LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 30
(всего 93)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Скерцо из сонаты № 5 F dur
ucn.:
Режис Паскье (скрипка)
Жан-Филипп Коллар (ф-но)
К сожалению - разочарование...
Жан-Филипп Коллар сегодня мне показался таким обыкновенным, неинтересным и незаинтересованным музыкантом... А я ожидал чего-то совсем другого (Шуман, третья соната).
Концерт прошел хорошо, но буднично. Скрипка - вполне прилична, не более. Играл чисто.
...И почему я питаю антипатию к c-moll-ной (вероятно прекрасной) сонате № 7 ор. 30 № 27?
29/VI
Амбар Мэле
Бетховен
Квартет № 7 F dur op. 59 № 1
Квартет № 15 a moll op. 132
Квартет им. Бородина
Михаил Копельман
И Бородинский квартет также привез своего Бетховена на радость меломанов Тура. F-dur-ный квартет опять около меня и требует моего ответа.
... но что я могу без рояля ...
Квартет же №15 для меня новинка (стыдно не знать всех квартетов Людвига).
295
Андрей Абраменков,
Дмитрий Шебалин,
Валентин Берлинский
Маска Бетховена висит в маленьком помещении для выставок, обрамленная лавровым венком, который изготовили японцы.
30/VI (днем)
Тур
Консерватория - Аудитория
Бетховен
Квартет № 5 A dur ор. 18 № 5
Квартет № 11 f тоll ор. 95
исп.: Квартет им. Бородина
Квартет № 5 тоже мой старый друг - я еще в Одессе пытался читать его по маленькой партитуре.
A f-moll-ного никогда раньше не слыхал, а сейчас не помню - какой он...
30/VI
Амбар Мэле
Бетховен
Квартет № 6 В dur ор. 18 № 6
Квартет № 10 Es dur op. 74
Квартет № 8 e тоll ор. 59 № 2
исп.: Квартет Via Nova
Jean Mouillere
Jean-Pierre Sabouret
Claude Naveau
Jean-Marie Gamard
Этот концерт слушал плохо, так как был несколько в опьяненном состоянии (то ли это было шампанское в баре Мэле, то ли виски у Фрэнсиса - а может и что-нибудь другое), во всяком случае, не от хорошего настроения - что подошло к финалу шестого квартета, названного "Меланхолия".
В последнее время турэнская жизнь стала несколько нервозной и не такой симпатичной, как раньше.
1/VI1
Амбар Мэле
Бетховен
Квартет № 12 Es dur ор. 127
Квартет № 13 В dur ор. 130
Большая фуга В dur ор. 133
исп.: Квартет Brandis
Thomas Brandis
Peter Brem
Wilfried Strehle
Wolfgang Boettcher
Добротно и фундаментально исполнили жирные немцы эту массивную программу. Думаю, что неплохо, но очень "по-немецки".
После этого подходит пойти в ресторан и попробовать сосиски, кислую капусту und so weiter <и так далее>.
2/VII У Патрика Лефевра (Мэле)
Прослушивание магнитофонной ленты с концерта в Мэле
Бетховен
Трио В dur ор. 97
исп.: М. Копельман,
В. Берлинский, С. Р.
Брамс
Фортепьянный квартет A dur ор. 26
исп.: М. Копельман, Д. Шебалин, В. Берлинский, С. Р.
Слушали:
М. Копельман Л. Буаль
Было только одно выступление знаменитого трио "Архидюк" с Копельманом и Берлинским.
Это получилось (для первого раза, да еще в Амбаре Мэле) неплохо. Я знаю, что "мое" постоянное трио весьма ревностно отнеслось к этому факту. В таких случаях я абсолютно этого не понимаю, да и вообще ревность во всех ее проявлениях считаю настоящим грехом и могу сказать про себя, что лишен этого порока. Брамса Бородинцы приняли на все 120 процентов, и я считаю это победой.
В доме Лефевра всегда чувствуется некото-
296
Д. Шебалин П. Лефевр
В. Берлинский Б. Азуви
С. Р.
рая quasi враждебность (может быть, это его жена, которая недовольна присутствием Лоране Буаль - турэнские провинциальные штучки).
Париж
4/VII У Б. Азуви
запись
Бетховен
Квартет № 7 F dur ор. 59 № 1
исп.: Квартет Сандор Вегг
Прокофьев
Восьмая соната В dur ор. 84
1) исп.: Андрей Гаврилов 2) исп.: С. Р.
Слушал с Б. Азуви
Этот квартет я все-таки несколько раз слышал и помню его первую тему (это не то что с другими квартетами).
С Прокофьевым я стал жертвой шантажа - мне преподнесли исполнение Гаврилова как мое (я был недоволен, и конечно поверил в это), а мое - как Гаврилова. (Тут я сказал "ну это же совсем другое дело" и поверил в Гаврилова.) Опасная игра. Много смеху.
Мюнхен
с 10 по 15/VII
Bayerische Staatsoper
Пфицнер
"Палестрина"
Петер Шрейер
Курт Моль и др.
дирижер: В. Савалиш
Впечатление от исполнения негативное. Чувствовалось, что это повтор, без достаточных репетиций (кажется, была одна или две) - а оперу не ставили с прошлого сезона. Савалиш - поверхностно и неубедительно. Шрейер в партии Палестрины также неубедителен - это не его дело. Борромео очень хороший, Папа Пий также. Постановка совсем неинтересная (вот они, оперные будни).
При том, что я так ценю и люблю это произведение, можно себе представить мое огорчение и разочарование.
Корнелиус
"Der Barbier von Bagdad"
Лючия Попп, Курт Моль и др.
дирижер: В. Савалиш
режиссер: Шенк
Впервые. Комическая опера по вагнеровским принципам. Исполнение и постановка вполне качественная (без современных выкрутасов). Впечатление от произведения спокойно положительное (несколько мозаичное). Особенной комедийности не почувствовал. В целом - красиво.
Между 16-22/VII
Магнитофонная лента в машине Эгиона
(между Хейден и Ейнзидельи)
Вебер
Соната С dur № 1 ор. 24
исп.: С. Р.
(с концерта в Большом театре Тур)
И откуда вдруг появилась эта старая запись первого исполнения этой "дьявольски" трудной сонаты?!
Помню мое настроение в тот день (настроение грозящей катастрофы). Соната прошла для первого (и единственного раза) не так уж плохо - грубоватость присутствовала, - но что было во II отделении - "Трансендентные" - полный провал!
В машине [Мейринген]
Магнитофонная лента Шенкера
Был неожиданно поражен этим замечательным исполнением.
297
Бетховен
Соната с moll ор. 10 №1
исп.: Артур Шнабель
Соната вдруг ожила и стала почти осязаемой. Прекрасно!
Москва
14/VIII
Московский музыкальный камерный театр
Стравинский
1) Концертино для струнного квартета
Горбенко
Корыстин
Мельников
Федорова
2) Два стихотворения К. Бальмонта
исп.: О. Шалаева
3) Два стихотворения Верлена
исп.: E. Болучевский
4) Прибаутки
исп.: Г. Мамин
5) Регтайм для 11 инструментов
дирижер: А. Левин
"История солдата"
E. Болучевский
Г. Мамин
О. Шалаева
дирижер: А. Левин
Слушал с И. Антоновой
(Т. Коваленко, Д. Дорлиак)
Очень неприятный вечер. Я всё время злился. Началось скромно и более или менее серьезно. Но потом пошло скатываться вниз и приобретать какой-то дурной привкус. Привкус "современности" жирной и липкой, что по-видимому нравится публике и что в данном случае совершенно не подходило к композитору, отличающемуся строжайшей чистотой. Поэтому все эти фокусы на грани "натурализма" действовали убийственно противно.
Выдвижение молодых талантов!
"Историю солдата" поставил, по-видимому, только что окончивший школу двадцатитрехлетний мальчик, не имеющий ни вкуса ни таланта, имеющий только "свои идеи".
Спасибо...
Я запомнил только одно: как через большой, натянутый бумагой барабан с изображением Стравинского выскакивал, прорывая бумагу, дьявол, и вот начиналась галиматья. После этого "спектакля" хотелось принять душ. Ну а публика? Полный восторг.
23/VIII Ярославль - Москва
В машине у Ю. Башмета
(магнитофонная лента)
Иоганн Штраус
Вальс "Ласточки Австрии"
Perpetuum mobile
Вальс "Весенние голоса"
дирижер: Г. фон Караян
Гайдн
Концерт С dur для скрипки и камерного оркестра
Пражский камерный оркестр
Иосиф Сук?
Слушал с Н. Дорлиак и Ю. Башметом
Юра Башмет, Ниночка, я.
Чудный солнечный день. Россия. Леса. Ростов. Переславль-Залесский и музыкальное удовольствие от Иоганна Штрауса, ну и... Караяна. (...Ласточки, выстрелы, и подлинно венское веселье.)
Затем после возможного "завтрака на траве" и Юриных попыток сделать "неожиданные" фото опять музыка. Если это был Сук, то он прекрасный скрипач, и гайдновский С dur прозвучал подлинно празднично.
Вот мы уже и ближе к Москве, чувствуется, как люди много сделали, чтобы испортить природу своей страны.
Москва
11/IХ
запись
Зачем мне, собственно говоря, слушать опять эту свою запись? (Кстати, первой до в скрипичном ключе не слышно - на это
298
Рахманинов
Концерт с moll № 2 ор. 19
исп.: С. Р.
дирижер: С. Вислоцкий
Слушал с В. Зива
в свое время обратил внимание Толя Ведерников...)
Но я поставил ее для Володи Зива (в то время изредка посещавшего меня, передавая приветы от отпавшего от дома Юры Борисова). Слушать свои пластинки следует как можно реже - это распущенность и пустая трата времени.
19/IX очень рано утром
запись
Бетховен
Квартет Es dur ор. 127
Будапештский струнный квартет
Утренняя встряска вместо гимнастики, душа и других "полезных" действий.
После чего чувство удовлетворения - "время не пропало даром".
... В результате чувство неудовлетворенности.
19/IX днем
запись
Шенберг
Концерт для ф-но с оркестром
(1942)
А. Ведерников
дирижер: И. Блажков
Слушал с О. Каганом и с В. Зелениным
Первый раз слышу это сочинение.
Запись удачная и сочинение в "своем" роде вероятно совершенное. А. Ведерников играл ясно и точно (чего и требовалось), оркестр также. Следует несколько раз слушать такие произведения, чтобы до конца понять их, но не всегда хочется. Впоследствии Булез выразил мнение, что это не трудный для исполнения концерт (гм, гм?..).
20ДХ утром
запись
Бетховен
Квартет В dur № 13 ор. 130
Будапештский струнный квартет
Бетховен с утра.
Заставляю себя слушать квартетную музыку, с которой откровенно не в ладах. Почему-то эта музыка не задерживается у меня в голове и во время слушания утомляет. Что делать?
20/IХ
диск "Ариола"
Чайковский
Четырнадцать лирических пьес для фортепьяно
исп.: С. Р.
Слушал (частично с В. Зелениным)
Думаю, что я совершенно не плохо выбрал эти пьесы, (которые почему-то не принято играть) для моей пластинки. Они все имеют свой "усадебный" русский шарм прошлого столетия. И по музыке они очаровательны.
Многие со мной не согласны. Опять рутина.
24/IX
запись
Шенберг
Концерт для ф-но с оркестром (1942)
А. Ведерников
дирижер: И. Блажков
Слушал с Н. Дорлиак
При вторичном прослушивании концерта Шенберга разочарования не было. Всё аккуратно осталось на своих местах - сочинение также.
Толя Ведерников в этих неовенских сферах нашел истинный свой стиль и многого достиг.
299
28/IХ
Музыкальный театр им. Станиславского и Немировича-Данченко
Моцарт
"Похищение из сераля"
уч.:
Штанько
Миланович
Таращенко
Зимненко
дирижер: Кожухарь
режиссер: Kупфер
Слушал с Н. Дорлиак
Чудовищный антихудожественный спектакль.
Моцарт (где он??), певцы, они даже верно поют, но... это не "главное". Такой тип, как этот бесноватый идиот Купфер, всё растоптал в грязи своей отвратительной постановки. Что это, "неоверизм", достигший своего апогея в таком подходящем сочинении, как "Похищение" Моцарта?
Таких людей надо "гнать палкой" из искусства.
11/Х
Большой зал консерватории
Петер Шрейер (тенор)
Вальтер Ольбертц (ф-но)
I отделение
Мендельсон:
"Любовная песня"
"Весной"
"Луна"
(слова Гейбеля)
"Песня пажа"
(Эйхендорф)
"Любимое местечко"
"Песня в пути"
(Гейне)
"Песня тростника"
(Ленау)
"Привет"
"На крыльях песни"
"Весенняя песня"
(Гейне)
II отделение
Шуман:
"Пусть любимая услышит"
(Рюккерт)
"Утешение певца"
(Кернер)
"Туман уронил слезинку одну"
(Рюккерт)
"Поручение"
(Л'Эгрю)
"День с надеждой я встречаю"
"К любимой мчат меня мечты"
"Один я, грустя и вздыхая"
"Прижмись поскорей к груди моей"
"Светлых снов моих могила"
"Жди меня, моряк отважный"
"Смотрят замки в воды Рейна"
Сейчас не могу вспомнить все детали этого концерта, но, конечно, как и всегда Шрейер был на высоте, был прост и благороден.
Программа была красивая и необычная.
Публика отзывчивая. Как жаль, что песенно-романсная литература не может по-настоящему удержаться в памяти. Это то же самое, что и струнно-камерная музыка и... стихи (но я гениально бездарен в этом плане).
Мне нравится, что Шрейер идет всецело от музыки, а слово у него подчинено ей. Это как раз обратно с Фишером-Дискау, который идет от слова. Мне лично это чуждо, и я начинаю терять свободу исполнения, когда его сопровождаю.
Но какое же богатство вокальной музыки сотворили композиторы!!
300
"Я отчаялся"
"Гирляндой из мирт"
(Гейне)
bis:
"Орешина"
Шуберт: "Сын муз"
Шуман: "Лунная ночь"
Шуберт: "Серенада"
Слушал с Н. Дорлиак
14/Х Вечер памяти Генриха Нейгауза
(20 лет со дня смерти)
запись
Вагнер
"Тристан и Изольда"
исп.:
Рене Колло
Маргарет Прейс
Бригитта Фассбиндер
Дитрих Фишер-Дискау
Курт Моль
дирижер: Карлос Клейбер
Слушали:
Милица Нейгауз
Наталья Гутман
Людмила Гинзбург
Ирина Наумова
Н. Дорлиак
Лев Наумов
Виталий Виленкин
Виктор Зеленин
С. Р.
Эта запись с Карлосом Клейбер большое музыкальное событие. Всё в высшей мере вдохновенно, абсолютно без скрупулезности (так что иногда музыка расплывается как явление природное - это производит необычный эффект).
Все исполнители самые лучшие, а дирижер лучше всех. Думаю, что фуртвенглеровская пластинка всё же несколько выше, но с этим дозволено и поспорить.
Присутствие друзей и учеников Г. Нейгауза со временем (текущем в темпе presto agitato) уменьшилось и уменьшается.
1/XI
Телепередача
(Концерт 18/12/83 из Музея им. Пушкина)
Гайдн
Концерт D dur
исп.: С. Р.
Минский камерный оркестр
дирижер: Юрий Цирюк
Слушал с Н. Дорлиак
Нормальная телепередача (только лучше закрыть глаза). Красивый белый зал!..
Жаль, что II концерт (в Большом зале) был не записан. Он был значительно удачнее и, может быть, мог даже пойти на пластинку.
Цирюк не так волновался, а я играл с удовольствием.
Но что делать? Судьба - мне всегда не везет с записями.
3/XI
Большой театр
Гастроли Грузинского театра
оперы и балета им. Палиашвили
Рихард Штраус
"Саломея"
Да, "Саломея" на немецком! В Тбилисском театре - это достижение! И пели все прилично и хорошо. Дирижер Кахидзе, правда, не владеет штраусовским стилем, его оркестр играет точно, но несколько сухо, скорее по-прокофьевски.
301
уч.: Андгуладзе, Гургенидзе, Танишвили, Дж. Мдива[н]и, П. Цолия и др.
дирижер: Дж. Кахидзе
Режиссер: Мелива
Слушал с Н. Дорлиак, И. Антоновой
В постановке так много претенциозно глупого, что и описать места не хватит.
Почему-то Саломея соблазняет Иоканаана за его спиной. Иоканаан одет в белом, как Христос...
Вся сцена увешана сохнущим бельем, как на балконах города Тбилиси. Но - провинция постаралась.
5/XI
запись
Стравинский
"Движения"
исп.: Анатолий Ведерников
дирижер: И. Блажков
Точно, ясно, холодно, хорошо и в духе автора у Ведерникова.
Блажков весьма уступает Николаевскому в исполнении этого сочинения.
Но в целом запись неплохая.
24/Х1
запись
Шостакович
Прелюдия и фуга G dur op. 87 № 3
Слушал с С. Чекиным
Выбирал запись для исполнения на вечере в музее им. Пушкина в виде вступления (конечно по микрофону).
Вечер должен быть посвящен современной поэзии (выступать должны "звезды").
Надеюсь, что она подойдет (пр. и фуга). (Строга, современна, мажорна...) (Быть может, ее поймут).
30/XI
запись
Бриттен
"Поворот винта" (1 действие)
уч.: П. Пирс и др.
дирижер: Б. Бриттен
Слушали с Н. Гутман, Н. Дорлиак, О. Каганом
Первый шаг к началу работы над оперой (я в виде режиссера под руководством Покровского).
Зива в качестве дирижера, Галя Писаренко гувернантка, Мессерер - художник.
Весьма смелое предприятие. Посмотрим - что выйдет.
2/Х
Прослушивание записи
Бриттен
Опера "Поворот винта"
уч.: П. Пирс и др.
дирижер: Б. Бриттен
Слушали:
Нелли Ли
Ольга Фомичева
Татьяна Гайдамович
Людмила Белобрагина
Елена Озерова
Андрис Арницанс
Анатолий Камышев
Святослав Чекин
Эта запись конечно прекрасна, и артистам следует хорошо вслушаться в нее. Галя уже, кажется, начала серьезно работать, и ей трудно; надеюсь, что ее трудоспособность и смелость победят.
Я посетил Б. А. Покровского, и он как бы благословил меня на это дело. Ему понравилась моя идея с "призраками". Певцы поют за сценой в рупор (Н. Ли и В. Напарин), на сцене же почти неподвижные фигуры артистов, синхронно открывающих рот. Насчет детей из Камерного театра я не слишком волновался (по опыту с "Альбертом Херрингом").
Начались трудности с репетициями оркестра, ведь они все где-то работают и надо по-
302
Виктор Зеленин
свободны, да еще помещение тоже...
Бездна трудностей фатально сопровождают работу ансамбля.
Да здравствует индивидуализм.
3/XI1
Государственный музей им. Пушкина
Белый зал
Открытие фестиваля "Декабрьские вечера"
Вечер поэзии

<< Пред. стр.

страница 30
(всего 93)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign