LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 31
(всего 93)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

в виде вступления:
Шостакович:
Прелюдия и фуга G dur op. 87 № 3
Участники вечера:
Поэты:
Бела Axмадулина
Лев Озеров
Евгений Евтушенко
Андрей Вознесенский
(Читали Блока, Пастернака, Ахматову, Есенина, Бунина, Цветаеву, Маяковского, Глазкова, Мандельштама и других поэтов)
Слушал с Н. Дорлиак
За столом, на котором большой красивый букет сухого репейника, сидят поэты; сначала они слушают Прелюдию и фугу G dur, потом начинают читать стихи.
И всё идет без антракта, запоем.
Надо сказать, что, несмотря на всю мою бездарность в отношении восприятия поэзии, я был в этот "пьяный" вечер искренне увлечен и почти подавлен изобилием и "роскошью" этого события.
Все были в ударе, читали замечательно (Вознесенский менее), публика наэлектризована (многие ведь были и против этой поэзии).
Успех головокружительный.
Идея Ирины Александровны включить этот вечер в фестиваль современной музыки целиком и с блеском оправдала себя.
...И конечно запомнилась странная, несколько инфернальная Бела Ахмадулина.
6/X1I
домашняя репетиция
Шостакович
Трио e moll ор. 67
исп.:
Олег Каган, Наталия Гутман и С. Р.
Слушали:
И. Антонова Н. Дорлиак
Л. Делекторская С. Мильштейн
Лидия Николаевна Делекторская и Ирина Александровна Антонова в гостях.
Присутствуют на домашней репетиции.
Наше трио увлечено Шостаковичем, и мы репетируем с энтузиазмом.
Трио это - абсолютный шедевр.
9/Х11
Музей им. Пушкина, Белый зал
"Декабрьские вечера"
Барток
Струнный квартет № 3
исп.: квартет Такач
Десять пьес из цикла "Детям"
исп.: Золтан Кочиш
Пять венгерских народных песен:
"Я должен покинуть родной свой
край"
"Пасло"
"Это сад"
Квартет Такач - явление ослепительное; они играют Бартока именно так, как надо, и даже это выходит за все рамки - так это блестяще.
Какое единство темпераментов и какая техническая точность и сосредоточенность. Прекрасно, что есть такие музыканты, они создают подлинный праздник для людей, любящих музыку.
И третий, и четвертый квартеты были совершенством.
Мой молодой коллега, к сожалению, не слишком много играл соло, а больше акком-
303
"В моем окне"
"Мой любимый [паш - - ]"
исп.: Этели Чавлек и Золтан Кочиш
Элегия № 1
Allegro barbaro
исп.: Золтан Кочиш
Четыре венгерские народные песни:
"Черная земля"
"Боже мой"
"Так много грусти"
"Если я выйду"
исп.: Этели Чавлек и Золтан Кочиш
Струнный квартет № 4
квартет Такач
Габор Такач
Карей Шранц
Габор Ормай
Андраш Фейер
Слушал с Н. Дорлиак
панировал очень культурной и приятной Этели Чавлек - что тоже было хорошо.
Потом он сыграл романтическую Элегию № 1 и пресловутое Allegro barbaro (вечный "конек" пианистов). Играл очень хорошо. Он не изменился, всё такой же мальчик.
В антракте подписывал автографы и давал интервью.
Прекрасный концерт.
10/X1I
Музей им. Пушкина, Белый зал
"Декабрьские вечера"
Барток
Элегия № 1
Allegro barbaro
исп.: Золтан Кочиш
Струнный квартет № 4
исп.: квартет Такач
Слушал с Н. Гутман и О. Каганам
Прямо признаюсь, что квартет Такач превзошел все мои ожидания и сегодня. И второй раз слушать этот концерт было сплошным удовольствием.
Думаю, что Кочиш один из самых серьезных молодых музыкантов, живущих в наше время; он безусловно серьезнее Гаврилова (хотя тот дьявольски талантлив) и оригинальнее Ранки - а уж что он интереснее Поллини, Ашкенази, это абсолютно ясно. Он уверен в себе, упрям и своенравен, но это ему не мешает хорошо играть. (Вот свои транскрипции он мог был спокойно оставить.)
18/XII
Домашняя репетиция
Прокофьев
Соната f тоll № 1 ор. 80 для скрипки и ф-но
исп.: О. Каган и В. Сканави
Соната С dur (для двух скрипок) ор. 56
исп.: О. Каган и В. Третьяков
Слушали:
Нелли Ли
Ольга Фомичева
Елена Озерова
Ниаз Даутов
Сергей Мильштейн
Владимир Сканави
С. Р.
Соната f moll одно из моих любимейших сочинений Сергея Сергеевича - я слышал его премьеру (Оборин, Ойстрах) и сам играл с Ойстрахом.
Оно конечно, так же как и второй фортепьянный концерт, сочинение трагичное, но... и очень поэтичное. Ну а эта агрессия во второй части - в нее просто можно влюбиться. Соната для двух скрипок соло прекрасное сочинение. Оно блещет остроумной изобретательностью, оно виртуозно, оно в своем роде совершенство...
Ансамбль Каган - Третьяков очень остро воспринимается.
304
21/ХII (После прокофьевского вечера в Музее)
Телепередача (из Большого зала)
Равель
Четвертая часть трио a moll
О. Каган, Н. Гутман, С. Р.
Слушали:
Христиана Ван де Вельде
фр. Ван де Вельде
Н. Д.
С. Р.
Ниаз Даутов
"Передают трио, скорее идите слушать", сообщила Ниночка, и, прервав чай, мы пошли в ее комнату, где стоит всё: рояль, два телевизора, проигрыватель, нотные и книжные шкафы, мебель Луи XIV с не слишком свежей оббивкой, ну и конечно ноты на рояле, подоконнике, газеты, журналы... Оказывается, это была уже последняя часть трио Равеля из Большого зала. Так что скоро всё кончилось.
26 - 27-28 - 29-30 декабря
Прогоны и спектакли в Музее им. Пушкина
Бриттен
"Поворот винта"
Г. Писаренко
Л. Белобрагина
Нелли Ли
В. Напарин
М. Ивашкин
E. Смирнова
и др.
[?] Тархов
дирижер: Владимир Зива
С "Поворотом винта" было масса трудностей и неполадок, и это чудо, что в конце концерт все-таки получилось.
Постановку (в данном случае действительно ставил я) мы (с Мессерером) затеяли слишком трудную в смысле перемен декораций (это каждый раз были новые картины, которые надо было переставлять в короткий срок, затем большая башня и карета (не слишком удачные выдумки Мессерера)). Освещение все время менялось - а главное, музыка, и очень не простая, но наш Володя справился с ней и победил.
Галя также осилила эту труднейшую гувернантку. Белобрагина тоже. Нелли Ли (за сценой в рупор), а на сцене Фомичева (очень хорошо), а вот Квинт (на сцене) неубедителен, тогда как Напарин (за сценой в рупор) замечательно. Дети на высоте (Ивашкин, Смирнова) и больше.
Б. А. Покровский очень помог мне во многом. Помню его фразу Белобрагиной: "Вы должны помнить, что около вас Ваш злейший враг - Писаренко". "Почему?" - смущенно спросила Белобрагина. "Потому что у ней все слова понятны". Также нашу находку в сцене парка (чего-то "не хватало", а когда придумали зонтик в опустившихся руках Гали, смотрящей на башню с Квинтом, то всё вдруг стало получаться).
Виктор таки добился ночных светлячков в конце первого действия, но какими трудами. На генеральной всё пошло прахом (как будто раньше и репетиции не было). Костюмы оказались ужасными (в особенности у Гали), всё надо было менять. Ну я решил, что полный провал. Конец. А Покровский вдруг: "А вот вечером будет чудо. Это закон театра".
... и действительно получилось.
305
1985
1985 2/I
Белый зал музея им. Пушкина
Стравинский
Три пьесы для струнного квартета:
"Танец"
"Эксцентрик"
"Псалом"
Шостакович
Две пьесы для квартета:
1. Элегия
2. Полька
исп.: Квартет им. Бородина
Камерная симфония ор. 110 bis
(VIII квартет)
оркестр Ричеркар
дирижер: Ю. Николаевский
Бородинцы на высоте. Они действительно наш лучший квартет. Лишь бы они только между собой не ссорились.
3/I
Белый зал музея им. Пушкина
Шостакович
Камерная симфония ор. 110 bis
(VIII квартет)
оркестр Ричеркар
дирижер: Ю. Николаевский
Дважды слушал Шостаковича.
Николаевский прекрасно дирижировал; думаю, что автор был бы доволен этим исполнением.
Прошло с успехом.
... Но боюсь, что это опять скоро забудут (как, к сожалению, всё хорошее забывают, а привычное-среднее помнят).
(Реплика Зивы на мой вопрос: "Вы будете слушать Шостаковича?" - "Что я, с ума coшел?!")
8/I В машине Ю. Башмета по дороге в Большой театр
запись
Рахманинов
Этюд-картина fis moll ор. 39 № 3
Этюд-картина h moll ор. 39 № 9
исп.: С. Р.
Слушали:
Ю. Башмет, Н. Дорлиак, С. Р.
Юра, конечно для моего удовольствия, поставил эту запись по дороге к "Озеру". Мило с его стороны, но я не Гаврилов, который каждый (действительно каждый) раз включает свою запись концерта Чайковского (кстати очень хорошая), если он кого-нибудь везет в своей роскошной машине.
Думаю, что он это делает и без "публики". Счастливый мальчик.
8/I
Большой театр
Юбилей Галины Улановой (75 лет)
Чайковский
Балет "Лебединое озеро" (II, III и IV акты)
(более-менее оригинальная версия)
дирижер: А. Лаврешок
соло на скрипке: С. Гиршенко
Одетта - Н. Семизорова
Зигфрид - Ю. Васюченко
И вновь - (в который раз?) - "Лебединое" с его h-moll-ной бессмертной темой, с его трепыханиями маленьких лебедят, с его общим трагическим [флером] и последним "гениальным" h-dur-ом.
И сегодня это было очень торжественно и значительно. 75-летний юбилей самой Улановой, появившейся как впорхнувшая голубая птица в конце спектакля среди всеобщего ликования и под водопад цветов, летящих на сцену.
306
Ротбарт - Б. Акимов
Чествование юбиляра Г. Улановой
(Ю. Григорович и весь театр)
Слушал с Н. Дорлиак
Последняя великая балерина!
Вена
январь Benediktinum
магнитофонная лента
Шрекер
фрагменты из оперы "Das Spielwerk"
Рахманинов
Прелюдии (cis moll, fis moll, D dur, g moll, b moll, f moll, A dur, h moll)
исп.: Р. Вудворт
Шостакович
Все прелюдии и фуги
исп.: Р. Вудворт
Шопен
Концерт e moll (I часть)
исп.: Р. Вудворт
Барракэ
Соната (фрагмент)
исп.: Р. Вудворт
Фрагменты из "Das Spielwerk" мне понравились (но в меру). Затем слушали Вудворта.
Рахманинов не остался в памяти. Все прелюдии и фуги Шостаковича (часто превратно понятые), конечно, большое достижение пианиста, достойного похвалы. 1 часть Шопена - крепко (!?) (то ли качество здесь к месту?)
Боюсь, что это всё влияние Мичельского (в свое время законодателя варшавского пианизма и шопенизма - очень порочного явления, исключающего импровизационность и рубато и даже запрещающего их (у Шопена)).
Немножко Барракэ - на закуску.
Франкфурт-на-Майне
магнитофонная лента
Шопен
Этюды № 1, 2, 3, 4, 5 ор. 10
Роже Вудворт
Мюнстер
магнитофонная лента с концерта в Оснабрюке
Хиндемит
Соната для альта и фортепьяно ор. 11 № 4
Ю. Башмет и С. Р.
Это исполнение Вудвортом этюдов Шопена особенно не запомнилось мне, несмотря на виртуозность и смелость.
Думаю, что Шопен не его композитор (что потом фатально подтвердилось).
Эту отнюдь не хиндемитовскую сонату мы в последнее время включили в программу нашего концерта (Хиндемит, Бриттен, Шостакович).
Она весьма эффектна, трудна, имеет успех, но насколько же Бриттен и Шостакович выигрывают после нее. В этот юный период Хиндемит еще не нашел себя.
Вена
22/II1
магнитофонная лента
Бетховен
Соната Es dur № 4 (I часть)
Соната Fis dur № 24
Р. Вудворт
Брамс
Концерт d moll № 1
Р. Вудворт
дирижер: К. Мазур
Первая часть Бетховена: слишком быстро и громко, "стальными пальцами". Не понравилось.
Fis-dur-ная - также слишком агрессивна (если мне не изменяет память).
Брамс. Крепко, мужественно, убедительно. P. S. (Первое знакомство с пианистом "сомнительной репутации", но безусловно талантливый.)
307
23/III
магнитофонная лента
Ксенакис
"Mists"
Р. Вудворт
Первое знакомство с Ксенакисом, поразившим и удивившим меня, хотя я вряд ли по-настоящему (или даже не по-настоящему) понял эту музыку.
Интуиция? А ей всегда можно верить?
24/III
магнитофонная лента
Ксенакис
1) "Mists"
2) "Эонта"
Р. Вудворт
дирижер: Элиану Инбал
Что Вудворт убедительно исполняет эту музыку, я теперь понял. И она мне еще больше понравилась, в особенности "Эонта", с интереснейшими неожиданными оркестровыми вступлениями.
25/III
магнитофонная лента
Ксенакис
"Синафай"
Р. Вудворт
дирижер: Элиану Инбал
То же могу сказать про "Синафай". Мне кажется, что это действительно "новая" настоящая музыка.
27/III
магнитофонная лента
Чайковский
Фортепьянные пьесы
(Четыре "Времени года" и шесть
других по моей программе)
С. Р.
Студийная запись вероятно лучше, чем кассета с концерта. Много работы ушло на эти маленькие "простенькие" (!!) пьесы. Современной публике они менее доступны, чем Рахманинов, Прокофьев... Времена меняются. И Кандинский теперь более доходит, чем Серов.
28/III
магнитофонная лента
Моцарт
Концерт С dur № 25
Роже Вудворт
дирижер: Витольд Ровицкий
Вполне удовлетворительная запись (по-видимому, в период конкурса имени Шопена). Но я был очень утомлен, и иногда v меня даже слипались глаза, несмотря на все старания искусственно возбудить себя.
Определенного, конечно, мнения нет.
Москва
7/V Большая Бронная
Бах
Соната a moll № 2 для скрипки соло
Сюита E dur № 3 для скрипки соло
Олег Каган
Смело поставленная цель Олега, сыграть все сочинения (соло скрипки) Баха, истинно героична. И он проводит свою линию со свойственным ему усилием воли в многочасовой работе.
Стремление к совершенству и честный труд (я вообще не могу понять, как это возможно играть на этом инструменте) приносят свои плоды. Не сразу, конечно, медленно и верно. Но если подумать, сколько у него еще забот, не касающихся музыки, и сколько на это уходит время, то можно только удивляться вы-
308

носливости этого прекрасного музыканта и человека.
9/V Большая Бронная (днем)
Бах
Сюита h moll № 1 для скрипки соло
Олег Каган
Слушал с Н. Гутман
И вот еще одна сюита Баха. Мы слушаем с Наташей и пытаемся критиковать (когда есть что...).
Через [лоджии] вид на Москву и на золоченые купола Кремля. Весна понемногу вступает в свои права.
13/V
запись
Жан Барракэ
Соната для фортепьяно
Роже Вудворт
Слушал с В. Лобановым
Композиторы особенно критичны к композиторам. У Васи я заметил черточки отношения "свысока" ("Ну, это уж не ново, такое было"). По его мнению Барракэ не слишком значительное явление. А у меня... к сожалению, мнения нет, а слушать еще десять раз это сочинение, чтобы понять его - нет желания. Вот мы и оказались в тупике, или в узкой улице, идущей к дому Аркури в Генуе, где уже развернуться назад нельзя, выйти можно только разбив [переднюю стену].
28/V
Большой театр
(гастроли Варшавской оперы)
Шимановский
"Король Рогер"
дирижер: Агнешка Крейнер
Роксана - Барбара Загужанка и др.
дирижер-постановщик:
Роберт Сатановский
Слушал с Н. Журавлевой
Всё в этом неожиданном спектакле Варшавской оперы на мой вкус было прекрасно.
Я уже не говорю о музыкальном исполнении (оркестр звучал подлинно по-шимановскому). Певцы были на месте (Роксана). Постановка, освещение, балет - да лучше и желать нельзя. Всё это, по-видимому, заслуга главного дирижера с опасной фамилией Сатановский.
Подлинная победа оперного искусства.
Наша публика была в восторге. Мы с Наташей только что и переглядывались от избытка чувств.
29/V
домашний концерт
Бах
Сюиты для виолончели соло:
Сюита № 5 с moll
Сюита № 4 E dur
Сюита № 6 D dur
Наталия Гутман
Концерт - праздник и урок (для артистки и для публики).
Наташа сосредоточенно прекрасно играла, как всегда с закрытыми глазами.
Эти сочинения мне трудно слушать, но после них чувствую внутреннее удовольствие и радость, как после исполненного долга. Спасибо, Наташа.
Слушали:
Ирина Антонова Марина [Золотухина?]
Фрида Бауэр Марк Мельников
Вера Прохорова Екатерина Сканави
Наталия Журавлева Константин Федермессер
Дмитрий Терехов
Борис [Золотухин?] Вера Федермессер
309
Татьяна Коваленко
Наташа Башмет
Елена Озерова
Александр Рудин


Наум Штаркман
Константин Богино


Александр Штаркман
Павел Верников


Нина Зархи
Алла Фрид


Владимир Сканави
Григории Фрид


Олег Каган
Нина Дорлиак


Валентина Чемберджи
Юрий Башмет


Юрии Николаевский
С. Р.


Клара Николаевская


30/V
домашний концерт
Бах
Сюита d moll № 2
Соната g moll № 2
Сюита С dur № 3 (для скрипки соло)
Олег Каган
Такие домашние концерты следовало бы устраивать как можно чаще, это было бы подлинное приобщение к Баху и вообще к музыке.
К сожалению, благодаря жизненным законам это не получается... А также из-за обшей инертности.
Спасибо Олегу за этот вечер.
Слушали:

<< Пред. стр.

страница 31
(всего 93)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign