LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 28
(всего 93)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Дорога из Бреста в Хельмштедт в машине у Андреаса Люшевича
запись
Шуман
Соната № 3 f moll
Жан-Филипп Коллар
Мусоргский
(сюрприз)
"Танец невылупившихся птенцов"
из "Картинки с выставки"
С. Р.
После разных музыкальных разговоров во время поездки (длившейся вроде 17 часов - границы, визы и т. д.) Андреас продемонстрировал мне запись Коллара, который мне представился совершенно замечательным пианистом.
А потом, к сожалению, я изменил о нем мнение.
Париж - Тур
с 15/VI до 9/VI1
записи на кассету Б. Азуви
Чайковский
фортепьянные пьесы из игранных программ (Роландсэк, Тур, Париж)
Рахманинов
Этюды-картины (из ор. 33 и 39)
(Роландсэк, Тур, Париж)
Франк
Трио (II и III части)
(Роландсэк)
О. Каган, Н. Гутман, С. Р.
Да, много Чайковского и Рахманинова, но ... когда их исполняешь, получаешь действительно истинное удовольствие. Можно "раскрыть" русскую душу (в самом хорошем смысле этого слова).
Но трудности должны быть досконально устранены и не должны волновать артиста, как впрочем и во всех случаях (извините - Волга впадает в Каспийское море) - иначе... это всецело не дойдет до слушателя (Чайковский - "Вечерние грёзы", "Каприччиозо", Рахманинов - "Этюды-картины"). Вся эта музыка не так легко удается артисту, как она, наоборот, легко слушается. А слушатель часто считает, что это не так уж всё серьезно и трудно...
Я иногда выслушивал такие глупые замечания по этому поводу и от наших, и от иностранных музыкантов, что их не хочется цитировать здесь.
284
Тур
25/VI
Большой театр
Равель
Испанская рапсодия
Парижский оркестр
дирижер: Д. Баренбойм
Честно говоря, большого впечатления от этого исполнения у меня не осталось (а мне его очень хотелось). Может, я плохо слушал после своего исполнения "Фантазии" Дебюсси и леворучного концерта Равеля.
26/VI
Амбар Мэле
Сен-Санс
Соната с moll для виолончели и фортепьяно
П. Тортелье
Variations sur "May Music save peace"
Форе
Вторая соната для виолончели и фортепьяно (соль минор ор. 117)
Дебюсси
Соната для виолончели и фортепьяно
Дебюсси
Прелюдия "Что видел западный ветер" (ф-но)
Бах
Прелюдия из Первой сюиты
(виолончель соло)
Поль Тортелъе (виолончель)
Мария de la Пэй (фортепьяно)
Господин Тортелье, прямо скажем, не герой моего романа, но он, конечно, персоналите, артистичен до "слишком" и, разумеется, хорошо владеет виолончелью.
Соната Сен-Санса мне понравилась, и захотелось ее включить в репертуар (хотя французы-идиоты говорят "кель барб", и это возмутительно).
А вот вторая соната Форе действительно мне показалась разбавленной невкусной водичкой.
Дебюсси - тут нечего говорить.
Но Mademoiselle Мария de la Paix (дочь Тортелье) не произвела впечатления своим "Что видел западный ветер". Это было просто плохо.
28/VI
Амбар Мэле
Hommage a la musique de jazz francaise
Tpuo
Martial Solal (фортепьяно)
Daniel Humair (контрабас)
Cesarius Alvim (перкуссия)
Слушал с О. Каганом, Н. Гутман, Б. Азуви
Импровизация, свобода, раскрепощенность, и конечно свои законы этой музыки царствовали в это вечер в Grange de Meslay.
Martial Solal меня абсолютно поразил. Я понимаю, что всё это дело случая (не всегда возможна эта свобода), но в этот раз свобода была налицо.
Часть публики была сдержана и несколько шокирована. Мы же бушевали, выкрикивая "Браво", и не жалели аплодисментов.
9/VII
Амбар Мэле
Равель
Квартет F dur
bis:
Дворжак
Две части из квартета
Квартет "Талих":
Petr Messiereur, Jan Kvapil, Jan Talich, Evzen Rattay
Получил истинное удовольствие от произведения и исполнения. Молодцы чехи! Какая у них подлинная музыкальная культура и какое понимание музыки.
Не совсем хотелось слушать после Равеля Дворжака на бис, но и это в результате было хорошо и на месте.
Так сказать: привет из Праги.
285
2/VII
Амбар Мэле
Рамо
"Пигмалион"
(опера в концертном исполнении)
Les Arts Florissants
Пигмалион - Доминик Висс
дирижер: Вильям Кристие
Опера восхитительная и была очень хорошо исполнена.
Прекрасно воспроизведен стиль того времени; видно, что артисты честно и с удовольствием работали.
Доминик Висс в роли Пигмалиона был просто явлением, пришедшим из той эпохи. Весьма женственный, с длинными локонами и голосом между тенором и альтом, он всем своим существом жил в образе и стиле и остался в памяти как часть самого Рамо.
Вена
11/VII- 20/VII
записи на кассету Б. Азуви
(Париж, Зал Гаво)
Шимановский
II соната
III соната
"Шехеразада"
"Тантрис-шут"
Избранные мазурки
исп.: С. Р.
Шимановский
"Мифы"
исп.: О. Каган и С. Р.
Шимановский
1) "Песни влюбленного муэдзина"
2) Песни на слова Джойса
исп.: Г. Писаренко и С. Р.
Прослушиваю опять "моего" Шимановского. По количеству произведений, игранных мною, можно понять о моей к нему привязанности. Она настоящая!
Понемногу (но очень медленно) истинно музыкальная публика начинает его понимать и, стало быть, "признавать" (среди них не так уж много музыкантов).
Мечтаю (но боюсь) еще выучить две пьесы из "Метопы": "Остров сирен" (неимоверной трудности) и "Калипсо" - но когда это будет?
Сколько же на свете хорошей музыки!?!!
Велс
с 23/VII по 31/VII У Franz Marschallinger
Записи па кассеты Б. Азуви
(Schustersberg)
Дебюсси
Фантазия G dur для ф-но с оркестром
С. Р., Баренбойм
Равель
Концерт для левой руки
С. Р., Баренбойм (Тур)
"Цыганка"
О. Каган, Баренбойм
Шимановский
Третья соната
С. Р. (Париж)
Фантазия Дебюсси (единственное мое выступление с ней в Туре).
Почему-то почти никем не играемое сочинение - а почему? Потому что нетрудное? (см. e-moll-ную сонату Грига или "Lieder ohne Worte" (кстати, труднейшие)) Непонятно... "Цыганка" Равеля оригинальнейшая миниатюра (очень люблю ее), где оркестр играет всего лишь минуту из галантного отношения к скрипке.
Леворучный концерт своего рода "Остров радости", но с более таинственными и несколько опасными гротами (так говорил Генрих Густавович). [Гоген].
III сонату Г. Г. любил менее второй и считал, что Кароль пошел к сожалению не по тому пути! Я с этим абсолютно не согласен.
записи
Скрябин
Десятую сонату Софроницкий всегда играл исключительно хорошо.
286
Десятая соната
Владимир Софроницкий
Избранные этюды
Шестая соната
С. Р.
Так и в этой записи, всё живое, летящее, парящее, звучащее!..
Моя запись этюдов и шестой сонаты тоже не неудача. Несмотря на несколько промахов в шестой, она производит впечатление...
Вена и Будапешт
1/VIII-6/VIII
записи на кассету E. Азуви
Рахманинов и Чайковский
С. Р.
(записи с концертов: Велс, Будапешт)
Повторные проверки моих записей и сравнения с моей новой записью в Eurodisc-e меня порядочно утомили, и, конечно, я так по-настоящему и не понял, где получилось лучше.
Эта вечная история повторяется, когда имеешь дело с механической записью. Техника ставит палки в колеса искусства музыки, и остается - ?
Москва
август - сентябрь
Бриттен
Уроки и прослушивания по операм "Альберт Херринг" и "Поворот винта"
руководитель: В. Зива
Певцы: Г. Писаренко, Альберт Херринг - Напарин, дети
Пианистка-концертмейстер:
Л. Берлинская
19/IХ
Домашнее прослушивание оперы в записи
Бриттен
"Альберт Херринг"
дирижер: Б. Бриттен
Слушали: группа участников оркестра, Н. Гутман, О. Каган, Ю. Борисов
Закипела работа над операми, музыкальная и сценическая.
Музыкально всё шло сравнительно гладко, исключая иногда слишком быстрых темпов, которые брал Зива (я ему указывал, к его [подавляемому неудовольствию]). С Борисовым однако было гораздо хуже, он по-моему просто не имел представления, что ему делать, и всё стояло на месте.
Я обратился к Б. А. Покровскому за советами, и он с удовольствием согласился. Но тут я (и не только я) заметили, что Юра ведет двойную игру и каждый раз срывает наши встречи с Покровским (да еще мне говорит плохие вещи про Б. А., а ему вероятно про меня). А положение всё то же (с декорациями и костюмами та же катастрофа).
Наконец понявши, что ничего не выходит, Борисов однажды выпалил: "Постановка отменяется - опера пойдет в концертном исполнении". И тем самым снял себя, так сказать, с повестки дня. Но тут я взял дело в свои руки. Хорошо, думаю, "в концертном исполнении", а задумал сюрприз. Все думают, концерт, а тут вдруг импровизированный неожиданный спектакль, вроде как шарада. И, заручившись согласием Покровского, мы взялись за это.
Очень глупый смешной конферансье объявляет исполнителей, но его внезапно прерывает оркестр, и в это время Эмма Саркисян, [пробежав] весь зал, растягивается на полу, уронив свои покупки. Затем сцена приема комитета у Лэди Биллоу (Соколенко была великолепна). Выборы королевы мая (при-
287

том настроения действующих лиц подчеркивались равными освещениями).
Сцена н доме Херринга (Напарин оказался абсолютно верной кандидатурой к этой роли). Дети (в особенности Максим Ивашкин) прекрасно и с энтузиазмом участвовали - " *
21/IX
Студия грамзаписи "Мелодия"
(пробная запись для диска)
Лист
1) Погребальное шествие
2) Венгерская фантазия
3) Соната h moll
исп.: С. P.
Слушали: E. Бунеева, В. Зива, Ю. Борисов, С. Р.
Эту запись считаю одной из самых моих удачных записей.
Соната из Карнеги-холла "почти" безупречна; "Funerailles" (на плохом рояле) и фантазия с Ференчиком у пульта, сыгранная на бис с одной репетиции и, можно сказать, первый (это был второй) раз в жизни, также большая удача.
Я настаиваю, чтобы сделали пластинку, но кассета технически катастрофична.
Всё же Бунеева и добрые люди обещали ее как-то вычистить и привести в сравнительно приличный вид.
Будем надеяться...
Вена
октябрь
[Hotel] Ambassadeur
Записи с заключительного концерта на "Fetes musicales der Touraine" на кассету Б. Aзуви
Франк
Квинтет f moll
Квартет им. Бородина, С. Р.
К сожалению, не так уж удачно было это исполнение на заключительном турэнском концерте.
Это я понял, прослушав кассету; до этого же возлагал некоторые надежды на запись. Как часто, однако, ли все надежды не сбываются - вероятно это всё заслуженно, но как всё-таки жалко.
октябрь (во время обеда, вместе с Б. Aзуви)
Ресторан "Doppeladler"
(запись в баре)
Лист
Концерт A dur
Концерт Es dur
пианист Вальтер Ланг
Настроение у меня катастрофическое - какая-то двойная депрессия. Сижу за мраморным столиком - стены темно-коричневые, старомодные (но я любил этот ныне не существующий ресторанчик, где хозяином был хозяин "Kaiserbrundel", турецких бань около Seilerstatte).
Из бара звуки Листа (урывками), и мне кажется, что пианист играет гораздо лучше меня. Поэтому осведомился о его имени.
октябрь
В машине Кристиана (запись)
Верди
Ария королевы из последнего действия оперы "Дон Карлос"
Монтсеррат Кабалье
И еще раз Вена, и еще раз подземелье "Эскурьяла и Верди и королева Елизавета - она же Монтсеррат Кабалье с ее мрачной арией перед трагическим концом.
Всё как-то повторяется: люди, ситуации, места, и иногда кажется, что может быть всё так
* См. записи от 13/XII-14/XII-16/XII. - Б. М.
288
Фотографии
Москва, 1960-е.

С. Рихтер в квартире на улице Неждановой. 1959

С. Рихтер, Н. Дорлиак и А. Копленд. Москва, март 1960 г. Фото: Н. Гранов

Портреты С. Рихтера. Киев, 1962. Фото: Л. Левит

Портреты С. Рихтера. Киев, 1962 Фото: Л. Левит

Фото: Л. Левит

С. Рихтер и Н. Гутман на Втором Международном конкурсе им. П. И. Чайковского. Москва, 1962. Фото: С. Хенкин

С. Рихтер и М. Ростропович. 1960-е годы

Рихтер в Вене в 1963 году

С К. Анчерлем в Праге

С П. Пикассо. 1964

С матерью Анной Павловной Рихтер

С С. Кондратьевым, Н. Дорлиак и матерью А. П. Рихтер

С Д. Шостаковичем и Д. Ойстрахом. 1968

С. Рихтер в Тарусе

С Ю. Орманди. Филадельфия, 1970

С. Рихтер и Б. Бриттен. Гастроли Лондонского симфонического оркестра. Москва, Большой зал консерватории. Апрель 1971 года. Фото: С. Хенкин

На репетиции с ансамблем студентов и аспирантов Московской консерватории. Москва, 1978. Фото: В. Генде-Роте

На репетиции с Ю. Николаевским. Москва, Большой зал консерватории, 1978. Фото: В. Генде-Роте

С. Рихтер и Ю. Башмет. Культурная программа "Олимпиада-80". Москва, Малый зал консерватории, 2 августа 1980 года. Фото: Г. Хомак

С. Рихтер в зале во время исполнения оперы Б. Бриттена "Альберт Херринг". Фестиваль "Декабрьские вечера", программа "Образы Англии". Москва, 1983. Фото: А. Степанов

С. Рихтер, О. Каган, Н. Гутман. Фестиваль "Декабрьские вечера", программа "Мир романтизма". Москва, 1985 Фото: А. Дубнов

Новогодний бал в квартире С. Рихтера на Большой Бронной в 1998 г.: С. Рихтер и В. Зеленин

С. Рихтер и Н. Макарова

Одна из последних фотографий С. Т. Рихтера



Слушал с К. Гера и Б. Азуви
и стоит на месте. А может, это и не кажется, а так и есть.
Здесь дозадумаешься...
Вена
У Jorga Demus (запись)
Гайдн
Концерт D dur
исп.: Jorg Demus
Как же он его быстро играет (ровно вдвое). Не скажу, чтобы от этого музыка выиграла. Но... это профессорская интерпретация и консерваторская рутина. Фу!
11/XI
Raimundstheater
Абрахам
"Бал в Савойе" (оперетта)
с участием Марикка Рокк в роли [?]
(в честь ее 70-летия)
(в самом деле ей 77)
Слушал с Л. Кайзер, К. Гера, Б. Азуви
Сочинение не требует особенно высокого качества. Но артистка абсолютно превзошла себя. Если подумать о ее последнем дуэте
[по --- ] - то это чудо.
14/XI в машине у Кристиана
запись
Шуберт
Симфония С dur (фрагменты)
дирижер: Карл Бём
Несмотря на то, что это были только случайные фразы из симфонии и не всерьез слушанные (Кристиан, Naschmarkt, по которому мы проезжали), они вдруг подействовали как животворная вода и как бы повысили тонус жизни - какой С dur!
27/XI
В поезде Москва - Тула (с Н. Д.)
Трансляция из Байрейта
Вагнер
II и III сцены (I акт) оперы "Зигфрид"
В пыльно-тесном купе - вдруг "Зигфрид", притом через микрофон нашего вагона. Конечно, слушать трудно, поезд в движении, виды подмосковские, публика в проходе серая, разносят бутерброды и кефир... а тут вопросы и загадки Миме и Вотана, такие опасные для карлика, его страхи на "логовских" тремоло, ковка меча с ударами молотка, точно обозначенными в партитуре... ну и вся невозможность и неповторимость сущности Вагнера!..
13/XII-14/XII-16/XII
Музей им. Пушкина
(Декабрьские вечера)
Генеральная репетиция и два спектакля
Бриттен
"Альберт Херринг"
дирижер: В. Зива
Оркестр:
В. Перваков E. Алешин
Ю. Майборода А. Камышев
* - > во всем. Приход лэди Биллоу (сквозь шеренгу), ее пение под арфу и потасовка между мамой и сыном.
В антракте публику угощали (gratis) домашними пирожками, конфетами и т. д. в честь праздника мая.
Затем звук валторны (призывной):


* Продолжение записи от 19/IХ[?]. - Б. М.
289
А. [Рибдр?]
А. Патиев
Сначала в первом этаже, затем ближе и выше.
Д. Тонконогий
А. Арницанс


А. Гориболь
В. Марухно
Начало второго действия.
Л. Лебедев
Н. Свиридова
На тристановском аккорде освещение розово-фиолетовое (в цвет крюшона). Прекрасно были исполнены речи за накрытым столом (Лемешева - учительница перевоплотилась в подлинную англичанку).
М. Степанова
М. Маньковский


Певцы:


Л. Соколенко
В. Романов


Э. Саркисян
В. Напарин


М. Лемешева
Л. Трофимова
А вообще надо сказать, что костюмы были абсолютно случайные (более намеки, чем костюмы), как в "Турандот" Вахтангова (но я конечно не сравниваю).
В. Родионик
Н. Анисимова


Б. Тархов
О. Шалаева


А. Мочалов
И. Акиньшина


E. Болучевский
М. Ивашкин
Очаровательна была Нэнси - Трофимова и также девочка Шалаева, разъезжающая по зале на велосипеде (велосипед вообще играл большую роль).
Вступление к III акту шло в темноте, и по всему залу действующие лица искали в публике Альберта с ручными фонарями (было эффектно).
Но тут случился казус: Шалаева наехала на какую-то старушку из публики, расположившуюся посреди прохода.
Затем все эти траурные сцены, и наконец появление развязного оборванного Альберта, гнев Лэди, она падает без чувств, и ее волокут, чтобы посадить в I ряд.
И когда Альберт в конце кидает венок, он кидает его ей, как насмешку. Дети машут флажками, публика тоже (мы их заранее роздали). И вот конец - делу венец.
Могу сказать, что мне очень помогла Наташа Гутман; она была как бы режиссер-ассистент и следила за выходами актеров, за вовремя включенным освещением, за звонками, за детьми.
Без нее бы я пропал.
Ю. Борисов не пришел на спектакль. Меня это больше не [интересует].



20/XII
Вечер для участников спектакля
"Альберт Херринг"
в музее им. Пушкина
1)
Бриттен
Концерт D dur для фортепьяно с оркестром ор. 13
исп.: С. Р. и Б. Бриттен (запись)
2)
Капустник по поводу "Альберта Херринга"
Это был подлинно очень веселый вечер на Бронной, с импровизациями, цыганской музыкой и т. д. Все хотели себя проявить и показать творчески. Сидели на коврах и подушках, постланных на полу.
Все были очень довольны и радостны. Amen.
290
Участвуют все артисты
Вручение "королевского бокала" В. Напарину
3)

<< Пред. стр.

страница 28
(всего 93)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign