopra bassa flamengo)
Токката № 2 (II тетрадь)
Каприччио № 9 di durezze
Каприччио № 7 sopra la spanoletto
Cinque Gagliardi
Да, это выдержать трудно, несмотря на прекрасное исполнение. В таком большом зале клавесина почти не слышно, и иногда не понимаешь музыку. Если бы это была комната, вероятно получил бы большое удовольствие. Клавесин был внешне очень красивый, и на нем солидный мастер играл впервые, но... у него был не слишком интересный звук, и он быстро расстроился, так что в паузе седой артист сразу же стал его настраивать. Мы не остались на второе отделение. [...] Конечно, эту музыку следует исполнять,
394
Michelangelo Rossi (†l650)
Токката № 9
Johann Kaspar Kerll (1627-1693)
Токката di durezze e ligature
Токката № 8
Слушал с Н. Д., М. Борромео и signor Messina
но не целый вечер на почти неслышном клавесине.
Обидно за (думаю, прекрасного) исполнителя.
25/II
Teatro Metropolitan
Дешо Ранки
Гайдн:
Соната с moll № 33
Шуберт:
Соната с moll (oeuvre posth.)
Дебюсси:
Эстампы
Равель:
Сонатина
Лист:
Мефисто-вальс № 1
bis:
Чардаш
Да здравствует молодое поколение! Они все (?), судя по сегодняшнему концерту, намного безупречнее профессионально, чем пианисты прошлого...
Гайдн мне понравился, хотя темп первой части не moderato и интерпретация совсем не моя. Однако чувствуется желание быть в стиле 18-ого века, и получается убедительно.
Не делал все повторения.
Шуберт. Интересно слушать, масштабно. Иногда не совсем ясно из-за количества педали.
Труднейший финал - блестяще, но чего-то не хватало.


Слушал с М. Борромео, signor Мессина, Гругру и Бэбэ.
Дебюсси и Равель совсем не то. Он их играет романтично, блестяще - у него к ним нет настоящего чувства.
Мефисто-вальс. Очень хорошо во всех отношениях. Технически феноменально.
Чардаш произвел ошеломляющее впечатление.
В целом можно про артиста сказать, что он немного слишком послушный, старается сделать всё хорошо, но не перевоплощается в музыку сам. Немножко ученик.
Милена побежала к нему в артистическую. Мальчик (ему 42) сидел совсем один, усталый и потерянный.
26/II
Teatro Politeama Garibaldi
Доницетти
Лючия ди Ламермур
дирижер: Stefano Ranzani Лючия - Mariella Devia Эдгар - Ramon Vergas Раймонда - Michel Pertusi режиссер: Filippo Grivelli Слушал с Миленой Борромео и [стерто]
Впервые слушаю эту оперу (слышал "Дон Паскуале", "Любовный напиток" и "Фаворитку"). Знаю, что Доницетти всегда предпочитает мажор минору, даже в самых трагических местах, и был удивлен оркестровым вступлением, мрачным как туманы Шотландии и минорным. Однако с поднятием занавеса всё пошло императивно в мажоре.
Опера очень цельная и... красивая. Доницетти предоставляет певцам целое поле возможностей показать свой голос и мастерство.
Думаю - это его главная цель (дуэт Лючии и Эдгара в конце первого действия, безумие Лючии и финал с предсмертной арией Эдга-
395

pa). Однако иногда у него и другие фантазии, например соло арфы перед первым выходом Лючии.
Мне весьма понравился (правда не сначала) спектакль. Он традиционный италианский. Постановка также вполне приемлемая - традиционная. Поразила певица в своей неимоверной сцене безумия неимоверной техникой колоратуры и исполнением. Также Ramon Vergas, поющий с большим проникновением и чувством меры. Хор и оркестр порадовали.
Успех у премьерной расфуфыренной публики Палермо предельный. Ну и правильно.
Пиннеберг
4/IV У доктора Нольте
запись (коллекция "Decca")
Брамс
Соната С dur ор. 1
исп.: С. P.
Соната для скрипки и ф-но G dur № 1
исп.: Олег Каган и С. P.
(запись из [Наканиида?])
Слушали:
Н. Д. Осато Сан
М. Борромео Хартмут Нольте
Хельга Нольте
После безупречного немецкой 100-процентности во всех отношениях ужина при свечах - слушали.
Брамс действительно (I часть) имел плоское звучание, и то было слишком громко, то тихо. Не хорошо.
С Олегом также не очень - разочарование!.. Как всегда с моими записями; мне их противопоказано слушать.
Осато сказал потом, что аппарат у Нольте испорчен и это есть причина всех звуковых неудач - ну, может быть...
13/IV Отель Cap Polonio
видеофильм (из Мюнхена)
И. Штраус
"Die Fledermaus"
дирижер: Карлос Клейбер
постановка: Отто Шенк
Эйзенштейн - Эберхарт Вехтер
Розалинда - Памела Кобури
Adele - Жаннет Перри
Prinz Орловский - Бригитта Фассбендер
Слушали с М. Борромео, Осато Сан
Лучшего исполнения этой восхитительной оперетты-шутки невозможно представить. Здесь всё получилось - музыка, сцена, настроение Вены...!
Кто тому виной? Конечно, в первую очередь Карлос, ну... и остальные тоже вместе с Отто Шенком.
Зурбараши!!!
Вена
20/IV
Staatsoper
Верди
"Бал-маскарад"
дирижер: Jan Lathamkonig
Густав III - Giorgio Lamberti
Ренато - Leo Nucci
Венская Staatsoper хотя и славится, но на должной высоте не всегда бывает. В этот раз был хороший дирижер (темперамент и вкус), прекрасный Renato, хорошо поющая девочка-Оскар; остальные, включая [Zampieri], также весьма качественные, но чего-то всё же не хватало.
Думаю, что это сочинение большая удача
396
Амелия - Mara Zampieri
Ульрика - Anna Gonda
Оскар - Elizabeth Norberg Schulz
Слушал с М. Борромео и К. Гера
Верди, но оно подпорчено какими-то политическими исправлениями, и это тлетворное соседство искусства с политикой чувствуется (главным образом в либретто). Меня например всегда раздражала партия Оскара (эдакого подозрительного полусекретаря и полушпиона, привязанного к королю). Также "Ха ха ха" хор заговорщиков в ночной сцене, сцена с Ульрикой...
Постановка традиционная, но безвкусная. Слишком много декорационных деталей.
3/V
Volksoper
Шостакович
"Лэди Макбет Мценского уезда"
дирижер: Donald Runicles
Катерина - Rebecca Blankenship
Борис T. - Viens Slalbert
Зинов[ий] Б. - Gregor Caban
Сергей - Kurt Schreibmayer
Сонетка - Jutta Geisfer
постановка: Christina Mielitz

<< Пред. стр.

страница 43
(всего 93)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign