LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 33
(всего 93)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Шуман
"Любовь поэта"
исп.: Н. Дорлиак и С. Р.
Слушал с Эми Мореско, Миленой Борромео и Н. Дорлиак
Думаю, что эта недавно появившаяся старая пластинка, быть может, самая лучшая и вдохновенная запись Н. Д. (конечно с концерта).
В ней чувствуется истинная сущность этой артистки.
Это замечательно.
28/Х1
Студия грамзаписи "Мелодия"
прослушивание
(концерт в Большом зале консерватории)
Гайдн
Соната В dur для скрипки и ф-но
исп. С. Р.
Брамс
Первая соната G dur для скрипки и ф-но
Шостакович
Соната (in G) для скрипки и ф-но
исп.: Олег Каган и С. Р.
Слушал с Еленой Бунеевой, Эдуардом [Шахназарян] и Юрием Башметом
Гайдн. Очаровательная соната-партита в моем исполнении показалась мне вполне симпатичной.
Первая скрипичная Брамса (мое любимое сочинение этого композитора) была сыграна Олегом со свойственным ему шармом и изяществом (не исключая глубины). Мне кажется, что это сочинение ему очень подходит и он с ним в полной гармонии.
Шостакович - трудный камень, и в особенности третья часть с этими двумя каденциями-катаклизмами.
Концерт прошел довольно удачно.
28/XI Вечер
Специально для Эми поставил запись шопеновского II [концерта] - я ведь впервые играл его в Италии - в Генуе, под управлени-
(перед просмотром фильма "Главное, это любить")


316
запись
Шопен
Концерт № 2 f moll для ф-но с оркестром
исп.: С. Р.
дирижер: E. Светланов
Слушал с Эми Мореско, Миленой Борромео, Лилией Краснопевцевой и Дмит-
рием Краснопевцевым
ем Станислава Вислоцкого, а на следующий день мы все вместе ездили в Портофино и провели там прекрасный день.
Сегодня я еще продемонстрировал не слишком приятный, но замечательный фильм, который очень люблю. Для удовольствия гостей.
1/ХII
Государственный музей им. Пушкина
Белый зал
Открытие "Декабрьских вечеров"
Шуберт
Соната "арпеджионе" a moll
исп.: Ю. Башмет и В. Лобанов
Октет для струнных и духовых F dur D. 809
исп.: Н. Гутман, Ю. Башмет, Э. Бруннер, П. Верников, Р. Влаткович, О. Каган, Р. Комачков, В. Попор
Соната арпеджионе, несмотря на всю гениальность, всегда проходит как-то мимо меня - мы не вибрируем вместе, и потому я
ее и не играю.
Октет F dur следует прослушать несколько раз (или по крайней мере проиграть в четыре руки), тогда все его качества выявятся.
С первого раза это всё-таки трудно.
2/XII
Музей им. Пушкина, Белый зал
"Декабрьские вечера"
Шуберт
Экспромт f moll № 1 ор. 142
Экспромт As dur № 2 ор. 142
Соната D dur ор. 53
Музыкальный момент С dur № 1 ор. 94
Музыкальный момент As dur № 2 ор. 94
Klavierstuck es moll № 1
Klavierstuck Es dur № 2
Из танцев I группа ор. 18а??
Из танцев II группа ор. 18а??
bis:
Экспромт f moll ор. 142 № 1
Музыкальный момент f moll ор. 94 № 3
исп.: Алексей Наседкин
Очень любимый ученик Г. Нейгауза.
Поначалу исполнение было конечно по-настоящему музыкальным, но несколько корректно-формальным (для Шуберта скучным). В особенности это сказалось в D-dur-ной сонате; однако особенных возражений у меня не было.
Второе отделение продолжалось в таком же духе до самого конца концерта.
А первый bis - Экспромт f moll - вдруг поразил самым подлинным вдохновеньем. Это было абсолютно по-настоящему!
В чем же дело? Я ведь уверен, что этот пианист имел полную возможность сыграть всю программу на том же уровне. Но... почему-то это не произошло. Очень жаль.
4/XII
Большой театр
Верди
"Травиата"
Виолетта - Ю. Варади
Альфред - В. Богачев
Дебют Юлии Варади в Москве, которая прекрасно показала себя в этой трудной (и не совсем свойственной ее голосу) партии. Она уверена и абсолютно убедительна как певица, артистка и на много голов выше своих партнеров.
317
Жермон - Мазурок
дирижер: А. Жюрайтис
Это был сюрприз и большая радость. Теперь... Жюрайтис превратился в какой-то музыкальный (анти) монстр. У него нет абсолютно ритма, а только один метр. Выхолощенный сухарь. Быстрые темпы вдвое быстрее, медленные вдвое медленнее. Отвратительно, и воображаю, как с ним трудно петь.
Купюры традиционные - осталось только попурри из "Травиаты".
11/XII После концерта в Доме
культуры МИИТ
Телевизионная передача
"Декабрьские вечера 1984-го года",
Белый зал Музея им. Пушкина
Бриттен
"Lacrimae" (вторая половина)
исп.: Ю. Башмет и С. Р.
Соната С dur для виолончели и ф-но (IV и V часть)
исп.: Н. Гутман и С. Р.
Стравинский
"Mouvements" (1959)
исп.: С. Р.
дирижер: Ю. Николаевский
Шостакович
Трио e moll ор. 67
исп.: О. Каган, Н. Гутман, С. Р.
Слушали:
Н. Гутман D. Bohm (из Вены)
О. Каган Н, Дорлиак
Ю. Башмет С. Р.
К. Старек
Как всегда в таких телевизионных передачах, оказывается, что исполняют кусочки-фрагменты из сочинений, что считаю полнейшим безобразием (гак было с Бриттеном
на это г раз).
Стравинский был показан полностью, и думаю, что эго была удача, как Николаевского, так и моя.
Трио Шостаковича - было, думаю, тоже удачей.
Эго замечательное сочинение, один из его лучших oeuvr-ов. Прошел благополучно с нагнетающе трагическим настроением.
Но... смотреть на это было сплошным мучением. Искаженные лица Олега и мое (Наташа в данном случае не выделялась) так мешали восприятию музыки, что можно было проклясть факт изобретения телевизора. Такое просто невозможно допускать - а как хорошо было бы просто прослушать эту музыку в чистом виде!
16/II
Музей им. Пушкина, Белый мл
"Декабрьские вечера "
Шуман
"Ночная песня" (слова Гёте) ор. 96 № 1
Цикл "Любовь поэта" (Гейне) ор. 48
"Zum Schlu?"
"Посвящение"
"Майская ночь"
исп.: Роберт Холл
ф-но: Конрад Рихтер
Прекрасный певец прекрасно исполнял прекрасную музыку, а рядом за фортепьяно сидел профессиональный убийца и расфасов-
щик музыки и причинял слушателю (мне) смертельные мучения.
Не понимаю, как получилось, что эти двое человек музицируют вместе!
16/XII
кассета из Праги
Олег очень заинтересовался этими скромны-
ми oeuvr-ми Халека и выразил желание
318
Вацлав Халек
"Звучание в спирали" (по пастели С. Рихтера) для скрипки соло
"Ветреный день"
"Кузьминки"
"Новые дома"
исп.: Ян Крашил
Слушал с Олегом Каганом (после снятия [линз])
включить их в свой репертуар. Это симпатично с его стороны, но посмотрим, сыграет ли он их! Первый концерт Шимановского он уже десять лет (если не больше) обещал выучить, однако "ни тпру ни ну".
Теперь главное увлечение Олега - "Шнитке" ...
18/ХII
Mузей им. Пушкина, Белый зал
"Декабрьские вечера"
Шуман
"Арабески"
Соната fis moll № 1 ор. 11
Танцы Давидсбюндлеров ор. 6
исп.: Элисо Вирсаладзе
И вот опять такой удачный концерт пианистки (думаю, одной из первых сегодня!)
Сюита у ней (можно сказать) почти безупречна и по выразительности и технически (я уже третий раз слушаю ее).
"Davidsbundlertanze" слышу во второй раз в жизни (первый раз слышал v И. Наумовой, когда она была студенткой Нейгауза).
Мне кажется, что и здесь Вирсаладзе может получить пальму первенства.
Шуман подлинная сфера этой артистки.
27/XII
Музей им. Пушкина, Белый зал
"Декабрьские вечера"
Шопен
Экспромт As dur
Экспромт Fis dur
Экспромт Ges dur
Фантазия-экспромт cis moll
Фантазия f moll
Колыбельная
Баркаролла
Соната h moll № 3
bis:
Шуберт
Экспромт Es dur № 2 ор. 90
Экспромт As dur № 4 ор. 90
пианист Муррей Перайя
Не знаю, что случилось в этот вечер с прославленным пианистом (чрезвычайная взволнованность, неуверенность в себе или какие-нибудь внешние обстоятельства - говорят, переводчица-идиотка его "довела"), но он играл действительно почти всё плохо и его Шопен мне совершенно не поправился.
Когда я его спросил, почему он не повторял экспозицию в h-moll-ной сонате, он удивленно возразил: "Ведь никто этого не делает", и привел в пример шубертовские сонаты с тем же выводом (?!?!?).
Вообще он был какой-то несчастный.
1986
1986 1/I Новогодний визит
Ю. Башмета
кассета с концерта в МИИТ
Мендельсон
Девятая симфония для струнных
("Швейцарская") С dur
дирижер: Ю. Башмет
Слушали: Н. Д., Ю. Б. и С. Р.
В этот первый день наступившего нового года Юра принес один из первых опытов свой новой профессии. Он теперь организует оркестр (камерный) и страшно увлечен этим. Ищет у всех внутренней поддержки и (втайне) затевает борьбу с конкурирующим
Спиваковым (несколько "опасную").
Кассета Мендельсона удачна (не только для "первого" раза).
Слушал с удовольствием. Желаю удачи!
319
5/I
Большой зал консерватории
Бетховен
Сонаты для скрипки и ф-но
№3 Е dur
№ 7 с moll
№ 10 G dur
исп.: Олег Каган, Василий Лобанов Слушал с Н. Гутман, Н. Дорлиак, М. Каган
Прослушал этот концерт, который был определенно удачен, с некоторым принуждением. Очень странно, но меня не слишком притягивают бетховенские скрипичные и виолончельные сонаты.
В них нет той свежести, которая есть в фортепианных, и они как-то "академичны" (исключая поздних).
А их вероятно "обязательно" надо любить.
6/II
Кассета с концерта
Шнитке
Концерт для альта с оркестром
Юрий Башмет
Лукас Виз
(Амстердам)
"Мутная трагика" характеризует это новое сочинение Шнитке, написанное специально для и к восторгу Башмета. Не могу сказать, чтобы оно понравилось мне, оно очень нездоровое (но автор в это время был действительно очень серьезно болен) и тягостное.
У молодых музыкантов оно - большое событие, и я согласен, не знаю, кто бы еще мог [бы] у нас создать сочинение на этой профессиональной высоте... Но... но остается "но"...
20/V По дороге из Вены в Мантую в машине - магнитофонная пленка
Хиндемит
Первая соната для ф-но
Глен Гульд
Слушал с Эгионом
Еще раз послушал эту очень для меня спорную запись, но в этот раз до конца. Первые четыре части произвели на меня то же отрицательное впечатление, но пятая часть оказалась великолепно исполненной.
Думаю, что причина в том, что она виртуозна и чрезвычайно трудна. Вот и не было времени для мудрствования, а результат тот, что это мы услышали Хиндемита.
Вена
7-8/V
в машине по радио
Шопен
Ноктюрн Н dur
Ноктюрн E dur
исп. Маурицио Поллини
Слушал с Эгионом
У этого Шопена весьма развитые бицепсы и результат соответственный. Все, во-первых громко, во-вторых абсолютно непоэтично и не тонко (а в то же время, конечно, безупречно точно), импровизации и в помине нет. Всё даже как-то героично (но это "польская тенденция" тех лет, когда Поллини завоевал первую премию в Варшаве. Тогда Шопен должен был быть представлен как патриот и революционер).
Плохо.
13-14/VI ночью в машине по дороге из Вены в Копенгаген
магнитофонная лента
Телеман
Jafelmusik I:
Jafelmusik - да, действительно под нее можно и насыщать желудок, и рассматривать ночь через окна машины, и перебрасываться фразами с не слишком интересными собеседниками...
320
Трио Es dur для двух скрипок и basso
continuo
исп.: ...немцы
Слушал с Кудерна
Однако она остается как бы сама по себе (без тени обиды) в своем бездумном и благородном совершенстве.
3/VIII Клязьма, Грибоедовская, 3
(Дом Геккер-Ведерникова)
День рождения Оли Геккер
запись
Шенберг
Камерная симфония e moll
(переложение для квинтета А. Веберна)
флейта - Шадуа
кларнет - Бруннер
скрипка - Каган
виолончель - Н. Гутман
ф-но - А. Ведерников
Слушали:
В. Прохорова, В. Геккер, М. Геккер,
О. Геккер, А. Ведерников и я
С большим интересом прослушал это сочинение (которое мне раньше резко не нравилось, но с повторными прослушиваниями я с ним примирился). Конечно, переложение Веберна также не оставляет желать лучшего. Исполнение понравилось. Слушали все дамы
Геккер (понимали, конечно, Оля и Вера). Вера Прохорова мотала в такт головой и возможно боролась с одолевающим её сном.
Толя "царствовал" в своей сфере Шенберга и семьи. Освещение приглушенное - дачное. Дом всё тот же, что и 45 лет назад. Традиции те же самые.
Чебоксары
18/VIII
запись
Лист
Соната h moll
Слушали: Н. Журавлева, E. Матусова
(дочка), В. Зеленин, E. Артамонов и я
Наконец долгожданная пластинка появилась, и вся наша компания собралась в моем ("отвратительном") номере ее послушать.
Успех, конечно, обеспеченный. На столе остатки ужина, бутылки от кефира, кипы черного хлеба (оставшегося) и тому подобное.
Поездка по Советской стране...
Чита
8/XI На главной площади
по радио (с эхо)
Шопен
Полонез As dur
(кто ?)
Кустанаи
4/XII
Дворец пионеров (после моего концер-
та)
запись
Лист
1. Погребальное шествие
2. Венгерская фантазия
дирижер: Я. Ференчик
3. Соната h moll
исп.: С. Р.
Слушал с В. Чайковским
Праздник октября. Я брожу по просторным и официальным площадям Читы. Со всех сторон As-dur-ный полонез, так сказать, в коллаже из-за многочисленных эхо.
Кто-то играет обыкновенно и лихо - и как всё неуютно.
После ухода публики с моего концерта освободили зал, и я с Володей остались прослушать моего Листа на полную мощь микрофонов дворца пионеров.
Я получил полное одобрение (даже не без сентимента), которого собственно и ожидал. Володе надо похудеть.
321
Москва
Этот молодой человек весьма талантлив.
15/XII
Музей им. Пушкина, Белый зал
"Декабрьские вечера"
Чайковский
Большая соната G dur op. 37
Детский альбом, 24 легкие пьесы ор. 39
bis:
Элегическая песня Des dur
Приглашение к трепаку F dur
исп.: Михаил Плетнев
Соната, несмотря на "не мою" интерпретацию, мне все-таки понравилась (кроме третьей и четвертой части). Детский альбом - совсем понравился. Но бисы он выбрал просто плохие - эту музыку можно бы было и не играть - у Чайковского достаточно хорошей.
Почему Плетнев такой несчастный? Ведь он получил I премию, а впечатление, что для него играть мучение.
15/XII Большая Бронная после концерта М. Плетнева
запись
Лист
Соната h тоll
С. Р.
Слушал с П. Фейером и Н. Дорлиак
Самому строгому критику Павлу Фейеру отдал на суд мою "зло (но не совсем) получную" сонату Листа из Карнеги-холла.
В восторг он не пришел, но и не стал критиковать.
17/XI1
Белый зал музея им. Пушкина
"Декабрьские вечера"
Чайковский
"Соловей" ор. 60
"Зачем" ор. 28
"Хотел бы в единое слово"
"Нет, только тот, кто знал" ор. 6
"Корольки" ор. 28
"Отчего" ор. 6
"В эту лунную ночь" ор. 73
"Закатилось солнце" ор. 73
"Снова как прежде" ор. 73
"Средь мрачных дней" ор. 73
bis:
"Средь шумного бала"
"Серенада Дон-Жуана"
исп.: Виталий Таращенко
ф-но: Анна Рахман
Чайковский
"Скажи, о чем в тени ветвей" ор. 57
"Ни слова, о друг мой" ор. 6
"Колыбельная" ор. 16
"Погоди" ор. 16
"Ночь" ор. 60
"И больно и сладко" ор. 6
"Забыть так скоро"
"Я ли в поле да не травушка была"
ор. 47
"Весна" ор. 54
Свежесть, искренность, выразительность, прекрасный голос, правильное понимание драматичности Чайковского (некоторые порицали это как оперность) меня абсолютно устроили и местами тронули. Публика однако осталась довольно холодной, и настоящего успеха не было.
Певица как певица, и с достоинствами (голос и т. д.) и с недостатками в манере пения и частично в интонации, у публики имела гораздо больший успех, чем тенор Таращенко (парадокс), но может быть, ко второму отделению градус[ник] восприятия у публики поднялся. Так иногда бывает.
322
"День ли царит" ор. 47
bis:
"Ночи безумные"
"Погоди"
исп.: Румяна Барева
ф-но: Валерия Неделчева
(Болгария)
22/XII
Декабрьские вечера в музее им. Пушкина
Белый зал
Чайковский - Островский
"Снегурочка" (музыка к пьесе)
дирижер:
Владимир Зива
Солисты:
Эрик Курмангалиев
Александр Науменко
Оркестр студентов Московский консерватории
Хор студентов Московской консерватории
Артисты театра "Современник":
Л. Толмачева (Весна) (она же и режиссер)
Р. Суховерко и др.
Сговорился с Лилей Толмачевой об этом театрально-концертном исполнении "Снегурочки" Островского с музыкой Чайковского.
Она с большим энтузиазмом взялась за это. Артисты театра "Современник" приняли участие.
Получилось свежо, необычно... Конечно, чудный текст Островского превалировал даже над музыкой Чайковского, очень удачно продирижированной Владимиром Зивой. Как приятно было приобщиться к этому чудному, таинственному произведению.
Сама Толмачева была Весной и была конечно в центре спектакля, в платье цвета мака она была очень хороша. Артист Суховерко прекрасно читал Мороза и Берендея; Мизгирь, Купава, Бобыль и Бобылиха, прекрасная Елена - все мне понравились. Снегурочка же была слишком обыкновенной и несколько "бытовой"; то же самое и Лель (они меня не устроили).
Курмангалиев пел песни Леля, и было забавно, как по приглашению Леля-блондина выступал совсем восточный Лель-брюнет. В последнем гимне (после отвратительной реплики Берендея "тревожить нас не может") Курмангалиев легко и красиво перекрыл своим голосом хор. Зива прекрасно провел танцы скоморохов и был на высоте. Бурные овации.
26/XII
Музыкальная школа им. Прокофьева
Чайковский
Струнная серенада ор. 48
дирижер: Юрий Николаевский
(оркестр Госкино)
Неприятие дирижера Юрия Николаевского и публикой и музыкантами принимает стихийные размеры. Это уже какой-то психоз.
И ведь всё из-за его внешних данных и любви (педантичной) к работе. Не могу не протестовать этому явлению. Ценю его и люблю с ним работать. Оркестры же (всегда не любящие работать) резко бойкотируют этого прекрасного музыканта.
26/XII
Декабрьские вечера в музее им. Пушкина
Белый зал
Нелли Ли в этот раз была весьма не в форме - это была большая ее неудача. Она как-то странно вокализировала, а уж слова ни од-
323
Чайковский
Песни для детей ор. 54:
1. "Осень"
2. "Мой садик"
3. "Детская песенка"
4. "Колыбельная песнь в бурю"
5. "Кукушка"
"Нам звезды кроткие сияли"
"Канарейка"
"Серенада" ("О дитя")
"Песнь цыганки"
"Кабы знала я..."
"Уноси мое сердце"
"Серенада" ("Ты куда летишь как птица")
"Колыбельная"

<< Пред. стр.

страница 33
(всего 93)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign